Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках»



страница1/6
Дата29.04.2016
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках»

для студентов специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный язык»», 050703 Дошкольная педагогика и психология

(доп.спец. Иностранный язык).

Автор:

В.Р. Цылев, канд. филос. наук, доцент МГГУ



Цель освоения дисциплины «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках»:

- обучение студентов методологическим, методическим, технологическим и организационным основам проведения социологического исследования, направленного на получение знания о состоянии, закономерностях функционирования и развития массовых социальных явлений и процессов.



Основные задачи курса «Методы социологического исследования в психологии, педагогике и социальных науках»:

  • показать место и роль социологических исследований в социологической науке, основные их этапы и методологические основания;

  • раскрыть структуру программы социологического исследования, содержание ее основных частей и процедуру ее составления;

  • дать понимание теоретических основ и особенностей процесса измерения в социологическом исследовании, раскрыть способы построения показателей, индикаторов, шкал и индексов;

  • дать понимание теоретических основ построения выборочной совокупности и методов её проектирования в социологическом исследовании;

  • раскрыть содержание и процедуру выполнения отдельных видов социологического исследования, возможности и ограничения их применения;

  • дать понимание системы методов анализа и обработки данных социологического исследования, возможности и ограничения в их применении;

  • раскрыть способы, используемые для обобщения и представления данных социологического исследования, структуру и логику разработки научного отчета;

  • раскрыть существенные особенности, возможности и ограничения количественного и качественного подходов в социологическом исследовании на этапах сбора и анализа данных;

  • раскрыть особенности организационных процедур социологического исследования, их содержание и последовательность проведения.

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать:

  1. методологические основы социологических исследований;

  2. структуру социологического исследования и содержание всех его этапов.

  3. содержательные характеристики и функциональные возможности современных методов социологических исследований;

  4. специфику применения методов в эмпирических исследованиях;

  5. современные подходы к обработке собранных данных и анализу полученных результатов;

уметь:

  1. разрабатывать программу социологического исследования;

  2. осуществлять выбор и обоснование методов исследования в соответствии с изучаемой проблемой;

  3. разрабатывать инструментарий для сбора информации;

  4. подбирать адекватную технологию сбора и обработки информации и применять ее в эмпирических исследованиях,

  5. проводить анализ полученных результатов, давать им интерпретацию и оформлять результаты исследования в отчет.



Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

СМ

ПР

ЛБ

Сам. работа




Раздел 1. Теоретико - методологические основы социологического исследования





















Основы методологии и методики социологического исследования. Стратегии и виды социологических исследований




1




1




4



Разработка программы социологического исследования




2




1




4



Методы и процедура измерения в социологии




1




1




4



Статистические и социологические аспекты обоснования выборки




2




1




4




Раздел II. Методы сбора данных в социологическом исследовании





















Метод наблюдения




1




1




4



Опросные методы в социологии (интервью, анкетирование, экспертный опрос, метод фокус-группы)




1




1




4



Анализ документов




1




1




4



Эксперимент в социологии




1




1




4



Социометрический метод и концепция социальных сетей




1




1




4



Психологические методы в социологическом исследовании




2




1




4



Методические особенности социологических исследований в качественной парадигме




1




1




4




Раздел III. Результаты социологического исследования. Методологические и организационные вопросы





















Анализ и обработка данных в социологии




2




1




4



Представление результатов социологического исследования




1




1




4



Методологические проблемы социологического исследования




1




1




4



Организация социологического исследования




2




2




4




Итого:




20




16

18

60


Содержание практических занятий

Основы методологии и методики социологического
исследования. Основные стратегии и виды
социологических исследований


Семинар (2 ч.)

  1. Место эмпирической социологии в социологическом знании. Основное ее содержание, функции и методологические принципы.

  2. Понятие социального факта.

  3. Методология социологического исследования.

  4. Методы, методика и техника социологического исследования.

  5. Виды социологических исследований. Проблемы классификации.

  6. Описательные и аналитические исследования.

  7. Пилотажное (зондажное) исследование.

  8. Панельное и лонгитюдное исследования.

  9. Основные особенности количественного подхода в социологическом исследовании.

  10. Основные особенности качественного подхода в социологическом исследовании.

Литература

Основная

  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

  3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие. М., 2004.

  4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М, 2002.

  5. Социологический словарь. Минск, 1991.

  6. Хеллевик О. Социологический метод. М., 2002.

  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная

  1. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М., 1999.

  2. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

  3. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4M. 1995. № 5-6.

  4. Ростегаева Н.И. Банк данных социологических исследований: приглашение к сотрудничеству // Социология: 4М. – 2000. - №12.- С. 173-179.

  5. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

  6. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

  7. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991, №1. С.14-31.


Разработка программы социологического исследования

Семинар (2 ч.)

    1. Назначение, содержание и структура программы социологического исследования.

    2. Методологическая и процедурная часть программы исследования.

    3. Проблемная ситуация и проблема социологического исследования. Основные этапы и правила «перевода» проблемной ситуации в формулировку исследовательской проблемы.

    4. Требования к постановке целей. Основные и вспомогательные задачи.

    5. Язык социологического исследования. Понятия «переменные», «эмпирическая интерпретация», «операциональное определение», «операционализация понятий».

    6. Процедура системного анализа объекта исследования.

    7. Процедура выдвижения гипотез и ее значение для разработки программы исследования.

    8. Виды исследовательских гипотез и требования к их разработке

    9. Стратегический план социологического исследования и его основные разновидности.

Практическое занятие (2 ч.)

Вопросы для подготовки:

  1. Определение целей и задач исследования. Виды исследовательских задач.

  2. Процедура интерпретации понятий.

  3. Определение индикаторов и средств их замера (индексов).

  4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

Задание для подготовки к занятию:

  1. Подобрать тему социологического исследования для составления методологического раздела программы.

Вопросы и задания

  1. Показать отличие понятия «проблемная ситуация» от понятий «социальная проблема» и «проблема исследования».

  2. Что может выступать в качестве проблемных ситуаций в конкретном социологическом исследовании? Приведите примеры.

  3. Каковы основные этапы и правила «перевода» проблемной ситуации в формулировку исследовательской проблемы?

  4. Как взаимосвязаны между собой предмет, объект и проблема исследования?

  5. Сопоставить на примере объект (объекты) и предмет исследования.

  6. Каковы основные требования к постановке целей в программе социологического исследования?

  7. Сформулировать на примере цель исследования, а также его основные и вспомогательные задачи.

  8. Зачем нужен анализ основных понятий в программе социологического исследования?

  9. Что такое «эмпирическая интерпретация» понятий? В чем состоит назначение и научный смысл этой процедуры в социологическом исследовании?

  10. От чего зависит уровень глубины операционализации и степень детализации понятий?

  11. Выявить на опытном примере базовые понятия исследования и дать им операциональное определение.

  12. Что такое «индикатор»? Подобрать наиболее точные и надежные индикаторы для всех выделенных операциональных терминов.

  13. Для каждого из отобранных индикаторов найти адекватные характеристики. Составить проект будущей измерительной шкалы.

  14. Определить единицу (единицы) измерения признаков по каждому из отобранных индикаторов.

  15. Занести все полученные данные в таблицу:

    Общие (базовые) понятия

    Операциональные понятия

    Понятия-индикаторы

    Единицы измерения


    Вопрос анкеты


    Характеристики индикаторов (пункты шкалы)



















  16. Что такое системный анализ объекта исследования?

  17. Провести на примере предварительный системный анализ объекта исследования.

  18. Что такое гипотеза? Какова роль гипотез в социологическом исследовании?

  19. Сформулировать рабочие гипотезы для опытного социологического исследования.

Лабораторное занятие (4 ч.)

Работа в группах.

Составить макет методологического раздела программы социологического исследования по выбранной теме. В работе должны быть отражены следующие этапы:



  1. Описание проблемной ситуации, формулирование научной и практической проблемы исследования.

  2. Определение объекта (объектов) и предмета исследования.

  3. Формулирование цели исследования, а также его основных и вспомогательных задач.

  4. Выявление ключевых понятий исследования и их эмпирическая интерпретация.

  5. Подбор адекватных эмпирических индикаторов для каждого из выделенных операциональных терминов.

  6. Проведение предварительного системного анализа объекта исследования.

  7. Формулирование рабочей гипотезы для опытного социологического исследования.

Примерная тематика для разработки программ социологического исследования

  1. Материальное положение современного студенчества.

  2. Отношение студентов к предпринимателям и предпринимательской деятельности.

  3. Отношение студентов к курению.

  4. Взаимосвязь учебы и здорового образа жизни у студентов МГПУ.

  5. Отношение студентов к своей будущей профессии.

  6. Изучение мнений студентов по вопросам современной политической жизни в России: «Студенты и политика».

  7. Досуг студентов МГПУ.

  8. Изучение социально-психологического климата в группе студентов.

  9. Социальные проблемы студенческого общежития.

  10. Отношение студентов к учебному курсу «Х».

Литература

Основная

  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

  3. Горшков М.К., Шереги Ф.З. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. - М., 2003.

  4. Рабочая книга социолога. М., 2003.

  5. Социологический словарь. Минск, 1991.

  6. Хеллевик О. Социологический метод. М., 2002.

  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная

  1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М, 1998.

  2. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М., 1999.

  3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии. М., 1999.


Методы и процедура измерения в социологии

Практическое занятие (2 ч.)

Вопросы для подготовки:

  1. Измерение и шкалирование в социологии.

  2. Типы шкал, применяемых в конкретном социологическом исследовании.

  3. Требования к построению шкал. Основные ошибки при построении шкал.

  4. Познавательные возможности и особенности построения и анализа шкалы равнокажущихся интервалов Луи Терстоуна.

  5. Шкала суммарных оценок Р.Лайкерта.

  6. Шкалы социальной дистанции Эмори Богардуса.

  7. Шкалограмный анализ Луи Гуттмана.

Вопросы и задания

  1. Почему невозможно использовать объективные мерительные эталоны для измерения социальных признаков и свойств?

  2. В чем смысл процедуры квантификации?

  3. Что такое шкалирование?

  4. Раскройте понятия «одномерное шкалирование» и «ординальный уровень измерения».

  5. Покажите, по каким основным признакам различаются номинальные, ранговые, интервальные и пропорциональные шкалы.

  6. Объясните, в каком смысле можно говорить о процедуре измерения при использовании шкал номинального типа.

  7. Какие социальные признаки и свойства могут быть «измерены» в номинальных шкалах? Каковы ограничения номинальных шкал?

  8. Какими свойствами обладают ранговые шкалы?

  9. Перечислите, для измерения каких признаков могут быть использованы ранговые шкалы.

  10. В чем специфика интервальных шкал? Какие социальные признаки подлежат измерению с помощью шкал этого типа?

  11. Дайте сравнительную характеристику интервальной и пропорциональной шкалы. Приведите примеры их применения.

  12. Сравните операциональные возможности номинальных, ранговых и метрических шкал.

  13. Дать сравнительную характеристику шкал Лайкерта и Терстоуна

  14. Дать сравнительную характеристику шкал Богардуса и Гуттмана.

  15. Что означает правило «единого принципа» применительно к процессу конструирования социологических шкал? Подумайте, в каких случаях чаще всего происходит нарушение данного правила?

  16. Приведите примеры неполных и несбалансированных шкал.

  17. Подумайте, что необходимо сделать для обеспечения максимального перечня ответов в номинальных шкалах? Например, при выяснении мотивов поведения или аргументации индивидуальных мнений респондентов.

  18. Сформулируйте правило «непересекающихся оснований». Приведите примеры, свидетельствующие о нарушении данного нормативного требования в шкалах номинального, рангового и интервального типа.

  19. Каковы основные методы контроля за соблюдением данного правила шкалирования и предупреждения возможных ошибок?

  20. Составьте таблицу, в которой были бы отражены все характерные особенности известных Вам шкал.

Лабораторное занятие (2 ч.)

Работа в группах.

  1. Определить, с помощью каких шкал должны быть измерены следующие признаки:

    1. пол;

    2. возраст;

    3. профессия;

    4. частота просмотра телепрограмм;

    5. степень выраженности интереса к политике;

    6. уровень образования;

    7. успеваемость;

    8. среднедушевой доход;

    9. авторитет руководителей.

  2. Придумать по три примера измерения, в которых было бы необходимо применение следующих шкал:

    1. Метода суммарных оценок Лайкерта.

    2. Шкалограммного анализа Л. Гуттмана.

    3. Метода Л. Терстоуна.

    4. Метода парных сравнений.

    5. Шкалы Э. Богардуса.

  3. Ниже приводится набор шкал, составленный с нарушением нормативных требований («ломаные шкалы»).

    1. Определите, в чем заключается суть допущенной ошибки (ошибок) в каждой из предложенных шкал. Сформулируйте методическое правило, которое здесь нарушено или не соблюдено. При этом имейте в виду, что в каждой из шкал может быть допущено несколько нарушений одновременно.

    2. К каким последствиям может привести использование этих шкал в социологической анкете? Укажите по каждой из них в отдельности.

    3. Переконструируйте шкалы (а если необходимо, то и вопросные формулировки) с учетом всех методических требований и норм стилистики.

«ЛОМАНЫЕ ШКАЛЫ»

В какой мере Вы согласны или не согласны со следующим суждением...?

1. Полностью согласен.

2. В основном согласен.

3. Частично согласен.

4. Частично не согласен.

5. Совершенно не согласен.

Часто ли Вы испытываете чувство одиночества?

1. Очень часто. 4. Редко

2. Часто. 5. Иногда.

3. Время от времени. 6. Никогда.

Как бы Вы оценили величину отмеченных Вами потерь рабочего времени?

1. У меня большие потери рабочего времени.

2. У меня они не больше, чем у других работников нашего коллектива.

3. У меня они значительно меньше, чем у других.

4. Затрудняюсь ответить.

Хотели бы Вы в настоящее время перейти на другую работу?

1. Нет.


2. Такое желание возникло.

3. Желание есть, но оно не очень сильное.

4. Интересовался возможностями получения другой, более подходящей работы.

5. Да, перешел бы.



Литература

Основная

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

  2. Горшков М.К., Шереги Ф.З. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. - М., 2003.

  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М, 2002.

  4. Рабочая книга социолога. М., 2003.

  5. Социологический словарь. Минск, 1991.

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная

  1. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука, 1993. Гл.1,2.

  2. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979.

  3. Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. Гл.1,2.

  4. Крупенкова Н.В. О возможности объединения моделей Л.Л. Терстоуна и Р. Лайкерта в единую модель шкалирования // Социология: 4М. – 2003. - №17. – С. 109-141.

  5. Латова Н.В. Этнометрические измерения: теория и практика // Социология: 4М. – 2003. - №17. – С. 142-166.

  6. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.

  7. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 1998.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница