Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов



Скачать 427.19 Kb.
Дата29.05.2016
Размер427.19 Kb.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Возрастные основы здоровья

(наименование дисциплины)


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Возрастные основы здоровья (ФТД.01)
АННОТАЦИЯ
1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).
ФТД.01 Возрастные основы здоровья

В ГОСе нет требований к этому факультативу


2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


4. Список авторов элементов УМК:

Ширенкова Е.В., старший преподаватель


5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)


- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


(ТГПУ)
«Утверждаю»
Декан ФФКиС

________________ О.В. Смирнов
«____» ___________ 2008г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по выбору

ФТД. 01

Возрастные основы здоровья


1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов, обучающиеся по специальности: 022500 (032102.65) – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» целостный научный взгляд на здоровье человека в различные возрастные периоды и развить на этой основе навыки здорового образа жизни и методы овладения ими.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить с основными понятиями и закономерностями роста и развития организма человека;

  • ознакомить с особенностями каждого возрастного периода;

  • ознакомить с основными методами оценки уровня здоровья для каждого возрастного периода;

  • развить системный подход к проблеме здоровья в разных возрастных периодах;

  • дать основные представления об образе жизни в каждом возрастном периоде.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент должен знать:


  • аспекты здорового стиля жизни;

  • методы оценки здоровья для каждого возрастного периода;

Студент должен уметь:

  • использовать межпредметные связи с анатомией и физиологией взрослого и детского организма и возрастную психологию;

  • использовать методы диагностики здоровья, физического развития, конституции, индивидуальной возрастной нормы в разные периода онтогенеза в образовательных и оздоровительных учреждениях во время прохождения практики.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4


Общая трудоемкость дисциплины

220

220

Аудиторные занятия

80

80

Лекции

40

40

Практические занятия (ПЗ)

40

40

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

140

140

Курсовая работа

-

-
Расчетно-графические работы

-

-

Реферат




-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции


Практические занятия

1.

Здоровье и наследственность. Наследственность, как фактор, влияющий на здоровье человека.

4

2

2.

Закономерности роста и развития. Возрастная периодизация.

4

2

3.

Беременность. Дородовое воспитание ребенка.

Роды (интранатальный период).



4

2

4.

Влияние окружающих условий на здоровье ребенка.

Неонатальный период.



4

4

5.

Грудной период. Воспитание, умственное и физическое развитие, образ жизни в грудном периоде.

4

2

6.

Раннее детство. Воспитание, умственное и физическое развитие, образ жизни в раннем детстве.

4

6

7.

Первое и второе детство.

2

4

8.

Адаптация к школе. Здоровье ребенка и школа.

4

6

9.

Пубертатный и юношеский период. Проблемы полового созревания и физическое воспитание в пубертатный и юношеский период.

4

6

10.


Зрелый и старший возраст.

Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни.



6

6




Итого

40

40


4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Здоровье и наследственность. Наследственность, как фактор, влияющий на здоровье человека. Понятие о наследственности. Единицы наследственности. Критические периоды гаметогенеза. Состояние здоровья родителей к моменту зачатия. Наследственные заболевания. Заболевания с наследственной предрасположенностью и их профилактика.

  2. Закономерности роста и развития. Возрастная периодизация. Биологический и паспортный возраст. Критерии. Соотношение биологического и социального в различные возрастные периоды.

3. Беременность. Дородовое воспитание ребенка. Роды (интранатальный период). Физиологические изменения в организме беременной. Дородовое воспитание ребенка. Сроки беременности. Подготовка к родам. Родовспоможение. Роль отца при родах. Первые минуты жизни ребенка. Импринтинг. Значение раннего прикладывания ребенка к груди.

4. Влияние окружающих условий на здоровье ребенка. Неонатальный период. Экологические факторы могут играть роль «факторов риска», не являясь непосредственно причиной развития заболевания, но увеличивая вероятность его возникновения. Адаптация к новым условиям.

5. Грудной период. Воспитание. Умственное и физическое развитие, образ жизни.

6. Раннее детство. Воспитание, умственное и физическое развитие, образ жизни в раннем детстве. Обучение гигиеническим навыкам. Бытовой травматизм. Гигиена, умственное и физическое развитие. Воспитание, образ жизни.

7. Первое и второе детство. Морфофункциональные и психофизиологические особенности. Система обучения воспитания. Питание и режим дня. Обучение гигиеническим навыкам. Физическое воспитание. Расширение контактов и повышение вероятностей инфекционного заболевания. Критерии школьной зрелости. Болезни и их профилактика. Психическая, эмоциональная и физическая нагрузка в школе. Школьные неврозы и их профилактика.

8. Адаптация к школе. Здоровье ребенка и школа. Адаптацией детей заключается в гигиенических требованиях и рекомендаций, оздоровительных мероприятий в отношении организованных детских коллективов. Формирование нормативных комплексов и оздоровительных мероприятий школьников.

9. Пубертатный и юношеский период. Проблемы полового созревания и физическое воспитание в пубертатный и юношеский период. Морфофункциональные и психофизиологические особенности. Проблемы полового созревания. Физическое воспитание. Питание и гигиена подростка, режим дня. Психическое состояние подростка. Болезни этого возраста, их профилактика. Психическое, физическое и эмоциональное созревание.

10. Зрелый и старший возраст. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни. Структура заболеваемости. Геронтология. Продолжительность жизни человека. Механизмы старения. Факторы риска: вредные условия труда и обучения, плохие материально-бытовые условия, миграционные процессы, неблагоприятные климатические и природные условия, загрязнение окружающей среды, отсутствие потребности в здоровом образе жизни, нездоровый образ жизни (вредные привычки, гиподинамия, нерациональное питание).
5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:



  1. Возрастные основы здоровья : учебно-методическое пособие / С. Б. Нарзулаев [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : издательство ТГПУ, 2007. – 74 с.

б) дополнительная литература:

1. Москатова, А. К. Гармония здоровья : учебное пособие по валеологии и современной антропологии / А. К. Москатова ; МО РФ и др. – Томск : Издательство ТГПУ, 2000. - 163 с.


  1. Низкодубова, С. В. и др. Основы здорового образа жизни : учебное пособие для вузов, училищ, колледжей / С. В. Низкодубова, Н. В. Куликова, А. А. Байков ; МОПО, ТГПУ. – Томск : Б. и. 1999. - 106 с.

  2. Основы валеологии : учебное пособие / С. Б. Нарзулаев [и др.] ; МО РФ, ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 1999. - 269 с. : ил.

  3. Торохова, Е. И. Валеология : словарь / Е. И. Торохова - М. : Флинта : Наука, 1999. - 241с


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: блок психофизиологических и психологических компьютерных программ, видеофильмы по разделам: Беременность. Роды (интранатальный период). Пубертатный и юношеский период.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- компьютерный класс;

-лаборатория валеологического научно-образовательного центра функциональных резервов;

- библиотечный фонд ТГПУ.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Основы валеологии : учебное пособие / С. Б. Нарзулаев [и др.] ; МО РФ, ТГПУ. – Томск : Издательство ТГПУ, 1999. - 269 с. : ил.


8.1. Методические рекомендации преподавателю


Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы) помогает студентам вести конспекты и улучшает темп усвоения лекции.

Кроме этого рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.



8.2. Методические рекомендации для студентов


Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.

Семинар обычно включает устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в современном образовательном пространстве. Далее выявляется способность студентов применять полученные теоретические знания к решению практического или задачи.

Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начинать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту в первую очередь надо изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиотечный список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Важной составляющей частью подготовки к семинару является работа студента с научными и аналитическими статьями, которые публикуются в специализированных периодических изданиях. Они позволяют расширить кругозор и получить представление об актуальных проблемах, возможных путях их решения и/или тенденциях в исследуемой области.

В качестве завершающего шага по подготовке к семинарскому занятию следует порекомендовать студенту ознакомиться с результатами научных исследований, соответствующих каждой теме.



8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


1. Периоды становления репродуктивной системы женщины. Физиология женской и мужской системы. Гормоны, влияющие на фазы менструального цикла.

2. Периоды детского возраста. Внутриутробный период. Возрастные критерии, необходимости выделения периодов. Группы риска беременной.

3. Цели и задачи дородового патронажа. Гигиена и питание беременной женщины. Льготы беременным женщинам.

4. Период новорожденности. Анатомо-физиологические особенности доношенного новорожденного ребенка. Оценка степени риска после рождения ребенка.

5. Уход за новорожденным в роддоме и в домашних условиях. Расчет необходимого количества молока, и питьевой режим.

6. Адаптация новорожденного. Пограничные состояния новорожденного. Анатомо-физиологические показатели недоношенного ребенка. Группы риска новорожденных.

7. Организация ухода за детьми раннего возраста. Физическое и нервно-психическое развитие. Динамическое наблюдение за детьми раннего возраста. Критерии и группы здоровья.

8. Питание здорового ребенка в различные возрастные периоды (до 1 года, с 1-3-х лет, старше 3-х лет).



9. Профилактика патологических состояний (анемия, рахит, часто болеющие дети), физическое воспитание и закаливание детей, воспитание гигиенических навыков, профилактические прививки.

  1. Бесплодный брак: понятие термина, факторы, вызывающие бесплодие. Виды и формы бесплодия. Нормальная спермограмма. Характеристика патологических изменений в сперме. Диагностика бесплодного брака, профилактические мероприятия. Основы сексологии и сексопатологии.

  2. Введение в иммунологию. Основные понятия. Иммунологическая реактивность и неспецифические факторы защиты.

  3. Факторы, влияющие на здоровье.

  4. Экология и здоровье.

  5. Организм как функциональная система.

  6. Репродуктивное здоровье.

  7. Биологические ритмы.

  8. Адаптация как фактор сохранения и укрепления здоровья.

  9. Здоровый образ жизни как основное условие здоровья.

  10. Составляющие здорового образа жизни.



8.2.3. Примерная тематика рефератов, курсовых - нет

8.2.4. Примерный перечень вопросов к зачету:


  1. Факторы, влияющие на здоровье.

  2. Здоровье и наследственность. Понятие о наследственности.

  3. Составляющие здорового образа жизни.

  4. Экология и здоровье.

  5. Наследственные заболевания. Заболевания с наследственной предрасположенностью и их профилактика.

  6. Введение в иммунологию. Основные понятия.

  7. Биологический и паспортный возраст. Критерии. Соотношение биологического и социального в различные возрастные периоды.

  8. Репродуктивное здоровье.

  9. Бесплодный брак: понятие термина, факторы, вызывающие бесплодие. Виды и формы бесплодия.

  10. Периоды становления репродуктивной системы женщины.

  11. Беременность. Физиологические изменения в организме беременной.

  12. Дородовое воспитание ребенка.

  13. Сроки беременности. Подготовка к родам.

  14. Роды (интранатальный период).

  15. Первые минуты жизни ребенка.

  16. Влияние окружающих условий на здоровье ребенка.

  17. Грудной период. Воспитание. Умственное и физическое развитие, образ жизни.

  18. Раннее детство. Обучение гигиеническим навыкам. Бытовой травматизм. Гигиена, умственное и физическое развитие. Воспитание, образ жизни.

  19. Первое и второе детство. Система обучения воспитания. Обучение гигиеническим навыкам. Физическое воспитание.

  20. Профилактика патологических состояний (анемия, рахит, часто болеющие дети).

  21. Критерии школьной зрелости.

  22. Психическая, эмоциональная и физическая нагрузка в школе. Школьные неврозы и их профилактика.

  23. Пубертатный и юношеский период. Морфофункциональные и психофизиологические особенности. Проблемы полового созревания. Физическое воспитание.

  24. Психическое состояние подростка. Психическое, физическое и эмоциональное созревание.

  25. Психофункциональные различия мужского и женского организма.

  26. Зрелый и старший возраст. Структура заболеваемости.

  27. Геронтология. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни.

  28. Механизмы старения.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»


Программу составила:

Старший преподаватель каф. АФК _________________Е.В. Ширенкова


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры и спорта ТГПУ протокол № 1 от « 29 » августа 2008г.
Заведующий кафедрой АФК

д.м.н., профессор _______________________________С.Б. Нарзулаев


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ О.В. Смирнов



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Возрастные основы здоровья (ФТД.01)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

1. Периоды становления репродуктивной системы женщины. Физиология женской и мужской системы. Гормоны, влияющие на фазы менструального цикла.

2. Периоды детского возраста. Внутриутробный период. Возрастные критерии, необходимости выделения периодов. Группы риска беременной.

3. Цели и задачи дородового патронажа. Гигиена и питание беременной женщины. Льготы беременным женщинам.

4. Период новорожденности. Анатомо-физиологические особенности доношенного новорожденного ребенка. Оценка степени риска после рождения ребенка.

5. Уход за новорожденным в роддоме и в домашних условиях. Расчет необходимого количества молока, и питьевой режим.

6. Адаптация новорожденного. Пограничные состояния новорожденного. Анатомо-физиологические показатели недоношенного ребенка. Группы риска новорожденных.

7. Организация ухода за детьми раннего возраста. Физическое и нервно-психическое развитие. Динамическое наблюдение за детьми раннего возраста. Критерии и группы здоровья.

8. Питание здорового ребенка в различные возрастные периоды (до 1 года, с 1-3-х лет, старше 3-х лет).

9. Профилактика патологических состояний (анемия, рахит, часто болеющие дети), физическое воспитание и закаливание детей, воспитание гигиенических навыков, профилактические прививки.



  1. Бесплодный брак: понятие термина, факторы, вызывающие бесплодие. Виды и формы бесплодия. Нормальная спермограмма. Характеристика патологических изменений в сперме. Диагностика бесплодного брака, профилактические мероприятия. Основы сексологии и сексопатологии.

  2. Введение в иммунологию. Основные понятия. Иммунологическая реактивность и неспецифические факторы защиты.

  3. Факторы, влияющие на здоровье.

  4. Экология и здоровье.

  5. Организм как функциональная система.

  6. Репродуктивное здоровье.

  7. Биологические ритмы.

  8. Адаптация как фактор сохранения и укрепления здоровья.

  9. Здоровый образ жизни как основное условие здоровья.

  10. Составляющие здорового образа жизни.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Возрастные основы здоровья (ФТД.01)

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008


  1. Дополните определение:

Здоровье – это состояние полного физического, _________________ и _______________ ______________________, а не просто _________________ _______________________ и ________________ ________________.


  1. Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье следующим образом (заполните пробелы):

Здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем _____________ __ _______________ _______________ и отсутствуют какие-либо ___________ ________________________ .
3. Назовите компонент здоровья, который определяет текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития:

а) нравственное здоровье;

б) психическое здоровье;

в) физическое здоровье;

г) соматическое здоровье.
4. Комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – это:

а) физическое здоровье:

б) соматическое здоровье;

в) психическое здоровье;

г) нравственное здоровье.
5. Часть здоровья, зависящая от внешнесредовых условий:

а) 50 %;


б) 40 %;

в) 30 %;


г) 20 %.
6. Образ жизни человека включает в себя категории:

а) стиль жизни;

б) качество жизни;

в) уровень жизни;

г) все перечисленное.
7. Биосоциальная категория, которая включает в себя представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения, это:

а) образ жизни;

б) качество жизни;

в) стиль жизни.


8. Вещества, способные вызвать изменения генов, называются:

а) мутагенами;

б) мутацией;

в) мутантами;

г) мутагенезом.
9. Генетическими являются заболевания, которые возникают:

а) вследствие дефектов в генах или хромосомных аномалиях;

б) в результате полученных во внутриутробном развитии травм и перенесенных инфекций;

в) вследствие асоциального образа жизни;

г) вследствие конфликта резус фактора родителей.
10. Назовите биологические принципы ЗОЖ:

а) образ жизни должен быть ___________________;

б) образ жизни должен быть ________________ _____________;

в) образ жизни должен быть ___________________;

г) образ жизни должен быть ___________________;

д) образ жизни должен быть ___________________.


11. Перечислите социальные принципы здоровья:

а) образ жизни должен быть ___________________;

б) образ жизни должен быть ___________________;

в) образ жизни должен быть ___________________;

г) образ жизни должен быть ___________________;
12. Дайте определение возраста.

Возраст – это _____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ .


13. Общая длительность сна в возрасте 1 года составляет:

а) 23 часа;

б) 16 часов;

в) 12 часов;

г) 10 часов.


  1. Для нервной системы детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна:

а) стабильность процессов торможения и возбуждения;

б) высокая возбудимость и слабость тормозных процессов;

в) слабая возбудимость и сила тормозных процессов.


  1. Дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание на:

а) 15-20 секунд;

б) 15-20 минут;

в) 5-10 минут;

г) 5-10 секунд.




  1. Речевые сигналы начинают доминировать в возрасте:

а) 2-3 лет;

б) 3-4 года;

в) 5 лет;

г) 6 лет.




  1. Зрительная сенсорная система достигает взрослого состояния:

а) к 10 годам;

б) к 18 годам;

в) к 16 годам;

г) к 12 годам.




  1. У новорожденных «колбочек» меньше чем у взрослых:

а) в 2 раза;

б) в 3 раза;

в) в 4 раза;

г) в 5 раз.




  1. В пренатальном периоде достигает взрослого состояния:

а) слуховая сенсорная система;

б) двигательная сенсорная система;

в) центральная нервная система;

г) вестибулярная сенсорная система.




  1. Укажите временные параметры среднего и старшего школьного возраста:

частично второе детство - ______________ лет;

подростковый возраст - __________ лет (дев.), __________лет (мал.);

частично юношеский возраст - ___________лет (дев.), __________лет (юн.).


  1. Пубертатный период – это:

а) период полового созревания;

б) период внутриутробного развития;

в) период личностного развития.


  1. Пубертатный период подразделяется на этапы (укажите количество, название и временные границы):

а) на 2: ______________________________________________________;

б) на 3: ______________________________________________________;

в) на 4: _______________________________________________________.


  1. В возрасте 10-12 лет:

а) усиливается влияние коры на подкорковые структуры;

б) усиливается влияние подкорки на кору;

в) взаимодействие коры и подкорки уравновешены.


  1. Вторые коренные зубы вырастают:

а) в возрасте 10-12 лет;

б) в возрасте 12-14 лет;

в) в возрасте 17-25 лет.


  1. Заметный скачок роста в пубертатный период наблюдается:

а) девочки -11 лет, мальчики – 12 лет;

б) девочки -10 лет, мальчики – 11 лет;

в) девочки -12 лет, мальчики – 13 лет;

г) девочки -13 лет, мальчики – 14 лет.




  1. Вес мышечной массы достигает взрослого состояния:

а) к 20-22 годам;

б) к 19-20 годам;

в) к 18-19 годам;

г) к 17-18 годам.




  1. После 9 лет изменяются процессы терморегуляции:

а) повышается значение химической терморегуляции и понижается роль физической терморегуляции;

б) понижается значение химической терморегуляции и повышается роль физической терморегуляции;

в) химическая и физическая терморегуляция развиваются равномерно и параллельно.
28. В среднем и старшем школьном возрасте:

а) преобладают процессы ассимиляции над процессами диссимиляции;

б) преобладают процессы диссимиляции над процессами ассимиляции.
29. Для обмена веществ в среднем и старшем школьном возрасте характерно:

а) положительный азотистый баланс, снижение потребности в белках, углеводах, увеличение потребности в поступлении жиров;

б) отрицательный азотистый баланс, снижение потребности в белках, углеводах, увеличение потребности в поступлении жиров;

в) положительный азотистый баланс, повышение потребности в белках, углеводах, снижение потребности в поступлении жиров;

г) отрицательный азотистый баланс, повышение потребности в белках, углеводах, снижение потребности в поступлении жиров.
30. Потребность в витаминах и минералах у детей среднего и старшего школьного возрасте:

а) увеличивается;

б) снижается;

в) остается на прежнем уровне.


31. при 4-х разовом питании усваивается:

а) 75% пищи;

б) 80% пищи;

в) 85% пищи.


32. Процессы всасывания происходят:

а) в желудке;

б) в толстом кишечнике;

в) в тонком кишечнике;

г) по всей длине ЖКТ.
33. Длина пищевода в среднем и старшем школьном возрасте составляет:

а) 16 см;

б) 19 см;

в) 22 см;

г) 25 см.
34. Назовите гормон роста: _______________________.

35. Поджелудочная железа растет до:

а) 15 лет;

б) 17 лет;

в) 19 лет;

г) 21 года.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Возрастные основы здоровья (ФТД.01)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008



  1. Факторы, влияющие на здоровье.

  2. Здоровье и наследственность. Понятие о наследственности.

  3. Составляющие здорового образа жизни.

  4. Экология и здоровье.

  5. Наследственные заболевания. Заболевания с наследственной предрасположенностью и их профилактика.

  6. Введение в иммунологию. Основные понятия.

  7. Биологический и паспортный возраст. Критерии. Соотношение биологического и социального в различные возрастные периоды.

  8. Репродуктивное здоровье.

  9. Бесплодный брак: понятие термина, факторы, вызывающие бесплодие. Виды и формы бесплодия.

  10. Периоды становления репродуктивной системы женщины.

  11. Беременность. Физиологические изменения в организме беременной.

  12. Дородовое воспитание ребенка.

  13. Сроки беременности. Подготовка к родам.

  14. Роды (интранатальный период).

  15. Первые минуты жизни ребенка.

  16. Влияние окружающих условий на здоровье ребенка.

  17. Грудной период. Воспитание. Умственное и физическое развитие, образ жизни.

  18. Раннее детство. Обучение гигиеническим навыкам. Бытовой травматизм. Гигиена, умственное и физическое развитие. Воспитание, образ жизни.

  19. Первое и второе детство. Система обучения воспитания. Обучение гигиеническим навыкам. Физическое воспитание.

  20. Профилактика патологических состояний (анемия, рахит, часто болеющие дети).

  21. Критерии школьной зрелости.

  22. Психическая, эмоциональная и физическая нагрузка в школе. Школьные неврозы и их профилактика.

  23. Пубертатный и юношеский период. Морфофункциональные и психофизиологические особенности. Проблемы полового созревания. Физическое воспитание.

  24. Психическое состояние подростка. Психическое, физическое и эмоциональное созревание.

  25. Психофункциональные различия мужского и женского организма.

  26. Зрелый и старший возраст. Структура заболеваемости.

  27. Геронтология. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни.

  28. Механизмы старения.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Возрастные основы здоровья (ФТД.01)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы) помогает студентам вести конспекты и улучшает темп усвоения лекции.

Кроме этого рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Возрастные основы здоровья (ФТД.01)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.

Семинар обычно включает устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в современном образовательном пространстве. Далее выявляется способность студентов применять полученные теоретические знания к решению практического или задачи.

Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начинать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту в первую очередь надо изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиотечный список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Важной составляющей частью подготовки к семинару является работа студента с научными и аналитическими статьями, которые публикуются в специализированных периодических изданиях. Они позволяют расширить кругозор и получить представление об актуальных проблемах, возможных путях их решения и/или тенденциях в исследуемой области.

В качестве завершающего шага по подготовке к семинарскому занятию следует порекомендовать студенту ознакомиться с результатами научных исследований, соответствующих каждой теме.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Возрастные основы здоровья (ФТД.01)

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008


ЛЕКЦИЯ №1.

ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ (Здоровье и наследственность. Наследственность, как фактор, влияющий на здоровье человека)


В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время живой организм – система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, но и сам организм.

Согласно определению ВОЗ (1985) «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Если вдуматься в это определение, можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Н.М. Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П. Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности и максимальной продолжительности жизни». И.И. Брехман (1987) определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

Из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет собой итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

- соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса;

- физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;

- психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;

- нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

В упрощенном и обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

- для соматического и физического здоровья – я могу;

- для психического здоровья – я хочу;

- для нравственного здоровья – я должен.



Признаками здоровья являются следующие категории:

- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития;

- функциональное состояние и резервные возможности организма;

- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Здоровье - это результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. Различают:

- индивидуальное здоровье – это здоровье конкретного человека. Оно оценивается различными анализами, тестами, пробами;

- общественное здоровье – это здоровье населения, которое оценивается демографическими показателями (смертность, рождаемость, заболеваемость). Проблемами здоровья занимается наука валеология.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то 20 % зависят от наследственных факторов, 20 % - от внешнесредовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10 % - от деятельности системы здравоохранения и 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Под образом жизни понимают биосоциальную категорию, интегрирующую представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующуюся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Хотя образ жизни в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время он во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.



Уровень жизни – это экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни – степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория).

Стиль жизни – поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Первые две категории носят общественный характер. Отсюда становится понятным, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим принципам здоровья относятся:

- образ жизни должен быть возрастным;

- образ жизни обеспечен энергетически;

- образ жизни должен быть укрепляющим;

- образ жизни должен быть ритмичным;

- образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам здоровья можно отнести следующие:

- образ жизни должен быть эстетичным;

- образ жизни должен быть нравственным;

- образ жизни должен быть волевым;

- образ жизни должен быть самоограничительным.

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Выделяют две группы факторов, влияющих на здоровье: «факторы риска» и «факторы здоровья». Факторы риска способствуют ухудшению здоровья, а факторы здоровья – его укреплению. В зависимости от сферы влияния все факторы делятся на 4 группы:

1-ая группа – факторы образа жизни (50% в общей доле влияния);

2-ая группа – факторы внешней среды (20% в общей доле влияния);

3-ья группа – биологические факторы (20% в общей доле влияния);

4-ая группа – факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К факторам здоровья относятся:

- отсутствие вредных привычек;

- рациональное питание;

- адекватная физическая нагрузка;

- здоровый психологический климат на работе и в семье;

- внимательное отношение к своему здоровью;

- отсутствие вредных факторов производства;

- оседлый образ жизни;

- хорошие материально-бытовые условия;

- хорошая экология;

- благоприятные климатические и природные условия;

- здоровая наследственность;

- отсутствие возрастно-половых особенностей, способствующих развитию болезней;

- высокий уровень медицинской помощи.

Факторы риска:

- вредные условия труда и обучения;

- плохие материально-бытовые условия;

- миграционные процессы;

- неблагоприятные климатические и природные условия;

- загрязнение окружающей среды;

- отсутствие потребности в здоровом образе жизни;

- неадекватные психоэмоциональные реакции;

- нездоровый образ жизни (вредные привычки, гиподинамия, нерациональное питание и т.п.).

В 1987 году С.Г. Саливон предложил выделить четыре категории людей: 1) практически здоровые; 2) имеющие факторы риска; 3) находящиеся в состоянии предболезни; 4) больные.

Здоровье человека предопределяется задолго до его рождения. Оно формируется суммой всех качественных и количественных признаков, полученных от своих близких и далеких предков. Доказано, что ребенком наследуется от своих родителей и более отдаленных предков не только внешние признаки, но и группы крови, особенности обмена веществ, иммунологические средства защиты, определяющие сопротивляемость организма инфекциям и многое другое. По наследству могут передаваться не только благоприятные, но и неблагоприятные для организма человека признаки, т.е. наследуется не только здоровье, но и болезнь.

Если в роду будущих матери или отца имеются случаи наследственных заболеваний, необходимо генетическое обследование будущих родителей, так как вероятность этих заболеваний у новорожденного очень высока.

Английский специалист по биохимической генетике человека Г.Харрис предлагает условно разделить все заболевания, свойственные человеку, на три группы:


  1. болезни наследственной природы, при которых имеются дефекты хромосом или генов (болезнь Дауна, фенилкетонурия, галактоземия и т.д.);

  2. болезни, возникновение которых в основном обусловлено влиянием вредных факторов внешней среды (травмы, ожоги и др.)

  3. болезни, для которых характерно определенное наследственное предрасположение и действие провоцирующих факторов внешней среды (шизофрения, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и др.).

Гены обладают определенной выносливостью. Они не изменяются по нашему желанию и не передают приобретенных в течение жизни навыков потомкам. После 30-х годов XX столетия было установлено, что гены могут изменяться. Этот процесс получил название мутагенеза, сами изменения названы мутацией, а вещества, способные вызвать мутации, - мутагенов. Следовательно, наследственная изменчивость всегда связана с изменением генотипа.

Считается, что наследственные недуги и предрасположенность к ним в целом составляют незначительный процент, тем не менее, отмечается относительная редкость отдельных форм заболеваний (частота отдельных форм заболеваний составляет от 1/7.000 новорожденных до 1/200.000 или даже 1/1.000.000). Процесс накопления вредных мутантных (измененных) генов испытывает определенное противодействие.

К факторам, которые снижают процент больных к здоровым, относят:

- повышенную смертность (внутриутробную, раннюю детскую);

- сниженную плодовитость или же бесплодие у носителей «больного» гена и у лиц с наследственным заболеванием.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели:

1. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения:

- смертность общая и возрастная;

- средняя продолжительность предстоящей жизни;

- рождаемость, плодовитость;

-естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения:

- миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

2. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

3. Показатели инвалидности и инвалидизации.

4. Показатели физического развития населения.

Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования доказали, что здоровье человека в первую очередь зависит от здорового образа жизни каждого.


Генетическими являются заболевания, которые возникают вследствие дефектов в генах или хромосомных аномалий.

У каждого здорового человека есть 6 – 8 поврежденных генов, однако они не нарушают функций клеток и не приводят к заболеванию, поскольку являются рецессивными (не проявляющимися). Если же человек наследует от матери и отца два сходных аномальных гена, он заболевает. Вероятность подобного совпадения чрезвычайно мала, но она резко возрастает, если родители являются родственниками (то есть имеют похожий генотип). По этой причине частота генетических аномалий высока в замкнутых группах населения, например, среди евреев-ашкенази, канадцев французского происхождения или членов некоторых религиозных сект.

Каждый ген в человеческом организме за выработку определенного белка. Из-за проявления поврежденного гена начинается синтез аномального белка, что приводит к нарушениям функций клеток и пороку развития.

Поставить диагноз возможной генетической аномалии врач может, расспросив беременную женщину о заболеваниях родственников до третьего колена, как с ее стороны, так и со стороны мужа. Важны также сведения о браках между родственниками (если таковые имелись).

Генетические заболевания могут быть наследственными, а могут возникать из-за мутаций в генах вследствие воздействия на плод радиации, некоторых лекарств и химических веществ.

Однако пренатальная диагностика сопряжена хотя и с небольшой, но все же опасностью, как для ребенка, так и для матери. Поэтому многие семейные пары, даже зная о возможности генетических аномалий у плода, от обследования отказываются.



Оказывается, неблагоприятны не только браки между родственниками,

но и между представителями отдаленных народов.

Исследования показали, что, например, в США среди детей, рожденных в семьях американских индейцев и белых переселенцев из Европы, генетические заболевания встречаются гораздо чаще обычного.

Объяснить это можно тем, что в результате смешанных браков разрушается устоявшийся за тысячу лет генотип, новый же является биологически более слабым.

По мнению ученых, наиболее опасно соединение представителей черной и белой расы.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница