Методические рекомендации для изучения дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Б3. В.9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)


Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)
Очное и заочное обучение

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 4 сентября 2013 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2013
1 Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Б3. В.9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)

2. Авторы программы: Двоеглазова М.Ю., канд.психол. наук, доцент, каф.психологии,

Барышева Т.Д., старший преподаватель каф.психологии МГГУ



3. Цели освоения дисциплины

Указываются цели освоения дисциплины (модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО.



Цель освоения дисциплины «Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)» - формирование у обучающихся знаний и умений в области психологической диагностики детей младшего школьного возраста.

Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач:



  • формирование представлений о методах и методиках, используемых в диагностическом обследовании младших школьников;

  • формирование умения применять на практике психодиагностический инструментарий, предназначенный для диагностики детей младшего школьного возраста;

  • формирование умения формулировать диагностическую гипотезу;

  • формирование умения обрабатывать результаты обследования младших школьников и интерпретировать их;

  • формирование умения формулировать выводы по результатам диагностики и разрабатывать развернутые и дифференцированные психолого-педагогические рекомендации.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Учебный курс «Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)» относится к дисциплинам профессионального цикла и входит в модуль 2 «Психология и педагогика развития детей». Изучение данного курса сочетается с параллельным изучением курсов, посвященных дошкольному и подростковому возрастам и образовательным программам, реализуемым в этих возрастах. Таким образом, у студентов-бакалавров создается психологическая основа для возрасто-сообразного понимания развития ребенка и разворачивания образовательного процесса, а также понимания психодиагностических подходов к определению уровней развития ведущих психологических новообразований возраста.

В процессе изучения дисциплины студенты закрепляют систему основных понятий психологии детей младшего школьного возраста, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами изучения младшего школьника с психологических позиций, осваивают конкретные методики, применяемые в работе педагога-психолога.



6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования, бакалавр, обучающийся по курсу «Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):



  • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

  • готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

  • готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

  • основные категории и понятия психологической диагностики;

  • основные методы и методики, применяемые в процессе диагностики интеллекта и личностных особенностей младших школьников;

  • этапы проведения диагностического обследования;

  • особенности формулировки психологического диагноза и прогноза развития;

  • специфику написания диагностического заключения.

  1. Уметь:

  • формулировать запрос;

  • формулировать диагностические гипотезы;

  • адекватно подбирать диагностический инструментарий с целью проверки диагностических гипотез;

  • составлять программу психолого-педагогической диагностики и корректировать ее в зависимости от смены диагностической гипотезы;

  • последовательно и грамотно проводить диагностическое обследование младших школьников;

  • осуществлять обработку полученных в ходе обследования данных;

  • осуществлять интерпретацию данных;

  • составлять заключение по результатам диагностики;

  • формулировать методические рекомендации к организации работы по коррекции нарушений у детей в условиях семьи, школы.

3) Владеть:

  • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства.


10. Темы для самостоятельного изучения.



п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Раздел 1. Методологические основы и общая технология оценки психического развития младших школьников.

Вопросы для самостоятельного изучения, выполнение заданий в интерактивной форме

10

Собеседование, проверка эссе


2.

Раздел 2. Диагностика интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.

Написание эссе, реферат Вопросы для самостоятельного изучения

30

Защита реферата Собеседование

3.

Раздел 3. Исследование личностных особенностей младших школьников

Контрольная работа.

Выполнение заданий в интерактивной форме.



26

Проверка контрольной работы

4.

Раздел 4. Исследование отношений со взрослыми и сверстниками.

Тестирование, решение психо-логических задач. Подбор и решение психологических задач, конспектирование

22

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов



5.

Раздел 5. Анализ результатов и написание заключения как итог углубленной оценки психического развития ребенка.

Подготовка сообщения. Участие в разборе кейс-заданий. Информационно-аналитическая работа (реферирование и аннотирование, составление библиографии по теме, поисковая работа с различными, источниками информации)

10

Заслушивание сообщения

Защита реферата

Проверка аннотации.

АСТ-тестирование







Итого:




98




Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

  • изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем, глобальной сети Интернет;

  • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

  • подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;

  • участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:

  • текущие консультации;

  • коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);

  • прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);

  • прием и защита лабораторных работ (во время проведения таких занятий);

  • выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);

  • выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС);

  • прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);

  • выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

11. Образовательные технологии



Интерактивные формы занятий:

раздела (темы)

Формы

2.

Дискуссия на темы: «Актуальные проблемы психологии детей младшего школьного возраста»; «Начало формирования системы универсальных учебных действий».

3.

Психологический анализ литературных текстов и результатов диагностики.

4.

Решение ситуационных задач (кейс-метод)

На дневном отделении возможна организация учебных занятий с применением технологии смешанного обучения и использованием обучающей оболочки LMS MOODLE. Доступ в систему через сайт МГГУ http://www.mshu.edu.ru/moodle .


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию.

В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:



  • анализ взглядов по рассматриваемой проблеме;

  • изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

  • связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

  • вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.


Практические занятия

Занятие 1. Методологические основы и общая технология оценки психического развития детей младшего школьного возраста.

Вопросы для обсуждения

  • Методологические принципы диагностики младшего школьника.

  • Основные исследовательские методы психологии младшего школьника.

  • Специфика методов психологии младшего школьника по сравнению с методами общей психологии.

  • Стратегии исследования детского развития в психологии младшего школьника

Литература

  1. Волков Б. С. Психология младшего школьника - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005.

  2. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  3. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2005, 2008, 2010.

  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  5. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  6. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  8. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  9. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников - М. : Академ. Проект, 2004.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.

  2. Составить таблицу «Специфика методов психологии младшего школьника по сравнению с методами общей психологии».




Наименование метода, его определение

Виды

Специфика применения в возрастной психологии

Специфика применения в общей психологии



Занятие 2. Диагностика познавательных процессов младшего школьника (6 часов).

Вопросы для обсуждения

  1. Общее направление развития познавательной сферы младшего школьника.

  2. Диагностика процессов ощущения и восприятия.

  3. Диагностика процессов внимания.

  4. Диагностика мнемических процессов.

  5. Диагностика процессов представления и воображения.

  6. Диагностика процессов мышления у младшего школьника.

Литература

  1. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

  2. Волков Б. С. Психология младшего школьника - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005.

  3. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  5. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  6. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  7. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  9. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  10. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: ощущения, восприятие, внимание, представления, память, мышление, интеллектуализация психических процессов.

  2. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. - (доклад).

  3. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3-х т. Т.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.,2008. (методики).


Занятие 3. Общая диагностика учебной деятельности младшего школьника (4 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика.

  2. Становление элементов учебной деятельности. Начало формирования системы универсальных учебных действий.

  3. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

Литература

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  2. Волков Б. С. Психология младшего школьника - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005.

  3. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 2003. - [Гриф МО]

  6. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  8. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  9. Статья В.В. Репкина, Г.В. Репкиной, Е.В. Заики "О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности" // http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/951/951013.html

  10. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников - М. : Академ. Проект, 2004.

  11. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2008. [Гриф]

  12. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность, субъект деятельности, универсальные учебные действия.

  2. Статья Г.А. Цукерман "Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996003.htm - составить таблицу типологических развличий младших школьников.

  3. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. - 2005.- №2. - С.217-222 (доклад).

  4. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266. – (составить схему УУД).

  5. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. - 2004.- №4. - С.48-59(доклад).


Занятие 5. Исследование личностных особенностей младших школьников (6 часов)

Вопросы для обсуждения

  1. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

  2. Структура мотивации младшего школьника

  3. Становление личностных характеристик младшего школьника.

  4. Диагностика самооценки в младшем школьном возрасте.

  5. Диагностика эмоционально-волевых качеств личности школьника.

  6. Диагностика черт темперамента и характера ребенка.

  7. Определение наличия психологических комплексов у младшего школьника.

Литература

  1. Волков Б. С. Психология младшего школьника - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005.

  2. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  3. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  4. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  6. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  7. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников - М. : Академ. Проект, 2004.

  8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, уровень притязаний, самосознание.

  2. Асмолов А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266. – (составить схему УУД – личностный компонент).

  3. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3-х т. Т.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.,2008. (методики).


Занятие 6. Диагностика личностных младших школьников с использованием компьютерных технологий (4 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Возможности использования компьютерных технологий в процессе психодиагностической работы.

  2. Диагностические комплекты педагога-психолога.

  3. Правила проведения диагностики с применением ИКТ.

Литература

  1. Волков Б. С. Психология младшего школьника - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005.

  2. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  3. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  5. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников - М. : Академ. Проект, 2004.

  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, уровень притязаний.

  2. Асмолов А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266. – (составить схему УУД – личностный компонент).


Занятие 7. Диагностика коммуникации младших школьников (6 часов)

Вопросы для обсуждения

  1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

  2. Особенности общения со взрослыми в младшем школьном возрасте.

  3. Особенности общения со сверстниками в младшем школьном возрасте.

  4. Диагностика родительско-детских отношений.

  5. Диагностика отношения к учителю.

  6. Диагностика межличностных отношений со сверстниками.

Литература

  1. Волков Б. С. Психология младшего школьника - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005.

  2. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  3. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие – М., 2004.

  5. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  7. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников - М. : Академ. Проект, 2004.

  8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

  9. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3-х т. Т.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.,2008. (методики).

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: тревожность, агрессия, коммуникация, рефлексия, самооценка, уровень притязаний, сотрудничество.

  2. Асмолов А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266. – (составить схему УУД).

  3. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии.- 2004.-№1.- С.137-144 (выписки).



13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

Основная литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - М., 2005.

  2. Ахутина Т.В., Пылеева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. - М., 2003.

  3. Баранова Э.А. Диагностика познавательных интересов у младших школьников и дошкольников. - СПб., 2006.

  4. Барт К. Трудности в обучении. Раннее предупреждение : учеб. пособие для студ. вузов,: пер. с нем. - М. : Академия, 2006.

  5. Бекоева Д. Д. Практическая психология - М. : Академия, 2009. [Гриф]

  6. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2008. [Гриф]

  7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2008.

  8. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

  9. Волков Б. С. Психология младшего школьника - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005.

  10. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. - М., 2005.

  11. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. [Гриф]

  12. Данилова Е.Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. - М., 2010.

  13. Диагностика познавательных способностей / отв. ред. В. Д. Шадриков - М. : Академ. Проект : Альма Матер, 2009.

  14. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.-М.:Академия, 2011.

  15. Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы - М. : Теревинф, 2010.

  16. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. - Волгоград : Учитель, 2011.

  17. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников - М. : Академия, 2008.

  18. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст : [кн. для родителей] - М.: Академия, 2008.

  19. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основания зоны ближайшего развития //http://liber.rsuh.ru/Conf/Psyh_razvitie/kravcova.html

  20. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., 2007.

  21. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб., 2009.

  22. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб., 2006.

  23. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 2003. - [Гриф МО]

  24. Начальное образование : психолого-педагогический практикум / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - М. : Высш. шк., 2008.

  25. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3-х т. Т.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.,2008. – 640 с.

  26. Никандров В.В. Неэмпирические методы в психологии. - СПб.: Речь, 2005.

  27. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : - М. : Юрайт, 2011; МГППУ, 2011. [Гриф]

  28. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., 2002.

  29. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста - М. : Академия, 2007. [Гриф]

  30. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2007. [Гриф]

  31. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб. : Питер, 2007. [Гриф]

  32. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2006.

  33. Романова Е.С., Потемкина С.В. Графические методы в психологической диагностике.- М., 2012.

  34. Ромицына Е.Е. Многомерная диагностика детской тревожности.- СПб., 2006.

  35. Семаго М.М. , Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. - М., 2004.

  36. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М., 2004.

  37. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. - М., 2010.

  38. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. - М., 2010.

  39. Технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей "группы риска" : эксперим. учеб.-метод. пособие науч.-пед. работников и студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [Е. В. Алексеева и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

  40. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. - СПб., 2006.

  41. Ускова Г. А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников - М. : Академ. Проект, 2004.

  42. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. - М. : ВЛАДОС, 2010.

  43. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. - СПб., 2003.

  44. Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие (+ CD-ROM) -= М. : Книголюб, 2011, 192 с. 

  45. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков - М. : Академический Проект: Гаудеамус, 2007.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница