Методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа "Хочу быть здоровым" комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей



Скачать 483.06 Kb.
страница1/5
Дата07.06.2016
Размер483.06 Kb.
  1   2   3   4   5


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей»

ПРОГРАММА

«ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»

Принято:


Педагогическим советом МБДОУ,

протокол № 1 от 07.09.2011г.

@ г. Шарыпово, 2011


Пояснительная записка
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Только 20% детей дошкольного возраста относятся к 1 группе здоровья.

Необходимо отметить тот факт, что среди вновь поступивших 44 детей в сентябре 2011 года только 7 детей имеют I группу здоровья. Данные представлены в Паспорте здоровья МБДОУ (см. приложение 1).

Считаем, что сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей деятельности МБДОУ. В результате в детском саду “Чебурашка” была разработана программа “Хочу быть здоровым” и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа “Хочу быть здоровым” комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.

Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

- медицинский, прививочный кабинеты, которые оснащены медицинским оборудованием;

- медицинские специалисты: врач-педиатр, медицинские сестры;

- физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями (тоннелями, полосой препятствия, горками), сухим бассейном, гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий;

- наличие методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений;

- в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

- в МБДОУ работают специалисты: педагог - психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре;

- оснащен кабинет педагога – психолога, учителя – логопеда для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми.
Основные принципы программы:

Принцип непрерывности – обеспечение последовательности занятий и преемственности между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени.

Принцип возрастной адекватности процесса физического воспитания – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип осознанности – воспитание у ребенка смыслового отношения к физическим упражнениям и играм.

Научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, научно обоснованными и практическими апробированными методиками.

Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.

Цель программы:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.


Основными направлениями программы «Хочу быть здоровым» являются:

  1. Материально-техническое оснащение в МБДОУ.

  2. Воспитательно-образовательное направление.

  3. Лечебно-профилактическое направление.

  4. Мониторинг реализации программы (см. приложение 2).


Задачи и пути реализации по каждому из направлений программы:


  1. Материально-техническое оснащение в МБДОУ.


Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в МБДОУ.
Пути реализации:

- обновление материально-технической базы:

приобретение столов и стульев для групп в соответствии с ростом детей;

приобретение медицинского оборудования: медицинский столик со стеклянной крышкой (А – с набором прививочного инструментария, Б – со средствами оказания неотложной помощи), весы медицинские, ростомер, кушетка медицинская, тонометр с детской манжеткой), плантограф деревянный;

замена устаревшего мягкого инвентаря – приобретение матрацев, подушек, одеял, полотенец;

пополнить спортинвентарь физкультурного зала для спортивных игр (хоккей, городки), мячами разных размеров, обручами, массажными мячами, гантелями, массажными ковриками;

приобретение бактерицидных ламп в группы (9 шт.);
- преобразование предметно-развивающей среды:

сделать крышки для песочниц;

оснастить спортивную площадку оборудованием для развития у дошкольников основных видов движений и обучению элементов спортивной игры;

оформить зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе;

оборудовать групповые участки малыми архитектурными формами для развития основных видов движений;

оборудовать дорожку здоровья.


II. Воспитательно-образовательное направление.
1 задача: Организовать оптимальную двигательную активность детей.
Двигательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;

- совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;

- повышению физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.



Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

- физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- двигательную активность необходимо сочетать с закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;

- медицинский контроль за физическим воспитанием;

- проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов;

- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации двигательной активности в МБДОУ:

- непосредственно образовательная деятельность в музыкальном, физкультурном зале и на спортивной площадке;

- игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна (см. приложение 3);

- утренняя и ритмическая гимнастика;

- подвижные игры;

- физкультминутки;

- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, эколого-оздоровительные походы;

- индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД.

Реализация оптимальной двигательной активности детей представлена в модели режима двигательной активности (см. приложение 4).

2 задача: Сформировать у детей мотивацию к навыкам здорового образа жизни.

Реализация данной задачи предполагается через следующие формы работы с детьми:

- режимные моменты,

- непосредственно образовательная деятельность в интеграции образовательных областей «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»,

- закаливающие процедуры,

- игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна,

- Неделя здоровья «Я расту здоровым» (октябрь), Неделя здоровья «Малые Олимпийские игры» (апрель), Неделя спорта и здоровья (август),

- праздники и развлечения,

- проекты;

формы работы с родителями:

- эколого-оздоровительные походы,

- тематические родительские собрания,

- совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.),

- Неделя здоровья «Я расту здоровым» (октябрь), Неделя здоровья «Малые Олимпийские игры» (апрель), Неделя спорта и здоровья (август),

- проекты,

- консультации индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте МБДОУ.

3 задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.

Психическое здоровье детей обуславливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию основной общеобразовательной программы МБДОУ № 3 «Чебурашка»:

- непосредственно образовательная деятельность с детьми, в содержании которой уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

- организацию игровой деятельности детей;

- коррекционно-развивающую работу с детьми педагога-психолога, учителя-логопеда.

Важнейшей составляющей частью в системе работы по психическому развитию детей является развитие графомоторных навыков детей.

Современные исследования показывают, что для успешного овладения ребенком графикой письма необходимо развивать у него:

- координацию движений рук;

- пространственные представления;

- чувство ритма;

- мышечно-связочный аппарат кистей рук.

Для этого необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Важное значение здесь имеет сформированность взаимодействия полушарий головного мозга. Поэтому, наряду с традиционными методами формирования графомоторных навыков, педагогам необходимо использовать кинезиологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия (см. приложение 5).
Профилактика эмоционального благополучия детей в МБДОУ осуществляется в двух основных направлениях:

- обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

Благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через психолого-педагогических мероприятия:

- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;

- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

- использование специальных педагогических приемов (введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей, развивающие игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и др.);

- создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

- психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации).
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на преду­преждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

- ин­дивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;

- индивидуальные беседы психолога с воспитанниками;

- обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);

- подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации;

- обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);

- организация зон уединения детей в группах;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;

- проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;

- рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).


III. Оздоровительно-профилактическое направление
Задача: Совершенствование системы оздоровительно-профилактической работы.

Оздоровительно-профилактическая работа в МБДОУ направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Оздоровительно-профилактическая работа с детьми осуществляется:



1) специфической иммунопрофилактикой. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей проводится в определенные периоды жизни и направлена на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифическая иммунопрофилактикой. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

- плановые оздоровительные мероприятия (витаминотерапия);

- закаливающие мероприятия;

- физиопроцедуры;

- дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;

- профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.


Мероприятия по оздоровительно-профилактической работе представлены в примерном годовом плане (см. приложение 6).


Закаливающие мероприятия

Одним из основных направлений оздоровления детей в МБДОУ является исполь­зование комплекса закаливающих мероприятий. Необходимо осуществлять единый подход к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала МБДОУ и родителей.

Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем детском саду являются:

- контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воз­душные ванны), которые способствуют развитию и совершен­ствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирую­щей в первые годы жизни;

- босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;

- циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффек­том;

- полоскание горла (с 3 лет).
Новые методы иммунопрофилактики

К ним относятся дыхательная гим­настика, упражнения для профилактики близорукости, плоскостопия и нарушения осанки, массаж и самомассаж, релаксационные упражнения, способствую­щие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и по­вышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных мероприятий.


Дыхательная гимнастика: Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базо­вых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — един­ственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медлен­ное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к само­массажу и другим упражнениям, способствующим повышению психической ак­тивности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потен­циала.

Комплекс дыхательных упражнений (см. приложение 7).

Массаж и самомассаж: Массаж в области кистей рук, головы оказывает механическое воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей (крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания.

Комплекс упражнений для самомассажа (см. приложение 8).



Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз - все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.

Комплекс упражнений для профилактики близорукости (см. приложении 9).

Профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется, и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Осанка формируется с самого раннего возраста, по мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. В основе профилактики плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод, ношение рациональной обуви и ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Литература с комплексами упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки (см. приложение10).

Взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей наших воспитанников. Формы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья представлены в приложении 11.

Для сохранения и укрепления здоровья детей в МБДОУ поддерживается постоянная связь с учреждениями города (см. приложение 12).
Ожидаемые результаты программы «Хочу быть здоровым»:

- снижение уровня заболеваемости;

- закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния;

- позитивная динамика физических показателей детей;

- осознание детьми важности здорового образа жизни.


    1. Мониторинг реализации программы «Растем здоровыми»




Параметры

мониторинга

Критерии

Средства, формы диагностики

Сроки мониторин-говых исследований

Ответственные

Состояние здоровья воспитанников

Посещаемость, заболеваемость детей

Группы здоровья детей

Хронические заболевания детей

Индекс Пинье (показатель пропорциональности физического развития)


Эффективность оздоровления часто болеющих детей



Карта анализа посещаемости и заболеваемости
Профилакт. осмотр детей:

форма № 26-У

Журнал профилактических осмотров

Таблица распределения детей по группам здоровья


Углубленный медосмотр: форма № 26-У

Антропометрия

Коэффициент ОЭО (оценка эффективности оздоровления) – не ниже

25 %



Ежемесячно

Октябрь, апрель


Март-апрель

Октябрь, апрель


Октябрь, апрель



Медсестра

Врач-педиатр

Врач, медсестра

Врач, медсестра

Врач-педиатр



Сформированность у дошкольников графической деятельности и мелкой моторики


Сформированность зрительно-ручной координации


Скрининг Семаго

(в подг. группах)




Октябрь, апрель


Педагог-психолог

Рост физических показателей

Уровень развития физических качеств детей

Мониторинг основной общеобразовательной программы в области «Физическая культура»

Октябрь, апрель


Инструктор по физ. культуре

Эмоциональное

благополучие

детей в детском

саду

Уровень адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям МБДОУ.


Адаптационный лист.


Сентябрь-Ноябрь



Воспитатели

групп,


педагог-психолог
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница