Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 Естественно-научная картина мира основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата



Скачать 433.71 Kb.
страница1/3
Дата26.06.2016
Размер433.71 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

Методические рекомендации

по изучению дисциплины


Б2.Б.3 ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Основная образовательная программа подготовки бакалавра


по направлению подготовки бакалавриата

050100.62 Педагогическое образование (Доп.образование (комп.гр., дизайн))

050100.62 Педагогическое образование (Математика, Информатика)

050100.62 Педагогическое образование (Физическая культура)

050100.62 Педагогическое образование (Иностранный язык)

050100.62 Педагогическое образование (Дошкольное образование. Музыка)



  1. Целью освоения дисциплины «Естественно-научная картина мира» является формирование у студентов научного мировоззрения и осознание ими принципов и закономерностей развития природы – от микромира до Вселенной и человека.

  2. Задачи дисциплины:

1) ознакомить студентов с основными концепциями современного естествознания;

2) дать представление о едином процессе развития, охватывающем неживую природу, живую природу и общество;

3) сформировать представления об основных закономерностях развития природы;

4) создать предпосылки для развития интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Для направления подготовки 050100.62 Пед. образование (Доп. образование (комп.гр., дизайн)):



Для направления подготовки 050100.62 Пед. образование (Математика, Информатика):

  • ОК-2: способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

  • ОК-4: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

  • ОК-12: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

Для направления подготовки 050100.62 Пед. образование (Физическая культура):

  • ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

  • ОК-4: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Для направления подготовки 050100.62 Пед. образование (Иностранный язык):

  • ОК-4: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Для направления подготовки 050100.62 Пед. образование (Дошкольное образование. Музыка):

  • ОК-2: способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

  • ОК-4: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

  • ОК-11: готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  1. Знать: основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.

  2. Уметь: применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности

  3. Владеть – основными методами обработки информации;


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 72 часа.



№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт. форме (из ауд.)

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Часы на СРС

(для дисц. с экзаменом включая часы на экзамен)



1

050100.62 Пед. образование (Доп. образование (кг/ди))

2


3

72/2

36

8

10

26

-

36



Зачет

2

050100.62 Пед. образование (Математика, информатика)

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

3

050100.62 Пед. образование (Физическая культура)

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

4

050100.62 Пед. образование (Иностранный язык)

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет

5

050100.62 Пед. образование (Дошкольное образование. Музыка)

2

3

72/2

36

8

10

26

-

36

Зачет


5. Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1

Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира.

6

2

4

-

6

2

Пространство, время, симметрия.

6

2

4

-

6

3

Структурные уровни и системная организация материи

6

2

4

-

6

4

Порядок и беспорядок в природе.

6

2

4

-

6

5

Панорама современного естествознания

6/6




6

-

6

6

Биосфера и человек.

6

2

4

-

6




ИТОГО:

36

10

26

-

36


6. Содержание разделов дисциплины.

1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира. Научный метод познания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития). Развитие представлений о материи. Развитие представлений о движении. Развитие представлений о взаимодействии.

2. Пространство, время, симметрия. Принципы симметрии, законы сохранения. Эволюция представлений о пространстве и времени. Специальная теория относительности. Общая теория относительности.

3. Структурные уровни и системная организация материи. Микро-, макро-, мегамир. Структуры микромира. Химические системы. Особенности биологического уровня организации материи.

4. Порядок и беспорядок в природе. Динамические и статистические закономерности в природе. Концепции квантовой механики. Принцип возрастания энтропии. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма.

5. Панорама современного естествознания. Космология. Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем). Эволюция живых систем. Генетика и эволюция.

6. Биосфера и человек. Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости живых систем). Биосфера. Человек в биосфере. Глобальный экологический кризис (экологические функции литосферы, экология и здоровье)
7. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела, темы

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Физическая картина

мира


Составление конспекта

6

Опрос, проверка конспектов

2

Биологическая картина

мира.


Составление конспекта

6

Опрос, проверка конспектов

3

Химическая картина

мира.


Составление конспекта

6

Тестирование, проверка конспектов

4

Геологическая картина мира.

Составление конспекта

6

Опрос, проверка конспектов.

5

Научные открытия в естественной картине мира

Подготовка вопросов, подготовка к игре

6

игра

6

Концепция эволюционизма

реферирование

6

Опрос, проверка реферата




ИТОГО:

36





8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Задания для самостоятельной работы (реферирования):

  1. Содержание и основные принципы научного метода познания.

  2. Основные этапы развития естественнонаучного мышления.

  3. Фундаментальные концепции естествознания.

  4. Двойственность природы и целостность ее описания в классическом естествознании.

  5. Пространство, время, материя в контексте истории и культуры.

  6. Теория относительности и научное мировоззрение.

  7. Динамические и статические закономерности в естествознании.

  8. Квантовая физика и принципы научного познания.

  9. Квантово-полевая картина мира и проблема единства физического знания.

  10. Ю.Кибернетика и ее основные положения.

  11. Самоорганизация в живой и неживой природе. Идеи синергетики.

  12. Современные представления о зарождении и эволюции Вселенной.

  13. Происхождение и развитие жизни на Земле.

  14. Структурные уровни живого и их содержание.

  15. Ноосфера Земли как высший уровень организации живого. Эволюция ноосферы и гуманитарные приложения синергетики.

  16. Современные представления о возникновении и эволюции Вселенной и планетных систем.

  17. Биосфера как геологическая оболочка и как экосистема.

  18. Влияние деятельности человека на биосферу Земли.

  19. Естественнонаучная и гуманитарная компоненты культуры как отражение двух типов мышления и их дополнительность.

  20. Содержание НТР XX в.

  21. Основные направления развития техники в XX в.

  22. Задачи и трудности системы высшего образования в России.


Пр. № 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира.

Темы для обсуждения:



  1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры как две традиции, сформировавшиеся в изучении природы.

  2. Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений.

  3. Научная теория. Её структура. Классификация.

  4. Научный метод.

  5. Методы научного познания.

  6. Понятие естественнонаучной картины мира.

  7. Механическая картина мира.

  8. Особенности механической картины мира.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. – М.: Наука, 1967. – с. 11-83.

  2. Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. - М.: Высш. шк., 1985. — С. 3-36, 169-183.

  3. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. —
    М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520 с.

  4. Концепции современного естествознания // Для студентов вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 434 с.

  5. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. – М.: Наука, 1970.

  6. Рузавин Г.И. Методы научного познания. – М.: Мысль, 1974.

  7. Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания – фундаментальные черты научного метода. / В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. – М.: Наука, 1968. – 367 с.

  8. Некоторые философские проблемы современного естествознания. – Кишинев: Штиинца, 1984.

  9. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.


Пр. № 2. Пространство, время, симметрия.

Темы для обсуждения:



  1. Принцип относительности Г.Галилея.

  2. Постулаты Эйнштейна. Специальная теория относительности.

  3. Преобразования Лоренца.

  4. Следствия, вытекающие из преобразований Лоренца:

– сокращение длины;

– одновременность событий;

– теорема сложения скоростей в СТО;

– парадокс близнецов.

5.Необратимость времени.

6.Самоорганизация в живой и неживой природе.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Эйнштейн А. Теория и гравитация. — М.: Мир, 1979.

  2. Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 208-232.

  3. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. - С. 208-232.

  4. Егоров А.А. Диалектическое отношение пространства-времени к материальному движению. — Л.: ЛГУ, 1976. — 128 с.

  5. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. — М.: Изд-во полит. литературы, 1974. — 240с.

  6. Солдатов А.В. Понятие пространства и времени в структуре естественнонаучной теории. — Л.: ЛГУ, 1981. — 72 с.

  7. Зигуненко С.Н. Как устроена машина времени? // Знак вопроса. 1991. № 5.

  8. Волковысский Р.Ю. Об изучении основных принципов физики. — М.: Просвещение, 1982.

  9. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. — М.: Изд. Моск. университета, 1990. — С. 3-56.

  2. Моисеев Н. Человек и ноосфера.— Мол. гвардия, 1990. -С. 159-228.

  3. Югай ГЛ. Дидактика части и целого в. живой природе. — М.:3нание, 1966. С. 27-32.

  4. Сонин А.С. Постижение совершенства. — М.: Знание, 1987. – 208 с.

  5. Шумлянский И. И. Картина мироздания. — М.: Мысль, 1990. - 63 с.

  6. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 271 с.

  7. Концепции современного естествознания // Учебник для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 434 с.

  8. Хакен Г. Синэргетика. — М.: Мир, 1980.

  9. Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. — М.: Наука, 1980.

  10. Стульчинский С.А. Космические легенды Востока.



Пр. № 3. Структурные уровни и системная организация материи

Темы для обсуждения:



  1. Понятия о микро-, макро- и мегамире.

  2. Строение атома. Изотопы.

  3. Ядерные силы.

  4. Классификация элементарных частиц.

  5. Четыре типа основных фундаментальных взаимодействий: – сильное; – электромагнитное; – слабое; – гравитационное.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с.

  2. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 520 с.

  3. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. - М:: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.

  4. Альвен Х. Атом, человек, Вселенная. Длинная цепь усложнений. — М.: Знание, 1973


Пр. № 4. Порядок и беспорядок в природе.

Вопросы для обсуждения:



  1. Термодинамические и статистические свойства макросистем.

  2. Законы сохранения энергии в макропроцессах. Термодинамические законы.

  3. Динамические и статистические закономерности в природе.

  4. Статистическое толкование второго начала термодинамики.

  5. Термодинамика живых систем.

  6. Энтропия. Принцип возрастания энтропии.

  7. Самоорганизация в открытых системах. Синергетика.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Пригожий И., Стингерс И. Порядок из хаоса. — М,, 1986.

  2. Пригожий И., Николас Г. Биологический порядок, структура и неустойчивости // Успехи физических наук. 1973, Т. 109, Вып. 3.

  3. Шелепис Л. От жизни — в ничто. Рига, 1972.

  4. Культура XX века. — М.: Юнеско, 1997.

  5. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. — Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1994.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница