Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 1 Технологии в дошкольном образовании Основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата



Скачать 99.13 Kb.
Дата30.04.2016
Размер99.13 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.ДВ.1.1 Технологии в дошкольном образовании

Основной образовательной программы

по направлению подготовки бакалавриата
050100.62 "Педагогическое образование"

профиль "Дошкольное образование"

заочная форма обучения




Составитель: Панченко Т.В,

к.п.н.,доцент

Васюкевич В.В., доцент, к.п.н., доцент



Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических занятий

Практическое занятие 1,2

Тема: Круглый стол («международная конференция») по разделу «Зарубежные технологии дошкольного образования». Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина
План

  1. Теория и практика дошкольного образования в странах Скандинавии.

  2. Теория и практика дошкольного образования в европейских странах.

  3. Процессуальная характеристика педагогической технологии развивающих игр Б.П. Никитина.

  4. Особенности методики развивающих игр Б.П. Никитина.

  5. Методы и приемы технологии развивающих игр развивающих игр Б.П. Никитина.


Практическое занятие 3

Тема: Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)


План

  1. Классификационные параметры технологии Н.А. Зайцева.

  2. Целевые ориентации и концептуальные положения технологии Н.А. Зайцева.

  3. Основные дидактические принципы технологии Н.А. Зайцева:

  • От общего к частному и от частного к общему.

  • От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

  • Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.

  • Системная подача материала.

  • Алгоритмизация учебных действий.

  • Учет физиологии восприятия учебной информации.

  • Охрана здоровья детей.

  1. Кубики и таблицы Н.А. Зайцева.

  2. Логопедические варианты методики.


Практическое занятие 4

Тема: Технология портфолио в дошкольном образовании

План

1. Портфолио дошкольника.

2. Портфолио педагога ДОУ.

3. Портфолио семьи.

4. Портфолио ДОУ.
Тематика курсовых работ (при наличии в учебном плане) - не предусмотрено учебным планом.
Тематика рефератов


  1. Возможности адаптации и интеграции системы Ф. Фребеля в современное дошкольное образование.

  2. Деятельность Монтессори-центров в России/ в Мурманске.

  3. Деятельность учреждения О. Декроли Эрмитаж.

  4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ г. Мурманска/ области.

  5. Методы и приемы технологии развивающих игр.

  6. Опыт использования ТРИЗ-технологии в ДОУ нашего региона.

  7. Основные дидактические принципы технологии Н.А. Зайцева.

  8. Педагогическая концепция Масару Ибука «После трех уже поздно».

  9. Характеристика возрастной периодизации С. Френе.

  10. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ г. Мурманска/ области.


Тема для самостоятельного изучения 1

Подготовка к проведению Круглого стола («международной конференции») по разделу «Зарубежные технологии дошкольного образования».

План

1. Теория и практика дошкольного образования в странах Скандинавии.

2. Теория и практика дошкольного образования в европейских странах.

Вопросы для обсуждения

1. Какова специфика и перспективы дошкольного образования в зарубежных странах?

2. Какие из известных Вам теорий, технологий дошкольного образования нашли отражение в организации зарубежных ДОУ?

Задания для самостоятельной работы (подгруппы):

1. Подготовить сообщения «Мировые теории, технологии дошкольного образования» (по одной из стран: Франция, Германия, США, страны Скандинавии и др.).

Должны быть освещены следующие вопросы:

1. Включено ли дошкольное воспитание в общую систему образования данной страны как первая его ступень.

2. Типы ДОУ и возраст детей, их посещающих.

3. Цель и основные принципы воспитания.

4. Наличие программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений страны.

5. Особенности организации педагогического процесса.

6. Взаимодействие детского сада с семьей.

7. Обеспечение ДОУ квалифицированными кадрами, их подготовка. 8. Актуальные проблемы дошкольного образования в этой стране.

2. По мере выступления «делегатов» от выбранных «стран» последовательно заполняется таблица, которая имеется у каждого студента.


Название страны

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень рекомендуемой литературы и источников содержатся в пунктах 9 и 10 настоящей Рабочей программы дисциплины.


Тема для самостоятельного изучения 2

Подготовка к проведению брейн-ринга по модулю «Отечественные технологии дошкольного образования».

План

  1. Технологии личностно-ориентированного подхода (Р.М. Чумичева, А.Д. Шатова, А.Д. Давидчук, Т.И. Ерофеева).

  2. Технология витагенного образования с голографическим подходом в дошкольном возрасте (А.С. Белкин).

  3. Игровые технологии в дошкольном образовании (технология развивающих игр Б.П. Никитина (быстрое обучение чтению и счету).

  4. Информационные (компьютерные) технологии в дошкольном образовании.

  5. Проектные технологии в дошкольном образовании.

  6. Технологии развивающего обучения в дошкольном образовании.

  7. ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании.

  8. Технологии проблемного обучения в дошкольном образовании.

  9. Технология портфолио в дошкольном образовании.

  10. Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.

Задания

1. Групповая работа: подготовка вопросов брейн-ринга, посвященного отечественным теориям, концепциям и технологиям дошкольного образования.

2. Создание презентации под одной из отечественных теорий, концепций и технологий дошкольного образования.

4. Создание портфолио дошкольника/ педагога ДОУ/ семьи.

5. Проведение брейн-ринга по окончании изучения раздела.

6. Просмотр и обсуждение презентаций.

7. Выставка портфолио дошкольника/ педагога ДОУ/ семьи.

8. Подготовка сообщений на следующие примерные темы: «Методы и приемы технологии развивающих игр в ДОУ», «Основные дидактические принципы технологии Н.А. Зайцева», «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ г. Мурманска/ области», «Традиционный детский сад в СССР», «Программное обеспечение ДОУ г. Мурманска/ области», «Опыт использования ТРИЗ-технологии в ДОУ нашего региона».


Вопросы к зачету

Перечень вопросов

  1. Альтернативные технологии в дошкольном образовании.

  2. Вальдорфский детский сад.

  3. Взгляды М. Монтессори на природу ребенка и сущность психического развития.

  4. Влияние идей выдающихся педагогов-реформаторов на современное дошкольное образование.

  5. Игровые технологии в дошкольном образовании.

  6. Использование зарубежного опыта в работе дошкольного образовательного учреждения.

  7. Источники развития, этапы и критерии периодизации, взаимосвязь психического и физического развития по М. Монтессори.

  8. Компьютерные технологии в дошкольном образовании.

  9. Многообразие образовательных программ: цели, задачи, содержание деятельности дошкольных учреждений.

  10. Модели инклюзивного образования дошкольников.

  11. Общая характеристика системы М. Монтессори.

  12. Педагогика Марии Монтессори.

  13. Педагогическая концепция В.М. Бронникова.

  14. Педагогическая концепция П.В. Тюленева.

  15. Педагогическая концепция С. Лупан.

  16. Педагогическая теория В.А. Леви.

  17. Педагогическая теория Г.Доман.

  18. Педагогическая теория Дж. Лэшли.

  19. Педагогическая теория Е.В. Субботского.

  20. Педагогическая теория Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцова.

  21. Педагогическая теория Л.И. Божович.

  22. Педагогическая теория М. Ибука.

  23. Педагогическая теория Р. Кэмпбелла.

  24. Педагогические технологии в дошкольных образовательных учреждениях.

  25. Педагогические условия нормального развития ребенка по М. Монтессори.

  26. Педагогическое взаимодействие как основа педагогических технологий дошкольного образования.

  27. Принципы организации жизни дошкольных учреждений антропософского типа.

  28. Программа «Дружные ребята», ее характеристика.

  29. Программа «Радуга», ее характеристика.

  30. Программа «Развитие», ее характеристика.

  31. Программа «ТРИЗ», ее характеристика.

  32. Программа «Шаг за шагом».

  33. Образовательная система «Школа 2100».

  34. Проектные технологии в дошкольном образовании.

  35. Процедура внедрения современных образовательных программ в систему дошкольного образования.

  36. Роль и функции Монтессори-педагога.

  37. Рудольф Штайнер и его антропософский подход в организации общественного дошкольного образования.

  38. Система дидактических игр Фридриха Фребеля.

  39. Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад).

  40. Содержание вариативных программ развития детей дошкольного возраста в альтернативных ДОУ.

  41. Сопоставительный анализ зарубежных программ дошкольного образования («Пилотная школа», «Шаг за шагом» («Step to step»), «Зелёная дверца. Центр ранней социализации ребёнка»).

  42. Сущность и источники психического развития ребенка в онтогенезе по Р. Штайнеру.

  43. Сущность связи психического и физического развития ребенка в антропософской педагогике.

  44. Технологии проблемного обучения в дошкольном образовании.

  45. Технологии развивающего обучения в дошкольном образовании.

  46. Технология дошкольного воспитания С. Френе

  47. Технология портфолио в дошкольном образовании.

  48. Технология развивающих игр Б.П. Никитина.

  49. Характеристика комплексных программ дошкольного образования.

  50. Характеристика парциальных программ дошкольного образования.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница