Методические рекомендации по изучению дисциплины «Философия социальной безопасности молодёжи»



страница1/2
Дата30.04.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Философия социальной безопасности молодёжи»

040101.65 Социальная работа
«Философия социальной безопасности молодежи»

040104.65 – Организация работы с молодёжью


Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности


040101.65 Социальная работа

040104.65 – Организация работы с молодёжью

Автор: Шовина Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры социальных наук.

Цель освоения дисциплины «Философия социальной безопасности молодежи» - дать представление о сущности и значении социальной безопасности молодежи и ее месте в системе национальной и внутренней безопасности государства, об основных угрозах и рисках в молодежной среде, о влиянии социальных последствий глобализации на безопасность молодежи, о возрастании значения в жизни общества активной политической позиции молодёжи и её гражданской ответственности за прогрессивное развитие современного российского общества.

Основные задачи курса Философия социальной безопасности молодежи»

- дать студентам в системном целостном изложении социологические знания и представления о сфере безопасности человека, общества и государства в условиях развития России и глобальных изменений в мире;

- углубление и систематизация знаний студентов по вопросам общественно-политической жизни общества;

- раскрыть особенности действий государства в области социальной безопасности и социального развития молодежи;

- рассмотреть проблемы молодежи в обществе в условиях неопределенности и риска;

- расширить представления студентов о путях и механизмах формирования и осуществления государственной молодёжной политики политики в РФ;

- воспитание социальной активности, гражданской позиции в решении вопросов социальной политики.

Курс «Философия социальной безопасности молодежи» в известном смысле синтезирует материалы социально-политических дисциплин, как гуманитарного цикла, так и социально-педагогического характера. Усвоение  именно такого интегрального курса  важно для будущего профессионала в сфере организации работы с молодёжью с точки зрения учебной и научной дисциплины. Проблемное поле, охватываемое курсом, включает основные направления государственной национальной и молодёжной политики современной России. Курс разбит на отдельные темы, содержит рекомендации по научным источникам.



В результате изучения материалов курса студенты должны:

Знать:

  • предметное поле и основные проблемы социальной безопасности молодежи,

  • основные работы классикой гуманитарной и социальной безопасности,

  • основные нормативно-правовые документы, регламентирующие поддержание государственной национальной безопасности;

  • актуальные проблемы научно-технического прогресса в условиях трансформации социумов;

  • особенности общественно-политической системы Российской Федерации на современном этапе;

  • основные направления молодёжной политики государства и пути ее реализации.

Уметь:

  • осуществлять системный анализ социальных проблем;

  • осуществлять социологический анализ проблем безопасности молодежи в современном российском обществе;

  • анализировать сущность, содержание и цели современной молодёжной политики государства;

  • выявлять социально-политические подходы к воспитанию и формированию личности как объекта социальной политики государства;

  • формировать молодёжные группы и объединения в целостные коллективы гуманистической направленности

Владеть:

  • основами культуры современного социального мышления, общественной и
    профессиональной деятельности;

  • способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей деятельности как специалиста и гражданина своей страны;

  • пониманием социальной значимости своей будущей профессии, выполнения профессиональной деятельности.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. раб

Раздел I.

Теоретико-методологические основы изучения философии социальной безопасности молодежи

14

6

8

-




1.

Безопасность: понятие, классификация, концептуальные подходы

2

2

-

-




2.

Национальная безопасность Российской Федерации в условиях современного мира

2

2

4

-




3.

Социальная безопасность: подходы к определению, критерии и угрозы

2

2

-

-




4.

Международная правовая основа социальной безопасности молодежи

4

-

4







Раздел II.

Основные направления философского осмысления социальной безопасности молодежи

26

16

10







5.

Социальная безопасность молодежи как социальное обеспечение

2

2

-

-




6.

Этнокультурная безопасность: понятие, проблемы и приоритеты обеспечения

4

2

2

-




7.

Демографическая составляющая социальной безопасности молодежи

4

2

2

-




8.

Экономическая безопасность как составная часть социальной безопасности молодежи

4

2

2

-




9.

Информационная безопасность как составная часть социальной безопасности молодежи

4

2

2

-




10.

Военная безопасность как составная часть социальной безопасности России

4

2

2

-




Раздел III.

Перспективы решения проблем социальной безопасности молодежи
















11.

Проблемы глобализации и возможности обеспечения социальной безопасности современного общества и молодежи

4

4

-

-







Итого:

40

22

18







Содержание практических занятий
Практическая работа № 1 (4 часа)

Тема 2. Национальная безопасность Российской Федерации в условиях современного мира

План:

1. Проблемы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации.

2. Организационно-правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ:

- Совет Безопасности Российской Федерации как основной конституционный орган обеспечения национальной безопасности страны;



- Нормативно-правовое закрепление феномена национальной безопасности в Законах Российской Федерации и других документах («О безопасности» (2010), «О противодействии терроризму» (2006), Концепции национальной безопасности Российской Федерации (отменена), Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., в Приоритетных национальных проектах, в ежегодном Послании президента РФ Федеральному Собранию РФ, в выступлениях Президента РФ В.В.Путина).
Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите нормативно-правовые акты, в которых впервые безопасность была провозглашена одним из неотъемлемых прав человека.

  2. Укажите основные этапы эволюции содержания понятия "безопасность".

  3. Где впервые возникает понятие "безопасность" как продукт политического сознания, философской рефлексии?

  4. Обозначьте основные подходы к рассмотрению понятия "безопасность".


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить ответы на вопросы плана.

  2. Подготовить выступления на следующие темы:

    1. - О. Шпицберген: территориальные притязания разных стран.

    2. - Китай и Россия: добрососедство или противостояние?

    3. - Влияние «цветных» революций в странах СНГ на социально-политическое положение России.

  3. Прочитать «Бюджетное послание Президента РФ "О бюджетной политике в 2013 – 2015 годах» и «Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ». Выделить основные направления обеспечения национальной безопасности России в целом и молодежи в частности.

  4. Прочитать и проанализировать ФЗ РФ "О безопасности"(2010) и Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года (2009). Выписать основные направления обеспечения национальной безопасности, используемые механизмы достижения поставленных целей и критерии.

  5. Подготовить краткие выступления по основному содержанию и механизмам достижения целей Приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «АПК», «Доступное и комфортное жилье».


Основная литература:

    1. Рыбкин В.Р. Философия социальной безопасности молодежи: Курс лекций – Мурманск: МГГУ, 2011. – 226 с.

    2. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебное пособие. - М., 2009. - 422 с.

    3. Чмыхало А. Ю. Социальная безопасность: Учебное пособие — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.

    4. Бюджетное послание Президента РФ о Бюджетной политике в 2013 - 2015 гг.

    5. Послание Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию РФ в 2012 г.

    6. Приоритетные национальные проекты: Здоровье, Образование, АПК, Доступное и комфортное жилье http://national.invur.ru/index.php?id=2

    7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года http://www.scrf.gov.ru/documents/1/99.html

    8. Федеральный закон "О безопасности" (2010) http://www.scrf.gov.ru/documents/1/111.html

    9. Национальная безопасность России в оценках экспертов: Аналитический отчет по результатам экспертного опроса / Под ред .М.К. Горшкова. - МОСКВА: РАН, Инс-т социологии, исследоват.группа ЦИРКОН, 2010.



Дополнительная литература:

  1. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность: Хрестоматия. – Киев, 2009. – 603 с.

  2. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность: Монография.– К. : Основа, 2012. - 530 с.

  3. Сайт Совета Безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/index.html

  4. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию / Под ред. В. Михеева. - Моск. Центр Карнеги. — М., 2005. — 647 с.

  5. Моздаков А.Ю. Социально-философские проблемы безопасности: Автореф. дисс. к.ф.н. – Великий Новгород, 2008. – 20 с.

  6. Арбатов А. Уравнение безопасности. - М.: РОДП "Яблоко", 2010. - 296 с.


Практическая работа № 2 (4 часа)

Тема 4. Международная правовая основа социальной безопасности молодежи

План:

  1. Всемирная декларация прав человека

  2. Всемирная декларация о ликвидации голода и недоедания

  3. Копенгагенская декларация о социальном развитии

  4. Декларация о правах инвалидов

  5. Декларация социального прогресса и развития

  6. Основные положения Европейской социальной хартии

  7. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения

  8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах


Вопросы для обсуждения:

  1. Какие из вышеперечисленных документов, на ваш взгляд, в наибольшей степени отражают необходимость международной социальной безопасности молодежи? Почему? Аргументируйте свой ответ.

  2. Какие международные документы необходимо включить в список документов, обеспечивающих нормативную основу поддержания социальной безопасности молодежи? Почему? (Европейская конвенция о содействии транснациональной долгосрочной добровольной службе молодежи; Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований)

  3. В какой мере положения вышеперечисленных международных документов нашли свое отражение в законодательных документах РФ по обеспечению социальной безопасности молодежи России?


Задания для студентов:

1. Прочитать перечисленные в плане занятия документы. Дать их краткую характеристику и проанализировать содержащиеся в них положения с точки зрения поддержания социальной безопасности молодежи на международном и внутригосударственном уровнях.
Основная литература:

  1. Всемирная декларация о ликвидации голода и недоедания

  2. Всемирная декларация прав человека

  3. Декларация о правах инвалидов

  4. Декларация социального прогресса и развития

  5. Европейская социальная хартия

  6. Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения

  7. Копенгагенская декларация о социальном развитии

  8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

  9. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность: Хрестоматия. – Киев: Основа, 2009. – 603 с.

  10. Европейская конвенция о содействии транснациональной долгосрочной добровольной службе молодежи.

  11. Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований.


Дополнительная литература:

  1. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность : Монография / Д. В. Зеркалов.– К. : Основа, 2012. - 530 с.

  2. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учеб. пособие. - М., 2009. - 422 с.

  3. Поликарпов В.С. Философия безопасности. СПб. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2001. – 108 с.

  4. Рыбкин В.Р. Философия социальной безопасности молодежи: Курс лекций – Мурманск: МГГУ, 2011. – 226 с.

  5. Арбатов А. Уравнение безопасности. - М.: РОДП "Яблоко", 2010. - 296 с.



Практическая работа № 3

Тема 6. Этнокультурная безопасность: понятие, проблемы и приоритеты обеспечения

План:

1. Понятие «этнокультурная безопасность»: подходы к определению



2. Этнические миграции как угроза этнокультурной безопасности России
Вопросы для обсуждения

  1. Какое влияние оказывает этнокультурный фактор на состояние безопасности человека в обществе?

  2. Какие угрозы безопасности влечет за собой процесс увеличения нелегальной (неконтролируемой) миграции в современном мире?

  3. Укажите основные направления современных мировых миграций населения.


Задания для студентов:

  1. Подготовить ответы на вопросы плана.

  2. Выписать из 3-х различных словарей определение понятий «этнос», «нация», «народ». Сравнить между собой, выделить отличия.

  3. Подготовить выступление по статьям Шабаева Ю.П. “Бунтующая этничность” на европейском севере России // Общественные науки и современность. 2006. № 3. С. 95-104; Ярской В. Н. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. 2012. № 6. С. 46-53.

  4. Прочитать статью и подготовить выступление по статье Шипилова «Свои», «чужие» и другие. От античности до современности». Верен ли, на ваш взгляд тезис о том, что «сословная и национальная идентичность антагонистичны, в гражданско-демократическом обществе доминирует тип идентичности, определяемый оппозицией "свои - чужие", а в стратифицированном обществе, основанном на политическом неравенстве различных социальных слоев, доминирует идентичность, определяемая оппозицией "высшие - низшие". Правомочно ли на ваш взгляд связывать толерантность с демократией, рассматриваемой как вневременное и синонимичную благу как таковому, а нетерпимость приписывать авторитарным и тоталитарным режимам последних столетий?

  5. Прочитать и проанализировать Указ Президента РФ "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (2012) и статью из «Российской газеты» Федеральный выпуск № 5886 (213) от 17.09.2012. «Соотечественникам упростили процедуру возвращения в Россию из-за рубежа» (режим доступа: http://www.rg.ru/2012/09/17/pereselenie.html) Быть готовыми к обсуждению.

  6. Прочитать, быть готовым к обсуждению следующего документа: Региональная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера» на 2009–2013 годы.



Основная литература:

  1. Указ Президента РФ "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (2012) http://президент.рф/acts/16483

  2. Региональная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера» на 2009–2013 годы

  3. Грицюк М. Соотечественникам упростили процедуру возвращения в Россию из-за рубежа // Российская газета" - Федеральный выпуск №5886 (213) (режим доступа: http://www.rg.ru/2012/09/17/pereselenie.html

  4. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность : Монография / Д. В. Зеркалов.– К. : Основа, 2012. - 530 с.

  5. Миграция и национальная безопасность: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. — М.: МАКС-Пресс, 2003. — Вып. 11. — 148 с.

  6. Поликарпов В.С. Философия безопасности. СПб. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2001. – 108 с.

  7. Соколовский С. Национальные меньшинства в постсоветской России: международно-правовые аспекты // Диаспоры. – 2011. – декабрь. - № 2. - С. 178-196http:// www.demoscope.ru/weekly/2012/0531/analit04.php

  8. Чмыхало А. Ю. Социальная безопасность: Учебное пособие — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.


Дополнительная литература:

  1. Беленко Н.М. Этнокультурное развитие регионов России на 2006-2008 годы // http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Belenko/

  2. Проект Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)» / Министерство регионального развития Российской Федерации, 2005. Главный разработчик и куратор – А.В. Журавский

  3. Лепяхова С.В. Политико-правовое обеспечение этнокультурной безопасности в Российской Федерации: дис. к.ю.н.. – Ростов н/ Д.: Рост. юрид. ин-т МВД РФ.

  4. Соколовский С.В. Права меньшинств. – М., 1997.

  5. Шабаев Ю.П. “Бунтующая этничность” на европейском севере России // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 95-104.

  6. Ярская В. Н. Язык мой - враг мой: расистский дискурс в российском обществе // Социологические исследования. - 2012. - № 6. - С. 46-53.

  7. Шипилов А.В. «Свои», «чужие» и другие. От Античности до современности» // Социологические исследования. – 2006. - № 5. – С. 103 – 112.

  8. Соколовский С.В. Права меньшинств: антропологические, социологические и международно-правовые аспекты. – М.: „Транспечать", 1997. – 122 с.


Практическая работа № 4 (2 часа)

Тема Демографическая составляющая социальной безопасности

План:

1. Демографическая безопасность: подходы к определению

2. Демографический кризис как угроза социальной безопасности современной России
Вопросы для обсуждения:


  1. Как изменяется численность населения в развитых и развивающихся странах?

  2. Каковы пути преодоления демографического кризиса в развитых странах мира?

  3. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в Российской федерации?

  4. Каковы пути решения демографического кризиса в современной России?


Задания для студентов:

  1. Подготовить ответы на вопросы плана.

  2. Подготовить выступление по статье Рыбаковского Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты и миграция // Миграция и национальная безопасность: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. — М.: МАКС-Пресс, 2003. — Вып. 11. Быть готовым к обсуждению основных положений статьи.

  3. Подготовить выступление по статье А.В. Воронцова «Демографическая безопасность России».



Основная литература:

  1. Рыбкин В.Р. Философия социальной безопасности молодежи: Курс лекций – Мурманск: МГГУ, 2011. – 226 с.

  2. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность : Монография / Д. В. Зеркалов.– К. : Основа, 2012. - 530 с.

  3. Поликарпов В.С. Философия безопасности. СПб. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2001. – 108 с.

  4. Чмыхало А. Ю. Социальная безопасность: Учебное пособие — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.

  5. Воронцов А.В. Демографическая безопасность России. Режим доступа: свободный http://www.cprfspb.ru/7499.html


Дополнительная литература:

  1. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность: Хрестоматия. – Киев: Основа, 2009. – 603 с.

  2. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебное пособие. - М., 2009. - 422 с.

  3. Миграция и национальная безопасность: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. — М.: МАКС-Пресс, 2003. — Вып. 11.


Практическая работа № 5 (2 часа)

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница