Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии»



Скачать 418.67 Kb.
страница1/2
Дата30.04.2016
Размер418.67 Kb.
  1   2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«Методика физического воспитания детей

с проблемами в развитии»


Составитель: Н.В. Алябьева, кандидат педагогических наук, доцент.



Пояснительная записка

Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, к эффективному их развитию, обучению и воспитанию.

Цель обучения – подготовить высоко квалифицированного специалиста и привить умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности по курсу «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии».

Задачи учебного курса:
- раскрыть основные категории и понятия в методике физического воспитания;

- освоить средства и методы физического воспитания;

- изучить организационные формы физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии;

Познакомить студентов с особенностями организации образователь- ного процесса по физическому воспитанию;

- научить студентов самостоятельно приобретать необходимые знания и применять на практике теорию и организацию физического воспитания, технологии процесса обучения двигательным действиям и развития физических качеств, формирования знаний на основе собственного мировоззрения, самостоятельности, инициативы, творчества;


  • способствовать овладению методами диагностики психофизического состояния организма ребенка и дифференцированного подхода к нему.

Курс методики физического воспитания тесно связан с учебными дисциплинами психолого-педагогического и медико-биологического циклов. Не менее важной является тесная связь его с педагогической практикой, которая должна стать “полигоном“ для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессиональной деятельности.

Важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов занимает самостоятельная работа, которая направлена на освоение знаний и приобретение умений и навыков по изучению литературы, ее конспектирования, написания рефератов, составление конспектов физкультурных занятий с детьми с различными заболеваниями.

В содержание самостоятельных занятий входит работа с литературой, документами, их обобщение, анализ и оформление, решение учебно-познавательных задач.

В содержание индивидуальных занятий с преподавателем входит материал заданий по изучаемым разделам и темам. Основное место здесь занимают учебно-познавательные задачи. Учитываются пожелания студентов в выборе содержания и характера заданий.

В учебные планы включен зачет.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь использовать их на практике.

В результате изучения дисциплины «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» студенты должны знать:


  • основные этапы развития системы физического воспитания русского народа в контексте мировой культуры;

  • эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры;

  • дидактические закономерности в физическом воспитании;

  • методику оздоровительных физкультурно-оздоровительных занятий с различными заболеваниями детей дошкольного возраста;

  • возрастно-половые и индивидуальные закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков у детей с различными формами отклонений в развитии;

  • методы организации комплексного контроля в физическом воспитании детей;

  • иметь полное представление об основных категориях детей с нарушениями развития.

  • методы организации и проведения научно-исследовательской и методической работы.

Студенты должны уметь:




  • формулировать конкретные задачи в физическом воспитании различных групп детей с проблемами в развитии;

  • устанавливать контакт с ребёнком в процессе обучения физическим упражнениям;

  • применять специализированные средства обучения различных детей с проблемами в развитии двигательным действиям и воспитания физических качеств в занятиях;

  • подбирать методы и средства решения образовательных и оздоровительных задач;

  • оценивать эффективность физкультурно-оздоровительных занятий;

  • осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-оздоровительных занятий детей различного возраста и состояния здоровья;

  • использовать навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий;

  • применять средства и методы формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

  • Определить основные формы и методы коррекционно-воспитательной работы, направленные на разностороннее физическое и психическое развитие ребёнка;

  • применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-оздоровительных занятий;

  • применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;

  • оказать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений;

  • определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств и находить методику их устранения;

  • творчески подходить к выполнению своих функциональных обязанностей.

Подготовка современного специалиста предполагает, что ещё в стенах вуза он овладевает методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы.

С целью организации данного вида подготовки и в целях развития систематического процесса усвоения содержания дисциплины нами разработаны и представлены тестовые задания.

Содержание тестовых заданий даёт возможность закрепить знания по основам методики физического воспитания детей с проблемами в развитии, увидеть её мощный гуманистический потенциал и технологическую оснащённость.

Темы для самостоятельного изучения





п/п


Наименование раздела дисциплины, темы

Форма самостоятельной работы

Кол-во

Час.


Форма контроля выполнения СМР



Общая характеристика МФВ детей с проблемами в развитии

Выписка понятийного аппарата

4

Защита конспектов




Особенности функционального развития детей с проблемами в развитии

Вопросы для изучения, реферат

4

Опрос.

Защита реферата





Задачи, средства и методы коррекционно-профилакти-ческого ФВ

Конспектирование и анализ задач и средств ФВ (из программ - раздел ФВ)

4

Конспекты



Содержание и форма, техника ФУ, их кинематические характеристики

Написание реферата

2

Защита реферата



Формирование двигательных умений и навыков

Вопросы для самостоятельного изучения, подготовить реферат

4

Защита реферата



Развитие психофизических качеств

Контрольная работа

4

Защита контрольной работы



Формы организации коррекционной работы по физическому воспитанию: Физкультурные занятия

Заполнение таблиц по формам занятий, подготовить конспект занятия

4

Защита конспекта занятия,

табличный

материал




Физкультурно-оздоровительная работа. Закаливание детей

Подготовить комплексы утренней гимнастики, физкультминуток.

2

Проверка конспектов, проведение и анализ.



Врачебно-педагогический контроль

Подобрать тесты для выявления состояния здоровья у детей

2

Обсуждение тестов на занятии



Специфика организации и содержания ФВ детей при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, речи, ОДА

Составление конспектов занятий, контрольная работа (тестирование)

2

Проверка тестов






Итого по ДО




32






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7. 1. Тематика и планы последовательного проведения занятий:
Практическое занятие № 1-2.
Тема: Общая характеристика МФВ детей с проблемами в развитии
План:


  1. Основные понятия в МФВ детей с проблемами в развитии.

  2. Роль физической культуры в жизни, развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста с проблемами в развитии.

  3. Обусловленность задач физического воспитания детей психофизиологическими и возрастными особенностями, спецификой заболевания.

  4. Характеристика теории физического воспитания (ТМФВ) как научной и учебной дисциплины.

Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать понятийный аппарат МФВ детей с проблемами в развитии.

2. Подготовить реферат на тему: «Основные понятия МФВ детей с проблемами в развитии»; или сделать доклад по темам, представленным ниже.

План должен включать следующие структурные единицы.

Введение (показать роль воздействия физических упражнений на детей с проблемами в развитии).

Основная часть.


    1. Раскрыть понятия «физическая культура» и её характеристика.

    2. Понятие физическое воспитание и его характеристика.

    3. Понятие физическое развитие и его характеристика.

    4. Понятие физическое совершенство и его характеристика.

    5. Понятие спортивное воспитание и его характеристика.

Выводы.

Использованная литература.


Доклад:

  1. П.Ф. Лесгафт – основоположник системы физического образования в России (сообщение).

  2. В.В. Гориневский, Е.А. Аркин – продолжатели традиций П.Ф. Лесгафта.

  3. Вклад Л.И. Чулицкой, Е.Г. Леви-Гориневский, А. И. Быковой в создании системы физического воспитания дошкольников.

  4. Дальнейшая разработка проблемы физического воспитания дошкольников с проблемами в развитии в современных исследованиях (сообщение по статьям из журналов «Дошкольное воспитание», «Дефектология, «Семья и школа», «Здравоохранение РФ», «Обруч», « Развитие и образование особенных детей».

Основная литература:




  1. Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы: //Директор школы.- 2009.- № 2.- С. 61.
    Аксенова Л.И. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 5 лет //Дефектология.- 2008.- № 5.- С.3.

  2. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М., 2004.-174 с.

  3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. – М., 2010.-350с.

  4. Лесгафт П.Ф. Руководство физическим образованием детей. – Собр. пед. соч. – М.: Ф и С, 1987. – в 2-х томах /Под ред. И.Н. Решетень.

  5. Столбов В.В. История физической культуры. – М.: Просвещение, 2004. – С. 35-45, 50 - 57. Гл. 3, 4, 5.

  6. Стреблева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонением в развитии //Дефектология.- 2007.- № 2. С.17.

  7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М., 2010.-352 с.

Дополнительная литература:




  1. Алексеев Ю. И танцы лечат, если..//Обруч.- 1998.- № 3.- С. 38-40.

  2. Алябьева Н.В., Сатушева В.И. Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем //Психолого-педагогические условия развития ребенка-дошкольника: Сб. научн. статей.- Мурманск: МГПУ, 2004.- С.95-100.

  3. Алябьева Н.В., Капшерская Т.А. Профилактика близорукости средствами физической культуры в работе с дошкольниками //Психолого-педагогические условия развития ребенка-дошкольника: Сб. научн. статей.- Мурманск: МГПУ, 2004.- С. 101-105.

  4. Выдрин В.М. Физическая культура и её теория //ТиПФК.- 2007.-№5.-С.6.

  5. Молчанов С.В. Триединство физической культуры: Ист. - теорет. анализ социальной педагогической системы.- Мн.: Полымя, 2011.- 140с.


Практическое занятие № 3
Тема: Особенности моторного развития детей с проблемами

в развитии (от 1 года до 7 лет)
План:

  1. Морфофункциональные особенности организма ребенка 1 года жизни и задачи развития моторики детей с проблемами в развитии.

  2. Массаж как средство физического воспитания детей, характеристика приемов массажа.

  3. Характеристика психофизического развития особенных детей раннего возраста и задачи развития их моторики.

  4. Специфика организации и проведения занятий по развитию движений детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

Вопросы для коллективного обсуждения:




  1. Структура и содержание выявления состояния моторного развития детей с проблемами в развитии.

  2. Особенности развития ребенка от 1 года до 7 лет с проблемами в развитии.

  3. Роль педагогического руководства в формировании и совершенствовании моторики особенного дошкольника.

  4. Динамика основных показателей физического развития и подготовленности, влияние на них физических упражнений.

  5. Реабилитационные и рекреационные мероприятия в ДОУ и в домашних условиях.


Задания для самостоятельной работы:


  1. Законспектировать основные особенности развития ребенка из книги: Чимаров В.М. Основы здоровья детей.- Ташкент, 1992.- С. 38- 41.

  2. Подготовить аннотации на 2 источника (на выбор студента).

  3. Выписать наиболее характерные особенности физического развития детей от 1 года до 3 лет с проблемами в развитии.

Основная литература:



  1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по ФК ( раздел : Физическое воспитание детей раннего возраста.- С.17-20; ФВ детей с отклонениями в развитии и в состоянии здоровья - С.93-109). На выбор студента.

  2. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих.- М., 2007.-78с.

  3. Страковская В.Л. ЛФК в реабилитации больных и детей группы риска 1 года. - М.: Медицина, 2011.-147с

  4. Чимаров В.М. Основы здоровья детей.- Ташкент, 2008.- С. 38-41.

Дополнительная литература:




    1. Аксенова Л.И и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 5 лет //Дефектология.- 2002.- № 3.- С.15.

    2. Алябьева Н.В., Сатушева В.И. Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем //Психолого-педагогические условия развития ребенка-дошкольника: Сб. научн. статей.- Мурманск: МГПУ, 2004.- Выпуск 1.- С. 95- 100.

    3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.- М.:Просвещение, 2002.-С.57-78.



Практическое занятие № 4- 5.
Тема: Задачи, средства и методы коррекционно-профилактического

физического воспитания
План:


  1. Характеристика задач физического воспитания детей дошкольного возраста, их специфика с детьми с проблемами в развитии.

  2. Общая характеристика и соотношение средств ФВ детей для детей с проблемами в развитии.

  3. Физические упражнения – специфическое средство системы ФВ, их значение.

  4. Методы и приемы обучения детей физическим упражнениям.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

  2. Общая характеристика средств ФВ детей с проблемами в развитии.

  3. Содержание и форма физических упражнений.

  4. Техника физических упражнений, критерии ее оценки для данных детей.

  5. Педагогическая классификация методов обучения физическим упражнениям.

  6. Характеристика наглядных методов и приемов обучения, специфика их применения в физическом воспитании с детьми с проблемами в развитии.

  7. Характеристика вербальных (словесных) методов обучения с детьми.

  8. Практические методы и приемы обучения физическим упражнениям.

  9. Соотношение методов и приемов в работе с различными возрастными группами и состоянием их развития.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать программные задачи и содержание обучения физическим упражнениям в разных возрастных группах детей с разным уровнем развития.

  2. Просмотреть и выбрать наиболее понравившиеся физкультурные занятия из различных источников.

  3. Программа воспитания и обучения (новая ред.).- М., 2005 (выписать задачи и средства физического воспитания (на выбор студента) и проследить их усложнения.



Основная литература:

1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 2006.- 148с.

2. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 20-23.

3. Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки //Дошкольное воспитание. – 2008. № 12. – С. 49.


Дополнительная литература:

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура: младший возраст; средний; старший. – М., 2004.- С.68-76

  2. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия детей младшей - подготовительной группы – М., 2004.- С.86-92.


Практическое занятие № 6

Тема: Развитие физических качеств детей с проблемами в развитии.
План:

    1. Определение понятия психофизических качеств, их обоснование.

    2. Средства и методы развития физических качеств. с учетом особенностей возрастных возможностей детей.

3. Диагностика выявления уровня развития физических качеств у детей.

4. Возрастные периоды развития физических качеству детей с проблемами в развитии.

5. Контрольные упражнения и тестовые задания для определения уровня развития ловкости.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Развитие скоростных способностей детей.

  2. Развитие силовых способностей детей.

  3. Развитие координационных способностей детей.

  4. Развитие гибкости у детей дошкольного возраста.

  5. Развитие выносливости у детей.

  6. Связь обучения двигательным действиям с развитием физических качеств детей с проблемами в развитии.


Задания для самостоятельной работы:

Исследовательские задания:


  1. Обследовать физические качества (3-4 детей).

  1. Ловкость:

а) челночный бег 3х5 и 3х10 (перенос двух кубиков);

б) точность попадания в цель;

в) точность приземления при спрыгивании

г) способность выдерживать высокую частоту движений;


2. Общую выносливость:

а) пробегание отрезков дистанции (от 90 до 150 м) в зависимости от возрастных особенностей и состояния здоровья детей.

3. Статическую выносливость: тесты Крауса-Вебера.

4. Быстроту: а) бег на 10 м, б) бег на 30 м,

5. Скоростно-силовые качества:

а) динамометрия кисти руки (левой и правой),

б) приседания (20 глубоких приседаний за 30 сек),

в) прыжок в длину с места,

г) бросок мешочков (150- 200 г) в даль.

6. Равновесие:

а) проба Ромберга,

б) стойка на одной линии двумя ногами (носок касается пятки другой ноги).

7. Гибкость: наклон вперед, стоя на скамеечке со шкалой.

8. Занести полученные данные в протокол.

ПРОТОКОЛ



Ф.И. ребенка

Челночный бег

Точность попадания в цель

Прыжок в заданное место

Дистанция с обеганием

Выносливость

(90-150 м)

Тесты Крауса-Вебера

Бег на 10 м

Бег на 30 м

Динамометрия кисти руки

Прыжок в длину с места

Бросок мяча

Проба Ромберга

Реакция на вращение

Стойка на 1ноге

Гибкость




Ловкость

Выносливость

Быстрота

Скоростно-силовые

Равновесие

















































Задание: Выявить статическую выносливость

Схема выполнения теста Крауса – Вебера


п/п


Ф.И. ребенка

Возраст

Упражнения










1

2

3

4

5

6

1.

Катя И.

4,6

+

-

+

+

-

+































  1. Составить вывод и заключение о развитии физических качеств у детей (на основе обследования).

Основная литература:

1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния организма ребенка-дошкольника. – Мурманск, 2006.-С.72-87.

2. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 89 -91; 93-109 .

3. Гросс Н.А. и др. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.- М.: Сов. спорт, 2006.- С.42-56.
4. Горшкова А.А., Шматко Н.Д. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими дошкольниками, воспитывающихся дома //Дефектология.- 2007.- № 5.- С.42.
Дополнительная литература:


  1. ФВ детей дошкольного возраста: Библиографический указатель (1917-1990 /Сост. Н.В. Алябьева. – Мурманск, 1994. С.73-88.

  2. Школьная зрелость как готовность организма ребенка к систематическому обучению /Сост. Н.В. Алябьева, А.А. Горбов). – Мурманск, 1990.- С.32-44.


Практическое занятие № 7

Тема: Характеристика функционального состояния организма ребенка при выполнении мышечной деятельности.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Задачи и содержание врачебно-педагогического контроля:

а) врачебно-педагогическое обследование и оценка состояния здоровья детей;

б) динамика физического развития;

в) динамика функционального развития и работоспособности организма;

2. Выявление отклонений от нормы в здоровье.

3. Рекомендации по содержанию, дозировке физических упражнений.
Задания для самостоятельной работы:

Подготовить протоколы исследования:

а) частоты пульса (ЧП),

б) дыхания,

в) величины кровяного давления,

г) физической работоспособности,

д) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и др. ( см. таблицу).
Исследовательские задания:


  1. Обследовать состояние сердечно-сосудистой системы в покое и при физической нагрузке. Одним из самых простых способов обследования состояния ССС в покое и при физической нагрузке ребенка является подсчет пульса и частоты сердечных сокращений. Студенты подсчитывают ЧСС у детей ( за 10 сек с пересчетом на 1 мин) до и после физической нагрузки, знакомятся с методами регистрации в процессе физической деятельности.

  2. Проведение функциональных проб:

а) проба Е.Г. Леви-Гориневской (30 подскоков за 15 сек);

б) проба С. Летунова (20 приседаний за 30 сек );

в) для детей 3-4 лет, а также менее подготовленных (10 приседаний за 15 сек).


ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Ф.И. ребенка

Частота пульса (ЧП)

Частота дыхания




В покое

После физичес

кой нагрузки



Восстановление

Покой

После физичес

кой нагрузки



Восстановление























Методические указания: Оценка реакции пульса:

Так, например, пульс до нагрузки за 10 сек составлял 12 ударов, а после выполнения нагрузки за 10 сек – 20 ударов.

С
Х= 8х100 = 67 %

12

оставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса следующим образом: 12 – 100 %

(20-12) – Х %
Следовательно, после функциональной пробы пульс участился на 67 % по сравнению с исходными данными.

Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями у детей считается учащение пульса в пределах 60-80 % от исходной величины.


Определение физической работоспособности:

Проба «степ-тест» (предложена Ф. Климт (см. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 1978. – С. 74-78).

Полученные данные рассчитать по формуле индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ).


или

где f1 – ЧСС за 30 сек на 2 минуте восстановления,



f2 - ЧСС за 30 сек на 3 минуте восстановления,

f3 - ЧСС за 30 сек на 4 минуте восстановления

t - время выполнения теста в секундах

4. Определите величину ЖЕЛ у детей 4-6 лет (2-3 детей).

5. Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге).

6. Время задержки на выдохе (проба Генчи).

Для этого просмотрите кн.: Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. – М.: Медицина, 1970. – С. 112.


  1. Результаты обследования занести в протокол (см. таблицу 2)

Таблица 2

Определение физической работоспособности


Ф.И. ребенка

Частота пульса пробы



ИГСТ

(физ. работоспособность)


ЖЕЛ

Проба Штанге

Вывод о состоянии здоровья организма ребенка






Проба Леви-Гориневской

Проба Летунова




Каждый студент обследует 1-2 детей с проблемами в развитии, составляет протоколы обследования, делает выводы и предоставляет материалы на кафедру.


Основная литература:

1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 2007.- С.62-84.

2. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004..-С.82-111.

3. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих.- М., 2004.-С.72-88.

4. Страковская В.Л. ЛФК в реабилитации больных и детей группы риска 1 г.- М.: Медицина, 2007.-С.18-42.
Дополнительная литература:

1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 20-23.

2. Аксенова Л.И и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 5 лет //Дефектология.- 2002.- № 3.- С.15.

3. Алябьева Н.В., Сатушева В.И. Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем //Психолого-педагогические условия развития ребенка-дошкольника: Сб. научн. статей.- Мурманск: МГПУ, 2004.- Выпуск 1.- С. 95- 100.

4. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.- М., 2007.
Практическое занятие № 8
Тема: Двигательные умения, навыки.

План:



  1. Понятие: двигательное умение, двигательный навык. Формирование двигательных навыков.

  2. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения.

  3. Этапы обучения двигательным навыкам.

  4. Методика воспитания психофизических качеств у детей дошкольного возраста.

Вопросы для коллективного обсуждения:



  1. Двигательное умение, двигательный навык, их характеристики.

  2. Формирование двигательных навыков.

  3. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения.

4. Этапы обучения двигательным навыкам детей с проблемами в развитии.

Задания для самостоятельной работы:


  1. Подготовиться к тестам по теме «Двигательные умения и навыки».

  2. Сделать аннотацию книг:

- Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.

- Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать.


Основная литература:

  1. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004. – С. 33-68.

  2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: ФиС, 2006.- 193 с.

  3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.- М.: ФиС, 2004.- 288с.

Дополнительная литература:



  1. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.:Просвещение, 2001.-С.68-79.

  2. Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. – М.:2003.-С.44-62.

  3. Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб:СПБ, 2003-С.44-75.

  4. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Т.Ю. Круцевич.- Киев, 2003.- С.66-78.



1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


      1. Основная литература:




  1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: Библ. указатель.- Мурманск, 2004.-182 с.

  2. Балашова В.Ф. Теория и организация адаптивной физической культуры (тестовый контроль знаний): учебное пособие /В.Ф. Балашова.- М.: Физическая культура, 2008.- 192 с.

  3. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Уч. пособие. - Л., 2008.-221с.

  4. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс /Пер. с нем. Под ред. М.Я. Виленского и О. С. Метлушко. - М., 2007.- 318 с.

  5. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). – М.: Академия, 2006.-С.45-88.

  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М., 2010.-С.22-182.

  7. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Уч. пособие.- М.: Учебная литература, 2007 .- 320 с.

  8. Программы для детей с проблемами в развитии (последние издания).


Дополнительная литература:


  1. Алябьева Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. - Мурманск: МГПИ, 2007.- 116 с.

  2. Алябьева Н.В. Преемственность в работе детского сада и школы по воспитанию здорового ребенка //Адаптация, обучение и воспитание детей в современном мире: Мат. науч. - практ. конф. – Мурманск, 2008.-232с.

  3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 2007.-С.42-88.

  4. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. - Ярославль: Гринго, 2006.- 176 с.

  5. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста).- Мн.: НМ Центр, 2007.- 176 с.

  6. Глазырина Л.Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. - Мн.:Асвета,2007. -128 с.

  7. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом.- М., 2007.- 51 с.

  8. Мартынов С.М. Главное, попасть в точку: О нетрадиционных методах реабилитации часто болеющих детей. – М.: Просвещение, 2007. – 209 с.

  9. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М., 1991.

  10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры - М.: ФиС, 2009. – 543 с.



ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР). ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ (ЭБС), БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ.
edu.ru - Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

 fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования".  В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). .

 allbest -   "Союз образовательных сайтов". 

 ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ". - Управление образованием. Обеспечение учебного процесса (нормативно-правовые документы; Информация; Новости; Статистика и др.).

mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование"

http:/window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.



mshu.edu.ru – официальный сайт ГОУ ВПО МГГУ.

http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека On-line



 электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
http://www.vovr.ru Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ.
Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru
Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  1.  http://www.cir.ru/ УИС Россия

 http://www.elibrary.ru/eLIBRARY.RU

  1.  http://www.rubricon.com/ Рубрикон

  2. http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm Базовые федеральные образовательные порталы.

  3. http://www.edu.murmansk.ru/ Образовательный портал города Мурманска.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: изучить контрольные упражнения для измерения психофизических способностей детей.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты

п

ростой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.


Рис. Измерение простой двигательной реакции. Рука испытуемого вытянута вперед ребром ладони вниз. На R 1—2 см от ладони исследователь удерживает линейку. Измеряют R от нулевой отметки до нижнего края ладони (до хвата).
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).

В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронорефлексо-метров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.

При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см .

В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах.

Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппинг тестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной за 5—20 с).

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях: бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.


Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения .

  1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев .

  2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрax от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (—), а если опускаются, ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).

«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

  1. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика). И чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

  2. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой!. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

  3. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования:

1) одинаковые исходные положения звеньев тела;

2) одинаковая (стандартная) разминка;



3) повторные измерения гибкости проводит в одно и то же время, поскольку эти условия, так или иначе, влияют на подвижность в суставах.
Словарь терминов (глоссарий)
Тема: Общая характеристика предмета МФВ детей с

проблемами в развитии
Аллергия - повышенная чувствительность организма к различным веществам, связанная с изменением его реактивности.

Анамнез – совокупность сведений, получаемых при валеологическом, психологическом, медицинском обследовании человека путём опроса самого обследуемого или знающих его лиц.

Антропогнез – процесс эволюционно-исторического формирования человека.

Антропометрические показатели – показатели измерений человеческого тела.

Антропометрия – совокупность методов и приёмов измерений морфологических особенностей человеческого тела и его частей.

Духовные ценности физической культуры. К ним относятся наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры по физической культуре, произведения искусства, посвящённые физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино); система управления в сфере физической культуры.

Материальные ценности физической культуры. К ним относятся созданные для обеспечения занятий физическими упражнениями различные спортсооружения, оборудование, инвентарь и уровень физического совершенства людей, включая их спортивные достижения.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в каком-либо виде ФУ.

Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества, накопленных в процессе общественно-исторической практики.

Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

Физическое развитие – это естественный процесс постепенного изменения форм и функций организма человека.

Физическое образование – одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями.

Физическая подготовка – профессиональная направленность ФВ. Педагог, как специалист по ФК должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница