Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование»



Скачать 454.09 Kb.
страница1/3
Дата03.05.2016
Размер454.09 Kb.
  1   2   3



Методические рекомендации по изучению дисциплины
Искусство цвета Б3. В25

050100 Педагогическое образование

профиль «Дополнительное образование» (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера),

Цели освоения дисциплины:

Изучить основные понятия науки цветоведение. Форма контраста ахроматических цветов. Использование ахроматических цветов в искусстве. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: пространственные, весовые, температурные, фактурные. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные.

Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Электромагнитный спектр, Цвет как диапазон волновых колебаний. Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов.

Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Психология восприятия цвета. Символика цвета.



Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности.

Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой.

Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса.

Задачами предлагаемого спецкурса являются:


  • опираясь на законы колористики, учитывая опыт художников разных школ, решить проблему применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности.

  • духовно - эмоциональное обогащение личности;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие профессиональных навыков, через формирование практических умений;

  • познакомить с видами цветовых гармоний и их эмоционального воздействия на зрителя:

  • познакомить с психологией восприятия цвета;

Курс цветоведения - один из основополагающих в системе подготовки художников - педагогов, дизайнеров. Дизайнеры, постигающие эстетическую сторону цвета, также должны обладать знаниями в области физиологии и психологии цвета.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
«Искусство цвета»

- владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-15);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

Взаимоотношение цвета и формы. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов. Рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета. Индивидуально-психологическое восприятие цвета и формы. Схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.

  1. Уметь:

Применять на практических занятиях :

Цветовые гаммы родственные (сближенные), контрастные, смешанные.

Проектирование цветового климата в окружающей среде. Основные принципы моделирования цветовых отношений. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в интерьере.


  1. Владеть

Навыками теоретических основ в процессе практических занятий.

Владеть индивидуальным подходом в проектировании цветового климата, основными принципами цветового моделирования .

Средствами композиции и способами цветовой гармонизации окружающей среды.
Содержание разделов дисциплины.

Поскольку курс учебной дисциплины включает в себя всего 72 учебных часов, представляется более целесообразным разделить его не на разделы, а на темы, которые последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса. Лекционный материал содержит вопросы теории цвета; истории науки о цвете; основные понятия и терминологию цветоведения; психологии цветового зрения.

При изложении теоретического материала, учитывается специфика применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. Грамотное теоретическое обоснование каждой темы позволит дизайнерам использовать цвет в создании композиции на плоскости, построении цветовой среды в интерьере и экстерьере.

В программе практических занятий выделены традиционные разделы.

Их названия соответствуют современным требованиям вузовских программ. Конкретные темы, включённые в программу практических занятий, являются примерными и могут быть заменены, по мере необходимости на аналогичные.

ТЕМА 1. История науки о цвете. Введение.

Задачи науки цветоведение. Отношение первобытного человека к цвету. Амбивалентность и полисемантичнось слов, вещей и цвета древних цивилизаций. Сферы использования цвета. Учение о цвете в странах Древнего Востока. Понятия и принципы гармонии в Древней Греции и Риме. Классификация цвета в Средневековье. Основы закономерностей восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Методы изучения цветовых явлений в 17-18 веках. Основные направления науки о цвете и свете в 20 веке.



ТЕМА 2. Основные понятия о цвете. Природа света и цвета

Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Электромагнитный спектр, Цвет как диапазон волновых колебаний. Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Матовые и блестящие предметы. Прозрачные и непрозрачные поверхности. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов.



ТЕМА 3. Ахроматические и хроматические цвета.

Понятие «ахроматического цвета» Форма контраста ахроматических цветов. Использование ахроматических цветов в искусстве. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: пространственные, весовые, температурные, фактурные. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность».



ТЕМА: 4 Законы механического смешения цветов, насыщенность цвета.

Гармония как эстетическая категория. Принципы гармонии в колористике искусства, базирующегося на классической античной традиции. Понятие «цветовая гармония». Классификация цветовых гармоний. Типы колорита по Гёте: гармонический; могучий (мажорный); нежный (минорный); пёстрый; фальшивый; слабый. Цветовой диссонанс.



5. Цветовые гармонии. Гармония взаимо - дополнительных цветов.

Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Психология восприятия ц Цветовые гаммы: родственные (сближенные), контрастные, смешанные.

Проектирование цветового климата. Основные принципы моделирования цветового климата. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в жилище.

Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Символика цвета.


Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнен.

1.

История науки о цвете.


1. Основные задачи науки цветоведения;

2. Определите понятия и принципы гармонии Античности;

3. Значение научно-исследовательских трудов по теории цвета Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте;

4. Основные направления науки о цвете и свете ХХ века;

существуют в живописи?


4


- защита рефератов

2


Ахроматические цвета


  1. Какие цвета входят в группу ахроматических цветов?

  2. Форма контраста ахроматических цветов?

  3. Как используются ахроматические цвета в изобразительном искусстве?

  4. Визуальное восприятие ахроматических цветов.

  5. Гармонизация ахроматических и хроматических цветов;




6

- проверка контрольных работ

3.


Хроматические цвета


  1. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

  2. Что называют спектров. От чего зависит цвет освещения?

  3. Какие гаммы существуют в цветовом круге?

  4. Дополнительные цвета и их свойства.

  5. Виды хроматического контраста.

  6. На чём основано оптическое смешение цветов?




6

- проверка контрольных работ

4


Законы механического смешения цветов, насыщенность цвета.


  1. Цветовые иллюзии формы и

пространства.

  1. Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета.

  2. Изобразительная функция цвета в живописи.

  3. Психология цвета. Символика цвета.




6

- проверка контрольных работ


5

Цветовые гармонии. Гармония взаимо - дополнительных цветов.

  1. Выразительность цвета и чувственное действие цвета.

  2. Колористическое соотношение цветов гармонического пространства.

  3. Выявление ритма, тектоники, композиционного центра.







- защита рефератов

или призентаций




Образовательные технологии: метод проектов, , дискуссия, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, компьютерная симуляция, работа в группах и т.п.
Интерактивные формы занятий: по дисциплине « Искусство цвета».


№ раздела (темы)

Формы

тема №1 Введение .

История науки о цвете.

Природа света и цвета


Дискуссия просмотр фильма " Наука цвета"

тема №2. Основные понятия о цвете. Природа света и цвета


компьютерная симуляция, просмотр электронных каталогов по дисциплине


тема № 3

Ахроматические цвета; Хроматические цвета;




метод проектов

Тема №4 Законы механического смешения цветов, насыщенность цвета

мастер – классы экспертов специалистов


Тема №5 Цветовые гармонии. Гармония взаимо - дополнительных цветов.

компьютерная симуляция


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Содержательный компонент теоретического материала
Лекционное занятие №1

ТЕМА 1. Введение. История науки о цвете. Важное место занимает мифология и учение античных мыслителей о цвете. Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Сферы использования цвета; понятия и принципы гармонии античного мира рассматриваются закономерности восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Теория Ньютона, впервые установившего, что солнечный луч, содержит семь цветов спектра. Составленный им круг из семи секторов, используется до настоящего времени. Великий немецкий поэт и философ в труде «Учение о цвете» рассматривает вопросы психологического, воздействия цвета на человека. В противовес Ньютону, Гёте считал, что цвет неразложимым на спектральные цвета. Происхождение всех цветов он объяснял взаимодействием света и тьмы. Опытным путём он установил систему закономерностей ощущения цветов, и их взаимодействия. Палитру цветов он разделил на цвета, вызывающие радостные эмоции и грустные. К первым он относил тёплые цвета, с огненным оттенком (красные, оранжевые, жёлтые), ко вторым - холодные цвета с синеватым оттенком (синие, фиолетовые, сине-зелёные). Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Основные направления науки о цвете и свете в ХХ веке.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница