Методические рекомендации по использованию результатов самооценки доо по 1 и 2 группе параметров для оформления письменного заключения



страница1/5
Дата29.04.2016
Размер0.78 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 12 августа 2011 года № 03.Р20.11.0029, IV этап)

Москва, 2013 г.



Оглавление


Оглавление 2

Методические рекомендации по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования 3

Приложение 1. Параметры, характеризующие качество дошкольного образования 21

Приложение 2. Методические рекомендации по использованию результатов самооценки ДОО по 1 и 2 группе параметров для оформления письменного заключения (с применением метода качественного анализа) 35



Методические рекомендации по использованию результатов процедур оценки качества дошкольного образования


Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения)1 (далее – ФГОС дошкольного образования) и удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования.

Требования ФГОС дошкольного образования – содержательная основа процедуры оценки (и (или) самооценки учреждением) качества дошкольного образования, представленная совокупностью (комплексом) параметров.

Комплекс параметров включает в себя четыре основные группы, первые три группы полностью соответствуют трем группам требований ФГОС дошкольного образования (Приложение 1), четвертая группа позволяет изучить такую группу показателей как удовлетворенность потребителей качеством дошкольного образования:

1 группа. Параметры, характеризующие соответствие основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООПДО) требованиям действующих нормативных правовых документов2.

2 группа. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

3 группа. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

4 группа: Параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения

Оценивать качество дошкольного образования в учреждении, муниципальной или региональной системе дошкольного образования необходимо с учетом всей совокупности параметров.

Так, «грамотно» разработанная основная общеобразовательная программа дошкольного образования еще не является гарантией качества дошкольного образования в данном образовательном учреждении. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы она была эффективно реализована, а окончательные выводы о ее эффективности можно сделать только после достижения детьми планируемых в данной программе результатов удовлетворенности основных потребителей услуг – родителей достижениями и успехами своих детей, а также теми условиями, которые созданы для их детей в детском саду.

Аналогично: прекрасные условия для осуществления образовательного процесса не есть гарантия качества дошкольного образования, если, например, ООПДО разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней.

Оценка качества дошкольного образования в целях обеспечения согласованности действий всех участников процедуры оценки должна осуществляться на основе единого комплекса параметров (Приложение 1) на всех уровнях управления образованием:

- локальном (уровне образовательного учреждения);

- муниципальном;

- региональном.

Оптимальные организационные схемы и формы процедуры оценки качества дошкольного образования следующие:

1) На локальном уровне (уровне образовательного учреждения) – в виде самооценки (самообследования и самоанализа). Процедура оценки – организованная система мониторинга:

- как наблюдение за собственной деятельностью (по разработке и реализации ООПДО, условий ее реализации и результатов ее освоения) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития;

- как система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООПДО, ее соответствии нормативным требованиям.

Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования, или соответствие дошкольного образования требованиям нормативных правовых документов:

- анализ (данных, документации, продуктов детской деятельности и др.);

- наблюдение, в том числе включенное;

- визуальная оценка;

- беседа;

- анкетирование;

- сбор, формализация, группировка, обработка данных

и др.

Категории участников процедур оценки качества дошкольного образования на уровне образовательного учреждения (Таблица 1):



Таблица 1

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования

Категории участников

1 группа параметров, характеризующих соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

1. Руководящие работники, в том числе:

- руководитель,

- заместитель руководителя (или старший воспитатель).


2 группа параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям нормативных правовых документов, в том числе:

- кадровых,

- материально-технических,

- учебно-материальных,

- медико-социальных,

- информационно-методических,

- нормативно-правовых,

- психолого-педагогических.



1) Руководящие работники, в том числе:

- руководитель,

- заместитель руководителя (старший воспитатель, завхоз).

2. Медицинские работники, в том числе:

- врач,

- медсестра.



3. Педагогические работники, в том числе:

- педагог-психолог,

- педагоги-специалисты (инструктор по ФК, музыкальный руководитель и др.),

- воспитатели.



3 группа параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям нормативных правовых документов.

1) Руководящие работники, в том числе:

- руководитель,

- заместитель руководителя (старший воспитатель).

2. Медицинские работники, в том числе:

- медсестра.

3. Педагогические работники, в том числе:

- воспитатели,

- педагог-психолог,

- педагоги-специалисты (инструктор по ФК, музыкальный руководитель ).


4. Четвертая группа параметров - характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения


Руководящие работники, в том числе:

- руководитель,

- заместитель руководителя (старший воспитатель, завхоз).

2. Педагогические работники, в том числе:

- педагоги-специалисты (инструктор по ФК, музыкальный руководитель и др.),

- воспитатели.

3. Родители детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение

2) На муниципальном уровне – в виде контроля качества дошкольного образования. Процедура оценки – мониторинг:

- как система контроля (проверок) и оценки деятельности муниципальных образовательных учреждений со стороны муниципальных органов управления образованием и (или) учредителей;

- как наблюдение за деятельностью муниципальных образовательных учреждений (по разработке и реализации ООПДО, условий ее реализации, результатов ее освоения, работы с основными потребителями услуг) с целью выявления ее соответствия нормативным требованиям, прогнозирования ее развития;

- как система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о реализации ООПДО в муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с целями и видами контроля могут осуществляться комплексные и тематические проверки.

Основанием комплексной проверки являются:

- комплекс параметров, характеризующих качество дошкольного образования, то есть соответствие ООПДО, условий ее реализации и результатов ее освоения требованиям нормативных правовых документов;

- группа параметров, характеризующих качество дошкольного образования, в том числе параметры, отражающие степень удовлетворённости родителей качеством дошкольного образования.

В результате комплексной проверки осуществляется комплексная оценка деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений на предмет ее соответствия требованиям нормативных правовых документов и ожиданиям основных потребителей услуг.

Основанием тематической проверки являются один или несколько параметров, характеризующих качество дошкольного образования.

В результате тематических проверок оценивается состояние отдельных сторон деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений на предмет их соответствия требованиям нормативных правовых документов (например, при проведении внеплановых проверок на основании обращения граждан РФ) и ожиданиям основных потребителей услуг.

Методы, применяемые при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования, на муниципальном уровне:

- анализ (данных, документации и др.);

- наблюдение, в том числе включенное;

- визуальная оценка;

- экспертная оценка;

- беседа;

- анкетирование;

- сбор, формализация, группировка, обработка данных

и др.

При проведении комплексных проверок, требующих значительных ресурсов (времени, экспертов и др.), целесообразно использовать метод выборочной проверки (с помощью простой вероятностной выборки) результатов мониторинга образовательного учреждения. По проверяемым таким образом выборочным параметрам либо подтверждается оценка, данная ранее учреждением, либо она изменяется (улучшается или ухудшается).



Сравнение внутренней (самим учреждением) и внешней (со стороны контролирующих органов) оценок параметров, характеризующих качество дошкольного образования, в целом будет способствовать повышению объективности оценивания качества дошкольного образования и нивелированию тенденций как к завышению, так и занижению самооценки деятельности учреждений.

Категории участников процедур оценки качества дошкольного образования на муниципальном уровне (Таблица 2):

Таблица 2

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования

Категории участников

1 группа параметров, характеризующих соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

1) Руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием.

2) Эксперты из числа руководящих работников образовательных учреждений, специалистов методической и психологической службы.



2 группа параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям нормативных правовых документов, в том числе:

- кадровых,

- материально-технических,

- учебно-материальных,

- медико-социальных,

- информационно-методических,

- нормативно-правовых,

- психолого-педагогических.



1) Руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием.

2) Представители учредителя (в случаях, если муниципальные органы управления образованием не являются учредителем муниципальных образовательных учреждений).

3) Эксперты из числа руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, специалистов муниципальной методической и психологической службы, представителей Роспотребнадзора, Госпожнадзора и др.).


3 группа параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям нормативных правовых документов.

1) Руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием.

2) Эксперты из числа руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, специалистов муниципальной методической и психологической службы.



4. Четвертая группа параметров - характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения


1) Руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием.

2) Эксперты из числа руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, специалистов муниципальной методической и психологической службы.

3) Независимы эксперты из числа общественности, включенные в процедуру оценки степени удовлетворенности потребителей качеством дошкольного образования

3) На региональном уровне управления образованием (уровне субъекта РФ) – в виде контроля качества дошкольного образования. Процедурами оценки являются такие процедуры государственной регламентации, как лицензирование, государственный надзор.

Все вопросы осуществления данных процедур, в том числе периодичности, методов, принятия мер по результатам и т.п. регулируются соответствующими нормативными правовыми документами:

- Законом РФ «Об образовании»;

- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174;

- Положением об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164.

Однако действующее законодательство в сфере образования, нормативное правовое обеспечение системы дошкольного образования не позволяют в полной мере реализовать предложенные подходы к оценке качества дошкольного образования. Так, предметом процедуры лицензирования (соответственно, и государственного надзора) являются лицензионные требования и условия, которые отражают лишь часть параметров, характеризующих качество дошкольного образования.

Минимумом для нормативного обеспечения возможности создания системы оценки качества дошкольного образования является внесение изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ 16.03.2011 № 174 и в Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ 11.03.2011 № 164.

В Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ 16.03.2011 № 174, необходимо внести изменения и дополнения в части лицензионных требований и условий образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций:

Пункт 5 указанного положения дополнить подпунктом «е)»:

«е) соблюдение лицензиатом (дошкольными образовательными организациями) требований:

- к структуре основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

- к условиям (кадровым, материально-техническим, учебно-материальным, медико-социальным, информационно-методическим, нормативно-правовым, психолого-педагогическим) реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

- к результатам освоения основных общеобразовательных программ дошкольного образования».

В Положение об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ 11.03.2011 № 164, необходимо внести изменения в части предмета проверок при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области дошкольного образования.

Пункт 7 указанного положения «При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования»

изложить в следующей редакции (изменения и дополнения выделены курсивом)

«При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства Российской Федерации в области образования, лицензионных требований и условий. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области образования».

Категории участников процедур оценки качества дошкольного образования на региональном уровне (Таблица 3):

Таблица 3



Параметры, характеризующие качество дошкольного образования

Категории участников

1 группа параметров, характеризующих соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

1) Руководители и специалисты органов управления образованием субъекта РФ.

2) Эксперты из числа руководящих работников образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальной методической и психологической службы, работников ИПК /ИРО и др.



2 группа параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям нормативных правовых документов, в том числе:

- кадровых,

- материально-технических,

- учебно-материальных,

- медико-социальных,

- информационно-методических,

- нормативно-правовых,

- психолого-педагогических.



1) Руководители и специалисты органов управления образованием субъекта РФ.

2) Эксперты из числа руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальной методической и психологической службы, работников ИПК /ИРО, представителей Роспотребнадзора, Госпожнадзора и др.).



3 группа параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям нормативных правовых документов.

1) Руководители и специалисты органов управления образованием субъекта РФ.

2) Эксперты из числа руководящих работников образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальной методической и психологической службы, работников ИПК /ИРО и др.



4. Четвертая группа параметров - характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности дошкольного образовательного учреждения



1) Руководители и специалисты органов управления образованием субъекта РФ.

2) Эксперты из числа руководящих работников образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальной методической и психологической службы, работников ИПК /ИРО и др.

3) представители общественных организаций и объединений. Включенных в общественную экспертизу качества дошкольного образования;

В содержании и форме процедур оценки качества дошкольного образования на всех уровнях управления (уровне образовательного учреждения, муниципальном, региональном) необходимо отметить также следующее.

Для оценки первых двух групп параметров («Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов» и «Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов»), а также для оценки степени удовлетворенности основных потребителей образовательных услуг качеством дошкольного образования предлагаются примерные формы оценочных листов, которыми могут пользоваться участники процедуры оценки всех уровней: локального (уровня образовательного учреждения), муниципального и регионального.

Технология оценки третьей группы параметров («Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов») применима только на локальном уровне (уровне образовательного учреждения). В соответствии со спецификой дошкольного образования адекватной формой оценки результатов освоения ООПДО является система мониторинга, основным методом которой служит длительное наблюдение за ребенком. Данный метод, по определению, трудно применим для участников процедуры оценки муниципального и регионального уровней.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы является обязательным разделом ООПДО, представляет собой инструментарий оценки результатов (промежуточных и итоговых) освоения детьми ООПДО. Данный раздел ООПДО разрабатывается на основе аналогичного раздела (или отдельного пособия) примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выбранной образовательным учреждением из реестра примерных основных образовательных программ3

Практически участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут «включаться» в мониторинг на одном из его заключительных этапов в конце образовательного периода. По итогам процедуры оценки результатов освоения ООПДО участниками муниципального и регионального уровней оценочные листы не заполняются. Может быть подготовлено только письменное заключение (на основе метода качественного анализа).

Примерные формы оценочных листов позволяют оценивать:

- комплекс параметров, характеризующих качество дошкольного образования;

- отдельные группы параметров, характеризующих качество дошкольного образования;

- отдельные параметры, характеризующие качество дошкольного образования.

Механизм измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования – шкалирование по степени их соответствия требованиям нормативных документов с использованием балльной шкалы:

- соответствие параметра требованиям нормативных документов – 2 балла;

- частичное соответствие – 1 балл;

- несоответствие (или отсутствие) – 0 баллов.

По отношению к измерению четвертой группы параметров используется следующая бальная шкала:

- полностью удовлетворен - 3балла;

- скорее удовлетворен, чем не удовлетворен– 2 балл;

- скорее не удовлетворен, чем удовлетворен – 1 балл;

- не удовлетворен – 0 баллов.

Измеряются и суммируются баллы по всем подпараметрам. Суммарный (итоговый) балл по данному параметру (на основе суммы баллов оценки подпараметров) вносится в «пустое» поле таблицы напротив соответствующего параметра.

Если параметр, характеризующий качество дошкольного образования, не включает в себя подпараметры, соответственно, выставляется только один балл, и оценка параметра является итоговой.

В отдельных случаях, в качестве вспомогательного механизма, будет применяться измерение, в основе которого только наличие или отсутствие параметра.

Суммарные баллы по каждому из параметров, по группе параметров, по всем параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, необходимо сравнить с допустимым диапазоном баллов.

Оценивается и сравнивается с допустимым диапазоном каждый параметр в отдельности. Участники процедуры оценки качества дошкольного образования при подготовке итогового заключения с помощью метода группировки данных должны выделить и перечислить:

1) параметры, оценка которых соответствует допустимому диапазону, в том числе:

- параметры, оценка которых находится у верхней границы допустимого диапазона;

- параметры, оценка которых находится у нижней границы допустимого диапазона.

2) параметры, оценка которых не соответствует допустимому диапазону (ниже нижней границы допустимого диапазона).

Данный принцип обработки результатов (по каждому параметру в отдельности) не исключает определения суммарного балла и допустимого диапазона по одной или нескольким группам параметров.

Предложенная форма оценочного листа является примерной. В нее могут быть внесены (на региональном, муниципальном уровне или образовательным учреждением) дополнения, например, дополнительные параметры, характеризующие качество дошкольного образования с учетом специфики условий его осуществления.

Исключение каких-либо параметров из предложенной формы оценочного листа не допускается, так как предмет оценки – соответствие требованиям действующих нормативных правовых документов (или проектов нормативных правовых документов).

Математическая модель обработки измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования на основе баллов обеспечит наибольшую объективность. Возможно также использование «описательной» модели:

- соответствует;

- частично соответствует;

- не соответствует.

В таком случае, словесная оценка не переводится в баллы, обработка результатов условна, результаты имеют низкую степень валидности.

Допустимый диапазон баллов применяется дифференцированно для оценки разных параметров. Так, например, оценка параметра «II.7.2. Осуществление образовательного процесса с дошкольниками как организация специфически детских видов деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, чтения (восприятия) художественной литературы, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой)» сравнивается с допустимым диапазоном баллов – 2, то есть максимальным. Тем самым подчеркивается, что другой модели организации образовательного процесса или ее частичного осуществления в современном дошкольном образовании быть не должно.

Напротив, оценка параметра «II.5.1. Использование современных ИТ» сравнивается с допустимым диапазоном баллов, имеющим большие «ножницы» между нижней и верхней границей. Причина – остаточный принцип фактического обеспечения дошкольных образовательных учреждений информационно-методическими ресурсами.

Результаты оценки качества дошкольного образования используются в процессе управления ДОО, муниципальной и региональной системой дошкольного образования, в том числе при осуществлении всех этапов управленческого цикла и функций управления:

- мотивационно-целевой;

- информационно-аналитической;

- планово-прогностической;

- организационно-исполнительской;

- контрольно-диагностической;

- регулятивно-коррекционной.

Хранение результатов оценки качества дошкольного образования предполагает следующую комплектность:

заполненные оценочные листы (они представлены в Технологии обработки результатов процедур оценки качества дошкольного образования);

письменное заключение (с использованием метода качественного анализа).

Для подготовки письменного заключения в части оценки ДОО пор параметрам 1 и 2 разработаны Методические рекомендации по использованию результатов самооценки ДОО по 1 и 2 группе параметров для оформления письменного заключения (с применением метода качественного анализа) (Приложение 2).

Эти рекомендации помогут оформить аналитическую справку по итогам самооценки ДОО по указанным параметрам. Необходимо провести не только количественную, но и качественную оценку степени проявления показателей, характеризующих качество дошкольного образования по указанным параметрам. Качественный анализ позволяет установить различные свойства, особенности изучаемых параметров, характеризующих качество дошкольного образования, описать степень их проявления в дошкольной образовательной практике. Например, параметр направленность ООПДО на сохранение и укрепление здоровья детей может быть представлена: наличием в программе задач, направленных на здоровьесбережение дошкольников, интеграции образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями, описание мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и т.д.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница