Методические рекомендации по изучению дисциплины «этика» Целью курса этики является формирование у студентов положительной жизненной ориентации и выработка понимания морального закона



Скачать 224.88 Kb.
Дата07.06.2016
Размер224.88 Kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «ЭТИКА»

Целью курса этики является формирование у студентов положительной жизненной ориентации и выработка понимания морального закона. Это – осознание того, что моральный закон не является произвольным вымыслом людей, а проистекает из общей потребности сохранения самого человеческого бытия. Курс этики сможет способствовать, таким образом, формированию у студентов нравственной культуры, которая является фундаментом общей культуры и без которой невозможно прогрессивное развитие общества.

Задачи курса состоят в: ознакомлении студентов с основными философскими этическими учениями, а также с основными подходами в современной этике в нашей стране и за рубежом; формировании у студентов представлений о профессиональной этике в тех областях деятельности, в которых они будут трудиться, и прежде всего – об этике педагогической; обсуждении проблем этнонациональной этики под углом зрения диалога между различными национальными культурами, терпимости к представителю иных наций, религиозных конфессий и пр.

Данный курс занимает важное место в общей системе подготовки специалиста: он способствует выработке нравственных ориентиров личности, активной жизненной позиции, задаёт широкую перспективу при решении профессиональных задач, особенно в сфере управления людьми.

Студенты, прослушавшие данный курс, должны овладеть методологией и искусством нравственной рефлексии, то есть, умением анализировать собственные поступки, а также различные ситуации морального выбора с позиции гуманистических ценностей, универсального морального закона. Студенты должны осознать, что этика есть наука о должном, а не о сущем, и требуются огромные усилия воли человека, напряжённая работа над собой, совершение нравственных поступков, для того, чтобы существующая реальность хотя бы как-то соответствовала идеальным нормам разума.

Студенты должны знать:

– главные этические учения в истории философской мысли;

– современное состояние дискуссий по проблемам морали и нравственности;

– основные положения профессиональной и – особенно – педагогической этики;

– особенности понимания морального закона в иных культурах и религиозных конфессиях.

Студенты должны уметь:

– анализировать ситуации морального выбора с позиции гуманистических ценностей;

– убеждать других людей в необходимости соблюдения морального закона;

– применять историко-философские знания в области этики к конкретным жизненным ситуациям;

– ориентироваться в современных дискуссиях по общественным проблемам с позиции моральных установок и нравственных ценностей.
Семинарское занятие в вузе - форма самостоятельной работы студентов, позволяющая приобщить студентов к научному использованию источников и литературы. Именно в этом качестве она была впервые использована выдающимся учёным-историком и педагогом В.Н.Герье в Московском университете ещё в конце 19-го века. Семинар это форма творческой работы, позволяющая к тому же и закрепить и углубить имеющиеся знания.

Следует разумно организовывать работу по подготовке к семинарскому занятию. К теме каждого семинара даётся определённый план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список первоисточников и литературы, в том числе, и обязательной. Работу следует организовать в такой последовательности:

Подготовьте ответы на каждый вопрос плана. Каждое положение ответа подтверждается (если форма семинара это предусматривает) выдержкой из первоисточника. Подготовку следует отразить в виде плана в специальной тетради подготовки к семинарам.

Следует продумать ответы на так называемые «проблемно-логические» задания. Каждое из этих заданий связано с работой по сравнению различных явлений, обоснованием какого-либо тезиса, раскрытием содержания определённого понятия. Их следует продумать, а те, которые указаны преподавателем, можно выполнить как краткую письменную работу на одной - двух тетрадных страничках.

Если преподавателем поручено подготовить доклад или сообщение по какой-то указанной теме, то он готовится и в письменной и в устной форме (в расчете на 5-7 минут сообщения). После этого он должен быть на семинаре обсуждён на предмет полноты, глубины раскрытия темы, самостоятельности выводов, логики развития мысли.

На семинарском занятии приветствуется любая форма вовлечённости: участие в обсуждении, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.



Тема 1. Этика как раздел философии.
План.


  1. Философский статус этики. Этика как «практическая философия».

  2. Термины «этика», «мораль», «нравственность» их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.

  3. Правильность поступка как практический результат этического знания.

  4. Этика как «наука о морали». Этика как «жизнеучение». Теоретическая и нормативная этика, их проблематика, структура и функции.

  5. Мораль и нравственность: подходы к дифференцированию.


Вопрос для коллективного обсуждения:

Может ли этика как раздел философского знания влиять на мораль и нравственность человека и общества?



Задание для самостоятельной работы: описать любую жизненную ситуацию с точки зрения столкновения представлений о правильности поступка и представлений о полезности поступка.
Литература:

  1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.

  2. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали. Послесловие к дискуссии / Апресян Р. Г.// Вопросы философии. - 2010. - № 2. - С. 60-71.

  3. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  4. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.

  5. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  6. Нравственность для XXI века : сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М. : Аспект Пресс, 2009.


Тема 2. Этические учения античности (Аристотель, эллинизм).

План.


  1. Проблема правильного понимания счастья в концепции Аристотеля. Связь счастья и добродетели. (Аристотель «Никомахова Этика» книга 1.)

    1. Определение блага.

    2. Иерархия целей.

    3. Соотношение частного и общего блага по Аристотелю.

    4. Почему Аристотель определяет счастье как высшее благо человека?

    5. Проблема верного определения счастья.

    6. Связь счастья с делом (деятельностью) человека. Определение дела человека.

    7. Необходимость совершения поступков.

    8. Виды благ. Значение и роль внешних благ.

  2. Добродетели в концепции Аристотеля

    1. Связь добродетелей с удовольствием и страданием.

    2. Страсти, способности и устои души.

    3. Врождённый или приобретённый характер добродетелей?

    4. Добродетель как обладание срединой.

    5. Добродетели и пороки, рассматриваемые Аристотелем (в виде таблицы).

  3. Аутаркия (автаркия) киников как условие счастья (Антология кинизма).

    1. Возможно ли счастье без привязанности к миру? Групповое обсуждение.

    2. Апойдеусия и аскеза: этический и прагматический аспект.

  4. Стоицизм как этическое учение.

    1. Фатализм стоиков. (Марк Аврелий. Размышления кн. 3)

    2. Апатия (преодоление аффектов) и amor fatum (любовь к судьбе) как условие счастья.

5. Этическое учение эпикурейцев. (Эпикур «Главные мысли»).
Вопрос для коллективного обсуждения:

  1. Эвдемония (счастье) – высшая цель человеческой жизни?

  2. Возможно ли универсальное определение счастья? Если да, то как его можно сформулировать?

  3. Фатализм: плюсы и минусы с точки зрения этики?


Задание для самостоятельной работы: конспект любого первоисточника.
Литература:

  1. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  2. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.

  3. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.


Первоисточники (для первоисточников год, издание, характеристика эл. ресурса не важны!):


  1. Антология кинизма. Философия неприятия и протеста. – M.: TEPPA, 1996.

  2. Аристотель Никомахова этика (кн.1,2).

  3. Марк Аврелий. Размышления. (кн. 3) [Электронный ресурс] // Античная литература : [сайт]. – Режим доступа : http://ancientrome.ru/antlitr/mark-aur/

  4. Эпикур «Главные мысли». [Электронный ресурс] // Античная литература : [сайт]. – Режим доступа : http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358239035


Тема 3. Этика европейского Средневековья.
План.

  1. Идея Бога как нравственного абсолюта в книгах Ветхого и Нового Завета.

  2. Любовь как универсальный принцип морали в христианской этической концепции.

  3. Основные характеристики военно-феодального этоса. Идея чести, доблести и служения. Культ Прекрасной Дамы.

  4. Идея подчинения морали религии в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чём основное отличие этики Нового завета от этики Ветхого?

2. Возможна ли рецепция рыцарского этоса в условиях современного общества потребления?
Задание для самостоятельной работы: конспект первоисточника на выбор 1, 3, 5.
Литература:


  1. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.

  2. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.



Первоисточники (для первоисточников год, издание,

характеристика эл. ресурса не важны!):

  1. «Нагорная проповедь» (Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41)

  2. А. Августин Исповедь / пер. М. Е. Сергеенко ; отв. ред. Н. Н. Казанский. - СПб. : Наука, 2013.

  3. Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла Гл. 13.

  4. Ф. Аквинский Сумма теологии /  под ред. Н. Лобковица и А. В. Апполонова ; пер. А. В. Апполонова. – М. : Signum Veritatis, 2006-

  5. Хейзинга Й. Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем средневековье [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер : [сайт]. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Heizinga/_Knight.php



Тема 4. Этические учения эпохи Возрождения.
План.


  1. Особенности гуманистической этики эпохи Возрождения.

(Конспект Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»).

  1. Концепция гармонического и всесторонне развитого человека в эпоху Возрождения.

  2. Проблема утрата божественного нравственного абсолюта (По главе Обратная сторона титанизма // А.Ф. Лосев Эстетика Возрождения).

  3. Политический аморализм Макиавелли (по конспекту работы Н. Макиавелли «Государь» Гл. 15-18).

  4. Этические учения социалистов-утопистов (Т. Мор, Т Кампанелла).

  5. Этика протестантизма (индивидуальность спасения, изменение отношения к практической деятельности).


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. «Высвобождение» человека: за и против?

2. Утопические проекты с позиции этики: конструирование идеальных обществ или предтечи тоталитаризма?
Задание для самостоятельной работы: конспект первоисточника на выбор.

Литература:


  1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.

  2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  3. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.

  4. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.



Первоисточники (для первоисточников год, издание,

характеристика эл. ресурса не важны!):


  1. Лосев А.Ф. Обратная сторона титанизма // Эстетика Возрождения; Исторический смысл эстетики Возрождения. – М.: Мысль , 1998.

  2. Макиавелли Н. /пер. с итал. Г. Д. Муравьевой, Н. Я. Рыковой. – М.: Эксмо, 2012.

  3. Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

  4. Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций. 95 тезисов / пер. с лат. А. Рубана под ред. Ю. Голубца. – СПб., 2002.



Тема 5. Учение И. Канта о категорическом императиве. (2 часа)
План.
1. Понятие доброй воли, по Канту. Понятие долга. Проблема долга и склонности.

2. Понятие максимы поступка. Максима и императив. Потребность и интерес. Виды императивов: гипотетические и категорический императивы.

3. Три практических принципа категорического императива.

4. Автономия и гетерономия воли.

5. Двойственная природа человека. Возможность человеческой свободы.

6. Дилемма «должен – можешь».


Вопрос для коллективного обсуждения:

1. Этика Канта: практическое руководство или ригористическая доктрина?


Задание для самостоятельной работы: конспект первоисточника на выбор.
Первоисточники1 (для первоисточников год, издание, характеристика эл. ресурса не важны!):


  1. Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1965. – С. 228 – 242; 276. (1)

  2. Кант И. Ук. соч. – С. 236 – 237, 260, 278 – 280, 250 – 261. (2)

  3. Кант И. Ук. соч. – С. 261 – 279. (3)

  4. Кант И. Ук. соч. – С. 274 – 289. (4)

  5. Кант И. Ук. соч. – С. 292 – 309. (5)

  6. Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 115 – 124. (6)


Тема 6. Этические концепции XIX-XX вв.
План.


  1. Этика утилитаризма И. Бентама и Дж. Милля.

  2. «Имморализм» Ф. Ницше.

  3. Цель и смысл человеческого бытия в этике В. Соловьева и Н. Бердяева.

  4. Экзистенциальная этика Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера.

  5. Этическая концепция благоговения перед жизнью А. Швейцера.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Этические нормы: относительные ценности или непреложные законы?

2. Как согласовываются друг с другом индивидуальная ответственность и общественная мораль?
Задание для самостоятельной работы: конспект первоисточника на выбор.
Литература:



  1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.

  2. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  3. Нравственность для XXI века : сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М. : Аспект Пресс, 2009.

  4. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла : [сборник эссе] / Бодрийяр Ж. ; [пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской]. - 3-е изд. - М. : Добросвет, 2009


Первоисточники (для первоисточников год, издание,

характеристика эл. ресурса не важны!):


  1. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

  2. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. – М., 1990.

  3. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. – М., 1990.

  4. Милль Дж. О свободе //Антология западноевропейской классической либеральной мысли. – М., 1995.

  5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. в 2-т. – М., 1990, т.1.

  6. Соловьев В.С. Оправдание добра //Соч. в 2-т., т.1. – М., 1988.

  7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

  8. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. [Электронный ресурс] // Скепсис: научно-просветительский журнал : [сайт]. – Режим доступа http://scepsis.net/library/id_545.html

  9. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. – Изд. 3-е, испр. – М. : Академический Проект , 2011



Тема 7. Мораль и моральное сознание.
План.


    1. Специфика морали как феномена человеческого духа. Формальная и содержательная специфика морального требования.

    2. Моральные и внеморальные побудительные силы поведения. Долг и склонность.

    3. Понятие морального сознания.

    4. Психология морали.

    1. Основные понятия психологии морали: моральная установка, моральный мотив, моральное переживание, моральная интенция.

    2. Рациональное и эмоциональное в морали. Моральный выбор как результат «противоборства» разума и чувств.

    3. Проблема свободы воли в контексте психологии морали.

  1. Доконвенциональное, конвенциональное и постконвенциональное моральное сознание.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Свобода воли: очевидность или иллюзорность?



Задание для самостоятельной работы: описать одну ситуацию морального выбора с точки зрения: доконвенционального, конвенционального и постконвенционального морального сознания.
Литература:

  1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.

  2. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали. Послесловие к дискуссии / Апресян Р. Г.// Вопросы философии. - 2010. - № 2. - С. 60-71.

  3. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  4. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Нравственность для XXI века : сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М. : Аспект Пресс, 2009.

  6. Апресян Р.Г. Идея морали. – М.: ИФРАН, 1995.

  7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб. : Питер, 2005.

  8. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.


Первоисточники:


  1. Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000.

  2. Райл Г. Понятие сознания. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.


Тема 8. Моральные ценности. Добро и зло.
План.

1. Понятие ценности. Положительные и отрицательные, абсолютные и относительные, объективные и субъективные ценности.

2. Добро и зло как ключевые моральные понятия. (Проблема определения, проблема относительности и абсолютности).
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Абсолютное добро и зло: проблема определения?



2. Благо в основании действия или в его последствиях?
Задание для самостоятельной работы: мини-эссе письменно обосновать свою точку зрения на определение поступка в качестве доброго (благого).
Литература:

  1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.

  2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  3. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.

  4. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  5. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла : [сборник эссе] / Бодрийяр Ж. ; [пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской]. - 3-е изд. - М. : Добросвет, 2009


Первоисточники:

  1. Бубер М. Образы добра и зла. // Бубер М. Два образа веры. – М: АСТ, 1999. – С. 162 – 201.

  2. Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 89 – 160.

  3. Лосский И.О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – С. 286 – 307, 344 – 361.

  4. Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1988. – С. 543 – 548.

  5. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.

  6. Фромм Э. Гуманистический психоанализ : хрестоматия / Фромм Э. ; сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. - СПб. : Питер, 2002.



Тема 9. Мораль и общество.
План.


  1. Гражданское общество и его ценности (плюрализм, автономия, толерантность).

  2. Политика, власть, мораль: проблема соотношения.

  3. Хозяйственная этика как результат применения социально-этических критериев к экономике (хозяйствованию).

  4. Проблема соотношения между нравственностью и экономической эффективностью.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Общественно или индивидуальное благо, что первично?

  2. Прагматизм или этическая правильность, что первично в основании социального бытия?


Задание для самостоятельной работы (в письменном виде): привести и раскрыть примеры резонансных политических и экономических решений, принятых как на основании прагматических (не менее трёх), так и этических соображений (не менее трёх).
Литература:


  1. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали. Послесловие к дискуссии / Апресян Р. Г.// Вопросы философии. - 2010. - № 2. - С. 60-71.

  2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  3. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  4. Орлянский Е. А. «Экономизм» как источник кризисов в современной рыночной экономике // Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010


Первоисточники:


  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. соч. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44 – 95.

  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Наука, 1991.

  3. Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. – М.: Ad Marginem, 1995.

  4. Кропоткин П.А. Этика. – М.: Республика, 1991.

  5. Мандевиль Б. Басня о пчёлах. – М.: Мысль, 1974.

  6. Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996.

  7. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1995.

  8. Соловьёв В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1988.

  9. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1993.

  10. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. (III. Дисциплина). / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. – М.: Ad Marginem. 1999.



Тема 10. Прикладная этика.
План.

  1. Моральный выбор как практическая проблема.

  2. Экологическая этика.

  3. Проблема смертной казни.

  4. Аборты как этико-моральная проблема.

  5. Проблема эвтаназии.

  6. Медицинские и генетические эксперименты: этический аспект.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Прикладная этика как профессия/сфера деятельности: проблемы и перспективы?


Задание для самостоятельной работы: написать эссе по любой проблеме прикладной этики.
Литература:

  1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.

  2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  3. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  4. Нравственность для XXI века : сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М. : Аспект Пресс, 2009.

  5. Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы. Сборник ст. / Под ред. В. Ю. Перова, Д. А. Гусева. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2011.


Тема 11. Этические проблемы насилия и ненасилия.
План.
1. Понятия насилия и ненасилия. Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы – этическая основа ненасилия.

2. Философия непротивления злу насилием Л.Н. Толстого и её критика И.А. Ильиным.

3. Этика ненасилия. Добро и насилие. Основные аргументы за и против применения насилия «во благо» другого человека.

4. Ненасилие как политическая программа: М.К. Ганди.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Ненасилие как этическое правило: за и против?


Задание для самостоятельной работы: конспект первоисточника на выбор.
Литература:

  1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла : [сборник эссе] / Бодрийяр Ж. ; [пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской]. - 3-е изд. - М. : Добросвет, 2009

  2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  3. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.

  4. Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. – Мурманск: Мурманское обл. кн. изд-во, 2004. – № 3. Проблема насилия и ненасилия.

  5. Ненасилие: философия, этика, политика. – М.: Наука, 1993.

  6. Нравственность для XXI века : сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М. : Аспект Пресс, 2009.

  7. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки / под ред. Р.Г.Апресяна. – М.: Аслан, 1996.

  8. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  9. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.


Первоисточники:

  1. Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Восточная литература, 1969.

  2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Ильин И.А. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. – С. 307 – 326, 339 – 353, 360 – 416, 426 – 448, 470 – 479.

  3. Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. М.: Мысль, 1988. – С. 281 – 300, 339 – 357.

  4. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. – Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С.166 – 231, 360 – 396.



Основная литература:

:

  1. Постигая добро : сборник статей : к 60-летию Рубена Гранатовича Апресяна / ФГБУН Ин-т философии РАН ; [отв. ред. и сост. О. В. Артемьева, А. В. Прокофьев]. - М. : Альфа-М, 2013.

  2. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали. Послесловие к дискуссии / Апресян Р. Г.// Вопросы философии. - 2010. - № 2. - С. 60-71.

  3. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008

  4. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М., 2009.

  5. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012.

  6. Нравственность для XXI века : сб. статей / под ред. Ю. М. Антоняна ; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М. : Аспект Пресс, 2009.

  7. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла : [сборник эссе] / Бодрийяр Ж. ; [пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской]. - 3-е изд. - М. : Добросвет, 2009

Первоисточники и дополнительная литература:


  1. Адорно Т.В. Проблемы философии морали. – М.: Республика, 2000.

  2. Андреев Д. Роза Мира. – М.: Иной мир, 1992 (или другое издание).

  3. Антология ненасилия. – Москва-Бостон, 1992.

  4. Апресян Р.Г. Идея морали. – М.: ИФРАН, 1995. – С. 7 – 28.

  5. Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Максимов Л.В. О систематизации этического знания // Философские науки, 1997. – № 1. – С. 64 – 72.

  6. Апресян Р.Г., Василенко Л.И.и др. Этика: абсолюты и здравомыслие. // Человек. – М., 1996. – № 5.

  7. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4-х т.т. – Т. 4. – М., 1984.

  8. Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

  9. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Наука, 1991. – С. 35 – 37.

  10. Бубер М. Образы добра и зла. // Бубер М. Два образа веры. – М: АСТ, 1999. – С. 162 – 201.

  11. Буталова А.Ю. Идея нравственного воспитания в рациональной этике Иммануила Канта. / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2003.

  12. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избр. соч. – М.: Прогресс, 1990. – С. 44 – 95. (4)

  13. Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – С. 4 – 19.

  14. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М.,1994.

  15. Ганди М.К. Моя жизнь. – М.: Восточная литература, 1969.

  16. Ганди. Моя вера в ненасилие. – Мартин Лютер Кинг. Любите врагов ваших. – Гусейнов А.А. Этика ненасилия. // Вопросы философии. – М., 1992. – № 3.

  17. Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники. – М.:Ad Marginem, 1995.

  18. Ги де Маллак. Мудрость Льва Толстого. – М., 1995.

  19. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – Разд. 1, 2.

  20. Гоббс Т. Левиафан. // Гоббс Т. Избр.соч.: В 2-х т.т. – Т. 2. – М., 1964.

  21. Гулыга А. Иммануил Кант. – М.: Молодая гвардия, 1981.

  22. Денисов В. Размышления о насилии в современном мире. // Россия и современный мир. –М., 2002. – № 1.

  23. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. – М., 1989.

  24. Жульев В.К. Бог и человек: Основы этики. – М., 1992.

  25. Иванов В.Г. История этики средних веков: Уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по филос. спец. и филос. напр. – СПб., 2002.

  26. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. // Ильин И.А. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М.: Московский философский фонд; Медиум, 1993. – С. 307 – 326, 339 – 353, 360 – 416; 426 – 448, 470 –479.

  27. Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Соч.: в 6-ти т. – Т. 4. – М.: Мысль, 1965. – С. 228 – 309.

  28. Кант И. Религия в пределах только разума. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. –С. 89 – 160.

  29. Капустин Б.Г. Мораль и политика. // Вопросы философии. – М., 2001. – № 2.

  30. Карпинская Р.С. Натуралистическое сознание и космос. // Философия русского космизма. –М., 1996.

  31. Колесов Д.В. Нравственность и пол: Психологические аспекты: Учебное пособие. – М., 2000.

  32. Кочетков Г. Беседы по христианской этике. – М., 1995. – Выпуски 1, 2.

  33. Кропоткин П.А. Этика. / Под ред.Ю.В. Гридчина. – М., 1991.

  34. Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. – М.: Наследие, 1996.

  35. Лосев А.Ф. Этика как наука. // Человек. – М., 1995. – № 2.

  36. Лосский И.О. Бог и мировое зло. – М.: Республика, 1994. – С. 286 – 307, 344 – 361.

  37. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

  38. Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып.3. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 61 – 74.

  39. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. – М.: Философское общество СССР, 1991. – С. 56 – 74.

  40. Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий. // Этическая мысль. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. – С. 14 – 22.

  41. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990.

  42. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. // Квинтэссенция: Философский альманах’91. – – М.,1992.

  43. Мандевиль Б. Басня о пчелах. – М.: Мысль, 1974.

  44. Мей Р. Воля. // Судьба и воля. Психология свободы: Хрестоматия. – Минск-Москва, 2000.

  45. Мейен С.В. Принцип сочувствия. // Пути в незнаемое. – М., 1997.

  46. Мелешко Е.Д. Философия непротивления Л.Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. – Тула: ТПГУ им. Л.Н.Толстого, 1999.

  47. Мур Дж.Э. Природа моральной философии. – М.,1999.

  48. Мусхелишвили Н.Л. и др. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе. // Вопросы философии. – М., 1996. – № 11.

  49. Наука и бизнес на Мурмане: Научно-практический журнал. – Мурманск: Мурманское обл. кн. изд-во, 2004. – № 3. Проблема насилия и ненасилия.

  50. Нейхауз Р.Д Бизнес и Евангелие. – М., 1994.

  51. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни (исторический ракурс). – М.: ИВИ РАН, 2000.

  52. Ненасилие: философия, этика, политика. – М.: Наука, 1993.

  53. Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск, 1995.

  54. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение. // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т.т. – Т. 2. – М., 1990.

  55. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Алетейя, 1999.

  56. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. / Под ред. Р.Г.Апресяна. – М.: Аслан, 1996.

  57. Орлянский Е. А. «Экономизм» как источник кризисов в современной рыночной экономике // Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010.

  58. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс: Учебник. – М.: Серебряные нити, 1998. С. 18 – 20.

  59. Разин А.В. Нравственный мир человека. – М., 2003.

  60. Разум, воля, успех: О философии поступка. – Л.,1990.

  61. Райл Г. Понятие сознания. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 70 – 121.

  62. Рерих Е. Основы буддизма. – Таллин, 1990.

  63. Рзаев Д.А. Проблема насилия и ненасилия в ракурсе двух научно-практических форумов (Информационно-критическое обозрение) // Юридическая мысль. – СПб., 2003. – № 4, 5.

  64. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. – М., 1996.

  65. Римские стоики. Сенека. Эпикур. Марк Аврелий. – М.,1995.

  66. Рих А. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – С. 76 – 80, 273 – 304, 404 – 453.

  67. Розов М.А. Прошлое как ценность. // Путь. – М., 1992. – № 1.

  68. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – С. 211 – 212.

  69. Сенека и др. Если хочешь быть свободным: Книга о воспитании. – М., 1992.

  70. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. – М.: МГУ, 1978.

  71. Скрипник А.П. Моральное зло. – М.: Политиздат, 1992.

  72. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. – М., 2001.

  73. Соловьев В.С. Нравственность и политика. // Соловьев В.С. Соч.: в 2-х т.т. – Т. 1. – М., 1989.

  74. Соловьев В.С. Оправдание добра. // Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. – Т. 1. М.: Мысль, 1988. – С. 543 – 548.

  75. Сосновский А.В. Лики любви: Очерки истории половой морали. – М.,1992.

  76. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.

  77. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22-х т.т. – Т. 16. – М.: Художественная литература, 1983. – С.166 – 231, 360 – 396.

  78. Трубецкой Е.Н. Мировая бессмыслица и мировой смысл. // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994.

  79. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: республика, 1993.

  80. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.

  81. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. (III. Дисциплина) / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. – М.: Ad Marginem. 1999.

  82. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. – Львов, 1996.

  83. Чернышевский Н.Г. Что делать? – М., 1985.

  84. Шачин С.В., Шачина А.Ю. И. Кант о нравственном воспитании. // Мурманский берег. / Культурологический альманах. – Мурманск, 2005. – С. 268 – 285.

  85. Шачина А.Ю. Идеи нравственного воспитания в рациональной этике И. Канта. – Мурманск, 2009.

  86. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. / Под ред. Гусейнова и др. – М., 1992.

  87. Шрейдер Ю.А. Учение св. Фомы Аквинского и проблемы современного общества. // Теология. – М., 1993. – № 1.

  88. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. // Новый мир. – М., 1994. – № 8.

  89. Юсим М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990.


Электронные ресурсы:

  1. PSYLIB: самопознание и саморазвитие: Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/index.html

  2. Библиотека Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php?mode=author

  3. Образовательный центр «Этика» (сайт Института Философии Российской Академии Наук).– Режим доступа: http://iph.ras.ru/ethics.htm

  4. Профессиональный сайт профессора А.А. Гусейнова. – Режим доступа: http://guseinov.ru/index.html

  5. Сектор этики (сайт Института Философии Российской Академии Наук). – Режим доступа: http://iph.ras.ru/ethics.htm

  6. Философский портал. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/

  7. Цифровая библиотека по философии (раздел Этика и эстетика). – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/c0033_1.shtml

  8. Экологическая этика: научно-образовательный ресурсный центр. – Режим доступа: http://www.ecoethics.mrsu.ru/arts/4/

  9. Электронная научная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp

  10. Этика: образовательный ресурсный центр. – Режим доступа: http://www.ethicscenter.ru/

  11. Античная литература : [сайт]. – Режим доступа : http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358239035



1 Данное занятие предполагает использование для подготовки только текста указанных первоисточников без обращения к критической литературе.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница