Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью»



Скачать 303.74 Kb.
Дата29.04.2016
Размер303.74 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью»

для студентов специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»

Автор: Матюхина Л.А., ассистент кафедры «Социальных наук».

Цель: освоения дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью» сформировать у будущих специалистов по работе с молодежью систему знаний, умений и компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью, научить эффективному и целесообразному применению данных технологий в личной и профессиональной деятельности, привить навыки самостоятельного поиска информации.

Основные задачи курса "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью":

  1. Сформировать теоретическую базу посредством знакомства студентов с основными понятиями информационных и коммуникационных технологий, местом и ролью в работе с молодежью.

  2. Сформировать представления о видовом составе и областях эффективного применения средств ИКТ.

  3. Сформировать знания о требованиях, предъявляемых к средствам ИКТ.

  4. Выработать конкретные практические навыки эффективного и целесообразного применения ИКТ в работе с различными категориями молодежи.

  5. Привить студентам навыки самостоятельного поиска информации в сети Интернет, научить общению посредством глобальных сетей, а также научить критическому отношению к информации.

Содержание курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью» является логическим продолжением и углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплинами: «Информационное обеспечение работы с молодежью», «Информатика», «Автоматизированные системы обработки данных», «Управление социальными системами», «Государственная молодежная политика в Российской Федерации», «Молодежь в общественно-политической жизни общества», «Социальная безопасность молодежи» и др. Усвоение  данного курса  важно для будущего профессионала в сфере работы с молодежью с точки зрения учебной и научной дисциплины.

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения материалов курса студенты должны:

знать:

  • основные определения и понятия дисциплины;

  • цели применения ИКТ в работе с молодежью;

  • направления внедрения ИКТ:

  • дидактические, психолого-педагогические, технические, эргономические и эстетические требования к ИКТ;

  • перспективные направления использования ИКТ в работе с молодежью.

уметь:

  • анализировать ИКТ на пригодность к применению в работе с молодежью;

  • планировать свою деятельность с применением ИКТ;

  • разрабатывать мероприятия с использованием ИКТ.

владеть:

  • навыками организации молодёжных мероприятий;

  • навыками ясно и аргументировано формулировать мысли в устной и письменной формах;

  • навыками взаимодействия с молодёжными СМИ;

  • способами поиска и обработки информации.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.




Раздел 1. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в работе с молодежью
















1.

Исторические предпосылки информатизации современного общества

2

2

-

-

4

2.

Понятие информационно-коммуникационных технологий

4

2

2

-

4

3.

Формирование и развитие единой информационно-образовательной среды

6

4

2

-

4

4.

Средства ИКТ, применяемые в работе с молодежью

4

2

-

2

4

5.

Общие вопросы технологии дистанционного образования

10

4

2

4

6




Раздел 2. Образовательные электронные издания и ресурсы
















6.

Компонентный состав образовательных электронных изданий

4

4

-

-

4

7.

Классификация образовательных электронных изданий

2

2

-

-

4

8.

Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий

4

2

2

-

4

9.

Оценка качества образовательных электронных изданий

2

2

-

-

4




Раздел 3. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в работе с молодежью
















10.

Методика применения информационно-коммуникационных технологий в работе с молодежью

2

2

-

-

4

11.

Использование ИКТ в различных сферах деятельности молодежи

8

2

2

4

4

12.

Обеспечение прав и возможностей молодых людей как основных участников формирования информационного общества

2

2

-

-

4




Итого:

50

30

10

10

50

Содержание практических занятий
Практическая работа № 1

Тема: Понятие информационно-коммуникационных технологий

План

  1. Понятие информационно-коммуникационных технологий

  2. Исторические этапы развития информационных технологий

  3. Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что относится к информационным и коммуникационным технологиям?

  2. Какие средства ИКТ применялись в образовании в разные годы?

  3. Каковы тенденции развития ИКТ?

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Дайте определения основным понятиям темы: информационное общество, информационные процессы, информационная революция, информационно-коммуникационные технологии.



Основная литература

  1. Абрахманова, Г.И. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий / Г.И. Абрахманова, Г.Г. Ковалева // Форсайт, 2009. - №4 (12). – С. 44-55

  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

  3. Мячина, Е.В. Информационные технологии в системе мониторинга внедрения инноваций в воспитательную работу общеобразовательной школы / Е.В. Мячина // Информатика и образование. - 2007. - №12. – С.100-101.

  4. Пасмурова, Л.Э. Использование информационных технологий в нравственном воспитании детей / Л.Э. Пасмурова // Информатика и образование. - 2007. - №2.

  5. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучся по пед.спец.: Рек. Учеб.-метод. объединением по спец. пед. образования/ Под ред.Е.С.Полат. – М.: Академия, 2006. – 392 с.

  6. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. –400 с.

  7. Соловьёва, Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф. Соловьева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 454 с.

  8. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2007. – 279 с.

  9. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучся по пед. спец./ А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 255 с.

  10. Швед, Л.В. Использование информационных технологий в физическом воспитании детей / Л.В. Швед // Информатика и образование. - 2007. – №2.


Дополнительная литература

  1. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 23–35.

  2. Бондаренко, Е.А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы / Под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. – 416 с.

  3. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1998

  4. Преподавание в сети Интернет: Учеб. Пособие / Отв. Редактор В. И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.

  5. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.пособие для студентов вузов: Допущено Учеб.-метод. объединением по спец. пед. Образования / Е.С. Полат, С.А. Бешенков, Ю.П. Господарик и др.; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 413 с.

  6. Туличкина, Е. А. Проблемы педагогического процесса с информационной точки зрения / Е.А. Туличкина // Педагогическая информатика. - 2003. – № 3. – С. 64–70.


Практическая работа № 2

Тема: Формирование и развитие единой информационно образовательной среды

План

  1. Региональный ресурсный центр

  2. Образовательный портал как технологическая основа ЕИОС

  3. Сайт учебного заведения – интегрирующий фактор образовательного процесса


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие определяющие условия необходимы, на Ваш взгляд, для создания и развития ЕИОС региона?

  2. Что такое образовательный сайт?

  3. Какие сайты и порталы, ориентированные на обучение, Вы знаете?

  4. Какие основные принципы должны быть заложены при создании и развитии ЕИОС?

  5. Что может дать ЕИОС для индивидуализации обучения, и как Вы себе это представляете?

  6. Что является технологической основой создания ЕИОС?


Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Сделайте обзор и анализ наиболее популярных образовательных порталов глобальной сети.

  3. Опишите информационно-образовательную учреждения, в котором Вы учились или проходили практику.

  4. Предложите систему критериев оценки эффективности работы портала.


Основная литература

  1. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - Оренбург – ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.

  2. Красильникова, В.А. Методология создания единой информационно образовательной среды университетского округа / В.А. Красильникова // Вестник ОГУ. - 2002. - № 2. - С.105-110.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие /под ред. Е.С. Полат - М.: Академия. - 2001. – 272 с.

  4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.


Дополнительная литература

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

  2. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. - 432 с.

  3. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова //Информатизация и образование. – 2003. - №4. -С.21-27.

  4. Красильникова, В.А.. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: монография/ В.А. Красильникова.- М.: РАОИИО, 2002.- 174 с.

  5. Леонтович, О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию/ О.А. Леонтович – Волгоград: Перемена, 2003.

  6. Открытое образование – объективная парадигма XXI века» /под ред. В.П. Тихомирова - М.: Международная академия открытого образования, 2000. – 288с.

  7. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт - М.: Школа-Пресс, 1994. – 187с.

  8. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1984.- 344с.


Практическая работа № 3

Тема: Общие вопросы технологии дистанционного образования

План

  1. Понятие дистанционного образования и дискуссии вокруг него

  2. Особенности становления дистанционного образования в России и за рубежом

  3. Современные подходы к оценке и перспективам развития ДО

  4. Консорциумы, международные объединения и проекты

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что такое дистанционные образовательные технологии?

  2. В чем заключаются особенности становления дистанционного образования в России?

  3. В чем заключаются особенности становления дистанционного образования за рубежом?

  4. Каковы перспективы развития ДО?

  5. Что такое консорциумы? В каких случаях они возникают?

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Рассмотрите этапы развития дистанционных образовательных технологий, используя информационные интернет-ресурсы (адрес материала указывать подробно).

  3. Опишите основные признаки, отличающие дистанционное образование от традиционных очных форм обучения.


Основная литература

  1. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - Оренбург – ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.

  2. Малышко, А.А. Виртуальная реальность и образование. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – 104 с.

  3. Овсянников, В.И. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов / В.И. Овсянников, А.В. Густырь - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.

  4. Троян, Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов / Г.М. Троян - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002.


Дополнительная литература

  1. Веденеев, П.В. ЧАТ системы «ДОСТУП» центра дистанционного обучения ОГУ / П.В. Веденеев, В.А. Красильникова // Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Оренбург, ОГУ, 2000.

  2. Зеленская, Л.Л Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в Оренбургском государственном университете / Л.Л. Зеленская, В.А. Красильникова // Тезисы. YI Международной конференции "Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы" - М: МЭСИ, 1998. - С.185-190.

  3. Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов – СПб.: Петерб. Востоковедение, 2000. – 96 с.

  4. Красильникова, В.А Применение технологии дистанционного обучения в учебном процессе вуза. / В.А. Красильникова, Т.Н. Казарина // сб. материалов всероссийской научно-практической конференции «Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование», Часть 2. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. – С. 32-35.

  5. Сляднева, Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблема и перспективы / Н.А. Сляднева // Информационные ресурсы России. – 2001. - №2.- С. 14-21.

Интернет-источники

  1. http://www.dist-edu.ru - сайт Евразийской ассоциации дистанционного образования

  2. http://www.eidos.techno.ru - Центр ДОшкольников Эйдос

  3. http://www.school.edu.ru - Институт новых технологий образования


Практическая работа № 4

Тема: Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий

План

  1. Понятие образовательного электронного издания.

  2. Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий

  3. Оценка качества образовательных электронных изданий

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что такое образовательное электронное издание?

  2. Назовите основные группы требований, предъявляемых к созданию и применению образовательных электронных изданий.

  3. Какие требования предъявляют к системе оценки качества ОЭИ?

  4. Какие требования предъявляют к организации комплексной экспертизы ОЭИ?

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Дайте определения основным понятиям темы: электронное издание (ЭИ), образовательное электронное издание (ОЭИ), электронный учебник, электронный тренажер, экспертные обучающие системы, интеллектуальные обучающие системы, средства автоматизации профессиональной деятельности.

  3. Предложите систему критериев оценки эффективности образовательного электронного издания.


Основная литература

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

  2. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова - Оренбург – ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.

  3. Малышко, А.А. Виртуальная реальность и образование / А.А. Малышко – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – 104 с.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие /под ред. Е.С. Полат - М.: Академия. - 2001. – 272 с.

  5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. Закон. // Российская газета, 2006. - №165. 29 июля.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  7. Соловьёва, Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф. Соловьева – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 454 с.

  8. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2007. – 279 с.


Дополнительная литература

  1. Аверин, А.Н. Социальная информация и ее роль в управлении. Учеб.пособие / А.Н. Аверин. - М., 1985.

  2. Горюнова, М.А. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие / М.А. Горюнова, Т.В. Горюхова, И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 40 с.

  3. Еляков, А. Современное информационное общество / А. Еляков // Высшее образование в России. - 2001. - №4.

  4. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л.Х. Зайнутдинова. -Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. - 364 с.

  5. Иларионова, Т.С. Информационные процессы в современной России / Т.С. Иларионова. - М., 1999.

  6. Козлов, О.А. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника / О.А. Козлов, Е.А. Солодова, Е.Н. Холодов // Информатика и образование. - 1995. - №3. - С.97-99.

  7. Колин, К.К. Социальная информатика / К.К. Колин // М., 1998.

  8. Уваров, А.Ю. Электронный учебник: теория и практика / А.Ю. Уваров // М.: Изд-во УРАО, - 1999. - 220с.


Практическая работа № 5

Тема: Использование ИКТ в различных сферах деятельности молодежи

План

  1. Использование ИКТ в сфере здравоохранения.

  2. Использование ИКТ в культуре.

  3. ИКТ в профориентационной работе.

  4. Использование ИКТ в организации досуга молодежи.

  5. ИКТ в физической культуре и спорте.

  6. ИКТ в работе с молодыми инвалидами и другими уязвленными группами населения.

  7. Обеспечение доступности ИКТ для молодежи


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Назовите специфику использования ИКТ в сфере здравоохранения.

  2. Какие средства ИКТ можно использовать при организации досуга молодежи?

  3. Чему способствует использование ИКТ в профориентационной работе?

  4. Назовите положительные и отрицательные результаты использования ИКТ в работе с молодыми инвалидами.

  5. Какие меры необходимо принять для обеспечения доступности ИКТ для всех категорий молодежи?


Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана практического занятия.

  2. Рассмотрите возможности применения ИКТ в работе с различными категориями молодежи, используя информационные интернет-ресурсы (адрес материала указывать подробно).


Основная литература

  1. Базилевская Е., Буллах Н. Неуловимые потребители, или Как построить коммуникацию с молодежной аудиторией [Электронный ресурс] // Журнал «Макетинг. Менеджмент». – Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/66560/print_article/

  2. Кузнецов, Б.М. Роль массовой коммуникации и интернета в социокультурной жизни молодёжи / Б.М. Кузнецов // Режим доступа: http://engine.aviaport.ru/issues/71/page58.html

  3. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2000. - 288 с.

  4. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 312 с.

  5. Розанов, Ф.И. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современных студентов / Ф.И. Розанов // Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». – В 2 ч. – 2008. – Ч.1. - С. 265-268.


Дополнительная литература

  1. Менеджмент в социальной сфере. Учебное пособие. - СПб.: Лзд-во СП6ГТУ, 1998. -69 с.

  2. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко - М., 1999.

  3. Социальный менеджмент. Учебник./ В.С.Афанасьев и др.; Под ред. Д. В. Валового - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. – 381 с.

Лабораторная работа №1

(2 часа)

Тема: Средства ИКТ, применяемые в работе с молодежью

План

  1. Использование средств ИКТ в образовании

  2. Тестовая форма контроля знаний

  3. Требования к разработке тестовых заданий

Задания для самостоятельной работы

  1. Разработать тестовые задания

Отчет о выполнении задания предъявить в письменной форме по плану:

  • Тема, по которой будет проводиться тестирование

  • Цели и задачи контроля знаний

  • Используемая тестовая оболочка и другие программные средства

  1. Предоставить тестовые задания с вариантами ответов.

  2. Провести тестирование в подгруппе.


Лабораторная работа № 2

(4 часа)

Тема: Общие вопросы технологии дистанционного образования

План

  1. Понятие видеолекции

  2. Виды видеолекций

  3. Подготовка и проведение мультимедийной лекции


Задания для самостоятельной работы

  1. Овладеть мультимедийными технологиями (работа с наушниками, колонками, микрофоном, проектором)

  2. Подготовка фрагментов мультимедийной лекции.

  3. Демонстрация фрагментов видеолекции.

  4. Обсуждение и анализ фрагментов видеолекции в подгруппе.


Лабораторная работа № 3

(4 часа)

Тема: Использование ИКТ в различных сферах деятельности молодежи

План

  1. Специфика использования ИКТ в различных сферах деятельности молодежи

  2. Требования к организации и проведению различных мероприятий


Задания для самостоятельной работы

  1. Разработайте мероприятие с использованием информационных и коммуникационных технологий (с учетом требований)

  2. Представьте разработанное мероприятие в виде презентации


Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература

  1. Абрахманова, Г.И. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий / Г.И. Абрахманова, Г.Г. Ковалева // Форсайт. - 2009. - №4 (12). – С. 44-55

  2. Базилевская, Е., Буллах, Н. Неуловимые потребители, или Как построить коммуникацию с молодежной аудиторией / Е. Базилевская, Н. Буллах // Журнал «Макетинг. Менеджмент». – Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/66560/print_article/

  3. Ерофеева, И.В. Аксиосфера СМИ: структура и содержание. Российская духовность в пространстве коммуникативных технологий / И.В. Ерофеева. – Чита: Из-во Забайкалье, 2005.

  4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

  5. Копылов, В.А, Информационное право: Учебник / В.А. Копылов. - М.: Юристь, 2005.

  6. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова - Оренбург – ГОУ ОГУ, 2006. – 235 с.

  7. Красильникова, В.А. Методология создания единой информационно образовательной среды университетского округа / В.А. Красильникова // Вестник ОГУ. - 2002. - № 2. - С.105-110.

  8. Кузнецов, Б.М. Роль массовой коммуникации и интернета в социокультурной жизни молодёжи / Б.М. Кузнецов // Режим доступа: http://engine.aviaport.ru/issues/71/page58.html

  9. Малышко, А.А. Виртуальная реальность и образование / А.А. Малышко – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – 104 с.

  10. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2000. - 288 с.

  11. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 312 с.

  12. Мячина, Е.В. Информационные технологии в системе мониторинга внедрения инноваций в воспитательную работу общеобразовательной школы / Е.В. Мячина // Информатика и образование. - 2007. - №12. – С.100-101.

  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие /под ред. Е.С. Полат - М.: Академия. - 2001. – 272 с.

  14. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. Закон. // Российская газета, 2006. - №165. 29 июля.

  15. Овсянников, В.И. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов / В.И. Овсянников, А.В. Густырь - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.

  16. Пасмурова, Л.Э. Использование информационных технологий в нравствен-ном воспитании детей / Л.Э. Пасмурова // Информатика и образование. - 2007. - №2.

  17. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучся по пед.спец.: Рек. Учеб.-метод. объединением по спец. пед. образования/ Под ред.Е.С.Полат. – М.: Академия, 2006. – 392 с.

  18. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

  19. Розанов, Ф.И. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современных студентов / Ф.И. Розанов // Совершенствование качества профессионального образования в университете: Материалы всероссийской научно-методической конференции. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». – В 2 ч. – 2008. – Ч.1. - С. 265-268.

  20. Розина И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: автореф. дис. канд. пед. наук / И.Н. Розина – Ростов-на-Дону, 1999. – 24 с.

  21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  22. Соловьёва, Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф. Соловьева – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 454 с.

  23. Стратегия государственной молодежной политики. Собрание законодательства РФ.2007 г. т 6.

  24. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер – М.: АСТ, 2003. – 261 с.

  25. Тоффлер Э. Футрошок / Э. Тоффлер – СПб.: Лань, 1997. – 464 с.

  26. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (Обобщения и рекомендации) / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2007. – 279 с.

  27. Троян, Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов / Г.М. Троян - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002.

  28. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучся по пед. спец./ А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 255 с.

  29. Швед Л.В., Использование информационных технологий в физическом воспитании детей / Л.В. Швед // Информатика и образование. - 2007. – №2.



Дополнительная литература

  1. Аверин, А.Н. Социальная информация и ее роль в управлении. Учеб.пособие / А.Н. Аверин. - М., 1985.

  2. Антапольский, А.Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности / А.Б. Антапольский // Информационные ресурсы России. – 2004. - № 3.

  3. Ахметов, Б.С. Моделирование как основа построения информационной образовательной среды вуза / Б.С. Ахметов // В сб. Материалы ХIV Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". / Троицк: МОО ФНТО "Байтик", - 2003.

  4. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 23–35.

  5. Батурин, Ю.М. Телекоммуникации и право – вопросы стратегии / Ю.М. Батурин // Центр «Право и средства массовой информации», 2004.

  6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П, Беспалько. - М., 1995. - 336 с.

  7. Васильев, Г.Г. Становление информационной цивилизации и тенденции обновления регулятивной системы общества / Г.Г. Васильев // Роль государства в формировании современного общества - М., 1998.

  8. Веденеев, П.В. ЧАТ системы «ДОСТУП» центра дистанционного обучения ОГУ / П.В. Веденеев, В.А. Красильникова // Материалы межвузовской научно-методической конференции. – Оренбург, ОГУ, 2000.

  9. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. - 432 с.

  10. Горелов, И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы / И.Н. Горелов // М.: Наука, 1987. - 255 с.

  11. Горюнова, М.А. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие / М.А. Горюнова, Т.В. Горюхова, И.Н. Кондратьева, Д.Д. Рубашкин. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 40 с.

  12. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1998.

  13. Еляков, А. Современное информационное общество / А. Еляков // Высшее образование в России. - 2001. - №4.

  14. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л.Х. Зайнутдинова. -Астрахань: Изд-во ЦНЭП, 1999. - 364 с.

  15. Зеленская, Л.Л Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в Оренбургском государственном университете / Л.Л. Зеленская, В.А. Красильникова // Тезисы. YI Международной конференции "Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы" - М: МЭСИ, 1998. - С.185-190.

  16. Иванов, Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов – СПб.: Петерб. Востоковедение, 2000. – 96 с.

  17. Иларионова, Т.С. Информационные процессы в современной России / Т.С. Иларионова. - М., 1999.

  18. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / М. Кастельс. - М., 2000.

  19. Козлов, О.А. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника / О.А. Козлов, Е.А. Солодова, Е.Н. Холодов // Информатика и образование. - 1995. - №3. - С.97-99.

  20. Колин, К.К. Социальная информатика / К.К. Колин // М., 1998.

  21. Красильникова, В.А Применение технологии дистанционного обучения в учебном процессе вуза. / В.А. Красильникова, Т.Н. Казарина // сб. материалов всероссийской научно-практической конференции «Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование», Часть 2. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. – С. 32-35.

  22. Красильникова/, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова // Информатизация и образование. – 2003. - №4. -С.21-27.

  23. Красильникова, В.А.. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: монография / В.А. Красильникова.- М.: РАОИИО, 2002.- 174 с.

  24. Краснова, Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. Монография / Г.А. Краснова // М.: Изд-во РУДН, - 2002.

  25. Кузьменко, М.А. Как подготовить гипертекст / М.А. Кузьменко // Информатика и образование. - 1995. - №3. - С.51-53.

  26. Леонтович, О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию/ О.А. Леонтович – Волгоград: Перемена, 2003.

  27. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц - М.: Знание, 1986.

  28. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин // М.: Изд-во МГУ, 1999.

  29. Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 204 с.

  30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: "Академия", 2001.

  31. Панюкова, С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении / С.В. Панюкова // М.: ИОСО РАО, 1998. - 225 с.

  32. Преподавание в сети Интернет: Учеб. Пособие/Отв. Редактор В. И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.

  33. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт - М.:Школа-Пресс, 1994. – 187с.

  34. Сергеева, Т. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т. Сергеева // Информатика и образование. - 1991. - №1. - С. 3-10.

  35. Сляднева, Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблема и перспективы / Н.А. Сляднева // Информационные ресурсы России. – 2001. - №2.- С. 14-21.

  36. Туличкина, Е. А. Проблемы педагогического процесса с информационной точки зрения / Е.А. Туличкина // Педагогическая информатика, 2003. – № 3. – С. 64–70.

  37. Уваров, А.Ю. Электронный учебник: теория и практика / А.Ю. Уваров // М.: Изд-во УРАО, - 1999. - 220с.

  38. Урсул, А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А.Д. Урсул - М., 1990.


Интернет-ресурсы

  1. www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании – портал входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования

  2. http://www.dist-edu.ru - сайт Евразийской ассоциации дистанционного образования

  3. http://www.eidos.techno.ru - Центр ДОшкольников Эйдос

  4. http://www.school.edu.ru - Институт новых технологий образования

  5. http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml - приоритетный национальный проект «Образование»

  6. http://www.spohelp.ru/ - портал информационной и технической поддержки ПО образовательных учреждений РФ

  7. http://edu.of.ru/profil/ - сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»

  8. http://www.ict.edu.ru/lib/ - Библиотека по информационно-коммникационным технологиям в образовании

  9. http://window.edu.ru/window/library - Библиотека «Единого окна доступа к образовательным ресурсам»


Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Перечень используемых технических средств:

Практическое осуществление подготовки студентов к использованию компьютерной, информационной техники в будущей профессиональной деятельности требуют достаточно полного технического и программного обеспечения.

Лабораторные занятия проводятся с использованием проекционного и мультимедийного оборудования: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, наушники, колонки, диктофон.

Перечень видео- и аудиоматерилов:


  1. Видео всех лекций с «Курсов информационных технологий» - Режим доступа: habrahabr.ru/blogs/yandex/118605

  2. Круглый стол «От эпохи Кирилла и Мефодия до Рунета: роль славянской письменности в формировании информационного пространства» - Режим доступа: www.hi-edu.tv/movie.html


Примерные зачетные тестовые задания

  1. Информационная революция - это:

А) процессы получения, передачи, обработки и хранения информации;

Б) переход общества на использование принципиально новых средств информатизации и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия;

В) термин, который объединяет все виды технологий, используемых для создания, хранения, обмена и использования информации в ее различных формах.


  1. Первая информационная революция нашла свое отражение в:

А) изобретении книгопечатания;

Б) изобретении и распространении таких средств информационной коммуникации как радио, телефон и телевидение;

В) появлении языка и членораздельной человеческой речи.


  1. Эргономический компонент информационной культуры заключается в:

А) реализации в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда, безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности;

Б) предвидении возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях;

В) принятии на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека.


  1. Под технологией дистанционного образования рассматривается:

А) термин, который объединяет все виды технологий, используемых для создания, хранения, обмена и использования информации в ее различных формах;

Б) совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний;

В) осуществление целенаправленного, организованного, планомерно и систематически осуществляемого процесса овладения знаниями, умениями и навыками в конкретной области знаний, научных достижений, техники.


  1. Основные типы дистанционных учебных заведений:

А) однопрофильные, двухпрофильные, смешанные;

Б) однопрофильные, двухпрофильные, трехпрофильные, смешанные;

В) однопрофильные, двухпрофильные.


  1. Термин, который объединяет все виды технологий, используемых для создания, хранения, обмена и использования информации в ее различных формах (данные бизнеса, голосовые сообщения, изображения, анимация, мультимедиа презентации и др.):

А) электронный учебник;

Б) образовательное электронное издание;

В) информационная технология.


  1. Документ, регулирующий отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации:

А) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Б) Указ Президента РФ «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию»;

В) Указ Президента РФ «Об основах государственной политики в сфере информатизации».


  1. Разновидность телеконференции, селекторное совещание между тремя и более участниками, при котором происходит голосовая коммутация (соединение) участников конференции с использованием электронных каналов связи:

А) видеоконференция;

Б) видеоконференцсвязь;

В) аудиоконференция.


  1. Видеоконференция приносит максимальную эффективность тем, что:

А) снижает время на переезды и связанные с ними расходы, ускоряет процессы принятия решений в чрезвычайных ситуациях, сокращает время рассмотрения дел в судах общей юрисдикции;

Б) увеличивает производительность труда, дает возможность принимать более обоснованные решения за счёт привлечения при необходимости дополнительных экспертов, решает кадровые вопросы и социально-экономические ситуации;

В) все вышеперечисленное.


  1. По технологии распространения образовательные электронные издания (ОЭИ) можно классифицировать на:

А) однотомные, многотомные, серийные;

Б) детерминированные, недетерминированные;



В) локальные, сетевые, комбинированные.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

а

б

а

в

а

в

в

в



Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Исторические предпосылки информатизации современного общества.

  2. Понятие информационной революции.

  3. Информационная культура члена современного информационного общества.

  4. Понятие информационно-коммуникационных технологий. Цель и задачи использования ИКТ в работе с молодежью.

  5. Классификация и характеристика ИКТ.

  6. Основные направления применения ИКТ в работе с молодежью.

  7. Педагогические, методические, технические и эргономические требования к ИКТ.

  8. Формирование и развитие единой информационно-образовательной среды.

  9. Использование средств ИКТ в обеспечении подготовки и проведения различных культурно-массовых мероприятий.

  10. Использование ИКТ во время проведения тематических телеконференций.

  11. Понятие дистанционного образования. Особенности становления дистанционного образования в России и за рубежом.

  12. Основные типы дистанционных учебных заведений.

  13. Понятие образовательного электронного издания. Основные дидактические цели использования ОЭИ.

  14. Классификация образовательных электронных изданий.

  15. Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий.

  16. Оценка качества образовательных электронных изданий.

  17. Методика применения информационно-коммуникационных технологий в работе с молодежью.

  18. Использование ИКТ в профориентационной работе.

  19. Значение использования ИКТ в работе с молодыми инвалидами.

  20. Возможности ИКТ при самообразовании молодежи.


Комплект экзаменационных билетов (утвержденных заведующим кафедрой до начала сессии): находятся на кафедре социальной работы и организации работы с молодежью.
Примерная тематика рефератов:

  1. Исторические этапы развития информационных технологий.

  2. Педагогико-эргономические условия эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в учебных заведениях

  3. Информатизация общества и информатизация образования. Проблемы и перспективы развития.

  4. Цели внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

  5. Направления внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

  6. Оценка качества программных средств учебного назначения.

  7. Состав и структура учебно-материальной базы, обеспечивающей внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование.

  8. Причины актуальности информационных и коммуникационных технологий в современном мире.

  9. Тенденции развития дистанционного образования в России.

  10. Возможности информационных и коммуникационных технологий в развитии творческого мышления.

  11. Средства информационных и коммуникационных технологий, применяемые в работе с молодежью.

  12. Роль и место информационных и коммуникационных технологий в современной социальной сфере.

  13. Возможности информационных и коммуникационных технологий при самообразовании молодежи.

  14. Типология средств информационных и коммуникационных технологий, применяемых в работе с молодежью.

  15. Влияние информационных и коммуникационных технологий на развитие личности.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница