Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент в молодежной политике»



страница1/3
Дата06.06.2016
Размер0.49 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Менеджмент в молодежной политике»

для студентов специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»

Автор:

Е.Н. Шовина, доцент, к.ф.н кафедры «Социальных наук».


Цель освоения дисциплины «Менеджмент в молодежной политике»:

- получение студентами знаний, умений и навыков использования законов формирования и развития молодежной политики, разрабатываемой и реализуемой федеральными, региональными, муниципальными структурами, различными организациями по работе с молодежью, эффективного управления ими.


Основные задачи курса «Менеджмент в молодежной политике»:

• раскрыть сущность, принципы и методы государственного, муниципального управления и управления в молодежной сфере;

• изложить методы разработки стратегии и технологии социального партнерства;

• привить умения и навыки анализа управленческих ситуаций и принятия обоснованных управленческих решений;

• проанализировать законы устройства организаций: принципы разделения труда в сфере управления, формальные и неформальные отношения, виды конфликтных ситуаций, культурные ценности организаций, профессиональную компетентность руководителя, коммуникации в процессе управления;

• раскрыть сущность государственной и муниципальной службы, их взаимодействие в управлении молодежной политикой и активизации молодежного ресурса;

• изложить комплекс требований к работникам государственных, муниципальных и молодежных структур.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  • принципы взаимодействия организации и общества, особенности новой управленческой парадигмы в молодежной сфере;

  • законы устройства молодежной организации;

  • методики проектирования социальных процессов и молодежной политики на разных уровнях власти;

  • современные коммуникации в процессе управления молодежной организации;

  • сущность, принципы и методы государственного, муниципального управления и управления в молодежной сфере;

  • методы разработки стратегии и технологии социального партнерства;

  • сущность государственной и муниципальной службы, их взаимодействие в управлении молодежной политикой и активизации молодежного ресурса;

  • комплекс требований к работникам государственных, муниципальных и молодежных структур, реализуемых молодежную политику.


Уметь:

  • разрешать проблемы, возникающие в ходе реализации организационных отношений;

  • осуществлять сбор и анализ исходных данных для проектирования молодежной политики и прогнозирования тенденций ее развития;

  • осуществлять поиск управленческих решений и быть готовым нести за них ответственность;

  • анализировать управленческие ситуации и принимать обоснованные управленческие решения;

  • уметь осуществлять самооценку работы


Владеть:

  • подходами и методами поиска принятия и оценки управленческих решений;

  • пониманием социальной значимости своей будущей профессии, выполнения профессиональной деятельности;

  • потребностью в профессиональном развитии и быть готовым к повышению своего культурного уровня;

  • готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;

  • готовностью осуществлять контроль соответствия разрабатываемых социальных проектов в сфере молодежной политики действующим общественным нормам экономических, политических и культурных отношений.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего ауд.ч

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

СМ

1

Введение в «Менеджмент в молодежной политике»

2

2

-

-

4

2

Предмет и система социального менеджмента

2

2

-

-

4

3..

Основы методологии менеджмента в молодежной организации

4

4

-

-

6

4.

Специальные методы менеджмента в молодежных организациях-

10

4

6




6

5.

Разработка и принятие управленческого решения

8

4

4

-

5

6.

Менеджмент и организационная культура

4

4

-

-

5

7.

Коммуникации и информация в менеджменте

2

2

-

-

4

8.

Государство как субъект управления общественными процессами

4

4

-

-

5

9.

Понятие, структура, механизм и принципы государственного управления

8

4

4

-

6

10.

Основы и факторы разработки государственной молодежной политики

10

4

6

-

6

11.

Место и роль местного самоуправления в государстве

10

4

6

-

5

12.

Стратегия и технологии социального партнерства

6

2

4

-

5

13.

Сущность государственной и муниципальной службы

4

4

-

-

5

14.

Взаимодействие государственных и муниципальных структур в управлении и модернизации молодежной политики

8

2

6

-

6

15.

Профессиональная компетентность руководителя и методы активизации им человеческого ресурса

2

2

-

-

4

16.

Этические нормы управления и требований к работникам государственных, муниципальных и общественных структур, работающих с молодежью

6

2

4

-

4




Итого

90

50

40

-

80



Содержание практических занятий

Практическая работа № 1 (6 часов)

Специальные методы менеджмента в молодежных организациях-

План:

  1. Метод проектного управления организацией.

  2. Маркетинговый подход менеджмента молодежных организаций.

  3. Бизнес-планирование.

  4. Менеджмент в предпринимательских структурах молодежи.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. В каких целях следует использовать в менеджменте молодежных организаций проектное управление?

    2. Какова сущность управления проектом?

    3. Какова сущность маркетингового подхода в менеджменте?

    4. В чем преимущества использования маркетингового подхода в менеджменте организаций культуры и искусства?

    5. Перечислите задачи маркетинга в организациях культуры и искусства.

    6. Что такое стратегическое планирование и каков механизм его реализации?

    7. Что такое бизнес-планирование и каков механизм его реализации?

    8. Что такое проектный подход в менеджменте организаций культуры и искусства?

    9. Каковы этапы и механизм разработки проектов и программ создания и реализации интеллектуальной продукции в сфере культуры и искусства?

    10. Оцените факторы, способствующие интеграции маркетингового и проектного подходов в культурно-просветительской и образовательной сферах деятельности. Назовите критерии малых предприятий. Оцените достоинства и недостатки малого предпринимательства.

    11. Какие инструменты поддержки молодежного малого предпринимательства вы знаете? Назовите основные процедуры управления малым предприятием.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Работа по подгруппам: разделитесь на подгруппы по 4-5 человек. Необходимо разработать план (программу) молодежного социального проекта, направленного на решение определенной социальной проблемы (задачи). Определите актуальность, цель, задачи, основных субъектов процесса управления проектом, временные характеристики проекта, содержание работ проекта, экономическую составляющую и специфику финансирования, особенности экспертизы проектов и др. составляющие. В каждой рабочей группе выделяется организатор групповой работы — докладчик. Необходимо подготовиться к защите проекта. Другие рабочие группы участвуют в обсуждении доклада.

  3. Разработайте бизнес-план для любой молодежной организации на выбор (работа по подгруппам). Подготовьтесь к защите своего бизнес-плана.


Основная литература:

Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 8 – 50.

Лысов О. Е. Методы прикладных исследований в менеджменте: учеб. пособие / О. Е. Лысов. – ГУАП. СПб., 2006. – 164 с.

Михалева Е.П. Менеджмент: Конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 192 с.

Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике: Учеб. пособие / Под общ.ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 84 – 112.

Социальный менеджмент: учеб. пособие / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2002. – С. 117 - 196.


Дополнительная литература:

Кляхин В.Н. Организационное поведение. Конспект лекций. – СПб: НП «Стратегия будущего», 2010. – С. 19 - 27 .

Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 63 – 98.

Социальный менеджмент: учеб. пособие / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2002. – С. 5 – 68.


Практическая работа № 2 (4 часа)

Разработка и принятие управленческого решения

План:

  1. Организационное управленческое решение: сущность, разновидности, качество.

  2. Структура управленческого решения: подготовка, принятие, исполнение и контроль. Субъект и объект управленческого решения.

  3. Основные модели поведения руководителя при принятии управленческих решений.

  4. Факторы, влияющие на качество решения в менеджменте.

  5. Исполнение решения как показатель управляемости организации.

  6. Феномен риска при принятии управленческого решения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое процесс управления?

  2. Что такое функция управления?

  3. Каковы основные содержательные теории мотивации?

  4. Какова роль координации в процессе управления?

  5. Каковы основные условия рациональной организации управленческих решений?

  6. Что такое коммуникационная сеть и в чем ее роль при разработке и принятии управленческого рения?

  7. Каковы основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.


Основная литература:

Кляхин В.Н. Организационное поведение. Конспект лекций. – СПб: НП «Стратегия будущего», 2010. – С. 90 – 99.

Методы разработки и принятия рений в менеджменте / Авт.-сост. В.Н. Эйтингтон, М.А. Кравец, Н.П. Панкратова. – Воронеж, 2005. – 47 с.

Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 69 – 98.

Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 271 с.
Дополнительная литература:

Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы : учеб. пособие. – 2-е изд., доп.и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 64 – 86.

Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – С. 51 – 74.

Михалева Е.П. Менеджмент: Конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2009. – 192 с.


Практическая работа № 3 (4 часа)

Понятие, структура, механизм и принципы государственного управления

План:

  1. Понятие государства и гражданского общества.

  2. Организационная структура государственного управления. Концепции патернализма и разделения властей.

  3. Пути и методы повышения эффективности системы управления Российской Федерации.

  4. Роль и место государственного административного управления в системе социального управления, его особенности и содержание.

  5. Государственная власть и государственное административное управление.

  6. Понятие «имидж власти» и его характеристика. Технологии формирования благоприятного образа власти.

  7. Информационные технологии управления.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое государство и гражданское общество?

  2. Назовите и раскройте функции государства в управлении.

  3. Перечислите функции управления государственной власти.

  4. Перечислите функции местного самоуправления.

  5. Раскройте сущность государственного управления и местного самоуправления.


Задания для самостоятельной работы:

Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.


Основная литература:

Алехин Э.В. Государственное и муниципальное управление. – Пенза, 2007. – С. 64 – 107.

Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – С. 12 – 153.

Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие.- 3-е изд. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – С. 8 – 80.

Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике: Учеб. пособие / Под общ.ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 135 – 163.
Дополнительная литература:

Кузнецов И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. – М.: ЭКСМО, 2008.

Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 76 – 134.

Практическая работа № 4 (6 часа)

Основы и факторы разработки государственной молодежной политики

План:


  1. Государственная молодежная политика как системное образование.

  2. Факторы, влияющие на формирование государственной молодежной политики.

  3. Технологии повышения эффективности государственного управления и разработки молодежной политики.

  4. Государственная молодежная стратегия. Государственные молодежные программы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы методы управления и регулирования молодежной политики?

  2. Оцените зарубежный опыт управления молодежной политикой.

  3. Сравните отечественную и зарубежную практику управления и регулирования молодежной политикой.

  4. Назовите конституционные принципы государственной молодежной политики.


Задания для самостоятельной работы:

    1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

    2. Проанализируйте «Стратегию государственной молодежной политики в РФ» (учебник М.П. Переверзева с. 192 - 216). Подготовьтесь к обсуждению документа в группе.

    3. Проанализируйте федеральную программу «Молодежь России» на 2001-2005 гг. и Концепцию федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 гг. Сравните со «Стратегией государственной молодежной политики в РФ». Подумайте, почему вначале государственная власть казалась от использования ФЦП как инструмента молодежной политики, а теперь снова пытается вернуть?

    4. Работа по подгруппам: подготовьте выступления о зарубежных практиках управления и регулирования молодежной политики. Необходимо подготовиться к защите доклада. Другие рабочие группы участвуют в обсуждении доклада.


Основная литература:

Балакирева Е.А. Ноу-хау в молодежной политике: необходимые преобразования или рискованный эксперимент? // Журнал исследований социальной политики – 2006 - № 4. -С. 541 – 556.

Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы / http://www.depmolpol.ru/press_centr/anonse/index.php?ELEMENT_ID=525

Кузнецов И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. – М.: ЭКСМО, 2008.

Местные сообщества в местном самоуправлении. Учебное пособие для муниципальных управляющих. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике: Учеб. пособие / Под общ.ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 135 – 163.

Развитие кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации: сборник нормативных правовых документов / Авт-сост. Ростовская Т.К. – М., 2009. – 160 с.

Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.

Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 154 - 169.
Дополнительная литература:

Денисова И.П. Социальная политика: учебник. – Ростов- н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.

Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник.- 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – С. 320 – 326.

Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. – Москва, 2008. – 321 с.



Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С, 156 – 197.

Практическая работа № 5 (6 часов)

Место и роль местного самоуправления в государстве

План:

  1. Понятие и основные черты местного самоуправления.

  2. Особенности самоуправления и муниципального управления в современной России. Органы местного самоуправления и их функции.

  3. Формы местного самоуправления.

  4. Экономические основы местного самоуправления.

  5. Зарубежный опыт местного самоуправления

  6. Молодежное правительство. Молодежный парламент.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы основные формы государственного регулирования деятельности
    органов местного самоуправления?

  2. На каких принципах должны строиться взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ?

  3. Каковы организационно-правовые формы местного самоуправления?

  4. Как вы понимаете выражение «всеобщее, равное и прямое избирательное
    право»?

  5. Каковы основные организационные формы осуществления местного самоуправления в РФ? Каковы их общие черты и отличия?

  6. Каковы основания для классификации органов местного самоуправления?

  7. В чем особенности представительных и исполнительных органов местного самоуправления?

  8. Что означает принцип разделения властей применительно к органам местного самоуправления?

  9. Различаются ли между собой понятия «занимать муниципальную должность» и «находиться на муниципальной службе»?

  10. На каких уровнях власти осуществляется правовое регулирование муниципальной службы?

  11. Как подразделяются муниципальные служащие в зависимости от занимаемой должности?

  12. Какие ограничения и с какой целью накладываются на муниципального
    служащего?

  13. Какие социальные гарантии имеют муниципальные служащие?

  14. Что составляет экономическую основу местного самоуправления?

  15. Каковы возможные направления международных связей муниципальных образований?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Посетите одно из заседаний Областной думы или воспользуйтесь прямой трансляцией заседаний областной Думы (http://www.duma.murman.ru/video/) Проанализируйте увиденное. Будьте готовы к обсуждению.

  3. Посетите одно из заседаний Совета депутатов города Мурманска или Комиссии по социальной политике Совета депутатов г. Мурманска. Проанализируйте увиденное. Какая молодежная проблематика поднималась? Насколько эффективны предложенные решения? Будьте готовы к обсуждению.

  4. Проанализируйте Положение о Молодежном правительстве Мурманской области. По возможности посетите одно из заседаний Молодежного правительства. Исходя из личного опыта и материалов СМИ сделайте вывод об эффективности его функционирования.


Основная литература:

Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник.- 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – С. 12 - 175.

Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – С. 154 – 237.

Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие.- 3-е изд. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – С. 80 – 112.

Мурманская областная дума http://www.duma.murman.ru/

Общественный Молодежный парламент при Мурманской областной Думе http://www.duma.murman.ru/young/

Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике: Учеб. пособие / Под общ.ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 135 – 163.

Положение о Молодежном правительстве Мурманской области (от 10.12.2010 № 149-ПГ)

Постановление губернатора Мурманской области «О создании Молодежного правительства Мурманской области» № 149-ПГ от 10.12.2010

Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. – 493 с.

Совет депутатов города Мурманска http://www.murmansovet.ru/
Дополнительная литература:

Кузнецов И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. – М.: ЭКСМО, 2008.

Местные сообщества в местном самоуправлении. Учебное пособие для муниципальных управляющих. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. – Москва, 2008. – 321 с.

Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 300 – 371.

Практическая работа № 6 (4 часа)

Стратегия и технологии социального партнерства

План:


  1. Социальное партнерство как форма взаимодействия институтов гражданского общества между собой и с государством.

  2. Партнерство бизнеса с органами власти и обществом.

  3. Механизм заключения и реализации соглашений и коллективных договоров. Технологии разрешения трудовых споров и конфликтов.

  4. Российский опыт развития партнерства бизнеса с властью и обществом.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Что такое партнерство бизнеса и власти и социальная ответственность бизнеса?

    2. Каковы критерии социально ответственного поведения бизнеса и механизмы его стимулирования?

    3. Определите уровни социальной ответственности бизнеса.

    4. Что такое «белая», «черная» и «серая» зоны социальной ответственности бизнеса?

    5. По какому признаку классифицированы модели социально-экономического партнерства бизнеса и власти?

    6. Раскройте сущность моделей партнерства бизнеса и власти.

    7. Каковы критерии оценки эффективности партнерства бизнеса и власти?

    8. Какие существуют подходы к организации контроля за расходованием средств бизнеса?

    9. Оцените достаточность партнерства бизнеса и власти в организации и стимулировании государственной молодежной политики.

    10. В каких направлениях следует развивать партнерство в интересах молодежи?


Задания для самостоятельной работы:

Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.


Основная литература:

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 311 – 322.

вузов. — М.: Высш.школа, 1985.

Местные сообщества в местном самоуправлении. Учебное пособие для муниципальных управляющих. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учеб. для вузов. — М.: Экзамен, 2001. — 448 с.

Мустаева Ф.А., Чеснова О.Г. Социальная работа на предприятии. М., 2003.

Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике: Учеб. пособие / Под общ.ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 164 – 191.

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учебное пособие. - М., 2003. – 230 с.

Ромашов О.В. Социология труда.- М.: Гардарики, 2001.

Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. – 493 с.

Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 328 – 349.
Дополнительная литература:

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие для

Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы : учеб. пособие. – 2-е изд., доп.и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 148 - 151.

Малышев А.Н. Роль забастовок в социальной жизни России и проблемы эффективности их использования при коллективном трудовом споре // Социальная политика и социология. – 2004. - № 1.

Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.

Тощенко Ж.Т. Социология труда. – М.: ЮнИТИ-ДАНА, 2009. – С. 183 – 207, 273 – 290.



Халин С.М. Социология трудовых коллективов: Учебное пособие. — Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004. — 70 с.
Практическая работа № 7 (6 часов)

Взаимодействие государственных и муниципальных структур в управлении и модернизации молодежной политики

План:

  1. Понятие взаимодействия. Основные принципы, направления, формы взаимодействия.

  2. Программы государственной поддержки молодежной политики в субъектах федерации и муниципальных образованиях.

  3. Определение потребностей молодежи в различных социальных услугах.

  4. Анализ направлений деятельности молодежных организаций в субъектах федерации и муниципальных образованиях.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Какие направления и формы взаимодействия государственных и муниципальных структур являются наиболее важными и эффективными, на ваш взгляд, при разработке и реализации молодежной политики?

    2. Какие программы государственной поддержки молодежной политики, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными и значимыми? Почему?

    3. Каким образом можно определить потребности молодежи в тех или иных социальных услугах?

    4. Какие направления деятельности молодежных организаций в Мурманской области являются наиболее проработанными и развитыми?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Проанализируйте и сравните региональные целевые программы «Молодежь Мурмана» на 1997-1998 гг., 2006-2007 гг., 2008 – 2010 гг. Будьте готовы к обсуждению.

  3. Разделитесь на подгруппы по 4-5 человек. Выберите одно из направлений социальной сферы (экологическое, социально-культурное, военно-патриотическое, гражданско-правовое, спортивно-оздоровительное и др.) Проанализируйте деятельность общественных молодежных организаций в этом направлении. Какова его востребованность, эффективность? В каждой рабочей группе выберите организатора групповой работы — докладчика. Необходимо подготовиться к выступлению с докладом. Другие рабочие группы участвуют в обсуждении доклада.


Основная литература:

  1. РЦП «Молодежь Мурмана» на на 1997-1998 гг., 2006-2007 гг., 2008 – 2010 гг.

  2. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник.- 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – С. 12 – 175, 320 - 326.

  3. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие.- 3-е изд. – М.: Издательство «Омега – Л», 2009. – С. 80 – 112.

  4. Местные сообщества в местном самоуправлении. Учебное пособие для муниципальных управляющих. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

  5. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / С.И. Неделько, А.В. Осташков, С.В. Матюкин, В.Н. Ретинская, И.А. Мурзина, И.Г. Кревский, А.В. Луканин, О.С. Кошевой. Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. – Москва, 2008. – 321 с.

  6. Развитие кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации: сборник нормативных правовых документов / Автор - сост. Ростовская Т.К. – М., 2009. – 160 с.

  7. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 154 - 169.


Дополнительная литература:

  1. Денисова И.П. Социальная политика: учебник. – Ростов- н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.

  2. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – С. 193 – 237.

  3. Кузнецов И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. – М.: ЭКСМО, 2008.

  4. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. – 493 с.

  5. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.

  6. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 350 – 380.



Практическая работа № 8 (4 часа).

Этические нормы управления и требований к работникам государственных, муниципальных и общественных структур, работающих с молодежью

План:

  1. Предмет профессиональной этики. Основные разновидности профессиональной этики, их специфика.

  2. Профессиональная и нравственная ответственность руководителя, их взаимодействие.

  3. Профессионально-квалификационные и морально-этические требования к персоналу.

  4. Профессионально-должностное развитие персонала государственных, муниципальных и молодежных структур.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите область профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью.

  2. Перечислите виды профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью.

  3. Какие требования предъявляются к специалисту по работе с молодежью?

  4. В чем сущность бихевиористского подхода к оценке личности менеджера и специалиста в сфере молодежной политики?

  5. Расскажите о поведенческих теориях менеджмента.

  6. Перечислите психологические типы менеджеров.

  7. Какие сочетания власти вы знаете?

  8. Что такое мораль и этика?

  9. Каковы моральные принципы менеджмента?

  10. Какие принципы персональной этики вы знаете? Дайте им оценку.

  11. Каковы этические обязанности менеджера молодежной организации?

  12. Раскройте этику власти и подчинения.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Составьте профессиограмму работника государственных, муниципальных и общественных структур, работающих с молодежью.

  3. Разработайте этический кодекс работника государственных, муниципальных и общественных структур, работающих с молодежью


Основная литература:

Зарецкий А.Д. Менеджмент социальной работы : учеб. пособие. – 2-е изд., доп.и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 152 – 158.

Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике: Учеб. пособие / Под общ.ред. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 128 – 134.

Развитие кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации: сборник нормативных правовых документов / Авт-сост. Ростовская Т.К. – М., 2009. – 160 с.



Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 188 – 222.
Дополнительная литература:

  1. Медведева Г. П. Этика социальной работы. М., 2002.

  2. Шмелева Н. Этический кодекс социального педагога и социального работника. // Социальная работа. – 2002. - № 2. – С. 17 – 19.

  3. Этика социальной работы: принципы и стандарты.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. - №1. – С. 87 – 93.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница