Методические рекомендации по дисциплине б. 1 Научно-исследовательская работа образовательная программа подготовки магистра по направлению подготовки магистратуры



Скачать 122.75 Kb.
Дата01.05.2016
Размер122.75 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
М3.Б.1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры


­­­­­­

44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа «Образовательный менеджмент»
очная форма обучения



Составитель:

Рычкова Н.А., профессор, д.п.н.,

зав. кафедрой педагогики






Методические материалы.

Часть I. Методологические и методические вопросы организации и проведения научных исследований. Общее понятие методологии науки.

Понятие "методология" как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Единство исторического и логического как методологический принцип психолого- педагогической науки.

Научно-исследовательская работа в семестре. Фундаментальные и прикладные научные исследования. Виды научно-исследовательских работ.

Понятийно-терминологический аппарат современной науки об образовании.

Основные элементы научного педагогического исследования.

Обоснование актуальности выбранной темы; выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования. Постановка задач и формирование гипотез исследования.

Обусловленность структуры и содержания объектом и предметом исследования, внутренними и внешними условиями, в которых осуществляется исследование. Различные методологические подходы к исследованию: деятельностный, личностный, аксиологический, культурологический, социологический, историко-культурный, системный, герменевтический.

Концепции современного образования.

Теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.

Эмпирические методы исследования.

1. Рабочие, частные методы: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос; метод экспертных оценок; тестирование, анкетирование.

2. Комплексные, общие методы: обследование; мониторинг; изучение и обобщение передового опыта; опытная педагогическая работа.

Характеристика экспериментального метода, требования к проведению эксперимента.

Социально-психологические и педагогические исследования.

Часть II. Прикладная психодиагностика.


  • Экспериментальные методики школы Б.В. Зейгарник. Модификации методик для различных возрастных групп. Обработка результатов, составление заключений.

Исследование состояния произвольной двигательной деятельности. Методика Озерецкого-Гельнитца и Л.А. Квинта.

Схема построения теста Векслера, методы обработки получаемых результатов.

Нейропсихологические тесты (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова).


  • Методики, направленные на исследование личности.

Виды личностных опросников:

а) опросники, относящиеся к одному аспекту личности;

б)опросники, направленные на разностороннее исследование личности.

Опросник Кэттела. ПДО для подростков (А.С. Личко). Опросник Айзенка.

MMPI. Варианты MMPI. Направленность методики, принципы построения, техника проведения обследования, проведение профиля, интерпретация результатов, составление заключения.

Проективные методы исследования личности. Проективные методы — экспериментальные приемы выявления индивидуальных особенностей деятельности, структуры мотивов, «значащих» переживаний. Отличие проективных методов от интеллектуальных тестов и личностных опросников.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ).

Методика Роршаха. Теоретические предпосылки методики Роршаха. Особенности проекции при восприятии слабоструктурированных изображений. Цель и сфера применения методики. Схема эксперимента. Протоколирование и опрос. Шифровка ответов, анализ основных количественных соотношений. Типы восприятия и направленность личности в системе «психодиагностики» Роршаха. Интерпретация экспериментальных данных. Построение структуры личности на основе показателей методики (особенности мышления и эмоций, способы контроля и управления аффективными процессами, «зрелость» личности и т.д.). Диагностические показатели теста.

Метод Розенцвейга.

Понятие о фрустрации и механизмах защиты в теории Розенцвейга. Фрустрация как реакция на препятствие при удовлетворении потребности. Типы фрустрации и типы реакций на фрустрацию. Типы защитных реакций. Метод Розенцвейга для исследования фрустрации. Описание методики и схемы эксперимента. Анализ и интерпретация результатов.

Методика исследования межличностных отношений Рене-Желя.

Метод незаконченных предложений.

Метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд) и возможности его применения.

Тест Люшера.

Исследование уровня притязаний и самооценки.

Рисуночные тесты.



  • Диагностика психического развития детей (по возрастной периодизации).

Возможные варианты экспериментальных методик. Диагностическое тестирование детей. Соотношение количественного выражения результатов и качественного анализа. Диагностика готовности к школе. Диагностика школьных навыков.
Вопросы к зачету/экзамену


  1. Научно-исследовательская работа.

  2. Понятие: «фундаментальная и прикладная наука».

  3. Виды научно-исследовательских работ.

  4. Научно-исследовательская работа в семестре.

  5. Общее понятие методологии науки. Мировоззренческие основания исследований.

  6. Методологические принципы, структура и методы психолого-педагогических исследований.

  7. Понятийно-терминологический аппарат современной науки об образовании.

  8. Диалектический характер взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики.

  9. Методологические подходы к исследованию: деятельностный, личностный, аксиологический, культурологический, социологический, историко-культурный, системный, герменевтический.

  10. Методы психолого-педагогических исследований.

  11. Специфика междисциплинарных связей в педагогических исследованиях. Методы социально-психологических исследований

  12. Качество педагогических исследований. Методологическое обоснование прогностических исследований.

  13. Прикладная психодиагностика

  14. Психодиагностика познавательных процессов.

  15. Диагностика эмоциональных состояний и личностных свойств.

  16. Диагностика школьных навыков. Лонгитюдные карты, используемые для диагностики развития человека.


Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

Основная:

  1. Борисова, Е.М. Основы психодиагностики [Электронный ресурс].- Режим доступа: (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm

  2. Бордовская Н.В. Педагогика / Бордовская Н.В., Реан А.А. - СПб: Питер, 2011. - 299 с.

  3. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб.пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 320 с.: табл. [Гриф]

  4. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. [Гриф]

  5. Добреньков, В.И. Методология и методы научной работы: учеб. пособие / В.И. Добреньков, Н. Г. Осипова ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. - М.: КДУ, 2009. - 276 с. [Гриф]

  6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 208 с. [Гриф]

  7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ. – 663 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0230/3_0230-1.shtml.

  8. Педагогика [Электронный ресурс]: электрон. учебник, презентации (анимация, звук), подроб. тренировочные тесты, контрол. тесты, словарь терминов, персоналии / [Л.П. Крившенко и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск: зв., цв. - (Электронный учебник). - Миним. систем. требования: Windows 2000/XP; процессор не ниже 500 МГц; ОЗУ 64 Мб и более; HDD не менее 40 Мб; видеокарта 8 Мб или лучше; SVGA монитор 1024х768; пишущий CD привод 4х; зв. карта. - ISBN 978-5-406-00607-8 [Гриф]: 303-15.

  9. Подласый И.П. Педагогика. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2011. - 574 с.

  10. Психологические тесты [Электронный ресурс].-Режим доступа: (http://psychology.net.ru/articles/d20020106230736.html

  11. Сластенин В.А. Педагогика / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; Под ред. В.А. Сластенина. - 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 607 с.

Дополнительная:

  1. Белова С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель. - Педагогика, 2007, № 6. - С.19-27.

  2. Горовая В.И. Конструктивная педагогическая аксиология. - Педагогика, 2007, № 4. - С. 15-21.

  3. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.

  4. Загвязинский В.И., Ахатов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

  5. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0151/1_0151-1.shtml.

  6. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0473/1_0473-1.shtml

  7. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: учеб.-метод. пособие для рук. и науч.-пед. работников вузов / В. В. Лаптев [и др.]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; [под науч. ред. В. В. Лаптева]. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 174 с. [Гриф]

  8. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика. – 1999. – №8. – с. 16-23.

  9. Пособие по применению психологической методики ММРI. - М.: МНИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1971. Составитель С.Н. Собчик.

  10. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - М.: Медицина, 1970. - 215 с.

  11. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. - М.: Владос, 2004. - 384 с.

  12. Рычкова Н.А. Карта динамического обследования ребёнка: Практическое пособие. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 48 с.

  13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2005. - 576 с.


Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. - (Дата обращения: 01.08.13).

  2. Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/index.htm, свободный. - (Дата обращения: 01.08.13).

  3. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru, свободный. - (Дата обращения: 01.08.13).

  4. Портал Гуманитарное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.humanities.ru, свободный. - (Дата обращения: 01.08.13).

  5. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.edu.ru, свободный. - (Дата обращения: 01.08.13).


Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Словарь терминов (глоссарий).

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Валидность теста - адекватность и действенность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, насколько тест отражает то, что он должен оценивать.

Гетерогенный тест - это система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по нескольким учебным дисциплинам и (или) свойствам личности.

Гомогенный тест - это система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по одной дисциплине.

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Интегративный тест - это система заданий, отвечающих требованиям тестовой формы, возрастающей трудности, нацеленных на общую диагностику подготовленности выпускников учебных заведений.

Компетентность профессиональная – в акмеологическом понимании – это главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.

Методология - от "метод" и греч. "слово", "понятие", "учение"- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методы исследования - путь исследования или познания, от греч. «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу.

Надежность теста - постоянство, устойчивость результатов, получаемых с помощью теста. Н.т. определяется путем сопоставления полученных данных.

Педагогическая деятельность - вид профессиональной деятельности, включающий воспитание, обучение, образование и развитие человека.

Педагогические нововведения (инновации) – целенаправленное изменение, которое вносит в деятельность образовательного учреждения новые, относительно стабильные элементы, эффективно влияющие на его развитие и функционирование.

Педагогический процесс - развивающее взаимодействие воспитателей и воспитанников, в котором социальный опыт преобразуется в качества личности.

Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Субтест - группа тестовых заданий, предназначенных для выявления одного из элементов структуры знаний, умений, навыков значимого психического качества.

Тестология - прикладное направление научной педагогики; оно призвано заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений.

Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности.






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница