Методические рекомендации по дисциплине «Теория и методика дошкольного образования: Теория и методика развития речи детей»



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер1.28 Mb.
  1   2   3   4   5




Методические рекомендации по дисциплине
  1. «Теория и методика дошкольного образования:

  2. Теория и методика развития речи детей»



Составитель: А.А. Смага, к.п.н., доцент


Пояснительная записка.

Курс «Теории и методики развития речи детей» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов дошкольного профиля (специальность «050703.65 – Дошкольная педагогика и психология»).

Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности ребенка.

Цель курса – формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи и вооружения их эффективными методами и приёмами работы с детьми.

Задачи курса:


  1. Дать студентам научно-методические знания о процессе развития речи и речевого общения детей.

  2. Сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах.

  3. Научить определять содержание речевой работы с группой и отдельными детьми, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат.

  4. Обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях.

  5. Сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития речи детей.

  6. Стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремления создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь использовать их на практике.

В результате изучения дисциплины «Теории и методики развития речи детей»

студенты должны знать:


    • теоретические основы методики развития речи;

    • особенности организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка;

    • цель и задачи речевого развития детей;

    • методические принципы развития речи;

    • содержание речевой работы в разных возрастных группах;

    • средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;

    • функциональные характеристики языка;

    • методы исследования в методике развития речи;

    • направления исследований детской речи (структурное, функциональное, когнитивное);

    • современные программы развития речи;

    • закономерности речевого развития детей;

    • особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность);

    • направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной речи и ознакомлению с художественной литературой, по подготовке к обучению грамоте;

    • современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни.

Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них профессиональных умений:



  • умение обследовать речь детей;

  • составлять характеристики речевого развития;

  • выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенностей среды их развития;

  • составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи;

  • умение привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними;

  • обеспечивать мотивацию речевой деятельности;

  • умение владеть речью и использовать невербальные средства общения;

  • создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми;

  • умение анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребёнка и обобщать полученные результаты.

Программа курса базируется на следующих стержневых идеях:

  • осознание роли родного языка, как одного из фундаментальных и универсальных аспектов человеческой культуры;

  • понимание роли речи в психическом развитии ребенка, своеобразия речевого онтогенеза, процесса развития речи как качественных изменений, скачков, внутренне связанного с развитием мышления и сознания, охватывающего все функции, стороны и связи слова (А.Н. Леонтьев);

  • трактовка речевого развития как формирования языковой способности на основе языковых обобщений, воспроизведения речевых образцов, интуитивного усвоения языковых средств и норм, саморазвития речи;

  • признание ведущей роли культурной языковой среды и речевого диалогического общения в развитии речи и личности ребенка; понимание роли, специфики и методических принципов специального обучения речи детей дошкольного возраста, его место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. В основе обучения речи лежит коммуникативный подход; развитие различных сторон речи осуществляется в рамках структуры речевой деятельности;

  • осознание того, что научно обоснованная методика обучения речи и языку должна опираться на понимание; сущности и отличительных черт явлений языка и речи; механизмов и особенностей речевого онтогенеза; специфики содержания и методов дошкольной дидактики.

При изучении курса методики применяются различные формы учебной работы: лекции, практические занятия, используются технические средства обучения.

На семинарах предусматривается рассмотрение теоретических проблем на основе изучения научной литературы в области развития речи, анализ рефератов, докладов, сообщений, аннотаций и рецензий, подготовленных студентами.

Практические занятия направлены на обсуждение методических вопросов, разработку студентами конспектов диагностических и обучающих занятий с детьми, дидактических игр и лексико-грамматических упражнений, планов работы на основе ознакомления с материалами специальных исследований речевого онтогенеза и опытом работы с учетом традиций отечественной методики.

Программа рассчитана на 150 часов аудиторных занятий и 150 ч. - самостоятельной работы студентов.

Изучение курса завершается зачетом (3 курс) и экзаменом (4 курс).
Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Теоретические основы методики развития речи.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.



10

- защита контрольной работы.


2.

Из истории методики развития речи

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты.



10

- защита рефератов.


3.

Система работы по развитию речи в детском саду.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- контрольная работа.

-тесты.


12

- защита контрольной работы,


4.

Методика развития словаря.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- тест

-понятийный диктант



12

- защита рефератов

-выполнение тестов.

-защита альбомов «Активизации словаря», « Альбома загадок».



5.

Методика формирования грамматического строя речи.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

- конспекты занятий



12

- защита рефератов

- выполнение тестов.

- проверка конспектов занятий.


6.

Методика воспитания звуковой культуры речи.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

- конспекты занятий



12

- защита рефератов

- выполнение тестов.

-изготовление дидактических пособий.

- проверка конспектов занятий.



7.

Методика развития связной речи.

- вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.


20

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.




8.

Методика работы с художественной литературой в детском саду.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- понятийный диктант

-составление эскизов книжного уголка



12

- защита рефератов

-презентация эскизов книжного уголка.




9.

Подготовка детей к обучению грамоте.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- конспекты занятий


10

- защита рефератов

- проверка конспектов занятий.




10

Планирование работы по развитию речи детей в детском саду.


-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.

-составление планов календарно-тематической работы.



10

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.


-защита календарных планов.

11

Диагностика речевого развития детей.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- контрольные работы.

-подбор диагностических методик.



10

- защита рефератов

- проверка контрольных работ.

-презентация диагностических методик.


12

Методическое руководство развитием речи детей в дошкольных учреждениях и органах управления образованием.

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

- анализ занятий по развитию речи


10

- защита рефератов

- проверка материалов анализа.




13

Преподавание курса «Методика развития речи в дошкольных педагогических училищах и колледжах».

-вопросы для самостоятельного изучения,

- рефераты

-составление уроков для студентов пед. колледжа.


10

- защита рефератов

- обыгрывание уроков по методике развития речи в аудитории.





всего




150



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Примерные темы семинарских и практических занятий.


  1. Теоретические основы методики развития речи детей.

  2. Вопросы развития речи детей в педагогической системе К. Д. Ушинского, Е.И.Тихеевой.

  3. Задачи и содержание работы по развитию речи детей. Анализ программ развития речи дошкольников.

  4. Развитие речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

  5. Обучение как средство развития речи детей дошкольного возраста.

  6. Теоретические основы словарной работы в детском саду.

  7. Теоретические основы формирования грамматического строя речи дошкольников.

  8. Методика формирования грамматической стороны речи дошкольников.

  9. Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях.

  10. Теоретические основы методики развития связной речи дошкольников.

  11. Теоретические основы методики работы с художественной литературой.

  12. Методика ознакомления с книгой.

  13. Теоретические основы подготовки детей к обучению грамоте.

  14. Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

  15. Планирование работы по развитию речи.

  16. Организация методической работы по развитию речи в детском саду.

  17. Преподавание методики развития речи детей в педагогическом училище.

  18. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.


Занятие 1

Теоретические основы методики развития речи детей
Вопросы к занятию

1. Предмет методики развития речи детей и задачи курса.

2. Методологические основы методики.

3. Естественно-научные и психологические основы методики.

4. Лингвистические основы методики.

Задания для самостоятельной работы:

1.Подобрать высказывания о роли родного языка в развитии личности.

2.Составить таблицу «Письменная и устная речь» (различия).
Литература основная


  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада : планы занятий / Гербова В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 103, [4] с.

  2. Матухно И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей / Матухно И. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 95-97.

  3. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.

  4. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.


Литература дополнительная

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Педагогическое образование).

  2. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / Ф. А. Сохин ; РАО, Моск. психолого-соц. ин-т. - М.; Воронеж : НПО"МОДЭК", 2002. - 224 с. - ISBN 5-89502-339-8 : 60-50.

  3. Теория и методика развития речи детей : пособие для самостоятельной работы : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Дошк. педагогика и психология", "Педагогика и методика дошк. образования" / В. И. Яшина [и др.]. - М. : Академия, 2006. - 192 с. - (Высшее проф. образование). - ISBN 5-7695-2215-1 [Гриф МО] : 166-00.



Занятие 2

Вопросы развития речи детей в педагогической системе

К. Д. Ушинского
Вопросы к занятию

1. К. Д. Ушинский о родном языке и о его воспитательно-образовательном значении.

2. К. Д. Ушинский об изучении иностранных языков.

3. К. Д. Ушинский о целях первоначального обучения! русскому языку.

4. Методические указания К.Д.Ушинского по поводу первоначального обучения русскому языку.

5. Анализ учебной книги К. Д. Ушинского "Родное слово":

а) педагогические принципы первоначального обуче­нии детей родному языку;

б) содержание и методы первоначального обучения родному языку;

в) логические упражнения как средство умственного и речевого развития детей;

г) роль народного творчества в развитии личности ре­бенка;

д) значение книги К. Д. Ушинского "Родное слово".

6. К. Д. Ушинский о развитии речи детей до школы.

7. Использование педагогического наследия К. Д. Ушинского в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить конспект статей:

- К. Д. Ушинского «Родное слово»// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/Сост.М.М. Алексеева,В.И.Яшина.-М.,1999.-С. 69-82.

- К. Д. Ушинского « О первоначальном преподавании русского языка»// там же С. 83-96.

И.Тихеевой «Развитие речи детей».-М.:Просвещение,1981.-159с.

2. Подготовить доклад по статье: Тодоров Л.В. «Структура учебных книг и хрестоматий, составленных К.Д.Ушинским»// Советская педагогика .- 1984.-№2.-С.98-103.
Литература основная

1. Ушинский К. Д. Родное слово // Соч.— Т. 2. Или: Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. — М, 1990. — Т. 1.

2. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избр. пед. соч.- Т.4. — М., 1990.

Литература дополнительная

1 . Логинова В. И. Проблемы методики развития речи в трудах К. Д. Ушинского // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 1.

2. Плеханов А. Проблема дошкольного воспитания в педагоги­ческой системе К.Д.Ушинского (раздел "Родной язык как сред­ство воспитания") // Дошкольное воспитание. - 1974. — № 4.
Занятие 3

Вопросы методики развития речи дошкольников в работах

Е. И. Тихеевой
Вопросы к занятию

1. Е. И. Тихеева о роли родного языка в развитии лич­ности ребенка.

2. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.

3. Разделы работы по развитию речи детей.

4. Е. И. Тихеева о создании условий для развития речи и обучения родному языку.

5. Развитие речи в первые годы жизни ребенка.

6. Е. И. Тихеева о содержании и методах словарной работы в детском саду.

7. Развитие речи детей на занятиях с игрушками.

8. Е.И. Тихеева об использовании картин в развитии речи детей.

9. Характеристика занятий по "Живому слову".

10.Развитие речи детей в разных видах деятельности.

11.Вклад Е. И. Тихеевой в методику развития речи детей дошкольного возраста.



Задания для самостоятельной работы:
1. Составить конспект статей:

- Е.И.Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»// Хрестоматия про ТиМРР детей.- С.126-148.

2. Сделать аннотацию книги Е.И.Тихеевой «Развитие речи детей».-М.:Просвещение,1981.-159с.
Литература основная:


  1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М., 1981.



Литература дополнительная:

  1. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей. - М., 1965.

  2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). — М., 1981.

  3. Гребенщикова Е. А. Взгляды Е. И. Тихеевой в области развития речи детей // Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1967.


Занятие 4

Программа развития речи дошкольников
Вопросы к занятию

1. Научные основы программы развития речи и ее структура.

2. Задачи развития речи дошкольников, лингвистическое психолого-педагогическое обоснование задач.

3. Содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам.

4. Преемственность программ развития речи и обуче­нии родному языку в детском саду и школе.

Литература основная

1. . Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду". — М., 2009.

2. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 2006.
Литература дополнительная


  1. Логинова Б. И., Бабаева Т. Я. и др. "Детство". Программа раз­вития и воспитания детей в детском саду. — С.-Петербург, 2008.

  2. 2. Программа "Развитие" (основные положения) / Науч. рук. Л. А. Венгер. - М., 2009.

  3. Типовые программы 1—4 классов. — М., 2010.

  4. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада/ Сост. Т. Н. Доронова. - М., 2003.

  5. Радуга. Программа и руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. - М., 2006.

  6. Радуга. Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т. Н. Доронова. - М., 2006.

  7. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5—6 лет в детском саду / Г. Н. Доронова — М., 2007.

  8. Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред. О.С.Ушаковой М.: Издательство «Совершенство», 2001-368 с.

  9. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., Просвещение, 2005.


Задания

  1. Изучить программу развития речи. Установить пере­чень разделов и глав программы, в которых излагаются требования к речевому развитию детей.

  2. Выделить и записать усложнение программных тре­бований к разным сторонам речи детей (на примере од­ной из вариативных программ).

  3. Провести сравнительный анализ современных про­грамм речевого развития дошкольников.


Занятие 5

Развитие речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками
Вопросы к занятию

1. Роль речевого общения в развитии речи детей.

2. Формы общения детей со взрослыми.

3. Организация содержательного общения воспитате­ля с детьми в разных видах деятельности.

4. Развитие речи детей в процессе общения со сверст­никами.
Литература основная


  1. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.

  2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.

  3. Фримучкова Г. В. Методика формирования связной речи старших дошкольников / Фримучкова Г. В., Щербик Л. Г. // Детский сад от А до Я. - 2012. - № 4. - С. 108-113.

  4. Галушина О. В. Использование активных форм обучения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / Галушина О. В. // Методист. - 2010. - № 10. - С. 60-62.



Литература дополнительная

  1. Ковтун И. В. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по развитию речи в детском саду / Ковтун И. В. // Современный детский сад : [методика и практика]. - 2012. - № 3. - С.47-52.

  2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Педагогическое образование).

  3. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981.

  4. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] . – М: Педагогика, 1986.

  5. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской . — М: Педагогика, 1989.

  6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0438-2

Задания

  1. Понаблюдать за общением воспитателя с детьми, записать их высказывания. Проанализировать результаты наблюдения и сделать выводы о степени влияния об­щения на речевое развитие детей.

  2. 2. Понаблюдать за общением детей друг с другом, за­писать и проанализировать их высказывания (грамматическая оформленность и развернутость высказываний, словарь, адресованность речи партнеру). Сравнить речь детей в процессе общения с педагогом и друг с другом.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница