Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 2 Педагогика образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата



Дата30.04.2016
Размер185 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.2 Педагогика

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.01 - «Педагогическое образование»

профиль «Дошкольное образование»
заочная форма обучения



Составитель(и): Ермолаева Н.Ю., к.п.н.,

доцент кафедры педагогики






Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических занятий.
Раздел: Введение в педагогическую деятельность

Практические занятия № 1-2. Общая характеристика педагогической профессии.

  1. Педагогическая профессия, её особенности, по сравнению с другими профессиями.

  2. Профессионально важные качества личности педагога. Педагогическая профессиограмма.

  3. Профессиональная педагогическая компетентность.

  4. Перспективы развития профессионально-педагогической профессии.

Задание для самостоятельной работы

Заведите отдельную тонкую тетрадь («глоссарий»). Запишите в словарь определения следующих понятий: гуманизм, гуманистический идеал человека, инварианты педагогические, система образования, система педагогическая, традиции базисные педагогические, умения педагогические, педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая направленность, компетентность общекультурная, компетентность учителя профессиональная, компетенция социальная



Практические занятия № 2-3.Требования к деятельности и личности педагога

1.  Особенности профессионально-педагогической деятельности.

2. Преподавание как вид профессионально-педагогической деятельности.

3. Воспитательная работа как вид профессионально-педагогической деятельности.

4.Профессиональная направленность личности педагога. 

6. Педагогические способности.

7. Владение методологией научно-педагогического исследования

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите эссе (2,5 листа) на одну из тем в тетрадях к занятию:

- Почему я выбрал(а) профессию педагога.

- Портрет преподавателя.

- Как я готовил(а) себя к выбору профессии.

- Я и профессия педагога.

- Мой идеал преподавателя.

- Педагог будущего.

2. Подумайте над вопросами:

-Как Вы оцениваете роль педагога в современном обществе?

-Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии педагога (если да, то обоснуйте свой ответ).

-Докажите, что продуктивность, качество труда и личность педагога во многом зависят от отношения к нему общества.

-Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе, преподавателе и особенностях его труда.

-Что такое полифункциональность труда педагога? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?

-В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и педагога?

Практическое занятие № 4. Педагогическое общение


  1. Понятие о педагогическом общении.

  2. Функции педагогического общения.

  3. Структура (этапы) педагогического общения.

  4. Стили педагогического общения.

Задание для самостоятельной работы

Выпишите из работы Лобанова А.А. положения, которые раскрывают функции и средства педагогического общения: Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2002. – с.40-45, 47-51.



Практическое занятие № 5. Профессиональное становление педагога, пути овладения профессией

1. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза.

2. Адаптация начинающего педагога в образовательном учреждении, в педагогическом коллективе.

3. Послевузовское образование и повышение квалификации.

4. Самообразование педагога.

5. Традиции и новаторство в образовательном процессе.

6. Освоение новых педагогических идей. Источники педагогических идей.

Задание для самостоятельной работы

Подготовьте презентацию «Моя образовательная траектория».


Раздел: Общие основы педагогики

Практическое занятие № 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

1. Педагогика как наука. Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

2. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

3. Связь педагогики с другими науками.

4. Структура педагогической науки.

5. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.



Задание для самостоятельной работы

Выпишите в глоссарий основные категории педагогики.



Практическое занятие № 2-3. Методология педагогики, методы и логика педагогического исследования

  1. Понятие и уровни методологии педагогики.

  • Философский уровень.

  • Общенаучный уровень.

  • Конкретно-научный уровень.

  • Технологический уровень.

  1. Философские основания педагогики (прагматизм, неопозитивизм, неотомизм, экзистенциализм, бихевиоризм, материализм и др.).

  2. Методологические принципы педагогики: аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, личностный, полисубъектный, системный, этнопедагогический и др.

  3. Антропология как методологическая основа педагогики.

  4. Цель и задачи педагогической деятельности (понятие; факторы, влияющие на формулировку цели; виды педагогических задач).

  5. Методы педагогического исследования. Валидность методов исследования.

  6. Логика педагогического исследования.

Задания для самостоятельной работы:

Запишите в глоссарий определения следующих понятий: апробация, верификация, гипотеза, задачи педагогического исследования, методика педагогического исследования, объект педагогического исследования, предмет педагогического исследования, проблема педагогического исследования, цель педагогического исследования, педагогическое исследование, методология, парадигма, критерии качества педагогического исследования, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, методы педагогического исследования, методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы, наблюдение, эксперимент



Практическое занятие № 4-5. Целостный педагогический процесс

1. Образование как ценность, процесс и результат.

2. Сущность педагогического процесса.

3. Базовые теории педагогического процесса.

4. Целостность педагогического процесса.

5. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса.

6. Возрастосообразность педагогического процесса.

7. Компетентностный подход к построению педагогического процесса.


Раздел: Теория обучения

Практическое занятие № 1. Методологические основы теории обучения. Закономерности, принципы и правила обучения

  1. Законы и закономерности обучения.

  2. Внешние и внутренние закономерности.

  3. Принципы и правила обучения.

Задание для самостоятельной работы:

Запишите в словарь определения следующих понятий: закон, закономерность, принцип, правила обучения.



Практическое занятие № 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

  1. Принципы государственной политики в области образования.

  2. Понятие «содержание образования».

  3. Федеральные государственные образовательные стандарты.

  4. Учебный план и учебные программы. Понятие рабочей программы.

  5. Требования к учебнику. Электронный учебник.

Задание для самостоятельной работы

Выписать принципы государственной политики в области образования.



Практическое занятие № 3.Учебная дискуссия на тему: Стандарты образования: за и против.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовиться к дискуссии.



Практическое занятие № 4. Формы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения

    1. Понятие формы, формы обучения, формы организации обучения.

    2. Виды форм обучения: индивидуальные коллективно-групповые, индивидуально-коллективные.

    3. Характеристика классно-урочной формы обучения.

Задание для самостоятельной работы

Сделать сравнительный анализ форм обучения классно-урочная, белл- ланкастерская, мангеймская, бригадная, «план Трампа», дистанционная форма организации обучения.



Практическое занятие № 5. Методы обучения

  1. Понятия: метод и прием обучения.

  2. Классификация методов обучения по Бабанскому Ю.К.

  3. Обзор классификаций методов обучения.

Задание для самостоятельной работы

Дать сравнительную характеристику классификаций методов обучения.



Практическое занятие № 6-8. Современный урок.

  1. Психолого-педагогические требования к уроку.

  2. Цели урока. Соотношение целей обучения, воспитания и развития.

  3. Типы и структура уроков.

  4. Подготовка к уроку.

  5. Нестандартные уроки.

Задание для самостоятельной работы

Разработать и защитить конспект нетрадиционного урока.



Практическое занятие № 9. Контроль и оценка результатов обучения

  1. Сущность контроля обучения.

  2. Методы и формы контроля.

  3. Оценка знаний учащихся.

  4. Неуспеваемость учащихся: причины и способы устранения.

Задание для самостоятельной работы

Записать в глоссарий определения: контроль, оценка, отметка, неуспеваемость.



Практическое занятие № 10-11. Защита проекта «Моя дидактическая концепция».
Раздел: Теория и методика воспитания.

Практическое занятие № 1. Сущность воспитания и его виды

  1. Воспитание как общественное явление.

  2. Объективные законы воспитания.

  3. Виды воспитания.

Задание для самостоятельной работы

Записать в глоссарий определения: воспитание (в узком и широком смысле), законы воспитания, модели воспитания.



Практическое занятие № 2-3. Закономерности, принципы и особенности воспитания

  1. Закономерности и принципы воспитания.

  2. Особенности современного воспитания.

Задание для самостоятельной работы

Подготовиться к ответу на вопрос: в чем особенности современного воспитания.



Практическое занятие № 4. Система методов и форм воспитания

  1. Понятие метода воспитания.

  2. Классификация методов воспитания.

  3. Формы воспитания.

Задание для самостоятельной работы

Записать в глоссарий определение понятия «метод воспитания» и дать краткую характеристику методов.



Практическое занятие № 5-6. Организация воспитательного процесса

  1. Ученический коллектив как субъект и объект воспитания.

  2. Понятие воспитательной системы. Разнообразие воспитательных систем.

  3. Внеклассная работа в школе.

Задание для самостоятельной работы

Подготовьтесь к ответу на вопрос: «Как вы понимаете слова А.С. Макаренко: надо воспитывать в коллективе, для коллектива и через коллектив».



Практическое занятие № 7. «Круглый стол» на тему: «Школа должна обучать или воспитывать?»

Практическое занятие № 8. Функции и основные направления работы классного руководителя

  1. Должность классного руководителя: история и современность.

  2. Система работы классного руководителя.

Задание для самостоятельной работы

Разработать и защитить конспект внеклассного мероприятия.



Практическое занятие № 9-11. Общественное и семейное воспитание.

  1. Социальная работа.

  2. Воспитание в семье.

  3. Педагогическая поддержка семьи.

Задание для самостоятельной работы

Составьте рекомендации родителям по правильному воспитанию ребенка.


Раздел: Педагогические технологии

Практическое занятие № 1-2. Методологические и теоретические основы педагогических технологий

  1. Понятие педагогической технологии. Место педагогической технологии в системе объектов теоретической педагогики (образовательные концепции, педагогические теории, дидактические системы, модели обучения).

  2. Основные качества современных педагогических технологий: научная база, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

  3. Научные основы педагогических технологий.

Задание для самостоятельной работы

Запишите в глоссарий определения понятий: педагогическая технология и краткую характеристику качеств педтехнологий.



Практическое занятие № 3-4. Классификация педагогических технологий.

  1. Образовательные технологии. Педагогические технологии.

  2. Технологии самообразования.

  3. Технологии воспитания.

  4. Технологии обучения.

Задание для самостоятельной работы

Ответить на вопрос: по каким основаниям классифицируются педагогические технологии?



Практическое занятие № 5-7. Предметно ориентированные технологии. Личностно ориентированные педагогические технологии.

  1. Технология полного усвоения (репродуктивные технологии).

  2. Технология модульного обучения.

  3. Проектное обучение.

  4. Педагогическая мастерская.

  5. Мозговой штурм.

Задание для самостоятельной работы

Подготовить доклад, характеризующий какую-либо педагогическую технологию (по выбору).


Раздел: История образования и педагогической мысли

Практическое занятие № 1. Развитие зарубежной педагогики в XIX –н. XX вв.

1. Социально-философские взгляды и просветительская деятельность Р. Оуэна.

2. Формирование в XIX в. идей «трудовой школы».

3. Экспериментальная педагогика.

4. Авторские педагогические системы первой половины ХХ в.

Задание для самостоятельной работы

 Заполните таблицу


Представители зарубежной

педагогической мысли конца ХIХ первой половины ХХ в.

Основные педагогические идеи


М. Монтессори




Дж. Дьюи




К. Роджерс





Практическое занятие № 2-3. Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв.

1. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке. Реформы Петра I в области образования.

2. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова.

3. Философско-педагогические воззрения Л.Н. Толстого.

4. Вклад Н.А. Корфа и Н.Ф. Бунакова в развитие общественной народной школы.

6. Система образования в предреволюционной России (начало XX в.)



Задание для самостоятельной работы

Заполните таблицу


Представители отечественной

педагогической мысли

Вклад в педагогическую теорию и развитие

отечественного образования


М.В. Ломоносов




Н.И. Новиков




И.И. Бецкой




Н.И. Пирогов




К.Д. Ушинский




П.Ф. Каптерев




П.Ф. Лесгафт




П.П. Блонский




К.Н. Вентцель





Практическое занятие № 4. Роль К.Д.Ушинского в развитии актуальных педагогических проблем.

1. К.Д.Ушинский о роли труда в развитии личности.

2. Идея народности воспитания в теории К.Д.Ушинского.

3. Идея педагогической антропологии в наследии К.Д.Ушинского.

4. Значение анализируемых идей К.Д.Ушинского для современной педагогики.

Задание для самостоятельной работы

Конспектировать

1.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении.//Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост.С.Ф.Егоров или Ушинский К.Д. Собрание сочинений.

2.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собрание сочинений.



Практическое занятие № 5-6. Развитие отечественного образования и педагогики в советский период.

1. Развитие отечественного образования в 1917 – 1930-е гг. Идея создания единой трудовой школы в Советской России.

2. Педагогические идеи и деятельность С.Т. Шацкого.

3. Педагогическая деятельность и педагогическая теория А.С. Макаренко.

4. Педагогическая идеология коммунистического воспитания. Детские и молодёжные организации в советской системе образования и воспитания.

5. Система образования и развитие научной педагогики в СССР в 1930-е – нач1990-х гг.

6. Педагогическая деятельность и педагогическая теория В.А. Сухомлинского.

7. Учителя-новаторы (1970-е – начало 1990-х гг.).



Задание для самостоятельной работы

Заполните таблицу


Учителя-новаторы

Содержание нового педагогического опыта


И.П. Волков




Е.Н. Ильин




Ш.А. Амонашвили




В.Ф. Шаталов




М.П. Щетинин





Практическое занятие № 7. Проблема семейного воспитания в истории отечественной педагогики

Прочесть и принести на занятие следующие статьи:

Белинский В.Г. О детских книгах // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской Социалистической революции). – стр. 119-136.

Макаренко А.С. Общие условия семейного воспитания. О родительском авторитете. / Педагогические сочинения в 8 тт. – Том 4. Стр. 59-72.



Практическое занятие № 8. Современная зарубежная школа и педагогика

  1. Образование в США.

  2. Образование в Японии.

  3. Образование в странах Скандинавии.

Задание для самостоятельной работы

Обратите внимание на следующие аспекты:

1. Какое место отводится образование в данной стране? Как оно финансируется?

2. В чем особенности взаимоотношений учителей и учащихся?

3. Какова роль родителей в решении проблем школьной жизни?

4. В чем проявляется демократичность образования?

5. Какие недостатки можно найти в данной cистеме образования?
Вопросы к зачету/экзамену


  1. Предмет педагогики, связь педагогики с другими науками.
    2. Источники развития педагогики.
    3. Исторический аспект педагогики. Педагогический идеал. Деятельность отечественных и зарубежных педагогов прошлого (2-3 по выбору)
    4. Направления современной педагогики (Отрасли).
    5. Методы педагогических исследований.
    6. Педагогический процесс как целостность.
    7. Образовательная система России.
    8. Факторы формирования личности.
    9. Возрастные особенности развития, Закономерности возрастного развития.
    10. Основные категории педагогики
    11. Особенности педагогического общения.
    12. Типы учителей. Стили педагогической деятельности.
    13. Компоненты педагогической техники
    14. Цели и содержание дидактики.
    15. Основные категории дидактики.
    16. Принципы дидактики
    17. Методы обучения (2-3 классификации по выбору).
    18. Виды обучения.
    19. Формы организации учебной деятельности. Урок. Типы уроков.
    20. Педагогические технологии (определение, описание одной по выбору).
    21. Педагогическая задача.
    22. Педагоги - новаторы.
    23. Цели и содержание воспитания.
    24. Закономерности воспитательного процесса.
    25. Принципы воспитания.
    26. Методы воспитания
    27. Воспитание личности в коллективе (стадии формирования коллектива).
    28. Гражданское и правовое воспитание.
    29. Содержание современного нравственного воспитания.
    30. Трудовое и физическое воспитание.
    31. Гендерное воспитание.
    32. Эстетическое воспитание.
    33. Экологическое воспитание.
    34. Экономическое воспитание,
    35. Семейное воспитание. Особенности взаимоотношений поколений в семье. Воспитательный потенциал семьи.
    36. Проблема самовоспитания в педагогике.
    37. Инновационные процессы в педагогике. Инновационные реформы.




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).


Основная литература

Бордовская Н. В. Педагогика : [учеб. пособие для студ. вузов] / Бордовская Н. В., Реан А. А. – СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 299 с. - (Учебное пособие).

Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для студентов /Г.М.Коджаспирова – М.: Кнорус, 2010.-

744с.


Педагогика: учебник [студ.вузов. обуч. по пед. направл.] / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.; под ред. В.А. Сластенина. ­– 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – 607 с.

Дополнительная литература

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 608 с.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

Теория воспитания: учеб.-метод. пособие для студ. вузов / [авт.-сост. Л. И. Петрова]; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 148 с.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. – М.: Народное образование, 2005.

Бугрова, Н. С. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения новых ФГОС / Н. С. Бугрова, Н. П. Мурзина// Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 1. - С. 37-40.

Романова, О. В. Модель формирования профессиональной компетентности учителя / О. В. Романова// Педагогика. - 2012. - № 2. - С. 63-78.

Галеева, Н. Л. Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса / Н. Л. Галеева// Специальная психология. - 2012. - № 2. - С. 33-39.

Щуркова, Н. Е. Стандартный функционер или творческая индивидуальность? / Н. Е. Щуркова// Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 207-215.



Дармодехин, С. В. О разработке современной стратегии воспитания и социализации детей / С. В. Дармодехин// Педагогика. - 2012. - № 3. - С. 41-49.


  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):


WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

    http://polpred.com/ База данных polpred

    http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

    http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

    http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница