Методические рекомендации по изучению дисциплины Макетирование дн(М). В1 – Дизайн Цели освоения дисциплины



Скачать 473.84 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер473.84 Kb.
  1   2   3



Методические рекомендации по изучению дисциплины
Макетирование

ДН(М). В1 – Дизайн

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Макетирование» являются: в процессе обучения необходимо дать студентам чёткое представление о законах композиции и принципах объёмно-пространственного формирования пространства, вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками.



Задачами данного курса являются: формирование представлений и навыков в области объёмно-пространственного дизайна. Весь комплекс сложных диалектических соотношений содержания и формы в искусстве.

  • развитие творческих способностей;

  • развитие профессиональных навыков через овладение теоретических знаний и практических умений;

  • формирование умения использовать принципы и средства композиции в создании произведений искусства дизайна;

  • предмет, который является важнейшим компонентом в формировании профессиональных навыков специалистов – дизайнеров.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Предлагаемый курс «Композиция и макетирование» основывается на изучении основных законов и понятий формообразующих и тектонических закономерностей в монументально- декоративном искусстве. В современную эпоху проблемы формирования материальной среды, окружающей человека являются наиболее актуальным. В решении данной задачей нельзя обойтись без изучения законов композиции и законов взаимодействия изобразительного искусства и архитектуры.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
«
Композиция и макетирование»:

- владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-15);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:


  • понятие глубинности;

  • основополагающе изобразительные принципы искусства;

  • основные объёмно-пространственные принципы;

фор важнейшие выразительные

средства композиции;

- принцип золотого сечения;

- объёмно - пространственную

структуру;

- тектонические, масштабные и образующие принципы глубинного и объёмного изображения



  • сущность и технику

макетирования;

  • этапы работы над макетом;

  • материалы и технические средства для создания макета;

различные приёмы макетирования

2) Уметь:



  • использовать глубинно изобразительный метод;

  • применять приёмы перспективного построения пространства на плоскости;

- применять теоретические знания в практической деятельности

  • использовать на практике различные приёмы макетирования;

  • выполнять развёртки объёмных фигур;

- делать точный математический расчёт при создания формообразующего

3) Владеть:

методом творческого - макетного (средового) проектирования ;

знаниями, умениями и навыками в области проектировании в дизайне;

соответствующими методами соотношение подвижны и неподвижных частей в средовом проектировании;

Объем дисциплины «Композиция и макетирование» и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины «Композиция и макетирование» составляет 78 зачетных единиц


(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

36 аудитоорных часов.

Содержание разделов дисциплины

Поскольку лекционный курс, включает в себя 78 учебных часов, 10 лекций, 26 практических и 42 самостоятельных занятий. Представляется более целесообразным разделить его на разделы, с последующим делением на темы, последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса.

Курс « Композиция и макетирование» помогает студентам формировать дизайнерское мышление и овладевать научным пониманием тектонических и композиционных закономерностей. Усвоить законы классификации композиционных структур с точки зрения способов и приёмов изображения на плоскости и объемных композиций. Практические занятия соответствуют современным требованием вузовских программ.
Раздел I. Художественный образ и формообразующие закономерности в композиции.

Изучение курса «Макетирование» следует начинать с овладения терминов, определений, понятий и законов формальной композиции. Законов взаимодействия изобразительного искусства и архитектуры. Закономерности пространственного построения- важнейшего композиционного фактора и пространственные связи , выполняющие смысловые в композиции функции

художественно-образных принципов, средств, приёмов. Стилевые направления: стран, народов, географических областей; местные школы; индивидуальные, авторские манеры художника.
Раздел II. Особенности композиционных построений в формообразовании

Дать представление о классификации композиционных структур. Познакомить с важнейшими, выразительными средствами композиции. Замкнутый характер композиции – устойчивое равновесие или симметричность, завершенность, впечатление связанности, целостности, нерасторжимого единства. Создать чёткое представление о закономерностях создания уравновешенной композиции: равновесие силовых линий, тональных, объёмных, цветовых масс. Дать представление о способах использования перспективы.


Раздел III. Тектонические закономерности в композиционных формах.

Дать определение понятию «тектоника». Чем определяется тектоника композиции произведения монументального - декоративного искусства. Познакомить с композиционными формулами Византии, Микеладжело, Сикейроса. Законы восприятия произведения (окулограмма), «структурный план» изображения. Тектоничность целого и тектоника всех главных элементов композиции, создание визуальной свободы движения. Тектонические виды композиции: прямоугольные (вертикальный, горизонтальный строй), S- образные и перспективные. Создание функционально и эстетически совершенной колористической среды Принципы цветовой гармонии объектов дизайна.



Раздел 1V. Основы макетирования объектов дизайна

Макетирование как этап художественного конструирования и технического моделирования. Роль художника-дизайнера в разработке технических проектов архитектурных форм и других объектов дизайна.

Сущность макетирования, техника и материалы макетирования. Основные приёмы макетирования. Знакомство с приёмами работы с чертёж – схемой. Выполнение развертки и элементов развертки объектов макетирования.

Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения

1.

Художественный образ и формообразующие закономерности в композиции

  1. Какие факторы необходимо учитывать при создании ансамбля предметной среды?

  2. Каково значение вариантности объёмно-пространственных композиций в дизайне жилого интерьера?

  3. Психология восприятия объёмно-пространственных форм в интерьере


6


-проверка контрольных работ


2.

Особенности композиционных построений в формообразовании

  1. 1. Что такое эскиз – скетч и его значение в проектировании интерьера?

  2. Каковы специфические особенности композиционного построения интерьера?

  3. Виды равновесия и основные и основные требования сбалансированности;

  4. Каковы специфические особенности композиционного построения интерьера?





10


-проверка контрольных работ


3.

Тектонические закономерности в композиционных формах.

  1. Что обозначат термин «тектоника».

  2. Какими отношениями определяется тектоника композиции;

  3. Каковы основные категории композиционных структур;


12


-проверка контрольных работ


4.

Основы макетирования объектов дизайна;

  1. Задачи макетирования в процессе работы над формированием объёмно пространственно среды;

  2. Какое оборудование и инструменты используются для макетирования?

  3. Каковы этапы выполнения трёхмерной модели объекта?




14


Защита

макета


жилого

интерьера







Всего:




42





Интерактивные формы занятий: по дисциплине « Макеирование».


№ раздела (темы)

Формы

тема №1 Введение .

Художественный образ и формообразующие закономерности в композиции



дискуссия

тема №2. Особенности композиционных построений в формообразовании

компьютерная симуляция


тема № 3 Тектонические закономерности в композиционных формах.

просмотр видеосюжетов, элетронных пособий, каталогов

тема №4. Основы макетирования объектов дизайна;

работа в группах


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Содержательный компонент теоретического материала

Лекционный материал
Тема №1. Художественный образ и формообразующие закономерности в композиции.
ЦЕЛЬ: познакомить с законами композиционных и формообразующих приемов композиции, взаимодействие образа с формой .
ЗАДАЧИ:


  • дать преставление о сложном взаимодействии формы и пространства;

  • определить роль модуля в пределах масштабного строя и тектоникой архитектурного сооружения;

  • дать преставление о способности визуально преобразовывать геометрический вид формы;

Композицию в дизайне можно рассматривать как процесс гармонизации формы изделия, интерьера и других пространственных объектов, в которых определяются и приводятся к единому целому все характеристики формы: размеры, пропорции, ритмическая структура, фактура, цвет.

Все правила, приемы и средства композиции, необходимые для всех видов пластического искусства, справедливы и для объектов дизайна. При их проектировании ди­зайнер добивается выразительности объемов и ритмов, статики или дина­овки форм, равновесия в композиции, старается выделить контрасты или нюансы, один или несколько композиционных центров.

Существуют два основных вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Выразительными важнейшими средствами композиции явля­ются объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет (колорит).

Кроме этого, для композиции в дизайне важны открытость или замкну­тость, целостность, то есть, тип композиции. Важнейшей категорией композиции является эстетиче­ски осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством, ее называют объемно-пространственной струк­турой. В каждой из областей дизайна это будет достигаться с помощью специфических для нее средств. Однако независимо от того, какой объект создается — рекламный плакат или батик, модель одежды или станок, транс­портное средство или интерьер, — дизайнер должен позаботиться о гармо­ничном соотношении частей и целого, о композиционной целостности.

Художественно-осмысленное выражение степени напряженного состоя­ния материальной формы называется тектоникой.

Интересно отметить, что из одних и тех же форм можно создать компози­ции статические и динамические, вытянутые вверх или по горизонтали, с ярко выраженным ритмом и без него. Строение формы, являющееся резуль­татом чередования одинаковых элементов, называют метрическим. При рав­номерном, ускоренном или замедленном чередовании элементов образуется ритмический ряд. По сравнению с метрическим рядом ритмический подвиж­нее, напряженнее, интереснее. Он дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения.

Во многом приемы и средства композиции в дизайне зависят от исполь­зуемых материалов и технологии производства. Например, чтобы подчерк­нуть легкость сооружения, используют тонкие ажурные конструкции, уст­ремляющиеся вверх. Применение другого материала — железобетона диктует иное композиционное построение объекта. Современный вид посуде при­дает не только использование полимерных материалов, но и построение ее формы, например, на основе геометрических тел, их взаимопроникнове­ний. Если старинный деревянный шкаф был похож на резной терем с многочисленными открывающимися дверками, то сегодня популярны шка­фы-купе из древесных или пластиковых плит с большими дверями, сво­бодно двигающимися по полозьям влево или вправо. Такая конструкция помогает совместить сразу книжный и платяной шкафы, а также простран­ство для хранения гладильной доски, утюга, пылесоса и другой бытовой техники. Подобный шкаф очень подходит для современных небольших квартир.

Поскольку композиция объектов дизайна понимается как достижение гар­моничного единства составляющих как самого объекта, так и окружающей среды, то естественно возникает вопрос об их стилевом единстве. Здесь уме­стно вспомнить наиболее яркие стили, существовавшие в истории культуры. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме архитектурная и пред­метная среда создавались в определенном единстве. По форме и декору инте­рьеров, костюмов, мебели, посуды и других предметов быта можно опреде­лить их стилевую принадлежность. Предметам материальной культуры готики, ренессанса, барокко, классицизма и модерна присуще свое стилевое един­ство.

Современные интерьеры, костюмы, сервизы также могут создаваться на основе различных исторических стилей. В то же время стилевое единство объек­тов дизайна является более широким понятием, чем простое подражание готике, барокко или даже кубизму. Когда говорят, что все предметы какого-нибудь интерьера находятся в определенном единстве между собой, то име­ют в виду их соответствие по форме, пропорциям, массе, цвету и декору.

В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, вы­ражает творческую платформу, например, стиль «хай-тек» подчеркивает функциональное назначение объекта за счет акцентирования несущих кон­струкций, вентиляционных труб и т. п. Знания истории материальной культуры, экологии помогают дизайнеру развивать взаимоотношения системы «человек — среда» на высокохудоже­ственном уровне. Дизайнерская композиция будет тем эффективнее, чем основательнее будут учтены особенности восприятия людей и эмоциональ­ов воздействие образов на их чувства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие правила, приемы композиции используют при про­ектировании объектов дизайна?

2. Расскажите о влиянии различных материалов на композицию объектов дизайна.

3. Что такое стилевое единство объектов дизайна и архитектурной среды?

4. За счет чего достигается выразительность композиции интерьера?

Литература:

Молчанов В. М.

Теоретические основы проектирования жилых зданий : учеб. пособие для студ. архит. спец. вузов / Молчанов В. М. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 240 с. : ил. - (Учебные пособия). - ISBN 5-222-03796-7 [Гриф] : 210-00.

[ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО; ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ; УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ВУЗОВ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Панеро Д.

Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер : справочник по проектным нормам / Панеро Д., Зелник М. - М. : Астрель, 2006 ; АСТ. - 319, [1] с. : ил. - ISBN 5-17-038655-9(АСТ) : 759-00.

[НОРМЫ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ; СПРАВОЧНИКИ; ЭРГОНОМИКА]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Ивашкина И. В.

Формирование пространственной композиции культурного ландшафта города / Ивашкина И. В., Кочуров Б. И. // Экология урбанизированных территорий. - 2012. - № 3. - С. 22-28.

[ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ; ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА; ЭКОЛОГИЯ ЖИЛОЙ СРЕДЫ; ЭКОЛОГИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).
Тема №2. Особенности композиционных построений в формообразовании .

ЦЕЛЬ: Познакомить с сущностью композиции, техникой и материалами формообразования вания.

ЗАДАЧИ:


  • дать преставление о этапах композиции, как этапе художественного конструирования и технического моделирования;

  • научить техническим приёмам в работе над композиционной и эскизной моделировкой в работе;

  • дать теоретические сведения о материалах, применяемых в работе формообразования;

  • познакомить с этапами решения конструктивных, технологических и организационно - технических задач;

Формообразование предметного окружения и среды обитания, осмысление их роли в комплексном подходе к оформлению материально – художественной культуры. Это позволит студентам успешно выполнять практические учебные задания, целенаправленно осуществить дипломное проектирование и самостоятельно трудиться в дальнейшем. Позволит усовершенствовать формирование мировоззрения студентов, развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умения видеть в окружающей действительности характерное и типическое.

Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Это и архитектурное сооружение, и живописное полотно, и ювелирное украшение, а также театрализованное представление, песня, киноэпопея, обычный керамический горшок, национальный костюм, дизайн автомобиля и т. д. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы.

Создание интерьера – искусство. И поэтому все мысли, чувства и «вещи», живущие в вашей голове, возможно, хаотично, незримо связаны между собой, задача дизайнера – объединить их в одном гармоничном дизайне. Помещение необхо­димо распланировать, выделить главные зоны, наме­тить акценты, а каждый аксессуар или предмет мебе­ли должен обязательно находить так называемую под­держку – другой предмет такого же цвета или с та­ким же узором, либо предмет интерьера, оформлен­ный в том же стиле. Главное правило создания гар­моничного жилого пространства – ничего лишнего!

Для того чтобы разобраться в этом, необходимо оз­накомиться с тем, что такое композиция. Компози­ция (от лат. «овкиition» — сочинение, составление; соединение, связь) «держит» пространство, орга­низует его и подчиняет так называемым законам композиции. К ним можно отнести деление на зоны, вычленение главного и второстепенного. Чаще всего встречается центрическая композиция жилого интерьера. В до­исторической пещере центром, вокруг которого, сосре­дотачивалась жизнь рода, был очаг, в Элладе и Древ­нем Риме – внутренний дворик-атриум, в средневе­ковье — камин. В современной квартире смысловым и композиционным центром становит­ся гостиная комната.

Необходимо внимательно продумать и заранее выделить смысло­вой центр композиции жилого пространства. Чаще всего таким центром являются гостиная или столо­вая. Композиционный центр столовой или гостиной — обеденный стол, камин, телевизор, журнальный или карточный столик – определяется, в соответствии с традиция­ми и образом жизни семьи.

Пространственная композиция окружающей среды определяется при­нятой функциональной программой. Проведенное с помощью мебели и оборудования фун­кциональное зонирование, визуальное разделение про­странства позволяет перейти к следующему этапу — выделению основного и дополнительных композици­овк акцентов. Цветовая гармония, правильный выбор цветовых сочетаний усиливают композицион­ный замысел, связывают или разобщают отдельные зоны. Цвет в сочетании с выбранной системой осве­щения может облегчить зрительную работу и отдых в квартире, зрительно увеличить или уменьшить про­странство помещений, вызвать нужный эмоциональ­ный эффект.

При формировании композиционного центра нужно учитывать приведенные ниже закономерности композиционного построения, обусловленные психологией восприятия:

- близость – близко расположенные друг к другу эле­менты воспринимаются как единое целое;

- зависимость от осей – восприятие упрощается, если человек находится на оси симметрии обозреваемо­го объекта;

- замкнутость – геометрически незавершенные фи­гуры могут восприниматься как завершенные;

- инерция – если на замкнутом пространстве встре­чаются повторяющиеся изображения, то другие эле­менты не воспринимаются;

-контраст – контрастные линии способствуют луч­шему восприятию элементов;

- назначение – элементы, имеющие одинаковое на­значение, воспринимаются как единое целое;

- простота – более простые формы воспринимаются легче;

- противоборство – элементы различной формы луч­ше воспринимаются, если они разнесены в про­странстве;

- симметрия – симметричные элементы восприни­маются как целое;

- сходство – сходные элементы воспринимаются как « единое целое;

- узнаваемость - легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы и просты;

- фигура-фон - элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяю­щиеся от фона.



Вопросы для самоконтроля и самоконтроля:

1.Чем определяется пространственная характеристика интерьера?

2.Что может служить доминантой при создании центрической композиции интерьера?

3. Что такое стилевое единство интерьера?

4.Какие закономерности композиционного построения интерьера должны выполняться для создания гармоничной среды?

Литература:

Покатаев П. В.

Дизайнер - конструктор : конструирование оборудования, интерьера : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Дизайн" и "Искусство интерьера" / Покатаев П. В. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 384 с. - (Строительство). - ISBN 5-222-09510-Х [Гриф УМО] : 118-00.

[ДИЗАЙН; ДИЗАЙНЕР; ИНТЕРЬЕР; КОНСТРУИРОВАНИЕ; ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ; УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ВУЗОВ; ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Магомедова А. А.

Дизайнерское мышление и способы его формирования / Магомедова А. А.

// Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 7. - С. 54-56.

[ДИЗАЙН; ДИЗАЙНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ; СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ] (подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

Ткаченко Е. В.

Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития : учеб. пособие для учрежд. высш. и сред. проф. образования по спец. - Проф. обучение "Дизайн" / Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. ; М-во образования РФ [и др.]. - Екатеринбург : АКВА-ПРЕСС, 2004. - 240 с. - ISBN 5-94544-015-9[Гриф] : 82-65.

[ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы
Тема №3. Тектонические закономерности в композиционных формах.

ЦЕЛЬ: научить использовать теоретические знания в практической работе.

ЗАДАЧИ:


  • закрепить понятие " тектоника", "композиция", "бионика";

  • развивать чувство гармонии на основе композиционных закономерностей;

Дизайнер выбирает наиболее функционально и конст­руктивно обусловленные . В формах движущихся предметов яр­ко проявляется единый «текучий» ритм, не имеющий фиксиро­ванных точек перехода. Это ритм динамической, скользящей в пространстве формы самолета, автомобиля, судна. Метроритми­ческие ряды находятся в единстве с пропорциональным строем предмета, так как взаимосвязь акцентов и интервалов осущест­вляется с помощью определенных пропорциональных систем. Арифметические (модульные) пропорции свойственны метриче­ским рядам, геометрические – ритмическим.

Пластические искусства порождают поистине удивительное многообразие форм, создают комплекс сложных формообразова­ний. В то же время основная масса сложных форм образуется сочетанием простых геометрических тел.

Чтобы правильно оценить качество формы того или иного объекта, необходимо помнить для какой цели оно предназначе­но. Какие силы на него действуют, из какого материала и каким способом оно изготовлено. Ответ па вопрос, каким образом мате­риально-конструктивная природа вещи выявляется в художест­венной форме, дает тектоника.

Тектоника промышленного изделия — это средство компози­ции, выражающее в художественной форме логику его матери­ально-конструктивного строения. Тектоника выявляет соотно­шения подвижных и неподвижных, несущих и несомых частей изделий, физических свойств материалов, конструкций. Закономерности тектоники отражают в форме изделия характер работы конструкции и материалов — прочность, устойчивость, равновесие, распределение и погашение усилий, которые возни­кают под влиянием силы тяжести, взаимодействия элементов конструкции и преодолении сопротивления окружающей среды при движении в ней предмета.

Закономерности тектоники опи­раются на законы механики – статики, аэростатики, гидростати­о, кинематики, динамики, сопротивления материалов, теории упругости.

В процессе формирования предметного мира были созданы художественные средства, показывающие, как предмет в целом и его отдельные части оказывают сопротивление физическим силам: сжатию, растяжению, кручению, изгибу, трению, удару, усилиям среза, а также вибрационным и инерционным нагруз­кам. Тектонические закономерности выступают в определенных взаимосвязях конструкции, материала и формы.

На пространственной конструкции основывается тектоника многих объектов дизайна. Законы равновесия, устойчивое положение те­ла в движении, жесткость пространственной конструкции оп­ределили своеобразие тектоники движущихся предметов. Зако­номерности пространственной конструкции составляют основу богатой палитры тектонических форм предметов быта..

Современные дизайнеры внимательно изучают прототипы пространственных конструкций в формах природы — скорлупу яйца, ореха, панцирь рака, раковину, складчатую структуру листьев дерева, пространственная жесткость которых обеспечи­вается своеобразием изогнутой поверхности.. Пространственные конструкции применяют во всех областях техники.

Специфика тектоники движущихся предметов определяется тем. Что равновесие, устойчивое положение тела в движении н жесткость конструкции обеспечиваются прежде всего особенно­стью их формы, способной уменьшать сопротивление среды.

Сопротивляемость среде учитывается, например, в обтекае­мом корпусе корабля н осевой композиции велосипеда.

На появление новой тектонической формы оказывает влия­ние материал предмета. Оригинальные формы пространственной конструкции создают из пластмассы высоких марок методом прессования в формах, например посуду и кухонную утварь с тончайшими стенками, обладающими высокой прочностью.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что определяет специфику тектоники движущихся предметов?

2. На какие законы опи­рается тектоника?

3. Что такое тектоника?

4. Каким физическим силам противодействуют объекты дизайна?


Литература:

Кибальчич Н. С.

Дизайн - неузнанный хранитель бытия / Кибальчич Н. С.

// Изобразительное искусство в школе. - 2008. - № 3. - С. 39-44.

[ДИЗАЙН; ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

Холмянский Л. М.

Дизайн : кн. для учащихся / Холмянский Л. М., Щипанов А. С. - М. : Просвещение, 1985. - 240 с. : ил.[ДИЗАЙН; КНИГИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Ковешникова Н. А.

Дизайн : история и теория : учеб. пособие для студ. архитектур. и дизайн. специальностей / Ковешникова Н. А. - Изд. 2-е, стер. - М. : Омега-Л, 2006. - 224 с. : ил. - (Humanitas.Учебник для высшей школы). - ISBN 5-365-00004-8 [Гриф УМО] : 104-40.

[ДИЗАЙН; УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ВУЗОВ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.
Тема №4. Основы макетирования объектов дизайна.

ЦЕЛЬ: Разработка дизайнерских моделей от эскиза до проекта по практической работе.

ЗАДАЧИ:


  • закрепить понятие «Макетирование»;

  • использовать законы проектирования моделей на плоскости;

Сущность макетирования заключается в том, что композицию соби­рают на подрамнике или планшете из кусочков мягкого, легко режуще­гося материала (пенопласт, поролон, мягкое дерево) или из бумажных деталей, которые соединяют на клею. Особенно удобна для макетиро­вания бумага. Если бумагу предварительно окрасить под цвет текстуры древесины, можно добиться почти полной иллюзии натурального ма­териала.

Макетная техника нагляднее графической, в макете легче достиг­нуть натуральности формы, выявить ошибки, определить нужную со­размерность элементов, их пропорции и толщины.

Для макетирования объемных фигур необходимо выполнить разверт­о, изготовление которых развивает пространственное воображение. Исполнение композиции в макете требует большего времени, чем в графике, так как для композиционного макета необходимо предвари­тельно выполнить эскизно чертеж-схему. Выполнить композиционный макет по заданной теме без чертежа довольно трудно.

Для макетирования из бумаги требуется следующий инструмент: ножницы, нож-резак с односторонней заточкой и углом заточки не бо­лее 15», точильный мелкозернистый брусочек, металлическая линейка, обклеенная тонкой резиной с отступом от кромок, угольник, циркуль и узкая металлическая или костяная пластинка с тонким закругленным концом. Пластинкой проминают бумагу по линии сгибов.

Ножом-резаком режут бумагу по предварительно расчерченным линиям насквозь или на половину толщины, чтобы получить точный перелом поверхности. Режут ее на деревянной доске или листе плексиг­ласа; от фанеры и оргалита быстро тупится кончик ножа. Клей можно рекомендовать ПВА или №88. ПВА дает бесцветный шов, но сохнет дольше и в больших по площади склейках стягивает бумагу. Клей №88 этих недостатков лишен, но требует аккуратности, так как неряшливый шов на белой бумаге очень заметен. Для макетов используют чертежную бумагу, одинарную или склеенную в два и более слоев. Бумагу склеивают мучным клеем или смесью столярного и мучного клея и разглажи­вают жесткой щеткой.

Пользуются двумя приемами макетирования. Первый заключается в следующем. На ровное основание наклеивают отдельные компози­ционные элементы, выполненные из индивидуальных разверток. Развертки снабжены вырезами и клапанами. Второй приём заключается в использовании листа бумаги, который путем складыва­ния и выдавливания образует рельефную поверхность нужной формы. Второй прием используют, например, для создания рельефных полосовых композиций. Элементы макета иногда требуют уста­овки скрытых ребер жесткости.



Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. Какие существуют способы макетирования ? Приведите приме­ры.

2. Какой клей используется для макетирования учитывают?.

3. Какой материал используется для создания макета? Что необходимо учитывать в цветовом решении интерьера?

4. Какие инструменты необходимы для создания макета

Литература:

Рябцев Д. В.

Дизайн помещений и интерьеров 3ds max7. / Рябцев Д. В. - СПб. : Питер, 2006. - 272 с. : ил. + CD-ROM. - ISBN 5-469-01100-3 : 179-10.

[3DS MAX 7; ИНФОРМАТИКА; КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА; КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН; КОМПЬЮТЕРЫ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ; ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Кидрук М. И.

Дизайн интерьеров и архитектурное моделирование / Кидрук М. И. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 299 с. : ил. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-49807-384-2 : 316-40.[ARCON; АРХИТЕКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ; ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА; ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ; ИНТЕРЬЕР ЗДАНИЙ; МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ; ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММЫ; ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ; ЭКСТЕРЬЕР ЗДАНИЙ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Уайт Э.

Архитектура. Формы, конструкции, детали : иллюстр. справочник / Уайт Э. ; пер. с англ. Е. В. Нетесовой. - М. : АСТ, 2005 ; Астрель. - 112 с. : ил. - ISBN 5-17-018511-1 : 102-00.[АРХИТЕКТУРА; СПРАВОЧНИКИ] (подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Протопопов В. В.

Дизайн интерьера (Теория и практика организации домашнего интерьера) / Протопопов В. В. - М. : МарТ, 2004. - 128 с. : ил. - (Архитектурное образование). - ISBN 5-241-00358-4 : 42-50.

[ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО; ДИЗАЙН; ИНТЕРЬЕР]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Шишанов А. В.

Дизайн интерьеров в 3 ds Max 9 / Шишанов А. В. - СПб. : Питер, 2007. - 224 с. : ил. + DVD. - (...на компьютере). - ISB

N 978-5-469-01649-6 : 131-30.

[ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО; ДИЗАЙН; ИНТЕРЬЕР; КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА; КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ] (подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник : учеб. пособие для студ. архит. и дизайнерских спец. / Г. Б. Минервин [и др.] ; под ред. Г. Б. Миневрина, В. Т. Шимко . - М. : Архитектура-С, 2004. - 288 с. : ил. - ISBN 5-9647-0021-7[Гриф УМО] : 849-25 : 516-78.

[ДИЗАЙН; СЛОВАРИ; УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ВУЗОВ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.
Практическая работа № 1 (6 час).

ТЕМА: Особенности композиционных построений в формообразовании



ЦЕЛЬ: научить использовать теоретические знания в практической работе.

ЗАДАЧИ:

  • закрепить понятие «композиция»;

  • развивать чувство гармонии на основе композиционных закономерностей;

  • использовать законы восприятия изображения на плоскости;

Литература:

Третьяков Н. Н.

Образ в искусстве : основы композиции : [учеб. пособие для высш. художеств. образоват. учреждений] / Третьяков Н. Н. - Козельск : Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. - 261, [1] с., [20] л. цв. ил. : ил. - ISBN 586594-063-5 : 250-00.

[ЖИВОПИСЬ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО; КОМПОЗИЦИЯ; ОБРАЗ; РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ 19В; СВЕТ; ЦВЕТ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

Гропиус В.

Обучение формообразованию.Психологическое влияние формы и цвета / Гропиус В.

// Изобразительное искусство в школе. - 2009. - № 5. - С. 42-43.

[ГРОПИУС ВАЛЬТЕР; ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА 20В; ФОРМООБРАЗОВАНИЕ; ЦВЕТ; БАУХАУЗ; ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ 20В]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник : учеб. пособие для студ. архит. и дизайнерских спец. / Г. Б. Минервин [и др.] ; под ред. Г. Б. Миневрина, В. Т. Шимко . - М. : Архитектура-С, 2004. - 288 с. : ил. - ISBN 5-9647-0021-7[Гриф УМО] : 849-25 : 516-78.

[ДИЗАЙН; СЛОВАРИ; УЧЕБНИКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ВУЗОВ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница