Методические рекомендации для проведения занятий по национальным видам спорта в рамках третьего часа урока физической культуры



Скачать 144.08 Kb.
Дата26.06.2016
Размер144.08 Kb.
Методические рекомендации для проведения занятий по национальным видам спорта в рамках третьего часа урока физической культуры

Настоящие методические рекомендации для проведения занятий по национальным видам спорта в рамках третьего часа урока физической культуры разработаны в соответствии с комплексным планом мероприятий по развитию национальных видов спорта в Ямало-Ненецком автономном округе на 2012 – 2015 годы, утверждённого совместным приказом департамента образования автономного округа, департамента по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа, департамента по делам коренных малочисленных народов Севера


Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2012 г. № 1564/189-П/58-од.
В соответствии с приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 на территории Российской Федерации на всех ступенях общего образования вводится третий час урока физической культуры, как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры. При этом Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует при разработке содержания образования, предусмотренного на третий час урока физической культуры учитывать культурно-исторические и национально-родовые традиции региона.

Одной из этно-культурных особенностей Ямало-Ненецкого автономного округа является традиционная физическая культура коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС), содержание элементов которой (национальные виды спорта, подвижные игры, физические упражнения, закаливание) и должны лечь в основу при проведении занятий в рамках третьего часа урока физической культуры.

Традиционно в структуре урока выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную, что связано с тремя фазами динамики работоспособности занимающихся: врабатывания, устойчивого состояния и снижения работоспособности. Учёт этой биологической закономерности и предопределяет построение урока по физической культуре, в том числе по национальным видам спорта в рамках третьего часа и выделение в уроке при его планировании и проведении выше перечисленных частей и их назначение.

Подготовительная часть урока. Основное назначение данной части – подготовить занимающихся к решению главных задач урока. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи:

- обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений) [5].

Соответственно в подготовительной части урока по национальным видам спорта, необходимо включать не только широко распространённые в практике физической культуры упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, но и физические упражнения характерные для культуры КМНС. Это различные виды ходьбы, напоминающие передвижение животных и птиц, проживающих на территории ЯНАО (для учащихся начальной школы), игры КМНС (2 – 3 мин) для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся (например: «Игра с кольцами», «Удержи шишку», «Кольца» (ханты игры), игра «Пышкай» («Воробей» игра коми-зырян и др.) [3, 4], специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю, в парах) с предметами (например, с палкой, набивными мячами, гимнастическими палками, экспандерами) и без предметов.

В связи с тем, что упражнения с высокой интенсивностью могут снизить работоспособность занимающихся, упражнения с данной нагрузкой не включают в подготовительную часть, при этом в комплекс средств для разминки включают упражнения с поочерёдным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.

При выполнении общеразвивающих и специально подготовительных упражнений в подготовительной части рекомендуется такой порядок: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.



Основная часть урока. Назначение данной части - решение задач по формированию системы знаний в области физической культуры и спорта, главных задач по обучению движениям и развитию физических качеств. При этом решая задачи по обучению движениям и развитию физических качеств, соблюдается следующая последовательность: обучение двигательным действиям – совершенствование координационных способностей, развитие скоростных, затем скоростно-силовых и силовых способностей – развитие выносливости. Развитие гибкости «плавает» внутри не только основной, но и в целом по всем частям урока при наличии «свободного места».

Поскольку основная часть урока направлена на решение наиболее значимых задач (воспитательных, развивающих, формирующих) физкультурного образования учащихся, то в данной части урока необходимо формировать у учащихся потребность и интерес к физическому самосовершенствованию, активное и положительное отношение к культуре КМНС, посредством формирования системы знаний, двигательных умений и навыков в области традиционной физической культуры КМНС.

При этом планируя урок по национальным видам спорта необходимо учитывать то, что традиционная физическая культура КМНС складывалась на протяжении многих веков в соответствии с традициями, обычаями, обрядами, запретами, верованиями КМНС. В связи с этим в традиционной физической культуре КМНС закрепились многочисленные запреты, некоторые из которых явно иррациональны и отражают традиционные мифологические представления КМНС, другие имеют рациональное основание и призваны предотвратить нежелательные последствия для растущего организма.

Согласно ненецкой этнопедагогики, много запретов обязаны соблюдать девочки. В частности, девочкам запрещается переступать через веревки, некоторые предметы быта, мужские вещи, к которым относится и тынзян (аркан). При использовании средств физической культуры девочкам нельзя прыгать друг через друга, задирать ноги, размашисто ходить. В связи с этими и другими запретами в традиционной физической культуре такие национальные виды спорта как тройной национальный прыжок, прыжки через нарты, бег с палкой, метание топора на дальность, метание тынзяна на хорей, лыжная эстафета, национальная борьба, перетягивание палки, являются сугубо мужскими. Соответственно соревнования, проводимые по данным видам спорта среди девочек, девушек, женщин и соответственно виды спорта, в которых они состязаются, нельзя называть национальными, поэтому при выполнении соревновательных упражнений по национальным видам спорта в основной части урока учебный класс необходимо разделять по половому признаку на две группы. Первая группа – мальчики, например, разучивают тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами, а вторая группа – девочки – легкоатлетические прыжки или прыжковые соревновательные упражнения из программы зимних арктических игр, не входящих в программу северного многоборья. Или мальчики разучивают бег с палкой по пересечённой местности, а девочки легкоатлетический бег.

В соответствии с теоретическими и методическими основами физического воспитания при планировании уроков по национальным видам спорта, в основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков по национальным видам спорта проводится в середине или конце основной части урока. При этом вначале основной части урока следует выполнять упражнения координационного, скоростного, скоростно-силового характера. К соревновательным упражнениям такого характера в национальных видах спорта относятся: метание тынзяна на хорей, метание топора на дальность, тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами. В виду того, что после выполнения упражнений на развитие силы и выносливости не развиваются координационные способности, скоростные, скоростно-силовые качества, то такие упражнения в национальных видах спорта как прыжки через нарты, перетягивание палки, лыжная эстафета, бег с палкой на 3 км необходимо выполнять в конце основной части урока. Однако для выполнения элементов (физических упражнений) национальной ненецкой борьбы необходимо проявление координационных способностей, скоростно-силовых, силовых качеств, а также специальной выносливости. Вследствие этого в зависимости от рассматриваемых элементов национальной ненецкой борьбы на уроке физической культуры и определяется место данных физических упражнений в основной части урока.

Заключительная часть урока. Назначение данной части – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этим решается ряд методических задач:

- снижение функционального возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;

- регулирование эмоционального состояния;

- подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

- сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест» [5].

В связи с тем, что назначением заключительной части урока является плавное снижение нагрузки за счёт использования относительно простых и легко дозируемых упражнений, а также подведения итогов занятий и передача домашнего задания, в заключительную часть урока по национальным видам спорта необходимо включать медленный бег (с палкой для мальчиков и юношей), спокойную ходьбу, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж, а также упражнения на внимание, успокаивающие национальные игры, игровые задания (например: «Запомни предмет», «Найди предмет», «Гизь-базь» (игра коми-зырян) [1, 4].

Таким образом, при проведении занятий и составлении планов-конспектов уроков по национальным видам спорта, с целью сохранения культуры коренных народов Севера, необходимо учитывая традиции, обычаи, обряды, запреты, существующие в культуре аборигенных народов, дифференцированно подходить к составлению содержания учебного материала для мальчиков и девочек.

Примерный план-конспект

урока физической культуры для учащихся 3 класса, разработанный на основании методических рекомендаций
Задачи урока

1. Воспитательные: формирование активного и положительного отношения к ценностям традиционной физической культуры коренных народов Севера на примере национального вида спорта – бег с палкой по пересечённой местности.

2. Развитие физического качества – выносливость и формирование техники бега (с палкой).

3. Формирование правильной осанки, свода стопы, системы знаний по национальному виду спорта – бег с палкой по пересечённой местности.


Инвентарь и оборудование: спортивная палка.

Место проведения: спортивная площадка.


Частные задачи

Средства

Дозировка

Методические приёмы и организационно-методические указания

Подготовительная часть

8 - 10 мин.




Формировать осмысленное и ответственное отношение к уроку.

Построение, приветствие, сообщение задач урока, деление на 2 команды путём расчёта на «1 – 2»

40 сек.

Сообщение о проведении соревнования между командами, о критериях оценки.

Проверить точность выполнения поворотов.

Повороты направо, налево, кругом на месте.

30 сек.

Перед выполнением дать установку «делай так, как солдат на параде».

Развитие динамической силы мышц – разгибателей стопы и статической силы мышц свода стопы для профилактики плоскостопия.

Ходьба:

- на носках – руки вверх;

- на пятках – руки в стороны;

- перекаты с пятки на носок – руки согнуты в локтях;

- на внешнем и внутреннем своде стопы – руки на пояс;

- пятки смотрят в стороны, носки друг на друга – руки согнуты в локтях.



1 мин. 30 сек. - 2 мин.

Выполнение в среднем темпе, который задаётся подсчётом, смену задания проводить по команде.

Равнение в колонне, соблюдать дистанцию, следить за осанкой.

Перед выполнением дать установку «делай так, как мишка ходит». Руки движутся вперёд назад.

Обеспечить общую функциональную готовность организма к активной мышечной деятельности.

Обеспечение специальной готовности к выполнению упражнений основной части урока.


Бег:

- лёгкоатлетический

- с высоким подниманием бедра

- с захлёстыванием голеней



20 сек.

Перед выполнением дать установку «делай так, как спортсмены на разминке».

Темп средний

Продвижение вперёд незначительное, соблюдаем дистанцию.

Продвижение вперёд незначительное, соблюдаем дистанцию.



Прыжки:

- на носках – руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам.

- правым боком приставным шагом – руки на пояс

- тоже левым



20 сек.

Прыжки выполняются вверх с незначительным продвижением вперёд, ноги вместе, локти смотрят в стороны. Перед выполнением дать установку «делай так, как прыгает заяц».

Соблюдаем дистанцию



Бегом марш

5 сек.

Дышим через нос, Соблюдаем дистанцию.

Шагом марш

5- 10 сек.

Идём в колоне, соблюдая дистанцию. Восстанавливаем дыхание. Необходимо пройтись по площадке и поднять по два листа.




В шеренгу становись! Выполнение упражнений с опавшими осенними листьями [2].

1. И. п. – о.с. на счёт 1 – 2 поднимаем руки вверх через стороны, машем листьями, на 3 – 4 руки вниз.

2. И. п. – о.с. руки в стороны, кисти с листьями опущены вниз на счёт 1 – 4 круги кистями вперёд, 1 – 4 тоже назад.

3. И.п. о.с. руки перед грудью, согнуты в локтях, листья опущены вниз. На счёт 1 – 2 пружинящее отведение рук согнутых в локтях в стороны, тоже прямых.

4. И.п. ноги врозь, руки внизу.

На счёт 1 – 2 наклон вперёд – положить листочки, 3 – 4 И.п.,

5 - 6 – взять листочки, 7 – 8 И.п.

5. И.п. о.с. на счёт 1 – 2 руки вперёд присесть, листочки вниз, 3 – 4 и.п.

6. Игра-забава с листочками.

Нужно один листочек подбросить вверх так, чтобы он подольше «полетал».



7. Игра «Подуем на плечо» [2].

И.п. ноги врозь, руки внизу.

1- повернуть голову налево, вытянуть губы трубочкой – подуть на плечо, голова прямо – вдох носом.

2 - тоже на право,

3. опустить голову, подбородком касаясь груди, вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох, голова прямо – вдох носом.

4 – поднять лицо к верху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.


6 – 8 раз

5 - 6 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

6 – 8 раз

2 – 3 мин.

20 - 30 сек.




На 1 – 2 выполняем глубокий вдох, на 3 – 4 выдох.

Следим за осанкой

При отведении рук назад стараемся соединить лопатки

Ноги в коленях не сгибаем

Спина прямая, пятки не отрываем.

Встали свободно по всей площадке.

Следите за полётом листочка и пробуйте его поймать. Поиграйте с ним. Во время игры подумайте, как бы вы назвали эту игру-забаву.

Игра может выполняться в сопровождении стихотворения:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

На солнце горячо дневной порою.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь – на облака

И остановимся пока.

Ноги на ширине уже плеч



Основная часть

25 – 30 мин.




1. Формирование системы знаний по национальному виду спорта – бег с палкой по пересечённой местности

Национальный вид спорта – бег с палкой (мальчики)

1. Рассказ учителя о национальном виде спорта – беге с палкой по пересечённой местности.









2. Развитие физического качества – выносливость

Бег 1000 м

Без учёта времени

Мальчики бегут с палкой, девочки без.

3. Совершенствование техники бега (с палкой)

1. И.п. – стоя, ноги на ширине ступни, руки согнуты в локтях под прямым углом. 1 – подняться на носки; 2 – и.п.

2. И.п. – то же. Имитация движений рук при продолжительном беге.

3. И.п. – то же, при движении руки назад нога, сгибаясь в коленном суставе поднимается вверх

8 – 10 раз

1 мин.


1 мин.

Следить, чтобы туловище перемещалось строго вертикально.

Следить за тем, чтобы угол сгибания рук в локтевых суставах не изменялся, локоть отводился назад до отказа, при движении рук вперёд кисть поднималась до уровня лица, плечи опущены.

Следить за тем, чтобы туловище сохраняло прямое положение, опорная нога не сгибалась, колено поднималось как можно выше [2].


Заключительная часть

5 мин




Снижение функционального возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц.

Подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся.

Сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями.


Игра – «Запомни предмет» или игра коми-зырян – «Гизь-базь» [1, 4]

Подвести итог урока

Домашнее задание. Добавить в свой комплекс утренней зарядки, физкультминутки упражнения, которые мы сегодня выполняли на уроке физкультуры.


3 мин.

1 мин.


1 мин.





* Примечание. Игра «Запомни предмет». Ребята садятся полукругом и выбирают водящего, предложив ему удалиться. Каждый участник должен приготовить и держать в руках, какую-нибудь вещь: монету, карандаш, авторучку, лист бумаги, лист дерева и т.д. Зовут водящего. Он обходит всех и старается запомнить, какой предмет находится у каждого. Снова удаляют водящего и, собрав все вещи в одно место, приглашают его войти. Теперь водящий должен раздать все предметы их владельцам. Если он раздаст правильно, то выбирают нового водящего. Если он сделает хоть одну ошибку, то игра начинается сначала со старым водящим.

Игра «Гизь-базь». Игроки садятся в круг. По коми считалке, выбирается игрок, который будет угадывать предмет. Остальные участники игры становятся в круг. Учитель кладёт одному из игроков в руки предмет. По команде учителя, игрок становится в центр круга, начинает искать предмет. В это время участники игры передают предмет друг другу за спиной. Чтобы игрок нашел предмет, ему даётся три попытки.


Список используемой литературы
1. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 95 с.

2. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 1 класс: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 280 с.

3. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. 121 с.

4. Уроки фольклора: Живые мотивы северной земли //Сборник методических рекомендаций. Составитель Н.В. Назарукова. Часть 2. Салехард, 2010 г.

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

Разработал:



методист по физической культуре и ОБЖ

ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» А.В. Конев


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница