Методические рекомендации по дисциплине в15 «Теории и технологии развития математических представлений у детей»



Скачать 169.05 Kb.
Дата30.04.2016
Размер169.05 Kb.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Б3.В15 «Теории и технологии развития математических представлений у детей»


образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.05 «Педагогическое образование»

Профиль: «Дошкольное образование. Музыка»

Очная форма обучения


Составитель:





Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины(модуля)..

Планы практических.

Практическое занятие № 1.

Традиционная система обучения математике в ДОУ.

Вопросы для подготовки к занятию:


  1. Содержание образовательной области «Познавательное развитии» ( по ФГОС дошкольное образование).

  2. Повторить способы раскрытия содержания понятий.

Задания и вопросы для обсуждения:

  1. определить основные цели обучения дошкольников математике.

  2. выписать основные математические понятия курса по разделам:

а) число (нумерация)

б) действия с числами

в) геометрические понятия

г) величины и их измерение

д) алгебраические понятия

3. Определить объем и содержание понятия: натуральное число, меры длины, треугольник, однозначное число, цифра, точка, угол, круг, задача, прямоугольник, шар, куб, множество, двузначное число. Для всех ли понятий можно точно определить их объем? Содержание?

4. Определите вид понятия – частное или общее, определяемое или неопределяемое (в том числе для дошкольника): число, цифра, задача на нахождение суммы, точка, кривая, окружность, дробь, двузначное число, уменьшаемое, четное число, число 37.

5. Дайте примеры определения понятий:

а) методом показа

б) конструктивным методом

в) вербальным методом

г) по соглашению

6. Приведите примеры понятий, которые целесообразно определять перечислением (в том числе при работе с дошкольниками).

7. Для всех понятий, перечисленных в пункте 3 найдите адекватный способ определения (понятный и доступный ребенку дошкольного возраста).


Практическое занятие №2.

Альтернативные системы обучения математике в ДОУ.



Задания и вопросы для обсуждения:

    1. определить основные цели обучения дошкольников математике в каждой из них.

  1. выписать основные математические понятия каждого курса по разделам:

а) число (нумерация)

б) действия с числами

в) геометрические понятия

г) величины и их измерение

д) алгебраические понятия


  1. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.


Практические занятия № 3, 4и 5.

Тема: Знакомство дошкольников с некоторыми понятиями нумерации целых неотрицательных чисел. Формирование понятий числа, счета, натуральной последовательности чисел.

Вопросы для подготовки к занятию:



  1. Повторить определения натурального числа, натурального ряда, счета. Повторить смысл взаимосвязи количественных и порядковых числительных.

  2. Повторить основные принципы построения множества натуральных чисел (аксиомы Пеано).

Задания и вопросы для обсуждения:

  1. Ознакомьтесь с программами по математике для ДОУ (традиционной и альтернативными) и ответьте на вопросы:

а) какие методические указания к изучению темы «Число» даны в объяснительной записке к каждой программе?

б) какие требования выдвигают программы к изучению данного вопроса к концу каждого года обучения и в итоге изучения математики по каждой программе?

в) имеются ли существенные различия в содержании темы «Число» в каждой возрастной группе по традиционной программе и альтернативным системам?

Результаты изучения программ оформить в таблицу:


Изучение чисел в ДОУ.


Альт. система (по выбору студента)

Традиционная система

2-3 года, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



2-3 года, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



3-4 года, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:




3-4 года, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



4-5 лет, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:




4-5 лет, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



5-6 лет, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:




5-6 лет, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



Подготовительная группа, перечень понятий.

ЗУН:


Подготовительная группа, перечень понятий.

ЗУН:




  1. Охарактеризуйте сущность подготовительного этапа в изучении чисел и приведите примеры основных видов заданий на этом этапе.

3. Охарактеризуйте виды заданий, используемых при знакомстве ребенка с нумерацией однозначных чисел.

Приведите примеры заданий, знакомящих ребенка с:

- Количественными и порядковыми натуральными числами.

- Правилами счета.

- Цифрами.

- Приемами присчитывания и отсчитывания по одному.

- Принципом построения натурального ряда чисел.

- Числом и цифрой 0.

- Понятием «Десяток».


  1. Приведите примеры упражнений, направленных на усвоение:
    а) принципа образования чисел в натуральном ряду

б) места числа в ряду

в) способов сравнения чисел

г) состав чисел

Какие наглядные пособия целесообразно использовать при выполнении этих упражнений?



  1. Приведите примеры игровых заданий, используемых при знакомстве дошкольников с числами.

  2. Выступления с сообщениями.

  3. Анализ разработок занятий в различных методических пособиях по теме «Число». Анализ пособий по математике для дошкольников по теме «Знакомство с числом».

  4. Подготовить конспект занятия знакомства с любым однозначным числом (возрастная группа на выбор студента, выбор программы на выбор студента). Конспект представляется на проверку преподавателя и затем обсуждается на занятии в группе.

Задания для самостоятельной работы:

  1. В журналах «Дошкольное воспитание» «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» найти и законспектировать 1 статью с интересными заданиями или приемами деятельности по теме изучения чисел в любой возрастной группе (указать номер журнала, год, страницы, автора). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

  2. Подготовить рефераты (выступления) по темам:

Тема 1: История становления и развития ТиМРМП у детей дошкольного возраста.

а) Предпосылки развития теории и методики математического развития ребенка. Разнообразие требований к отбору содержа­ния, методов и форм обучения у дидактов 18-19 вв. (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др.).

б) Методы обучения арифметике в 19 веке: монографический (А.В. Грубе) и вычислительный (А. Дистервег, П.С. Гурьев) ме­тоды обучения. Усовершенствование монографического метода В.А. Лаем и В.Г. Евтушевским. Влияние методов преподавания математики на становление теории и методики математического развития ребенка.

в) Исследования Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Л.В. Глаголевой, Ф.Н. Блёхер, направленные на определение содержания, задач, методов, приемов, средств и форм обучения математике дошкольников.

г) Влияние психолого-педагогических исследований закономерностей математического развития ребенка на становление и раз­витие ТиМРМП (К.Ф. Лебединцев, В.А. Френкель, Н.А. Яблоков, Н.Н. Лежава, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк, Ж. Пиаже и др.).

Тема 2. Характеристика первой отечественной научно обоснованной системы формирова­ния количественных представлений у детей дошкольного возраста А.М. Леушиной (50-е годы 20 в.).

а) Научно-теоретические основы построения системы обучения счету дошкольников у А.М. Леушиной.

б) Взгляды А.М. Леушиной на проблему знакомства дошкольников с арифметическими действиями и обучение решению задач.

в) Формирование представлений о величинах и геометрических фигурах в работах А.М. Леушиной.


Практическое занятие 6. Методика знакомства дошкольников с двузначными числами.

Вопросы для подготовки к занятию:



    1. Повторить определения позиционной и непозиционной системы счисления.

  1. Повторить особенности десятичной системы счисления (смысл понятий «разряд», «класс»).


Задания и вопросы для обсуждения:

    1. Ознакомьтесь с программами по математике для ДОУ (традиционной и альтернативными) и ответьте на вопросы:

а) какие методические указания к изучению темы «Двузначные числа» даны в объяснительной записке к каждой программе?

б) какие требования выдвигают программы к изучению данного вопроса к концу каждого года обучения и в итоге изучения математики по каждой программе?

в) имеются ли существенные различия в содержании темы «Двузначные числа» в каждой возрастной группе по традиционной программе и альтернативным системам?

Результаты изучения программ оформить в таблицу:


Изучение двузначных чисел в ДОУ.


Альт. система (по выбору студента)

Традиционная система

Возрастная группа, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



Возрастная группа, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:





2. Охарактеризовать особенности десятичной системы счисления.

3. Рассказать о различных способах моделирования двузначных чисел. Что такое «Десятичная модель двузначного числа».

4. Охарактеризовать этапы знакомства дошкольников с двузначными числами.


5. Охарактеризовать задания и упражнения, знакомящие дошкольников с двузначными числами.

Задания для самостоятельной работы:

1) В журналах «Дошкольное воспитание» «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» найти и законспектировать 1 статью с интересными заданиями (занятиями) или приемами деятельности по теме изучения двузначных чисел в любой возрастной группе (указать номер журнала, год, страницы, автора). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

2) Подготовить конспект занятия по теме «Знакомство с двузначными числами».

3) Подготовить сообщение: Методика Зайцева: двузначные числа в ДОУ.

4) Подготовить сообщение: Методика Никитиных: двузначные числа.

5) Охарактеризовать целесообразность изучения темы в ДОУ в связи с преемственностью в обучении между детским садом и начальной школой (для чего проанализировать учебники для начальной школы по математике).

Литература:



  1. Зайцев Н. Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа для учителей воспитателей, родителей. СПб, «Лань», 1997.

  2. Хазан Л. «Стосчет» Зайцева. Учимся считать по кубикам. //Дошкольное воспитание, 1993, №5.


Практические занятия 7, 8. Знакомство дошкольников с арифметическими действиями.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Повторить теоретико-множественный смысл сложения и вычитания.


    1. Повторить математическую лексику, соответствующую действиям сложения и вычитания.

Задания и вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризовать современные методические взгляды на суть процесса знакомства ребенка с арифметическими действиями, его взаимосвязь с обучением решению задач.

2. Охарактеризовать этапы знакомства дошкольников с арифметическими действиями.

3. Охарактеризовать теоретико-множественный смысл сложения и виды предметных действий, соответствующих сложению.

4. Охарактеризовать задания, знакомящие детей шестого и седьмого года жизни со смыслом и обозначением действия сложения.

5. Охарактеризовать теоретико-множественный смысл вычитания и виды предметных действий, соответствующих вычитанию.

6. Охарактеризовать задания, знакомящие детей шестого и седьмого года жизни со смыслом и обозначением действия вычитания.

7. Рассказать о математической лексике, характеризующей действия сложения и вычитания.

8. Охарактеризовать обучение дошкольников простейшим приемам вычислительной деятельности.

Задания для самостоятельной работы:


        1. Проанализировать методические материалы альтернативных программ и охарактеризовать объемы и методику изучения данной темы в различных программах.

        2. Охарактеризовать целесообразность изучения темы в таких объемах в связи с преемственностью в обучении между детским садом и начальной школой (для чего проанализировать учебники для начальной школы по математике).

3. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» найти и законспектировать 1 статью с интересными заданиями (занятиями) или приемами деятельности по теме изучения арифметических действий в любой возрастной группе (указать номер журнала, год, страницы, автора). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

4. Подготовить конспект занятия по теме «Знакомство с арифметическими действиями» (подготовительная группа).



Практическое занятие 9. Подготовка дошкольников к обучению решению задач.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Задача как математическое понятие.

2. Повторить математическую лексику, соответствующую обучению решению задач.



Задания и вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризовать современные методические подходы к вопросу обучения решению задач.


2. Рассказать о содержании подготовительной работы к обучению решению задач.


3. Сообщение: Схематическое моделирование как подготовка к обучению решению задач.

4. Проанализировать методические материалы альтернативных программ и охарактеризовать объемы и методику изучения данной темы в различных программах.

5. Охарактеризовать целесообразность изучения темы в таких объемах в связи с преемственностью в обучении между детским садом и начальной школой (для чего проанализировать учебники для начальной школы по математике).

Задания для самостоятельной работы:

1. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» найти и законспектировать 1 статью с интересными заданиями (занятиями) или приемами деятельности по теме обучения решению задач (указать номер журнала, год, страницы, автора). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

2. Подготовить конспект занятия по теме «Знакомство с задачей» (подготовительная группа) или «Обучение решению задач».
Практические занятия 10, 11. Знакомство дошкольников с величинами.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Величина и ее измерение.

2. Виды скалярных величин и единицы их измерения.

Задания и вопросы для обсуждения:


              1. Характеристики величин, с которыми знакомятся дошкольники.

              2. Этапы знакомства дошкольников с понятием величины.

              3. Примерные задания, используемые на 1 этапе знакомства дошкольников с величинами.

              4. Примерные задания, используемые на 2 этапе знакомства дошкольников с величинами.

              5. Примерные задания, используемые на 3 этапе знакомства дошкольников с величинами.

6. Проанализировать методические материалы альтернативных программ и охарактеризовать объемы и методику изучения данной темы в различных программах.

7. Охарактеризовать целесообразность изучения темы в таких объемах в связи с преемственностью в обучении между детским садом и начальной школой (для чего проанализировать учебники для начальной школы по математике).



Задания для самостоятельной работы:

1. В журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» найти и законспектировать 1 статью с интересными заданиями (занятиями) или приемами деятельности по теме «Знакомство с величинами» (указать номер журнала, год, страницы, автора). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

2. Подготовить конспект занятия по темам «Знакомство с величинами» (выбрать любую), «Сравнение величин», «Обучение измерению величин».
Практическое занятие 12,13. Особенности знакомства дошкольников с величиной «Время».

Вопросы для подготовки к занятию:



    1. Время и его измерение.

    2. Сообщение: Знакомство со временем и его измерением в начальной школе (периодизация).

Задания и вопросы для обсуждения:

1. Особенности знакомства дошкольников с величиной «Время».

2. Особенности представлений детей о времени и его свойствах (текучести, периодичности, необратимости).

3. Формирование представлений о частях суток и сутках в условиях Заполярья, поняти­ях "вчера", "сегодня", "завтра" в младшем и среднем дошкольном возрасте.

4. Методика ознакомления старших дошкольников с календарем и эталонами измерения времени в различных современных техно­логиях обучения.

5. Развитие чувства времени у старших дошкольников. Основные виды моделей, применяемые в работе с детьми при формировании представлений о временных промежутках.

6. Проанализировать методические материалы альтернативных программ и охарактеризовать объемы и методику изучения данной темы в различных программах.

7. Охарактеризовать целесообразность изучения темы в таких объемах в связи с преемственностью в обучении между детским садом и начальной школой.



Задания для самостоятельной работы:

Подготовить конспект занятия по темам «Знакомство с временем» (выбрать любую: части суток, дни недели, месяцы года, календарь, часы).


Практическое занятие 14,15. Знакомство дошкольников с геометрическими понятиями.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Геометрическая фигура как неразрывная связь количественных и пространственных свойств окружающего мира.

2. Моделирование как основа обучения геометрическому материалу.



Задания и вопросы для обсуждения:

1. Три содержательные линии наполнения геометрического блока для дошкольников.

2. Краткая характеристика основных геометрических понятий, которыми оперирует воспитатель, при знакомстве дошкольников с геометрическим содержанием.

3. Методические приемы, используемые при формировании уме­ний ориентироваться в пространстве и на плоскости.

4. Сообщение: Возможно­сти ознакомления с наглядным моделированием на плоскости и в пространстве (схемами, графиками, положением точки в декарто­вой системе координат и т.д.).

5. Примеры заданий, на развитие пространственной ориентации и проективного видения ребенка.

6. Проанализировать методические материалы альтернативных программ и охарактеризовать объемы и методику изучения данной темы в различных программах.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить конспект занятия по темам «Знакомство с геометрическими понятиями» или «Развитие пространственной ориентации» (выбрать любое понятие).



Практическое занятие 16.

Логико-конструктивные задания как средство развития элементов математического мышления дошкольников.



Вопросы для подготовки к занятию:

  1. Конструирование как вещественное моделирование при обучении математике дошкольников.

  2. Взаимосвязь пространственного мышления и конструктивного мышления.

Задания и вопросы для обсуждения:

1. Виды моделирующих действий в системе формирования конструктивного мышления.

2. Примеры заданий для развития конструктивного мышления дошкольников.

3. Проанализировать методические материалы альтернативных программ и охарактеризовать объемы и методику изучения данной темы в различных программах.



Задание для самостоятельной работы:

Подготовить конспект занятия по использованию логико-конструктивных заданий при изучении математики для любой возрастной группы.


Практическое занятие 17,18. Развитие приемов умственных действий у дошкольников.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Современный взгляд на соотношение логической сферы ребенка и его математическое развитие.


2. Основные логические понятия и используемая терминология.

Задания и вопросы для обсуждения:

1. Методика формирования логических приемов умственных действий:

- сравнение

- обобщение

- классификация

- сериация

- аналогия

2. Проанализировать методические материалы альтернативных программ и охарактеризовать объемы и методику изучения данной темы в различных программах.



Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспект занятия с учетом необходимости развития логического мышления при изучении математики для любой возрастной группы.



3. Провести анализ любого наглядного (печатного) пособия для дошкольников, цель которого логическое развитие ребенка.

Вопросы к зачету/экзамену



  1. Содержание образовательной области «Познавательное развитие». (по ФГОС дошкольного образования)




  1. Взаимосвязь понятий число и величина. Виды величин, с которыми знакомятся дошкольники. Этапы знакомства дошкольников с величинами.

  2. Способы сравнения величин.

  3. Число как мера величины. Знакомство дошкольников с разными способами измерения величин (без использования стандартных мер).

  4. Число как мера величины. Знакомство дошкольников с разными способами измерения величин (с использованием стандартных мер).

  5. Знакомство дошкольников с длиной. Виды заданий.

  6. Знакомство дошкольников с площадью. Виды заданий.

  7. Знакомство дошкольников с массой. Виды заданий.

  8. Знакомство дошкольников с емкостью. Виды заданий.

  9. Особенности изучения времени детьми дошкольного возраста. Виды заданий.

  10. Роль геометрического материала в развивающем обучении математике в ДОУ. Плоские геометрические фигуры и способы знакомства с ними дошкольников.

  11. Объемные геометрические фигуры (геометрические тела) и способы знакомства с ними дошкольников.

  12. Развитие пространственной ориентации ребенка дошкольного возраста. Два вида пространственной ориентации. Виды заданий для развития умения ориентироваться «от себя».

  13. Развитие пространственной ориентации ребенка дошкольного возраста. Два вида пространственной ориентации. Виды заданий для развития умения ориентироваться «от другого».

  14. Развитие у дошкольников умения ориентироваться на плоскости и на линии. Виды заданий.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница