Методические рекомендации по изучению дисциплины б в. 14. Теории и технологии развития речи



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

ФГБОУ ВПО «МГГУ»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Б.3. В. 14.

  2. Теории и технологии развития речи

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ:

«050100.62 - Педагогическое образование»

Профиль «Дошкольное образование. Музыка»

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 13 от 20.06.2014 г.)

Зав. кафедрой педагогики

__________________ Рычкова Н..А.



Автор-составитель: Смага А.А., кандидат педагогических наук, доцент


  1. 1.Наименование дисциплины (модуля).

  2. Б.3. В. 14. Теории и технологии развития речи детей

Пояснительная записка:

Введение в структуру общего образования предшкольной ступени ставит серьёзные задачи перед образовательными учреждениями, которые осуществляют подготовку дошкольных работников и учителей. Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования – одна из актуальных задач современного образования.

Начало систематического обучения в школе выдвигает целый ряд важных задач перед родителями, воспитателями и учителями начальных классов. Научными исследованиями доказано, что начинать учёбу в школе могут только здоровые дети, обладающие функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью». Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет чёткого и однозначного ответа, да и не может быть. Различие в функциональном и психическом развитии детей, поступающих в школу, столь велики, что наиболее реальными и эффективными могут быть только индивидуальные программы подготовки.

Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой, а не обучением ребёнка письму, чтению, математике. От того, как будет построено обучение, во многом зависит успешность последующей адаптации, эффективность дальнейшего обучения.

В данном случае необходимо вспомнить тезис Л.С. Выготского о том, что «только- то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Но обучать ребенка, возможно, только тому, чему он уже способен обучаться.

Содержание учебной программы определяется требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника педагогического вуза по циклу «Общие гуманитарные и научные дисциплины», утвержденному Государственным комитетом РФ по высшему образованию и науки».

В лекционном курсе рассматриваются основные понятия и аспекты подготовки детей к обучению в школе, преемственность в системе непрерывного образования, индивидуальный подход в процессе подготовки к школе, факторы риска в развитии и адаптации к школе.

Практические занятия организуются для более глубокого изучения некоторых тем курса. В процессе практических занятий студенты совершенствуют свое умение отбирать доступные дошкольникам методики углублённого изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности и к школьному обучению. Студенты выполняют творческие задания по написанию рефератов, докладов, обследованию психологической готовности детей.

Углублённое изучение данной проблемы предусматривает дальнейшую разработку материала в курсовых и дипломных работах.

Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины (модуля) КПВ. Предшкольное образование являются формирование системы знаний о готовности детей к обучению в школе; раскрытие теоретических основ условий школьного обучения и воспитания, достижений шестилетнего ребенка в умственном развитии, поиск практических подходов к их осуществлению. Ориентация будущих специалистов в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школе: теоретических основах, сущности, структуре, компонентах, их взаимосвязи.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  2. способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ОПК-4);

  3. способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  1. понятие и особенности педагогической деятельности специалиста ДОУ;

  2. содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

  3. структуру готовности ребенка к обучению в школе;

  4. особенности предшкольного образования;

  5. специфику предшкольного образования в условиях домашнего воспитания;

  6. современные концепции и модели предшкольного образования;

  7. сущность и закономерности процессов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

  8. принципы построения и организации процессов обучения и воспитания в ДОУ и начальной школе;

  9. особенности адаптации к школе.

уметь:

  1. планировать и организовать учебно-воспитательную работу по подготовке ребенка к школе в ДОУ и условиях домашнего воспитания;

  2. осуществлять выбор методов педагогического воздействия;

  3. устанавливать взаимосвязь методов обучения в процессе подготовки ребенка к школе;

  4. использовать новые технологии в области педагогической науки с целью подготовки ребенка к обучению в школе;

  5. составлять программу развивающего обучения;

  6. подбирать современные способы обучения, применять их в работе с детьми дошкольного возраста.

владеть:

  1. навыками формулирования теоретических выводов практических выводов;

  2. решения педагогических ситуаций;

  3. навыками организации и техники педагогической работы;

  4. навыками разработки практических рекомендаций для педагогов и родителей.

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет часа

№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в часах / ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

(для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)






1

КПВ Предшкольное образование

3

6

64

40

8

14

18




24

зачет



Тема 1. Психологические возможности детей 5-7 лет

Различные подходы к определению понятия непрерывности и преемственности образования. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Специфика задач дошкольного и младшего школьного образования. Основания преемственности целей и содержания дошкольного и младшего школьного этапов развития ребёнка.

Основная литература:



  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с., ISBN 978-5-85939-702-0

  3. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  4. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. –М., 2012.- 160 с.

Дополнительная литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе.- М.: ТЦ Сфера, 2003.-164с.

  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Академия, 2000.-146с.

  3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

  4. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.-176с.

  5. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.:Просвещение, 1987.

  6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994.-96с.

  7. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  8. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

  9. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.-180с.

Тема 2. Состояние работы в ДОУ по подготовке детей к школе

Изменения образовательного пространства. Типы образовательных учреждений, осуществляющих обучение, воспитание и развитие детей дошкольного и школьного возраста. Приоритетная задача предшкольного образования – обеспечение единого старта шестилетних первоклассников, развитие личности ребёнка, формирование его готовности к систематическому обучению к школе. Причины детской дезадаптации к школе. Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозу. Оценка уровня тревожности и предрасположенности родителей ребёнка к неврозу.

Основная литература:


  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г.

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  4. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова /Учебник. – М.: Академкнига, 2010. – 64 с.

  5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 58.

  2. Безруких М.М. Портрет «будущего первоклассника» //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2; 3.

  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  5. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2004.

  7. Дощицына З.Ф. Оценка степени готовности детей к обучению в школе: Методические рекомендации. – М., 2000.

  8. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. //Вестник образования. – 2002. - № 6.

  9. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? //Начальная школа. – 2002. - № 1.

Тема 3. Структура готовности ребенка к обучению в школе

Программы «Золотой ключик», «Программа воспитания и обучения в детском саду»; «Из детства в отрочество»; «Преемственность»; «Сообщество»; «Школа -2100» и др. Характеристика программ: цели, предназначение, содержание.

Основная литература:


  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с., ISBN 978-5-85939-702-0

  3. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  4. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2

  5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – М., 2014.-160 с.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

Дополнительная литература:

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

  2. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

Тема 4. Школьная зрелость как педагогическое понятие

Образовательная программа «Истоки». Компетентность ребёнка дошкольного возраста: коммуникативная, социальная, интеллектуальная, компетентность в плане физического развития.

Инициативность, креативность, произвольность, свобода поведения, самосознание и самооценка. Модель диагностики уровня сформированности личностной культуры ребёнка.

Характеристика социальной или личностной готовности к обучению в школе. Переходные периоды в психическом развитии детей. Оценка особенностей поведения ребёнка 6-7 летнего возраста. Исследование самооценки ребёнка. Самоконтроль. Школьная зрелость.



Тема 5. Современные концепции и модели предшкольного образования

Цели программы, принципы построения процесса подготовки к школе детей 5 лет, не посещающих ДОУ. Структура программы, основные разделы и их содержание. Характеристика средств обучения, пособия для детей и педагогов.

Примерная организация обучения в условиях полного и неполного дня пребывания ребёнка.

Литература основная:



  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с., ISBN 978-5-85939-702-0

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2

  4. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. М., 2011.– 160 с.

  5. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

Дополнительная литература:

  1. Педагогика предшкольной поры (Коллектив кафедры общей педагогики Северо-Осетинского ГПИ).- Владикавказ, 2006.

Тема 6. Условия выбора форм и методов подготовки ребенка к обучению в школе

Педагогические требования к организации учебно-воспитательного процесса. Учёт физического и психического состояния каждого ребёнка. Отказ от школьных форм и методов (система контроля и оценки, домашние задания, уроки и пр.).

Организация учебного и внеучебного общения, развитие коммуникативных умений и умений презентации себя и своей деятельности. Использование разноуровневых заданий с учётом обучаемости ребёнка и уровня его развития.

Основная литература:



  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с., ISBN 978-5-85939-702-0

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2

Дополнительная литература:

  1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 2. – С. 58.

  2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  3. Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.

  4. Зыков Е.В. Развитие «Я» ребёнка как основа психологического здоровья дошкольника //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 55.

  5. Монина Г.Б. Психологический аспект в подготовке ребёнка к школе //Дошкольная педагогика. – 2006. - №6. – С. 63-66.

  6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособ. для практич. психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  7. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.60-64.

Тема 7. Изучение предшкольной зрелости дошкольника

Дидактические игры как средство формирования предпосылок учебной деятельности. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии воображения ребёнка и навыков взаимодействия со сверстниками.

Методика проведения игр с правилами. Особенности руководства педагогом сюжетно-ролевыми и режиссёрскими играми. Организация игрового часа. Создание игровой среды.

Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Игры и упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Комплексы упражнений для укрепления мышц спины и позвоночника. Диагностика готовности к обучению в школе. Методики изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности: Определение моторной ассиметрии. Определение умственной и физической работоспособности. Изучение краткосрочной механической памяти. Диагностика самооценки дошкольников и др. Методики ориентировочной оценки школьной зрелости: степень психосоциальной зрелости; уровень школьной зрелости по тесту Керна- Йрасека; чистота фонематического восприятия и слуха; исследование познавательных интересов дошкольника.

Основная литература:


  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с., ISBN 978-5-85939-702-0

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2

  4. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др.- М., 2011. – 160 с.

  5. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

Дополнительная литература:

  1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 2. – С.58.

  2. Безруких М.М. Портрет «будущего первоклассника» //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2, 3.

  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. –М.: Дрофа, 2000.

  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

Темы для самостоятельного изучения.





Наименование темы

Форма самостоятельной

работы


Кол-во час.

Форма контроля СМР

11

Преемственность в системе

непрерывного образования



Изучить концепцию непрерывного образования: цель, задачи.

4

Проведение опроса в группе

12

Предшкольная ступень в структуре общего

образования




Выписать целевые ориентиры из ФГОС ДО ; задачи из ФНОС НОО и дать им характеристику

3

Проверка и оценка

13

Анализ современных образовательных программ с точки зрения осуществления подготовки к школе


Изучить современные образовательные программы, сделать их анализ

2

Проверка на практическом занятии

24.

Базисный компонент личностной культуры

ребёнка дошкольного возраста и её характеристики




Ознакомиться с образовательной программой «Истоки», составить модель диагностики уровня сформированности личностной культуры ребёнка

2

Проверка на практическом занятии

25.

Программа обучения и развитие детей 5 лет «предшкольная пора»


Выписать цели и задачи и принципы построения процесса подготовки к школе детей 5 лет

3

Выступление с докладом

26.

Организация учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования


Подготовить разноуровневые задания для детей.

Выписать пед. требования к организации УВП.



3

Выступление с докладом

7.

Игровая деятельность ребёнка на этапе предшкольного образования

Подобрать дидактические игры, сюжетно-ролевую игру. Знать методику проведения подвижных игр с правилами.

3

Провести игры с разной направленностью.

8.

Индивидуальный подход

Выписать тесты для определения оценки школьной зрелости


4

Проверка тестовых заданий




Итого










Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Тематика и планы аудиторной работы:



Практическое занятие № 1

Посещение библиотеки.

Задания:

1.Составить список литературы за 2010-2015 гг. по проблематике подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

2.Составить библиографический указатель книг по диагностике готовности ребенка к обучению в школе.

3.Подготовить эссе «Мое представление о портрете будущего первоклассника».

Практическое занятие № 2.

Психологические возможности детей 5-7 лет

План и вопросы для обсуждения.



    1. Различные подходы к определению понятия непрерывности и преемственности образования.

    2. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

    3. Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    4. Специфика задач дошкольного и младшего школьного образования.

    5. Основания преемственности целей и содержания дошкольного и младшего школьного этапов развития ребёнка.

Основная литература:

  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с., ISBN 978-5-85939-702-0

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2

  4. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  5. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

  7. Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011

Дополнительная литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  4. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  5. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

Практическое занятие 3-4.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница