Методические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии»



Скачать 304.02 Kb.
Дата29.04.2016
Размер304.02 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Актуальные проблемы современной социологии»

направления подготовки 040100.68 «Социология, магистерская программа «Социология организаций»

Автор программы: д.соц.н., доцент Геращенко Л.И.

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного социологического знания.

Задачи дисциплины:


  • проанализировать наиболее актуальные проблемы теоретической социологии;

  • выявить и охарактеризовать состояние и проблемы эмпирического социологического знания;

  • рассмотреть основные проблемы и тенденции развития современной отраслевой социологии.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1

Современная теоретическая социология: состояние, проблемы, перспективы развития

4/-

2

2




10
















2

Проблемы и перспективы развития эмпирической социологии

4/2

2

2




10

/













3

Отраслевая социология: основные тенденции и проблемы

4/-

2

2




10
















4

Социология организаций

4/2

2

2




10
















5

Социология образования

4/2

-

2




10
















6

Социология социальной сферы

4/2

-

4




17
















7

Социология пространства и города

4/2

-

4




15



















Всего

26 / 10

8

18




82
















Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Тема 1. Современная теоретическая социология: состояние, проблемы, перспективы развития

План:


    1. Современное теоретическое социологическое знание.

    2. Проблемы развития теоретической социологии.

    3. Актуальные направления теоретико-методологического анализа состояния и проблем современного российского общества.

Вопросы для коллективного обсуждения:


1. В чем особенности социологической теории? Каковы функции социологической теории?

2. Охарактеризуйте основные проблемы современной теоретической социологии.

Задания для самостоятельной работы:
1. Опишите социальные и научные барьеры развития социологического теоретического знания в России.

2. Выделите наиболее перспективные направления развития современной теоретической социологии и обоснуйте их актуальность.


Литература

Основная:

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.
Дополнительная:


  1. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И.Ф Девятко. – М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996.

  2. Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии / С.А.Кравченко // Социологические исследования. 2012. № 5. С. 19-28. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под.ред С.И.Григорьева. М.-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003.

  3. Кравченко С.А. Социология в движении к взаимодействию теоретико-методологических подходов / С.А. Кравченко // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 11-18.

  4. Култыгин В.П. Теоретическая социология за рубежом накануне конгресса / В.П. Култыгин // Социс. 2005. № 9.

  5. Немировский В.Г. Современная теоретическая социология. Курс лекций / В.Г. Немировский. – Красноярск: КрасГУ, 2002.

  6. Перспективные направления развития теоретической социологии в России рубежа ХХ-ХХI веков / Под ред.В.А.Мансурова, С.И.Григорьева. – Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО. 2003. – 456 с.

  7. Проблемы теоретической социологии. Вып. 7 (8): Межвуз. сб. / Отв. Ред А.О.Бороноев. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2009 (2011).

  8. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии / Н.В. Романовский // Социс, 2007. № 1. С. 22-31.

  9. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии / Н.В. Романовский // Социс. 2005. № 3. С. 3—12;

  10. Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса / М.Н. Руткевич // Социс. 1991. №7.

  11. Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса /Л.Г. Титаренко // Социс. 2009. № 1. С.16-24.


Тема 2. Проблемы и перспективы развития эмпирической социологии
План:

  1. Перспективы эмпирической социологии в современном мире.

  2. Проблемы методологии, методов эмпирических социологических исследований.

  3. Актуальные направления эмпирического анализа современного российского общества.

Вопросы для коллективного обсуждения


1. Какова специфика эмпирической социологии в России? Чем она обусловлена?

2. Назовите наиболее острые проблемы реализации эмпирических социологических исследований в России.

Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте социальные факторы, обусловливающие круг проблем состояния эмпирической социологии в России

2. Выделите и охарактеризуйте наиболее актуальные направления эмпирического анализа современного российского общества. О


Литература

Основная:

1. Добреньков В. И.   Методы социологического исследования : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М,2006, 2008. - 768 с.

Дополнительная:



  1. Круглый стол «Проблемы обеспечения качества и перспективы стандартизации в социологических исследованиях» был проведен 18 декабря 2009 г. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 1. С. 178-195.

  2. Судьбы и перспективы эмпирической социологии // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 3-21.

  3. Таршис Е.Я. Перспективы развития метода контент-анализа / Е.Я. Таршис // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2002. № 15. С. 71-92.

  4. Толстова Ю.Н. О необходимости расширения понятия социологического измерения / Ю.Н. Толстова, Н.Д. Воронина // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 67-76.

  5. Харченко К.В. Материальная сторона жизни в зеркале субъективных смыслов: опыт контент-анализа / К.В. Харченко // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2009. № 28. С. 129-147.


Тема 3. Отраслевая социология: основные тенденции и проблемы

План:


  1. Проблемы теории, методологии и эмпирического анализа проблем отраслевой социологии.

  2. Актуальные направления исследования в различных отраслях социологического знания: политической, экономической и культурной.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие задачи стоят перед социологией в изучении политической жизни общества?

2. Охарактеризуйте наиболее актуальные исследовательские направления в отдельных отраслях социологического знания.


Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте подборку статей из периодических научных изданий по проблемам развития отраслевой социологии.

Литература

Основная:

1. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.

2. Добреньков В. И.   Методы социологического исследования : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М,2006, 2008. - 768 с.


Дополнительная:

  1. Вакан Лоик. Социология образования П. Бурдье / Лоик Вакан // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 93-101.

  2. Грунт Е.В. Проблемы отраслевых социологии глазами уральских исследователей / Е.В. Грунт // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 140-142.

  3. Зборовский Г. Е.   Прикладная социология : учеб. пособие для студ. гуманит. спец. вузов / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М. : Гардарики, 2004. - 176 с.

  4. Никитина Т.В. Теоретическая и эмпирическая интерпретация и операционализация понятия “валидность”/ Т.В. Никитина // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. No. 2. P. 113-129.

  5. Осипов А.М. Социология образования в России: проблемы и перспективы / А.М.Осипов, В.В. Тумалев // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 120-126.

  6. Погребная В. Современное состояние и проблемы развития социологии как предпосылка создания ее новых отраслевых направлений / В. Подгребная // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. № 1. P. 161-172.

  7. Радов А. Ментальное и "объективное" пространство современных российских социологических эмпирических исследований / А. Радов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 2. С. 50-54.

  8. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии / Н.В. Романовский // Социс. 2005. № 3. С. 3—12.

  9. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи / О.Н. Яницкий // Мир России. 2003. Т. 12. № 1. С. 3-35.


Тема 4. Социология организаций

План:


      1. Социология организаций как отрасль социологического знания.

      2. Трудности определения предметной специфики и социологической проблематик.

      3. Актуальные темы социологического анализа организаций.

Вопросы для коллективного обсуждения


1. Организационная сложность: какие проблемы оны вызывает с точки зрения социолога?

2. Почему изучение проблем организации часто требует междисциплинарного подхода?

Задания для самостоятельной работы
1. Сделайте подборку статей из периодических научных изданий по проблемам социологии организаций. Выделите новые темы исследования.
Литература

Основная:

1. Романов П. В.   Социология менеджмента и организаций : учеб. пособие для вузов / П. В. Романов. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 288 с.
Дополнительная:


  1. Карпов, А. В. Организационная культура в теории и практике отечественного менеджмента [Текст] / А. В. Карпов // Журнал практического психолога. – 2007. - № 4. – С. 28- 36.

  2. Барков, С. А. Социология организаций [Текст] : учеб. пособие / С. А. Барков. – М. : Изд-во МГУ, 2004. – 288с.

  3. Зборовский, Г. Е. Социология управления [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Е. Зборовский . – М. : Гардарики, 2004. – 272с.


Тема 5. Социология образования
План:

  1. Социология образования как отраслевая социология.

  2. Проблемы и тенденции развития социологии образования в современном обществе.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Назовите и охарактеризуйте новые области социологического анализа современного образования.
Задания для самостоятельной работы

1. Обоснуйте правомерность существования в социологии различных подходов к анализу образования как социальной системы. Проанализировать область рассматриваемых социологией проблем в обозначенных подходах.

2. Сделайте подборку статей из периодических научных изданий по проблемам развития образования.

Литература

Основная:

1. Батурин В. К.Социология образования : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа" ] / В. К. Батурин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 189, [2] с.


Дополнительная:

    1. Доблаев В.Л. Теоретические и институциональные проблемы организационной науки/ В.Л. Доблаев // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 43-53.

    2. Зборовский Г. Е.   Социология образования : учеб. пособие для студ. социолог. и пед. спец. / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М. : Гардарики, 2005. - 383 с.

    3. Иванова В.А. Институциональные функции образования: устаревшая или перспективная проблема? / В.А. Иванова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 104-118.


Тема 6. Социология социальной сферы

План


1. Традиционные области анализа социологии социальной сферы

2. Актуальные проблемы социологического изучения социальной сферы

3. Социальная сфера в контексте анализа проблем региона.
Вопросы для коллективного обсуждения

1. С какими проблемами теоретико-методологического плана сталкивается исследователь социальной сферы?

2. Назовите наиболее интересные эмпирические исследования проблем социальной сферы.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте область социальной работы как объект социологического анализа.
Литература

Основная


  1. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: учеб.пос. для студ. вузов, обуч. по спец.040201.- 2 изд., перераб. и доп.-М.:Акад. Проект, 2003.

  2. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: учеб. пос. для вузов.-М.:Акад.проект,2003.

Дополнительная

  1. Борисова Ю.Б. Социальная политика в обществе неравных возможностей / Ю.Б. Борисова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 2. С. 207-211.

  2. Неберушкина Э.К Доступность городской среды для инвалидов / Э.К. Неберушкина // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 58-64.

  3. Возьмитель А.А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа / А.А. Возьмитель, Г.И. Осадчая // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 58-65.

  4. Павленок П.Д. Социологический аспект социальной работы / П.Д. Павленок // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 126-130.


Тема 7. Социология пространства и города

План


1. Социология города: проблемы и перспективы развития

2. Актуальные направления исследований города


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Охарактеризуйте современное состояние социологии пространства и города.

2. Какие новые направления изучения города вы знаете?

3. В чём заключается необходимость синтеза знаний о городе, какие теоретические задачи существуют в этом плане и как они могут быть решены?

4. В чём заключаются недостатки традиционных (несоциологических) теорий возникновения и сущности города и как их можно преодолеть средствами социологии?
Задания для самостоятельной работы

1. Проведите анализ статей научной периодике и определите наиболее распространенные области изучения города в социологии.


Литература

Основная


1.Зеленов Л.А. Социология города: Учебник для вузов Л.А. Зеленов. – М., 2000.

Дополнительная



  1. Зборовский Г.Е. Социология в регионах: проблемы и перспективы / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 43-47.

  2. Киселева А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе / А.М. Калачев // Социологические исследования. 2008. № 10. С.73-80.

  3. Мокроусова А.К. Образы города как ресурс анализа социального пространства / А.К. Мокроусова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 3. С. 173-181.

  4. Наберушкина Э.К. Город для всех: социологический анализ доступности городского пространства для инвалидов /Э.К. Наберушкина // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 119-139.

  5. Яковлева С.И. Инфраструктурные параметры организации социального пространства города / С.И. Яковлева // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 130-133.


13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

Основная литература

  1. Батурин В. К.Социология образования : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Социальная работа" ] / В. К. Батурин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 189, [2] с.

  2. Добреньков В. И.   Методы социологического исследования : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М,2006, 2008. - 768 с.

  3. Зеленов Л.А. Социология города: Учебник для вузов Л.А. Зеленов. – М., 2000.

  4. История теоретической социологии. Социология второй половины ХХ – начала ХХI века: Учебное пособие для вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. – 526 с.

Дополнительная литература



  1. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: учеб. пос. для вузов.-М.:Акад.проект,2003.

  2. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: учеб.пос. для студ. вузов, обуч. по спец.040201.- 2 изд., перераб. и доп.-М.:Акад. Проект, 2003.

  3. Романов П. В.   Социология менеджмента и организаций : учеб. пособие для вузов / П. В. Романов. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 288 с.

  4. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И.Ф Девятко. – М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996.

  5. Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии / С.А.Кравченко // Социологические исследования. 2012. № 5. С. 19-28. Неклассическая социология в современной России: накопление методологического потенциала и технологических возможностей / Под.ред С.И.Григорьева. М.-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2003.

  6. Кравченко С.А. Социология в движении к взаимодействию теоретико-методологических подходов / С.А. Кравченко // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 11-18.

  7. Култыгин В.П. Теоретическая социология за рубежом накануне конгресса / В.П. Култыгин // Социс. 2005. № 9.

  8. Немировский В.Г. Современная теоретическая социология. Курс лекций / В.Г. Немировский. – Красноярск: КрасГУ, 2002.

  9. Перспективные направления развития теоретической социологии в России рубежа ХХ-ХХI веков / Под ред.В.А.Мансурова, С.И.Григорьева. – Москва-Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО. 2003. – 456 с.

  10. Проблемы теоретической социологии. Вып. 7 (8): Межвуз. сб. / Отв. Ред А.О.Бороноев. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2009 (2011).

  11. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии / Н.В. Романовский // Социс, 2007. № 1. С. 22-31.

  12. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии / Н.В. Романовский // Социс. 2005. № 3. С. 3—12;

  13. Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса / М.Н. Руткевич // Социс. 1991. №7.

  14. Титаренко Л.Г. Современная теоретическая социология. Размышления после конгресса /Л.Г. Титаренко // Социс. 2009. № 1. С.16-24.

  15. Круглый стол «Проблемы обеспечения качества и перспективы стандартизации в социологических исследованиях» был проведен 18 декабря 2009 г. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 1. С. 178-195.

  16. Судьбы и перспективы эмпирической социологии // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 3-21.

  17. Таршис Е.Я. Перспективы развития метода контент-анализа / Е.Я. Таршис // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2002. № 15. С. 71-92.

  18. Толстова Ю.Н. О необходимости расширения понятия социологического измерения / Ю.Н. Толстова, Н.Д. Воронина // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 67-76.

  19. Харченко К.В. Материальная сторона жизни в зеркале субъективных смыслов: опыт контент-анализа / К.В. Харченко // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2009. № 28. С. 129-147.

  20. Вакан Лоик. Социология образования П. Бурдье / Лоик Вакан // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 93-101.

  21. Грунт Е.В. Проблемы отраслевых социологии глазами уральских исследователей / Е.В. Грунт // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 140-142.

  22. Зборовский Г. Е.   Прикладная социология : учеб. пособие для студ. гуманит. спец. вузов / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М. : Гардарики, 2004. - 176 с.

  23. Никитина Т.В. Теоретическая и эмпирическая интерпретация и операционализация понятия “валидность”/ Т.В. Никитина // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. No. 2. P. 113-129.

  24. Осипов А.М. Социология образования в России: проблемы и перспективы / А.М.Осипов, В.В. Тумалев // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 120-126.

  25. Погребная В. Современное состояние и проблемы развития социологии как предпосылка создания ее новых отраслевых направлений / В. Подгребная // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. № 1. P. 161-172.

  26. Радов А. Ментальное и "объективное" пространство современных российских социологических эмпирических исследований / А. Радов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 2. С. 50-54.

  27. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии / Н.В. Романовский // Социс. 2005. № 3. С. 3—12.

  28. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи / О.Н. Яницкий // Мир России. 2003. Т. 12. № 1. С. 3-35.

  29. Карпов, А. В. Организационная культура в теории и практике отечественного менеджмента [Текст] / А. В. Карпов // Журнал практического психолога. – 2007. - № 4. – С. 28- 36.

  30. Барков, С. А. Социология организаций [Текст] : учеб. пособие / С. А. Барков. – М. : Изд-во МГУ, 2004. – 288с.

  31. Зборовский, Г. Е. Социология управления [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Е. Зборовский . – М. : Гардарики, 2004. – 272с.

  32. Доблаев В.Л. Теоретические и институциональные проблемы организационной науки/ В.Л. Доблаев // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 43-53.

  33. Зборовский Г. Е.   Социология образования : учеб. пособие для студ. социолог. и пед. спец. / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М. : Гардарики, 2005. - 383 с.

  34. Иванова В.А. Институциональные функции образования: устаревшая или перспективная проблема? / В.А. Иванова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 104-118.

  35. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: учеб.пос. для студ. вузов, обуч. по спец.040201.- 2 изд., перераб. и доп.-М.:Акад. Проект, 2003.

  36. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: учеб. пос. для вузов.-М.:Акад.проект,2003.

  37. Дополнительная

  38. Борисова Ю.Б. Социальная политика в обществе неравных возможностей / Ю.Б. Борисова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 2. С. 207-211.

  39. Неберушкина Э.К Доступность городской среды для инвалидов / Э.К. Неберушкина // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 58-64.

  40. Возьмитель А.А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа / А.А. Возьмитель, Г.И. Осадчая // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 58-65.

  41. Павленок П.Д. Социологический аспект социальной работы / П.Д. Павленок // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 126-130.

  42. Зборовский Г.Е. Социология в регионах: проблемы и перспективы / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 43-47.

  43. Киселева А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе / А.М. Калачев // Социологические исследования. 2008. № 10. С.73-80.

  44. Мокроусова А.К. Образы города как ресурс анализа социального пространства / А.К. Мокроусова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15. № 3. С. 173-181.

  45. Наберушкина Э.К. Город для всех: социологический анализ доступности городского пространства для инвалидов /Э.К. Наберушкина // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 119-139.

  46. Яковлева С.И. Инфраструктурные параметры организации социального пространства города / С.И. Яковлева // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 130-133.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)




  1. http://www.fipi.ru

  2. http://www.1september.ru

  3. http://www.standart.edu.ru

  4. http://bio.rusolymp.ru

  5. http://results

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы




  1. http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека онлайн

  2. http://www.book.ru

  3. Научная библиотека eLibrary.ru

  4. http://ihtik.lib.ru – Электронная библиотека Ихтика (г. Уфа) – содержит архивированные текстовые файлы (монографии, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций).

  5. http://encycl.yandex.ru - Большая советская энциклопедия

  6. www.glossary.ru – Словари


14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для преподавания дисциплины в качестве технических средств используются:

- при подаче лекционного материала и при организации практической работы: комплект мультимедийного оборудования, включающий ноутбук, мультимедиа проектор и экран;

- при тестированиях: компьютерный класс.


15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:
Примерные зачетные тестовые задания
Выделенные ДЕ и количество заданий в каждой ДЕ

ДЕ-1 Актуальные проблемы современной теоретической социологии

6

ДЕ-2 Проблемы эмпирической социологии

6

ДЕ-3 Отраслевая социология: состояние и проблемы развития

8

Итого:

20


Вариант 1.
ДЕ-1 Актуальные проблемы современной теоретической социологии

1. Одна из задач современной теоретической социологии:

а) разработка современных теорий глобализации;

б) переосмысление социологической классики;

в) разработка теоретико-методологических подходов к изучению процессов и явлений, порожденных современными преобразованиями и имеющих качественно иную природу;

г) описание и анализ изменений в жизни общества.


2. Требуют теоретической интерпретации те негативные социальные явления, сущность и проявление которых существенно изменились. Это явления:

а) аномии;

б) люмпенизация;

в) маргинальности;

г) поляризации.
3. Одна из наиболее актуальных проблем в современной методологии социальных наук, - это проблема:

а) системности;

б) теоретической интерпретации понятий;

в) разработки инструмента эмпирического исследования;

г) междисциплинарности.
4. Методологическая установка на то, что всякое событие, явление, процесс необходимо анализировать в рамках культурно-исторической среды, породившей это явление или процесс, получила название:

а) глобальности;

б) системности;

в) контекстуальности;

г) междисциплинарности.
5. Социальная значимость теоретического анализа социальных явлений и процессов современного общества выражается в:

а) повышение эффективности деятельности специалистов в конкретных сферах общественной жизни;

б) теоретической подготовке специалистов-социологов для конкретной сферы общества;

в) выработке предложений и рекомендаций по рациональному использованию социальных резервов и пониманию назревающих тенденций развития общества;

г) разработке новых учебных курсов и программ профессионального обучения.
6. Одна из существенных проблем организации международных социологических исследований связана с:

а) различным уровнем владения исследователями языком общения;

б) финансированием исследований;

в) культурными различиями стран;

г) различиями в уровне научных возможностей.
ДЕ-2 Проблемы эмпирической социологии

1. Какие из указанных проблем наиболее актуальны для современной российской эмпирической социологии:

а) сопоставимость результатов исследований;

б) разведение объекта и предмета исследования;

в) разработка инструментария;

г) формулировка выводов и рекомендаций.


2. К числу актуальных фундаментальных проблем эмпирической социологии относят проблему:

а) соответствия уровня квалификации отечественных социологов уровню развития эмпирической социологии;

б) отсутствия теории респондента;

в) измерения социальных явлений;

г) отсутствие теории индексов.
3. Одна из актуальных научно-практических задач, связанных с развитием эмпирических исследований в стране - это:

а) уточнение понятийного аппарата эмпирических исследований;

б) оценка вклада эмпирической социологии в научное социологическое знание;

в) определение места эмпирической социологии в структуре социологического знания;

г) упорядочение накопленного опыта эмпирических исследований.
4. К практическим причинам усиления роли эмпирических исследований в современном социологическом знании отечественные исследователи проблемы относят:

а) появление многочисленных исследовательских центров;

б) рост числа выпускников социологических факультетов;

в) появление новых методов эмпирических исследований;

г) потребность обсчетов различных рисков в процессе реализации социальных и экономических проектов.
5. В использовании методов для отечественных социологов-«эмпириков» в начале ХХI века характерным является:

а) рост внимания к количественным методам;

б) отказ от качественных методов в пользу количественных;

в) рост внимания к качественным методам;

г) отказ от количественных методов в пользу качественных.
6. К проблемам, возникающим в процессе использования отечественными социологами новых методов эмпирических исследований, относят:

а) интерес к качественным методам не сопровождается повышением квалификации аналитиков;

б) оторванность избранных методов эмпирических исследований от фундаментальных теоретических разработок;

в) трудности в использовании языка математики;

г) выбор методов не соотнесен с задачами исследования.
ДЕ-3 Отраслевая социология: состояние и проблемы развития

1. В сфере экономики актуальным для социологии является социологическая интерпретация феномена:

а) бедности;

б) трудовых отношений;

в) отчуждения;

г) собственности.


2. В сфере политики актуальным для социологии является социологическая интерпретация феномена:

а) власти;

б) оппозиции;

в) выборов;

г) подчинения.
3. В социальной сфере актуальным для теоретической социологии является анализ:

а) деятельности социальных институтов;

б) эффективности деятельности организаций;

в) черт новых социальных групп;

г) факторов социальной мобильности.
4. Для духовной сферы актуальным становится теоретическая интерпретация:

а) роли религии в обществе;

б) средств массовой коммуникации;

в) структуры профессионального образования;

г) новых субкультур.
5. Функционированию и образу жизни диаспор ряда народов, функционированию национальных культур, посвящены работы социолога:

а) В.И. Ядова;

б) Н.Е. Покровского;

в) Л.Г.Титаренко;

г) Ю.В.Арутюняна.
6. Теоретико-эмпирический анализ проблем инвалидов активно представлен в работах:

а) Л.Г.Титаренко;

б) С.Г.Кирдиной;

в) Е.Р.Ярской-Смирновой;

г) О.Н.Яницкого.
7. Исследованию проблем социальной девиации, факторам и формам проявления посвящены работы:

а) В.Г.Немировского;

б) Я.И.Гилинского;

в) Е.Н.Тихоновой;

г) Г.И.Осадчей.
8. Изучением социальной структуры общества, новых слоев, причин экономической и социальной дифференциации в современной отечественной социологии среди отечественных социологов занимается:

а) Л.Г.Титаренко;

б) В.И.Ядов;

в) Ж.Т.Тощенко;

г) Е.Н.Тихонова.

Вариант 2
ДЕ-1 Актуальные проблемы современной теоретической социологии

1. Одна из задач современной теоретической социологии:

а) развитие теорий наднационального уровня;

б) ориентация на разработку теорий, позволяющих исследовать локальные процессы и явления;

в) разработка теорий, способных описать новые процессы и идеи в общественном сознании и социальной практике;

г) критика социологической классики.


2. Требуют теоретической интерпретации те негативные социальные явления, сущность и проявление которых существенно изменились. Это явления:

а) расслоение;

б) делинквентность;

в) фрустрация;

г) девиация.
3. Одна из наиболее актуальных проблем в современной методологии социальных наук, - это проблема:

а) контекстуальности;

б) системности;

в) понятийного аппарата;

г) глобальности.
4. Методологическая установка на сближение в предмете и методах социологии с другими социальными и естественными науками, получила название:

а) глобальности;

б) системности;

в) контекстуальности;

г) междисциплинарности.

5. Научная значимость теоретической интерпретации актуальных проблем современного общества позволит социологам:

а) разработать программу конкретного эмпирического исследования;

б) изучить теоретико-методологические основы новых форм и видов общественного сознания и социальной практики;

в) разработать новую систему научных понятий и категорий;

г) создать интегративную теорию, объединяющую структурный и субъективный уровни анализа социальной реальности.


6. Развитие международных социологических исследований актуализировало проблему разработки международной исследовательской ориентации на:

а) выработку единого инструментария исследования;

б) единого понимания базовых научных категорий;

в) сравнение результатов изучения одного и того же явления или процесса в нескольких странах;

г) единую структуру отчетной документации.
ДЕ-2 Проблемы прикладной социологии

1. Какая методологическая задача стоит перед отечественной эмпирической социологией с целью повышения объективности получаемых в ходе исследования результатов?

а) информационная доступность для социологов результатов исследований, проводимых в различных регионах страны;

б) организация тематических семинаров и т.п. для обсуждения возникающих проблем;

в) создание типовых методик для сравнения получаемых в различных регионах страны результатов;

г) контроль за разработкой программы и проведением эмпирических исследований со стороны научных сообществ.


2. К числу актуальных фундаментальных проблем эмпирической социологии относят проблему:

а) стандартизации эмпирического языка;

б) объективности результатов, собранных с использованием Интернета;

в) подмена теоретических исследований результатами эмпирических исследований;

г) снижение методического уровня эмпирической социологии.
3. Одна из актуальных практических задач, связанных с развитием эмпирических исследований в стране - это:

а) разработка истории эмпирической социологии;

б) исследование перспективы рынка эмпирической социологии;

в) сопоставление места и роли эмпирических исследований в западной и отечественной социологии;

г) объединение усилий социологов различных методологических парадигм.
4. К практическим причинам усиления роли эмпирических исследований в современном социологическом знании отечественные исследователи проблемы относят:

а) потребность измерять размеры и последствия социальных преобразований;

б) возросшие масштабы проводимых исследований;

в) потребность в доказательной базе теоретических разработок;

г) простота получения информации.

5. В использовании методов для отечественных социологов-«эмпириков» в начале ХХI века характерным является:

а) рост внимания к качественным методам;

б) отказ от количественных методов в пользу качественных;

в) рост внимания к количественным методам;

г) отказ от качественных методов в пользу количественных.


6. К проблемам, возникающим в процессе использования отечественными социологами новых методов эмпирических исследований, относят:

а) выбор методов не соотнесен с задачами исследования;

б) трудности в использовании языка математики;

в) оторванность избранных методов эмпирических исследований от фундаментальных теоретических разработок;

г) интерес к качественным методам не сопровождается повышением квалификации аналитиков.
ДЕ-3 Отраслевая социология: состояние и проблемы развития

1. В сфере экономики актуальным для социологии является социологическая интерпретация:

а) накопления капитала;

б) безработицы

в) рейдерства;

г) забастовочного движения


2. В сфере политики актуальным для социологии является социологическая интерпретация феномена:

а) однопартийности;

б) государства;

в) политических движений;

г) пиар-деятельности.
3. В социальной сфере одним из актуальных направлений развития теоретической социологии является социологическое осмысление:

а) новых форм семьи;

б) социальной структуры организации;

в) роли личности в современном обществе;

г) факторов институционализации
4. Для духовной сферы актуальным становится теоретическая интерпретация:

а) форм обрядовой религиозной деятельности;

б) изменений в образовании;

в) сущности массовой культуры;

г) функций культуры.
5. Исследованию новых явлений и процессов, происходящих в сельской глубинке, посвящены работы:

а) Н.Е.Покровского;

б) Г.Е.Зборовского;

в) Я.И.Гилинского;

г) С.Г.Кирдиной.
6. Разработка методологических подходов к анализу новых процессов и явлений в сфере образования отражена в работах:

а) Г.И.Осадчей;

б) С.И.Григорьева;

в) Г.Е.Зборовского;

г) В.В.Радаева.

7. Теоретико-методологическая разработка проблем социальной сферы общества, образа жизни осуществляются:

а) А.В.Тихоновым;

б) С.И.Григорьевым;

в) А.А.Давыдовым;

г) Г.И.Осадчей.


8. Идеи о жизненных силах общества, их потенциале, в том числе и в современных условиях, развивает:

а) СИ. Григорьев;

б) С.Г.Кирдина;

в) Ж.Т.Тощенко;

г) В.В.Радаев.
Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«неудовлетворительно» – 60% и менее (12 и менее баллов)

«удовлетворительно» – 61-80% (13 - 16 баллов)

«хорошо» – 81-90% (17-18 баллов)

«отлично» – 91-100% (19-20 баллов)





Примерный перечень вопросов к экзамену

(темы для собеседования)


  1. Актуальные направления исследований города

  2. Актуальные направления исследования в различных отраслях социологического знания: политической, экономической и культурной.

  3. Актуальные направления теоретико-методологического анализа состояния и проблем современного российского общества.

  4. Актуальные направления эмпирического анализа современного российского общества.

  5. Актуальные проблемы социологического изучения социальной сферы

  6. Актуальные темы социологического анализа организаций.

  7. Перспективы эмпирической социологии в современном мире.

  8. Проблемы и тенденции развития социологии образования в современном обществе.

  9. Проблемы методологии, методов эмпирических социологических исследований.

  10. Проблемы развития теоретической социологии.

  11. Проблемы теории, методологии и эмпирического анализа проблем отраслевой социологии.

  12. Современное теоретическое социологическое знание.

  13. Социальная сфера в контексте анализа проблем региона.

  14. Социология города: проблемы и перспективы развития

  15. Социология образования как отраслевая социология.

  16. Социология организаций как отрасль социологического знания.

  17. Традиционные области анализа социологии социальной сферы

  18. Трудности определения предметной специфики и социологической проблематики.

Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) находится на кафедре.


16. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (если необходимо указать)

Изучение студентами дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя, согласно расписания занятий, а также самостоятельное освоение дополнительного материала при подготовке к практическим занятиям и экзамену.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- проработку учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе;

- подготовку докладов, сообщений по заданию руководителя семинарских занятий;

- подготовку к экзамену.

При освоении курса студент должен изучить данный учебно-методический комплекс, внимательно ознакомиться с его разделами, обратить внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу.

Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ознакомить студентов с основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими основами. Тем самым определяются содержание и характер всей дальнейшей работы студента.

Работа с конспектом лекции предполагает освоение лекционного курса, анализ лекционного материала, внесение дополнений и разъяснений там, где это необходимо. Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой, выработать у студентов самостоятельный подход к оценке общественных явлений и в целом дисциплины.

Написание реферата и подготовка домашнего индивидуального задания должны строиться по такой же схеме, как и подготовка к семинару.

Главными принципами организации самостоятельной работы, ввиду большого объема материала, отведенного на самостоятельное обучение, является регулярность и систематичность.

Уровень и результаты самостоятельной работы студентов проверяются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на экзамене.

В период учебного семестра со студентами проводятся индивидуальные и коллективные консультации по данной дисциплине. Форма проведения экзамена определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

При изучении курса «Актуальные проблемы современной социологии» обязательным является подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий по семинарским занятиям. По желанию студенты могут подготовить рефераты, дополнительные доклады, сообщения.

Формы и виды контроля знаний:



  1. Текущий контроль:

  • опрос на семинарских занятиях;

  • проверка выполнения контрольных заданий, конспектов;

  • рубежный контроль.

  1. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

  • экзамен проводится в устной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

  1. Контроль остаточных знаний студента (тесты).

Конспекты можно делать текстуальные, когда запись ведется в соответствии с расположением материала в книге, когда положения группируются по темам. Этот вид конспекта наиболее сложен и требует углубленной работы.

Конспект должен быть лаконичным, с точными формулировками и выделением основных положений данной работы. Записывать надо четко и наглядно. Поля конспекта лучше не заполнять текстом, - они нужны для пометок. На них против отдельных абзацев указывается, о чем идет речь, выражается личное отношение к позиции автора, дается оценка. В случае длительной работы над темой сюда заносится дополнительный материал. После окончания конспектирования следует прочитать конспект, выделив наиболее существенные положения.

Кроме конспектирования в подготовительной работе с литературой рекомендуется использовать еще два метода: подчеркивание (отчеркивание) и выписки. Подчеркивание отдельных слов или фраз в тексте, отчеркивание или пометки на полях книги (журнала) применяются, чтобы отметить ту или иную мысль автора, удачное выражение, любопытную цифру и др.

Естественно, делать это можно в собственных книгах (журналах) и ксерокопиях. В других случаях делаются выписки. Выписки, в отличие от конспектирования или тезисов, не претендуют на полное отражение содержания источника. Они носят справочный характер, но позволяют при сравнительно небольшой затрате времени накапливать значительный объем сведений. Выписки можно сделать дословно (цитаты) или излагать мысль автора своими словами.



В данном учебно-методическом комплексе приведён примерный вариант вопросов для самостоятельного изучения темы курса, и вопросов к экзамену. Преподаватель может вносить в него уточнения (окончательный список вопросов к экзамену утверждается на заседании кафедры).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница