Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация труда студентов Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению



Скачать 110.84 Kb.
Дата29.06.2016
Размер110.84 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б2.ДВ.1.2 Научная организация труда студентов

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению


050100.62 Педагогическое образование

профиль Начальное образование. Иностранный язык;

Направление 050100.62 Педагогическое образование (1БПО-ДО)

Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)


Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института


(протокол № 1 от 09 сентября 2013 г.)

Зав.кафедрой

____________________Рычкова Н.А.

Автор программы: Игнатович И.И.., к.п.н., доцент.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Б.2.ДВ.1. Организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных видов научно-исследовательской работы, путей использования педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности.


Темы для самостоятельного изучения


№ темы п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Система высшего образования.


вопросы для самостоятельного изучения

6


проверка конспектов

2.

Организация учебной работы студентов.


вопросы для самостоятельного изучения


6

проверка конспектов

3.

Организация научной работы студентов.


изучение глоссария

6

терминологический диктант

4.

Организация работы студентов с учебной и научной литературой, Интернет-источниками.


вопросы для самостоятельного изучения


6

6


проверка конспектов

5.

Система организации НИРС в вузе

реферат

6

защита рефератов




Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тема 1:

Общие принципы построения научного знания. Задачи научных исследований и их роль в развитии науки
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Определение и характеристика основных понятий - “наука”, “научное знание”, “педагогическая деятельность”, “научная педагогическая деятельность”.

2. Понятие “методология науки”, ее значение.

3. Основные уровни методологического знания.

4. Основополагающие методологические принципы научного исследования.

5. Назначение и предмет методологических исследований.

6. Значение понятий “парадигма”, “метод”, “методика”.

7. Источники и факторы педагогической проблематики.
Литература.


  1. Богаевская О. Н. Найти свой путь в науку / Богаевская О. Н. // Наука и образование . - 2009. - № 10. - С. 145-147.

  2. Колодезникова С. И. Методические основы совершенствования научно-исследовательской работы студентов / Колодезникова С. И. // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 12. - С. 44-47.

  3. Оформление научно-исследовательских работ студентов: методические рекомендации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; [авт.-сост. Н.Н. Безух]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 22 с.

  4. Панычева О. Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие / О. Н. Панычева, Т. Д. Барышева, Д. В. Панычев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 84 с.

  5. Степанова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов через участие в работе студенческих проблемных групп / Степанова Н. А.
    // Психология в вузе. - 2010. - № 4. - С. 5-10.


Задания для самостоятельной работы:

Составить примерный план доклада по темам:



    • роль научных исследований в области образования;

    • виды методологической деятельности;

    • источники и факторы педагогической проблематики.


Тема 2: Принципы организации и проведения научного исследования.

Структура и содержание этапов исследовательского процесса.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Понятие и принципы научного исследования.

2. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.

3. Выбор объекта, предмета, цели, методов исследования, формулирование гипотез и задач.

4. Организация и проведение научно-исследовательской работы.

5. Оформление результатов исследования.

6. Формы представления результатов исследования.


Литература.

  1. Богаевская О. Н. Найти свой путь в науку / Богаевская О. Н. // Наука и образование . - 2009. - № 10. - С. 145-147.

  2. Колодезникова С. И. Методические основы совершенствования научно-исследовательской работы студентов / Колодезникова С. И. // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 12. - С. 44-47.

  3. Оформление научно-исследовательских работ студентов: методические рекомендации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; [авт.-сост. Н.Н. Безух]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 22 с.

  4. Панычева О. Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие / О. Н. Панычева, Т. Д. Барышева, Д. В. Панычев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 84 с.

  5. Степанова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов через участие в работе студенческих проблемных групп / Степанова Н. А.
    // Психология в вузе. - 2010. - № 4. - С. 5-10.


Задания для самостоятельной работы:

Составить примерный план доклада по темам:



    • значение научно - исследовательской работы студентов в вузе;

    • виды научно- исследовательской деятельности студентов в вузе.


Тема 3. Классификация методов научного исследования.

Вопросы для коллективного обсуждения:


1. Понятие метод научного исследования. Его характеристика.

2. Общая классификация методов научного исследования.

3. Виды исследовательского наблюдения, их характеристика.

4. Понятие научный эксперимент, его сущность.

5. Виды педагогического эксперимента.

6. Общее представление об опросных методах.

7. Виды опросных методов и их характеристика.
Литература.


  1. Богаевская О. Н. Найти свой путь в науку / Богаевская О. Н. // Наука и образование . - 2009. - № 10. - С. 145-147.

  2. Колодезникова С. И. Методические основы совершенствования научно-исследовательской работы студентов / Колодезникова С. И. // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 12. - С. 44-47.

  3. Оформление научно-исследовательских работ студентов: методические рекомендации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; [авт.-сост. Н.Н. Безух]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 22 с.

  4. Панычева О. Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие / О. Н. Панычева, Т. Д. Барышева, Д. В. Панычев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 84 с.

  5. Степанова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов через участие в работе студенческих проблемных групп / Степанова Н. А.
    // Психология в вузе. - 2010. - № 4. - С. 5-10.


Задания для самостоятельной работы:

Составить конспекты по учебному пособию: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2007.



Тема 4 : Организация научной работы студентов.

Вопросы для коллективного обсуждения:


1. Сущность понятий «научная работа», «научно - исследовательская работа студентов» (НИРС).


  1. Основы подготовки к научной деятельности.

  2. Виды и элементы научно – исследовательской деятельности студентов в вузе

    • доклад

    • реферат

    • проект

    • курсовая работа

    • выпускная квалификационная работа

    • дипломная работ

    • магистерская диссертация

  3. Структура, содержание письменной научной работы студентов, требования к её оформлению.

Задания для самостоятельной работы:

Составить примерный план доклада по темам:



    • значение научно - исследовательской работы студентов в вузе;

    • виды научно- исследовательской деятельности студентов в вузе.


Литература.

  1. Богаевская О. Н. Найти свой путь в науку / Богаевская О. Н. // Наука и образование . - 2009. - № 10. - С. 145-147.

  2. Колодезникова С. И. Методические основы совершенствования научно-исследовательской работы студентов / Колодезникова С. И. // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 12. - С. 44-47.

  3. Оформление научно-исследовательских работ студентов: методические рекомендации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; [авт.-сост. Н.Н. Безух]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 22 с.

  4. Панычева О. Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие / О. Н. Панычева, Т. Д. Барышева, Д. В. Панычев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 84 с.

  5. Степанова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов через участие в работе студенческих проблемных групп / Степанова Н. А.
    // Психология в вузе. - 2010. - № 4. - С. 5-10.


Тема 5: Организация работы студентов с учебной и научной литературой.

Вопросы для коллективного обсуждения:




  1. Основное назначение учебной литературы (научной, справочно-информационной)?

  2. Основные виды учебной литературы (учебник, курс лекций, методическое пособие)

  3. Основные виды научной литературы: монография, сборник научных трудов (статей), материалы конференций, тезисы докладов (сообщений),научный журнал, диссертация.

  4. Справочно-информационная литература (энциклопедия, энциклопедический словарь, терминологический словарь (глоссарий), толковый словарь и др.)

  5. Способы поиска и подбора литературы для учебной и научной деятельности.

  6. Виды библиографических указателей, библиотечных каталогов:

- библиографические указатели (универсальные, отраслевые, тематические; аннатированные указатели, реферативные журналы)

- каталоги (компьютерные (электронные каталоги), библиотечные каталоги: систематические, алфавитные, предметные).


Задания для самостоятельной работы:

Подготовить мультимедиа-презентацию научной и учебной книг, пособия.


Литература.

  1. Богаевская О. Н. Найти свой путь в науку / Богаевская О. Н. // Наука и образование . - 2009. - № 10. - С. 145-147.

  2. Колодезникова С. И. Методические основы совершенствования научно-исследовательской работы студентов / Колодезникова С. И. // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 12. - С. 44-47.

  3. Оформление научно-исследовательских работ студентов: методические рекомендации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; [авт.-сост. Н.Н. Безух]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 22 с.

  4. Панычева О. Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие / О. Н. Панычева, Т. Д. Барышева, Д. В. Панычев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 84 с.

  5. Степанова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов через участие в работе студенческих проблемных групп / Степанова Н. А.
    // Психология в вузе. - 2010. - № 4. - С. 5-10.


Тема 6: Система организации НИРС в вузе.

Вопросы для коллективного обсуждения:


1.Роль научных исследований в развитии образования.

2.Этапы научной деятельности студентов в вузе.

3.Виды совместной научно – исследовательской деятельности студентов и преподавателей

в вузе.


4. Апробация и виды представлений научно-исследовательских работ студентов.

Задания для самостоятельной работы:

Составить примерный план доклада по темам:



    • роль научных исследований в области образования;

    • Соотношение педагогической науки и педагогической практики.


Литература.

  1. Богаевская О. Н. Найти свой путь в науку / Богаевская О. Н. // Наука и образование . - 2009. - № 10. - С. 145-147.

  2. Колодезникова С. И. Методические основы совершенствования научно-исследовательской работы студентов / Колодезникова С. И. // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 12. - С. 44-47.

  3. Оформление научно-исследовательских работ студентов: методические рекомендации / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т; [авт.-сост. Н.Н. Безух]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 22 с.

  4. Панычева О. Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие / О. Н. Панычева, Т. Д. Барышева, Д. В. Панычев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 84 с.

  5. Степанова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов через участие в работе студенческих проблемных групп / Степанова Н. А.
    // Психология в вузе. - 2010. - № 4. - С. 5-10.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.
Задание № 1.

1. Написать аннотацию на прочитанную книгу.

2.Подготовить рецензию на учебное издание.

3.Выполнить обзор периодических изданий (на выбор) по специальности. Представить краткий обзор аудитории.



Задание № 2.

Подготовить презентацию по теме дисциплины (на выбор).



Задание № 3.

Подготовить реферат по теме дисциплины (по выбору).



Примерная тематика рефератов:

  1. Интеграция РФ в мировое образовательное пространство.

  2. Возможности дистанционного обучения.

  3. Назначение и предмет научных исследований.

  4. Этические принципы проведения психолого-педагогических исследований.

  5. Наблюдение как метод научного исследования.

  6. Разновидности опросных методов исследования.

  7. Беседа как метод психолого-педагогического исследования.

  8. Проективные методики, их виды.

  9. Требования к их составлению, оформлению результатов исследования.

  10. Виды и формы учебных занятий в вузе.


Словарь терминов (глоссарий)

Изучение продуктов деятельности детей – метод, позволяющий собрать факты, опираясь на анализ материализованных продуктов психической деятельности.

Дебаты – прения, обмен мнениями.

Компиляция – накопление выписок, собрание документов.

Монолог – адресованная речь одного участника общения.

Опросные методы – обеспечивают получение информации в процессе непосредственного (беседа, интервью) или опосредованного (анкетирование, опрос) общения.

Полемика – многостороннее публичное общение, свободный обмен мнениями.

Резюме – краткое изложение сути написанного.

Речевая этика – правила должного речевого поведения.

Самонаблюдение – разновидность метода наблюдения, предполагающего изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями.

Тесты – стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков.

Термин – понятие специальной области знания.

Эксперимент- метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Эссе – вид письменной работы, изложение автора по поводу книги, статьи и т.п.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница