Методические рекомендации по изучению дисциплины «Экономическая социология»



страница1/9
Дата27.04.2016
Размер1.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Экономическая социология»

направления подготовки040100.62 «Социология»

Автор программы: к.ф.н., доцент Шачин С.В.
Цели освоения дисциплины:

- Целями освоения дисциплины (модуля) являются формирование теоретического мышления студентов, освоение ими фундаментальных теорий и методологии экономической социологии, приобретение научной эрудиции в данной области знаний, овладение навыками социологического исследования социально-экономических явлений и процессов современного общества.


Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф..

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

5 семестр

Раздел 1. Экономическая социология как научная дисциплина: предметная область, основные концепции



Предмет, метод и место в системе наук экономической социологии.

6/2

2

4




6



Особенности экономико-социологического исследования

6/2

2

4




6



Социальные основы экономического действия. Хозяйственная мотивация (М.Вебер)

10/2

4

6




8



Рациональность и экономическое поведение. Типы рациональности и виды хозяйственной мотивации.

10/2

4

6




8



Два значения «экономического». Формы интеграции хозяйства (К.Поланьи)

10/2

4

6




6



Становление экономической социологии. Классические традиции в экономической социологии

12/2

6

6




8



Новая экономическая социология (М.Грановеттер, Р.Сведберг)

6

2

4




6



Ключевые современные экономико-социологические теории

6/2

4

6




8




Итого:

70/14

28

42




56

6 семестр

Раздел II. Направления экономико-социологических исследований



Уровни анализа социально-экономических явлений и процессов. Макро- и микроэкономическая социология.

4

2

2




4



Социология рынков

8/2

4

4




6



Социология труда и занятости

8/2

4

4




6



Социология предпринимательства

6/2

2

4




4



Социология хозяйственных организаций

6/2

2

4




4



Формальная и неформальная экономика: основные подходы к изучению и анализу.

6/2

2

4




6



Социология домашнего хозяйства

6/2

2

4




4



Социология потребления

6/2

2

4




6



Социология денег

6/2

2

4




4



Социально-экономическая стратификация и мобильность

8/2

4

4




6



Прикладные методы экономической социологии. Социальный маркетинг.

6/2

2

4




6




Итого:

70/20

28

42




56




Всего:

140/34

56

84




112


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Учебные пособия:

  1. Верховин В.И. Экономическая социология. М., 1998.

  2. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. пособие. М., 1995.

  3. Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. М., 2005.

  4. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.

  5. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2005.


Другие источники:

  1. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: понятие, структура // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 15-36. (http:// www.ecsoc.msses.ru/NewText.php).

  2. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Т.1. 1993. Вып.1.

  3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М., 2003. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

  4. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. С. 100-127, 219-238.

  5. Бурдье П. Формы капитала / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 519-536, или Экономическая социология. Том 3, № 5. 2002. С. 60-74 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  6. Бурстин Д. Дж. Сообщества потребления // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 231-254 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90850).

  7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  8. Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. Вып.1. М., 1992.

  9. Вебер М. Основные социологические понятия / Теоретическая социология: Антология. Сост. и ред. С.П.Баньковская. М.: Книжный дом «Университет», 2002, Ч. 1, С. 70-146 (http://www.sociologica.ru/weber2.pdf) или Вебер М. Основные социологические понятия / Западно-европейская социология ХIX-начала ХХ веков. М., 1996. С. 455-491 (http://socnet.narod.ru/library/authors/weber/socdefinitions.htm) или Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. C. 625-636 (см. Ридер по ЭС-2).

  10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., ИНИОН, 1972 (http://www.warwick.ac.uk/russia/books.html).

  11. Вебер М. Социологические категории хозяйствования / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 59-81 или Экономическая социология, Том 5, № 4. 2004 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  12. Вейзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // THESIS. 1993. Т.1. Вып.3.

  13. Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1993.

  14. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. С.-Петербург: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. Глава 3 (http://ecsoc.ru/Book_Content_ru.php?contxt=4&&id=73).

  15. Веселов Ю.В. Экономическая история в России: история и современность // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999, Том 2. № 2. С. 63-70 (http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/1999/2/5vesel.html) + Ридер по ЭС-2.

  16. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 131-158 или Экономическая социология, Том 3, № 3, 2002. С. 44-58 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.

  18. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.

  19. Зуева Д.C. Сетевой маркетинг как нетрадиционная форма хозяйственной организации // Экономическая социология, Том 6, № 4, 2005 (http://www.ecsoc.msses.ru/Newcomer.php).

  20. Ильин, В. И. Поведение потребителей. СПб., 1998. Главы: «Культура как фактор потребительского поведения», «Мода», «Цена как фактор потребительского поведения».

  21. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

  22. Конвер Б., Хайлброн Й. Второе рождение экономической социологии (Экономическая социология в США) // Экономическая социология, Том 6, № 5, 2005. С. 28-52 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  23. Кравченко А.И. Социология М.Вебера: труд и экономика. М., 1997.

  24. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. М., 1987.

  25. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS, 1994. Т. 1. Вып. 2. С. 94-99, 110-112 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90680).

  26. Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Социологические исследования. 2002, № 7. С. 3-10 (http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/22778.html). См. также: Экономическая социология, Том 3, № 3. 2002. С. 21-35 (http://www.ecsoc.msses.ru/NewText.php).

  27. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003, № 2. С. 5-17 (http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/105221.html). См. также: Экономическая социология. Том 3, № 4, 2002 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  28. Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства: к новой социологии рынков // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 18-29 (http://2001.isras.ru/SocIs/SocIsArticles/ListSocis2003_7_12.htm).

  29. Радаев В. К обоснованию модели поведения человека в социологии (основы «экономического империализма») / Социологические чтения. Вып. 2. Отв. Ред. Е.Н.Данилова. М.: Институт социологии РАН. 1997. С. 177-189 (http://ecsoc.ru/ecsocru_researches.php?pin=66 ).

  30. Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1999. № 3.

  31. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5-18 (http://socis.isras.ru/SocIsArticles/ListSocis2005_1_6.htm).

  32. Радаев В.В. Что такое экономическое действие? Экономическая социология. Том 3, № 5, 2002. С. 18-25 (http://www.ecsoc.msses.ru/NewText.php).

  33. Радаев В.В. Экономическая социология: становление и развитие // Экономическая социология. Том 5, № 2, 2004. С. 126-139; Том 5, № 3, 2004. С. 94-109 (http://www.ecsoc.msses.ru/ProfReview.php).

  34. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997, Главы 1-3 (http://www.ecsoc.ru/books_description_ru.php).

  35. Рощина Я.М. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 114-127.

  36. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления //THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 3. C. 16-38 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90828).

  37. Сведберг Р. Новая экономическая социология: что сделано и что впереди? / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 111-130 или Экономическая социология, Том 5, № 4, 2004. С. 37-55 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php). Оригинал см.: EBSCO + Ридер по ЭС-2.

  38. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

  39. Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.

  40. Якубович В., Ярошенко С. Экономическая социология в России
    // Экономическая социология. Том 2, № 2, 2001. С. 141-145 (http:// www.ecsoc.msses.ru/ProfReview.php).



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Аболафия. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т.4. № 2. С.63-72.

  2. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993.

  3. Акерлоф Дж. Интервью // Экономическая социология. 2002. Т.3. № 3.

  4. Американская социология. М., 1972.

  5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

  6. Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России, 2000. № 4. С. 65-102.

  7. Бейкер У., Фолкнер Р., Фишер Дж. Риски рынка: продолжение и разрыв межорганизационных рыночных связей // Экономическая социология, Том 7, № 2. 2006. С. 23-55; Том 7, № 4, 2006 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php). Оригинал см. в ProQuest.

  8. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS, Т. 1. 1993. Вып. 1. C. 24-40 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90674).

  9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

  10. Берви-Флеровский В.В. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1958-1960.

  11. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие / Радаев В.В. (ред.). Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2002. С. 252-264. См. также: Экономическая социология, Том 2, № 5, С. 49-58 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php). Оригинал см.: Экономическая социология. Том 1, № 1, 2000 (http://www.ecsoc.msses.ru/NewText.php).

  12. Блок Ф. Роли государства в хозяйстве / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 569-599, или Экономическая социология, Том 5, № 2. 2004. С. 37-56 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php). Оригинал см.: Ридер по ЭС-2.

  13. Богомологва Т.Ю., Саблина С.Г. Статусная рассогласованность как аспект социальной стратификации: презентация классической концепции // Рубеж. 1997. № 10-11.

  14. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1999.

  15. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. 1993. Т.1. Вып.3.

  16. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

  17. Бурдье П. Различение (фрагменты книги) / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 537-565 или Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 25-48 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  18. Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 2. С. 137-150 (1993)

  19. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. № 2.

  20. Бурстин Д.Дж. Сообщества потребления // THESIS. 1993. Т.1. Вып.3.

  21. Виноградский В.Г. «Орудия слабых»: Неформальная экономика крестьянских домохозяйств // Социологический журнал. 1999, № 3-4. С. 36-48 (http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-4-99vino.html).

  22. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

  23. Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. М., 1991.

  24. Веселов Ю.В. Классики экономической социологии: Карл Поланьи // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 111-115.

  25. Веселов Ю.В. Экономическая социология постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, Том 1, № 1. С. 72-80 (http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/1998/1/a7.html).

  26. Волков В. В. Мафия в зеркале социологии // Экономическая социология, Т.5 № 3, 2004 г., С 78-94

  27. Волков В. Силовое предпринимательство. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний Сад, 2002.

  28. Гастев А.К. Как надо работать. М., 1972.

  29. Гершуни Дж. Бюджеты времени и неформальная экономическая деятельность / Шанин Т. (ред.) Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 1999. C. 343-355.

  30. Голосенко И.А. Эмпирические исследования рабочего класса в русской немарксистской социологии начала XX века // СОЦИС. 1985. № 3.

  31. Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII, № 1. С. 76-89 или Granovetter, M. Economic Insitutions as Social Constructions: A Framework for Analysis // Acta Sociologica, Vol. 35, 1992, p. 3-11 (EBSCO) + Ридер по ЭС-2.

  32. Григорьев Л.М., Косарев А.Е. Проблема бегства капитала // Экономический журнал ВШЭ. Том 4. № 4 (2000). С. 454-474 (http://www.hse.ru/journals/main.htm).

  33. Дизель П., Маккинли Р.У. Поведение человека в организации. М., 1993.

  34. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989.

  35. Димаджио П. Культура и хозяйство / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 471-518, или Экономическая социология, Том 5, № 3. 2004. С. 45-65 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  36. Дэвис К. Концептуальный анализ стратификации // Социальная стратификация. Вып.1. М., 1992.

  37. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 3.

  38. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.

  39. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М., 2004.

  40. Зелизер, В. Создание множественных денег // Экономическая социология, Т. 3, № 4. с. 58-72 (сентябрь 2002)

  41. Зелизер В. Социальное значение денег. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. Рецензию Н.В.Зубаревич см.: Экономическая социология, Том 6, № 4. 2005 (http://www.ecsoc.msses.ru/Books.php).

  42. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. М, 1997.

  43. Израэль И. Психология мотивации или социология ограничений // THESIS. 1993. Том 1. Вып. 3. C. 92-114 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90839).

  44. Иноземцев В. За пределами экономического общества. М., 1998.

  45. История менеджмента: Учеб пособие / Под ред. Д.В.Валового. М., 1997.

  46. Капелюшников Р. «Где начало того конца?..» (к вопросу об окончании переходного периода в России) // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 138-156 (http://www.libertarium.ru/libertarium/kapelushworks).

  47. Панеях Э.Л. Формальные правила и неформальные институты и их применение в российской экономической практике // Экономическая социология, Том 2, № 4, 2001. С. 56-68 (http://www.ecsoc.msses.ru/Region.php).

  48. Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е. Трудовой кодекс: изменил ли он поведение предприятий? М., 2004.

  49. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., 2001.

  50. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. № 11.

  51. Кейнс Д. Общая теория занятости процента и денег. М., 1990.

  52. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М., 1993.

  53. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991.

  54. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001, № 3. С. 122-139 (http://ecsocman.edu.ru/ons/msg/22701).

  55. Коулман Дж. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 159-181 или Экономическая социология, Том 5, № 3. 2004. С. 35-44 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  56. Кнорр Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: Исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. С. 435-468 или Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2. С. 29-49   (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  57. Кравченко А.И., Щербина В.В. Социология труда и производства //Социология в России. М., 1998.

  58. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М., 1999.

  59. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

  60. Лапин Н.И. Пути России. М., 2000.

  61. Латов Ю.В. Экономика вне закона (очерки по теории и истории теневой экономики).

  62. Леденева А. Неформальная сфера и блат: Гражданское общество или (пост)советская корпоративность // Pro et Contra, Том 2, № 4 (1997), С. 113-124 (http://pubs.carnegie.ru/russian).

  63. Ленски Г. Статусная кристаллизация: невертикальное измерение социального статуса // Социологический журнал. 2003. № 4.

  64. Леонтьев В. Экономическое эссе. М., 1990.

  65. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г.Ясина, А.Ю.Чепуренко, В.В.Буева. М., 2003.

  66. Маркс К. Капитал. Собр. соч. 2-е изд. Т.23. М., 1960.

  67. Манхейм К. Идеология и утопия /Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 52-94.

  68. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. СПб., 1999.

  69. Мизес Л. Человеческая деятельность. М., 2001.

  70. Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. М., 1994.

  71. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

  72. Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999.

  73. Ньюстром Дж., Кейт Д. Организационное поведение. СПб., 2000.

  74. Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн. ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 211-225 или Российский журнал менеджмента. 2005. Том 3, № 2. С. 139-154, или Экономическая социология, Том 6, № 4, 2005 (http://www.ecsoc.msses.ru).

  75. Панкратов А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. М., 1988.

  76. Парсонс Т., Смелсер Н. Хозяйство и общество. Выводы / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 105-107.

  77. Парсонс Т. Cтруктура социального действия /Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. С. 93-103.

  78. Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности / Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. С. 329-353.

  79. Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология. 2003. Т.4. № 3.

  80. Платонов О.А. Русский труд. М., 1991.

  81. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973.

  82. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002. Гл.6.

  83. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд земля и деньги // THESIS. 1993. Том 1. Вып. 2, 2000. C. 10-17 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90677).

  84. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 82-104 или Экономическая социология, Том 3, № 2, 2002. С. 62-73 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  85. Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М., 1990.

  86. Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн. ред. В.В.Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. С. 303-339, или Экономическая социология. Том 4, № 5. 2003 C. 34-53 (http:// www.ecsoc.msses.ru/Transl.php). Оригинал см.: Ридер по ЭС-2.

  87. Радаев В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории // Мир России. 1995. Т.4. № 1.

  88. Радаев В.В. Домашнее хозяйство и неформальная экономика // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 64-72 или Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. Глава 14 (http://www.ecsoc.ru/books_description_ru.php).

  89. Радаев В. В. Институциональная динамика рынков и формирование новых концепций контроля (на примере рынков электро-бытовой техники): Препринт WP4/2002/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  90. Радаев В.В. К обоснованию модели поведения человека в социологии (основы «экономического империализма») // Социологические чтения. М., 1997. Вып.2.

  91. Радаев В.В. Обычные и инновационные практики // Средние классы в России: экономические и социальные стратегии. М., 2003.

  92. Радаев В. О рациональности и коллективном действии (O книге М.Олсона «Логика коллективного действия») // Вопросы экономики, 1996. № 10, С. 144-152.

  93. Радаев В. В. О сбережениях и сберегательных мотивах российского населения // Вопросы социологии № 8, 1998. с. 39-54.

  94. Радаев В.В. Основные направления развития современной экономической социологии / Радаев В.В. (ред.) Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2001.

  95. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003. Гл.1-2.

  96. Радаев В.В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et Contra (зима 1999). Т. 4, № 1. С. 5-24.

  97. Радаев В. В. Уроки финансовых пирамид, или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении // Мир России, № 2. с.39-69.

  98. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М. Центр политических технологий, 1998.

  99. Радаев В.В. Экономическая альтернатива Карла Поланьи // Экономическая социология, Том 5, № 5, 2004. С. 20-34 (http://www.ecsoc.msses.ru/NewText.php)

  100. Радаев В.В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис. 1993. № 5.

  101. Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

  102. Россия в поисках стратегии: общество и власть. М., 2000.

  103. Рязанцев И.П. Социально-экономические отношения «регион-центр»: теория, методология, анализ. М., 1998.

  104. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

  105. Смелсер Н., Сведберг Р. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология, Т. 4, № 4 (Сентябрь 2003), С. 43-61

  106. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск, 1998.

  107. Социология и общество. СПб., 2000.

  108. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т.М.Малеевой. М., 2003.

  109. Стребков, Д. О. Экономические детерминанты протестного поведения населения России // Экономическая социология. Т. 1. N 1. С. 48-66 (Сентябрь 2000)

  110. Тевено Л. Рациональность или социальные нормы: преодоленное противоречие? / Право и экономика: традиционный взгляд и перспективы развития. М.: ГУ-ВШЭ, 1999. C. 159-208. См. также: Экономическая социология. Том 2. № 1. 2001. С. 88-122 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php)

  111. Территориальное управление экономикой: Словарь – справочник / Гл. ред. В.П. Колесов, В.М. Шупыро. М., 2001.

  112. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия /Учеб.-практ. Пособие. 2-е изд. М., 2000.

  113. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 39-49 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90829).

  114. Уильямсон О.Ш. Экономические институты капитализма. М., 1996.

  115. Уорнер У.Л. Социальный класс и социальная структура // Рубеж. 1997. № 10-11.

  116. Фадеева О.П. Неформальная занятость в сибирском селе // Экономическая социология. Том 2, № 2. 2001. C. 61-93 (http:// www.ecsoc.msses.ru/Region.php).

  117. Флигстин, Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология, Т. 2, № 4, с.28-55 (сентябрь 2001).

  118. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS, 1994. Т. 2. Вып. 4. С. 20-52 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90857).

  119. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

  120. Халиков М.С. Экономическая социология регионов: распределительные отношения. М., 1999.

  121. Шаленко В.Н. Посредничество. М., 1997.

  122. Шматко Н.А. «Габитус» в структуре социологической теории // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, Том 1. № 2. С. 60-70 (http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/1998/2/4bourd.html).

  123. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.

  124. Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена: аналитический обзор // Социологический журнал, 1996. № 1–2. С. 62–81.

  125. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

  126. Щербина В.В. Социальные теории организаций: Словарь – справочник. М., 2000.

  127. Эванс П., Раух Дж. Бюрократия и экономический рост // Экономическая социология, Том 7, № 1. 2006. С. 38-60 (http://www.ecsoc.msses.ru/Transl.php).

  128. Экономика русской цивилизации. М, 1995.

  129. Этциони А. Социо-экономика: дальнейшие шаги // Экономическая социология. 2002. Том 3. № 1. 2002. С. 65-71 (http://www.ecsoc.msses.ru).

  130. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991

  131. Яковлев А.А. Корпоративное управление и реструктуризация предприятий в России: формальные институты и неформальные интересы собственников // Экономический журнал ВШЭ, Том 7, № 2, 2003. С. 221-230 (http://www.hse.ru/journals/main.htm).

  132. Яковлев А.А. Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике // Российский журнал менеджмента. 2005. Том 3, № 1. С. 27-52 (http://www.ecsocman.edu.ru/rjm/msg/218299.html).


По ресурсам библиотеки МГГУ:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Анурин В.Ф., Кравченко А.И. Социология. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.

Крутик А.Б., Решетова М.В. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

Крутик А.Б., Решетова М.В. Предпринимательская деятельность. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

Кузьмина Е.Е., Кузьмина Л.П. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Юрайт, 2013. – 475 с.

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М., 2004. – 224 с.

Организационный менеджмент / Сост. Т.В. Кочергина: http://zf.usue.ru/gallery/metod/Kafedra%20MEN/ORG%20MEN.pdf
Дополнительная литература:

Андреева Г.Н. Менеджмент конкурентоспособности фирмы. – Мурманск: МГТУ, 2012. – 120 с.

Барков С.А. Социология организаций. – М.: МГУ, 2004. – 288 с.

Богданова Е.В. Экономическая социология: http://www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/2008/08/01/0000019382/Bogdanova_E.V._programma.pdf

Богданова Е.В., Халиуллиной Л.И. Экономическая социология: www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/.../Bogdanova_E.V._programma.pdf

Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: Магистр, 1998. – 355 с.

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 485 с.

Макашева З.М. Основы менеджмента. – М.: Кнорус, 2004. – 272 с.

Объект и предмет экономической социологии: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=475662

Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2008. – 224 с.



План лекций по экономической социологии: ecsocman.hse.ru/data/623/124/1231/Plan_lektsij_Tagir.doc

Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Владос, 1995 – 296 с.



Радаев В.В. Программа дисциплины «Экономическая социология»: soc.hse.ru/.../УМУ__Экономическая_социология_-2,_спец._бакалавр....

Радаев В.В. Экономическая социология-2 (Программа учебного курса): http://ecsocman.hse.ru/data/2010/09/17/1215002950/Plan_lektsij_2009.pdf

Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 595 с.

Романов П.В. Социология менеджмента и организации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с.

Саакян А.К. Экономическая социология: Методические указания: topreferat.znate.ru/docs/index-17052.html

Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Дашков и К, 2006. – 300 с.

Социология рынка: http://freqlist.ru/sociologiya/enciklopediya-sociologii/sociologiya-rinka.html

Тощенко Ж.Т. Социология труда. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 423 с.

Экономика предпринимательства / Курс лекций: Кушлин В.И., Половинкин П.Д., Фоломьев А.Н. и др. – М.: Владос, 2001. – 240 с.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)


        1. Федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту (htth://www.ecsocman.edu.ru).

        2. Электронный журнал «Экономическая социология» (http://www.ecsoc.msses.ru ).

        3. ЭКСОЦЕНТР (Центр ресурсов по экономической социологии) (http://www.ecsoc.ru).

        4. Официальные сайты журналов («Мир России», «Социологический журнал», «Социологические исследования» и др.).

        5. Аннотации статей по социологическим исследованиям - http://ecsocman.edu.ru/db/search.html?kw=3703

        6. Федеральная служба государственной статистики - http://www.fsgs.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_2UK/_th/J_0_69/_s.7_0_A/7_0_39K/_s.7_0_A/7_0_2UK

        7. Федеральный образовательный портал по экономике, социологии и менеджементу (http://www.ecsocman.edu.ru),


Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Виртуальная справочная служба Российской национальной библиотеки - http://www.vss.nlr.ru/queries/cat.php?rid=206&prid=1

  2. Единый архив социологических данных - http://www.socpol.ru/

  3. Электронная библиотека по социологии, психологии, управлению - http://soc.lib.ru/su/

  4. Электронная библиотека социологического факультета МГУ - http://lib.socio.msu.ru/l/library

  5. Электронная библиотека НовГУ по гуманитарным дисциплинам - http://www.novsu.ac.ru/gi/beresta/


Методические указания по изучению дисциплины:

Самостоятельная работа студентов в ходе семестра является важной составной частью учебного процесса и необходима для закрепления и углубления знаний, полученных в период сессии на лекциях, практических и интерактивных занятиях, а также для индивидуального изучения дисциплины в соответствии с программой и рекомендованной литературой. Самостоятельная работа выполняется в виде подготовки домашнего задания или сообщения по отдельным вопросам, реферативного обзора, эссе.

Контроль качества самостоятельной работы может осуществляться с помощью устного опроса на лекциях или практических занятиях, проведения коллоквиума, проверки реферативных обзоров, эссе, проведения «экспресс-опросов».

Устные формы контроля помогут оценить владение студентами жанрами научной речи (дискуссия, диспут, сообщение, доклад и др.), в которых раскрывается умение студентов передать нужную информацию, грамотно использовать языковые средства, а также ораторские приемы для контакта с аудиторией. Письменные работы помогут преподавателю оценить владение источниками, научным стилем изложения, для которого характерны: логичность, точность терминологии, обобщенность и отвлеченность, насыщенность фактической информацией.



Реферативный обзор: Слово «реферат» в переводе с латинского языка (refero) означает «докладываю», «сообщаю». Реферат – это краткое изложение содержания первичного документа. Реферат-обзор, или реферативный обзор, охватывает несколько первичных документов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Общие требования к реферативному обзору: информативность, полнота изложения; объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста; корректность в оценке материала.

В реферативном обзоре студенты демонстрируют умение работать с периодическими изданиями и электронными ресурсами, которые являются источниками актуальной информации по проблемам изучаемой дисциплины.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Задачи реферативного обзора как формы работы студентов состоят в развитии и закреплении следующих навыков:


  1. осуществление самостоятельного поиска статистического и аналитического материала по проблемам изучаемой дисциплины;

  2. обобщение материалов специализированных периодических изданий;

  3. формулирование аргументированных выводов по реферируемым материалам;

  4. четкое и простое изложение мыслей по поводу прочитанного.

Выполнение реферативных справок (обзоров) расширит кругозор студента в выбранной теме, позволит более полно подобрать материал к будущей выпускной квалификационной работе.

Тематика реферативных обзоров периодически пересматривается с учетом актуальности и практической значимости исследуемых проблем для экономики страны.

При выборе темы реферативного обзора следует проконсультироваться с ведущим дисциплину преподавателем. Студент может предложить для реферативного обзора свою тему, предварительно обосновав свой выбор.

При определении темы реферативного обзора необходимо исходить из возможности собрать необходимый для ее написания конкретный материал в периодической печати.

Реферативный обзор на выбранную тему выполняется, как правило, по периодическим изданиям за последние 1-2 года, а также с использованием аналитической информации, публикуемой на специализированных интернет-сайтах.

В структуре реферативного обзора выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат. В связи с этим требованием можно предложить следующий план описания каждого источника:



  1. все сведения об авторе (Ф.И.О., место работы, должность, ученая степень);

  2. полное название статьи или материала;

  3. структура статьи или материала (из каких частей состоит, краткий конспект по каждому разделу);

  4. проблема (и ее актуальность), рассмотренная в статье;

  5. какое решение проблемы предлагает автор;

  6. прогнозируемые автором результаты;

  7. выходные данные источника (периодическое или непериодическое издание, год, месяц, место издания, количество страниц; электронный адрес).

  8. отношение студента к предложению автора.

Объем описания одного источника составляет 1–2 страницы.

В заключительной части обзора студент дает резюме (0,5–1 страница), в котором приводит основные положения по каждому источнику и сопоставляет разные точки зрения по определяемой проблеме.



Проведение коллоквиума: Коллоквиум (от латинского colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися на определенную тему из учебной программы.

Цель проведения коллоквиума состоит в выяснении уровня знаний, полученных учащимися в результате прослушивания лекций, посещения семинаров, а также в результате самостоятельного изучения материала.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:



  1. выяснение качества и степени понимания учащимися лекционного материала;

  2. развитие и закрепление навыков выражения учащимися своих мыслей;

  3. расширение вариантов самостоятельной целенаправленной подготовки учащихся;

  4. развитие навыков обобщения различных литературных источников;

  5. предоставление возможности учащимся сопоставлять разные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

В результате проведения коллоквиума преподаватель должен иметь представление:

  1. о качестве лекционного материала;

  2. о сильных и слабых сторонах своей методики чтения лекций;

  3. о сильных и слабых сторонах своей методики проведения семинарских занятий;

  4. об уровне самостоятельной работы учащихся;

  5. об умении студентов вести дискуссию и доказывать свою точку зрения;

  6. о степени эрудированности учащихся;

  7. о степени индивидуального освоения материала конкретными студентами.

В результате проведения коллоквиума студент должен иметь представление:

  1. об уровне своих знаний по рассматриваемым вопросам в соответствии с требованиями преподавателя и относительно других студентов группы;

  2. о недостатках самостоятельной проработки материала;

  3. о своем умении излагать материал;

  4. о своем умении вести дискуссию и доказывать свою точку зрения.

В зависимости от степени подготовки группы можно использовать разные подходы к проведению коллоквиума.

В случае, если большинство группы с трудом воспринимает содержание лекций и на практических занятиях демонстрирует недостаточную способность активно оперировать со смысловыми единицами и терминологией курса, то коллоквиум можно разделить на две части. Сначала преподаватель излагает базовые понятия, содержащиеся в программе. Это должно занять не более четверти занятия. Остальные три четверти необходимо посвятить дискуссии, в ходе которой студенты должны убедиться и, главное, убедить друг друга в обоснованности и доказательности полученного видения вопроса и его соответствия реальной практике.

Если же преподаватель имеет дело с более подготовленной, самостоятельно думающей и активно усваивающей смысловые единицы и терминологию курса аудиторией, то коллоквиум необходимо провести так, чтобы сами студенты сформулировали изложенные в программе понятия, высказали несовпадающие точки зрения и привели практические примеры. За преподавателем остается роль модератора (ведущего дискуссии), который в конце «лишь» суммирует совместно полученные результаты.

Тестирование: Контроль в виде тестов может использоваться после изучения каждой темы курса.

Итоговое тестирование можно проводить в форме:



  1. компьютерного тестирования, т.е. компьютер произвольно выбирает вопросы из базы данных по степени сложности;

  2. письменных ответов, т.е. преподаватель задает вопрос и дает несколько вариантов ответа, а студент на отдельном листе записывает номера вопросов и номера соответствующих ответов.

Для достижения большей достоверности результатов тестирования следует строить текст так, чтобы у студентов было не более 40 – 50 секунд для ответа на один вопрос. Итоговый тест должен включать не менее 60 вопросов по всему курсу. Значит, итоговое тестирование займет целое занятие.

Оценка результатов тестирования может проводиться двумя способами:

1) по 5-балльной системе, когда ответы студентов оцениваются следующим образом:

- «отлично» – более 90% ответов правильные;

- «хорошо» – более 80% ответов правильные;

- «удовлетворительно» – более 70% ответов правильные.

Студенты, которые правильно ответили менее чем на 70% вопросов, должны в последующем пересдать тест. При этом необходимо проконтролировать, чтобы вариант теста был другой;

2) по системе зачет-незачет, когда для зачета по данной дисциплине достаточно правильно ответить более чем на 70% вопросов.



17. Содержательный компонент теоретического материала

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница