Методические рекомендации фтд. 4 Психологическая безопасность образовательной среды



Скачать 305.07 Kb.
Дата27.04.2016
Размер305.07 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ФТД.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специализация «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНСТЬ»

050103 ГЕОГРАФИЯ специализация «СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН»

Дисциплина (ДОТ)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитии личности. Становится все более очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться к условиям, в которых осуществляется его жизнедеятельность. Усиление психологических ресурсов и определение психологических «вложений» здесь имеют не меньшую значимость, чем социальные и экономические составляющие.

Современная социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом однозначно осуждаемым, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое деструктивное воздействие только еще становится предметом обсуждения как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает в данном случае проблема защищенности от психологического насилия, возникающего в условиях взаимодействия участников образовательной ситуации. При этом важно отдавать отчет в том, что психологическое сопровождение образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психо-эмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Обеспечение психологической безопасности участников образовательной среды выступает при этом как особая научно-практическая задача.

Человек с момента своего рождения существует в определенной жизненной среде и находится с ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом складываются отношения взаимозависимости и взаимовлияния, а изучение данной проблемы имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Диапазон концептуальных представлений располагается в данном случае между двумя полюсами: признание жесткой зависимости, средовой обусловленности психической организации человека, с одной стороны, и признание приоритета внутренней сущности личности, с другой. Общим для всего континуума психологических исследований является признание прочных взаимосвязей человека с окружающей его природой и социальной действительностью»

(В.В.Рубцов).

Проблема психологической безопасности также активно разрабатывается в связи с возрастанием влияния средств массовой коммуникации на жизнь общества и необходимостью защиты от воздействия информационных факторов, манипуляции и психологического воздействия.

Применительно к образовательной среде, обеспечение ее психологической безопасности, может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях, поскольку школа – это образовательное учреждение (организация), где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех участников образовательной среды.

Участники образовательной среды школы и сама образовательная среда могут являться как субъектами (обеспечивать ее) или объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения. Образовательные учреждения, представляя собой социальный институт, образуют систему обеспечения психологической безопасности.

В рамках концепции национальной безопасности страны психологическая безопасность учителей, учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства. А психологическая безопасность образовательной среды — как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.

Значимым положением концепции психологической безопасности личности и общества является предвидение и предупреждение возникающих опасностей, стремление противодействовать им на ранней стадии их проявления, т.е. освоение системы профилактических мероприятий.



Цель: привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать психологически опасные и вредные факторы среды для человека, определять способы психологической защиты от них, ликвидировать негативные последствия, оказывать психологическую помощь, противодействовать рискам на ранней стадии их проявления, т.е. освоение системы профилактических мероприятий и умений вести мониторинг.
Основные задачи курса:

  • усвоение теоретических знаний об особенностях организации и технологиях создания психологической безопасности образовательной среды;

  • воспитывать стремление противодействовать опасностям и рискам на ранней стадии их проявления;

  • научить студентов диагностике, мониторингу образовательной среды, оказанию психологической помощи пострадавшим.

В результате изучения дисциплины «Психологическая безопасность образовательной среды» студенты

должны знать:


  • особенности, специфику и технологию организации психологически безопасной среды в образовательном учреждении;

  • психологические особенности поведения школьников;

  • способы оказания первой психологической помощи пострадавшим.

должны уметь:

  • оказать психологическую помощь при различных формах психологических травм;

  • проводить профилактику по предупреждению психологических травм у контингента образовательного учреждения.



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Дисциплина изучается с использованием дистанционных технологий.


Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство. Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность, означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны.

Школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе, который может строить свою локальную (частную) систему безопасности, основываясь на общей теории национальной безопасности.[2]. С образцами таких локальных систем безопасности можно познакомиться на электронных страницах Съезда работников образования Новосибирской области -2005[38], а также просмотрев презентацию Е.В. Бурмистровой, канд. психолог. наук, директора Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета[6] или прочитав об опыте создания концепции безопасности образовательной среды ОУ Новосибирской области [17].

В любом случае для обеспечения безопасности образовательной среды необходима определенная нормативная база, соблюдение требований охраны труда, пожарной безопасности, защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций[5,7,8,12-15, 22,27,30,33,34] и обеспечение психологической безопасности личности [1,2,6,23,25,29], которая включает в себя и информационную ее защищенность[21,26].Важная роль в формировании культуры безопасности в образовательной среде отводится также предмету ОБЖ [3,9,10,11,18,31,35].

Обо всем этом можно прочитать в перечисленных ниже статьях и электронных ресурсах, объединенных темой «Безопасность образовательной среды» и опубликованных в основном в 2002-2006 гг. Предлагаемый информационно-библиографический материал может быть полезен администраторам и педагогам школ, заботящимся о создании благоприятной образовательной среды для участников образовательного процесса.



  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе/И.А.Баева. - СПб.: Речь,2002.-251с.

  2. Баева И.А.Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис….д-ра психол.наук: 19.00.07.Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. - СПб.,2002.-44с.

  3. Бедствия случаются неожиданно. Готовьтесь!: Французский План чрезвычайного реагирования «Сезам» для образовательных учреждений: Ред. ст.// Основы безопасности и жизнедеятельности.-2002.-№6.-С.45-64.

  4. Безопасность образовательного пространства: Проблемы охраны здоровья и безопасности детей подростков в системе образования: Материалы регион. научно-практ. конф., 26-27 марта 2002 г.- Новосибирск: Изд-во НИПКи ПРО,2002.-196с.

  5. Болотова Е. Гигиенические основы охраны труда в образовательных учреждениях//ОвД.-2005.-№36.-С.101-108.

  6. Бурмистрова Е.В.Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. - М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.-http://tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt

  7. Вольхин С. Охрана труда в образовательных учреждениях /С.Вольхин, А. Шахкельдян, М.Петрова//Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. - №6. - С.33-36.

  8. Комаров В.И., Сауткин В.Ф. Положение о безопасности обучающегося (воспитанника) и сотрудника ОУ//Практика административной работы в школе.-2005.-№6.-С.26-27.

  9. Лисина Е. Образовательная структура в области безопасности жизнедеятельности: [В свете разраб. содерж. образования от дет сада до вуза]/Е. Лисина, Б. Севастьянов//ОБЖ. Основы безопасности жизни.- М.,2004.-№2.-С.18-39.

  10. Мошкин В.Н.Воспитание культуры безопасности школьников: Монография/ В.Н. Мошкин. - Барнаул: Изд-во БГПУ,2002.-315с.

  11. Мошкин В.Н.Культура безопасности в содержании школьного образования/ В.Н. Мошкин//Преподаватель XXI век. - М.,2004.-№1.-С.29-43.

  12. Обеспечение безопасности и охраны труда на занятиях производственного обучения в образовательном учреждении: Типовые инструкции / Авторы-составители Г.З. Файнбург, Л.В. Колобова / Серия: Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Вып.3. - Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2004. - 80 с.

  13. Обеспечение безопасности проведения учебных занятий и коллективных мероприятий в образовательном учреждении: Типовые инструкции / Авторы-составители Г.З. Файнбург, Л.В. Колобова / Серия: Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Вып.4. - Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2004. - 80 с.

  14. Обеспечение требований охраны труда работников в образовательном учреждении: Типовые инструкции / Авторы-составители Г.З. Файнбург, Л.В. Колобова / Серия: Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Вып.2. - Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2004. - 180 с.

  15. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: настольная книга руководителя: [Пособие представляет собой сборник законодательных актов, нормативных и информационно-методических материалов, созданный в помощь руководителю по обеспечению комплексной безопасности образовательного учреждения]/ Сост. Н.В.Андреева и др.-М.:Айрис-пресс;Айрис дидактика,2005.-246с.

  16. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды//Педагогика.-2005.-№10.-С.18-26.

  17. Опыт создания концепции безопасности образовательной среды ОУ Новосибирской области: [Деятельность ОУ по обеспечению безопасности. Аналитические данные. Здоровье. Пожарная безопасность. Приказы, Презентации] - Новосибирский государственный технический университет Региональный центр безопасности образовательного учреждения: Сборник типовых положений, регламентирующих функционирование системы обеспечения охраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса в общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) учреждениях//http://www.websib.ru/noos/bou/health1.php

  18. Осокин А. Заместитель директора образовательного учреждения как кризисный менеджер: [Опыт работы по введению должности зам. директора по безопасности]//ОБЖ.-2004.- №11.-С.17-20.

  19. Остапенко А.А. «Скрытые» факторы образования//Школьные технологии.-2005.-№3.-С.16-39.

  20. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении: Нормативные документы, инструкции: [В пособии изложены законодательные и нормативные документы по пожарной безопасности, регламентирующие деятельность администрации образовательного учреждения в этом направлении, координацию взаимодействия всех служб и должностных лиц].- Волгоград: Учитель, 2005.-153с.

  21. Полат Е.С.Интернет и проблема информационной безопасности для подростков//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.- №4.-С.32-36.

  22. Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений: справочное издание. - М.: Образование в документах. - М.: Образование в документах,2003.-(Б-ка нормативных правовых актов в помощь работникам образования).- Кн.1: Федеральный закон «О пожарной безопасности». Новые правила пожарной безопасности в РФ.-2003-135с.; Кн.2: Нормы пожарной безопасности: от ДОУ до вуза.-2003.-175с.

  23. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников [Электронный ресурс] : автореф.дис. ...канд.пед.наук: 19.00.07 - педагогическая психология: защищена 24.05.05 / Н. Г. Рассоха; науч.рук. И.А.Баева, Российскоий государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - СПб., 2005. - 22 с. - ftp://lib.herzen.spb.ru/text/rassoha_ng_akd.pdf .

  24. Работа управления образования по обеспечению безопасных условий для обучающихся и воспитанников /Г.А. Старцев, Л.А. Черкашина, Н.А. Склянова и др.//Безопасность образовательного пространства. - Новосибирск,2002.-С.53-62.

  25. Романова И.Е. Психологическая безопасность учащихся в образовательном процессе/ И.Е.Романова//Право и образование.-2004.-№4.-С.43-53.

  26. Селевко Г. Медиаобразование – защита от манипулирования сознанием//Народное образование.-2005.-№9.-С.127-131.

  27. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник.- М.: Айрис пресс; Айрис дидактика,2004.-61с.

  28. Современные принципы и методы обеспечения безопасности образовательного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 марта 2003 г.- Новосибирск,2003.-134с.

  29. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. - Пермь: Уральский ГУ,2005.

  30. Техника безопасности и профилактики травматизма в школе: Справочное издание. - М.: Образование в документах,2003.-(Б-ка нормативных правовых актов в помощь работникам образования).- Кн.1.-2003.-175с.; Кн.2.-2003.-151с.

  31. Трубина Л. Формирование культуры безопасности в школе: [В рамках обновления учебно-воспитат. процесса по ОБЖ и создании школьного совета по учебному предмету как модели самоуправления в школе]//ОБЖ. Основы безопасности жизни. - М.:2004.-№2.-С.38-41.

  32. Урсул А. Перспективы образования и проблема безопасности/ А.Урсул, А.Романович//Alma mater. – 2002.-№8.-С.10-18.

  33. Файнбург Г.З. Организация охраны труда работников и безопасность обучающихся в образовательном учреждении: Основные понятия и сведения / Серия: Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. Вып. 1. - Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2004. - 80с.

  34. Файнбург Г.З., Лузин А.М. Обеспечение безопасности образовательного учреждения от преступных посягательств: Учебное пособие для руководителей образовательных учреждений / Серия: Обеспечение безопасности учебного процесса в общеобразовательных школах. Под ред. д.т.н., проф. Г.З. Файнбурга и д.м.н., проф. И.П. Корюкиной. Вып. 3. - Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2004. - 72с.

  35. Шелегин Н.Н. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по формированию личности безопасного типа в образовательном учреждении /Н.Н.Шелегин//Безопасность образовательного пространства. - Новосибирск,2002.-С.132-137.

  36. Шумакова И.А. Анализ состояния проблем образовательной среды в системе повышения квалификации//Дополнительное профессиональное образование.-2005.-№10.-С.1-4.

  37. Янин А.А., Шелегин Н.Н. Безопасные условия в образовательной среде - основа сохранения здоровья школьников// Съезд работников образования Новосибирской области -2005 [Электронный ресурс].- Новосибирск: НИПКиПРО,2005.- http://www.websib.ru/congress/index.html.



Вопросы для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте «теорию возможностей» Дж. Гибсона применительно к образовательной среде.

2. Дайте определение образовательной среды.

3. Что является показателем модальности образовательной среды?

4. Какие существуют типы образовательной среды?

5. Дайте определение безопасности.

6. Охарактеризуйте основные подходы к раскрытию понятия «психологическая безопасность».

7. Назовите характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной.

8. Назовите характеристики, повышающие способность образовательной среды быть безопасной.

9. Возможные риски и опасности в образовательной среде.

10. Перечислите наиболее важные условия образовательной среды, создающие и обеспечивающие психологическую безопасность.

11. Какие социальные навыки способствуют решению проблем психологической безопасности в образовательной среде?

12. Назовите средства решения конфликтных ситуаций в образовательной среде.

13. Приведите и обоснуйте, в соответствии с определением, эмпирические референты психологически безопасной образовательной среды.

14. Почему психологическая безопасность образовательной среды является характеристикой ее развивающего характера?

15. Перечислите основные угрозы нарушения психологической безопасности образовательной среды и дайте их краткую характеристику.

16. Обоснуйте, почему психологическое насилие может выступать основным источником психотравмы в образовательной среде.

17. Почему мониторинг и создание психологической безопасности образовательной среды могут являться показателями эффективности деятельности Службы практической психологии в образовании?


Вопросы к экзамену /зачету по курсу «Психологические основы безопасности».
1. Ориентируясь на критерии психологического здоровья школьников, опишите (на основе жизненных наблюдений или литературных данных) три конкретных ситуации, в которых проявляются различные уровни психологического здоровья детей. Объясните, почему тот или иной случай отнесен вами к определенному уровню.

2. Используя диагностическую методику, представленную в книге: Ананьева В. А. Практикум по психологии здоровья. СПб., 2007. С. 96–98, оцените свое психологическое здоровье и составьте возможную программу его улучшения.

3. Дайте свое аргументированное заключение в отношении тезиса «Психологически здоровая личность – это зрелая личность». Ваше заключение может быть направлено как на доказательство правильности этого тезиса, так и на его опровержение.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое здоровье?

2. С чем связано здоровье и сколько уровней оно содержит?

3. Что представляют собой эти уровни?

4. Каковы основные ориентиры самоопределяющегося человека?

5. Какие основные направления в развитии человека охарактеризовал Л. С. Выготский?

6. Что представляет собой психологическое здоровье? На чем оно базируется?

7. Кто такой значимый для ребенка взрослый? Какова его роль в сохранении психологического здоровья ребенка?

8. Что такое событие?


Примерная тематика рефератов

  1. Психологическая безопасность личности: отражение опасности, регуляция поведения; отношение человека к опасным (эксвизитным, дистабилизирующим) ситуациям.

  2. Стресс. Стадии развития стресса. Фазы адаптации при стрессе. Понятие дистресса.

  3. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Характеристики психической травмы, подвиды ПТСР, стадии формирования постстрессовых нарушений. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства.

  4. Склонность к рискованному поведению. Виды риска.

  5. Стратегии совладания. Копинг-адаптация к стрессовым ситуациям. Различие механизмоа психологической защиты и копингов. Виды копинг-стратегий (адаптивный, относительно адаптивный, дезадаптивный).

  6. Защитные установки на уровне межличностных отношений: уход; изгнание; блокировка; управление; замирание; игнорирование.

  7. Уровни организации психологической защиты

  8. Ресурсы личности. Виды защит от внешних воздействий. Классификация психологических защит (поведенческие особенности по Р.М.Грановской).

  9. Антикризисная бригада образовательного учреждения, её состав. Приведите пример плана работы и действий антикризисной бригады.

  10. Особенности психологической помощи в подростковом возрасте. Суицидальные состояния у подростков.

  11. Безнадзорность и беспризорность. Факторы, обуславливающие появление десоциализированных несовершеннолетних.

  12. Психологическая помощь, попавшим под влияние деструктивных культов. Фазы индокринации. Культовая травма и реабилитация.

  13. Информационный стресс и эффективные стратегии совладения с ним.

  14. Мотивационные факторы феномена деструктивности.

  15. Фанатизм как психологический феномен. Причины, провоцирующие индукцию фанатизма, способы реабилитации подростков.


Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ


  1. Методологические и теоретические проблемы психологической безопасности образовательной среды.

  2. Психологическая безопасность образовательной среды, условия и факторы ее формирования.

  3. Критерии психологической безопасности образовательной среды.

  4. Диагностика и экспертиза психологической безопасности образовательной среды и психического здоровья ее участников.

  5. Моделирование процесса обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства.

  6. Кризисные и экстремальные ситуации в образовательной среде.

  7. Специфика психологической работы с субъектами учебно-воспитательного процесса, пострадавшими в результате различных экстремальных ситуаций.

  8. Принципы и методы психологической помощи детям и подросткам с посттравматическими стрессовыми расстройствами (жертвы насилия, катастроф, военных действий, террористических актов и других форм социального экстремизма).

  9. Возможности сопровождения психологической безопасности образовательной среды в рамках различных структур.

  10. Профилактика асоциального, деструктивного и суицидального поведения у детей и подростков (ПДН, психологическая служба, здравоохранение, кризисные центры и т.д.).

  11. Психологическая помощь детям мигрантов.

  12. Инновационные технологии психологической подготовки и переподготовки педагогов.

  13. Психологическая безопасность в информационной среде (СМИ, Internet).


Словарь терминов (глоссарий).
Безопасность может быть определена, в предварительном плане, как сетевая устойчивая совокупность необходимых и достаточных факторов на­дёжно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищённость всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства; их цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, традиции от неприемлемых ри­сков, от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предот­вращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для Всех.

Вызов — это геокультурный феномен, обозначающий: становление противоречия между наличным потенциалом культуры, идентификации человека и нации, сохранения образа жизни и необходимостью реальных социальных перемен, су­щественных изменений, что проявляется оформлением реальной неопределённости, нестабильности и тревожности.

Геокультура— это смысл, форма и сфера деятельности человека, на­родов мира и государств в культурном масштабе на основе уважительного диалога, культуры мира и безопасности, стратегического компромисса по поводу формули­рования, уточнения и достижения личных, национальных и цивилизационных целей, идеалов, ценностей, интересов; сохранения, развития и защиты норм и традиций людей, семей, наций и обществ, их социальных институтов и сетей жизнеобеспече­ния от неприемлемых, вызовов, рисков, опасностей и угроз.

Глобальная (международная) безопасность в самом предваритель­ном плане, может быть определена как сетевая устойчивая совокупность положений международного права, норм и процедур, разработанных международными организациями для обеспечения мира, справедливости, достоинства, благополучия на основе международного (глобального) гуманитарного стратегического компро­мисса по поводу безопасности каждого человека, каждого народа, каждого госу­дарства.

Глобальная структурная гуманитарная революция XXI века это про­цесс и результат изменений содержания и структуры мироустройства XXI века, всего миропорядка, оснований мировоззрения и гуманизма под воздействием слабых связей слабых влияний, слабых рисков; начало доминирования во всех сферах жизнеобеспечения во всех видах взаимодействий компромиссного, компромиссности, компромиссов.

Государственная безопасность - это: состояние защищённости, гаран­тирующее создание необходимых и достаточных условий для выполнения государ­ством своих функций по управлению делами общества и обеспечению нормального функционирования политической власти; неотъемлемая часть национальной безо­пасности средство её обеспечения, включает следующие традиционные критерии: нерушимость границ и сохранение территориальной целостности; обеспечение национального суверенитета; поддержание условий нормального функционирова­ния и развития национальной экономической системы; охрана конституционного строя; нормальное функционирование судебной системы.

Государственная стратегия национальной безопасности Российской Федера­ции в XXI веке (далее — Государственная стратегия) представляет собой систему сбережения и защиты целей, идеалов, ценностей, интересов личности, общества и народов России в целом; совокупность принципов, приоритетов и ме­ханизмов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются — ор­ганы государственной власти) в сфере национальной безопасности. V Диалог может быть определён как процесс обеспечения общего уча­стия граждан любой страны, культуры, цивилизации в достижении справедливо­сти, законности и терпимости в человеческих взаимоотношениях; для повышения и сохранения взаимопонимания, уважения и взаимодействия, сбалансированности и умеренности; для поиска общих точек линий и масштаба соприкосновения раз­личных цивилизаций в их общении между собой с тем, чтобы совместно терпели­во и мудро разрешать назревшие проблемы, угрожающие разделяемым ими целям, идеалам и ценностям, через компромиссы.

Доверие - это одна из основных категорий геокультуры, которая вы­ражает состояние мировосприятия человека на основе терпимости и уважительного диалога; состояние конструктивной коммуникации между людьми, между акторами и институтами, между человеком и властью, между народами и государствами, со­стояние с наличием воли и энергии для достижения необходимых компромиссов.

Духовная безопасность — состояние и условия жизнедеятельности социума, которые обеспечивают сохранение и укрепление нравственных ценно­стей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного по­тенциала страны, а вместе с тем способность государства решать назревшие задачи экономического, социального и политического развития.

Законодательные основы обеспечения безопасности — это система установленных государством общеобязательных норм (правил поведения), регули­рующих общественные отношения, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан в сфере безопасности.

Идеология мироустройства это артикулированная совокупность понятий, способствующих осознанию допустимых методов и средств для дости­жения: политических, экономических, институциональных, гуманитарных, куль­турных оснований главных взаимодействий между людьми, обществом и государ­ством, современной цивилизации на базе культуры компромисса и справедливости; формирования и устойчивого функционирования исторической памяти, мечты и смысла жизни человека с учётом уважительного диалога, доверия и солидарно­сти; культуры прав и свобод в сочетании с культурой ответственности; культу­ры интерпретации прошлого, осмысления настоящего, и понимания будущего.

Институционализация обозначает совокупность институтов в их взаимосвязи со средой и главное её свойство: реализация адаптации институтов к изменяющейся среде, к ситуации неопределённости, т. е. выживания социума в нестандартных ситуациях. Это исходное положение, характеризующее новую методологию для нового качества безопасности — культуры безопасности.

Информационная безопасность может быть рассмотрена как способ­ность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с определённой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и информацион­ные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угро­зам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации, вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано.

Компромисс — это процесс и результат осуществления договорён­ности между людьми, народами, государствами, их объединениями; между куль­турами и религиями на согласованное время во имя достоинства, благополучия и безопасности человека, семьи, народов, общества, государства и современной цивилизации на основе взаимных политических, экономических, идеологических уступок по поводу целей, идеалов, ценностей, национальных интересов, интерпре­таций прошлого, настоящего и будущего своих народов, стран и регионов, понима­ния демократии, патриотизма, смыслов жизни и мечты.

Культура безопасности является процессом сохранения развития це­лей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодей­ствия людей с защищённостью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов; эффективного предотвращения угроз на основе опережающей стратеги­ческой партнёрской культуры компромисса.

Культура диалога может быть определена как процесс обеспечения общего участия граждан любой страны, культуры, цивилизации для достижения справедливости, законности и терпимости в человеческих взаимоотношениях; для повышения и сохранения взаимопонимания, уважения и взаимодействия, сба­лансированности и умеренности; для поиска общих точек, линий и масштаба со­прикосновения различных цивилизаций в их общении между собой с тем, чтобы совместно терпеливо и мудро разрешать назревшие проблемы, угрожающие раз­деляемым ими целям, идеалам и ценностям.

Культура предотвращения — это процесс анализа формирования вызовов, угроз, рисков, опасностей и страхов жизнеобеспечению людей, семей и народов; их целям, идеалам, ценностям и интересам. Это процесс синтеза интеллектуальных, материальных и силовых технологий для снижения уровня блокирования или полно­го преодоления небезопасности (вызовов, угроз, рисков, опасностей) на основе: кон­структивного диалога и поступков, основанных на действующем законодательстве, на реальных нормах, традициях и образе жизни акторов, вовлечённых в сферу предот­вращения; опережающего глобального гуманитарного стратегического компромисса.



Образовательная среда -

По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого–либо учебного заведения.

В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко–культурным компонентом».

По мнению С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных.



По мнению В. И. Слободчикова, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

Общая теория безопасности может быть определено как область знаний, интегрирующая прикладные аспекты политических, социальных, военных, экономических, технических, гуманитарных и других наук и ориентированная на исследование сущности, содержания, методов, форм, органов, сил и средств обе­спечения безопасности человека, общества и государства в условиях комплексного воздействия внешних и внутренних факторов различного характера.

Общественная безопасность - это состояние, условия и характер жиз­недеятельности государства и общества, при которых граждане, социальные группы, создаваемые ими объединения и организации свободно действуют в соот­ветствии с их собственной природой и предназначением и способных нейтрали­зовать внешние и внутренние угрозы. Общественная безопасность охватывает экономический и социальный уклады жизни общества, общественные достояние и собственность, общественные институты и организации, национальные обычаи и традиции, среду жизнедеятельности, материальные и духовные ценности. Её обобщёнными характеристиками выступают социальное партнёрство, межна­циональное согласие и гражданский мир. Своё непосредственное выражение обще­ственная безопасность находит в уровне правовой и социальной защищённости че­ловека как от произвола, злоупотреблений государственной власти и её структур, так и от преступных посягательств со стороны частных лиц и групп.

Опасность — это геокультурный феномен, представляющий в превра­щенной форме правила запрета через объективно существующую и осознанную воз­можность причинить деятельностью какого-либо субъекта неприемлемый ущерб, деформацию, травму цели, идеала, ценностей, интересов человека, семьи, общества, государства, цивилизации.

Партнёрство это широкий и развивающийся корпус взаимодействий между гражданами, их объединениями, организациями, институтами, государства­ми, региональными сообществами и союзами государств и международными органи­зациями ориентированных на: сотрудничество и солидарность в содействии общим целям, ценностям, идеалам, интересам; равноправие, диалог и компромиссы при ре­шении спорных поблеем; на закрепление в договорах и соглашениях исходных принци­пов каждого участника взаимодействия, обязательств перед другими субъектами взаимодействия и ответственности за все риски партнёрства.

Повестка Дня для мирового сообщества на XXI век может быть определена каквзаимосвязанная и согласованная с участием всех субъектов взаимо­действий: совокупность целей, ценностей, идеалов и интересов; последовательность действий для их достижения и безусловный уровень легитимности, законности ис­пользуемых средств и процедур в процессе деятельности; определённость времени и пространства, масштаба деятельности каждого актора; чёткая и обозначенная заранее ответственность за риски и ошибки в процессе достижения выбранных ориентиров; гласность и прозрачность при распределении долей (частей, фрагмен­тов, преференций и т. д.) полученного результата.

Позиция - это взаимосвязанное сочетание: целей, идеалов и ценностей субъекта, его ментальности и идентичности; прав, свобод и ответственности; по­нимание обязанностей и долга; смысла жизни, исторической памяти и образа жиз­ни; национальной культуры и созидающей патриотической идеологии; нового (не-Западного) гуманизма XXI века.

Политическая безопасность — состояние и условия жизнедеятельно­сти социума, при которых обеспечивается сохранение легитимного государствен­ного строя, стабильность политической системы и гарантируются политические свободы и права граждан, демократическое взаимодействие государства и граж­данского общества. Политическое благополучие общества может быть подвер­жено опасностям двоякого рода. Крайней формой внешней угрозы ему является война, агрессия со стороны других государств; крайними формами внутренней угрозы выступают социальная напряжённость и вырастающие из неё массовые беспорядки, экстремизм и терроризм, конфликты, гражданская война.

Профессиональная деструкция – разрушение, деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. (Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э.).

Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.

Предотвращение — процесс социологического анализа формирования самых слабых факторов, способствующих возникновению вызовов, рисков, угроз опасностей и страхов жизнеобеспечению людей, семей и народов; их целям, идеа­лам, ценностям и интересам. Это процесс последующего синтеза интеллектуаль­ных и силовых технологий для своевременного снижения уровня блокирования или полного предотвращения состояния небезопасности (вызовов, угроз, опасностей, рисков и страхов) на основе конструктивного диалога и компромисса; поступков, основанных на воле и энергии к сохранению мира и безопасности.

Результат компромисса это совокупность целевых ориентиров, проце­дур их достижения и условий контроля соблюдения процедур с участием каждого субъекта переговоров; сами договорённости оформлены соответствующим докумен­том, содержание и структура которого полностью удовлетворяет каждую сторону состоявшегося компромисса.

Риск — это геокультурный феномен, представляющий в превращенной форме правила запрета в динамике перемен от ситуации неопределённости в направ­лении желательных изменений с учётом фактора времени и реального масштаба.

Российская мечта может быть определена как самостоятельный феномен, обеспечивающий связи между целью, идеалом, ценностями и смыслом жизни; гармонизирующий трансформацию таких связей для сохранения их формы и структуры; сохраняющий идентичность целей, идеалов, ценностей и смысла жизни, их самостоятельность и самодвижение.

Сделка добровольные поступки по установлению, изменению или пре­кращению взаимодействий физических или юридических лиц в согласованных рамках действий акторов во времени и пространстве; по соблюдению правил игры, обеспече­нию их выполнения и достижению исполнения оговоренных уступок, целей и условий их достижения; по исполнению санкций и долженствований по утверждённой всеми факторами процедуре.

Сеть — новый социокультурный феномен, который отражает це­лостность нового объекта, включающего в себя информацию, знания, отношения и взаимодействия людей в единстве с новыми высокими технологиями, объединяе­мыми Интернетом.

Смысл жизни — сущность органичного единства цели, идеала и основ­ных ценностей человека, понятых и принятых им как руководство к деятельно­сти, в его ориентации на достойную, благополучную и безопасную жизнь, на ее воспроизводство, на единство свободы и ответственности.

Солидарная культура компромисса: это состояние сознания, мотиваций и взаимодействий современного общества, ориентированного на предотвращение воз­можности глобальной ядерной войны через согласованные действия на основе добро­вольных договорённостей как среди своих сторонников, так и со своими оппонентами (сторонниками культуры смерти и культуры войны); на основе взаимных уступок то поводу общих интересов, терпимости, постепенности и диалога. Солидарность может быть определена как состояние позитивной дея­тельности людей, социальных групп, семей, ориентированной на консолидацию людей и общества, на поддержание и улучшение гражданского мира; на сотрудничество с учётом общих ценностей и символов, уважения целей, идеалов, интересов других лю­дей и других культур; на постоянный и уважительный диалог и компромисс по поводу созидательных ориентиров деятельности и конструктивного общения.

Сотрудничество может быть определено как состояние деятельности людей, семей, народов, государств на достижение гуманитарных целей на основе тер­пимости и доверия в условиях устойчивого уважительного диалога; на достижение созидающих компромиссов.

Социальная безопасность — 1) совокупность мер по защите целей, идеалов, ценностей и интересов человека, семьи, страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизне­обеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностя­ми прогресса нынешних и будущих поколений. Объектами социальной безопасности являются люди, их цели, идеалы, ценности, законные интересы (потребности), общности, отношения; системы социализации человека (образования, воспита­ния, соцкультбыта); инфраструктуры жизнеобеспечения (здравоохранение, тор­говля, снабжение и т. д.); образ жизни. Национальные интересы России в социаль­ной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа; 2) защищен­ность социальной сферы общества и государства от угроз, способных разрушить её или обусловить её деградацию.

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:

- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также



- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Социология безопасности определена как самостоятельная социо­логическая теория среднего уровня, ориентированная на теоретические и эмпи­рические исследования состояния и динамики обеспечения безопасности человека, народов России, общества и государства, современной цивилизации.

Социология культуры безопасности может быть определена как фор­мирующаяся самостоятельная социологическая теория, отражающая процесс обе­спечения жизни человека, сбережения семьи и народа, их целей, идеалов, ценностей и традиций, социальных институтов и сетей, устойчивости соблюдения прав и обязан­ностей человека и основных свобод для всех (безразличия расы, пола, языка и рели­гии), их защищённостью от неприемлемых вызовов, рисков, опасностей и угроз.

Стратегическая партнёрская культура компромисса, в рабочем плане, может быть изложено так: это конструктивное, творческое состояние сознания общества XXI века, его мотивации и чёткая, обоснованная ориентированность: на культуру жизни; на предотвращение возможности глобальной ядерной ката­строфы через оформленную долгосрочную программу достижения согласованных целей и ценностей каждого гражданина, всех народов и государств, включающую устойчивый и долговременный мониторинг необходимых средств и ресурсов, всех видов рисков; на постоянную адаптацию всех звеньев процесса достижения общих интересов с учётом изменений внешней и внутренней среды.

Стратегическое партнёрство - это оформленная долгосрочная програм­ма: достижения и корректировки как общих согласованных целей, идеалов, ценно­стей и главных интересов каждого партнёра, так и сопоставимой с Программой оценки средств, ресурсов и легитимных технологий, выбранных для достижения общих целей; анализа и учёта стратегических рисков на всех этапах функцио­нирования партнёрства; осуществления самокритики и самоиронии в оценке до­стигнутых результатов; обеспечения эффективной адаптации всех звеньев про­цесса партнёрства с учётом изменений внутренней и внешней среды деятельности всех участников партнёрства.

Структура мироустройства это взаимосогласованное единство по­литического, экономического, институционального, гуманитарного аспектов главных доминант в функционировании мирового сообщества: политическая со­ставляющая представляет новую Московско-Шанхайскую модель миропорядка; экономическую составляющую определяют две доминанты — финансовая (про­движение Рубля как одной из резервных валют) и торговая (современная торговля на основе региональных союзов и соглашений); институциональная составляющая выражает Правила Игры при выработке и корректировке Повестки Дня мирово­му сообществу; гуманитарная составляющая определяет мировоззрение и новый не-Западный гуманизм.

Терпимость может быть определена как состояние чёткой ориента­ции на диалог и компромисс в ситуации корректного уважения к разным особенно­стям его участников; к различным чертам в убеждениях верования другого человека в свои цели, идеалы и ценности; к другим способам удовлетворения своих потребно­стей; к другим нормам, традициям и образу жизни людей, семей, социальных групп, народностей, представителей других конфессий.

Торг (в контексте подготовки компромисса) - это действия сторон (субъектов) компромисса: по согласованию содержания, структуры и конфигура­ции уступок от каждой стороны; по согласованию условий (время, место, про­цедура функционирования уступки после факта обмена уступками); по согласо­ванию процедуры контроля за условиями компромисса после его осуществления; по согласованию санкций конкретной стороны в ситуации зафиксированных на­рушений условий компромисса.

Угроза — это геокультурный феномен, представляющий в превращенной форме правила запрета через объективно и субъективно существующую и осмысленную реальную возможность разрушения общенациональной цели, социального идеала, обще­национальных ценностей, важнейших интересов личности, общества и государства, культуры и образа жизни, нарушить неприкосновенность территории страны.

Уступка может быть определена как собирательный термин для обозначения совокупности феноменов (правил игры, ценностей, интересов, усто­явшихся процедур отношений, материальных факторов и т.д.), передаваемых одной стороной компромисса, в которых другие участники компромисса признают значимый и актуальный фрагмент прошлого, настоящего или будущего и соглаша­ются присвоить себе по итогам компромисса на определённых условиях.

Экологическая безопасность может быть определена, как минимум, в двух аспектах. Во-первых, это защищённость среды обитания людей и биосферы в целом, атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видового соста­ва животного и растительного мира, а также природных ресурсов (энергетических, минеральных и т. п.) от угроз, создаваемых деятельностью человека. Во - вторьх, это положение, при котором путём выполнения правовых норм экономических, природо - защитных и инженерно-технических требований достигается предотвращение или ограничение опасных для жизни и здоровья людей, разрушительных для хозяйствую­щих субъектов и окружающей среды последствий экологических катастроф, вызы­ваемых повседневным загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека, от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Экономическая безопасность — это устойчивое функционирование национальной экономики и её способность обеспечить эффективное удовлетво­рение общественных потребностей, поддержание социально-политической и во­енной стабильности государства; его технико-экономическую и технологическую независимость, устойчивость по отношению к возможным внешним и внутрен­ним угрозам, защиту экономических интересов страны на внутреннем и внешнем рынках. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, сни­жением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического по­тенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской систе­мы, обострением конкуренции на мировом рынке товаров и услуг, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, экономической экспансией на территорию России со стороны других государств, преобладанием в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импорте — продоволь­ствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница