Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»



Скачать 264.57 Kb.
Дата29.04.2016
Размер264.57 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Методология и методы организации научного исследования»

основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению
подготовки
050400.68 «Психолого-педагогическое образование»

магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности»

Автор:

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Виноградов А.И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г.В.



Цель освоения дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»:

-формирование у студентов навыков научного мышления, обучение основам организации и методики проведения научно-исследовательской работы в области профессиональной деятельности.



Основные задачи курса «Методология и методы организации научного исследования»:

  • освоить методологические основы и методы организации научного исследования;

  • изучить способы представления и оценки результатов научной деятельности;

  • научиться анализировать результаты научных исследований;

овладеть навыками оформления результатов научного исследования
По окончании обучения студент должен:

Знать:

  • методологические основы научной деятельности;

  • методы организации научного исследования;

  • этапы научного исследования;

  • формы представления результатов научного исследования;

  • требования к оформлению результатов научного исследования;


Уметь:

  • использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности (ОПК-2);

  • выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11)

Владеть:

  • методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

  • способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

  • способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);

  • способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);

  • способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9).


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1

Наука как вид деятельности. Методология науки.

6 / 2

2

4

-

6
















2

Выбор направления и планирование исследования. Этапы научно-исследовательской работы.

6 / 2

2

4

-

6
















3

Накопление и обработка информации в процессе научно-исследовательской деятельности.

4 / 4

-

4

-

8
















4

Методология научного мышления.

6 / 2

2

4

-

6
















5

Представление и оценка результатов научной деятельности.

4 / -

-

4

-

8
















6

Внедрение и эффективность научных исследований.

4 / 2

-

4

-

8


















Содержание практических занятий


Практическое занятие 1. Методология научного исследования (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Методология – наука о науке

2. Сущность и уровни научной методологии

3. Категории науки (методология-теория-практика): единство и различия.
Источники и литература:
1. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. – Новосибирск, 2004

2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008


Задания и вопросы для обсуждения:
Подготовьте к коллективному обсуждению реферат по одному из вопросов:

1. Назовите специфические черты научного исследования.

2. Наука как форма общественного сознания, социально значимой деятельности, средство преобразования общества и личности

3. Структура и функции теории

4. Роль и место практики в познании мира и в научном исследовании.
Практическое занятие 2. Система научной методологии (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Функции методологии научного анализа.

2. Черты методологии научного анализа.

Источники и литература:
1. Вигнер, Ю.Л. Пределы науки.// Ю.Л. Вигнер. Экология и жизнь.2004, № 6.

2. Иванов, В.В. Методологические основы исторического познания. / В.В. Иванов. – Казань, : Изд. Каз. ун – та, 1991.

3. Касавин, И.Т. Рациональность как ценность культуры. / И.Т. Касавин, В.А.Лекторский, В.С. Швырев. // Вестник РАН. 2005, № 11.

4. Кузнецов, В.И. К типологии методологических исследований науки. / В.И. Кузнецов. // Философия науки. 2004, № 1.

5. Сторожук, А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма. /А.Ю. Сторожук. // Философия науки. 2004, № 3.

6. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков.– М.: КНОРУС, 2008.

7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.

8. Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс. / Б.Г. Юдин. // Вестник РАН. 2006, № 7.

Задания и вопросы для обсуждения:


  1. Раскройте взаимосвязь философской и научной методологии. Каковы их принципиальные отличия?

  2. Что означает «объективность» научного знания? Раскройте конкретность понимания объективности научного анализа.

  3. Дайте характеристику субъектности научной методологии.

  4. Покажите исторический характер средств научного анализа.

  5. Какие критерии научности знания актуализировались в постклассической науке и почему?

  6. Отметьте концептуальные основы интеграции номотетической и идеографической методологии в современной науке.

  7. Дайте характеристику методологической культуре научного анализа. Чем определяется профессионализм научного стиля анализа?

  8. В чем состоит проблема «пределов науки»? Какие основы и предпосылки для возникновения «пределов науки» может содержать в себе методологический анализ?


Практическое занятие 3. Эмпирический и теоретический уровни познания: методологические аспекты их взаимодействия (2 часа)
Темы для обсуждения:


  1. Предметная область взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Проблема определения единицы научного анализа.

  2. Исследовательская среда, ее влияние на процесс и результаты научного познания.

  3. Взаимосвязь методологии эмпирического и теоретического уровней познания в программе научного исследования.

  4. Гипотеза как форма научного знания: проблема ее построения и научного обоснования.

  5. Проблема приведения теоретического знания к фактам: интерпретация, верификация и фальсификация теоретических положений.

Источники и литература:


1. Ивин А.А. Современная философия науки. /А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Кальной, И.И., Философия для аспирантов./ И.И Кальной, Ю.А. Сандулов.– СПб.: Лань, 2003.

3. Кутырев, В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. / В.А. Кутырев.– М.: Мысль, 1988.

4. Сторожук, А.Ю. Проблема определения соответствия теории фактам. / А.Ю. Сторожук. // Философия науки. 2003, № 1.

5. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008.

6. Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.
Задания и вопросы для обсуждения:


  1. Отметьте формы знания, характерные для эмпирического уровня познания.

  2. Назовите специфику научной гипотезы как формы знания. Охарактеризуйте процесс выдвижения гипотезы и ее проверки.

  3. Раскройте специфику проверки истинности научных теорий в зависимости от степени их формализации.

  4. Какие предложения (факты) в науке могут называться протокольными?

  5. Какие функции в науке выполняет процедура интерпретации?

  6. Какие свойства системы познания характеризуются терминами «имманентность» и «имплицитность»?

  7. Раскройте механизм влияния научной методологии на процесс теоретического познания.

  8. Покажите взаимосвязь методологии и идеологии на теоретическом уровне познания.


Практическое занятие 4. Парадоксальность, открытость и самоорганизация сложных систем в научной методологии (2 часа)
Темы для обсуждения:


  1. Специфика методологии исследования парадоксальных социальных проблем современности.

  2. Системность научной методологии исследования социальных проблем современной России.

  3. Синергетическая методология в исследовании социальных процессов.

  4. Методология исследования глобальных проблем современности. Диалектика глобального и локального.

Источники и литература:




    1. Бирюков, Б.В.. Кибернетика в гуманитарных науках. Б. В.Бирюков, Е.С. Геллер.– М. : Наука, 1973.

    2. Буданов, В.Г. О методологии синергетики. / В.Г. Буданов // Вопросы философии. 2006, № 5.

    3. Гайдар, Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности. / Е.Т. Гайдар. // Общественные науки и современность. 2006, № 5.

    4. Голубинцев, В.О. Философия науки. / В.О. Голубинцев, А.А. Донцев, В.С. Любченко. – Ростов – на - Дону. : Феникс, 2007.

    5. Ивин, А.А. Современная философия науки. / А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

    6. И.И.Кальной. Философия для аспирантов. / И.И.Кальной, Ю.А. Сандулов.– СПб.: Лань, 2003.

    7. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. Учебное пособие для студентов и аспирантов. – М.: Наука, 1994. Гл. IХ.

    8. Мухин, Р.Р. Методологические проблемы динамического хаоса. / Р.Р. Мухин. // Вопросы философии. 2006. № 11.

    9. Никитенко, П. Синергетический подход к оценке конкурентоспособности экономической системы. / П. Никитенко, Л. Платонова. // Общество и экономика. 2007, № 4.

    10. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого» стола). // Вопросы философии. 2006, № 9. – с. 3 – 33.

    11. Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек. / Ж.Т. Тощенко. М., 2001.

    12. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008.

    13. Человеческий потенциал России: региональный аспект. // Общество и экономика. 2007, № 5 – 6.

    14. Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

    15. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.

Задания и вопросы для обсуждения:


1. Перечислите отличительные особенности, характерные для методологии исследования социальных проблем современности.

2. Чем, по вашему мнению, вызвана системность методологии исследования социальных проблем современности?

3. Чем можно объяснить применимость синергетической методологии при исследовании социальных процессов?

4. Как процессы глобализации влияют на изменения в научной методологии?


Практическое занятие 5. Общенаучная методология (2 часа)
Темы для обсуждения:


  1. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

  2. Научные методы эмпирического исследования.

  3. Научные методы теоретического мышления.

  4. Общелогические методы и приемы познания.

Источники и литература:




  1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с. – Гл. IV, VIII.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. – Гл. XII-XIII.

  3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с. – С. 125-163.

  4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с. – С. 19-27, 33-37, 99-120.

  5. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. – С. 156-163.

  6. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 736 с. – Разд. II, гл. 2-3.

  7. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с. – С. 275-317.

  8. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380 с. – С. 322-354.

Задания и вопросы для обсуждения:


  1. Какие уровни исследования существуют в науке?

  2. Какие виды наблюдения бывают?

  3. В чем заключаются основные функции и недостатки наблюдения?

  4. В чем состоят особенности эксперимента?

  5. Какие бывают виды эксперимента?

  6. К какому уровню научного исследования относится мысленный эксперимент?

  7. Каково значение формализации в научном познании?

  8. Какова функция абстрагирования?

  9. В чем состоит ограниченность абстракции?

  10. Какие бывают виды индукции?

Темы докладов и рефератов

  1. Особенности научного эксперимента.

  2. Верификация и фальсификация как методологические процедуры, их возможности и границы.

  3. Абдукция как специфическая форма умозаключения.

  4. Гипотезы и их роль в научном исследовании.


Практическое занятие 6. Методология научно-педагогического исследования (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Специфика и функции методологического психолого-педагогического знания

2. Соотношение понятий «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация»: сходства и различия.

3. Особенности определения и разграничения объекта и предмета в психолого-педагогическом исследовании

4. Согласованность цели и задачи исследования

5. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования

6. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.


Источники и литература:
1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико - методологические проблемы. – СПб., 2001.

2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований. – Стерлитамак, 2002.

3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико - психологические проблемы построения учебных предметов. – М., 2000.

4. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. – Новосибирск, 2004.


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Выделите предположительный предмет изучения в следующих исследовательских темах:

Формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога.

Готовность к саморазвитию как цель образования.

Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

2. Сформулируйте тему и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

Педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования к особенностям российской действительности.


Практическое занятие 7. Методы и методики психолого-педагогического исследования (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Общая характеристика методов эмпирического психолого-педагогического исследования.

2. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

3. Изучение и использование передового опыта.

4. Комплексный педагогический эксперимент.


Источники и литература:
1. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. – Тюмень, 2004

2. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002

3. Добров Г.М. Наука о науке. - Киев. Наукова думка, 1989.

4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Назовите условия получения объективной оценки психолого-педагогических явлений и процессов и возможные причины ошибки при оценивании.

2. Перечислите требования к процедуре проведения тестирования.

3. Охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимента
Практическое занятие 8. Обработка данных научно-педагогических исследований (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Анализ и обработка результатов исследования.

2. Способы апробации работы.

3. Основные виды изложения результатов исследования.
Источники и литература:
1. Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000.

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006.


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта?

2. Чем отличаются логическая и художественно-образная интерпретация?

3. Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора интерпретатора на результаты интерпретации

4. Выразите одну и ту же мысль (например, о необходимости дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся) используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный.


Практическое занятие 9. Основные этапы научного исследования (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Общая характеристика основных требований к организации научного исследования

2. Этапы научного исследования: краткая характеристика содержания каждого этапа

3. Источники первичной научной информации
Источники и литература:
1.Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000

2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Подготовьте краткую характеристику общего замысла темы: Особенности биологического исследования.

2. Аргументировано изложите проблему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.

3. Составьте план сбора информации по теме

Практическое занятие 10. Написание и оформление научных работ (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Структура учебно-научной работы.

2. Способы написания текста.

3. Техника цитирования. Язык и стиль научных сообщений.

4. Требования к оформлению таблиц. Графический способ изложения иллюстрированного материала.

5. Оформление библиографического аппарата.
Источники и литература:
1.Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008

2. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.


Задания и вопросы для обсуждения:
Проанализировать правильность оформления научной работы (дипломной работы, диссертации).
Практическое занятие 11. Способы получения и переработки информации

(2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Характеристика основных источников научной информации.

2. Виды научных и учебных изданий.

3.Сбор научной информации. Изучение литературы.

4. Электронные журналы и библиотеки.


Источники и литература:
1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М., 2000

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006


Задания и вопросы для обсуждения:
Составить конспект научной статьи.
Практическое занятие 12. Обработка данных научно-педагогических исследований (2 часа)
Темы для обсуждения:
1. Анализ и обработка результатов исследования.

2. Способы апробации работы.

3. Основные виды изложения результатов исследования
Источники и литература:
1. Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006


Задания и вопросы для обсуждения:
1. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта?

2. Чем отличаются логическая и художественно-образная интерпретация?

3. Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора интерпретатора на результаты интерпретации.

4. Выразите одну и ту же мысль (например, о необходимости дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся) используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный.




Примерная тематика рефератов.

1. Эволюция и функции науки в развитии исследовательской мысли

2. Виды квалификационных научных работ

3. Виды неквалификационных научных работ

4. Научная новизна и актуальность темы исследования

5. Систематизация информации по теме исследования

6. Композиционная структура исследовательской работы

7. Логические законы научного исследования

8. Методы эмпирического исследования

9. Эмпирико-теоретические методы

10. Специальные методы теоретического исследования

11. Место научного стиля среди стилей русского языка

12. Языково-стилистическая культура исследовательской работы как составной элемент письменной научной речи.

13. Содержание академического этикета и особенности научного языка.

14. Качества, определяющие культуру научной речи.

15. Фразеология научной речи

16. Лексика научной речи

17. Строй предложения и строй логической фразы

18. Специфика научного состава научного стиля: реферативный журнал

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Что такое наука?

2. Что включают понятия: «наука», «педагогическая наука» и «методология исследования»?

3. Каковы способы познания педагогических явлений?

4. Каковы отличительные признаки научного исследования?

5. Как выбрать проблему и тему научного исследования?

6. Что такое «объект» и «предмет» научного исследования?

7. Как определить цели и сформировать задачи научного исследования?

8. Каковы методы научного исследования?

9. На чем основывается актуальность исследования?

10. Что такое «научная новизна» и «практическая значимость» исследования»?

11. Как сделать тематический подбор литературы для научного исследования?

12. Каковы основные приемы работы с литературными источниками?

13. Как делаются ссылки на литературные источники при написании научных работ?

14. Каковы виды научных и методических работ и формы их представления?

15. Каковы требования к методологии научного мышления?

16. Каковы критерии качества научно-методических работ?

17. Каким образом происходит внедрение и публикация результатов исследования?

18. Какова роль методов математической статистики в педагогических исследованиях?

19. Как организовать и провести педагогический эксперимент?

20. Каковы основные требования при составлении анкет?



Примерный перечень вопросов к экзамену.
1. Обыденное и научное познание.

2. Наука, ее функции, роль в обществе.

3. Взаимосвязь научной и методической деятельности.

4. Метод и методология научного исследования.

5. Эмпирический уровень научного познания.

6. Теоретический уровень научного познания.

7. Проблемная ситуация и проблема исследования.

8. Выбор темы исследования.

9. Объект и предмет научного познания.

10. Гипотеза исследования и её разновидности.

11. Задачи исследований, требования к их постановке.

12. Система поиска научной информации.

13. Методика сбора и изучения специальной литературы.

14. Беседа, интервью, анкетирование.

15. Педагогическое наблюдение, его виды и условия.

16. Особенности педагогического эксперимента, его виды.

17. Методика проведения педагогического эксперимента.

18. Роль статистических методов в педагогическом исследовании.

19. Использование компьютерных технологий в научной деятельности.

20. Актуальность темы научной работы - основные критерии определения

актуальности.

21. Предпосылки и гипотеза исследования (на примере собственной научно-исследовательской работы).

22. Этапы научного исследования (на примере собственной научно-исследовательской работы).

23. План научно-исследовательской работы (на примере собственной научно-исследовательской работы).

24. Методология введения термина.

25. Методология истинности суждения.

26. Методология вопроса.

27. Истинность теорий.

28. Критерии оценки результатов научного исследования.

29. Варианты внедрения результатов исследования в практику.

30. Требования к подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ.

Примерные тестовые задания.

Методология – это:

А) система знаний об основных положениях педагогической теории

Б) учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности

В) совокупность методов исследования


«Область, в рамках которой находится явление или процесс, которые будут изучаться» это:

А) гипотеза

Б) предмет исследования

В) объект исследования


Последовательность этапов научного исследования это:

А) выбор объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы

Б) выбор методов исследования, формулировка гипотезы, определение предмета исследования

В) постановка конкретных исследовательских задач, формулировка гипотезы, определение целей исследования


Установите правильную последовательность построения психолого-педагогического исследования

А) гипотеза

Б) задачи и цели

В) предмет и объект

Г) контрольный эксперимент

Д) констатирующий эксперимент

Е) выводы
2. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в исследованиях, называется

А) наблюдением

Б) констатирующим экспериментом

В) формирующим экспериментом

Г) квазиэкспериментом
3. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости от:

А) регулярности

Б) экспериментального метода

В) упорядоченности

Г) контент-анализа
Что такое косвенное наблюдение:

А) наблюдение, опосредованное приборами и техническими устройствами;

Б) наблюдение, осуществляемое путем непосредственного восприятия объекта;

В) наблюдение не самого объекта, а эффекта его взаимодействия с другими объектами.


Что является недостатком наблюдения:

А) восприятие объекта в единстве всех его взаимосвязей;

Б) личностные особенности субъекта наблюдения;

В) невозможность активного вмешательства в наблюдаемый объект.


4. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

А) экспериментальном методе

Б) наблюдении

В) контент-анализе

Г) методе анализа продуктов деятельности
5. Контрольные вопросы анкеты дают возможность:

А) установить правдивость сообщаемых респондентом сведений

Б) исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы

В) контролировать полноту заполнения анкеты

Г) Контролировать правильность заполнения анкеты
6. Валидность как достоверность вывода зависит от:

А) характера реальных условий

Б) адекватности выбора средств

В) выбранных методов исследования

Г) испытуемых
7. Вопросы-фильтры – это

А) вопросы для определения категории опрашиваемых

Б) вопросы на искренность ответов

В) вопросы для контроля качества ответов

Г) вопросы разделения разделов анкеты
Какой из перечисленных методов не является методом эмпирического исследования?

А) формализация;

Б) наблюдение;

В) эксперимент;

Г) измерение;

Д) сравнение.


8. Гипотеза – это:

А) конкретизация некоторой догадки

Б) решение проблемы

В) оценка сходства и различия предположений

Г) задача исследования
9. Постановка научной проблемы предполагает:

А) обнаружение дефицита знания

Б)осознание потребности в устранении дефицита знания

В) формулирование проблемы в научных терминах

Г) описание проблемной ситуации естественно-житейским языком
10. Научное наблюдение должно иметь:

А) план


Б) цель

В) регистрацию

Г) систему

Д) анализ

Е) синтез
11. В наибольшей мере обеспечивает изучение отношения ребенка к деятельности:

А) наблюдение

Б)беседа

В) лабораторный эксперимент

Г) метод анализа продуктов деятельности
12. Лабораторный эксперимент может быть:

А) констатирующим

Б) формирующим

В) обучающим

Г) воспитывающим

Д) естественным


13. Для лабораторного эксперимента наличие лаборатории:

А) обязательно

Б) не обязательно

В) желательно

Г) не имеет значения
14. Экспериментальные исследования позволяют проверить гипотезу:

А) о наличии явления

Б) о наличии связи между явлениями

В) как о наличии самого явления, так и связей между явлениями

Г) о наличии причинной связи между явлениями
15. Прослеживание изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на исследуемого – это:

А) констатирующий эксперимент

Б) формирующий эксперимент

В) пилотажный эксперимент

Г) включенное наблюдение
16. Надежность измерений и данных - это:

А) одно и то же

Б) различное
17. Репрезентативность больше относится к:

А) степени адекватности

Б) представленности

В) выборке испытуемых

Г) безупречности эксперимента

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная
1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Социологические основы научной деятельности. -М.: Наука, 2003.

2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008.

3. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. – СПб., 2001.

4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – Стерлитамак, 2002.

5. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для студентов высш.учеб. заведений / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. – 4-е изд., стер. – М.; Издательский центр «Академия», 2007.

7. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. – Тюмень, 2004.

8. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М., 2004.

9. Краевский В.В. Методология педагогического исследования – 4-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

10. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф.А.Кузин. – М., 2004.

11. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006.

12. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

13. Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000.

14. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. – Новосибирск, 2004.


Дополнительная
1. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990

2. Капица П.Л. Будущее науки. // Наука о науке: Сб. / Под. ред. В.Н.Столетова. -М.: Прогресс, 1966.

3. Капица С.П. Общая теория роста человечества. - М.: Наука, 1999.

4. Кун Т. Структура научных революций. -М.: Прогресс, 1977.

5. Матейко А. Условия умственного труда. -М.: Мир, 1970.

6. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. - М.: Прогресс, 1994.

7. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. -М.: МГВП КОКС, 1995. .

8. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. Пособие/ Челяб. гос. Ун-т. Челябинск, 2002.

9. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986

10. Сноу Ч.П. Две культуры. -М.: Прогресс, 1973.

11. Форрестер Дж. Мировая динамика. -М.: Наука, 1978.

12. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: Изд-во АСТ, 2003.

13. Эйнштейн А. Мотивы научного исследования: Собр. научн. тр.: Т.4 -М.: Наука, 1967.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)


  1. http://www.schoolpress.ru

  2. http://www.fipi.ru

  3. http://www.1september.ru

  4. http://www.standart.edu.ru

  5. http://bio.rusolymp.ru

  6. http://results (методы, методология)

  7. http://search.msn.com (наука)

  8. http://yandex.ru (науковедение)

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы



    1. http://www.philosophy.ru – Философский портал

    2. http://www.logic.ru/Russian/vf - Электронная версия журнала «Вопросы философии».

    3. http://ihtik.lib.ru – Электронная библиотека Ихтика (г. Уфа) – содержит архивированные текстовые файлы (монографии, учебные пособия, статьи, авторефераты диссертаций).

    4. http://encycl.yandex.ru - Большая советская энциклопедия

5) www.glossary.ru - Словари


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница