Методические рекомендации по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования; проекты нормативных документов для оценки качества дошкольного образования



Скачать 107.5 Kb.
Дата06.06.2016
Размер107.5 Kb.
О модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования
Заказчик проекта «Разработка и апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования»: Минобрнауки России.

Исполнитель: ФГБНУ «ФИПИ».

Сроки реализации: 2011-2013 г.

Цель проекта – разработка модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, включающей:

  • регламенты проведения процедур оценки качества дошкольного образования;

  • технологию обработки результатов процедур оценки качества дошкольного образования;

  • методические рекомендации по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования;

  • проекты нормативных документов для оценки качества дошкольного образования.

Задачи проекта:

  1. Выработка общего подхода к пониманию качества дошкольного образования, обеспечение согласованной деятельности всех элементов системы образования в целях реализации права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования.

  2. Описание возможных организационных схем оценки и управления качеством дошкольного образования.

  3. Определение основных механизмов измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, и принципов обработки результатов измерений. Разработка следующего инструментария:

  • инструменты комплексной самооценки дошкольной образовательной организации (ДОО);

  • инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка;

  • инструменты для оценки готовности детей к школе;

  • инструменты оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО.

  1. Выявление (путем апробации) направлений для совершенствования и дальнейшей адаптации модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования к условиям реальной практики, подходящей для различных субъектов Российской Федерации.

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования, представлены четырьмя основными группами:

  1. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО) требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты комплексной самооценки ДОО).

  2. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты комплексной самооценки ДОО).

  3. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка; инструменты для оценки готовности детей к школе);

  4. Параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО (инструменты оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО).

Каждая группа включает в себя отдельные параметры – значимые характеристики качества дошкольного образования. Большинство параметров включает в себя так называемые «подпараметры», уточняющие и расширяющие содержание и объем отдельных параметров.

Оценка всей совокупности параметров – это комплексная оценка качества дошкольного образования.


Область практического использования и применения результатов проектапроведение процедур оценки качества образования на разных уровнях: ДОО, муниципалитет, субъект РФ.
Краткая информация о разработанных инструментах
Инструменты комплексной самооценки ДОО

Комплексная самооценка дошкольной образовательной организации подразумевает под собой проведение оценочных процедур по двум группам параметров:



По первой группе параметров, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов №1, включающие два инструментария:

  1. инструментарий № 1.1 для оценки дошкольной образовательной организации, не имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности;

  2. инструментарий № 1.2 для оценки дошкольной образовательной организации, имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности.


По второй группе параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов №2, включающие:

  1. Инструментарий оценки кадрового, материально-технического, учебно-материального, медико-социального, информационно-методического, нормативно-правового, психолого-педагогического обеспечения ДОО;

  2. Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО (приложение к п.2.1 Инструментария № 2)

Данная анкета обеспечена вспомогательными таблицами для оценки кадрового обеспечения ДОО:

    • Обобщающая таблица по материалам образовательного ценза и укомплектованности педагогическими кадрами ДОО (см. Приложение 1 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 1);

    • Сводная таблица кадрового обеспечения реализации ООПДО (см. Приложение 2 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 2);

    • Инвариантный и вариативный компоненты кадрового обеспечения ДОО (см. Приложение 3 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО», табл. 3).


Инструменты для фиксации развития ребенка

По третьей группе параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов:

  • для фиксации индивидуального развития ребенка (4, 5 и 6 лет);

  • для оценки готовности детей к школе (7 лет).

Под индивидуальным развитием ребенка понимается степень сформированности интегративных качеств в процессе освоения ООПДО, то есть промежуточные результаты освоения ООПДО (условно в 4, 5 и 6 лет), а также динамика физического развития ребенка.

Инструменты для оценки готовности детей к школе позволяют оценить развитие интегративных качеств и определить физическую и психологическую готовность ребенка к школе (под готовностью ребенка к школе понимаются итоговые результаты освоения ООПДО).
Ключевыми понятиями данных инструментов являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие интегративных качеств ребенка (Приложение 1). Технология оценивания направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса в ДОО. Все измерения носят диагностический характер для уточнения направления работы с ребенком в целях его благополучного развития.

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка направлены на диагностику общей культуры ребенка, динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Опора делается на развитие 9 интегративных качеств:


  1. Физически развитый

  2. Любознательный, активный

  3. Эмоционально отзывчивый

  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

  6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

  8. Овладевший необходимыми умениями и навыками

  9. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Полученные результаты диагностического обследования позволят уточнить направления образовательной работы с конкретным ребенком.

Диагностика предполагает заполнение карт развития (результаты наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, а также результаты диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров развития).

Карта развития для каждого возраста делится на три части:

Психолого-педагогические части


  • Часть 1 – оценивается семь интегративных качеств (№2-7; №9): показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком.

  • Часть 2 – оценивается интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками» (№8): показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий (прилагаются образцы наглядного материала для диагностических заданий, а также рекомендации по отбору наглядного материала из имеющегося в ДОО: в ходе апробации (по решению педагога) можно использовать или прилагаемые к инструментарию образцы, или наглядный материал ДОО).

Медико-педагогическая часть

  • Часть 3 – оценивается интегративное качество «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» (№1): оценка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям).

Промежуточные результаты освоения ООПДО раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения ООПДО по основным направлениям развития детей. Рекомендуется проводить обследование индивидуального развития ребенка один раз в год.

Результаты диагностики не всегда являются показателями успешной или неуспешной образовательной работы педагога с ребенком (следует учитывать значительное число факторов, влияющих на результат: состояние здоровья ребенка, степень благополучия семейной ситуации, длительность пребывания в ДОО и др.).
Инструменты для фиксации оценки индивидуального развития ребенка могут быть использованы в ряде ситуаций:


  • для проведения диагностических исследований в ДОО: при системном использовании инструментарий позволит выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуализировать работу с ребенком с целью улучшения освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • для проведения диагностики развития ребенка по запросу родителей, желающих получить диагностическую помощь (например, в ситуации получения детьми семейного образования);

  • для проведения мониторинговых исследований на уровне муниципалитета или региона в целях принятия решений о совершенствовании системы дошкольного образования (инструментарий применяется педагогами конкретного ДОО, участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут «включаться» в мониторинг на одном из его заключительных этапов: обобщение результатов оценивания от разных ДОО на уровне муниципалитета или региона, анализ сводных данных).


Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе

НЕ используются для проведения каких-либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»);

НЕ применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;

НЕ применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).


Инструменты для оценки удовлетворенности родителей работой ДОО

По четвёртой группе параметров, характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО, разработана анкета и механизм проведения анкетирования родителей (законных представителей), сбора и обобщения полученных данных.

Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам.



  • оснащенность ДОО;

  • квалифицированность педагогов;

  • развитие ребенка в ДОО;

  • взаимодействие с родителями.

Инструменты для оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО применимы на всех уровнях: ДОО, муниципальном и региональном.

Компьютерная обработка результатов оценивания по 4 параметрам позволяет:

автоматически суммировать все полученные баллы и выводить общую оценку (дополнительно введена маркировка результата цветом);

автоматически подсчитывать результат по отдельным параметрам и сравнивать его с допустимым диапазоном баллов.

автоматически обобщать результаты оценивания на уровне ДОО, муниципалитета, региона.


Приложение 1

Краткая информация об интегративных качествах ребенка, диагностика которых осуществляется через предлагаемый инструментарий

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы:



  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  2. Любознательный, активный.  Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

  8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности  умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.








База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница