Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины



Скачать 196.42 Kb.
Дата30.04.2016
Размер196.42 Kb.
Методические рекомендации для студентов

по изучению дисциплины «Философия»

Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

Преподавание дисциплины «Философия» ставит своей целью формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, овладение базовыми принципами и приемами философского познания, формирование представления об основных разделах философского знания и их проблематики, выработку навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами, введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.



К задачам курса относятся:

  • выработать представление о специфике философии как способе познания мира;

  • сформировать представление об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах исследования;

  • осмыслить техническую деятельность как важнейшую форму практики и техническое знание как специфическую часть человеческого знания;

  • умение объективно оценивать происходящие в обществе события и осознание сущности и смысла инженерной деятельности;

  • сформулировать собственное диалектическое воззрение на мир и место человека в нем;

  • выработать навыки работы с разными видами философских текстов.

Место курса в учебном процессе. Философия, как одна из дисциплин гуманитарного цикла, призвана помочь бакалавру сформировать теоретический уровень познавательной деятельности, понять природу общества, причины его развития, структуру социального организма, взаимосвязь между его элементами, что, в конечном счете, позволит выработать самостоятельный взгляд на социальные явления современности, ориентироваться в многомерном социокультурном пространстве.


  1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «Философия».

Изучение курса «Философия» требует активного взаимодействия преподавателей и студентов, предполагает дискуссионные формы этого взаимодействия. На семинарах студенты не просто пересказывают тексты «своими словами», а самостоятельно исследуют исторический и теоретический аспекты избранной ими проблемы и излагают результаты этого исследования для обсуждения и выражения собственной точки зрения. Отсюда – необходимость изучения не только учебников по философии, но и оригинальных философских текстов, представленных, например, в хрестоматиях по философии.

При подготовке к лекциям бакалавру необходимо повторить предыдущий учебный материал по дисциплине «Философия», а также ознакомиться с темой будущей лекции, подобрать учебный материал.



Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время перед зачетом для систематизации знаний по дисциплине. Данные методические рекомендации соответствуют программе по «Философии», в содержание которой включены девять разделов: от вводной «Философия и ее роль в жизни человека и общества» и изучения истории философии к изучению теоретических оснований онтологии, гносеологии в их современном состоянии и «практическим» вариациям современной философии в виде философской антропологии, социальной философии.
Самостоятельная работа студентов (СРС)

№ п.п.

Вид самостоятельной работы

Объем времени, час

Рекомендуемая литература

норм. срок обучения

очная

заочная

1

2

3

4

7

1

Усвоение текущего учебного материала

10

15

[6.1.1-6.2.39]

2

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям

24

10

[6.1.1-6.2.39]

3

Написание рефератов и выполнение творческих заданий

10




[6.1.1-6.2.39]

4

Подготовка к рейтинговому контролю, зачету

10

35

[6.1.1-6.2.39]

5

Выполнение контрольных работ




34


[6.1.1-6.2.39]

С целью оптимальной организации учебного процесса бакалаврам необходимо ознакомиться с наименованием тем программы учебной дисциплины «Философия» и их содержанием, а так же с методическими рекомендациями и требованиями по подготовке к семинарским занятиям, лекциям и различного рода формам самостоятельной работы.

Наименование тем программы учебной дисциплины

«Философия» и их краткое содержание

Тема 1. «Философия, и ее роль в жизни человека и общества»

Предмет философии. Взаимоотношение философии и мировоззрения. Проблема происхождения философии. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Соотношение философии и мифологии, философии и религии. Философия и наука. Философия и естественнонаучное знание.

Формулировка основного вопроса философии. Специфика философии. Рациональная направленность философского знания. Стремление к выработке систематизированной картины мира.

Функции философии. Основные части философского знания. Место и роль философии в культуре и в истории мысли.



Тема 2. «Античная философия: религиозно-философские системы Востока, философия Древней Греции и Древнего Рима».

Историко-культурные типы философии: восточная (древнеиндийская, древнекитайская), западноевропейская (античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени, Просвещения, немецкая классическая, современная западная) и русская философия.

Философия Древней Индии. Сущность индийской философии. Значение Вед в истории развития индийской мысли. Главные религиозно-философские системы индийской философии: ортодоксальные (признающие авторитет Вед): миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика; неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака, буддизм, джайнизм. Основные черты древнеиндийской философии. Учение о бытии (абсолюте).

Философия Древнего Китая. Становление философии в Древнем Китае. Кун Фу-цзы (Конфуций) и его жизнь, «Лунь юй» «Беседы и высказывания». Конфуций и основные принципы конфуцианской этики. Лаоцзы, «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Космология и онтология даосизма. Этика даосизма: философский смысл даосской концепции недеяния (у вэй).

Периодизация античной философии: период становления философии (VII-V вв. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.). Натурфилософия досократиков. Софисты и Сократ о человеке и его мире. Платон: теория идей, знание как припоминание, теория государственного устройства и концепция идеального государства. Аристотель: метафизика, форма и материя, учение о четырех причинах, логика, этика.

Эллинистически-римский период античной философии: 1. Скептицизм 2. Стоицизм 3. Эпикуреизм.



Тема 3. «Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения».

Философия Средневековья и Возрождения. Общая характеристика философии средних веков. Основные направления христианской философии: апологетика, патристика, схоластика. Теоцентризм. Аврелий Августин: проблема соотношения веры и разума, креационизм и фатализм в его учении, учение о церкви и государстве. Фома Аквинский – центральная фигура схоластической философии. Взаимоотношение философии и теологии у Фомы Аквинского. Проблема доказательства бытия Бога.

Характерные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения: гуманизм, пантеизм, антропоцентризм, секуляризация. Естественнонаучная революция: гелиоцентрическая картина мира, эксперимент как метод научного исследования, натурфилософия. Философские учения Николая Кузанского, Джордано Бруно.

Тема 4. «История философии Нового времени. Немецкая классическая философия»

Общая характеристика философии Нового времени: возникновение опытной науки. Разработка метода научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк). Эмпиризм Ф. Бэкона и основные правила индуктивного метода, учение Бэкона об идолах познания. Рационализм Р. Декарта. Роль чувств и разума в познании. Правила для руководства ума. Интуиция и дедукция. Дуализм Р. Декарта. Понятие субстанции: духовная и материальная субстанции и их атрибуты. Процесс познания и учение о субстанции в философии Б. Спинозы. Этика Спинозы. Теория познания Дж. Локка. Французский материализм 18в.

Общая характеристика немецкой классической философии. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания И. Канта. Понятие трансцендентальной философии. Априоризм теории познания Канта. Концепция субъекта в кантовской философии. Учение об антиномиях и категориях. Этика Канта. Философия Г.В. Гегеля – вершина немецкой классической философии. Система и диалектический метод философии Гегеля. Основные идеи «Феноменологии духа» Гегеля: сознание, самопознание, разум. Диалектика как логика и теория познания.

Социальный характер философии К. Маркса и Ф. Энгельса. Сущность материалистического понимания истории. Концепция отчуждения человека.



Тема 5. «Западная философия 19-20 вв.»

Иррационализм и философия жизни. Философские идеи С. Кьеркегора. Философия А. Шопенгауэра: «мир как воля и представление», пессимизм Шопенгауэра, отрицание воли к жизни. Философия Ф. Ницше. Основные периоды творчества Ницше. Критика христианства и его моральных заповедей. Программа «переоценки всех ценностей». Нигилизм Ф. Ницше. Понятие «воля к власти» и сущность новой морали «сверхчеловека».



«Современная философия»

Позитивизм и его исторические этапы. Философия психоанализа. Учение З. Фрейда. Экзистенциализм. Проблема человека и его свободы в экзистенциализме. Проблема жизни и смерти в экзистенциализме. Герменевтика. Феноменология. Постмодернизм.



Русская философия. Социальные и духовные предпосылки возникновения русской философии. Общая характеристика русской философии. Национальный характер русской философии. Философия «всеединства» В. Соловьева. Философия Н. Бердяева и И. Ильина.

Тема 6. Онтология.

Античность. Поиски «вещественных» первоначал всего существующего (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит). Учение о бытии Парменида. Античные противники учение о бытии: софисты, Сократ. Апории Зенона. Учение Платона о бытии, Аристотель о бытии: то, что находится за физическим миром. Средневековье: Бог подлинное бытие. Новое время: отказ от онтологии как учения о предельных основаниях мира, отождествление бытия с природой. Субстанция как ключевая категория Нового времени. Субстанция, атрибут, модус: соотношение понятий. Монизм, дуализм, плюрализм.

Философское и естественно-научное понимание материи. Материя и сознание как философские категории. Движение, классификация форм движения материи по Энгельсу, ограниченность этой классификации.

Пространство и время как формы бытия материи. Реляционное и субстанциалистское понимания пространства. Основные характеристики времени. Статическая и динамическая концепция времени. Взаимосвязь пространства и времени.



Человек и его сознание. Античные представление о сознании как душе: моральные и познавательные характеристики сознания (души). Средневековые представления о сознании: А. Блаженный – раздвоенность сознания (благо и зло, вера и разум), введение в структуру сознания времени.

Декарт: душа как мыслящая субстанция, сознание и память, непосредственное и рефлективное сознание, дуализм души и тела. Гносеологический аспект сознания: Я и не-Я (субъект и объект, мышление и мир), этический аспект сознания.

Происхождение сознания: сознание продукт общественно-исторического развития, язык и сознание. Сознание как идеальное отображение действительности и регулятор человеческой деятельности.

Тема 7. Познание его границы и возможности. Метод и методология.

Структура познавательной деятельности человека: 1) субъект познания (тот, кто познает); 2) объект познания (реальность, которая изучается); 3) опосредованный различными средствами процесс отражения субъектом объекта познания; 4) результат отражения, т.е. знание как субъективный образ объекта.

Две ступени познания: а) чувственная, осуществляющаяся посредством ощущений, восприятий и представлений; б) рациональная, протекающая в формах понятий, суждений и умозаключений.

Расхождение между рационалистами (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) и эмпириками (Локк, Юм, Беркли, частично Бэкон).

Основные концепции истины: корреспондентская – соответствие знаний реальности; когерентная – согласованность частей знаний друг другу, прагматическая – полезность знания для достижения той или иной цели. Критерий истины, истина и заблуждение, марксистское понимание критерия истины.

Методология.

Научное и вненаучное знание. Понятие науки. Понятие научного факта. Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

Методы теоретического познания: гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматический метод. Общелогические методы и приемы исследования: абстрагирования, анализ, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход. Гипотеза, виды гипотез, подтверждение и опровержение гипотез. Понятие научной теории, функции теории.

Критерии научности. Особенности классической, неклассической, постнеклассической науки. Специфика познания социокультурных явлений. Развитие (рост) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.



Диалектика.

Античность: а) представления о диалектике как искусстве ведения спора; б) гераклитовское понимание диалектики.

Диалектика как философское учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Гегелевская диалектика. Категории сферы бытия: качество, количество, мера. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Восхождение от абстрактного к конкретному. Принципы диалектического метода: объективность, всесторонность, конкретность (конкретное), историзм. Марксистская диалектика, ее отличие от гегелевской.

Тема 8. «Философская антропология»

Теории возникновения человека. Биологическое и социальное в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек в системе социальных связей и отношений. Понятие социализации. Различие понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «личность» и его многоаспектность. Личность как субъект социальных связей и отношений, как целостная духовно-мировоззренческая реальность, как развивающаяся система нравственно-ценностных и индивидуально-социальных качеств. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни. Жизнь, смерть и бессмертие человека.



Тема 9. «Социальная философия»

Материалистическое и идеалистическое понимание общества. Основные факторы развития общества. Специфика гражданского общества. Понятие исторического процесса. Субъекты исторического процесса. Роль личности в истории. Соотношение свободы и необходимости в историческом развитии. Проблема единства истории. Формационный, цивилизационный и мир-системный подходы к развитию общества. Понятие социального прогресса. Критерии общественного прогресса. Понятие техники. Человек и технический прогресс.



«Культура и цивилизация»

Понятие культуры. Культура как вторая природа. Ценностное понимание культуры. Понятие материальной и духовной культуры. Деятельностный подход к культуре. Надбиологический характер культуры. Функции культуры. Понятие цивилизации. Смысловое наполнение понятия «цивилизация» в философии Просвещения, в концепциях Л. Моргана, О. Шпенглера, А. Тойнби. Цивилизация как социальное бытие культуры. Специфические черты западной и восточной культур и культурное своеобразие России.



«Глобальные проблемы современности и будущее человечества»

Основные черты постиндустриального общества. Социальная роль информационно-коммуникационных систем. Понятие информационного общества. Рост интеграционных процессов в современную эпоху. Понятие глобализации. Предпосылки глобализации. Противоречивый характер процесса глобализации. Социальные и культурные последствия глобализации. Россия в глобальном мире. Истоки и сущность глобальных проблем человечества. Возможные пути решения мировым сообществом глобальных проблем.



  1. Работа с литературой.

Для подготовки к лекциям, семинарам, написанию рефератов, зачету по дисциплине «Философия» необходимо пользоваться соответствующей учебно-научной литературой, имеющейся в библиотеке ДГТУ, а также общедоступными Интернет-порталами, содержащими большое количество как научно-популярных, так и узкоспециализированных статей, посвященных различным аспектам философских проблем. Список заданий находится у преподавателя и представляется студентам в виде соответствующего файла и на сайте ДГТУ. К заданиям прилагается список литературы, с указанием раздела (главы), который необходимо использовать при подготовке к различным видам самостоятельной работы.




  1. Общие методические рекомендации при выполнении самостоятельной работы бакалаврами.

Рабочей программой дисциплины «Философия» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 54, 94 часа.

Самостоятельная работа студентов – является одной из важных видов работ, необходимых для усвоения курса философии.

Самостоятельная работа студентов предназначена для более успешного закрепления знаний, полученных студентами на лекциях, а также подготовки к текущим семинарским занятиям и промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.), к зачету.

Самостоятельная работа развивает навыки использования философской литературы, способствует формированию у студентов культуры умственного труда. В самостоятельную работу входят те разделы курса философии, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по философии состоит из:

• Определения ряда вопросов, необходимых для освоения тем семинарских занятий, которые студенты должны изучить самостоятельно;

• Подбора обязательной и дополнительной учебной литературы необходимой для изучения курса;

• Определения вопросов для самоконтроля, позволяющих студентам проверить качество полученных знаний.

Контроль самостоятельной работы студентов по курсу философии может осуществляться в формах текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Форма промежуточного контроля – тестирование для студентов очной формы и письменная контрольная работа для студентов заочной и сокращенной форм обучения. Кроме того, дневная форма обучения в полном объеме предполагает текущий контроль на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль предусматривает зачет в конце изучения материала.



  1. Общие методические указания по выполнению отдельных форм

самостоятельной работы студентов

4.1. Методические указания для подготовки доклада на семинаре о творчестве философа.

Тема доклада выбирается студентом самостоятельно и обсуждается с преподавателем. Время, отводимое на сообщение, не должно превышать 7 – 10 минут. При подготовке к выступлению необходимо помнить, что устная речь сильно отличается от письменной, поэтому избегайте длинных и сложных фраз, используйте только знакомые Вам термины или обязательно поясняйте незнакомые, приводите примеры. Доклад не следует читать, а необходимо рассказывать «своими словами», чтобы Ваш рассказ был понятен и интересен слушателям.

Для того чтобы написать доклад, необходимо ознакомиться с предлагаемой литературой, после чего попытаться ответить на вопросы, которые помогут составить стройное изложение рассматриваемой темы. Такими вопросами могут быть:

1. Где и когда жил данный философ?

2. Какие важные моменты, оказавшие влияние на мировоззрение мыслителя, можно выделить в его биографии? Перечислите основные произведения автора.

3. Определите, на какие философские традиции он опирался?

4. Выделите основные идеи в творчестве философа?

5. Менялись ли его взгляды на протяжении жизни?

6. Актуальны ли идеи данного мыслителя сегодня?


    1. Подготовка доклада (или написание контрольной работы) по философской проблеме.

Для подготовки доклада или контрольной работы по философской проблеме студенту необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогут составить последовательность изложения изучаемого материала.

1. Когда и где впервые поднимается данная философская проблематика? В связи с чем встает тот или иной вопрос?

2. Какие аспекты проблемы можно выделить?

3. Как решалась данная проблема различными философами, в разные этапы развития историко-философского знания? Что нового в углублении постановки и возможных решений проблемы появилось в результате этого обсуждения?

4. Существует ли данная проблема сегодня. Если да, то, каково ее современное философско-мировоззренческое значение?
4.3. Как написать контрольную работу по истории философии.

Для написания контрольной работы по истории философии необходимо рассмотреть ряд вопросов, которые помогут определить последовательность ответа:

1. Какой временной отрезок охватывает данный период историко-философской мысли?

2. Какова главная проблема, исследуемая на данном этапе?

3. Какие мыслители занимались решением этой проблемы в рассматриваемый период? Проведите параллели, как она решалась в предыдущие и последующие эпохи?

4. Каково значение данного этапа развития философской мысли в целом?


4.5. Как написать реферат по философии.

Тема реферата обсуждается с преподавателем, как правило, тематика разнообразная: это может быть реферат о творчестве философа, о каком-либо философском направлении в целом, работа по истории философии, или по какой-либо конкретной философской тематике. Объем реферата может варьироваться от 15- 30 страниц печатного текста, 14 шрифт, полуторный интервал. Работа должна быть правильно оформлена: план, введение, основная часть, разбитая на параграфы, заключение, где делаются выводы, список использованной литературы.



4.6. Как подготовиться к семинару по философии.

Для подготовки к семинару по философии используйте «Планы семинарских занятий».



При подготовке к семинарскому занятию, начните с повторения пройденного лекционного материала. Затем повторите предшествующие главы учебника. Ознакомьтесь с обязательной и при необходимости с дополнительной литературой предложенной к семинару, продумайте план своего ответа. Запишите краткий конспект ответа по каждому вопросу. При подготовке к любому семинарскому занятию используйте «Философский словарь». Выписывайте из словаря все незнакомые для вас термины, которые вы встречаете, это позволит лучше разобраться в теме занятия.



  1. Методические рекомендации для подготовки к зачету по философии.




  1. Для того чтобы подготовиться к сдаче зачета по философии в первую очередь необходимо разобрать и выучить конспекты лекций.

  2. Просмотрите конспекты ваших ответов по семинарским занятиям.

  3. Во-вторых, выпишите те вопросы, которые вызвали у вас сложности в изучении. Для их рассмотрения обратитесь к соответствующим главам учебника.

  4. Используйте текст учебника и «Философский словарь» для подготовки к вопросам, которые не вошли в лекционный материал.

  5. Напишите краткий план ответа по каждому вопросу.

  6. Не следует заучивать наизусть даты, достаточно знать эпоху, в которую жил философ.

  7. Главный залог сдачи зачета – посещение лекций и активная работа на семинарских занятиях.

Перечень вопросов для подготовки к зачету


  1. Предмет философии. Специфика философского знания.

  2. Основной вопрос философии. Функции философии.

  3. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

  4. Философия Древней Индии и Древнего Китая.

  5. Натурфилософские школы Древней Греции.

  6. Античная философия: софисты и Сократ о человеке и его мире.

  7. Античная философия: Ранняя классика: Учение Платона об идеях.

  8. Античная философия: Высокая классика: Метафизика Аристотеля.

  9. Античная философия: философские школы римско-эллинистического периода.

  10. Этапы развития русской философии, ее особенности и основные представители.

  11. Восток-Запад-Россия. Западники и славянофилы в русской философии.

  12. Философия всеединства и цельного знания В.С. Соловьева.

  13. Западноевропейская средневековая философия: Основные этапы: Средневековый спор об универсалиях.

  14. Западноевропейская средневековая философия: Патристика: Аврелий Августин.

  15. Западноевропейская средневековая философия: Схоластика: Фома Аквинский.

  16. Философия эпохи Возрождения: Основные идеи и представители.

  17. Философия Нового времени: эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона.

  18. Философия Нового времени: рационализм и метафизика Р. Декарта.

  19. Немецкая классическая философия: философская система и метод Г.-В. Гегеля.

  20. Немецкая классическая философия: агностицизм и априоризм в философии И.Канта.

  21. Немецкая классическая философия: антропологический материализм Л. Фейербаха.

  22. Герменевтика. Основные идеи светского (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр) и религиозного (К. Ясперс) экзистенциализма.

  23. Основные идеи иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр). «Философия жизни» Ф. Ницше.

  24. Феноменология. Постмодернизм.

  25. Позитивизм и его исторические этапы.

  26. Основные идеи марксизма и особенности его развития в нашей стране.

  27. Онтология. Бытие как философская категория. Уровни бытия.

  28. Проблема субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.

  29. Философское и естественнонаучное понимание материи. Уровни существования материи. Формы движения материи.

  30. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

  31. Сознание как философская категория. Мышление и язык.

  32. Сознание, самосознание, бессознательное.

  33. Основные характеристики пространства и время как атрибутов материи. Основные концепции существования пространства и времени..

  34. Структура и специфика научного познания. Уровни научного познания.

  35. Структура и специфика научного познания. Формы научного познания.

  36. Проблема антропосоциогенеза. Природа и сущность человека.

  37. Смысл человеческого бытия. Смерть и бессмертие человека.

  38. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

  39. Культура как предмет философского анализа и ее основные функции. Соотношение культуры и цивилизации.

  40. Общество как саморазвивающаяся система. Типы обществ.

  41. Основные теоретические подходы к пониманию сущности общества.

  42. Познание, его структура, возможности и границы. Структура познавательного процесса.

  43. Гносеология как раздел философии. Роль практики в процессе познания.

  44. Единство чувственного и рационального в познании. Виды чувственного познания.

  45. Единство чувственного и рационального в познании. Рациональное познание. Интуиция.

  46. Истина и заблуждения. Критерий истины.

  47. Методология научного познания. Классификация методов.

  48. Метафизика как антипод диалектики и другие альтернативы диалектики. Виды диалектики и ее исторические типы.

  49. Диалектика. Структура диалектики. Законы и категории материалистической диалектики.

  50. Глобальные проблемы, социальное прогнозирование и будущее человечества.







База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница