Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе»



Скачать 330.03 Kb.
Дата28.04.2016
Размер330.03 Kb.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Подготовка ребенка к школе»
Составитель: А.А.Смага, к.п.н., доцент кафедры педагогики
Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины (модуля) ФТД. «Подготовка ребенка к школе» являются формирование системы знаний о подготовке детей к обучению в школе; раскрытие теоретических основ условий школьного обучения и воспитания, достижений шестилетнего ребенка в умственном развитии, поиск практических подходов к осуществлению подготовки детей к обучению в школе. Ориентация будущих специалистов в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школе: теоретических основах, сущности, структуре, компонентах, их взаимосвязи.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • понятие и особенности педагогической деятельности специалиста ДОУ;

  • содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

  • структуру подготовки детей к обучению в школе;

  • особенности предшкольного образования;

  • специфику предшкольного образования в условиях домашнего воспитания;

  • современные концепции и модели предшкольного образования;

  • сущность и закономерности процессов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

  • принципы построения и организации процессов обучения и воспитания в ДОУ и начальной школе;

  • особенности адаптации к школе.

уметь:

  • планировать и организовать учебно-воспитательную работу по подготовке ребенка к школе в ДОУ и условиях домашнего воспитания;

  • осуществлять выбор методов педагогического воздействия;

  • устанавливать взаимосвязь методов обучения в процессе подготовки ребенка к школе;

  • использовать новые технологии в области педагогической науки с целью подготовки ребенка к обучению в школе;

  • составлять программу развивающего обучения;

  • подбирать современные способы обучения, применять их в работе с детьми дошкольного возраста.

владеть:

  • навыками формулирования теоретических выводов практических выводов;

  • решения педагогических ситуаций;

  • навыками организации и техники педагогической работы;

  • навыками разработки практических рекомендаций для педагогов и родителей.



Практическое занятие № 1-2

Психологические возможности детей 5-7 лет

План и вопросы для обсуждения.



    1. Различные подходы к определению понятия непрерывности и преемственности образования.

    2. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

    3. Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    4. Специфика задач дошкольного и младшего школьного образования.

    5. Основания преемственности целей и содержания дошкольного и младшего школьного этапов развития ребёнка.

Основная литература:



  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2

  3. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  4. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  5. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

  6. Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011

Дополнительная литература:



  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

  5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994.

  6. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  7. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

  8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  9. Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.



Практическое занятие 3-5.

Тема: Состояние работы в ДОУ по подготовке детей к школе

План и вопросы для обсуждения.

    1. Изменения образовательного пространства.

    2. Типы образовательных учреждений, осуществляющих обучение, воспитание и развитие детей дошкольного и школьного возраста.

    3. Приоритетная задача предшкольного образования – обеспечение единого старта шестилетних первоклассников, развитие личности ребёнка, формирование его готовности к систематическому обучению к школе.

    4. Причины детской дезадаптации к школе.

    5. Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозу.

    6. Оценка уровня тревожности и предрасположенности родителей ребёнка к неврозу.

    7. Тренинги мышечного расслабления.

    8. Мышечная релаксация по представлению.

Задания для самостоятельной работы:



  1. Выписать тесты для определения уровня развития мелкой моторики рук (тесты № 1-3) из источника; уметь их провести на академической группе.

  2. Подобрать игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук.

  3. Подготовиться к проведению теста «Определение школьной зрелости» (по тесту Керна-Ирасека). Знать инструкцию, уметь ее провести, оценить результаты.

Основная литература:



  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  3. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  4. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  5. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

  6. Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011

Дополнительная литература:



  1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 58.

  2. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  3. Безруких М.М. Портрет «будущего первоклассника» //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2; 3.

  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  6. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2004.

  8. Дощицына З.Ф. Оценка степени готовности детей к обучению в школе: Методические рекомендации. – М., 2000.

  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-го возраста. – М., 1988.

  10. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. //Вестник образования. – 2002. - № 6.

  11. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? //Начальная школа. – 2002. - № 1.

  12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

  13. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир //Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.

  14. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1996.

  15. Малькольм Годвин. Кто ты? 101 способ узнать себя. - М., 2004.

  16. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  17. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе // Материалы симпозиума. – М., 1977.


Практическое занятие 6-7.

Тема: Структура готовности ребенка к обучению в школе

План и вопросы для обсуждения.


    1. Характеристика программ: цели, предназначение, содержание.



  • Программы «Золотой ключик»,

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

  • «Из детства в отрочество»;

  • «Преемственность»;

  • «Сообщество»;

  • Школа -2100» и др.

Литература основная:



  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  4. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

Литература дополнительная:



        1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

        2. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

        3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

        4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.

        5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1999.

        6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.


Практическое занятие 8-10

Тема: Школьная зрелость как педагогическое понятие

План и вопросы для обсуждения.


        1. Образовательная программа «Истоки». Компетентность ребёнка дошкольного возраста: коммуникативная, социальная, интеллектуальная, компетентность в плане физического развития.

        2. Инициативность, креативность, произвольность, свобода поведения, самосознание и самооценка.

        3. Модель диагностики уровня сформированности личностной культуры ребёнка.

        4. Характеристика социальной или личностной готовности к обучению в школе.

        5. Переходные периоды в психическом развитии детей.

        6. Оценка особенностей поведения ребёнка 6-7 летнего возраста.

        7. Исследование самооценки ребёнка.

        8. Самоконтроль.

Литература основная:



  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64с.

  4. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  5. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

  7. Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011

Литература дополнительная:



  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

  2. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентированное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

  4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.

  5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.


Практическое занятие 11-13.

Тема: Современные концепции и модели предшкольного образования
План и вопросы для обсуждения.


    1. Цели программы, принципы построения процесса подготовки к школе детей 5 лет, не посещающих ДОУ.

    2. Структура программы, основные разделы и их содержание.

    3. Характеристика средств обучения, пособия для детей и педагогов.

    4. Примерная организация обучения в условиях полного и неполного дня пребывания ребёнка.

Основная литература:



  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  3. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  4. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  5. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-

Литература дополнительная:



  1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 2. – С. 58.

  2. Амосов Н.М. Корни долголетия: как закалять организм ребёнка-дошкольника //Спортивная жизнь России.- 1980.- № 2.

  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

  6. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994.

  8. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  9. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

  10. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.

  11. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  12. Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.

  13. «Двенадцать месяцев» здоровья //Обруч. – 2006. - №2. – С. 8-11.

  14. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ. – М., 1996.

  15. Зыков Е.В. Развитие «Я» ребёнка как основа психологического здоровья дошкольника //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 55.

  16. Картавых Л., Борисова Л. Нетрадиционные методы оздоровления ребенка //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 10, 11.

  17. Монина Г.Б. Психологический аспект в подготовке ребёнка к школе //Дошкольная педагогика. – 2006. - №6. – С. 63-66.

  18. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1999.

  19. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

  20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособ. для практич. психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  21. Педагогика предшкольной поры (Коллектив кафедры общей педагогики Северо-Осетинского ГПИ).- Владикавказ, 2006.

  22. Подготовка ребенка к школе – Томск, 1994. – 206 с.

  23. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.60-64.

  24. Программа обучения и развитие детей 5 лет «Предшкольная пора» (Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, Н.Г.Салмина и др.

  25. Цаур И., Волкова Е., Борзаковская О. Спокойствие, только спокойствие //Обруч. – 2006. - №1. – С.41-43.


Практическое занятие 14

Тема: Условия выбора форм и методов подготовки ребенка к обучению в школе
План и вопросы для обсуждения


  1. Дидактические игры как средство формирования предпосылок учебной деятельности.

  2. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии воображения ребёнка и навыков взаимодействия со сверстниками.

  3. Методика проведения игр с правилами.

  4. Особенности руководства педагогом сюжетно-ролевыми и режиссёрскими играми.

  5. Организация игрового часа.

  6. Создание игровой среды.

  7. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры.

  8. Игры и упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Комплексы упражнений для укрепления мышц спины и позвоночника.

  9. Упражнения, облегчающие написание букв.

  10. Гигиенические правила зрительной работы для детей дошкольного возраста. Гимнастика для глаз.

Задания для самостоятельной работы:



    1. Подготовить тестовые задания для определения моторной асимметрии у детей старшего дошкольного возраста. Уметь оценивать их результаты.

    2. Изучить методику определения умственной и физической работоспособности детей. Уметь оценивать результаты заданий.

    3. Подготовить тесты для выявления уровня развития памяти ребенка.

Основная литература:



  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  4. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  5. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

Дополнительная литература:

  1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка ребёнка к школе: Пособ. – Томск: изд. «Пеленг», 1994.

  2. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 2. – С.58.

  3. Безруких М.М. Портрет «будущего первоклассника» //Дошкольное воспитание. – 2003. - №2; 3.

  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр Академия, 2000.

  6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  9. Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.

  10. Монина Г.Б. Психологический аспект в подготовке ребёнка к школе //Дошкольная педагогика. – 2006. - №6. – С.63-66.

  11. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.60 - 64.


Практическое занятие 15

Тема: Диагностика готовности детей к обучению в школе

План и вопросы для обсуждения
Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить тестовые задания для определения моторной асимметрии у детей старшего дошкольного возраста. Уметь оценивать их результаты.

  2. Изучить методику определения умственной и физической работоспособности детей. Уметь оценивать результаты заданий.

  3. Подготовить тесты для выявления уровня развития памяти ребенка.

Основная литература:



  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  3. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  4. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  5. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

Дополнительная литература:



  1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка ребёнка к школе: Пособ. – Томск: изд. «Пеленг», 1994.

  2. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 2. – С.58.

  3. Безруких М.М. Портрет «будущего первоклассника» //Дошкольное воспитание. – 2003. - №2; 3.

  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  9. Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.

  10. Монина Г.Б. Психологический аспект в подготовке ребёнка к школе //Дошкольная педагогика. – 2006. - №6. – С.63-66.

  11. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.


Основная литература.


  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г

  2. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: Учебн. пособие для педагогов и родителей.М.: Баласс, 2011. – 144 с., ил.

  3. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  4. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2

  5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. М.: Дрофа, 2011.- 160 с.

  6. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации

  7. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

  8. Проект . Предшкольное образование - Омск, 2011.-145с.

  9. Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников (раздаточный материал). Приложение к пособию «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе Школа 2100».-М.:Баласс, 2011.-168с.

Дополнительная литература




  1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка ребёнка к школе: Пособ. – Томск: Пеленг, 1994.-120с.

  2. Антонов Ю. Е., Гришаева Н.П. Социальный заказ на изменения в дошкольном образовании РФ // Управление ДОУ. - 2006. -№ 8.-С.54.

  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.-140с.

  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Академия, 2000.-244с.

  5. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.-136с.

  6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994.-112с.

  7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.-145с.

  8. Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.-276с.

  9. Гуткина Н.И. Можно ли «научить» психологической готовности к школе? //Детский практический психолог в школе.- 1994.- № 1.- С. 18-21.

  10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 2006.-148с.

  11. Дошкольное образование: Учебно-методическое пособие /авт.- сост. С.А. Козлова, Е.В. Никифорова и др. – М.: ЦГЛ, 2004.-224с.

  12. Зайцев С.В. Личностно-ориентированный подготовительный к школе класс. – М.: Сентябрь, 2003.- С.12.

  13. Зыков Е.В. Развитие «Я» ребёнка как основа психологического здоровья дошкольника //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 55.

  14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов дошкольных отделений и факультетов. – М.: Академия, 2007.

  15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-го возраста. – М., 1988.-264с.

  16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.: Педагогика, 1991.- 152 с.

  17. Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики //Педагогика. 2000.-№ 4. -С. 21 -26.

  18. Кудрявцев В.Т. Концепция научных исследований Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Психолог в детском саду.- 2000.- № 2 - 3.- С. 20- 45.

  19. Монина Г.Б. Психологический аспект подготовки ребёнка к школе //Дошкольная педагогика.- 2006.- № 3.- С. 64-66.

  20. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Академия, 2002.- 456 с.

  21. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.- М.: Просвещение, 1986.-144с.

  22. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособ. для практич. психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.-138с.

  23. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе.- Мн.: Высшая школа, 1982.- 240с.

  24. Фесюкова Л.Б. Год перед школой.- Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.- 496с.

  25. Чейпи Джеральдина Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе /Пер. с англ. – М.: Педагогика–Пресс, 1992.-96с.



Примерные зачётные тестовые задания:

1. Контрольный диктант:
Дать понятие:

- предшкольное образование,

- адаптация,

- инициативность,

- самооценка,

- самосознание,

- гуманизация воспитания и обучения,

- преемственность в системе непрерывного образования,

- депривация,

- доброжелательность,

- домашнее образование,

- задатки,

- готовность;

- готовность к школьному обучению:

- психологическая готовность ребёнка к обучению в школе;

- физическое развитие;

- школьная зрелость;

- интеллектуальное развитие;

-коммуникативная компетентность ребёнка;

- личностный подход;



- личностная культура ребёнка.
Примерный перечень вопросов к зачёту.


  1. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.

  2. Компоненты психологической готовности ребёнка к школе.

  3. Физическая готовность к школе.

  4. Мотивационно-волевая готовность ребёнка к школе.

  5. Роль общения взрослых с ребёнком в подготовке его к школе.

  6. Методики ориентировочной оценки школьной зрелости

  7. Диагностика самооценки дошкольников.

  8. Формирование адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста.

  9. Социальная готовность детей к обучению в школе.

  10. Комплексная оценка готовности детей старшего возраста к школьному обучению.

  11. Социально-педагогическая готовность ребёнка к школе и её формирование в условиях предшкольной подготовки и семейного воспитания.

  12. Цель и задачи предшкольного образования, причины детской дезадаптации к школьному обучению.

  13. Анализ современных программ «Предшкольное образование»: цели, предназначение, содержание.

  14. Компетентность ребёнка дошкольного возраста: коммуникативная, социальная, интеллектуальная, компетентность в плане физического развития.

  15. Различные подходы к определению понятия непрерывности и преемственности образования.

  16. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

  17. Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  18. Типы образовательных учреждений, осуществляющих обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

  19. Приоритетная задача предшкольного образования.

  20. Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозу.

  21. Модель диагностики уровня сформированности личностной культуры ребёнка.

  22. Характеристика социальной или личностной готовности к обучению в школе.

  23. Примерная организация обучения в условиях полного и неполного дня пребывания ребёнка.

  24. Педагогические требования к организации учебно-воспитательного процесса.

  25. Организация учебного и внеучебного общения ребёнка и развитие его коммуникативных умений.

  26. Использование разноуровневых заданий с учётом обучаемости ребёнка и уровня его развития.

  27. Методики изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности.

  28. Определение умственной и физической работоспособности.

  29. Изучение краткосрочной механической памяти.

  30. Дидактические игры как средство формирования предпосылок учебной деятельности.

  31. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии воображения ребёнка и навыков взаимодействия со сверстниками.

  32. Методика проведения игр с правилами.

  33. Организация игрового часа, создание игровой среды.

  34. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры.

  35. Игры и упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса.

  36. Комплексы упражнений для укрепления мышц спины и позвоночника.

  37. Упражнения, облегчающие написание букв.

  38. Гигиенические правила зрительной работы для детей дошкольного возраста. Гимнастика для глаз.

  39. Индивидуальный подход.

  40. Оценка произвольного двигательного поведения.

  41. Анализ факторов риска в развитии детей и их учёт в выборе форм обучения.

  42. Физиологическая готовность детей к школе, её критерии: уровень физического и биологического развития; состояния здоровья.

  43. Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозу.

  44. Оценка уровня тревожности и предрасположенности родителей ребёнка к неврозу.

  45. Нарушения чтения и письма у детей.

  46. Типичные ошибки в работе с отстающими в учебе детьми.

Примерная тематика рефератов.


  1. Критерии (психолого-педагогические) готовности детей к обучению в школе.

  2. Методики углублённого изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности.

  3. Развитие предпосылок к школьному обучению.

  4. Развитие мелких мышц кисти и их координации.

  5. Развитие психосоциальной зрелости.

  6. Психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет.

  7. Определение уровня мелкой моторики рук.

  8. Игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук.

  9. Игры для развития коммуникативных умений

  10. Игры и упражнения для развития предпосылок логического мышления и способности к обобщениям.

  11. Игры и упражнения для развития зрительного анализатора.

  12. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных педагогов и психологов.

  13. Психолого-педагогические основы обеспечения преемственности между детским садом и школой.

  14. Методы и методики изучения комплексной готовности ребёнка к школе.

  15. Образ воспитателя в психолого-педагогической литературе.

  16. Изучение личности и деятельности воспитателя в отечественной литературе.

  17. Общение воспитателя с родителями и пути его оптимизации.

  18. Организация учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования.

  19. Игровая деятельность ребёнка на этапе предшкольного образования.

  20. Индивидуальный подход в процессе подготовки к школьному обучению.


Примерная тематика курсовых работ.

  1. Подготовка ребёнка к школьному обучению

  2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе.

  3. Психолого-педагогическая характеристика развития ребёнка подготовительной к школе группы.

  4. Исследования школьной зрелости детей 6-7 года жизни.

  5. Социально-педагогическая готовность ребёнка к школе и её формирование в условиях общественного и семейного воспитания.

  6. Образ воспитателя в психолого-педагогической литературе.

  7. Изучение личности и деятельности воспитателя в отечественной литературе.

  8. Педагогическая оценка и её влияние на психофизическое развитие дошкольника.

  9. Игры и упражнения для развития предпосылок логического мышления и способности к обобщениям.

  10. Игры и упражнения для развития зрительного анализатора.

  11. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных педагогов и психологов.

  12. Психолого-педагогические основы обеспечения преемственности между детским садом и школой.

  13. Методы и методики изучения комплексной готовности ребёнка к школе.

  14. Образ воспитателя в психолого-педагогической литературе.

  15. Изучение личности и деятельности воспитателя в отечественной литературе.

  16. Общение воспитателя с родителями и пути его оптимизации.

  17. Организация учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования.

  18. Игровая деятельность ребёнка на этапе предшкольного образования.

  19. Индивидуальный подход в процессе подготовки к школьному обучению.


Примерная тематика дипломных работ


  1. Подготовка ребёнка к школьному обучению

  2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе.

  3. Психолого-педагогическая характеристика развития ребёнка подготовительной к школе группе.

  4. Научно-теоретические основы физической готовности к школьному обучению.

  5. Психолого-педагогические основы обеспечения преемственности между детским садом и школой

  6. Игры и упражнения для развития предпосылок логического мышления и способности к обобщениям.

  7. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных педагогов и психологов.

  8. Психолого-педагогические основы обеспечения преемственности между детским садом и школой.

  9. Методы и методики изучения комплексной готовности ребёнка к школе.

  10. Образ воспитателя в психолого-педагогической литературе.

  11. Изучение личности и деятельности воспитателя в отечественной литературе.

  12. Организация учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования.

  13. Игровая деятельность ребёнка на этапе предшкольного образования.

  14. Индивидуальный подход в процессе подготовки к школьному обучению.



Словарь терминов (глоссарий)
Актуализация – перевод знаний навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее

Взаимодействие педагогическое – личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношения, установок.

Возраст – период развития человека характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Возрастные периоды – это обязательные стадии развития человека.

Воспитание – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Готовность ребенка к школе – комплексное понятие, в состав которого входят личностная и интеллектуальная готовность.

Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослой взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций

Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Деятельность ведущая - деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития.

Дидактическая игра – многоплановое педагогическое явление, которое выступает игровым методом обучения детей дошкольного возраста.

Доступность в воспитании и обучении – принцип, согласно которому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Дошкольный возраст – этап развития ребенка, предшествующий школьному периоду.

Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Затруднения – перерыв в деятельности, наступающий в связи с объективными причинами.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе.

Игра предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой ребенок учится использовать их по прямому назначению.

Игра с правилами – особый вид игровой деятельности, где детям необходимо хорошо знать содержание и соблюдать условия игры.

Игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.

Игра сюжетная – творческий вид игры, в которых социальная реальность отражается в специальных сюжетах проигрываемых детьми.

Игра творческая – один из видов детской деятельности, где ярко проявляется самостоятельность, активность, фантазия детей.

Интерес – вид мотивов, форма проявления познавательной потребности человека.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления.

Индивидуальность – уникальное, неповторимое своеобразие личности совокупность только ей присущих индивидуально - психических особенностей.

Комплексная готовность – включает в себя специальную и общую готовность, а также психофизиологическое и физическое развитие ребенка.

Комплексная программа – нормативный документ, в котором раскрыты все стороны обучения и воспитания ребенка дошкольника

Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Мышление синкретическое – детское и примитивное мышление, в котором недифференцированно связываются самые разные представления.

Навык – действие доведенное до автоматизма, формируется путем многократного повторения.

Нравственное развитие – количественные и качественные изменения, которые происходят с возрастом в формировании нравственных качеств личности ребенка.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений, навыков в процессе обучения.

Обучение – совместная, целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание.

Обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагога и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.

Обучение проблемное – активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых.

Обучение развивающее – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

Обученность – результат обучения, включающий имеющийся запас знаний и сложившиеся способы, приемы их потребления.

Общая готовность – выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, трудового и эстетического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения в школьное обучение.

Парциальная программа – раскрывает одно или несколько направлений в обучении и воспитании дошкольников.

Педагогика – область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.

Педагогическое исследование – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Индивид – человек как единичное природное существо, отдельный представитель человеческой общности.

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи: 1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно речевое развитие и пр.); 2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Предметно-игровая среда – среда развития всех специфических детских видов деятельности.

Принцип сотрудничества – ориентация в процессе воспитания на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации.

Принципы обучения – важнейшие исходные положения, опираясь на которые достигается эффективность обучения.

Прогнозирование – познавательная деятельность педагога, направлена на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника.

Программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков, умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому предмету.

Процесс обучения – диалектическая связь двух компонентов: преподавания и учения.

Региональная программа – документ, в котором раскрыты основные подходы в обучении и воспитании детей с учетом особенностей местопроживания.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в социальной действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с другими людьми.

Специальная готовность – это приобретение ребенком специальных знаний, которые обеспечат ему успешное овладение содержанием обучения в первом классе.

Средства обучения – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Стандартизация образования – это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.

Трудовое воспитание – организованный, систематический процесс детского труда под руководством взрослого, с использованием определенных средств, способов, методов.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно.

Умственное воспитание – целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.

Умственное развитие – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим условиям.

Усвоение – овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.

Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач.

Учебные развивающие задача – конкретные задачи, направленные на выработку интеллектуальных умений.

Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования.

Физическое развитие – это биологический процесс изменения форм и функций человеческого организма.

Эффективность педагогическая – степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.

Я – концепция – система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница