Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В 1 психология делового общения



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.3.1, СД.В.5.1

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

«050104-Безопасность жизнедеятельности»

«050706-Педагогика и психология»

«050703-Дошкольная педагогика и психология»



(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2012 г.


  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

  2. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

  3. высшего профессионального образования

  4. «Мурманский государственный гуманитарный университет»

  5. (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ФТД.5

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

факультатив



Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

«050703-Дошкольная педагогика и психология»


(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2012 г.

Раздел 1.1. Авторы-составители методических рекомендаций:

Синкевич И.А., кандидат педагогич.наук, доцент, зав.кафедрой психологии (МГГУ)

Тузова О.Н., кандидат психол. наук,ст.преп.
1.3. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс курса по выбору “Психология делового общения” предназначен для подготовки студентов факультета "Физической культуры и безопасности жизнедеятельности", обучающихся по специальности “050104 - безопасность жизнедеятельности”, «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению дисциплины, содержательный аспект, глоссарий.

Программа курса по выбору «Психология делового общения» составлена в соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специальности «050104-Безопасность жизнедеятельности», «050703-Дошкольная педагогика и психология» с учетом традиционных вопросов и актуальных проблем со­циальной психологии и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах.

Эффективность любой деятельности во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать ре­альные социально-психологические условия в трудовых коллективах, учебных группах и обществе в целом.

Основные задачи курса:


  • дать студенту общие представления о проблемах психологии делового общения, методах их изучения;

  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента;

  • познакомить студентов с основными проблемами делового общения в психологии;

  • способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к психологии общения, умения создавать благоприятные условия в трудовых группах и коллективах

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и гипотезы.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Практические занятия позволяют оптимально организовать самостоятельную работу студентов.

В результате изучения дисциплины «Психология делового общения» студенты должны знать:


  • основные категории и понятия психологии делового общения;

  • закономерности общения и взаимодействия людей в трудовых коллективах;

  • социально-психологическую сущность, специфику и основные компоненты делового общения.

Студенты должны быть готовы решать практические задачи, непременно используя психологические знания, полученные в ходе изучения психологии.

Для этого они должны уметь:



  • учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особен­ности взаимодействия и общения внутри трудового коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

  • анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в трудовом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

Основное содержание программы по курсу выбору «Психология делового общения» отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта к современным программам педагогических вузов.
1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности - требования к обязательному минимуму дисциплин специализации не отражаются в ГОС ВПО)

.


      1. Темы для самостоятельного изучения

Для специальностей: «050104-Безопасность жизнедеятельности»;

«050703.65 Дошкольная педагогика и психология»




п/п

Наименование раздела дисциплины, темы

Форма сам. работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Сущность психологии делового общения

Реферат по вопросу о сущности психологии делового общения

4

Сообщение по теме реферата на семинарском, практическом занятии или индивидуальное собеседование

2.

Психология трудового коллектива

Изучение литературы по теме, выполнение практического задания по изучению своего трудового коллектива.

4

Тестовый контроль на семинарском или практическом занятии. Письменный отчет по изучению трудового коллектива.

3.

Имидж в деловом общении

Рефераты;

вопросы для обсуждения



5

Сообщение по теме реферата на семинарском, практическом занятии или индивидуальное собеседование

4.

Технология и этикет делового общения

Моделирование деловых ситуаций

5/4

Групповое моделирование деловых ситуаций

5.

Психологические аспекты переговорного процесса

Практикум переговоров

5/4

Тестовый контроль на семинарском или практическом занятии.

Самопрезентация (деловая игра)



6.

Основы профессиональной конфликтологии

Подбор тренинговых упражнений

5/4

Составление программы разрешения конфликта

7

Психологические особенности публичного выступления

Практикум публичного выступления

5/4

Публичное выступление на практическом занятии

8

Коммуникативный стресс в условиях профессиональной деятельности

Реферат по проблеме

5/4

Сообщение по теме реферата

9

Происхождение и психологические особенности спора, дискуссии, полемики.

Вопросы для самостоятельного изучения

4/8

Тестовый контроль




Всего




42/40





Для специальности «050706-Педагогика и психология»

п/п

Наименование раздела дисциплины, темы

Форма сам. работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Сущность психологии делового общения

Реферат по вопросу о сущности психологии делового общения

4

Сообщение по теме реферата на семинарском, практическом занятии или индивидуальное собеседование

2.

Психология трудового коллектива

Изучение литературы по теме, выполнение практического задания по изучению своего трудового коллектива.

4

Тестовый контроль на семинарском или практическом занятии. Письменный отчет по изучению трудового коллектива.

3.

Имидж в деловом общении

Рефераты;

вопросы для обсуждения



4

Сообщение по теме реферата на семинарском, практическом занятии или индивидуальное собеседование

4.

Технология и этикет делового общения

Моделирование деловых ситуаций

4

Групповое моделирование деловых ситуаций

5.

Психологические аспекты переговорного процесса

Практикум переговоров

4

Тестовый контроль на семинарском или практическом занятии.

Самопрезентация (деловая игра)



6.

Основы профессиональной конфликтологии

Подбор тренинговых упражнений

4

Составление программы разрешения конфликта

7

Психологические особенности публичного выступления

Практикум публичного выступления

4

Публичное выступление на практическом занятии

8

Коммуникативный стресс в условиях профессиональной деятельности

Реферат по проблеме

6

Сообщение по теме реферата

9

Происхождение и психологические особенности спора, дискуссии, полемики.

Вопросы для самостоятельного изучения

6

Тестовый контроль




Всего




40




1.7.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу

Практическое занятие 1

Тема: Сущность психологии делового общения

План

  1. Понятие делового общения.

  2. Формы и виды делового общения.

  3. Особенности делового общения.

  4. Общие принципы построения делового общения.

  5. Деловая беседа как основная форма делового общения.

  6. Психологические приемы влияния на партнера.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем состоит сущность делового общения?

  2. Перечислите формы и виды делового общения. Приведите свои примеры.

  3. Назовите различия между деловым и межличностным общением.

  4. Какие принципы делового общения вы знаете?

  5. Что понимают под деловой беседой?

  6. Какие психологические приемы влияния на партнера вы знаете?

Основная литература

  1. Аминов И.И. Психология делового общения. - М.: Омега – Л, 2006.

  2. Бороздина Г.В.,    Корманова Г.В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец. / под общ. ред. Г.В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  3. Горянина В.А.    Психология общения: учеб. пособие для студ. фак. соц.. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.

  4. Деловое общение: учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; / Авт.-сост. О. П. Беспалая. - Мурманск: МГПУ, 2010.

  5. Ковальчук А.С.    Основы делового общения: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Дашков и К, 2007.

  6. Леонтьев А.А.    Психология общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология». - Изд. 3-е. - М.: Смысл: Академия, 2005.

  7. Мальханова И.А.   Деловое общение: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 224 с.

  8. Мананикова Е. Н.   Деловое общение: учеб. пособие для студ. экон. спец. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.

  9. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко . - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  10. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012.

Дополнительная литература

  1. Абалакина М. А. Анатомия взаимопонимания. - М., 1990.

  2. Алешина Ю.Б., Петровская Л А. Психология общения: пси­хологическая компетентность пропагандиста (организация груп­повой дискуссии и индивидуальной беседы). — М., 1989.

  3. Андреев В.И. Деловая риторика. - Казань, 1993.

  4. Бодалев АА. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.

  5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.

  6. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебн. пособие — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.


Практическое занятие 2

Тема: Психология трудового коллектива

План

  1. Понятия коллектив, группа.

  2. Законы существования коллектива.

  3. Стадии развития коллектива.

  4. Жизненные циклы развития организации.

  5. Понятие о корпоративной культуре организации.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем состоит отличие группы от коллектива?

  2. В чем заключаются закономерности функционирования коллек­тива как «живого организма»?

  3. Опишите стадии развития коллектива.

  4. Опишите жизненные циклы развития и функционирования орга­низации.

  5. Дайте определение понятию «корпоративная культура органи­зации».

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2006.

  2. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

  3. Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций.- 3-е изд. - М.: Омега, 2006.

  4. Мальханова И.А.   Деловое общение: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия. Проект: Трикста, 2005.

  5. Мананикова Е.Н.   Деловое общение : учеб. пособие для студ. экон. спец. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.

  6. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2009.

  7. Рябова Л.В., Самыгин С.И. Эмоции и культура общения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  8. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд., - СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература

  1. Карлофф Б., Седеберг С. Вызов лидеров. — М, 1996.

  2. Крысъко В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб., 2003.

  3. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М., 2001.

  4. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб: Речь, 2000.



Практическое занятие 3

Тема: Имидж в деловом общении

План

  1. Понятие имиджа и имиджелогии.

  2. Социально-психологическая природа имиджа.

  3. Имидж в контексте символической коммуникации.

  4. Имидж в системе индивидуального поведения и социального влияния. Категоризация и восприятие имиджа

  5. Психологические типы личности, проявляющиеся в одежде.

  6. Психология цвета.

  7. Профессиональные стереотипы имиджа.

Вопросы для самоконтроля

  1. Почему важен внешний вид в деловом общении?

  2. Что можно сказать о человеке по внешнему виду?

  3. Что цвет может сказать о характере человека?

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология". - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010; 2008.

  2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.:ВЛАДОС, 2004.

  3. Ковальчук А. С.    Основы делового общения : учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Дашков и К, 2007.

  4. Мальханова И. А.   Деловое общение : учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 224 с.

  5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд., - СПб.: Питер, 2004.

  6. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2012.

  7. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: аспект пресс, 2002.

Дополнительная литература

  1. Алавердов А. Р. Управление персоналом в коммерческом банке — М., 1997.

  2. Зарецкая И. И.   Коммуникативная культура педагога и руководителя / отв. ред. Ушакова М. А. - М. : Сентябрь, 2002. - 160 с.

  3. Самоукина Н. В. Искусство управления персоналом банка. — М., 1997.

  4. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. — М„ 1998.

  5. Уткин Э. А„ Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. — М., 1996.


Практическое занятие 4

Тема: Технология и этикет делового общения

План

  1. Значение технологии передачи информации.

  2. Обмен деловой информацией.

  3. Каналы восприятия информации.

  4. Раппорт и подстройка.

  5. Приемы управления вниманием.

  6. Техника постановки вопросов. Искусство слушать.

  7. Деловое общение по телефону.

  8. Деловой этикет.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается технология передачи информации?

  2. Перечислите наиболее распространенные затруднения в деловой практике.

  3. Что представляет собой деловая информация?

  4. Дайте определение понятию “передача информации”.

  5. Как определить ведущую репрезентативную систему партнера?

  6. Что понимают под раппортом и подстройкой в деловом общении?

  7. Перечислите типы вопросов.

  8. В чем особенности и сложности делового общения по телефону?

  9. Сформулируйте основные правила делового этикета

  10. Опишите визитную карточку делового человека.

  11. В чем заключаются правила поведения делового человека на встречах и презентациях?

Основная литература

  1. Аминов И.И. Психология делового общения /И.И. Аминов. - М.: Омега – Л, 2006.

  2. Бороздина Г.В.,  Корманова Г.В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец. / под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  3. Ковальчук А. С.    Основы делового общения : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Дашков и К, 2007.

  4. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебн. пособие — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

  5. Мальханова И. А.   Деловое общение: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005.

  6. Мананикова Е. Н.   Деловое общение: учеб. пособие для студ. экон. спец. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.

  7. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд., - СПб.: Питер, 2004.

  8. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012.

Дополнительная литература

  1. Дерябо СД. и др. Гроссмейстер общения. — М.: Смысл, 1996.

  2. Евтихов Е. Практика психологического тренинга: Учебно-ме­тодическое пособие для начинающих тренеров. — Красноярск, 2003



Практическое занятие 5

Тема: Психологические аспекты переговорного процесса

План

  1. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.

  2. Выслушивание партнера как психологический прием.

  3. Техника и тактика аргументирования.

  4. Формирование переговорного процесса.

  5. Национальные стили ведения деловых переговоров.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите известные вам приемы, которые позволят расположить к себе партнера по пере­говорам.

  2. Назовите правила ведения пере­говоров.

  3. Какие ошибки наиболее часто встречаются у тех, кто слушает?

  4. Дайте определение понятию “аргументация”.

  5. Назовите приемы аргументации. Какими приемами пользуетесь вы?

  6. Назовите спекулятивные методы аргументации.

  7. Каковы основные положения тактики аргументирования?

  8. Назовите основные правила, способствующих успе­ху переговоров.

  9. Каковы основные особенности национальных стилей ведения пере­говоров?

Основная литература

  1. Бороздина Г.В.,  Корманова Г.В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец. / под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012

  2. Гисберг Бройнинг. Руководство по ведению переговоров. - М.: ИНФРА-М, 1996.

  3. Дерябо С.Д. и др. Гроссмейстер общения. — М.: Смысл, 1996.

  4. Ковальчук А. С.    Основы делового общения : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Дашков и К, 2007.

  5. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебн. пособие — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

  6. Мальханова И. А.   Деловое общение : учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005.

  7. Мананикова Е. Н.   Деловое общение: учеб. пособие для студ. экон. спец. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.

  8. Мастербрук В. Переговоры. – Калуга, 2005.

  9. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2012.

Дополнительная литература

  1. Дедюхин K.T. Практикум по психологической подготовке. — Домодедово, 1995.

  2. Евтихов Е. Практика психологического тренинга: Учебно-ме­тодическое пособие для начинающих тренеров. — Красноярск, 2003.

  3. Изард К. Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980.

  4. Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека: анатомия, ми­мика. — М.: Медицина, 1988.

  5. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб.: Питер Пресс, 1997.



Практическое занятие 6

Тема: Основы профессиональной конфликтологии

План

  1. Функциональное значение деловых конфликтов.

  2. Причины деловых конфликтов.

  3. Типы деловых конфликтов и коммуникативные тактики в конфликтных ситуациях.

  4. Модель делового конфликта.

  5. Последствия делового конфликта.

  6. Улаживание конфликта при помощи административных способов воздействия.

  7. Психологические способы регуляции деловых конфликтов.

  8. Переговоры в конфликтной ситуации.

  9. Конфликтный человек в работающей команде.

  10. Коммуникативная рефлексия как способ регулирования деловых конфликтов.

  11. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие формы конфликтов вы знаете?

  2. В чем заключаются объективные и субъективные причины дело­вых конфликтов?

  3. Какие типы деловых конфликтов существуют в практике управления?

  4. Опишите модель делового конфликта.

  5. Какие негативные и позитивные последствия деловых конфлик­тов вы могли бы выделить?

  6. Опишите технику и приемы улаживания деловых конфликтов.

  7. Какие психологические способы регуляции деловых конфликтов вы знаете?

  8. Опишите процедуру ведения переговоров в конфликтной си­туации.

  9. Какие существуют способы управления конфликтным чело­веком?

  10. В чем заключается функция коммуникативной рефлексии в про­цессе регулирования деловых конфликтов?

  11. Какие действия разрешены и какие запрещены в конфликтной ситуации?

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология". - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010 ; 2008.

  2. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения пере­говоров, разрешения конфликтов. — М, 1995.

  3. Бороздина Г.В.,  Корманова Г.В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец. / под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  4. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России: сборник науч. статей / Науч. ред. А. В. Белошистая. - Мурманск: МГПУ, 2010.

  5. Крысько В. Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько.- 3-е изд.. - М.: Омега, 2006.

  6. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебн. пособие — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

  7. Леонтьев А. А.    Психология общения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология». - Изд. 3-е. - М. : Смысл : Академия, 2005.

  8. Немов Р.С., Алтунина И.Р Социальная психология. - СПб. : Питер, 2009.

  9. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. - СПб.: Питер, 2012.

  10. Реан А.А.,   Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

  11. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-изд., - СПб.: Питер, 2004.

  12. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2012.

Дополнительная литература

  1. Берг В. Карьера — суперигра. — М, 1998.

  2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М., 1996.

  3. Курс практической психологии, или Как научиться работать и до­биваться успеха: Учебное пособие / Сост. Кашаиов Р. Р. — Екате­ринбург, 1996.

  4. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.


Практическое занятие 7

Тема: Психологические особенности публичного выступления

План

  1. История ораторского искусства.

  2. Подготовка к выступлению.

  3. Определение цели речи.

  4. Планирование основной части речи и заключения.

  5. Риторические приемы в публичном выступлении.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие области знаний охватывает риторика?

  2. Назовите стадии риторической разработки речи.

  3. Что включает в себя подготовка к выступлению?

  4. Какие методы и приемы помогают завоевать внимание аудитории?

  5. Какие психолого-дидактические принципы речевого воздействия используются в деловой риторике?

Основная литература

  1. Бороздина Г.В.    Корманова Г.В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец. / под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012

  2. Вердербер Р. Психология общения. Полный курс/ Р. Вердербер, К. Вердербер. -СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2006.

  3. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебн. пособие — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

  4. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2012.

Дополнительная литература

  1. Речевые уроки: Кн. для учителя нач. классов /Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина и др. —М., 1995.

  2. Свенцицский А.Л. Социальная психология управления. — Л., 1986.

Практическое занятие 8

Тема: Коммуникативный стресс в условиях профессиональной деятельности

План

  • Понятие о профессиональном стрессе.

  • Стрессовые сценарии.

  • Раздражительность в деловом общении.

  • Коммуникативная агрессия.

  • Принцип справедливости в общении.

  • Формулирование отказа в деловом общении.

  • Манипулирование в деловом общении.

  • Стресс подчинения.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем состоит содержание понятия «профессиональный стресс»?

  2. Опишите динамику профессионального стресса и стрессовые сценарии.

  3. В чем заключается саморегуляция работника в условиях профес­сионального стресса?

  4. Какие формы коммуникативного стресса вы знаете?

  5. Опишите психологические механизмы и формы проявления ма­нипулирования в деловом общении.

  6. В чем заключается профессиональный стресс достижения?

  7. В чем заключается профессиональный стресс, связанный с кон­курентными деловыми отношениями?

  8. Опишите психологические особенности профессионального стресса, проявляющегося в процессе достижения успеха.

  9. Какая связь существует между двумя понятиями: «деньги» и «про­фессиональный стресс»?

Основная литература

  1. Бороздина Г.В.,  Корманова Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец. /под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  2. Ковальчук А. С.    Основы делового общения : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Дашков и К, 2007.

  3. Мальханова И.А.   Деловое общение: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 224 с.

  4. Мананикова Е. Н.   Деловое общение: учеб. пособие для студ. экон. спец. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010.

  5. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко . - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Дополнительная литература

  1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ критических ситуаций. — М., 1984.

  2. Kuтaeв-СмыкЛ. А. Психология стресса. — М., 1983.

  3. Кокс Т. Стресс. - М., 1981.

  4. Лебедев В. И. Профессия века. — М., 1978.

  5. Леей Л. Эмоциональный стресс. — Л., 1971.

  6. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний че­ловека. — М., 1984.

  7. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М., 1992.

  8. Наенко Н. И. Психическая напряженность. — М., 1976.

  9. Селъе Г. Стресс без дистресса. — М., 1976.

  10. Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М., 1975.


Практическое занятие 9

Тема: Происхождение и психологические особенности спора, дискуссии, полемики

План

  1. Понятия “спор”, “дискуссия”, “полемика”.

  2. Классификация видов спора.

  3. Культура спора.

  4. Психологические приемы убеждения в споре.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова сущность спора?

  2. Что такое дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения?

  3. Назовите факторы, влияющие на характер спора и его особенности.

  4. Назовите условия эффективного спора.

  5. Какие приемы воздействия существуют в споре? Какими пользуетесь вы?

Основная литература

  1. Бороздина Г.В.,  Корманова Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец. / под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  2. Ковальчук А. С.    Основы делового общения : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Дашков и К, 2007.

  3. Мальханова И.А.   Деловое общение: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 224 с.

  4. Мананикова Е.Н.   Деловое общение: учеб. пособие для студ. экон. спец. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.

  5. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко . - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. .

Дополнительная литература

  1. Абалакина М. А. Анатомия взаимопонимания. - М., 1990.

  2. Алешина Ю.Б., Петровская Л А. Психология общения: пси­хологическая компетентность пропагандиста (организация груп­повой дискуссии и индивидуальной беседы). — М., 1989.

  3. Андреев В.И. Деловая риторика. - Казань, 1993.

  4. Бодалев АА. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.

  5. Брудный А.А. Понимание и общение. - М., 1989.

  6. Власова Н.И проснешься боссом...- Справочник по психологии управления. - Т. 1-3. - М.: ИНФРА-М, 1994.

  7. Леонтьев АА. Психология общения. — М.: Смысл, 1997.

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
1.8.1.Рекомендуемая литература


Основная литература

  1. Аминов И.И. Визуальная психодиагностика криминаль­ных признаков // Прикладная юридическая психология. — М.: ЮНИТИ, 2000.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология". - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010; 2008.

  3. Бороздина Г.В.,    Корманова Г.В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров : учебник для студ. вузов, обуч. по экон. направл. и спец. / под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  4. Гисберг Бройнинг. Руководство по ведению переговоров. - М.: ИНФРА-М, 1996.

  5. Горянина В.А.    Психология общения : учеб. пособие для студ. фак. соц.. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.

  6. Деловое общение: учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; /Авт.-сост. О. П. Беспалая. - Мурманск: МГПУ, 2010.

  7. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.:ВЛАДОС, 2004.

  8. Ковальчук А. С.    Основы делового общения : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Дашков и К, 2007.

  9. Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России: сборник науч. статей / Науч. ред. А. В. Белошистая. - Мурманск: МГПУ, 2010.

  10. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций.- 3-е изд.. - М.:Омега, 2006.

  11. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учебн. пособие — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

  12. Леонтьев А.А.    Психология общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология». - Изд. 3-е. - М.: Смысл: Академия, 2005.

  13. Мазуркевич С А. Энциклопедия заблуждений. История. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

  14. Мальханова И. А.   Деловое общение: учеб. пособие для вузов. - М. : Академ. Проект: Трикста, 2005. - 224 с.

  15. Мананикова Е.Н.   Деловое общение: учеб. пособие для студ. экон. спец. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.

  16. Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных: Учебно-практ. пособие. — М.: Дело, 2003.

  17. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная ком­муникация. - М.: ИП РАН, 1998.

  18. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. - СПб. : Питер, 2009.

  19. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. — М.: Рассвет, 1994.

  20. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психо­технологии проникновения в подсознание собеседника). — М.: Дело, 1997.

  21. Психология и этика делового общения: учебник для вузов /под ред. В.Н.Лавриненко . - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  22. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, дви­жение. — М.: АО “Интерэксперт”, 1996.

  23. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012.

Дополнительная литература

  1. Абалакина М.А. Анатомия взаимопонимания. — М., 1990.

  2. Андреев В.И. Деловая риторика. — Казань, 1993.

  3. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров.— Казань, 1992.

  4. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб.: Питер Пресс, 1997.

  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотноше­ний. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988.

  6. Власова Н. И проснешься боссом... — Справочник по психологии управления. -Т. 1-3. - М.: ИНФРА-М, 1994.

  7. Гисберт Бройниг. Руководство по ведению переговоров. — М.: ИНФРА-М, 1996.

  8. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М. ИНФРА-М 1997.

  9. Дашков Л.П. Как преуспеть в бизнесе. — М., 1993.

  10. Дебольский М. Психология делового общения. — М., 1992.

  11. Деревицкий А.А. Шпаргалка агента: Агентская работа в рекламе, страховании, коммерции. — Киев, 1995.

  12. Дерябо СД. и др. Гроссмейстер общения. — М.: Смысл, 1996.

  13. Джампольски Дж. Как обрести внутреннее равновесие. — М., 1990.

  14. Джейм М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: трансакционный анализ с гештальтупражнениями. — М., 1993.

  15. Дип С, Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. — М., 1995.

  16. Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. — М., 1991.

  17. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М., 1990.

  18. Иванченко В.А. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. — СПб., 1994.

  19. Кемеров В.Е. Взаимопонимание. — М., 1994.

  20. Кнебель X. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. — М., 1996.

  21. Кови С. Семь навыков лидера: Пер. с англ. — Минск, 1996.

  22. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. — М., 1995.

  23. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л., 1990.

  24. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. — М., 1993.

  25. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М., 1993.

  26. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. — М.: ИНФРА-М, 1995.

  27. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие. — М.: ОСЬ-89, 1996.

  28. Кузин Ф.А. Культура делового общения. — М., 1997.

  29. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов, 1986.

  30. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры... — М., 1993.

  31. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. — М., 1991.

  32. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.

  33. Методы практической психологии общения. — Л., 1990.

  34. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: аспект пресс, 2002.

  35. Сестры Сорины. Язык одежды, или Как понять человека по его одежде. — М.: Гном-Пресс, 1998.

  36. СкрыпниковА.И., ЛаговскийА.Ю., БегуноваЛА. Значение по­веденческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей. — М.: ВНИИ МВД России, 1995.

  37. Степанов С. Язык внешности. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  38. Столяренко A.M. Общая и профессиональная психология: Учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведе­ний. — М.: ЮНИТИ, 2003.

  39. Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. — М.: ЮНИТИ, 2003.

  40. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М.: ЮНИТИ, 2002.

  41. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М.: Ака­демия МВД России, 1995.

  42. Уэйнрайт Г. Язык тела / Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

  43. Щербатых Ю. Искусство обмана. — СПб.: Азбука — Терра, 1997.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом // http://www.klex.ru/9ju

  • Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами // http://www.klex.ru/9cz

  • Карнаух И.И. Практическая психология управления // http://www.onlinedisk.ru/file/412574/

  • Кошелев А.Н. Синдром белого воротничка // http://www.klex.ru/8xr

  • Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь // http://www.klex.ru/310

  • Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона // http://www.klex.ru/ae

  • Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях // http://www.klex.ru/3u7

  • Урбанович А.А. Психология управления // http://www.klex.ru/8tf

  • Педагогическая библиотека.

  • http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  • http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  • http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  • http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  • www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

  • htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

  • htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

  • htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

  • www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

  • htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

  • htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

  • htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

  • htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Фе­дерация

  • htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

  • htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения


Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

  • htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  • htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

  • htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

  • htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

  • htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

  • htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

  • htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

  • htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

  • htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

  • htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

  • htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

  • htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ


Учреждения дополнительного психологического образования:

  • htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

  • htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

  • htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

  • htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

  • htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии


Психологические журналы и периодика:

  • htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

  • htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

  • htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

  • htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

  • htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

  • htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

  • psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

  • htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

  • htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции

  • htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

  • htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского универси­тета. Серия 14. Психология

  • htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования

  • htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник


Психологические сайты:

  • htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

  • htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

  • htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

  • htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

  • htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

  • htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

  • htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

  • htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и про­граммы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница