Методические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических исследованиях»



Скачать 184.21 Kb.
Дата26.06.2016
Размер184.21 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Интервью в социологических исследованиях»

для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки 040100.62 «Социология» и специальности 040100.65 «Социология»

Автор: Недосека Е.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины Интервью в социологических исследованиях - сформировать теоретические знания, практические умения и навыки об интервью как методе социологического исследования.

Основные задачи курса "Интервью в социологических исследованиях":

  • систематизация и интеграция современных теоретических социологических знаний о методах исследования;

  • определение теоретических и методологических основ интервью как метода социологического исследования;

  • приобретение опыта интервьюирования в профессиональных и учебных проблемных ситуациях;

  • повышение уровня профессиональной компетентности студентов-социологов;

  • использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности.

Дисциплина «Интервью в социологических исследованиях» относится к вариативной (профильной части) профессионального цикла дисциплин (Б3).

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 (3 курс)

Вариант 2 (1 курс)

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.ч./в интеракт.ф

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.




Тема 1. Основные функции интервью в социологическом исследовании.

Тема 1 и 2 для практических занятий. Структура и функции программы социологического исследования. Вводная часть программы как замысел исследования: содержание и способы разработки






2

4










2

10










Тема 2. Диалог качественной и количественной методологий.




2













2













Тема 3. Типы и виды интервью.

Тема 3 для практического занятия. Разработка основных «слабых» моментов в зависимости от

вида интервью.





4

4










6

4










Тема 4. Методика и техника интервьюирования.

Тема 4 и 5 практических занятий. Планирование проведения интервью. Разработка инструментария. Практика проведения интервью: институциональные, организационные и психологические рамки.






6

4










2

12










Тема 5. Обработка данных интервью.

Тема 7 практического занятия. Оценка отчета и презентация данных интервью.






2

4










2

6










Тема 6. Роль общения в социологическом исследовании.

Тема 6 практического занятия. Коммуникативная адекватность интервью.






2

4










2

4










Тема 7. Психологические особенности респондентов.




2













2













Всего




20

20










22

36








Содержание практических занятий

Тема 1. Структура и функции программы социологического исследования

(4 часа)

План:

1. Понятие программы социологического исследования.

2. Основные функции программы в социологическом исследовании.

3. Структура программы социологического исследования.

4. Вводная часть программы и ее назначение.

5. Теоретико-методологическая часть программы и ее назначение.

6. Методико-процедурная часть программы и ее назначение.

7. Аналитически-объяснительная часть программы и ее назначение.

8. Принципы программно-целевого подхода и их использование в построении программы социологического исследования.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Принципы программно-целевого подхода.

2. Использование принципов программно-целевого подхода в построении программы социологического исследования.
Основная литература:


  1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований : Учебник для студ. гуманит.вузов и аспиpантов / Батыгин Г. С. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 286 с.

  2. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования / Бутенко И. А. ; Ин-т "Открытое о-во". - М. : Тривола, 1998. - 224 с.

  3. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие / Девятко И. Ф. - 3-е изд. - М. : Книжный дом "Университет", 2003. - 293, [2] с.

  4. Добреньков В. И. Методы социологического исследования : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / Добреньков В. И., Кравченко А. И. ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 768 с.

  5. Общая социология. Теория и прикладные исследования : учеб. пособие / В. А. Ядов [и др.] ; СПб. гос. ун-т, СПб. филос. о-во, Северо-Западный социолог. науч.-исслед. центр "Социум". - СПб. : СПб. филос. о-во, 2001. - 440 с.


Дополнительная литература:

    1. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - 3-е изд. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 480 с.

    2. Страусс А. Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техники / Страусс А., Корбин Д. ; пер. с англ. [и послесл.] Т. С. Васильевой. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 254 с.

    3. Шарков Ф. И. Социология. Теория и методы [Электронный ресурс] : учебник / Шарков Ф. И. ; Междунар. академия бизнеса и управления. - М. : Экзамен, [200-]. - 1 электрон. опт. диск.

    4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / Ядов В. А. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.

Тема 2. Вводная часть программы как замысел исследования: содержание и способы разработки (6 часа)

План:

1. Обоснование актуальности темы.

2. Социологическая проблема.

3. Выделение объекта исследования.

4. Определение разработанности темы и предмета исследования.

5. Проблемная ситуация.

6. Принципы формулирования темы.

7. Выбор цели и задач исследования.



8. Особенности постановки цели и задач в различных видах социологического исследования.
Практическое задание:

  1. Проблемная ситуация. Принципы формулирования темы.

  2. На практикуме обсуждаются проблемы, выбранные студентами для исследования, формулируются персональные темы исследования, постановка цели и задач исследования.


Основная литература:

  1. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований : Учебник для студ. гуманит.вузов и аспиpантов / Батыгин Г. С. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 286 с.

  2. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования / Бутенко И. А. ; Ин-т "Открытое о-во". - М. : Тривола, 1998. - 224 с.

  3. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие / Девятко И. Ф. - 3-е изд. - М. : Книжный дом "Университет", 2003. - 293, [2] с.

  4. Добреньков В. И. Методы социологического исследования : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / Добреньков В. И., Кравченко А. И. ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 768 с.

  5. Общая социология. Теория и прикладные исследования : учеб. пособие / В. А. Ядов [и др.] ; СПб. гос. ун-т, СПб. филос. о-во, Северо-Западный социолог. науч.-исслед. центр "Социум". - СПб. : СПб. филос. о-во, 2001. - 440 с.


Дополнительная литература:

  1. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - 3-е изд. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 480 с.

  2. Страусс А. Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техники / Страусс А., Корбин Д. ; пер. с англ. [и послесл.] Т. С. Васильевой. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 254 с.

  3. Шарков Ф. И. Социология. Теория и методы [Электронный ресурс] : учебник / Шарков Ф. И. ; Междунар. академия бизнеса и управления. - М. : Экзамен, [200-]. - 1 электрон. опт. диск.

  4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / Ядов В. А. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.


Тема 3. Разработка основных «слабых» моментов в зависимости от

вида интервью (4 часа)

План:

  1. Интервью в качественной социологии;

  2. Глубинное интервью. Виды глубинных интервью (неструктурированные, полуструктурированные, нарративные, диалоговые интервью);

  3. Виды полуструктурированных интервью (биографические, лейтмотивные, фокусированные интервью);

  4. Особенности поведения интервьюера при формировании коммуникативного пространства. Проблема объективности.


Вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли быть объективным в процессе проведения интервью?

  2. Что делать с нарративом (речь, возникающая, помимо ответа на задаваемый вопрос: эмоции, переживания, лирические отступления), который на первый взгляд совершенно не имеет отношения к задаваемому вопросу?

  3. Динамика раскрытия исследуемых вопросов. (Как и почему интервьюер отходит от логики вопросов в вопроснике – допустимые и недопустимые случаи.)

4. Структура ответов.
Литература:

1. Маслова О.М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью // Социология: 4М. М., 2000. № 12. С.40-64/ Режим доступаURL: [http://ecsocman.hse.ru/text/16935194/].

2. Семенова В.В. «Качественные методы: введение в гуманистическую социологию» : Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. - М.: Добросвет, 1998. - 289 с. Режим доступа URL: [http://socioline.ru/pages/semenova-vv-kachestvennye-metody-vvedenie-v-gumanisticheskuyu-sotsiologiyu].

3. Квале С. Выбор темы и планирование исследовательского интервью // Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. стр. 88-111.

4. Маслова О.М. Услышать и понять партнера по социальному процессу // Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. Стр. 5-34. Режим доступа URL: [http://www.cisr.ru/qual_met.html.]

Тема 4. Планирование проведения интервью. Разработка инструментария

(6 часов).
План:


  1. Инструментарий для проведения индивидуального интервью.

  2. Принципы построения гайда индивидуального интервью. Особенности задавания вопросов для разных типов интервью.

  3. Организационные особенности проведения индивидуальных интервью (выборка, мотивация интервьюируемого, место, время, форма записи разговора, приемы, повышающие комфортность обстановки).

  4. Типы построения выборки в качественных исследованиях.


Практическая часть.

Разработка вопросника. Тренинг по проведению интервью. Проведение нескольких учебных интервью


Основная литература.

  1. Маслова О.М. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных // Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2 кн./ Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.: Наука, 1990. Стр. 64-89.

  2. Веселкова Н.В. Об этике исследования // Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 109-114.

  3. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер. с англ./ Под ред. Белановского С. А. М.: Институт Молодежи, 1991.


Дополнительная литература.

  1. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. Стр. 121-176.

  2. Полевая кухня: как провести исследование / Под ред. Н.Гончаровой. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. Стр. 79-94.

  3. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. Стр. 178-222.


Домашнее задание: для «методолога исследовательской команды»: доработать вопросник (гайд) для проведения интервью, всем: провести одно интервью по доработанному гайду.
Тема 5. Практика проведения интервью: институциональные, организационные и психологические рамки (6 часов).

План:

  1. Ситуация интервью. Рамки и ограничения.

  2. Социальные позиции интервьюера и интервьюируемого.

  3. Психодинамика интервью. Приемы и инструменты, повышающие информативность интервью и психологический комфорт.

  4. Подготовка данных интервью. Транскрибирование. Типы транскрибирования и для каких целей они используются.

  5. Невербальные качественные данные – аудио и видео записи, проблемы описания невербальных данных.


Практическое занятие. Обсуждение сделанных интервью: устное описание опыта проведения интервью и обсуждение ситуаций интервью, влияние ситуации интервью и идентичности интервьюера на ответы интервьюируемого, анализ ответов респондентов (какого типа информация получена).
Основная литература.

  1. Квале С. Ситуация интервью // Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. стр. 127-159.

  2. Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. Стр. 178-232.

  3. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. Т.2. №2. Стр. 46-54.


Дополнительная литература.

  1. Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях // Социологические исследования. 2007. № 10. Стр. 132-139.


Домашнее задание. Домашнее задание: (1) написать 5-ти страничное эссе о проведенном интервью. (2) Сделать транскрипт интервью.
Тема 6. Коммуникативная адекватность в интервью (4 часа)

Рамка референции - система координат интервью. Выбрать вид интервью и описать (проиграть) последовательность установления, контроля и регуляции оптимальной рамки референции: планирование стратегии и тактики интервью; собственно интервьюирование (пошаговое формирование, препятствия и их преодоление); комментарии интервьюера; предварительный анализ результатов.



Темы докладов:

1. Изменение коммуникативной модели поведения интервьюера в зависимости от вида интервью.

2. Проблема адекватного взаимопонимания между интервьюером и респондентом. Влияние внешних условий на искажение информации.

Литература:

1. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 42-47 (Раздел 2.4. Письменное изложение в группах)

2. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социологический журнал. 1994. №3. Режим доступа URL: [http://www.engec.ru/sites/default/files/download/n.v._veselkova_metodicheskie_principy_poluformalizovannogo_intervyu.pdf

3. Воронкова О.А. Взаимоотношение в телефонном интервью: социолог – интервьюер – респондент // Социология: 4М. 1996. №7. С. 131-140. URL: [http://www.ecsocman.edu.ru/ db/msg/3243.html].

4. Квале С. Выбор темы и планирование исследовательского интервью // Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. стр. 88-111.

5. Исупова О.Г. Телефонное интервью: заметки организатора опроса // Социология: 4М. 1996. №7. С. 141-159. URL: .

6. Маслова О.М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью // Социология: 4М. 2000. №12.  Режим доступаURL: [http://ecsocman.hse.ru/text/16935194/].

7. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон; под ред. И. Штейнберга. - СПб.: Алетейя, 2009. - 352 с. - (Серия "Качественные методы в социальных исследованиях").



Тема 7. Оценка отчета и презентация данных

План:

  1. Критерии оценки полученных результатов в качественном исследовании: валидность, надежность, репрезентативность.

  2. «Объективность» и «субъективность» рефлексивности.

  3. Формы презентации отчета.

Практическая часть. Презентация написанных отчета. Обсуждение отчетов.
Основная литература.

  1. Савинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // Социологические исследования, №10, 2007. стр. 122-131.

  2. Глава 13. Социальное конструирование валидности. // Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. Стр. 227-249.

  3. Савинская О.Б. Стратегия Action research в практике оценочной деятельности // Доклады семинаров по оценке проектов и программ. М.: ГУ ВШЭ, 2007. (http://new.hse.ru/sites/blogs/tsygankov/default.aspx?BlogId=10)


Дополнительная литература.

  1. Глава 14. Работа над отчетом // Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. Стр. 250-273.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература

  1. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о 'качественной социологии' //Социологический журнал. 1994, N 2, C. 28-42.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/Перевод Е.Руткевич. М.: Медиум. 1995

  3. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования / Бутенко И. А. ; Ин-т "Открытое о-во". - М. : Тривола, 1998. - 224 с.

  4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования : учеб. пособие / Девятко И. Ф. - 3-е изд. - М. : Книжный дом "Университет", 2003. - 293, [2] с.

  5. Добреньков В. И. Методы социологического исследования : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / Добреньков В. И., Кравченко А. И. ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 768 с.

  6. Добреньков В. И. Фундаментальная социология. В 15 т. : Т. 2. : Эмпирическая и прикладная социология / Добреньков В. И., Кравченко А. И. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 984, [2] с.

  7. Квале С. Исследовательское интервью / Квале С. ; под ред. Д. А. Леонтьева ; [пер. с англ. М. Р. Мироновой]. - М. : Смысл, 2003. - 301 с.

  8. Общая социология. Теория и прикладные исследования : учеб. пособие / В. А. Ядов [и др.] ; СПб. гос. ун-т, СПб. филос. о-во, Северо-Западный социолог. науч.-исслед. центр "Социум". - СПб. : СПб. филос. о-во, 2001. - 440 с.

  9. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. - 3-е изд. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 480 с.

  10. Страусс А. Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техники / Страусс А., Корбин Д. ; пер. с англ. [и послесл.] Т. С. Васильевой. - М. : Эдиториал УРСС,

  11. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология философии и социологии культуры / Отв.ред: П.С.Гуревич, С.Я.Левит. М.: ИНИОН РАН, 1994. С.104-161.

  12. Веселкова Н.В. Теоретические основания и методологические принципы полуформализованного интервью / Дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: ИС РАН. 1994.

  13. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. N 3. С.103-110.

  14. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социология 4М. 1994.

  15. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.

  16. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука. 1993.

  17. Журавлев В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании. Автореферат диссертации на соискание уч.степ. канд.социологических наук. М.: 1994.

  18. Иванов М. А. Беседа как метод социологии // Социологические исследования. 1989. N 4. С. 106-111.

  19. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)//Социология: 4М, 1995, N5-6.С.5-15.

  20. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2 кн./ Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.: Наука, 1990.

  21. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер.с англ. / под ред. С.А.Белановского. М.: Институт Молодежи, 1991.

  22. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в практику демоскопии / Изд. второе. Пер. с нем. Общая ред., вступ. и заключ. ст. д.ф.н., проф. Н.С.Мансурова. М.: "АВА-ЭСТРА", 1993.

  23. Профессиональный кодекс социолога // Социологические исследования. 1988. N 2. С.96.

  24. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1985.

  25. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии//Социология: 4М, 1995. N5-6. С.190-213.

  26. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальной науки. М.: Прогресс, 1972.

  27. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991.

  28. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении Отв.ред. В.Д.Шадриков, Ин-т психологии АН СССР. М.: Наука, 1989.

  29. Фридрих В.,Хенниг В. Основные проблемы опроса // Процесс социального исследования. Гл.1.44 / Пер.с нем. А.Г.Шестакова и И.Н. Марасанова. Общ. ред. и послесл. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975.

  30. Шарков Ф. И. Социология. Теория и методы [Электронный ресурс] : учебник / Шарков Ф. И. ; Междунар. академия бизнеса и управления. - М. : Экзамен, [200-]. - 1 электрон. опт. диск.

  31. Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов//Социология: 4М, 1995. N 5-6. С.16-27.

  32. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука,1987. (Изд-во 'Самарский университет', 1995).

  33. Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М, N 1, 1991. С. 14-31.

Дополнительная литература

  1. Биографический метод в социологии: история, методология и практика/Ред.коллегия: Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. М.: Институт социологии РАН. 1994.

  2. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М.: 1916. Раздел 'Количественные и качественные анкеты'.

  3. Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. N 1. С.95-107.

  4. Дэвис Дж.Э. Социология установки // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.

  5. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

  6. Ильин В. И. Драматургия качественного полевого исследования / Ильин В. И. ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. переподгот. спец. по социологии и соц. работе . - СПб. : Интерсоцис, 2006. - 255 с.

  7. Калеро Г. Язык тела. Баку: Сада, 1992.

  8. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.

  9. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО "Независимая фирма "Класс", 1993.

  10. Кудрявский Д. Психология и языкознание. Юрьев: 1905.

  11. Лазар М.Г., Фирсов Б.М., Ядов В.А. Профессиональная мораль в социологии// Социологические исследования. 1988. N 2. С.102.

  12. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Московского Университета, 1982.

  13. Мельникова О. Т. Фокус-группы : методы, методология, моделирование ; учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология" / Мельникова О. Т. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 318, [1] с.

  14. Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.1. С. 111-121.

  15. Насенко Э.Л. О возможности оценки степени эмоциональной интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи // Речь, эмоции и личность. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., февраль 1978. Л.: 1978. С. 152-154.

  16. Шошин П.Б. Анизоморфизм эксплицитного и имплицитного // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им.Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.Ш. С. 660-666.

  17. Южаков С.Н. Субъективный метод в социологии (1881)//Антология русской классической социологии: Тексты / Сост. и коммент. Д.С.Клементьева, Л.Н.Панковой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С.30-50.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  2. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  3. http://socioline.ru - Сайт по социологии и демографии

  4. http://socipolit.ru – Статьи по социологии и политологии.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница