Методические особенности преподавания информатики в военно-морском вузе



Скачать 54.44 Kb.
Дата01.05.2016
Размер54.44 Kb.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В ВОЕННО-МОРСКОМ ВУЗЕ



К.Г. Кречетников


Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова

e-mail: krechet@tovmi.dvgu.ru

Анализ начальных знаний обучаемых по дисциплине "Информатика" показал, что он, с одной стороны невысок, а с другой стороны сильно дифференцирован. Так из 30 адаптированных (упрощённых) вопросов заданий в тестовой форме (выбор одного правильного ответа из четырёх вариантов), составленных по материалам газеты "Информатика" и соответствующих минимальным требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ первокурсники отвечают правильно на 7 - 20 вопросов.

Преподаватель информатики неизбежно сталкивается с такой проблемой: "Как можно организовать учебный процесс при классно-урочной системе обучения, если один курсант не изучал в школе информатику совсем, и не имеет ни малейших навыков работы на компьютере, а другой - обучался информатике на протяжение 6 - 10 лет, имеет дома компьютер и работает на нём ежедневно?".

Решение данной проблемы автор видит в организации следующих мероприятий:



  1. введение обязательного вступительного экзамена (или тестирования) по информатике для поступающих на все факультеты; кроме этого необходимо ввести тест на восприятие компьютерной информации; по результатам экзамена (теста) по информатике, а также по результатам теста на восприятие компьютерной информации абитуриенты должны разделяться на учебные группы примерно равной силы; для слабых групп должен быть организован пропедевтический курс, позволяющий повысить уровень их подготовки и расширить зону ближайшего развития;

  2. организацию групп обширной пропедевтической подготовки среди учащихся старших классов общеобразовательных школ и профессиональных училищ;

  3. индивидуализация учебного процесса за счёт широкого использования компьютерных обучающих программ.

Обучение информатике традиционно использует информационные технологии по ряду причин; во-первых, одними из основных разработчиков информационных технологий были специалисты в области информатики, во-вторых, формальные языки описаний алгоритмов позволяли производить качественный автоматизированный контроль грамматических конструкций и, в-третьих, содержание ряда разделов информатики хорошо структурируется, что способствует его компьютерному представлению [1].

Да и каким образом можно лучше научить основным принципам использования того или иного программного обеспечения, если не показом непосредственно на компьютере? Так почему же возможность этого показа не предоставить самому компьютеру?

Наиболее продуктивными и перспективными направлениями использования Интернет обучаемыми являются [2]: межличностное общение, общекультурное развитие, профориентация, поиск дополнительной информации по различным учебным дисциплинам, ознакомление с учебно-образовательными проектами, поиск нужных компьютерных программ, просмотр и анализ страничек вузов, самостоятельное изготовление Web-сайтов.

Однако, несмотря на очевидную необходимость для обучающихся овладения навыками работы в Internet, практика формирования данных навыков не приобрела еще широкого распространения [3], особенно в военных вузах. Причинами тому являются:



  • необходимость соблюдения режима безопасности информации;

  • невысокий уровень технической оснащенности большинства военных вузов;

  • перегруженность линий связи, особенно при работе в дневное время, ведет к неоправданной трате учебного времени на ожидание соединения, реакции сети на запрос и т. п.;

  • отсутствие апробированных методик внедрения Интернет в учебный процесс;

  • практически неосуществимое требования постоянного контроля за действиями каждого обучающегося.

Одним из вариантов позволяющих решить вышеуказанные проблемы является использование специальных обучающих программ. Примером такой программы является учебная поисковая машина.

При профессиональном поиске целью является получение информации, а при учебном - обучение процессу и логике поиска, сравнение прогноза и реальных результатов. Поэтому учебная поисковая машина должна отвечать следующим требованиям:



  • обеспечивать малое время отклика, так как обучающийся не должен отвлекаться, и время занятия ограничено; известно, что время ожидания ответа больше 20 секунд снижает интерес к работе;

  • поисковый массив должен быть обозримым; это требование связано с необходимостью объективной апостериорной оценки качества поиска; хорошим учебным поисковым массивом может быть, например введенный в компьютер текст книги, содержание которой известно обучающимся.

  • поисковый массив, как правило, должен быть текстовым файлом.

По мнению А.И. Бочкина, следует "стимулировать деятельность учащихся по составлению цепочек ассоциаций, связанных с запросом. Именно ассоциации помогают эффективно уточнять и запрос, и поисковую потребность. Нужно также после выполнения поиска просить учащихся назвать причины, ведущие к потере информации или информационному шуму" [4].

Другим вариантом решения проблемы обучения работе в сети Интернет без непосредственного подключения к самой сети является использование педагогического потенциала корпоративной сети вуза в совокупности с программами имитирующими в той или иной степени работу в Интернет и, позволяющими таким образом подготовить обучающихся к работе в глобальной сети. Для этой цели сервера корпоративной сети должны быть наполнены информацией, имеющей познавательное значение (текстами лекций, копиями наиболее интересных сайтов сети Интернет, подшивками электронных образовательных и научных журналов, электронными книгами.

Существуют специально приспособленные программы, которые предназначены для "переписывания" из Интернет сайтов целиком. Затем обучающиеся открывают эти сайты с использованием специальных программ просмотра (броузеров) и работают с ними. Создается иллюзия работы в Сети, с помощью которой могут изучаться основные приемы подачи информации в Интернет, психологические эффекты, дается представление о том, как научиться воспринимать информацию из Сети целиком, а не фрагментарно, так как представлено в программе просмотра. Кроме этого обучаемые получают навыки по тому, как отличать негативную информацию по внешним признакам, отделять корректную информацию от некорректной, развивают критическое и аналитическое мышление [2].

Разумным и целесообразным, по мнению автора, является использование для программного наполнения корпоративной сети творческого потенциала обучаемых.

С помощью созданного учебного сайта, на котором отражена вся жизнь, вуза, кафедры обучаемые смогут посещать какие-то занятия дистанционно, узнавать о предстоящих событиях. Преподаватели могут вывешивать там информацию о проводимых конференциях, публиковать свои методические наработки, статьи, доклады и многое другое.

Организация работы практической обучаемых по созданию, разработке и дизайну конкретных Web-страниц позволяют добиться значительной активизации их познавательной деятельности. Данная работа позволяет связать между собой обучающих и обучаемых, позволяет проявить смекалку и фантазию, добиться самовыражения, сопровождается, как правило, глубокой внутренней мотивацией.



Литература

  1. Апатова Н. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: РАН, 1994. – С.227.

  2. Якушина Е. Использование компьютера в школе. Информационные технологии // Медиаобразование в России. - Internet: http//www.mediaeducation.ru/publ/stat4.shtml.

  3. Нестерова Л. Использование потенциала локальной сети для формирования навыков работы в Internet. // Педагогическая информатика. - 2000. - №4. - С.8-9.

Бочкин А.И. Методика обучения информационному поиску // Информатика и образование.-2000.- №3. - С.7-10.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница