Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.7 Mb.
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов по изучению дисциплины



Основы менеджмента
Цель изучения дисциплины – познакомить студентов с методами управления, помочь студентам освоить особенности в управлении, предлагаемые современной экономической наукой и показать, как теоретические модели могут быть использованы для объяснения реальных практических ситуаций и, прежде всего, в российской экономике.

Для достижения этих целей предусмотрено создание комплекта учебно-методических материалов, включающих тексты лекций, материалы для самостоятельных занятий студентов, в том числе практикум.



Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалиста по указанной выше специальности, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Дисциплина “Основы менеджмента” является общепрофессиональной дисциплиной, входящей в программу подготовки специалистов в области экономики.

Методическая новизна курса состоит в следующем:

- теоретические модели использованы для объяснения реальных практических ситуаций и, прежде всего, в российской экономике;

- в преподавании сделан акцент на активизацию самостоятельной работы студентов, как на лекциях, так и на практических занятиях. Достичь этого предполагается следующим образом:



  • на лекционных занятиях рассматриваются основные управленческие процессы и их особенности.

  • в процессе самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентам предлагается работа с учебными пособиями, статистическими данными и периодической литературой с опорой на базовые вопросы и задачи, поставленные преподавателем; на практических занятиях результаты самостоятельной работы студентов анализируются и подводятся ее итоги;

  • семинарские занятия ориентированы на освоение студентами фундаментальных понятий менеджмента, а также конкретным примерам их практического применения

Студент должен знать:

  • основы общего менеджмента,

  • управление фирмой как субъектом рынка.

Студент должен уметь:

  • свободно ориентироваться в управлении;

  • применять полученные теоретические знания к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ.

  • использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.


Содержание разделов дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Эволюция менеджмента

ТЕМА 1. Эволюция менеджмента. Понятие менеджмента. Понятие и виды организаций. Отличительные характеристики организаций. Понятие и место менеджмента в экономике. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России.

Эволюция управленческой мыли. Точки зрения на происхождение и развитие менеджмента. Научный менеджмент Ф. Тейлора, классический менеджмент А. Файоля, бюрократия М. Вебера. Менеджмент человеческих ресурсов. Концепция "человеческих отношений" Э. Мэйо. Теории Дугласа Мак Грегора, У. Оучи, П. Драккера. Менеджмент бизнесом А. Слоуна.

ТЕМА 2. Современный этап в развитии менеджмента. Количественные методы в менеджменте. Процессный, системный и ситуационный подходы.



РАЗДЕЛ 2. Теория менеджмента


ТЕМА 3. Сущность и содержание менеджмента. Уровни управления в организациях и их характеристика. Управленческие работники: сущность и содержание управленческого труда.

ТЕМА 4. Стратегическое планирование. Процесс стратегического планирования и его составляющие, разработка цели, миссия организации, анализ возможностей, внешняя среда, выбор и реализация стратегии.

ТЕМА 5. Функция организации в менеджменте. Разработка организационных структур управления, виды структур и их характеристика. Распределение (делегирование) задач и полномочий. Централизованные и децентрализованные структуры. Принципы разработки оргструктур управления.

ТЕМА 6. Функция мотивации в менеджменте. Модель мотивации. Теории мотивации: А. Маслоу, Д. Мак Клеланд. В. Врум, двухфакторная теория Герцберга, модель Портера-Лоулера. Мотивы и стимулы в менеджменте. Стимулирование труда.

ТЕМА 7. Контроль в менеджменте. Элементы контроля, предварительный, текущий. заключительный контроль и их характеристика.

РАЗДЕЛ 3. Социальные технологии в менеджменте


ТЕМА 8. Коммуникации в менеджменте. Каналы коммуникаций, вербальный канал, аналоговые коммуникации. Современная теория эффективных коммуникаций, модальности человека и их использование в коммуникациях, эмоции в коммуникациях.

ТЕМА 9. Формальные и неформальные структуры, групп и коллективов, Формальные группы; их разновидности. Неформальные группы, структура и функции, Социометрия. Организационная и корпоративная культура. Лидерство в менеджменте.

ТЕМА 10. Стили руководства. Классическая схема К. Левина, ее составляющие и их признаки. Модель Р. Лайкерта. Управленческая решетка Блейка и Мутон, ситуационные подходы к выбору стиля руководства.

ТЕМА 11. Управление конфликтами. Виды конфликтов. Структура конфликта, методы разрешения конфликтов. Стили поведения руководителя при конфликте, сетка Томаса-Килменна и ее построение.

ТЕМА 12. Социальная ответственность и культура менеджмента. Направления и виды социальной ответственности менеджеров. Этика и культура менеджмента, основные категории этичного бизнеса, имидж менеджера и организации.
Самостоятельная работа студентов
а) очная форма обучения

Наименование раздела дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1. Вводная часть

Приобретение власти.

Активное слушание



4

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


2. Область деятельности менеджера

Оценка культурных различий.

Менеджмент в условиях неприятия перемен.

Управление временем.

Понимание организационной культуры.

Изучение внешней среды.


4

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


3. Функция планирования

Составление бюджета. Проектирование мотивирующих рабочих заданий.

Постановка целей.



8

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


4. Функция организации

Инструктирование. Формирование атмосферы доверия.

Использование дисциплинарных мер.

Проведение собеседований.

Наставничество.



8

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


5. Функция руководства

Выбор эффективного стиля руководства.

Создание эффективных команд.

Делегирование полномочий.

Ведение переговоров.

Обеспечение обратной связи.

Снижение стресса.

Творческий подход к решению проблем.


8

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


6. Функция контроля

Составление контрольных графиков.

Морально – этические аспекты контроля.



8

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


ИТОГО:




40



б) заочная форма обучения


Наименование раздела дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1. Вводная часть

Приобретение власти.

Активное слушание



18

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


2. Область деятельности менеджера

Оценка культурных различий.

Менеджмент в условиях неприятия перемен.

Управление временем.

Понимание организационной культуры.

Изучение внешней среды.


18

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


3. Функция планирования

Составление бюджета. Проектирование мотивирующих рабочих заданий.

Постановка целей.



18

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


4. Функция организации

Инструктирование. Формирование атмосферы доверия.

Использование дисциплинарных мер.

Проведение собеседований.

Наставничество.



18

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


5. Функция руководства

Выбор эффективного стиля руководства.

Создание эффективных команд.

Делегирование полномочий.

Ведение переговоров.

Обеспечение обратной связи.

Снижение стресса.

Творческий подход к решению проблем.



18

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,

- защита рефератов


6. Функция контроля

Составление контрольных графиков.

Морально – этические аспекты контроля.



18

- аудиторное семинарское занятие

- выполнение тестов,



- защита рефератов

ИТОГО:




108





Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

  • основная:

    1. Андреева Г.Н.Менеджмент конкурентоспособности фирмы : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. "Менеджмент"] / Андреева Г. Н. ; Федер. агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2012. - 119 с. : ил.

    2. Бахрамов Ю. М. Финансовый менеджмент : [учебник для студ. экон. спец. вузов : учебник для бакалавров по направл. "Менеджмент"] / Бахрамов Ю. М., Глухов В. В. - 2-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 495 с. : ил.

    3. Венделева М.А. Информационные технологии управления : учеб. пособие для бакалавров : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. менеджмента и управления] / Венделева М. А., Вертакова Ю. В. - М. : Юрайт, 2011. - 462 с. : ил.

    4. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 256 с.

    5. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.

    6. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Гардарика, 2000. – 296 с.

    7. Вэриан Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., Юнити, 1993.

    8. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. в 2- т. -СПб.,1998

    9. Грязнова М.О. Стратегический менеджмент : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. "Менеджмент" и др.] / Грязнова М. О., Кузнецова Е. С., Леус С. М. ; Федер. агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2012. - 135 с. : ил.

    10. История менеджмента : учеб. пособие / под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

    11. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2002. – 336 с.

    12. Коротков Э.М. Менеджмент : учебник для бакалавров : [учебник для студентов экон. спец.] / Коротков Э. М. - М. : Юрайт, 2012. - 640 с. : ил.

    13. Косолапов А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства : учеб. пособие для использования в учеб. процессе по спец. "Менеджмент организации" / Косолапов А. Б., Елисеева Т. И. - 5-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 200 с.

    14. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения : учебник / Б.Г. Литвак. – М.: Дело, 2004. – 416 с.

    15. Менеджмент : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов по направл. и спец. "Менеджмент"] / Алексеев А. Н., Бурыкин Е. С., Горелов О. И., Шапкин И. Н. ; под общ. ред. И. Н. Шапкина . - М. : Юрайт, 2012. - 690 с. : ил.

    16. Менеджмент: теория и практика в России / под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ФБК, 2003. – 528 с.

    17. Мескон, М. Основы менеджмента : учеб. пособие / М. Мескон. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432 с.

    18. Общий и специальный менеджмент : учебник / общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: РАГС, 2002. – 568 с.

    19. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2005. – 615 с.

    20. Паркинсон, С.Н. Искусство управления / С.Н. Паркинсон, М.К. Рустомджи; пер. с англ. К. Савельева. – М.: Фаир, 1998. – 272 с.

    21. ПиндайкР., Рубинфельд. Микроэкономика.-М.,2000

    22. Психология и этика делового общения / под ред. Лавриненко. – М. : 1997. – 279 с.

    23. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент : [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Менеджмент"] / Рогова Е. М., Ткаченко Е. А. ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Гос. ун-т-Высш. шк. экономики. - М. : Юрайт, 2011. - 540 с.

    24. Саак А.Э.Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социально-культурный сервис и туризм" : для бакалавров и специалистов] / Саак А. Э., Якименко М. В. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 428с.

    25. Самыгин, С.И. Психология управления : учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 512 с.

    26. Системы, методы и инструменты менеджмента качества : [учебник для студ. вузов, обуч. по машиностроит. и экон. спец.] / Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. - 2-е изд., обновл. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 572, [1] с. : ил.

    27. Татарникова И.В. Теория организации в системе менеджмента : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080507.65 "Менеджмент организации", 080504.65 "Государственное и муниципальное управление" / Татарникова И. В., Науменко Б. В. ; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2011. - 247 с.

    28. Тебекин А.В. Управление персоналом : [учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 080500 "Менеджмент"] / Тебекин А. В. - М. : КноРус, 2009. - 623 с.

    29. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608 с.

    30. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. М.: Финансы и статистика , 1992.

    31. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.: ТЕИС, 1999

    32. Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Перспектива, 2004. – 246 с.

    33. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 288 с.




  • дополнительная:

  1. Долан Э.Д., Линдсней Д.Е. Рынок: Микроэкономическая модель.-М.,1997

  2. Камаев В.Д. и колл. авт. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории .-М. Владос,1998.

  3. Микро-, макроэкономика. Практикум. СПб, 1994.

  4. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - СПб: Питер Ком , 1999

  5. Микроэкономика в таблицах и графиках.. Под ред. Б.В. Прыкина.М.,1998.

  6. Морган Дж. Руководство по изучению учебника "Экономика" Фишера С. , Дорнбуша Р. , Шмалензи P.M.: Дело, 1997.

  7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА.М,2000.

  8. Розанова Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России.-М.,1998

  9. Розанова Н.М. Фирма в экономической системе.-М.,1998

  10. Розанова Н.М., Шаститко А.Е. Основы экономического выбора.-М.,1997

  11. Теория потребительского поведения и спроса./ Под ред. В.М. Гальперина-СПб.,1993

  12. Теория фирмы. СПб: Экон. школа.,1995

  13. Фишер С., Дорнбуш Н., Шмаленгер Р. Экономика. - М.,1993

  14. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос.-М.,1996

  15. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория производства, издержек прибыли и рыночного предложения.-М., 1998

  16. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича: учебник для вузов.- СП6Д997.

  17. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. СПб. Экономическая школа, 2000г.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень используемых технических средств

1. Компьютерные классы

2. Возможности Интернета

3. Информационно-правовая система «КонсультанатПлюс»


Перечень используемых видео- и аудио материалов
1. Учебный видео-курс «Разработка стратегии развития»

2.Учебный видео-курс «Успешное изменение организационной структуры»

3. Учебный видео-курс «Успешное ведение переговоров»

Семинар 1. Сущность и содержание менеджмента


  1. Менеджмент как наука и практика.

  2. Виды и функции менеджмента.

  3. Общие принципы управленческой деятельности.

  4. Идеи, теории и практические подходы в менеджменте (из истории развития).

Размышления о проблемах менеджмента:

    1. Могли бы вы описать менеджмент как профессию, так же как, например, юриспру­денцию или бухгалтерский учет? Обоснуйте свой ответ.

    2. Можно ли считать преподавателя колледжа менеджером? Обсудите ответ, исполь­зуя следующие термины: функции управления по Файолю, ролевые установки по Минцбергу, управленческие навыки по Кацу, системный и ситуативный подход.

    3. Почему навыки, которыми обладают (или не обладают) кандидаты на должность менеджера, настолько важны для работодателей? Какое значение они имеют для менеджеров вообще и для вас лично?

    4. Есть менеджеры, которые управляют не людьми, а, например, роботами сбороч­ного конвейера или компьютерным центром. Могут ли они считаться менеджера­ми, если, по сути, не имеют подчиненных?

    5. Существует ли единственный, самый лучший "стиль" управления? Обоснуйте свой ответ.

    6. "Пути развития менеджмента определялись исторической эпохой и соци­альными условиями". Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументи­руйте свой ответ.

    7. Какое рабочее место создали бы Анри Файоль, Мэри Паркер Фоллет и Фредерик Херцберг?

    8. Может ли математический (количественный) подход помочь управленческому персоналу решить задачу гуманитарного характера, например, проблему моти­вации работников или справедливого распределения работы? Объясните.

    9. Как возраст человека, этап его карьеры, географическое местоположение и размер организации, в которой он работает, могут повлиять на его потреб­ности по теории иерархии Маслоу?

    10. Какие личные черты характера, по вашему мнению, могут быть полезными для руководителя? Будут ли эти черты более ценными в конкретных си­туациях? Объясните свой ответ.


Семинар 2. Стратегическое планирование

1. Концепция, понятие, задачи и принципы функции планирования

2.Характеристика организации функции планирования
3. Процесс планирования и его содержание

4.Организационные формы процесса планирования


5. Стратегическое планирование и его реализация

6. Логика формулирования, выбора и реализации стратегии планирования



Размышления о проблемах менеджмента в планировании

1. Останется ли планирование важной функцией менеджмента в будущем? Объясните свой ответ.

2. Если планирование настолько важно, почему некоторые менеджеры не плани­руют деятельность своих организаций? Что вы сказали бы этим менеджерам?

3. Объясните, почему планирование связано с принятием решений, которые окажут влияние в будущем.

4. Чем планирование в некоммерческих организациях (например, в обществе по борьбе с онкологическими заболеваниями) отлича­ется от планирования в коммерческих компаниях?

5. Какие типы планирования вы используете в личной жизни? Опишите эти планы с точки зрения того, являются ли они стратегическими или операци­онными; кратко- или долгосрочными; конкретными или общими.



1. Насколько хорошо я умею устанавливать цели

Не хочется ли вам узнать, насколько эффективно вам удается планировать свою личную жизнь и, если вы работаете, свою работу? Ответив на приведен­ные ниже вопросы, вы сможете оценить это. Укажите степень своего согласия либо несогласия с каждым утверждением. Когда закончите, проанализируйте, по каким утверждениям вы выставили самые маленькие баллы. 5 — Согласен беспрекословно 4 — Согласен 3 — Не имею своего мнения по данному поводу 2 — Не согласен 1 — Совершенно не согласен В учебном заведении и в личной жизни

1. Я чаще реагирую на какие-то события, чем умею предвидеть их.

2. Я выделяю достаточно времени и ресурсов, чтобы изучить и завершить реализуемый мною проект.

3. Я способен распределять деньги так, что могу приобретать нужные мне вещи, не опасаясь разориться.

4. Я точно знаю, каких результатов хочу добиться в учебном заведении.

5. У меня есть точный план относительно специализации по предметам.

6. Мои цели на будущее вполне реалистичны.

7. На работе (заполните, только если у вас есть опыт работы)

8. Наша компания пытается прогнозировать будущее, а не реагировать на происходящее.

9. Политики, программы и процедуры в нашей компании разрабатывают­ся в комплексе.

10. Время и ресурсы в нашей компании распределяются с учетом ее це­лей и задач.

11. Мы основываем свою работу на прогнозах относительно благоприят­ных возможностей и угроз в будущем.

12. Нашей компании имеет четкую и ясную для всех миссию.

13. Цели в нашей компании устанавливаются в организационных подраз­делениях и на индивидуальном уровне.

14. Цели и задачи нашей компании зафиксированы документально.

15. В нашей компании разработаны долгосрочные цели и задачи.

16. В нашей компании разрабатываются краткосрочные цели.

17. Цели и задачи нашей компании реалистичны.

18. Цели и задачи нашей компании трудны и интересны.

19. Цели и задачи нашей компании регулярно пересматриваются и коррек­тируются.

20. Вознаграждения в нашей компании распределяются на основе резуль­татов оценки эффективности выполнения работы.

21. Достижение целей в нашей компании является продуктивной деятель­ностью.
2. Склонны ли вы к риску?

Формулировка и реализация стратегий, как правило, связаны с определен­ным риском. Независимо от того, в чем заключается выбранная компанией стратегия — в выходе на новый рынок сбыта или уничтожении в своем со­ставе подразделения «собаки», — риск присутствует в любом случае. По­скольку известно, что не каждый человек хочет и способен рисковать, пред­лагаем вам выполнить следующее упражнение-тест. В результате вы смо­жете оценить, насколько спокойно вы способны принимать риск на себя. Инструкция. Как человек, деятельность которого связана с принятием реше­ний, склонны ли вы избегать рискованных ситуаций или, напротив, считаете, что они будоражат, придают силы и бодрость и закаляют дух? Ответьте, на­пример, как вы поступите с накопленными 20 тысячами долларов: предпоч­тете хранить их в банке или вложите в новое коммерческое предприятие своего друга? Ниже вашему вниманию представлен ряд вопросов, ответив на которые, вы сможете оценить вероятность того, что вы пойдете на фи­нансовый риск, и насколько вы готовы рискнуть своей карьерой. Оценивая каждую ситуацию, ставьте букву П (правильно) или Н (неправильно).

1. Я скорее начну собственный бизнес, чем буду работать на кого-то друго­го.

2. Я никогда не выберу работу, связанную с частыми командировками.

3. Если бы я играл в азартные игры, то был бы очень азартным.

4. Я люблю развивать новые идеи.

5. Я никогда не брошу одну работу до того, как найду другую.

6. Я никогда не вложу деньги в спекулятивные акции.

7. Я охотно пойду на риск только для того, чтобы расширить свои воз­можности.

8. Идея вложения денег в ценные бумаги меня не прельщает.

9. Я рассмотрел бы предложение о работе за комиссионные.

10. Зная, что любому новому предприятию грозит неудача, я всегда избе­гаю вложения средств в такой бизнес, даже если "светит" очень большая отдача.

11. Я хотел бы испытать в жизни как можно больше.

12. Я не ощущаю большой потребности в волнениях и потрясениях.

13. Я очень энергичный человек.

14. Я способен без проблем выдать множество идей, как заработать денег.

15. Я никогда не поспорю на большую сумму денег, чем у меня есть на момент спора.

16. Мне нравится предлагать новые идеи или концепции, даже если мне неизвестно, как на них отреагирует, например, мой начальник.

17. Я никогда не подписываю чеки, если для их покрытия на моем счете в банке недостаточно денег.

18. Ненадежная должность с большим доходом подходит мне больше, чем надежная со средним.

19. Я не слишком независим в своих суждениях.

3. Хороший ли я плановик?

Умение планировать имеет для менеджеров очень большое значение Следующий тест поможет вам оценить свои способности к планированию. Инструкции. На каждый из следующих вопросов отвечайте "Да" либо "Нет".

1. Мои личные цели четко сформулированы в письменной форме

2. Почти все мои дни проходят суматошно и беспорядочно

3. Я редко принимаю скоропалительные решения, обычно тщательно
изучаю проблему и только после этого начинаю действовать

4. Я веду настольный календарь или книгу для записи деловых встреч, что помогает мне планировать свой день

5. У меня есть два файла: в первом записано, что надо вделать немед­ленно, а во втором — действия на будущее

6. Обычно для всех своих проектов я определяю дату начала и крайний срок окончания

7. Я часто обращаюсь за советом к другим людям

8.Я считаю, что все проблемы необходимо решать незамедлительно


Семинар 3. Функция организации в менеджменте

              1. Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда.

        1. Законы организации. Виды организации

        2. Функциональная и дивизиональная организационные структуры. Адаптивные структуры.

        3. Менеджер в организации.

Размышления о проблемах менеджмента в организации

      1. Можно ли быстро изменить организационную структуру?

      2. В организации какого типа вы предпочли бы работать— в механистической или органической? Объясните свой выбор.

      3. Какие навыки необходимы менеджеру для того, чтобы эффективно рабо­тать в организации с проектной структурой? А в организации "без границ"? Объясните свой ответ.

      4. Появление организаций "без границ" потенциально способно весьма силь­но изменить сегодняшний стиль жизни и работы. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

      5. Продолжает ли формирование организационной структуры оставаться важной управленческой функцией, учитывая появление новейших инфор­мационных технологий, позволяющих выполнять работу в любом месте и в любое время? Обоснуйте свой ответ.

      6. Существу ют л и какие-нибудь морально-этические пределы того, насколько глубоко потенциальный работодатель может проникать в личную жизнь кандидата на ту или иную должность в ходе проведения собеседований и тестирования? Поясните свой ответ.

      7. Предположим, что вы — директор отдела по разработке новой продукции компании, в которой работает 75 работников и которая быстро растет и развивается. Какие именно методы вы использовали бы для набора мно­гообразной рабочей силы?

      8. Должен ли работодатель иметь право выбирать работников без вмеша­тельства правительственных учреждений? Обоснуйте свой ответ.

      9. В ходе исследования, проведенного Институтом трудовых ресурсов при кол­ледже в Санкт-Петербурге, штат Флорида, обнаружилось, что к 2005 году перед менеджерами по персоналу встанут серьезные проблемы, свя­занные с ростом уровня квалификации рабочей силы, управлением в условиях постоянных перемен, "старением" трудовых ресурсов, качеством образования, рабочей этикой, основными ценностями и установками сотрудников, а также с обменом информацией между ними. Объясните, какую роль может играть управленческий персонал при решении каждой из этих проблем.

      10. Исследования показали, что зарплата женщин все еще отстает от зарплаты мужчин: даже несмотря на наличие соответствующих законов и норм о рав­ных возможностях им платят примерно 72% от заработной платы служащих мужского пола. Какую систему вознаграждения вы предложили бы для ре­шения данной проблемы?

      11. Может ли рядовой работник стать организатором преобразований? Объяс­ните свой ответ.

      12. Сравните практику менеджмента в двух розничных магазинах по продаже электроники. В первом менеджеры рассматривают процесс перемен с точки зрения "спокойного моря", а во втором сравнивают его с "бурной рекой".

      13. Каким образом новаторство повышает эффективность работы организа­ции? Может ли новаторская культура сделать организацию менее эффек­тивной? Поясните свой ответ.

      14. Как вы считаете, можно ли разработать программу ТОМ, которая заключа­лась бы не в непрерывных постепенных, а в непрерывных революционных изменениях? Обсудите этот вопрос.

      15. Как правило, у каждой организации есть свои пределы и критерии относи­тельно того, насколько серьезные перемены она может выдержать. Будучи менеджером, на какие признаки вы обращали бы внимание, чтобы опреде­лить, не превышаются ли возможности вашей организации?

1. Насколько вы склонны передавать свои полномочия другим?

Как менеджер, вы должны быть готовы к тому, что вам придется делегировать ряд своих полномочий другим сотрудникам. Данный тест поможет определить, насколько вы расположены к этому.



Инструкция. Представленный ниже тест предназначен для того, чтобы по­мочь вам разобраться, на чем вы основываетесь, оценивая людей и чело­веческую природу. В нем перечислены десять пар утверждений. Присвой­те каждому утверждению балл от 0 до 10, оценив тем самым степень ва­шего согласия с ними. Сумма баллов, присвоенных каждой паре, должна обязательно составлять 10. Постарайтесь быть честным сами с собой и отвечайте в соответствии с тем, что наблюдается в действительности, а не с тем, какой бы вам хотелось эту действительность видеть. Помните, что в данном упражнении нет правильных или неправильных ответов. Оно пред­назначено для того, чтобы побудить вас к размышлению.

1.

а) Люди стремятся работать как можно меньше, и это обусловлено са­мой человеческой природой.



b) Обычно люди избегают работы в тех случаях, когда она бессмысленна.

2.

с) Если работники имеют свободный доступ к любой нужной им информа­ции, они обычно относятся к работе лучше и ведут себя ответственнее.



d) Если работники имеют доступ к большему объему информации, чем им необходимо для выполнения их непосредственных обязанностей, они будут злоупотреблять ею.

3.

е) Просить работников высказать свои идеи вряд ли целесообразно; их кругозор слишком ограничен для того, чтобы их предложения имели большую практическую ценность.



f) Если работников просят высказывать свои идеи, это расширяет их кругозор и приводит к выработке полезных предложений и выводов.

4.

g) Люди не проявляют особого воображения и изобретательности в ра­боте только потому, что этими качествами обладают относительно не­многие из них.



h) Большинство людей имеют богатое воображение и творческие способно­сти, но не проявляют их из-за ограничений, жесткой регламентации их должностных обязанностей и строгого контроля со стороны начальников.

5.

i) Люди склонны работать качественнее, если они сами отвечают за свои действия и за исправление допущенных ими ошибок.



j) Люди склонны работать менее качественно, если их не наказывают за неправильные действия и за ошибки.

6.

k) Лучше сообщать людям и хорошие, и плохие новости, потому что большинство работников хотят знать всю правду, какой бы неприятной она ни была.



l) Лучше не сообщать неблагоприятные новости, поскольку большинство работников на самом деле хотят слышать только хорошие.

7.

m) Поскольку руководитель по своей должности имеет право на боль­шее уважение, чем его подчиненные, его престиж упадет, если он при­знает, что подчиненный был прав, а он ошибался.



n) Поскольку люди на всех уровнях организации имеют равные права на уважение, престиж руководителя повысится, если он будет поддержи­вать этот принцип, в нужных ситуациях признавая, что подчиненный был прав, а он ошибался.

8.

о) Если вы платите людям достаточно, то маловероятно, что их будут волновать такие нематериальные субстанции, как ответственность сознательность.



р) Если вы даете людям интересную и перспективную работу, то мало вероятно, что они будут жаловаться на небольшую зарплату и отсутствие дополнительных льгот и преимуществ.

9.

q) Если бы людям разрешили определять собственные цели и норм производительности, то они установили бы их на более высоком уровне чем это делает их начальник.



r) Если бы людям разрешили определять собственные цели и норм производительности, то они установили бы их на более низком уровне чем это делает их начальник.

10.


s) Чем больше знаний и свободы имеет человек в своей работе, те больше средств контроля нужно, чтобы удержать его в подчинении.

t) Чем больше знаний и свободы имеет человек в своей работе, те меньше средств контроля нужно, чтобы обеспечить удовлетворительны уровень его производительности.



2. Анкета для изучения проблемы многообразия трудовых ресурсов

Инструкция. Возле каждого вопроса поставьте число, наиболее соответст­вующее вашим собственным действиям и убеждениям в описанных ситуациях.

1 — почти всегда

2 — часто

3 — иногда

4 — редко

5 — почти никогда

1. Признаете ли вы наличие мнений, предположений и предубеждений, влиящих на ход ваших мыслей, и стараетесь ли бороться с ними?

2. Думаете ли вы о последствиях, которые могут иметь ваши слова или действия, перед тем как высказаться или что-то предпринять?

3. Делаете ли вы все возможное для того, чтобы избегать тех или иных предубеждений? Избегаете ли вы негативных стереотипов в своих вы­сказываниях?

4. Проявляете ли вы уважение к людям, не принадлежащим к вашей родной культуре, показывая, что считаете их такими же компетентными и квали­фицированными, и давая им ответственные поручения так же часто, как своим соотечественникам?

5. Побуждаете ли вы людей, не принадлежащим к вашей родной культу­ре, высказываться по поводу своих проблем? Относитесь ли вы к этим проблемам с уважением?

6. Если кто-то в вашем присутствии делает замечания расового, сексу­ального или иного характера, унижая достоинство другого человека, вы выступаете в его защиту или молчите?

7. Извиняетесь ли вы, когда понимаете, что, возможно, обидели человека неуместным поступком или замечанием?

8. Пытаетесь ли вы узнать человека как личность, а не как представителя какой-либо группы, и принимаете ли в свой круг людей с разными ха­рактеристиками?

9. Согласны ли вы с точкой зрения, что люди любого происхождения и культуры должны общаться и поддерживать друг друга?

10. Делаете ли вы все возможное для того, чтобы узнать и понять свою собственную культуру и пытаетесь ли узнать о других культурах, вклю­чая различные стили общения?



3. Насколько вы новатор по натуре?

Организации нуждаются в людях-новаторах, которые указывают окружаю­щим путь к осуществлению перемен. По сути, и философия ТОМ во многом1 связана с новаторством и изменениями. Являетесь ли вы новатором по при­роде? Ответить на этот вопрос вам поможет следующее упражнение. Инструкции. Чтобы определить, в какой степени вы новатор, "примерьте к себе" следующие 18 утверждений. Помните, что правильных или непра­вильных ответов в данном случае не существует. Цель заключается в том, чтобы определить ваше отношение к тем или иным положениям, т.е. вашу позицию. Отвечая, используйте следующие условные обозначения. СБ — Согласен беспрекословно С — Согласен ? — Затрудняюсь ответить НС — Не согласен СС — Совершенно не согласен В таблице обведите нужный ответ.

1. Решая проблемы, я всегда стремлюсь применять новые идеи и подходы

2. Я подробно анализирую проблемы или ситуации, чтобы найти новое применение привычным методам или имеющемуся оборудованию

3. В поиске нового применения привычных методов и оборудования друзья могут рассчитывать на мою помощь

4. Среди своих друзей я обычно первый, кто испытывает новую идею или метод

5. Я часто проявляю оригинальность и незаурядность

6. Я люблю решать задачи, которые вызвали большие затруднения у других людей

7. Я намерен завязывать и укреплять контакты со специалистами в моей области из других отделов или компаний

8. Я планирую свои денежные и временные затраты с учетом поиска новых идей

9. На собраниях я обычно высказываюсь по поводу новых способов работы

10. Если вы спросите моих друзей, то они скажут, что я сообразительный и предприимчивый человек

11. Я редко следую правилам

12. Я не приветствую официальных собраний для обсуждения новых идей

13. Обычно я поддерживаю предложения друзей относительно новых методов выполнения какой-либо опе­рации или задачи

14. Я вряд ли откажусь от перспективной должности, которая позволит мне сделать карьеру

15. Людей, которые нарушают установившуюся в организации рутинную практику, наказывать не следует

16. Когда я начинаю новый проект, надеюсь, что будут оценивать количество, а не качество моей работы

17. На работе у меня должна быть возможность приобретать разнообразный и богатый опыт, иначе я уволюсь

18. Если работа не требует от меня напряжения сил и испытания всех моих возможностей, я, скорее всего, начну искать другую


Семинар 4. Функция мотивации в менеджменте

  1. Содержание понятия мотивации.

  2. Содержательные теории мотивации.

  3. Процессуальные теории мотивации.

  4. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности


Вопросы и задания для обсуждения:


  1. Какой смысл заложен в распределении человеческих потребностей по уровням в пирамиде А.Маслоу.

  2. В чем состоит своеобразие подхода к мотивирующим работников потребностям Ф.Герцберга.

  3. Какие составные элементы включает доход работника в предприятие

  4. Какие приемы позволяют удовлетворить потребности работников в общении, принадлежности.

  5. Какие действия менеджеров направлены на удовлетворение потребностей работников в признании, уважении.

  6. Какие способы обеспечивают удовлетворение потребности работников в самовыражении.

Литература:

  1. Вершигора, Е.Е. Менеджмент : учеб. пособие / Е.Е. Вершигора. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 256 с.

  2. Виханский, О.С. Менеджмент : учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-е изд. – М. : Гардарика, 1998. – 528 с.

  3. Виханский, О.С. Стратегическое управление : учебник / О.С. Виханский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Гардарика, 2000. – 296 с.

  4. Менеджмент: теория и практика в России / под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М. : ФБК, 2003. – 528 с.

  5. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – Минск : Новое знание, 2002. – 336 с.


Семинар 5. Контроль в менеджменте

1. Основы контроля

2. Операционный менеджмент

3. Инструменты и методы контроля



Размышления о проблемах менеджмента контроля


  1. Что должна сделать организация, чтобы перейти от доминирующего в ней бюрократического подхода к клановому контролю? От кланового к бюро­кратическому?

  2. Как вы помните, мы сравнивали процесс внедрения перемен в современных организациях с движением лодки по бурной реке с множест­вом порогов. Как вы думаете, можно ли установить в организации такого типа нормы и стандарты эффективности и использовать их как контроль­ные механизмы? Объясните свою точку зрения.

  3. Как можно использовать концепции контроля в личной жизни? Попробуйте ответить конкретно. (Обдумайте ответ на этот вопрос в контексте упреждающего, текущего контроля и контроля на основе обратной связи. Опишите также возможность использования различных контрольных меха­низмов для контроля над различными аспектами своей личной жизни.)

  4. В каких ситуациях средства электронного наблюдения, такие как компьютеры, видеокамеры и телефонное наблюдение, переходят из разряда "эффективных управленческих инструментов контроля" в разряд "инструментов нарушения прав сотрудников"?

  5. "Каждый отдельный сотрудник в организации играет определенную роль в контроле над рабочей деятельностью компании". Согласны ли вы с этим утверждением или считаете, что контроль — это нечто, входящее исключи­тельно в компетенцию управленческого персонала? Объясните свой ответ.

  6. Считаете ли вы, что производственные или сервисные организации нуждаются в совершенствовании операционного менеджмента? Объясните свой ответ.

  7. Каким образом принципы операционного менеджмента могут применяться в ходе выполнения остальных основных функций менеджмента (кроме функции контроля)?

  8. Как вы могли бы использовать концепции операционного менеджмента в своей повседневной жизни?

  9. Что важнее для успеха организации — непрерывное усовершенствование или контроль качества? Обоснуйте свою позицию.

  10. Выберите какую-либо крупную организацию и внимательно изучите ее дея­тельность. Выясните, какие необычные или эффективные методы опера­ционного менеджмента в ней используются.

  11. Каким образом функциональная сфера, в которой работает менеджер (например, производство, сбыт или учет), влияет на выбор основного инст­румента контроля из числа следующих: информационные, операционные, финансовые и поведенческие инструменты контроля?

  12. Опишите, как вы разработали бы систему оценки интенсивности труда, что­бы свести к минимуму дисфункциональность инструментов поведенческого контроля.

  13. Почему мы можем утверждать, что информация является уникальным ре­сурсом для организаций? Приведите примеры.

  14. Каким образом внедрение системы МIS влияет на распределение властных

  15. полномочий в организации?

  16. Что, по вашему мнению, важнее для успеха организации — использование эффективных механизмов контроля над качеством или внедрение про­граммы всеобщего управления качеством? Обоснуйте свою точку зрения.




  1. Что контролирует вашу жизнь?

Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и пометьте, какой вариант ответа — А или В — больше соответствует вашим личным взглядам.

A

1. Большие заработки — это во многом вопрос правильного использования благоприятных обстоятельств



2. Я заметил, что обычно мои оценки напрямую зависят от того, насколько хорошо я подготовился к занятиям

3. Увеличение числа разводов свиде­тельствует о том, что все больше и больше людей не стараются сохра­нить свой брак

4. Неразумно полагать, что один человек в состоянии действительно изменить ос­новные жизненные позиции другого

5. Продвижение по службе означает лишь то, что ты несколько удачливее других

6. Если человек знает, как следует об­щаться и работать с людьми, он смо­жет без труда управлять ими

7. Оценки, которые я получаю в колледже, объясняются только моими собственными усилиями; удача имеет к этому лишь незначительное отношение либо


никакого

8. Люди, подобные мне, способны действительно "перевернуть мир", если к нашему мнению прислушаются

9. Если в моей жизни происходит что-то важное, это обычно дело случая

10. Умение ладить с людьми —это навык, в котором следует постоянно практиковаться


B

1. Продвижение по службе является в первую очередь результатом упорного труда и настойчивости служащего

2. Реакция учителя постоянно представля­ется мне случайной и необоснованной

3. Брак — это, главным образом, авантюра

4. Если я уверен, что прав, то могу убе­дить окружающих в своей правоте

5. Вашем обществе человек достигает власти только благодаря своим лич­ным качествам и способностям

6. не умею влиять на поведение окру­жающих

7. Иногда я чувствую, что это не в моих силах — значительно улучшить оценки, которые я получаю в колледже

8. Вера в то, что отдельный человек спо­собен влиять на происходящее в нашем обществе, — это лишь попытка прини­мать желаемое за действительное

9. Я— хозяин своей судьбы

10. Иногда практически невозможно определить, что доставит удовольствие тому или иному человеку
2. Насколько вы сосредоточены на удовлетворении потребностей клиента?

Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и обведите от­вет, который точнее всего описывает вашу ситуацию.

1 — Совершенно не согласен

2 — Не согласен

3 — Неуверен

4 — Согласен

5 — Согласен беспрекословно

1. Я знаю всех основных клиентов своей организации

2. Я знаю, какое влияние оказывает моя работа на клиента

3. Моя работа создает стоимость для потребителей

4. Если я добиваюсь высоких показателей в работе с клиентами, меня вознаграждают

5. Качество и эффективность своей работы я оцениваю по степени удовлетворенности клиента

6 Я считаю, что клиент всегда прав

7 Я знаю, чего хотят наши клиенты

8 Я всегда расспрашиваю клиентов об их планах на будущее


Семинар 6. Коммуникации в менеджменте

    1. Понятие и сущность коммуникации в менеджменте

    2. Структура процесса коммуникации в менеджменте

    3. Коммуникационные барьеры и их преодоление

    4. Информационные системы в организациях


Примерные задания:

Ситуация для анализа:

Одной из тенденций, в корне изменивших американскую промышленность за последние годы, является растущая потребность покупателей в товарах и услугах высочай­шего качества. Одним из способов служит разработка коммуни­кационных стратегий, которые помогают активизировать кон­такты с потребителями и оперативно реагировать на их проблемы и трудности. Наиболее популярным подходом выступает приме­нение системы бесплатных телефонных номеров, обслуживаю­щая клиентов круглосуточно.

Например, компания «Cadillac», которая после увеличения количества бесплатных номеров до 22, смогла сократить расходы по гарантийному обслуживанию автомобилей и обеспечивать круглосуточную техническую помощь на дорогах.

Известная компания «General Electric» еженедельно прини­мает 65 тыс. звонков. Большое значение этой системы привело к повышению планки требований к 150 операторам, обслуживаю­щим систему телефонных номеров (должны быть выпускниками колледжа и иметь опыт работы в торговле), так как их задача сос­тоит в обнаружении тенденций недовольства среди клиентов и немедленное информирование соответствующих управленческих подразделений.



Вопросы для обсуждения

1. В чем заключается внешняя коммуникационная стратегия американских компаний?

2. Какие тактические действия формируют коммуникационную политику?

3. Насколько важной является коммуникативная обратная связь?

4. Какие приемы и методы работы с клиентами способны также улучшить внешние коммуникации?

5. Что могут предпринять организации для устранения внутриорганизационных препятствий к удовлетворению требований потребителя?



Семинар 7. Формальные и неформальные структуры групп и коллективов

  1. Группы в организации и их типы

  2. Характеристика неформальных организаций и причины их возникновения.

  3. Характеристика неформальных организаций.

  4. Групповые процессы. Создание команд и управление ими.


Вопросы для обсуждения:

1. Назовите и поясните элементы организации и процесса управления.

2. В чем суть концепции жизненного цикла организации? Назовите и дайте характеристику основных фаз в жизни организации.

3. Назовите и охарактеризуйте слагаемые организации (ресурсы, зависимость от внешней среды, разделение труда, подразделения и необходимость управления).

4. Дайте характеристику факторов внешней среды организации.

5. Опишите параметры внутренней среды организации.

7. В чем суть неформальной организации?

6. Оказывает ли неформальная организация воздействие на развитие формальной организации? Если "да", то раскройте механизм такого воздействия.


Семинар 8. Стили руководства

1. Основы поведения.



  1. Виды и стили руководства.

  2. Власть менеджера и способы ее реализации.

  3. Проблемы руководства



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница