Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины



Скачать 460.19 Kb.
страница1/3
Дата03.05.2016
Размер460.19 Kb.
  1   2   3
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Сервисология

Целями освоения дисциплины является формирование у будущих специалистов знаний об основных потребностях человека, структуре обслуживания с учетом природных и социальных факторов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные потребности и психофизиологические возможности человека и их взаимосвязь с социальной активностью личности, структуру обслуживания учетом природных и социальных факторов.

2) Уметь: оценивать психические, физиологические особенности человека, социальную значимость потребителей.

3) Владеть: умением обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов.



Содержание дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС




Раздел 1. Введение. Человек как предмет познания.


















Становление сервисологии как науки. Основные понятия теории потребностей.

4 / 0


2




2

6





Раздел 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли.


















Человек в первобытном обществе. Первые цивилизации и «осевое время».

4 / 0

2




2

6




Библия о потребностях человека. Проблема потребностей у мыслителей античности.

4 / 0


2




2

6




Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения.

4 / 0


2




2

6




Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения. Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.

4 / 0


2




2

6





Раздел 3. Человек в различных аспектах существования: индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности, мотивация и мотивы.


















Характеристика индивида. Характеристика личности. Характеристика индивидуальности.

4 / 0


2



2

6




Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности). Мотив как побуждение.

4 / 0


2



2

6




Мотивация, обусловленная потребностями личности.

4 / 0


2



2

6





Раздел 4. Понятие потребностей и их классификация. Модели поведения потребителя.


















Определение потребностей. Классификации потребностей.

4 / 2


2



2

6




Структурный анализ системы потребностей.

6 / 2


2



4

6




Характеристики потребителя.

4 / 2


2



2

6




Типология личности по К.Г.Юнгу и покупательское поведение.

6 / 2


2



4

6




Типология потребителя.

6 / 2

2




4

8




Раздел 5. Особенности функционирования сферы услуг.


















Классификация услуг.

6 / 0


2



4

6




Рынок услуг.

6 / 2


2



4

6





Раздел 6. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.


















Общение работника сферы сервиса и клиента.

6 / 2


2



4

8




Качество услуг, ожидания потребителей и их удовлетворение.

6 / 2


2



4

8




Психология и тактика процесса обслуживания потребителя.

6 / 2


2



4

8




Итого:

90/18

36




54

116




Содержание разделов дисциплины
.
Раздел 1. Введение. Человек как предмет познания.

Тема 1. Становление сервисологии как науки. Основные понятия теории потребностей.

Сервисология как наука: цели и задачи. Предмет дисциплины. Человек как смысловая модель мира. Комплексный подход исследования человека как целостности; изучение индивидуальных психофизиологических особенностей человека как основы запросов и потребностей человека.



Раздел 2. Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли.

Тема 1. Человек в первобытном обществе. Первые цивилизации и «осевое время».

Потребности, доминирующие в первобытном обществе. Изменение потребностей людей в эпоху ран­них цивилизаций.



Тема 2. Библия о потребностях человека. Проблема потребностей у мыслителей античности.

Основные способы регулирования взаимодействия личных и общест­венных потребностей, представленных в Библии. Концепции потребностей у Демокрита и Эпикура. Взгляды на потребности в уче­нии софистов. Особенности понимания потребностей в учениях стоиков, скептиков и эпикурейцев.



Тема 3. Взгляды на потребности в Средние века и в эпоху Возрождения.

Характеристика концепции человека и потребностей у мыслителей сред­невековой Европы. Подходы к проблеме человека и потребностей в средневековой России. Изменение взглядов на человека и его потребно­сти в эпоху Возрождения.



Тема 4. Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения. Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.

Понимание потребностей человека мыслителями Нового време­ни. Сравнительный анализ сходства и различия концепций человека и потребностей в философии Гегеля и Маркса.


Раздел 3. Человек в различных аспектах существования: индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности, мотивация и мотивы.

Тема 1. Характеристика индивида. Характеристика личности. Характеристика индивидуальности.

Характеристика понятий: инди­вид, личность, индивидуальность.


Общие характеристики индивида. Понятие роли и ее разновидности.
Понятие личности как социального субъекта. Взгляд на современного человека с по­зиции рыночной типологии. Сравнительная ха­рактеристика позитивных и негативных сторон личности.

Тема 2. Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности). Мотив как побуждение.
Характеристика понятий «потребность» и «мотив». Характеристика мотива как намерения, как состояния, как устойчивого личностного проявления.

Тема 3. Мотивация, обусловленная потребностями личности.

Разноплановость в толковании мотива у В.А.Иванникова, А.Б.Орлова, А.Н.Леонтьева. Факторы, учитываемые субъектом при достижении успеха.



Раздел 4. Понятие потребностей и их классификация. Модели поведения потребителя.

Тема 1. Определение потребностей. Классификации потребностей.

Группы потребностей с учетом критери­ев, положенных в основу классификации.


Первичные и вторичные потребно­сти человека. Классификация потребностей по Гегелю и До­стоевскому.

Тема 2. Структурный анализ системы потребностей.

Характеристика структурного анализа системы по­требностей.


Базисные потребности человека. Высшие потребности человека. Классификация потребностей у С.О. Корнеенкова. Классификация потребностей Г. Меррея.
Классификация потребностей по А. Маслоу. Классификация И.В. Бестужева-Лада.

Тема 3. Характеристики потребителя.

Культурные и социальные факторы, влияющие на поведение потребителя. Референтные группы и семья с позиции их влияния на поведение потребителя.



Тема 4. Типология личности по К.Г.Юнгу и покупательское поведение.

Факторы — мотиваторы потре­бительского поведения. Личностные и психологические факторы в мотивации по­требительского поведения, их характеристика.


Влияние рода занятий, экономического положения, воз­раста на потребление. Типология личности по К.Г.Юнгу.

Тема 5. Типология потребителя.

Типология потребителя с учетом стиля жизни. Характеристика соотношения типа личности про­давца и потребителя в процессе осуществления продаж. Сравнительный анализ теоретических подхо­дов, объясняющих поведение работников сервиса в про­цессе продаж. Типы потре­бителей: когнитивный, независимый, новатор.



Раздел 5. Особенности функционирования сферы услуг.

Тема 1. Классификация услуг.

Сервисология как наука. Характеристика сферы услуг. Понятие услуги. Классификации услуг: по специфике содержания; по формам оказания услуг; по способу оплаты; по видам потребления.



Тема 2. Рынок услуг.

Соотношение основных классов и сфер услуг. Основные черты рынка услуг, особенность дея­тельности и виды предприятий сферы услуг. Понятия «сервис» и «сервисное об­служивание».



Раздел 6. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.

Тема 1. Общение работника сферы сервиса и клиента.

Зависимость спроса на различные услуги от пола, возраста и ин­дивидуальных особенностей клиентов, образа жизни, вкусов, ожиданий и требований. Соответствие услуги (изделия) моде и цене; настроение клиента, которое во многом определяется атмосфе­рой взаимоотношений на предприятии сервиса; деловитость и ком­петентность работников, их внимательное, заинтересованное отношение к клиентам.



Тема 2. Качество услуг, ожидания потребителей и их удовлетворение.

Компоненты (параметры) оценки качества услуг: осязаемость, надежность,


ответственность, законченность, доступность, безопасность, вежливость, коммуникабельность, взаимопонимание с потребителем.

Тема 3. Психология и тактика процесса обслуживания потребителя.

Этапы совершения заказа. Основные аспекты тактики обслуживания.


Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Введение. Человек как предмет познания.

Выполнение эссе на тему «Зачем нужен сервис».

6

Проверка эссе.



Основные концепции человека и человеческих потребностей в истории общественной мысли.


Выполнение реферата на одну из тем:

    • Потребности, доминирующие в первобытном обществе.

    • Изменение потребностей людей в эпоху ран­них цивилизаций.

    • Концепции потребностей у Демокрита и Эпикура.

    • Взгляды на потребности в уче­нии софистов.

    • Характеристика концепции человека и потребностей у мыслителей сред­невековой Европы.

    • Подходы к проблеме человека и потребностей в средневековой России.

    • Изменение взглядов на человека и его потребно­сти в эпоху Возрождения.

    • Человек и потребности в Новое время и в эпоху Просвещения.

    • Концепция человека и его потребностей в философии XIX в.

24

Защита рефератов



Человек в различных аспектах существования: индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности, мотивация и мотивы.


Выполнение контрольной работы.

18

Проверка контрольной работы.



Понятие потребностей и их классификация. Модели поведения потребителя.


Вопросы для самостоятельного изучения:

  • Сравнительный анализ теоретических подхо­дов, объясняющих поведение работников сервиса в про­цессе продаж.

  • Типы потре­бителей: когнитивный, независимый, новатор.

32

Ответы на вопросы, конспектирование.



Особенности функционирования сферы услуг.

Подготовка к деловой игре.

12

Участие в деловой игре.



Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.

Тестирование.

24

Выполнение тестов.





Итого:




116





Лабораторные занятия 1-2.

Становление сервисологии как науки.

Основные понятия теории потребностей.

План.

  1. Сервисология как наука: цели и задачи.

  2. Предмет дисциплины.

  3. Человек как смысловая модель мира.

  4. Комплексный подход исследования человека как целостности.

  5. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей человека как основы запросов и потребностей человека.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Охарактеризуйте предмет дисциплины «Сервисология».

  2. Проанализируйте определения понятия «потребность» у разных исследователей.

  3. Обоснуйте необходимость изучения и исследования человеческих потреб­ностей.

  4. Охарактеризуйте понятия «потребность», «нужда», «желание», «прихоть». Как эти понятия взаимосвязаны между собой?


Задания для самостоятельной работы

    1. Составить таблицу «Взаимосвязь потребностей и ценностей» на основе учебного пособия Балакиной Ю.Ю. (1, С. 11-17).

    2. Выполнение эссе на тему «Зачем нужен сервис».


Основная литература:

    1. Балакина, Ю.Ю.Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. - М.: Феникс, 2010.

    2. Коноплева, Н.А. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие / Н.А. Коноплева. - Изд-во: Флинта, Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2008.

    3. Орлов, С. В. Человек и его потребности : Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. – СПб.: Питер, 2008.

    4. Павленок П. Д. О сущности сервисологии как науки / Павленок П. Д.
      // Социальные технологии, исследования. - 2010. - № 1. - С. 30-38.

    5. Садохин, А.П. Сервисология: человек и его потребности. Учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Омега-Л. – 2009.

    6. Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие. / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Омега-Л, 2011.

    7. Человек и его потребности: Учебник / Под редакцией:   Назиров А.Э.
      - СПб: ИЦ "Интермедия", 2012.

Дополнительная литература:

    1. Литл, Джонни Ф. Основы маркетинга. Чего хотят наши потребители. Надежный способ это выяснить / Джонни Ф. Литл. –Ростов н/Д, 1997.

    2. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М. : Высш. шк., 1990.

    3. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997.

    4. Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей / А. И. Самсин. – М. : Высш. шк., 1987.

    5. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.

    6. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

    7. Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. – Иркутск : ИГЭА, 1997.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница