Методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля) дв 2 Социально-психологический тренинг



страница1/7
Дата30.04.2016
Размер1.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б3. ДВ 2 Социально-психологический тренинг
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование

(квалификация: Психолог образования «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 4 сентября 2013 г.)

Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2013


Структура методических рекомендаций дисциплины (модуля)
1. Программа учебной дисциплины (модуля)

Б3. ДВ 2 Социально-психологический тренинг

2. Автор программы: Тарасова С.М.


Учебный курс «Социально-психологический тренинг» имеет двоякую направленность: с одной стороны он направлен на повышение уровня личностной зрелости, на формирование и совершенствование социально-психологической культуры студентов-бакалавров посредством групповых методов психологического воздействия, а с другой стороны – на повышение уровня их профессиональной компетентности, на формирование профессионально - необходимых знаний, навыков и умений, связанных с самостоятельным применением этих методов с целью личностного роста потребителей социальных и образовательных услуг.
3. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – повышение уровня личностной зрелости студентов-бакалавров, а так же их профессиональной компетентности в области применения групповых методов психологического воздействия с целью личностного роста потребителей образовательных и социальных услуг в будущей практической деятельности.
Задачи:

  1. Познакомить с основными методами психологического воздействия (МПВ) – их целями, формами, содержанием, механизмами, эффектами.

  2. Закрепить полученных представлений о МПВ путем самостоятельной проработки студентами научной литературы и обсуждения прочитанного материала и собственного опыта взаимодействия в форме групповых дискуссий.

  3. Обеспечить условия психологической безопасности для приобретения студентами нового опыта переживаний в процессе группового взаимодействия и достижения на этой основе личностного и профессионального роста.

  4. Развивать у студентов-бакалавров способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Вырабатывать способности к адекватному познанию себя и других людей.

  5. Преодолевать стереотипы в восприятии людей и в общении с ними, порождаемых профессиональными, социальными и возрастными факторами.

  6. Дать социально-психологические и психолого-педагогические знания в сфере общения и сформировать навыки их практического применения.

  7. Находить пути самоактуализации через усвоение подходящих средств самовыражения в сфере общения.


4. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП:

Дисциплина «Социально-психологический тренинг» относится к профессиональному циклу дисциплин по выбору. Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология развития».

Дисциплина «Социально-психологический тренинг» является предшествующей для дисциплин «Тренинговая работа с детьми», «Методы коррекционно-развивающей работы психолога», «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками».

Данную учебную дисциплину дополняет освоение курса «Тренинг личностного роста», в совокупности с которым они составляют основу для изучения курсов «Тренинговая работа с детьми».

Программа дисциплины «Социально-психологический тренинг» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Курс включает в себя лекционные, семинарские и самостоятельные занятия. На семинарских занятиях студенты знакомятся с особенностями разных направлений социально-психологического обучения. Самостоятельные занятия включают проработку литературы, подготовку к семинарским занятиям и зачетам по прочитанным монографиям.

Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в вопросах к зачету.
Основные компетенции уровня бакалавриата:
Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):



В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

  • способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

В процессе обучения студент также приобретает следующие компетенции:

а) общекультурные (ОК)

  • способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

  • способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  • теоретические и прикладные основы социально – психологического тренинга;

  • теоретические и прикладные основы психологии личности и личностного роста;

  • методические основы организации и осуществления социально – психологического тренинга;

  • психолого-педагогическую специфику обучения взрослых;

  • принципы построения тренинговых программ на базе изучаемых методов психологического воздействия.


Уметь:

  • осуществлять непрерывные процессы самопознания и саморазвития; расширять, углублять и совершенствовать свой личностный и профессиональный потенциал;

  • эффективно взаимодействовать в группе при решении различных задач совместной деятельности;

  • эффективно влиять (управлять, организовывать) на процессы межличностного и группового взаимодействия;

  • вырабатывать доверительные отношения на основе взаимопонимания и сотрудничества;

  • ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей в процессе взаимодействия с другими людьми;

  • свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

  • организовывать и реализовывать в практике групповой работы различные формы и виды социально-психологических тренингов;

  • адекватно применять в профессиональной практике различные приёмы и способы психологического воздействия с целью преднамеренных изменений психологических характеристик людей, групп, общения и отношений, совместной деятельности.

Владеть:




  • основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация)


10. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела дисциплины, темы

Форма сам. работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Раздел 1. СПТ как метод практической психологии

1.

Общее представление о психологическом тренинге

Эссе на тему: Преимущество тренинговой работы




Брифинг-семинар по теме

2.

Теоретические основы активного социально-психологического обучения

Реферат; конспект,

вопросы для обсуждения






Защита рефератов,

обсуждение вопросов



Раздел 2. Психологические вопросы организации тренинговой группы

3.

Психологические вопросы организации тренинговой группы

Вопросы для обсуждения, составление схем




Обсуждение вопросов с использованием схем

4.

Фазы развития группы тренинга

Вопросы для обсуждения,

Подборка иллюстративного материала






Обсуждение вопросов

Презентацию фото-подборки



5.

Руководитель тренинговой группы и его функции. Личность и профессиональные навыки руководителя группы

Составление профессиограммы,

Вопросы для обсуждения






Представление, обсуждение вопросов

Раздел 3. Особенности разных направлений СТП

8

Тренинги личностного роста.

Реферат;

Вопросы для обсуждения






Защита рефератов, обсуждение вопросов

9

Поведенческие тренинги.

разработка тренинговых заданий




Проигрывание заданий

10

Групповая дискуссия

Реферат; конспект,

вопросы для обсуждения






Защита рефератов, обсуждение вопросов

11

Имитационные игры

Составление программы социально-психологического тренинга




Защита программ


11. Образовательные технологии.

(указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, профиль: психология образования, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках данной дисциплины запланировано несколько тренинговых занятий.
Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

1.

Занятия № 7

2.

Занятия № 8

3.

Занятие № 9



12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Практические занятия

Тема 1. Общее представление о психологическом тренинге.

План:


  1. Методы активного социально-психологического обучения как учебная дисциплина.

  2. Цели и задачи изучения методов активного социально-психологического обучения.

  3. Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

  4. Социально-психологический тренинг и его виды.


Задания:

1. Постройте ряд из известных вам базовых методов активного социально-психологического обучения (в виде схемы или диаграммы) по следующим критериям:

- возрастание активности группы;

- возрастание активности руководителя группы;

- увеличение субъективной трудности выполнения заданий и упражнений;

- возрастание интенсивности формирования личностных качеств.

2. Проведите наблюдение за ходом учебного занятия по любой дисциплине и тренингового занятия в группе, затем сделайте их сравнительный психолого-педагогический анализ по следующей схеме.


  • Результаты (уровень) усвоения учебного материала.

  • Результаты усвоения умений и навыков.

  • Отношение членов группы (учащихся) к учебной деятельности.

  • Отношения между участниками (учащимися), между участниками и руководителем (преподавателем).

  • Общая оценка развивающего и воспитательного эффекта занятия.

3. Прочтите и законспектируйте словарную статью «Лабораторный тренинг». Учебный текст: Лабораторный тренинг // Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998. — С. 227 - 230.

выделите в тексте ответы на вопросы

- Как активное социально-психологическое обучение связано с другими отраслями психологии и науками о человеке?

- Перечислите базовые методы АСПО. Назовите основные подходы к их классификации.

- Каковы качественные особенности методов АСПО по сравнению с другими способами передачи знаний?

- В чем заключаются преимущества методов АСПО?

- Приведите критерии классификации видов социально-психологического тренинга
Литература:


  1. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  2. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –512с.

  4. Петрушин С. В. Большая контактная группа : монография / Петрушин С. В. - СПб. : Речь, 2010. - 255 с.

  5. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь,2005.-224с.

  6. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

  7. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 320 с.

  8. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста / Шевцова И. В. - СПб. : Речь, 2008. - 126, [1] с.

Тема 2. Теоретические основы активного социально-психологического обучения.

План:

  1. Основные социально-психологические механизмы психологического воздействия:

а) заражение

б) внушение

в) подражание

г) убеждение.



  1. Основные теоретические понятия активного социально-психологического обучения. Понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная ситуация».


Задание:

1. Определите, какие социально-психологические механизмы воздействия на личность работают в описанных ситуациях.



  • Ученик в мастерской ведет себя по примеру своего мастера, хотя и не получает от него никаких прямых указаний, касающихся плохого или хорошего выполнения заданий.

  • Подросток размышляет о том, как поступили бы в данной ситуации его отец и друг.

  • Женщина покупает вещь не той модели, которая ей понравилась ранее, после того как продавец объяснил ей достоинства модели другой фирмы.

  • Когда учитель отругал ученика за нерадивость, многие дети в клас¬се почувствовали смущение и вину.

  • Служащий Н. уклоняется от неприятных заданий и от политических споров точно так же, и нередко в такой же манере, что и заведующий отделом, в котором он работает.

2. Рассмотрите ситуацию.

Б., сотрудник одного из отделов, столкнулся с трудностями при составлении отчета, и в дружеской беседе, после его жалоб, ему посоветовали обратиться к В., служащей из соседнего отдела, которая уже выполняла подобную работу. Вернувшись на рабочее место, Б. позвонил В. Представившись, он спросил, чем В. в данный момент занята. В. ответила, что выполняет обычную работу. Тогда Б. сказал: «Через 10 минут попрошу зайти ко мне» и повесил трубку.

- Какова будет реакция В. на эту просьбу?

- Каково содержание коммуникативной компетентности у сотрудника Б.?

- Какова структура данной коммуникативной ситуации?

3. Проанализируйте элементы коммуникативной ситуации для следующих ситуаций:

а) ситуации общения людей в очереди;

б) ситуация первого свидания;

в) ситуации сдачи экзамена.

4. Опишите любую ситуацию межличностного взаимодействия (из художественного произведения, кинофильма, реальную жизненную ситуацию) и проанализируйте ее по следующей схеме.


  • Проявление механизмов межличностного влияния, преобладающий тип воздействия у каждого из персонажей.

  • Основные элементы коммуникативной ситуации, противоречия в их освоении разными ее участниками.


Литература:

  1. Диденко К. В. Все, что нужно знать тренеру : методическое пособие / Диденко К. В. - СПб. : Речь, 2007. - 155, [3] с.

  2. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  3. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –512с.

  5. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

  6. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 320 с.


Тема 3. Психологические вопросы организации тренинговой группы.

План:

  1. Понятие «Тренинговой группы» и ее характеристика.

  2. Принципы работы тренинговой группы.

  3. Основания для создания тренинговой группы. Численный состав группы. Формы работы в группе. Преимущества групповой работы.

  4. Этапы тренингового занятия в группе.


Задание:

1. Укажите основные условия и критерии отбора кандидатов в группу тренинга (выберите из перечисленных вариантов).

- Высокая внушаемость.

- Серьезные личные переживания и проблемы.

- Нормальное психическое здоровье.

- Высокий уровень интеллекта.

- Наблюдательность.

- Высокий уровень обучаемости.

- Интерес к проблемам психологии.

- Низкий уровень психологической защиты.

- Кризисная жизненная ситуация.

- Общительность.

2. Выберите из перечисленных ниже вариантов основные условия, критерии отказа в принятии в группу социально-психологического тренинга.

• Депрессия, т.е. общая подавленность и пассивность поведения.

• Низкий уровень саморегуляции, социальной зрелости.

• Психическая болезнь.

• Выраженная акцентуация характера.

• Замедленность психических реакций.

• Возбудимость (эпилептоидный тип акцентуации по К. Леонгарду).

• Резкое изменение поведения под влиянием критики.

• Психопатии.

• Кризисная жизненная ситуация.



• Завышенная самооценка, неадекватное стремление к лидерству.
Литература:

  1. Диденко К. В. Все, что нужно знать тренеру : методическое пособие / Диденко К. В. - СПб. : Речь, 2007. - 155, [3] с.

  2. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях / Клюева Н. В., Субботина Л. Ю., Драпак Е. В., Маркова Е. В. ; под ред. Н. В. Клюевой. - СПб. : Речь, 2008. - 206 с.

  3. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками : Учеб.пособие для студ.,обуч.по психолог.спец. / Лидерс А. Г. - М. : Академия, 2003. - 256 с.

  4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., "Когито-Центр", 2001.

  5. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  6. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  7. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек).- 3-е изд.- М.: Академический Проект, 2004.-256с.

  8. Петрушин С. В. Большая контактная группа : монография / Петрушин С. В. - СПб. : Речь, 2010. - 255 с.

  9. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь,2005.-224с.

  10. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница