Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.65 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Основы социологии»

направления подготовки 040100.62 «Социологии» (бакалавриат)

Автор программы: д.соц.н., доцент Геращенко Л.И.

Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины – изучить социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе, показать структуру и особенности предмета и объекта современного теоретического социологического знания, раскрыть прикладной характер социологии.


Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2




Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

ЧАСТЬ I




Раздел I. Научный статус социологии




1

Предмет и структура социологического знания

6/-

2

4




2
















2

Методология и методы социологического исследования

8/2

4

4




4
















3

История становления и развития социологии

12/-

6

6




4
















4

Современные научные социологические парадигмы

6/2

2

4




2
















5

Социология в современном мире и перспективы ее развития

8/2

2

6




2
















Раздел II. Исходные элементы социальной жизни




6

Социальное действие и социальное взаимодействие

8/-

4

4




4
















7

Социальная реальность. Социально-исторические типы организации социальной жизни

6/-

2

4




2
















Раздел III. Общество и его социальные изменения




8

Общество как социальная система

10/-

4

6




4
















9

Социальные группы и социальные общности

8/2

4

4




2
















10

Социальные изменения и процессы

8/2

4

4




2
















11

Социальные конфликты

8/2

4

4




2
















12

Массовые действия и социальные изменения

6/-

2

4




2
















Раздел IV. Культура: социологический анализ
















13

Культура как социальное явление

6/-

2

4




2
















14

Основные структурные элементы культуры. Социокультурная регуляция.

6/2

2

4




2
















15

Социокультурный процесс

6/2

2

4




2
















ЧАСТЬ II




Раздел V. Социальные общности, группы и институты




16

Социальная структура и социальная стратификация

12/4

6

6




4
















17

Социальные институты и институциональные отношения

8/2

2

4




2
















18

Этносы и этнические процессы

10/4

4

6




2
















19

Семья и брак в современном обществе

8/2

4

4




2
















20

Молодежь как социальная группа

6/-

2

4




2
















21

Образование как социальный институт

8/-

4

4




2
















Раздел VI. Личность в системе социальных связей и отношений




22

Личность как социальная система

8/-

4

4




2
















23

Социализация личности

8/2

4

4




2
















24

Социальное поведение и социальный контроль

10/2

4

6




2
















25

Девиантное поведение

10/2

4

6




2
















Раздел VII. Социальные процессы в современном мире




26

Глобализация социальных процессов в современном мире

10/4

4

6




4
















27

Социокультурные особенности развития российского общества

10/4

4

6




4



















ВСЕГО

220/42

92

128




68

















Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Тема 1. Предмет и структура социологического знания
План:

  1. Научное и обыденное знание.

  2. Предмет и объект социологии, ее специфика.

  3. Социологические категории и законы.

  4. Уровни и способы построения социологического знания.

  5. Место социологии в системе социально-экономических и гуманитарных наук.

  6. Современные проблемы социологии в России.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Чем определяется научный статус социологии?

  2. Укажите границы использования понятия «социальное» при определении предмета социологической науки.

  3. Что представляет собой предметная матрица социологии?

  4. Охарактеризуйте междисциплинарную и внутридисциплинарную матрицы социологии.

  5. Что такое объективизм и субъективизм в науке? Приведите примеры объективного и субъективного подходов в определении предмета социологии.

  6. Докажите на примерах правомерность использования социологией базовых категорий философии и психологии

  7. Чем объясняется иерархичность социологического знания? Определите и охарактеризуйте критерии выделения различных уровней социологического знания.

  8. Как соотносятся теоретическая и эмпирическая социология?

  9. Назовите и охарактеризуйте виды и типы научных социологических теорий.

  10. Что общего и в чем отличие социологии и других социальных и гуманитарных наук (философии, психологии, истории, этнологии, политологии, культурологии, антропологии и др.)?


Задания для самостоятельной работы


  1. Схематично представьте структуру социологического знания на различных этапах развития социологии (сравнительный анализ).

  2. Найдите в социологической литературе 4-5 определений «социального», выскажите свое отношение к ним, сформулируйте собственное определение.

  3. Раскройте причины, обусловливающие вероятностный характер социологических законов.

  4. Изучите статьи ведущих отечественных социологов в журнале «Социологические исследования» за 1999-2002 гг. о предмете социологии, определите основные направления возникшей дискуссии.


Литература


Основная:

  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:

  1. Бороноев А.О. О предмете социологии как общей науке об обществе / А.О.Бороноев, В.Я.Ельмеев, В.Н. Орлов // Социс. 1991. № 5.

  2. Волков Ю.Ф. Социальные отношения и социальная сфера / Ю.Ф.Волков // Социс. 2003. №4

  3. Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология / С.И.Григорьев // Социс, 2000, №9;

  4. Дридзе Т.М. Станет ли социология «наукой наук об обществе?» / Т.М.Дридзе // Социс. 2001. №3.

  5. Мнацаканян М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность / М.О.Мнацаканян // Социс. 2003. №2.

  6. Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса / М.Н.Руткевич // Социс. 1991. №7.

  7. Тощенко Ж.Т Социология жизни как концепция исследования социальной реальности / Ж.Т.Тощенко // Социс, 2000, № 2

Тема 2. Методология и методы социологического исследования
План:
1. Специфика социологической методологии.

2. Социологическое исследование и его структура:

а) количественная и качественная традиция в социологических исследованиях;

б) характеристика, виды и основные этапы социологического исследования. Обоснование выборки;

в) место, роль и структура программы в социологическом исследовании.

3. Методика и техника сбора социологической информации:

а) методы сбора эмпирических данных;

б) инструментарий социологического исследования;

в) анализ результатов, обработка социологической информации и подготовка отчета.

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Определите и соотнесите понятия «методология» и «методы».

  2. Какова роль социологических исследований в познании общества?

  3. Возможно ли проведение эмпирического социологического исследования без социологических теорий? Докажите свою позицию.

  4. Укажите основные различия между количественной и качественной традициями в социологических исследованиях.

  5. Определите особенности, достоинства и недостатки методов сбора первичной социологической информации.

  6. Почему метод социологического исследования должен соответствовать основной концепции и задачам исследования?

Задания для самостоятельной работы

  1. Постройте таблицу «Основные характеристики количественной и качественной традиции в социологических исследованиях».

Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:



  1. Громов И.А. Социология: XIX—XX вв.: учеб. Пособие / И.А.Громов, А.В.Воронцов, А.Ю.Мацкевич. - СПб., 1997.

  2. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М., 2005.

  3. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

  4. Социология. Учебник. Ростов н/Дону. 2000.

  5. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник / Г.С. Батыгин. - М., 1995.

  6. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С.Готлиб. - М., 2005.

  7. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

  8. Иванов О.И. Методология социологии: учеб.-метод. Пособие / И.Ф.Девятко. - СПб., 2001.

  9. Козлова Н.Н. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация / Н.Н.Козлова, Н.М. Смирнова // Социс. 1995. № 11.

  10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М., 1999.



Тема 3. История становления и развития социологии
План:
1. Научные и исторические предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Позитивистская социология О. Конта и Г. Спенсера.

3. Классический этап в развитии западной социологии: К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер и др.

4. Специфика развития западной социологии в ХХ-начале ХХI вв.

5. Основные течения русской социологической мысли до октября 1917 г.

6. Особенности развития отечественной социологической науки в послеоктябрьский период.


Вопросы для коллективного обсуждения
1. Назовите основные идеи, лежащие в основание социологической науки. Покажите их развитие.

2. Каковы критерии выделения этапов развития социологического знания?

3. Назовите характерные черты социологического позитивизма.

4. Охарактеризуйте вклад О.Конта и Г.Спенсера в развитие социологического знания.

5. Определите особенности классического периода развития социологии на Западе. Почему он так называется?

6. Выделите и охарактеризуйте общие для всех представителей классического периода направления развития социологического знания.

7. Чем можно объяснить тот факт, что появление социологии как самостоятельной науки произошло только на рубеже ХIХ-ХХ вв.?

8. Чем определялось лидерство Чикагской школы в социологии в 20-30-х гг. ХХ в.?

9. Укажите плюсы и минусы масштабного развертывания эмпирических исследований в 20-30-х гг. ХХ в.

10. Охарактеризуйте основные положения структурно-функционального анализа Т.Парсонса.

11. В чем особенность появившихся в к. ХХ в. так называемых «интегративных»

теорий? Назовите авторов этих теорий и охарактеризуйте их.

12. Сформулируйте причины появления социологии в Росси. Почему социология в России возникла в более поздний период времени, чем на западе?

13. Охарактеризуйте уровень развития социологии в дореволюционный период.

14. Назовите и охарактеризуйте основные научные направления русской социологии до октября 1917 г.

15. В чем особенности развития социологии в России после революции 1917 г.?


Задания для самостоятельной работы

1. Определите вклад ведущих представителей на каждом этапе развития западной социологии.

2. Определите вклад русских социологов конца XIX – начала ХХ века в развитие отечественной социологии.

3. Рассмотрите исторические формы институционализации социологии



Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:

        1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. - М.: Прогресс. 1993.

  1. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 040201 Социология, 040102 Социальная антропология, 040104 Организация работы с молодежью / А. Б. Гофман. - М.: Книжный дом "Университет", 2006.

  2. История России : учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. / под ред. Г. Н. Сердюкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Ростов на Дону : МарТ, 2007.

  3. История России: учеб. для вузов/ А.С. Орлов и др.; Моск. гос. ун-т, Ист. фак.- 2 изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби : Изд-во Проспект, 2005.

  4. Добреньков В.И. Социология: Учебник /В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. - М.: ИНФРА-М. 2004

  5. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник / Г.Е.Зборовский. - М.: Гардарики. 2004.

  6. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИДАНА. 2004.

  7. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. Ред. Акад. РАН Г.В.Осипов, действ. Чл. РАЕН Л.Н.Московичев. М.: Норма. 2005.

  8. Социология: Учебник. СПб.: Изд-во «Союз». 2003.


Тема 4. Современные научные социологические парадигмы
План:
1. Понятие парадигмы. Причины существования в социологии парадигм.

2. Критерии выделения парадигм в социологии.

3. Характеристика основных парадигм социологического знания.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Чем обусловлен метапарадигмальный характер современной теоретической социологии.

2. Кто из современных социологов предлагает в качестве основания выделения парадигм методологические стратегии исследования?

3. Чем отличаются парадигмы социальных фактов, социального определения, социального поведения?

4. Аргументируйте правомерность (неправомерность) выделения парадигм в связи с этапами развития науки.



Задания для самостоятельной работы
1. На основании анализа литературы охарактеризуйте основания выделения парадигм разными учеными (например, Ж.Т.Тощенко, П. Штомпкой и Дж.Ритцером).

2. Охарактеризуйте особенности парадигм в каждом из названных выше подходов.


Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:

1. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического знания/ Ж.Т.Тощенко // Социс, 2007, №9, с. 5-16.

2. Зборовский Г.Е. Метапарадигмальная модель теоретической социологии/ Г.Е.Зборовский // Социс, 2008, № 4, C. 3-15


Тема 5. Социология в современном мире и перспективы ее развития
План:
1. Глобальное мировое сообщество как объект современной социологии.

2. Новейшие социологические концепции.

3. Социология в России: проблемы развития в условиях глобализации социальных процессов.

4. Новые социальные технологии и социокультурные исследования.


Вопросы для коллективного обсуждения

        1. Охарактеризуйте современное состояние социологической науки.

        2. Назовите наиболее известные западные социологические теории, характеризующие современное общества.

        3. В чем суть теории постмодерна и «постмодернизма» в социологии?

        4. Какие направления в отечественной теоретической социологии получили развитие в последние 15-20 лет.

        5. Проанализируйте уровень развития эмпирических социологических исследований в современной России.


Задания для самостоятельной работы

1. На основе материала лекций и изучения дополнительной литературы охарактеризуйте особенности новейших западных социологических концепций.

2. Ознакомьтесь с материалами периодических социологических изданий и определите:

а) наиболее актуальные социальные проблемы российского общества;

б) основные направления научных изысканий российских социологов.
Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:

  1. Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология/ С.И.Григорьев // Социс, 2000, №9;

  2. Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы (от социологии кризиса к социологии надежды) / В.И. Добреньков // Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. 2004. № 1.

  3. Дридзе Т.М. Станет ли социология «наукой наук об обществе?»/ Т.М.Дридзе // Социс. 2001. №3.

  4. Федотова В.Г. Как возможна социология в России и других незападных странах?/ В.Г.Федотова // Журн. социологии и соц. антропологии. 2000. № 3.


Раздел II. Исходные элементы социальной жизни
Тема 6. Социальное действие и социальное взаимодействие

План

  1. Теории социального взаимодействия (символический интеракционизм, теория управление впечатлениями, теория социального обмена, теория социальной мобильности, теория структурного функционализма).

  2. Теории социального действия в трудах Дж. Александера и П. Бергера. Концепция акционализма А. Турена.

  3. Социальное взаимодействие как основная жизненная потребность человека.

  4. Факторы и уровни социального поведения индивида.

  5. Методы предотвращения распространения девиантного поведения.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Объясните, в чем различие между социальным действием и социальным взаимодействием.

  2. Какие механизмы психологического воздействия используются в коммуникативном процессе с целью повлиять на поведение человека, общества?

  3. Раскройте смысл понятия «девиантное поведение». Всегда ли девиантное поведение имеет негативные последствия для общества.

  4. По каким показателям молодежь можно отнести к маргинальной группе?


Задания для самостоятельной работы

1. Составьте сравнительные таблицы:

а) современные теории социального действия;

б) современные теории социального взаимодействия;

в) современные теории социального поведения.

2. Напишите эссе на тему: «Возможные типы моего девиантного поведения в будущем» (1 страница текста на компьютере – 12 шрифт, 1 интернал.).


Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:

1. Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль/ Г.И.Козырев // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 124-129.

2. Ваньке А.В. Действие воображаемого в конструировании действительности: российское общество в рисунках гражданских и политических активистов, журналистов и политиков/ А.В.Ваньке // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 2. С. 168-187.

3. Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии/ В.Я.Фетисов // Социс. 2007. № 6. С. 28-38.
Тема 7. Социальная реальность. Социально-исторические типы организации социальной жизни
План:


    1. Социальная реальность: понятие и факторы.

    2. Теоретико-методологические подходы к обоснованию организации социальной жизни. Понятия «тип», «модель». (К.Маркс, М.Вебер, Г.Зиммель и Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс)

    3. Социологические теории общества. Типология обществ.


Вопросы для коллективного обсуждения

1. Что такое «социальная реальность»?

2. Сформулируйте сущность цивилизационного подхода к анализу общества. В чем его основное отличие от формационного?

3. Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества?

4. Какова сущность информационного общества? Когда оно появляется?

Задания для самостоятельной работы

1. Найдите в социологической литературе (в т.ч. учебниках и учебных пособиях) различные определения «общества» и сравните их.

2. Составьте таблицу по сравнительным характеристикам западного и восточного типа обществ.

3. Выделите основные признаки, присущие современным обществам.



Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:

1. Мнацаканян М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность (О природе предмета социологической науки)/ М.О.Мнацаканян // Социс. 2003. № 2. С. 21-28.

2. Сивиринов Б.С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность?/ Б.С.Сивиринов // Социся. 2003. № 2. С. 39-44

3. Мартынюк И., Соболева Н.И. Символическая социальная реальность: методологические подходы и практический опыт изучения / И.Мартынюк, Н.И.Соболева // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. No. 3. P. 126-146.

4. Маркова Ю.В. Социальная реальность социологического дискурса/ Ю.В. Маркова // Социс. 2007. № 1. С. 42-47.

5. Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина/ В.В. Афанасьев // Социс. 2005. № 5. С. 129-137.


Раздел III. Общество и его социальные изменения
Тема 8. Общество как социальная система
План:
1. Основные положения теории систем. Системный подход в социологии.

2. Понятие системы и ее основные характеристики.

3. Социальная система. Классификация социальных систем.

4. Общество как социальная система. Основные структурные элементы общества.

5. Социологические подходы к анализу общества как социальной системы.

6. Факторы стабильности общества.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Что, на ваш взгляд, выступает базовой структурной единицей социальной системы?

  2. Выделите основные характеристики социальной системы и раскройте их.

  3. Что такое «социетальная система?

  4. Почему общество определяют как самую сложную социальную систему?


Задания для самостоятельной работы

1. Найдите в словарях определение понятий «система», «социальная система», «социальная связь», «социальная жизнь», «социальное взаимодействие». Что их объединяет, что отличает?

2. Охарактеризуйте факторы стабильности современного российского общества.

3. Сформулируйте главные системные признаки и основания современного общества западного типа.



Литература

Основная:



  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. М.: ИНФРА-М. 2004

  2. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  3. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИДАНА. 2004.

  4. Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. Ред. Акад. РАН Г.В.Осипов, действ. Чл. РАЕН Л.Н.Московичев. М.: Норма. 2005.

  5. Социология: Учебник. СПб.: Изд-во «Союз». 2003.

Дополнительная:



        1. Волков Ю.Г. Социальные системы как объект социологического анализа/ Ю.Г.Волков // Социс. 2009. № 9. С. 119-12.

        2. Давыдов А.А. Теория социальной системы: проблемы и перспективы/ А.А.Давыдов // Рубеж (альманах социальных исследований). 1994. № 5. С. 218-226.

        3. Давыдов А.А. Анализ процессов «входа-выхода» в социальных системах/ А.А.Давыдов, А.Н.Чураков // Социс. 1999. № 5. С. 115-117.


Тема 9. Социальные группы и социальные общности

План:

  1. Социальная группа: понятие, типология.

  2. Общности: основные характеристики, виды

  3. Публика и толпа: общее и различие.

  4. Основные характеристики малых групп.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что представляет собой социальная группа?

  2. Какими характеристиками она обладает?

  3. Какие функции в обществе выполняет социальная группа?

  4. Что представляет собой референтная группа?

  5. Охарактеризуйте молодежь как социальную группу.


Задания для самостоятельной работы

  1. Определите свою референтную группу.

  2. Напишите доклад на тему: «Социальные общности как форма социальной организации индивидов».


Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:



    1. Социология в России / Под ред. В.А.Ядова - М., 1998.

    2. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). Под ред. Е.И.Кукушкиной. Уч. пособ. - М., 2004.

    3. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. - СПб., 2003. – 432 с.


Тема 10. Социальные изменения и процессы
План:
1. Понятие «социальный процесс». Основные черты социальных процессов.

2. Классификация и уровни социальных процессов.

3. Сущность социальных изменений и их виды.

4. Механизмы и движущие силы социальных процессов и социальных изменений.

5. Социальные движения и их классификация.

6. Специфика социокультурных процессов.



Вопросы для коллективного обсуждения
1. Проанализируйте различные подходы к определению социального прогресса.

2. Какова природа социальных изменений в обществе?

3. Соотнесите понятия «Социальное изменение», «социальное развитие», «социальный прогресс».

4. В какой форме осуществляются социальные изменения в современном российском обществе?

5. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «социальное движение»? В чем отличие социальных движений от социальных групп, институтов и организаций?

6. Какие жизненные циклы проходит обычно социальное движение?

7. Каковы структурные предпосылки возникновения социальных движений?

8. Покажите взаимосвязь формационных и цивилизационных процессов.


Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте конкретный социальный процесс, происходящий в современном обществе.



Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:



  1. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется?/ И.Валлерстайн // Социс, 1997. № 1. С. 8-21.

  2. Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения / Г.И.Козырев // Социс, 2005. № 3. С. 113-119

  3. Костин В.А. Социальные изменения в концепциях исторического процесса / В.А.Костин, Н.Б.Костина // Социс, 2000, « 1. С. 6-15.

  4. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка - Пер. с нем. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Тема 11. Социальные конфликты
План:
1. Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации.

2. Основные концепции конфликта.

3. Структура и функции конфликта.

4. Типы и уровни социального конфликта. Разрешение конфликта.

5. Формы проявления конфликта в экономике, политике, социальной и духовной жизни общества.
Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Возможно ли общество без конфликтов? Аргументируйте свой ответ

  2. Почему конфликты усиливают внутригрупповую солидарность, а не разъединяют группу еще больше?

  3. Каким способом разрешаются конфликты? Приведите примеры.

  4. К каким видам конфликта вы отнесете:

а) шахтерские забастовки,

б) политические перевороты,

в) акции гражданского неповиновения,

г) ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива,

д) жалобу жильцов в ЖЭК на протечку крыши дома?
Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте наиболее распространенный тип конфликта в молодежной среде

2. Охарактеризуйте наиболее распространенные виды конфликтов в современной России.
Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:



  1. Зонова Т.В. Конфликты или консенсус: дипломатия как средство достижения мира / Т.В.Зонова // Общественные науки и современность. 2003, № 1. С. 122-129.

  2. Милецкий В.П. Конфликты и социальный порядок / В.П.Милецкий // Социс, 2003, № 7. С. 151-152.

  3. Нагайчук А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики / А.Ф.Нагайчук // Социс, 2006, № 3. С. 48-53.

  4. Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций / И.Н.Шило // Социс, 2000, № 10. С. 27-30.


Тема 12. Массовые действия и социальные изменения

План:

  1. Массовые действия: понятие, классификация.

  2. Социальные движения: понятие, функции, виды.

  3. Современные молодежные движения.

Вопросы для коллективного обсуждения
  1. Как вы считаете, что относится к основным формам массовых действий?


  2. Дайте определение понятие «Социальное движение».

  3. Какова роль события на формирование мнений?


Задание для самостоятельной работы

  1. Дайте определение понятия «аномия». Кто впервые ввел его в научный оборот?

  2. Найдите и прокомментируйте наиболее известные примеры массовых действий в России (исторические и современные).

Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:

1. Погосян Г.А. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений / Г.А.Погосян // Социс. 1994. № 3. С. 190-192.

2. Яницкий О.Н. Сети социальных движений в России / .Н.Яницкий // Общественные науки и современность. 2010. № 6. С. 52-62 .

3. Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения / Козырев Г.И. // Социс. 2005. № 3. С. 113-119.

4. Ищенко В. Проблема идеологии в социологии общественных движений / В.Ищенко // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. №. 3. С. 188-201.


Раздел III. Культура: социологический анализ
Тема 13. Культура как социальное явление

План:

  1. Обыденное, общенаучное и социологическое понятие культуры.

  2. Функции культуры в обществе. Культура и образ жизни.

  3. Методы изучения культуры в социологии.

  4. Социокультурные особенности российского общества.

  5. Проблемы развития культуры и их решения.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Изучив обязательную и дополнительную литературу, определите:

а) специфику культуры как общественного явления;

б) особенности духовной культуры.



  1. Какова роль культуры в становлении и развитии духовной жизни общества?

  2. Каковы на Ваш взгляд функции культуры в обществе?

  3. Как связаны между собой изменения в культуре и изменения в структуре общества?

  4. Какова роль отдельной личности в развитии культуры?

  5. В чем, на ваш взгляд, состоят особенности современной российской культуры?

  6. Охарактеризуйте основные факторы распространения культуры.

  7. Тождественны ли понятия «культурный человек» и «образованный человек»? Аргументируйте ваш ответ.


Задание для самостоятельной работы


  1. Классифицируйте указанные элементы культуры




Материальная культура

Духовная культура

Культурный комплекс

1. Фабрика










2. Глобус










3. Диспут










4. Медаль










5. Школа










6. Карнавал










7. Книга










8. Кукла










9. Часы










10. Гостеприимство










11. Дом










12. Университет










13.Церковь










14. Автомобиль










15. Банк













  1. Опишите методы изучения культуры в социологии.

  2. Найдите определение «культуры» у Э.Дюкгейма и М.Вебера.


Литература

Основная:



  1. Анурин В. Ф.    Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. - М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.

  2. Зборовский Г. Е.    Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Гардарики, 2004.

  3. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, 2005.

  4. Рачков-Апраксин В. П.    Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. - Мурманск, 2006. - 376 с.

Дополнительная:


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница