Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании



страница1/11
Дата27.04.2016
Размер1.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

М2.Б.2 Культурно-исторический и деятельностный подход

в психологии и образовании
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)


050400.68 Психолого-педагогическое образование,

магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании кафедры

психологии

психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич
2012

1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины М2.Б2. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании

2. Автор программы: Оконешникова О. В. к.пс.н., доцент

4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» являются: развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения методологического знания в области культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии образования, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса.

Задачи курса:

1. Ознакомить студентов с историей становления и развития культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии.

2. Ознакомить студентов с методологией культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии образования.

3. Определить взаимодействие исторической психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени (возрастной и педагогической психологией, психологией личности, патопсихологией, психолингвистикой, социальной психологией).

4. Показать основные закономерности сравнительной, возрастной, педагогической психологии и патопсихологии в контексте исторического и деятельностного подходов.

5. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина является дисциплиной базовой части профессионального цикла и читается на первом году магистерского обучения в осеннем семестре.

Изучение данной дисциплины тесно связано со следующими как предшествующими дисциплинами: «Организация деятельности психолого-педагогического направления»; «Социальная психология образования»; «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»; «Социально-психологическое обучение участников образовательного процесса».

Дисциплина также тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-исследовательской и производственной практикой, научно-исследовательской работой в семестре и подготовкой магистерской диссертации. В основе отбора содержания и выбора логики построения курса лежат следующие принципы: научности, культуросообразности, взаимосвязи между отдельными дисциплинами, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, воспитывающего характера обучения, доступности обучения (соответствия возрастным возможностям обучающихся). Отбор методов преподавания согласован с принципами сознательности и активности обучаемых, принципом сочетания различных методов обучения (проблемных, поисковых, творческих), принципом прочности, осознанности и действенности результатов образования.



6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (квалификация (степень) «МАГИСТР»), обучающийся по курсу «Психология организационно-управленческой деятельности» должен обладать следующими компетенциями:



общекультурными компетенциями (ОК)

способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);



общепрофессиональными компетенциями (ОПК)

способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития (ОПК-1);

уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);



в психолого-педагогическом сопровождении дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);

в области педагогической деятельности (ПКОД):

способностью проводить анализ и обобщение образовательной деятельности учреждения (ПКОД-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:


  • историю становления культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии;

  • основные направления реализации деятельностного подхода в современной психологии и в условиях современного образования;

  • возможности и ограничения культурно-исторического и деятельностного подхода в решении актуальных задач системы образования;

  • основные положения историко-психологических теорий и концепций

Уметь:

  • выделять проблемы образования, для решения которых релевантны методологии культурно-исторического и деятельностного подхода;

  • выделять зоны актуального и ближайшего развития, а также зоны напряженности в формировании личности учащихся в рамках методологии культурно-исторического и деятельностного подхода;

  • подбирать методики диагностики развития и обучения учащихся с учетом методологических оснований культурно-исторического и деятельностного подхода.

Владеть:

  • методологией культурно-исторического и деятельностного подхода;

  • понятийным аппаратом и методологией теоретических и прикладных исследований в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода.


10. Темы для самостоятельного изучения – 86 час.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

Работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Тема 1: Исторический очерк становления культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



6

- защита рефератов

- дискуссия





2

Тема 2: Методология культурно-исторического и деятельностного подходов.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



4

- защита рефератов

- дискуссия





3

Тема 3:

Методы и технологии исследовательской и диагностической и деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



5

- защита рефератов

- дискуссия





4

Тема 4: Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



4

- защита рефератов

- дискуссия





5

Тема 5: Историческая психология.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



4

- защита рефератов

- дискуссия





6

Тема 6. Деятельностно-ориентированные теории

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



6

- защита рефератов

- дискуссия





7

Тема 7. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



7

- защита рефератов

- дискуссия





8

Тема 8. Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



6

- защита рефератов

- дискуссия








Тема 9. Пато- и нейропсихологические исследования роли деятельности в развитии и коррекции распада психической деятельности.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом


4

- защита рефератов

- дискуссия








Тема 10:

Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.



- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- работа с текстом



4

- защита рефератов

- дискуссия






11. Образовательные технологии

Выполнение индивидуальных творческих заданий; Подготовка групповых проектов и их защита; Конференции по теме курса (интерактивная форма).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Интерактивные формы занятий:

№ раздела (темы)

Формы

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Групповая дискуссия по теме

Тема 1: Исторический очерк становления культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

Подготовка групповых проектов и их защита (интерактивная форма)

Тема 2: Методология культурно-исторического и деятельностного подходов.

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

Тема 3:

Методы и технологии исследовательской и диагностической и деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах.

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

Тема 4: Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма).



Тема 5: Историческая психология.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма)



Тема 6. Деятельностно-ориентированные теории

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма)



Тема 7. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма).



Тема 8. Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности.

Групповая дискуссия по теме


Тема 9. Пато- и нейропсихологические исследования роли деятельности в развитии и коррекции распада психической деятельности.

Конференция по теме курса (интерактивная форма).

Тема 10:

Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.



Конференция по теме курса (интерактивная форма).


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Тематика семинарских и практических занятий
Тема 1. История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Параллелограмм развития высших психических функций
Вопросы для обсуждения:


  1. «Параллелограмм развития» А. Н. Леонтьева как квинтэссенция культурно-исторического подхода.

  2. Психологические школы о проблемах исторической психологии

  3. Принцип историзма в отечественной психологии.

  4. Понятие высших психических функций. Учение Л.С.Выготского о развитии высших психических функций.

  5. Культурно-историческая теория Л. Выготского и А.Лурия.

  6. Филогенетическое и онтогенетическое направление в культурно-исторической психологии.

  7. Теория Выготского о зонах актуального и ближайшего развития.

  8. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для возрастной психологии. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

  9. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека.

  10. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для педагогической психологии психологии. Интеллектуальные и коммуникативные модели обучения.

  11. Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

  12. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

  13. Теория планомерного развития умственных действий П. Я. Гальперина. Учение А. Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.

Литература:



Основная

  1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М: Педагогика, 1984. Т. 3. С. 6-58, 302-313.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.

  3. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. С.5-90.

  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - Об историческом подходе в изучении психики человека (С. 350-409); Развитие высших форм запоминания (С. 436-480).

  5. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания. / А. Н. Леонтьев Избр. психол. произведения. – В 2-х тт. – Т.1. – С. 31-64.

  6. Мещеряков Б. Г. Анализ концепции Л. С. Выготского // Вопросы психологии. – 1999. - № 4. – С. 3-15.

  7. Мещеряков Б. Г., Моисеенко Е. В., Конторина В. К. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения // Психол. журн. Международного института [электр. ресурс].

  8. Мясоед П. А. «Параллелограмм» А. Н. Леонтьева, «генетический закон» Л. С. Выготского и традиция научной школы // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С. 105-117.

  9. Мясоед П. А. История, логика и психология «параллелограмма Леонтьева» // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 113-125.


Дополнительная

  1. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.

  2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М. : Ин-т практич. Психологии, 1996.

  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 1995.

  4. Вагнер В.А. Сравнительная психология. М.; Воронеж: МОДЭК, 1998.

  5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив.

  6. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.

  7. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. - 1966. - № 4.

  8. Гальперин Л.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

  9. Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С.И. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.

  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

  12. Давыдов В.Б. Учение А. Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

  13. Давыдов В.В., Зинченко ЕЛ. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. - 1980. - №12.

  14. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / Под ред. В.В.Давыдова, ДАЛеонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

  15. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики; Развитие восприятия и деятельность; К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды. - М: Педагогика, 1986. Т. 1.

  16. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  17. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М. : Тривола, 1994.

  18. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.

  19. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 1999. Ч. I.

  20. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  21. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

  22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - Об историческом подходе в изучении психики человека (С. 350-409); Развитие высших форм запоминания (С. 436-480); Психологические основы дошкольной игры (С. 481-508).

Задание:


1) подготовиться к ответам на вопросы;

2) оформить представления о параллелограмме развития в виде реферата.



Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.


Методические рекомендации по изучению темы:

Внимательно изучить теоретический материал. Что такое «параллелограмм развития» и почему по результатам исследований он не всегда выглядит как параллелограмм? Дать определение понятия.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница