Методические рекомендации по изучению дисциплины «Метод фокус-групп»



Скачать 173.54 Kb.
Дата03.05.2016
Размер173.54 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Метод фокус-групп»

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению


040100.68 «Социология» подготовки магистратуры

Социология организаций

(квалификация (степень) «магистр»)

Автор:

Недосека Е.В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук».


Цель освоения дисциплины «Метод фокус-групп»:

  • Знакомство со спецификой организации и проведения исследования методом фокус-группового интервью от появления информационной потребности до анализа полученных данных;

  • Овладение умениями применять метод фокус-групп для решения социологических задач;

  • Знакомство с основными тенденциями применения метода фокус-групп в современной исследовательской практике.

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы профессиональной компетенции, обозначенной в ФГОС ВПО по направлению подготовки магистров по социологии:

  • способностью рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности (СК-1);

  • способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-3);

  • способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

  • умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

  • способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

  • способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11).

По окончании обучения студент должен:

Знать: теоретические и методологические основания метода фокус-групп как качественного исследования.

Уметь: применять теоретические знания для исследовательской работы с применением метода фокус-групп.

Владеть: навыками разработки и организации прикладного исследования.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.ч./в интеракт.ф

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.




Теоретические аспекты метода фокус-групп




2

4

























Методика проведения фокус-групп




3

7

























Анализ и представление данных фокус-групп




3

7

























Всего




8

18























Содержание практических занятий

Практическое занятие 1. Теоретические аспекты метода фокус-группа

Просмотр учебного фильма о групповом и индивидуальном интервью и его обсуждение.



Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Определите тип и вид интервью.

    2. Дайте оценку месту проведения интервью.

    3. Определите роль интервьюера/модератора в процессе проведения интервью.

    4. Обозначьте основные техники интервьюера/модератора при проведении интервью.

    5. Определите основные типы вопросов интервью и дайте им характеристику.

    6. Определите типы респондентов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте характеристику основным типам и видам группового интервью.

  2. Дайте анализ основным типам модераторов.

  3. Определите зависимость типа модератора и исследовательских задач фокус-групп.

  4. Изучите основные виды вопросов интервью.


Основная литература:


  1. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Издательство «Магистр», 1996

  2. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997, С. 4-21.

  3. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998. 144 с.

  4. Дмитриева. Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 133-138.

  5. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.

  6. Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С.5-16.

  7. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П.. Фокусированное интервью. М., 1991

  8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас – 2004, №3 (35)

  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Учеб. Пособие. Самара:Изд-во «Самарский университет», 2002.

  3. Готлиб А.С. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании

  4. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. – М.: Логос, 1998. – 384 с.

  5. Крюгер Р. Кейси Мэри Энн. Фокус-группы. Практическое руководство. – М.: Издательский до «Вильямс», 2003. – 256 с.

  6. Левинсон А.Г., Стучевская О.И.. Фокус-группы: эволюция метода. (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1 (63). С. 46-55.


Практическое занятие 2. Методика проведения фокус-групп
Предварительно курс разделить на микрогруппы (2-3). Микрогруппам дается домашнее задание:

  1. Определить направления и темы исследовательского проекта;

  2. Сформулировать проблемную ситуацию, цели, задачи исследования;

  3. Разработать гайд (путеводителя) для исследовательского проекта;

  4. Разработка основных параметров исследовательского проекта;

  5. Определить основные параметры потенциальных участников фокус-группы;

  6. Разработка фильтр-анкеты;

  7. Определить необходимое число участников и количество необходимых дискуссий;

  8. Доработать инструментарий.

На втором этапе деятельность сфокусирована на проработке и формировании навыков применения полученных знаний в ходе реализации индивидуальных проектов. Индивидуальные проекты предоставляеются для обсуждения в виде презентации с использованием Microsoft PPT.

Проведение учебных фокус-групп итоговой работы (реализация работы и презентация в нескольких жанрах) и ее анализ (рефлексия)

На завершающем этапе работы студенты проводят несколько учебных фокус-групп, где они сами меняются ролями: модератора, исследовательской команды и участников фокус-групп. По итогам обсуждаются специфика и возможности организации полевой части фокус-группового исследования.


Основная литература:


  1. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Издательство «Магистр», 1996

  2. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997, С. 4-21.

  3. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998. 144 с.

  4. Дмитриева. Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 133-138.

  5. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.

  6. Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С.5-16.

  7. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П.. Фокусированное интервью. М., 1991

  8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас – 2004, №3 (35)

  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Учеб. Пособие. Самара:Изд-во «Самарский университет», 2002.

  3. Готлиб А.С. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании

  4. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. – М.: Логос, 1998. – 384 с.

  5. Крюгер Р. Кейси Мэри Энн. Фокус-группы. Практическое руководство. – М.: Издательский до «Вильямс», 2003. – 256 с.

  6. Левинсон А.Г., Стучевская О.И.. Фокус-группы: эволюция метода. (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1 (63). С. 46-55.



Практическое занятие 3. Анализ и представление данных фокус-групп

Обсуждение отчетов фокус-групп.

Микрогруппы предоставляют свои отчеты с анализом и интерпретацией данных полученных по результатам проведения фокус-групп.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Определите методологический подход к анализу результатов фокус-группы.

2. Назовите основные стратегии и методы обработки данных.

3. Дайте оценку основным выводам и рекомендациям, представленным исследовательской группой в отчете.



Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Изучите основные методологические подходы к анализу данных фокус-групп.

  2. В чем заключаются особенности обработки данных фокус-групп?

  3. Проанализируйте основные принципы написания отчета по результатам исследования методом фокус-групп.


Основная литература:


  1. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Издательство «Магистр», 1996

  2. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997, С. 4-21.

  3. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998. 144 с.

  4. Дмитриева. Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 133-138.

  5. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.

  6. Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С.5-16.

  7. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П.. Фокусированное интервью. М., 1991

  8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас – 2004, №3 (35)

  2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Учеб. Пособие. Самара:Изд-во «Самарский университет», 2002.

  3. Готлиб А.С. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании

  4. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. – М.: Логос, 1998. – 384 с.

  5. Крюгер Р. Кейси Мэри Энн. Фокус-группы. Практическое руководство. – М.: Издательский до «Вильямс», 2003. – 256 с.

  6. Левинсон А.Г., Стучевская О.И.. Фокус-группы: эволюция метода. (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1 (63). С. 46-55.

Примерные вопросы промежуточной аттестации.

  1. Качественные и количественные методы в социологии.

  2. Специфика метода фокус-групп как качественного исследования.

  3. Логика социологического исследования методом фокус-групп.

  4. Программа исследования методом фокус-групп. Основные компоненты.

  5. Роль модератора в проведении фокус-групп.

  6. Требования к модератору.

  7. Выборка в фокус-групповых исследованиях. Определение числа дискуссий фокус-групп.

  8. Основные принципы набора участников для фокус-групп.

  9. Фильтр-анкета: задачи и правила написания.

  10. Стратегии при написании путеводителя для фокус-групп.

  11. Правила составления вопросов для путеводителя.

  12. Проведение дискуссий для фокус-групп.

  13. Принципы обработки аудио- и видеоданных. Транскрипция и ее роль для анализа.

  14. Анализ полученных данных методом фокус-групп.

  15. Отчет по результатам фокус-группового исследования.


Примерная тематика рефератов.

  1. Специфика качественной стратегии исследования.

  2. Теоретические и методологические основания метода фокус-групп.

  3. Фокус-группы как научный метод исследования.

  4. Основные применения метода фокус-групп.

  5. Фокус-группа и неформализованное интервью: сравнение двух методов

  6. Миссия модератора при проведении исследования.

  7. Фокус-группы в интернет пространстве

  8. Применение фокус-групп для решения маркетинговых и социологических задач.

  9. Эвристические способности метода фокус-групп

  10. Возможные трансформации метода фокус-групп.

  11. Метод фокус-групп и другие групповые методы.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература


  1. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М.: Издательство «Магистр», 1996

  2. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования, М., 1997, С. 4-21.

  3. Воронков В. Этот безумный, безумный, безумный количественный мир // Неприкосновенный запас – 2004, №3 (35)

  4. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Учеб. Пособие. Самара:Изд-во «Самарский университет», 2002.

  5. Готлиб А.С. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании

  6. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998. 144 с.

  7. Дмитриева. Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 133-138.

  8. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.

  9. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. – М.: Логос, 1998. – 384 с.

  10. Крюгер Р. Кейси Мэри Энн. Фокус-группы. Практическое руководство. – М.: Издательский до «Вильямс», 2003. – 256 с.

  11. Левинсон А.Г., Стучевская О.И.. Фокус-группы: эволюция метода. (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 1 (63). С. 46-55.

  12. Маслова О.М. Количественная и качественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)// Социология 4М, 1995, N 5-6, С.5-16.

  13. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П.. Фокусированное интервью. М., 1991

  14. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

  15. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А., Качественные методы. Полевые социологические исследования / Под. ред. И. Штейнберга – СПб.: Алетейя, 2009 – 352 с.


Дополнительная литература:

  1. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественные социальные исследования // Журнал социологии и социальной антропологии – 1998 – Т.1 – №1. – С. 114-138.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологического исследования. Учебник для вузов. – М., 1995

  3. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.

  4. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николо-Медиа, 2001.

  5. Бергер П. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-пресс, 1996.

  6. Боас Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук. Границы сравнительного метода. Методы этнологии. История и наука в антропологии // Антология исследований культуры. Том1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 171-200.

  7. Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Метод неоконченных предложений в изучении образа "культурный человек" // Социология 4М: методология, методы, математические модели. 1997, № 9. С. 5—31.

  8. Голофаст В. Три слоя биографического повествования // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы международного семинара / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. ЦНСИ. Труды. Вып. 5. СПб, 1997. С. 23-25.

  9. Готлиб А.С. Качественное социологическое исследование. Познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-Группа, 2004.

  10. Девятко И. Реплика на статью Виктора Воронкова // Неприкосновенный запас – 2004, №3 (35)

  11. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 296 с., ил.

  12. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.

  13. Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарративного интервью: реконструкция биографической работы // Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского Университета в СПб, 2007. С. 227-249.

  14. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.

  15. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Учебное пособие – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 367 с. – (История эмпирической социологии).

  16. Киселева И. Информационно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. – 1994, - №3. – С. 110-116.

  17. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных // Социологические исследования. 2000. № 10. С. 92-101.

  18. Козлова Н.Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии // Социс. 2000. № 9. С. 22-32.

  19. Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы в момент ее вселения в наше социальное пространство // А. Левинсон. Опыт социографии. М.: НЛО, 2004. С. 301-348.

  20. Малышева М.М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп. М.: Academia, 2001. С. 146-168.

  21. Малышева М.М. Способы кодирования и анализа качественных данных / Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. М., 1997. С. 66-85.

  22. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4M. 1995. № 5-6.

  23. Мещеркина Е.Ю. Биографический метод: история, методология, практика. (Под совм. ред. с Семеновой В.). Москва: Институт социологии РАН, 1994.

  24. Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной социологии // Гендерный калейдоскоп. М.: Academia, 2001. С. 169-187.

  25. Мещеркина Е.Ю. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения Введение в гендерные исследования. Ч.1. Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, СПб., 2001. С. 197-237.

  26. Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. 1998. – № 12.

  27. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. №6. С. 119-129.

  28. Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 110-121.

  29. Олейник А. Соблюдай дистанцию: правила движения на перекрестках методологий // Неприкосновенный запас – 2004, №3 (35)

  30. Полевая кухня: как провести исследование / Под ред. Н. Гончаровой. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. – 180 с.

  31. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.

  32. Романов В. Процедуры, стратегии, подходы «социальной этнографии» // Социологический журнал. М., 1996. №3/4. С 138-149.

  33. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008. – 215 с.

  34. Романов П.В. Полевые методы социальной антропологии организации // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 102-108.

  35. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...» этнографический метод в социологии // Социологический журнал. № ½. 1988.

  36. Романов П.В.Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб // Социологические исследования. – 2005. - № 4. - С. 101-110.

  37. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. Т.С.Васильевой. –Москва.: Эдиториал УРСС, 2001.

  38. Татарова Г.Г. Качественные методы в структуре методологии анализа данных // Социология: 4М. 2002. N 14. С. 33-52. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/63452

  39. Томас У., Знанецкий Ф. Метрологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Международный институт бизнеса и управления, 1996. С. 333-356.

  40. Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С. 129-138.

  41. Уйти, чтобы остаться: Социолог в поле: Сб. ст. / Под. ред.В. Воронкова и Е. Чикадзе. – Спб.: Алетейя, 2009. – 148 с. – (Серия «Качественные методы в социальных исследованиях»)

  42. Усманова А.Р. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе // Топос, № 4 (2001) Сс.50 - 66.

  43. Филиппов А. Спор о методе невозможен // Неприкосновенный запас – 2004, №3 (35)

  44. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. – 352 с.

  45. Штомпка П. Визуальная социология, М., Логос, 2007

  46. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. М., 1998. №2. С 129-138.

  47. Ядов В А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология 4М: методология, методы, математические модели, 1991, № 1. С. 14—31.

  48. Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2007.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Лицензионный пакет программ Microsoft Windows 7.

Журнал исследований социальной политики: http://jsps.ru/

Журнальный зал: http://magazines.russ.ru/

Независимый институт социальной политики: http://atlas.socpol.ru/

Публикации // Институт социологии РАН: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1238



Федеральный образовательный портал «Экономика социология менеджмент»: http://ecsocman.edu.ru/articles/j16075290/index.html

Электронная библиотека социологического факультета МГУ: http://lib.socio.msu.ru/l/library


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница