Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 8 Теория и методика этнохудожественного образования по специальности 071301 — Народное художественное творчество Дисциплина «Теория и методика этнохудожественного образования»



Скачать 248.57 Kb.
Дата29.04.2016
Размер248.57 Kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины
ОПД.Ф.8 Теория и методика этнохудожественного образования

по специальности

071301 — Народное художественное творчество
Дисциплина «Теория и методика этнохудожественного образования» является одной из основополагающих для подготовки специалиста в сфере народной художественной культуры и творчества. Необходимость изучения названной дисциплины обусловлена тенденциями современной образовательной и культурной политики.

Освоение студентами содержания названной дисциплины опирается на их этнологические знания, подготовку в области теории и истории народной художественной культуры, а также на практическое изучение различных видов народного художественного творчества (поэтического, музыкального, хореографического и др. ).

Важное место в разработке курса сыграла авторская концепция преемственной системы этнохудожественного образования в России, разработанная Т.И. Баклановой.

Цель курса - профессиональная подготовка руководителя художественного коллектива для учреждений общего, дополнительного и специального образования.

Основные задачи курса:

1. Изучение студентами истории, современного состояния и тенденций развития этнохудожественного образования в России и зарубежных странах.

2. Изучение будущими специалистами теоретико-методологических основ и современных педагогических технологий этнохудожественного образования.

3. Освоение студентами принципов и методов создания перспективных моделей и систем этнохудожественного образования на материале русской художественной культуры.

4. Формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений и навыков в области методики преподавания этнохудожественных дисциплин на различных уровнях энохудожественного образования.

5. Воспитание у студентов интереса к педагогической деятельности в сфере этнохудожественного образования, а также мотивационных основ этой деятельности.

В итоге освоения курса студент должен

знать: истоки этнохудожественного образования в России; теоретические и методические основы этнохудожественного образования на различных уровнях данной системы (дошкольном, школьном, дополнительном, среднем специальном, высшем и послевузовском образовании); содержание основных первоисточников, рекомендованных для изучения; основные направления научных исследований в области этнохудожественного образования

иметь представление о сущности, предмете, целях и задачах современного этнохудожественного образования, его взаимосвязях с различными отраслями педагогической науки; преемственной системой этнохудожественного образования в России; роли этнохудожественного образования в современном мировом культурно-информационном пространстве, в государственной культурной и образовательной политике Российской Федерации; месте теории и методики этнохудожественного образования в системе профессиональной подготовки специалистов и их будущей профессиональной деятельности;

уметь анализировать тексты первоисточников, включенных в список рекомендуемой литературы; уметь применять полученные знания в практике преподавания конкретной этнохудожественной дисциплины.
Извлечение из ГОС ВПО специальности
ОПДФ.09 Теория и методика этнохудожественного образования (210)

Понятия «методика преподавания» и «этнохудожественное образование».

Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения – школы - учреждения дополнительного образования - средние и высшие специальные учебные заведения - система послевузовсвого образования».

Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для дошкольных учреждений. Методика подготовки и проведения занятия по народному художественному творчеству в дошкольном учреждении.

Роль и место народного художественного творчества в действующих программах, учебниках и учебных пособиях для общеобразовательных школ и школ с этнокультурным компонентом. Народная художественная культура как основа содержания современных программ и учебников по мировой художественной культуре для общеобразовательных школ. Методика разработки авторской программы по народной художественной культуре для школ. Методика подготовки и проведения урока и внеклассных мероприятий по традиционной художественной культуре народов России и зарубежных стран.

Роль и место народного художественного творчества в действующих программах для учреждений дополнительного образования. Методика разработки авторской программы по народному художественному творчеству для учреждений дополнительного образования. Методика подготовки и проведения учебного занятия по народному художественному творчеству в учреждении дополнительного образования.

Становление и развитие специальности «Народное художественное творчество» в вузах России.

разделы дисциплины и виды занятий.

Примерное распределение учебного времени
заочная форма обучения


п/п


Наименование тем и разделов




Введение

1.

Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования

2.

Приобщение детей и подростков к народной культуре и творчеству в системе общего и дополнительного этнохудожественного образования

3.

Среднее специальное, высшее и послевузовское образование в сфере народной художественной культуры




Заключение

Темы для самостоятельного изучения.




п/п

Тема

Форма СР

Форма контроля

выполнения СР

1

Становление и развитие в России преемственной системы этнохудожественного образования

Выписать суждения о народной художественной культуре классиков педагогики

Проверка выполнения задания

2

Приобщение детей и подростков к народной культуре и творчеству в системе общего и дополнительного этнохудожественного образования

1. Составить библиографию по материалам современной периодической печати по приобщению дошкольников и младших школьников к народной художественной культуре.

2. Сделать сравнительный анализ программ, предназначенных для дошкольных учреждений и начальной школы.

3. Проанализировать занятие по народной художественной культуре в ДОУ.

5. Написать конспект занятия в игровой форме для учащихся начальной школы.

6. Разработать сценарий народного праздника для младших школьников.

7. Составить план урока по народной художественной культуре для школьников среднего звена общеобразовательной школы.

8. Нарисовать эскиз экспозиции зала музея народной художественной культуры в школе.

9. Разработать план посещения выставок народного искусства с подростками на год.

10. Подобрать музыкальный материал к занятиям по народной художественной культуре на полугодие.

11. Описать опыт работы студий, школ, ансамблей и пр. города (поселка) по приобщению подростков к народной художественной культуре.



Проверка

выполнения задания

Защита конспекта

Проверка


Выставка

эскизов


Проверка

задания


3

Среднее специальное, высшее и послевузовское образование в сфере народной художественной культуры

1. Разработать картотеку программно-методических материалов, учебников, учебных пособий по народной художественной культуре, предназначенных для средних специальных учебных заведений.

2. Выполнить рецензию на учебник (учебное пособие) по народной художественной культуре.

3. Написать реферат по одной из предложенных тем.


Проверка

выполнения задания

Защита

реферата





Итого







ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Практическое занятие №1.

Тема "Дошкольный уровень преемственной системы этнохудожественного образования"
Вопросы для обсуждения

1. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста.

2. Восприятие и осознание детьми произведений народного творчества.

3. Народная художественная культура в воспитании дошкольников. Значение устного народного поэтического творчества, музыкального фольклора, народной драмы, декоративно-прикладного искусства для развития детей.

4. Игра как основная форма ознакомления дошкольников с народной художественной культурой.

5. Народная художественная культура на занятиях и в свободной деятельности дошкольников.

6. Программы приобщения детей дошкольного возраста к народной художественной культуре и творчеству.
Задания для самостоятельной работы

1. Составить библиографию по теме "Народная художественная культура в воспитании детей дошкольного возраста" по материалам современной периодической печати.

2. Сделать сравнительный анализ программ, предназначенных для дошкольных учреждений.

3. Проанализировать занятие по народной художественной культуре.

4. Разыграть фрагменты народных праздников.

5. Разучить детские народные игры, песни, сказки.


Литература:

Основная

  1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика : [учеб. пособие для студ. заочных и очных отд-ний фак. дошк. воспитания] / Бабунова Т. М. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

  2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" — М., 2013.

  3. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. - М.,2013.

  4. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие. - М., 2008.

  5. Новые технологии и альтернативные программы в работе детского сада (курс по выбору) : основная образоват. программа подгот. специалиста по спец. 050703 "Дошкольная педагогика и психология", 050703.00 "Дошкольная педагогика и психология с доп. спец. Физ. культура" / [авт.-сост. Н. Д. Шоломицкая] ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2007.


Дополнительная

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Программа курса. - М., 1995.

  2. Детство: Репертуарно-методический сборник. - М., 1994.

  3. Искусство: Программа интегрированного курса. - М., «Рекорд», 1997.

  4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

  5. Мельник Е. Мир детства в народной культуре. - М., 1991.

  6. Новицкая М.Ю. Мир народной культуры // Программы по мировой художественной культуре. - М., 1995.

  7. От осени до осени: Хрестоматия фольклорно-этнографических материалов. - М., 1994.

  8. Поем, играем, танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996.

  9. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989.

  10. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций. - М.-Шуя, 1995.

  11. Русская традиционная культура в современном образовательном пространстве: сборник материалов. - М., 1996.

  12. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ (под ред. Т.И.Баклановой). - М.-Зеленоград, 1996.

  13. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. - М., 1994.

  14. Традиции, культура, образование6 Научный сборник / Под ред.Червякова А.Д. - М., 1996.


Практическое занятие №2

Тема "Народная художественная культура в начальной школе"
Вопросы для обсуждения

1. Психологические особенности художественного восприятия и художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

2. Народная художественная культура в содержании базовых и дополнительных дисциплин начальной школы.

3. Формы, методы и принципы преподавания народной художественной культуры и творчества в начальной школе.

4. Организация культурно-досуговой деятельности младших школьников на основе народной художественной культуры.

5. Методика организации выставок, конкурсов и фестивалей народного художественного творчества среди учащихся начальной школы.

6. Организация фольклорных ансамблей и студий в начальной школе.
Задания для самостоятельной работы

1. Составить библиографию по теме "Приобщение школьников к народной художественной культуре".

2. Сделать сравнительный анализ авторских программ для начальной школы.

3. Написать конспект занятия в игровой форме для учащихся начальной школы.

4. Разработать сценарий народного праздника для младших школьников.
Литература:

Основная


  1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" — М., 2013.

  2. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. пед. направл. - М., 2006.

  3. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. - М.,2013.

  4. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие. - М., 2008.

  5. Сластенин В. А. Педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. направл. - М., 2011.


Дополнительная

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Программа курса. - М., 1995.

  2. Гончарова И.Ф., Гончарова Т.И., Скворцов В.Н. Приоритетная идея русской школы: воспитание ума. - СПб., 1995.

  3. Детство: Репертуарно-методический сборник. - М., 1994.

  4. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1-10. - М., 1994.

  5. Искусство: Программа интегрированного курса. - М., «Рекорд», 1997.

  6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

  7. Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. - Псков, 1995.

  8. Мельник Е. Мир детства в народной культуре. - М., 1991.

  9. Новицкая М.Ю. Мир народной культуры // Программы по мировой художественной культуре. - М., 1995.

  10. От осени до осени: Хрестоматия фольклорно-этнографических материалов. - М., 1994.

  11. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989.

  12. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций. - М.-Шуя, 1995.

  13. Русская национальная школа. - Орел, 1997.

  14. Русская традиционная культура в современном образовательном пространстве: сборник материалов. - М., 1996.

  15. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ (под ред. Т.И.Баклановой). - М.-Зеленоград, 1996.

  16. Русская школа. Вып.1-3. - М., 1993-1994.

  17. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. - М., 1994.

  18. Традиции, культура, образование. Научный сборник / Под ред.Червякова А.Д. - М., 1996.

  19. Ушинский К.Д. и русская школа. - М., 1994.

  20. Фольклор в школе. Сост. Л. Куприянова. - М., 1991.


Практическое занятие №3

Тема "Этнохудожественное образование в средней школе".
Вопросы для обсуждения

1. Психологические особенности подросткового возраста и их учет в этнохудожественном образовании.

2. Роль материалов по истории народной художественной культуре в программах по истории, литературе и другим учебным дисциплинам в средней школе.

3. Методика разработки и внедрения авторских программ по народной художественной культуре для средней школы.

4. Организация музеев народного творчества и традиционной культуры в школе.

5. Школьные этнографические театры, музыкальные и литературно-поэтические салоны, мастерские народных художественных промыслов и ремесел.


Задания для самостоятельной работы

1. Составить план урока по народной художественной культуре для

школьников среднего звена общеобразовательной школы.

2. Нарисовать эскиз экспозиции зала музея народной художественной культуры в школе.

3. Разработать план посещения выставок народного искусства с подростками на год (согласно годовому плану работы музеев города).

4. Подобрать музыкальный материал к занятиям по народной художественной культуре на полугодие.



5. Описать опыт работы студий, школ, ансамблей и пр. города (поселка) по приобщению подростков к народной художественной культуре.
Литература:

Основная

  1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" — М., 2013.

  2. Голованова Н. Ф. Педагогика : учебник для студ. учреждений ВПО, обуч. по направл. "Психология" - М., 2011.Крысько В. Г. Этническая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000-Педагогика и психология. - М. : Академия, 2004.

  3. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. пед. направл. - М., 2006.

  4. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. - М.,2013.

  5. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие. - М., 2008.

  6. Сластенин В. А. Педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. направл. - М., 2011.


Дополнительная

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Программа курса. - М., 1995.

  2. Гончарова И.Ф., Гончарова Т.И., Скворцов В.Н. Приоритетная идея русской школы: воспитание ума. - СПб., 1995.

  3. Детство: Репертуарно-методический сборник. - М., 1994.

  4. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1-10. - М., 1994.

  5. Искусство: Программа интегрированного курса. - М., «Рекорд», 1997.

  6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

  7. Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. - Псков, 1995.

  8. Новицкая М.Ю. Мир народной культуры // Программы по мировой художественной культуре. - М., 1995.

  9. От осени до осени: Хрестоматия фольклорно-этнографических материалов. - М., 1994.

  10. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989.

  11. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций. - М.-Шуя, 1995.

  12. Русская национальная школа. - Орел, 1997.

  13. Русская традиционная культура в современном образовательном пространстве: сборник материалов. - М., 1996.

  14. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ (под ред. Т.И.Баклановой). - М.-Зеленоград, 1996.

  15. Русская школа. Вып.1-3. - М., 1993-1994.

  16. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. - М., 1994.

  17. Традиции, культура, образование: Научный сборник / Под ред.Червякова А.Д. - М., 1996.

  18. Ушинский К.Д. и русская школа. - М., 1994.

  19. Фольклор в школе. Сост. Л. Куприянова. - М., 1991.


Практическое занятие №4

Тема "Методика преподавания народной художественной культуры в системе дополнительного образования"
Содержание работы

Экскурсии в дома детского и подросткового творчества, студии-мастерские, знакомство с факультативной работой в школах, посещение репетиций фольклорных ансамблей, танцевальных коллективов.


Практическое занятие №5

Тема "Государственные образовательные стандарты и планы "
Содержание работы

Анализ содержания государственных стандартов и планов специальности «Народное художественное творчество».


Литература:

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Программа курса. - М., 1995.

  1. «Искусство»: Программа интегрированного курса. - М., «Рекорд», 1997.

  2. Новицкая М.Ю. Мир народной культуры // Программы по мировой художественной культуре. - М., 1995.

  3. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций. - М.-Шуя, 1995.

  4. Русская традиционная культура в современном образовательном пространстве: сборник материалов. - М., 1996.

  5. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ (под ред. Т.И.Баклановой). - М.-Зеленоград, 1996.

  6. Традиции, культура, образование6 Научный сборник / Под ред.Червякова А.Д. - М., 1996.



Практическое занятие №6

Тема: «Методика преподавания народной художественной культуры в средних специальных учебных заведениях»
Вопросы для обсуждения

1. Психологические особенности юношеского возраста.

2. Своеобразие освоения народной художественной культуры молодежи.

3. Методика преподавания курса «Народное художественное творчество».

4. Методика разработки и внедрения авторских программ по народной художественной культуре для средних учебных заведений.

5. Роль региональных традиций народной художественной культуры в подготовке специалистов в среднем звене.


Задания для самостоятельной работы

1. Продумать вопросы для обсуждения и задания к семинарскому занятию в среднем специальном учебном заведении по предложенным темам (на выбор студента). Предложить литературу для подготовки и выполнения заданий к занятию

* Особенности древнерусской культуры

* Картина мира в древнеславянской мифологии

* Декоративно-прикладное искусство России

* Народная драма

* Русское хореографическое искусство

* Песенная культура русского народа

2. Разработать картотеку программно-методических материалов, учебников, учебных пособий по народной художественной культуре, предназначенных для средних специальных учебных заведений.
Литература:


  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Программа курса. - М., 1995.

  1. «Искусство»: Программа интегрированного курса. - М., «Рекорд», 1997.

  2. Новицкая М.Ю. Мир народной культуры // Программы по мировой художественной культуре. - М., 1995.

  3. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций. - М.-Шуя, 1995.

  4. Русская традиционная культура в современном образовательном пространстве: сборник материалов. - М., 1996.

  5. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ (под ред. Т.И.Баклановой). - М.-Зеленоград, 1996.

  6. Традиции, культура, образование6 Научный сборник / Под ред.Червякова А.Д. - М., 1996.


Практическое занятие №7

Тема: «Народная художественная культура и ее преподавание в вузе»
Вопросы для обсуждения

1. Структура и содержание Государственного образовательного стандарта специальности «Народное художественное творчество».

2. Программы специальных учебных курсов по народной художественной культуре для высших учебных заведений.

3. Методика преподавания курса «Теория и история народной художественной культуры» в высшем учебном заведении.


Задания для самостоятельной работы

1. Предложить темы для дискуссии по проблемам народной художественной культуры в вузе.

2. Выполнить рецензию на учебник (учебное пособие) по народной художественной культуре.

3. Написать реферат по одной из предложенных тем.


Литература:

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Программа курса. - М., 1995.

  1. «Искусство»: Программа интегрированного курса. - М., «Рекорд», 1997.

  2. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций. - М.-Шуя, 1995.

  3. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ (под ред. Т.И.Баклановой). - М.-Зеленоград, 1996.

  4. Традиции, культура, образование6 Научный сборник / Под ред.Червякова А.Д. - М., 1996.

Рекомендуемая литература



Основная

  1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" — М., 2013.

  2. Голованова Н. Ф. Педагогика : учебник для студ. учреждений ВПО, обуч. по направл. "Психология" - М., 2011.Крысько В. Г. Этническая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000-Педагогика и психология. - М. : Академия, 2004.

  3. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. пед. направл. - М., 2006.

  4. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. - М.,2013.

  5. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие. - М., 2008.

  6. Платонов Ю. П. Психология национального характера : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) Педагогика - М., 2007.

  7. Сластенин В. А. Педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. направл. - М., 2011.

  8. Тучкова Т. В. Проблема национального характера в контексте социально-психологических исследований: история и современность : учеб. пособие по дисц. "Этнопсихология", "Культурология", "Соц. психология", "Рус. философия" для соц.-экон. спец. - Мурманск, 2008.

  9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Психология" / Стефаненко Т. Г. ; Моск. гос. ун-т. - 3-е изд., испр. и доп. . - М. : Аспект Пресс, 2006.


дополнительная

  1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Программа курса. - М., 1995.

  1. Гончарова И.Ф., Гончарова Т.И., Скворцов В.Н. Приоритетная идея русской школы: воспитание ума. - СПб., 1995.

  2. Детство: Репертуарно-методический сборник. - М., 1994.

  3. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1-10. - М., 1994.

  4. «Искусство»: Программа интегрированного курса. - М., «Рекорд», 1997.

  5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

  6. Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. - Псков, 1995.

  7. Мельник Е. Мир детства в народной культуре. - М., 1991.

  8. Новицкая М.Ю. Мир народной культуры // Программы по мировой художественной культуре. - М., 1995.

  9. От осени до осени: Хрестоматия фольклорно-этнографических материалов. - М., 1994.

  10. Поем, играем, танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996.

  11. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989.

  12. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций. - М.-Шуя, 1995.

  13. Русская национальная школа. - Орел, 1997.

  14. Русская традиционная культура в современном образовательном пространстве: сборник материалов. - М., 1996.

  15. Русская традиционная культура: комплекс интегрированных программ (под ред. Т.И.Баклановой). - М.-Зеленоград, 1996.

  16. Русская школа. Вып.1-3. - М., 1993-1994.

  17. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. - М., 1994.

  18. Традиции, культура, образование6 Научный сборник / Под ред.Червякова А.Д. - М., 1996.

  19. Ушинский К.Д. и русская школа. - М., 1994.

  20. Фольклор в школе. Сост. Л. Куприянова. - М., 1991.


Примерные зачетные тестовые задания
1. Он подчеркивал, что не все народно, что живет в народной среде: это результат исторической ограниченности народных масс, их темноты и забитости

а/ Н.Г. Чернышевский

б/ Н.А. Добролюбов

г/ В.Г. Белинский

д/ Ф.И. Буслаев
2. Авторы учебных пособий по фольклору

а/ В.С. Воронов

б/ Н.И. Кравцов

в/ М.Н. Мельников

г/ М.А. Некрасова
3. Автор концепции преемственной системы этнохудожественного образования в России

а/ И.Ф. Гончаров

б/ А.С. Метелягин

в/ Т.И. Бакланова

г/ М. Ю. Новицкая
4. Этапы разработки авторской модели этнохудожественного образования

а/ разработка педагогической технологии внедрения модели в практику

б/ анализ исходной ситуации

в/ концептуальное обоснование модели

г/ внедрение модели и диагностика ее эффективности

д/ разработка основных элементов будущей образовательной системы


5. Программы, в которых предлагается приобщение детей дошкольного возраста к празднично-обрядовой культуре

а/ «Развитие»

б/ «Наследие»

в/ «Радуга»

г/ «Детство»

д/ «Введение в народоведение»


6. Занятия, на которых НЕ знакомят дошкольников с народной художественной культурой и творчеством

а/ музыкальные занятия

б/ физкультурные занятия

в/ формирование математических представлений

г/ изобразительная деятельность
7. Народные праздники в содержании программ для детского сада

а/ Крещение

б/ Масленица

в/ Пасха


г/ Иванов день (Ивана Купала)

д/ Осенины


8. Авторы программ по приобщению младших школьников к народной художественной культуре и творчеству

а/ О.Л. Князева

б/ Г.И. Батурина

в/ М. Ю. Новицкая

г/ М.Т. Картавцева
9. Соотнесите использование видов и произведений народного творчества с методами психолого-педагогической коррекции детей

А/ музыкальная терапия

Б/ психодрама

В/ пластическая реабилитация

Г/ сказкотерапия




а/ устное народное творчество

б/ обрядовые песни

в/ игра

г/ хоровод



д/ народная игрушка

10. Произведения народного творчества в начальной школе

а/ сказания

б/ песни социального содержания

в/ календарная поэзия

г/ балладные песни

д/ хороводы
11. Основная форма организации этнохудожественного образования в школе

а/ занятие

б/ лекция

в/ урок


г/ экскурсия
12. Школьные дисциплины, НЕ предусматривающие ознакомление с народной художественной культурой

а/ география

б/ история

в/ литература

г/ мировая художественная культура

д/ биология


13. Квалификации специальности «Народное художественное творчество»

а/ режиссер любительского театра

б/ технолог народного художественного творчества

в/ руководитель этнокультурного центра

г/ преподаватель народной художественной культуры
14. Общепрофессиональные дисциплины специальности «Народное художественное творчество»

а/ культурология

б/ история

в/ история искусств

г/ литература

д/ история религий


15. Дисциплину «Народная художественная культура» для специальности «Социально-культурная деятельность» содержит блок

а/ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

б/ Общепрофессиональные дисциплины

в/ Дисциплины специализаций



г/ Дисциплины по выбору студента
Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Народное художественное творчество, его сущность и значение для воспитания подрастающего поколения.

  2. Роль и место этнохудожественного образования в современном мировом культурно-образовательном пространстве.

  3. Понятие и сущность этнохудожественного образования.

  4. Концепция как системообразующий компонент этнохудожественного образования.

  5. Принципы и подходы к этнохудожественному образованию.

  6. Формы этнохудожественного образования.

  7. Современные методы, информационные средства и технологии преподавания народной художественной культуры.

  8. Методы и методика преподавания народной художественной культуры.

  9. Приобщение детей и подростков к народной культуре и творчеству в системе общего и дополнительного этнохудожественного образования.

  10. Дошкольный уровень преемственной системы этнохудожественного образования.

  11. Значение устного народного поэтического творчества, музыкального фольклора, народной драмы, декоративно-прикладного искусства для развития детей.

  12. Игра как основная форма ознакомления дошкольников с народной художественной культурой.

  13. Народная художественная культура на занятиях и в свободной деятельности дошкольников.

  14. Программы приобщения детей дошкольного возраста к народной художественной культуре и творчеству.

  15. Народная художественная культура в начальной школе.

  16. Психологические особенности художественного восприятия и художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

  17. Народная художественная культура в содержании базовых и дополнительных дисциплин начальной школы.

  18. Формы, методы и принципы преподавания народной художественной культуры и творчества в начальной школе.

  19. Организация культурно-досуговой деятельности младших школьников на основе народной художественной культуры.

  20. Методика организации выставок, конкурсов и фестивалей народного художественного творчества среди учащихся начальной школы.

  21. Организация фольклорных ансамблей и студий в начальной школе.

  22. Этнохудожественное образование в средней школе.

  23. Психологические особенности подросткового возраста и их учет в этнохудожественном образовании.

  24. Роль материалов по истории народной художественной культуре в программах по истории, литературе и другим учебным дисциплинам в средней школе.

  25. Методика разработки и внедрения авторских программ по народной художественной культуре для средней школы.

  26. Организация музеев народного творчества и традиционной культуры в школе.

  27. Методика преподавания народной художественной культуры в системе дополнительного образования.

  28. Центры сохранения и развития народной художественной культуры и творчества.

  29. Перспективы образования в области народной художественной культуры.

  30. Современные концепции этнохудожественного образования.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница