Методические рекомендации по дисциплине «Современные средства оценивания результатов обучения»



Скачать 285.8 Kb.
Дата29.04.2016
Размер285.8 Kb.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Современные средства оценивания результатов обучения»

Составитель : к.п.н., доц. Т.В. Панченко.


Цель учебной дисциплины ОПД.Ф.8 Современные средства оценивания результатов обучения - обеспечить освоение студентами современных средств оценки результатов обучения (рейтинг, мониторинг, накопительная оценка («портфолио»), методологических и теоретических основ тестового контроля.

Задачи:


- дать представление о понятии «качество образования» и контрольно-оценочной деятельности педагога как элементе управления качеством образования; о современных средствах оценивания учебных достижений обучающихся; о содержании и организационно-технологическом обеспечении ЕГЭ;

- изучить методы конструирования и использования: портфолио ученика, технологической карты учебной дисциплины, электронных журналов контроля учебных достижений по предмету своей специальности и разноуровневых тестовых заданий; методы интерпретации полученных результатов;

- освоить компьютерные технологии, применяемые при использовании современных средства оценивания результатов обучения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- понятие о качестве образования;

- историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом, виды и типы тестов;

- традиционные и современные подходы к оцениванию учебных достижений (рейтинг, мониторинг, накопительная оценка (портфолио);

- нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ;

- структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по своему предмету;

- процедуру проведения тестирования;

уметь:


- использовать на практике тесты разных видов и анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов;

владеть:


  • основами технологии индивидуальной накопительной оценки учебных достижений обучающихся и ее компьютерного сопровождения.


Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Педагогический контроль. Понятие и виды контроля (предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный). Традиционные формы контроля (диктант, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, контрольная лабораторная работа, устный зачет по изученной теме, классический устный опрос у доски). Нетрадиционные формы контроля (матричный контроль, викторина-зачет, игра «Интеллектуальный ринг», методика В.Ф. Шаталова, методика С.Д. Шевченко и др.)

Раздел 2. Качество образования. Оценка качества образования. Показатели качества образования. Достоинства и недостатки традиционных средств оценки результатов обучения. Сущность и роль оценки (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.М. Полонский). Функции оценки (социальная, образовательная, эмоциональная, воспитывающая, информационная, направляющая, мотивационная, поучительная и др.). ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ: расширение доступности высшего образования, снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений, объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы. Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля - достоверность, объективность, надежность полученных результатов.

Раздел 3. Современные средства оценивания результатов обучения. Мониторинг в системе образования. Индивидуальная накопительная оценка - портфолио. Виды, структура портфолио. Балльно-рейтинговая система. Рейтинг как современное средство оценивания учебных достижений обучающихся.

Раздел 4. Тестирование. Возникновение тестирования и современная тестология. Развитие тестирования в рамках педологии. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Понятие, спецификация и классификации тестов. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Гомогенность и гетерогенность тестов. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление. Диагностическое тестирование.


Темы для самостоятельного изучения
Тема для самостоятельного изучения 1:

Педагогический контроль: компоненты и психолого-педагогические аспекты

План

1 Структура и содержание педагогического контроля.



2. Функции педагогического контроля.

3. Психолого-педагогические и этические аспекты педагогического контроля.

Задание: изучив пособие [1], составьте схему «Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности».
Основная литература

1. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181

2. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с.

3. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с.

4. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с.

5. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с.

6. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148

7. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с.

8. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317).

9. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с.

10. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152.

11. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с.

12. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с.

13. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c.


Литература дополнительная

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

3. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. - 98 с.

4. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с.
Тема для самостоятельного изучения 2:

Единый государственный экзамен (ЕГЭ), его компоненты, технология проведения и интерпретация результатов

План

1. Цели и задачи введения ЕГЭ.



2. Технологии разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ).

3. Использование результатов ЕГЭ в управлении качеством образования.

Задание: используя Интернет-ресурсы, подготовьте статистику результатов ЕГЭ в нашем регионе по предмету своей специальности.

Основная литература

14. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181

15. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с.

16. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с.

17. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с.

18. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с.

19. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148

20. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с.

21. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317).

22. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с.

23. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152.

24. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с.

25. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с.

26. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c.
Литература дополнительная

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

3. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с.

4. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. - 98 с.
Тема для самостоятельного изучения 3:

Портфолио обучающегося как средство накопительной оценки учебных достижений

План

1. Особенности портфолио как средства оценки.



2. Понятие портфолио и его функции.

3. Типы портфолио, его структура

4. Работа учителя с обучающимися по составлению портфолио.

Задание: разработайте макет структуры учебного портфолио по предмету своей специальности.

Основная литература

27. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181

28. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с.

29. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с.

30. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с.

31. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с.

32. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148

33. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с.

34. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317).

35. Портфолио ученика [Электронный ресурс]: оценка достижений школьников / Административное управление образовательным учреждением. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. - Миним. требования: Pentium II; 256 Мб ОЗУ; 24х CD-ROM; Windows 98/NT/2000/XP; MS PowerPoint; Загл. с контейнера. - 273-50.

36. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с.

37. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152.

38. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с.

39. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с.

40. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c.
Литература дополнительная

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

3. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с.

4. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С. 180 - 185.

5. Новикова, Т.Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С.139-147.

6. Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 144 - 147.
Тема для самостоятельного изучения 4

Развитие педагогического тестирования в России и за рубежом

План

1. Исторические предпосылки современного тестирования в отечественном образовании.



2. Развитие тестирования в зарубежных странах.

Задание: составьте таблицу персоналий, внесших вклад в развитие педагогического тестирования (с кратким указанием основных идей и работ).

Основная литература

41. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181

42. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с.

43. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с.

44. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с.

45. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с.

46. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148

47. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с.

48. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317).

49. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с.

50. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152.

51. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с.

52. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с.

53. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c.


Литература дополнительная

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

3. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с.

4. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. - 98 с.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература



  1. Сластенин В.А. Педагогика : учебник [для студ. вузов, обуч. по пед. направл.] / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. ; под ред. В. А. Сластенина. - 10-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. – 607 с.

  2. Панченко Т.В. Педагогика: Теория обучения – Мурманск.: РИС МГГУ, 2011. – 117 с.

  3. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181

  4. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с.

  5. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с.

  6. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с.

  7. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с.

  8. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148

  9. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с.

  10. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317).

  11. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с.

  12. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152.

  13. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с.

  14. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с.

  15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c.

Дополнительная литература

1. Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях / В.С. Аванесов // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С.146-163.

2. Авансов В.С. Педагогические задания в тестовой форме / В.С. Аванесов // Школьные технологии. - 2007. - № 4. - С.156-167.

3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2001. - 244 с.

4. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С. 180 - 185.

5. Зайцева Л.А. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. -метод. пособие к спецкурсу / Л. А. Зайцева; Науч. ред. А. А. Орлов. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006. - 119 с.

6. Зачесова Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С.167-172.

7. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

8. Новикова, Т.Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С.139-147.

9. Новикова, Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 144 - 147.

10. Петерсон Л.Г., Петерсон, В.А. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению / Л.Г. Петерсон, В.А. Петерсон // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С.178-184.

11. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. (В вопросах и ответах) / М.М. Поташник. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - С. 15 - 80.

12. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

14. Фоменко С. Мониторинг как средство управления качеством образования в школе / С. Фоменко // Народное образование. - 2007. - № 4. - С.110 - 120.

15. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. - 98 с.

16. Чучалин А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 34-41.

17. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с.
Образовательные сайты (дата обращения: 01.06.13).

1. Всероссийский педсовет //http://pedsovet.org

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам // http://window.edu.ru/

3. Инновации и образование (Сборник материалов конференции) // http://anthropologV.ru/ru/texts/gathered/educinnov

4. Инновационный портал «Образовательный форум» //http://www.forumobr.ru

5. Интернет-школа Просвещение.ru //http://www.internet-school.ru/enc/

6. Информационные технологии в образовании //http://ito.edu.ru/2005/Moscow/index.html

7. Национальный проект «Образование» в Мурманской области //http://www.edu-murman.ru

8. Образование: исследовано в мире (Международный педагогический Интернет-журнал) // http://www.oim.ru/

9. Официальное издание Министерства образования и науки РФ - журнал «Вестник образовании»я //http://vestnik.edu.ru

10. Официальный форум Центра дистанционного образования «Эйдос» //http://eidos.fastbb.ru

11. Педагогическая библиотека // http://www.pedlib.ru

12. Портал ЕГЭ //http://ege.edu.ru

13. Российский образовательный портал //http://zakon.edu.ru

14. Российский общеобразовательный портал //http://www.school.edu.ru

15. Сайт «Учительской Газеты» //http://www.ug.ru

16. Федеральный образовательный портал// www.edu.ru

17. Федеральный портал Российское образование: http://edu.ru

18. Центр оценки качества образования //http://centeroko.ru

19. Экзаменационное агентство «Единый экзамен» //http://www.probaege.edu.ru


Электронные учебники (библиотечный фонд МГГУ)

1. Педагогика [Электронный ресурс]: электрон. учебник, презентации (анимация, звук), подроб. тренировочные тесты, контрол. тесты, словарь терминов, персоналии / [Л.П. Крившенко и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: КноРус, 2009 ; Проспект. - 1 электрон. опт. диск: зв., цв. - (Электронный учебник). - Миним. систем. требования: Windows 2000/XP; процессор не ниже 500 МГц; ОЗУ 64 Мб и более; HDD не менее 40 Мб; видеокарта 8 Мб или лучше; SVGA монитор 1024х768; CD привод 4х (рек. 16х); зв. карта. - ISBN 978-5-390-00294-0 [Гриф]: 309-00.

2. Портфолио ученика [Электронный ресурс]: оценка достижений школьников / Административное управление образовательным учреждением. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. - Миним. требования: Pentium II; 256 Мб ОЗУ; 24х CD-ROM; Windows 98/NT/2000/XP; MS PowerPoint; Загл. с контейнера. - 273-50.
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Раскройте понятие «качество образования». Охарактеризуйте оценку как элемент управления качеством.

2. Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.

3. Как оценивается качество российского образования отечественными и зарубежными экспертами?

4. Расскажите историю возникновения тестирования в России.

5. Каковы причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы ХХ века?

6. Назовите функции контроля в современном учебном процессе.

7. Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.

8. Какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе? В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля?

9. Раскройте понятие таксономии и уровни таксономии образовательных целей.

10. Дайте определение следующим понятиям: тест, предтестовое задание, валидность теста, надежность теста.

11. Расскажите о видах тестов.

12. Раскройте определение дискриминативной способности задания.

13. Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).

14. Дайте классификацию тестов по разным основаниям.

15. Понятие гомогенных и гетерогенных тестов.

16. Расскажите о применении компьютерного тестирования.

17. Сопоставьте критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные педагогические тесты. В чем их отличие?

18. Назовите основные виды заданий в тестовой форме.

19. На какие принципы необходимо опираться при отборе содержания тестового задания?

20. Расскажите об основных подходах к качеству знаний.

21. Охарактеризуйте мониторинг как средство оценки результатов обучения.

22. Назовите основные свойства мониторинга качества образования.

23. Виды мониторинга.

24. Назовите методы педагогического мониторинга.

25. Опишите достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения.

26. Расскажите о задачах ЕГЭ. Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?


Примерная тематика рефератов
1. Балльно-рейтинговая система.

2. Взаимосвязь ЗУНов, компетенций, образованности и компетентности.

3. Диагностическое тестирование.

4. Достоинства и недостатки традиционных средств оценки результатов обучения.

5. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования.

6. ЕГЭ: «за» и «против».

7. Индивидуальная накопительная оценка - портфолио.

8. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов.

9. Компетентностный подход в определении образовательных результатов современного школьного образования.

10. Критериально-ориентированные тесты (КОПТ).

11. Место педагогических измерений в образовании.

12. Мониторинг в системе образования.

13. Нормативно-ориентированные тесты (НОПТ).

14. Опыт оценочной деятельности в истории образовательных систем.

15. Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы.

16. Основные направления совершенствования методики оценивания образовательных результатов.

17. Оценивание индивидуальных творческих результатов учащихся.

18. Педагогические тесты Э. Торндайка.

19. Подходы к классификации компетентностей школьников.

20. Показатели качества образования.

21. Понятие и виды педагогического контроля.

22. Понятие о личностном достижении.

23. Понятия «оценка» и «отметка», особенности методики их использования.

24. Развитие тестирования в рамках педологии.

25. Развитие тестирования в России.

26. Рейтинг как современное средство оценивания учебных достижений обучающихся.

27. Связь оценки и самооценки.

28. Современное развитие тестологии.

29. Современные подходы к понятию качества образования.

30. Социально-этические аспекты тестирования.

31. Сущностные характеристики компетентности личности.

32. Таксономия образовательных целей и результаты образования.


Организация образовательного процесса
Содержание учебно-методического комплекса дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» реализуется посредством лекционных, практических и лабораторных занятий, организацией самостоятельной работы студентов, проведением консультаций и различных форм контроля.

На лекционных занятиях студенты знакомятся с основными теоретическими понятиями.

На практических занятиях конкретизируются теоретические проблемы в контексте их реализации в будущей профессиональной деятельности. Такие занятия ориентированы на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умений применять теоретические знания в практических, прикладных целях.

Для подготовки к устным выступлениям воспользуйтесь предложенными структурно-логическими схемами.

1. Структурно-логическая схема действий и операций при подготовке устного выступления (по Б.Ц. Бадмаеву, А.А. Малышеву)

1. Определение значения темы и постановка цели выступления:

- Каковы интересы и запросы слушателей (обучаемых)?

- Для чего им нужно выступление по данной теме?

- Какие научные знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать?

2. Составление плана выступления:

- продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты;

- вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории);

- основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершиться их изложение;

- заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей (обучаемых).

3. Отбор (подбор) материала для выступления:

- поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, учебных пособий и т.д.);

- изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.д.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели (обучаемые) поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности;

- подбор знакомых аудитории примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов;

- подбор наглядных пособий и ТСО, продумывание цели, времени и способа их использования.

4. Написание текста выступления:

- подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, придумывание и формулировка их названий и наметка выводов по ним);

- распределение материала по подвопросам и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных средств и ТСО, о необходимых смысловых акцентах и т.д.);

- написание подробного текста (если это нужно).

5. Подготовка к выступлению перед аудиторией:

- выделение в тексте (тезисах) основных смысловых фрагментов, изложение которых обязательно при любом дефиците времени;

- выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоение которых обязательно;

- распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно: где с расчетом на запись, где на слушание без записи).
2. Структурно-логическая схема содержания устного выступления

(по Б.Ц. Бадмаеву, А.А. Малышеву)

Обратная связь («закругление» мысли)

1. Вступление - показ значения темы, ее важности для слушателей:

- 1-2 примера по теме выступления из жизни, практики, свидетельствующие о наличии проблемы, требующей анализа в выступлении;

- ссылка на официальные государственные документы (законы, указы, постановления), предписывающие определенный порядок деятельности, и требующие разъяснения аудитории.

2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения, т.е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление.

- Что это такое (определение понятия)?

- Каковы его основные признаки (свойства, черты, функции или структурные компоненты)?

- Краткая история объекта (возникновение, развитие, современное состояние) и тенденции развития (прогресс - регресс).

3. Подробный анализ и оценка объекта рассмотрения в соответствии с целью выступления:

- структурный анализ (компоненты и их характеристики);

- функциональный анализ (выполняемые объектом исследования роли и функции);

- анализ и оценка каждого из компонентов или функций объекта с точки зрения интересов деятельности слушателей.

4. Заключение:

- какие теоретические выводы вытекают из изложенного?

- практические выводы для деятельности слушателей;

- каковы конкретные задачи аудитории в свете этих выводов?

Таким, образом, тема имеет не только общетеоретическое, но и конкретно-практическое значение для данной аудитории. В чем оно заключается?

Критерии оценки выступления на практическом занятии:

5 баллов - выступление осмысленное, структурированное, с привлечением средств наглядности (например, схема, презентация). Выделены 5 ключевых фраз, предлагаемые для записи аудиторией. Докладчик ответил на основные вопросы по теме выступления.

4 балла - имеются некоторые затруднения в изложении основных аспектов доклада и при ответах на вопросы.

3 балла - выступление формальное.

Менее 3 баллов - не засчитываются.
Лабораторные занятия (практикум) – вид учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, полученных студентами ранее при изучении различных учебных курсов и дисциплин, так и практических навыков, приобретенных на практических занятиях. На лабораторных занятиях формируются умения и навыки практической деятельности по внедрению в современный образовательный процесс новых форм контрольно-оценочной деятельности.

Самостоятельная работа (далее СРС) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Итоговый контроль качества знаний студентов осуществляется на зачете.
Глоссарий
Раздел 1. Педагогический контроль.

Диагностика обучения - обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей.

Квалиметрия педагогическая (от лат. cval - качество и metros - измерять) - направление педагогических исследований, главным содержанием которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Отметка - численный аналог оценочного суждения.

Оценивание - процесс формирования оценки учебных достижений, в котором интегрируются и представляются в определенной шкале (шкалах) данные, полученные при тестировании, использовании портфолио, проведении экзаменов, выполнении практических работ, рейтинговании результатов и т.д.

Оценка - оценочное суждение того или иного свойства, признака (хорошо, плохо, отлично и т.д.).

Педагогический контроль - это единая педагогическая и методическая система проверочной деятельности, протекающая при руководящей и организующей роли педагогов, имеющая совместный характер и направленная на оценку результатов учебного процесса.

Учебные достижения (синоним «подготовленность») - итоговые результаты обучения (иногда - и показатели сформированности личностных качеств).

Оценка – это процесс деятельности (или действия) оценивания, осуществляемый человеком в форме суждения, где дается краткая характеристика (в качественном плане) успехов и недостатков в учебной деятельности школьника, а также путей ее совершенствования. Формы оценки: словесные характеристики и балльные отметки.

Отметка – оценочное суждение, выраженное в баллах, цифрах; условно-формальное выражение оценки.

Самооценка – внутренняя контрольно-оценочная деятельность личности.

Учебные достижения – достижения ученика, возникающие в процессе образовательной деятельности.

Достижение – решенная личностно-значимая проблема.

Личностные достижения - положительные изменения в качествах и свойствах личности, которые позитивно оцениваются самой личностью и соответствуют требованиям внешней среды.
Раздел 2. Качество образования.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) - социальная норма образования и образованности.

Грамотность – (в узком смысле) умения читать и писать; в широком смысле - устойчивое свойство личности, связанное с освоением базовых знаний и умений, которые позволяют осваивать элементы культуры на начальном уровне.

Качество образования - степень удовлетворения потребностей личности и общества, соответствия запросам личности, обществу; соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности; это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).

Ключевые компетенции – компетенции, необходимые любому человеку для детального овладения культурой и стабильного существования в обществе.

Компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Компетентность как образовательный результат – интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Компетенция - заранее заданное требование к подготовке человека, совокупность сложных умений интегративного характера.

Образованность - индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

Объективность педагогического измерения – свойство педагогического измерения, в котором результаты независимы от личности проверяющего; «контролируемая субъектность».

Реальность педагогического измерения - свойство педагогического измерения, в котором описывается степень точности, с которой оценен определенный результат. Повторная проверка показывает тот же результат (или лучше).

Результаты образования – целевые установки образования, реализуемые посредством соответствующих образовательных программ разного уровня. Включают: предметные результаты – знания, умения, опыт творческой деятельности и пр.; метапредметные результаты – способы деятельности; личностные результаты – ценностные ориентации, интерес и готовность к обучению, мотивация к обучению, толерантность и пр.

Таксономия педагогическая - построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни.

Функциональная грамотность – атомарный уровень знаний, умений и навыков, минимально необходимый для осуществления жизнедеятельности личности в конкретном социуме.

Элементарная грамотность – способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
Раздел 3. Современные средства оценивания результатов обучения.

Балл - усвоенная единица для оценки по определённой шкале результатов выполнения теста или его задания.

Балл тестовых материалов - совокупность систематизированных тестовых заданий и тестов, разработанных различными авторами, для различных целей, прошедших апробацию и имеющих известные характеристики.

Бланк ответа - стандартный бланк для записи ответов на предложенные в тесте задания; тестируемый отмечает или записывает номера выбранных ответов или сами ответы в определённые позиции бланка

Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогического коллектива, позволяющая непрерывно отслеживать состояние и прогнозировать его деятельность.

Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся; целенаправленно создаваемая коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более образовательных областях.

Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate - оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.

Рейтинг-шкала - унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин.

Технологическая карта учебной дисциплины (по А.В. Хуторскому) – карта учебной дисциплины, содержащая базы данных с наборами учебных целей, критериями оценки их достижения, формами, методами, способами, приёмами обучения. Цель ТК – представить учителю педагогический инструментарий для изучения определённой темы или раздела с целью обеспечения индивидуального образовательного движения каждого ученика, так и всего образовательного процесса в целом. Компьютерные технологии существенно повышают эффективность использования учителем технологических карт как педагогических баз данных для создания вариантов различных технологий обучения применительно к разным классам и отдельным ученикам.
Раздел 4. Педагогическое тестирование.

Валидность - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему. Валидность указывает, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает, чем валиднее тест, тем лучше отображается в нём то качество, ради измерения которого он создавался.

Валидность педагогического измерения – свойство педагогического измерения, определяющее, что измеряется именно то, что должно быть измерено.

Валидность сопоставительная (текущая) - частный случай валидности критериальной. Отражает соответствие текущего диагноза теста результатам другого измерения того же объекта.

Валидность теста - комплексная характеристика теста, отражающая его способность измерять именно то, для чего он предназначен. Характеризует возможности генеральной совокупности заданий в тестируемой области знаний оценить объект измерений теста; адекватность и действенность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, насколько тест отражает то, что он должен оценивать.

Валидность теста прогностическая - частный случай валидности критериальной. Отражает эффективность прогноза теста о возможностях испытуемых в будущем.

Валидность теста содержательная - характеристика теста, выражающая показатель охвата заданиями теста той области знания, подготовленность в которой этот тест оценивает.

Гетерогенный тест - это система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по нескольким учебным дисциплинам и (или) свойствам личности.

Гомогенный тест - это система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по одной дисциплине.

Дискриминативность - один из критериев качества тестовых заданий, способность задания разделять испытуемых в соответствии с успешностью их деятельности.

Дистракторы (в тестологии) - неправильные, но правдоподобные ответы, похожие на правильные.

Интегративный тест - это система заданий, отвечающих требованиям тестовой формы, возрастающей трудности, нацеленных на общую диагностику подготовленности выпускников учебных заведений.

Надежность теста - постоянство, устойчивость результатов, получаемых с помощью теста. Н.т. определяется путем сопоставления полученных данных.

Спецификация - документ, содержащий основные сведения о тесте.

Субтест - группа тестовых заданий, предназначенных для выявления одного из элементов структуры знаний, умений, навыков значимого психического качества.

Тест достижения – стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных (количественных) характеристик о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого.



Тестология - прикладное направление научной педагогики; оно призвано заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений.

Тесты минимальной компетентности – тесты, рассчитанные на достижение минимальных стандартов обучения.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница