Методические рекомендации по изучению дисциплины «История социологии»



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«История социологии »

направления подготовки 040100.62 «Социология»

Автор программы: : Л.И. Геращенко, д.соц.н., зав. кафедрой социальных наук МГГУ

Н.А. Лебедева, к.ф.н., доцент кафедры социальных наук МГГУ



Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины являются – изучить особенности становления и развития социологической науки, показать вклад отдельных ученых, научных школ и направлений в ее современное полипарадигмальное состояние. В части изучения отечественной социологии необходимо дать представление о процессе формирования социологического знания в России, указать специфические черты русской социологической мысли, проанализировать и систематизировать учения представителей русской социологической мысли, выявить их преемственность и взаимосвязь; показать место и роль русской социологии в истории мировой социологии.



Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 2




Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС
















Часть I. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

















Раздел 1. Возникновение социологии как науки
















История

социологии как

научная и учебная дисциплина


4/-

2

2




4
















Исторические и научные предпосылки

возникновения социологии как науки



4/2

2

2




6
















Социологический позитивизм О. Конта и Г. Спенсера

6/2

2

4




6
















Натуралистическая

социология.

Школы «одного

фактора»


10/4

4

6




8
















Психологическая социология: Г.Тард и Г.Лебон

6/2

2

4




6
















Раздел 2. Социология конца XIX – начала ХХ вв. Социологическая классика
















Особенности и

тенденции

развития

европейской и

американской социологии


2/-

-

2




6
















Социологические

концепции

К. Маркса


10/2

4

6




6
















Формальная

социология

Г. Зиммеля и Ф. Тенниса


8/2

4

4




6
















Социальная система

В. Парето



4/2

2

2




4
















Социология Э. Дюркгейма

10/2

4

6




8
















Социология

М. Вебера



10/2

4

6




8
















Основные

достижения



социологии классического периода

2/2

-

2




6
















Итого по разделам 1-2

76/22

30

46




72
















Часть II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ

XIX-XXI вв.
















Раздел 3. Русская социология XIX-начала ХХ вв.
















Основные тенденции развития социологии в России с середины XIX до начала XX века.

8/-

4

4




6
















Субъективное направление: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.

8/-

4

4




8
















Марксистское направление в российской социологической мысли конца XIX – начала XX веков

6/2

2

4




6
















Неокантианство в русской социологии.

10/-

4

6




6
















Социальные идеи в философии русского религиозного идеализма.

10/4

4

6




8
















Позитивизм и неопозитивизм в русской социологии.

10/-

4

6




8
















Социологическая теория М.М.Ковалевского.

4/2

2

2




6
















Социология П.Сорокина (российский период).

4/4

2

2




6
















Раздел 4. Советская социология. Современная социология.
















Социология в СССР. Идейные основы, условия и важнейшие этапы развития.

8/2

2

6




6
















Современный этап развития социологии.

8/2

2

6




4
















Итого по разделам 3-4

76/16

30

46




64

















Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Часть I. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Тема 1. История социологии как научная и учебная дисциплина (2 час)

План


1. Предмет истории социологии

2. Критерии социологического знания: онтологические, эпистемологические, этические, институционально-организационные.

3. Предметная область истории социологии

4. Роль истории социологии в развитии социологического знания.


Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте пространственные и временные границы социологии и ее истории.

2. В чем выражается своеобразие взаимоотношений между теоретической и прикладной сферами социологии на различных этапах ее развития.

3. Раскройте общие закономерности и основные формы институализации социологии.

Задания для самостоятельной работы

  1. Напишите эссе на тему «Значение истории социологии для профессионального самосознания социологов».

Литература

Основная


  1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Уч. пос. для вузов. М.: Книжный дом «Университет». 1999.

  2. История социологии (XIX – первая половина XX в.). В 3-х кн. Кн. 1. М.: ИНФРА-М. 2004.

  3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т.: учеб. Т.1: От Возрождения до Просвещения. М.:ТЕРРА-Книжный клуб: КАНОН-пресс-Ц. 2000.


Тема 2. Исторические и научные предпосылки возникновения социологии как науки (2 часа)

План


  1. Исторические предпосылки формирования социологии

  2. Формирование представлений об обществе.

  3. Концепции естественного права в работах античных и средневековых авторов.

  4. Социологические идеи европейского утопизма 16 -17 в.

  5. Развитие социологического знания в философских системах просветителей
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Сформулируйте основные социально-экономические, социально-политические предпосылки появления социологии как науки.

2. Охарактеризуйте основные идеи, которые легли в основание формирования социологического знания – идея общества, идея метода и идея прогресса.
Задания для самостоятельной работы




  1. Сформулируйте расхождения в учении о государстве у Платона и Аристотеля.

  2. Проанализируйте социологические идеи Т.Мора и Т.Кампанеллы.

  3. В чем отличие взглядов на естественное состояние Дж. Локка от позиции Т. Гоббса?
Темы рефератов

  1. Идеальное государство Платона.

  2. Социально-философские воззрения Аристотеля. Общественные классы и их типология.

  3. Учение Августина Блаженного о «двух градах».

  4. Социальные воззрения Фомы Аквинского.

Литература

Основная


  1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Уч. пос. для вузов. М.: Книжный дом «Университет». 1999.

  2. История социологии (XIX – первая половина XX в.). В 3-х кн. Кн. 1. М.: ИНФРА-М. 2004.

  3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т.: учеб. Т.1: От Возрождения до Просвещения. М.:ТЕРРА-Книжный клуб: КАНОН-пресс-Ц. 2000.

Дополнительная

1. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда. М.: Ладомир; Наука. 1998.

2. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М.: Мысль. 1978.

3. Макиавелли Н. Государь. М.СПб.: Эксмо; Мидгард. 2006.

4. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М.: Наука. 1990.


Тема 3 . Социологический позитивизм О. Конта и Г. Спенсера (4 часа)

План


  1. Основные методологические принципы позитивистской социологии.

  2. Учение Конта о социальной статике и социальной динамике.

  3. Контовская классификация наук и место в ней социологии.

  4. Закон трех стадий.

  5. Формирование эволюционной доктрины Г.Спенсера. Основные социологические понятия.

  6. Факторы и механизмы социальной эволюции.

  7. Представления об обществе как организме. Понятие социальной структуры, функций. Анализ социальных институтов.
Темы рефератов

  1. К.А.Сен-Симон: первоначальная версия позитивной науки об обществе.

  2. Учение О.Конта о социократии.

  3. Спенсер как критик социализма.

  4. 2. Учение спенсера о социальных институтах
Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Покажите, какими аргументами руководствовался О.Конт для обоснования неизбежности и необходимости появления социологии в середине ХIX в.

  2. Чем, по мнению Конта, определяется место социологии в созданной им системе позитивных наук?

  3. Чем обусловлен антииндивидуализм Конта в подходе к решению проблемы взаимоотношения личности и общества?

  4. Охарактеризуйте достоинства и недостатки социологического учения О.Конта.

  5. В чем, по Спенсеру, состоит сходство и различие между обществом и организмом?

  6. Назовите и проанализируйте первичные и вторичные факторы социальной эволюции.

  7. При описании каких социальных процессов Спенсер наиболее последовательно использовал дарвиновский механизм естественного отбора?

  8. В чем проявляется недостаточность, ограниченность биологических и физических аналогий в подходе к социальным знаниям?
Задания для самостоятельной работы

  1. На анализе учебной литературы и источников выделите у В.А.Сен-Симона и О.Конта общее и особенное в представлениях о новой позитивной науке об обществе

  2. Законспектируйте работу О.Конта Конт О. «Дух позитивной философии» (выделена в списке литературы)

  3. Законспектируйте 2 работы Г.Спенсера «Основания социологии» и «Социология как предмет изучения» (выделены в списке литературы)

Литература
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница