Методические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью»



страница1/8
Дата27.04.2016
Размер1.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Педагогическое обеспечение работы с молодёжью »

направления подготовки 040700.62 «Организация работы с молодёжью»

Автор программы: М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры социальных наук

Цели освоения дисциплины:

Цель курса - формирование у студентов педагогических знаний о работе с молодежью.

Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:



  • раскрыть базовые теоретические подходы и перспективы развития педагогических знаний в организации работы с молодежью;

  • сформировать научные представления о воспитании как общественном явлении и педагогическом процессе;

  • представить содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающей педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений;

  • определить специфику организации социально-педагогической помощи различным категориям молодежи.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Кол-во часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Раздел 1. Введение в педагогику юности

1.1

Педагогика в системе наук о человеке

1

1

1




5

1.2

Ювеногогика — отрасль педагогики

1

1







5

1.3

Профессионально-педагогическая деятельность специалиста по работе с молодежью

2

1

1




5

1.4

Теоретические аспекты осуществления педагогической работы с молодежью

2

1

1




5

1.5

Социализация молодежи

2

1

1




5

1.6

Воспитание молодежи

3

1

2




5

1.7.

Методы педагогических исследований

3

1

2




5

Раздел 2. Социально-педагогическая деятельность организатора работы с молодежью

2.1

Теоретические основы социально-педагогической деятельности

4

2

2




5

2.2

Формирование социальной компетентности молодежи

1

1







5

2.3

Социально-педагогическое сопровождение молодежи

4

2

2




5

2.4

Профилактика девиантного поведения в молодежной среде

4

2

2




5

Раздел 3. Педагогическое обеспечение развития социальной активности молодежи

3.1

Развитие молодежного самоуправления

3

1

2




5

3.2

Социально-педагогическое сопровождение лидерства в молодежной среде

3

1

2




5

3.3

Формирование толерантных отношений у молодежи

1/2

1







5

3.4

Общение в организации работы с молодежью

1

1







5

3.5

Социально-педагогическое сопровождение молодежных и детских организаций и объединений

3/4

1

2




5

3.6

Социальные службы для молодежи: педагогический компонент деятельности

2/4

2







5

3.7

Профориентационная работа с молодежью

3/4

1

2




5

3.8

Педагогика лагерного сбора.

Специфика работы с волонтерскими отрядами



2

1

1




6

3.9

Социально-педагогическое сопровождение массовых явлений в молодежной среде

2

1

1




6


Практическое занятие №1

Тема: Введение в педагогику юности

План:

  1. Педагогика как наука.

  2. Отрасли педагогики.

  3. Разделы педагогики.

  4. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

  5. Ювеногогика в структуре педагогического знания.

  6. Истоки возникновения ювеногогики.

  7. Объект, предмет, задачи, функции ювеногогики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Чем занимается педагогика?

  2. Является ли она наукой?

  3. Какие отрасли и разделы выделяются в педагогике?

  4. С какими науками связана педагогика? Почему необходимо выделять в структуре педагогического знания такую отрасль, как юногогика?

  5. Каковы истоки возникновения юногогики как отрасли педагогического знания?

  6. Педагогические идеи каких ученых стали основой юногогики?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение основным понятиям темы: педагогика; социальная педагогика; коррекционная педагогика; дидактика; андрогогика; ювеногогика.

  2. Составьте таблицу, освещающую содержание разделов педагогики.

  3. Охарактеризуйте педагогические идеи ученых, ставших основой ювеногогики.


Основная литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2001.

  2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

  3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003.

  4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М., 2005.

  5. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

  6. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - М., 1998.


Дополнительная литература:

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

  2. Мудрик А.В. Воспитание старшеклассников. - М., 1976.

  3. Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. - М., 2005.


Практическое занятие №2

Тема: Профессионально-педагогическая деятельность специалиста по работе с молодежью

План:

  1. Область профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью.

  2. Педагогическая компетентность организатора работы с молодежью.

  3. Педагогические задачи организатора работы с молодежью.

  4. Компоненты педагогической подготовленности организатора работы с молодежью.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какое место в профессиональной деятельности организатора работы с молодежью занимает педагогический компонент?

  2. Какие типовые педагогические задачи решает организатор?

  3. Каковы компоненты его педагогической деятельности?


Задания для самостоятельной работы:

    1. Составьте профессиограмму организатора работы с молодежью.

    2. Определите области применения педагогических знаний в осуществлении практической деятельности специалиста по работе с молодежью.


Основная литература:

  1. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М., 2008.

  2. Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. – М., 2005.


Дополнительная литература:

  1. Жизненные пути одного поколения / Под ред. Л.А. Коклягиной, В.В. Семеновой – М., 1987.

  2. Общество и молодежь. – М., 1998.

  3. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. – М., 1995.


Практическое занятие №3

Тема: Теоретические аспекты осуществления педагогической работы с молодежью

План:


  1. Педагогическое явление: понятие, сущность.

  2. Педагогический факт, педагогическая проблема и педагогическая ситуация в работе с молодежью.

  3. Педагогические задачи, реализуемые в деятельности организатором работы с молодежью.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое педагогическое явление?

  2. Что называется педагогическим фактом?

  3. Как возникает педагогическая ситуация?

  4. Как формулируется понятие «педагогическая задача»?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определения следующим понятиям: педагогическое явление, педагогический факт, педагогическая проблема, педагогическая ситуация, педагогическая задача.

  2. Выпишите из предложенной литературы различные классификации педагогических задач, определите модели их решения.



Основная литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2001.

  2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003.

  3. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

  4. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - М., 1998.


Дополнительная литература:

  1. Машарова Т.В. Учебная деятельность как фактор социального самоопределения // Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества. - Киров, 2003.

  2. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М., 2008.


Практическое занятие №4

Тема: Социализация молодежи

План:

  • Понятие и сущность социализации.

  • Человек как объект и субъект социализации.

  • Критерии социализированной личности.

  • Факторы социализации: мегофакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

  • Агенты социализации.

  • Механизмы социализации.

  • Составляющие социализации.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Что такое личность?

  • Как развивается индивидуальность человека?

  • Как проходит процесс социализации, каковы его критерии?

  • Какие факторы влияют на социализацию человека?

  • Какова сущность образования человека?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение понятиям: личность, индивидуальность, социализация.

  2. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с его изменением.

  3. Выпишите из учебника А.В. Мудрика «Социальная педагогика» социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.

  4. Проанализируйте влияние факторов социализации на молодого человека.


Основная литература:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2000.

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

  3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001.

  4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.

  5. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

  2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.


Практическое занятие №5

Тема: Воспитание молодежи

План:

  1. Воспитание как категория педагогики.

  2. Общие признаки воспитания, характеризующие его сущность.

  3. Цели воспитания.

  4. Основные стратегии воспитания.

  5. Методы воспитания.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое воспитание?

  2. Каковы цели воспитания?

  3. Какие подходы имеются к определению стратегии воспитания?

  4. Какие можно выделить модели воспитания?

  5. Как можно определить и классифицировать методы воспитания?

  6. Что такое воспитательная система и как она развивается?


Задания для самостоятельной работы:

    1. Дайте определение основным понятиям темы: воспитание; цели воспитания; модели воспитания; методы воспитания.

    2. Составьте таблицы:

Стратегии и модели воспитания молодежи

Стратегия

Модели

Социализирующая

Создание воспитывающей среды (воспитательная система, коллектив, самоуправление)






Доминирующие методы воспитания и самовоспитания



Сущностная сфера

Методы воспитания

Методы самовоспитания

Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение











Основная литература:

  • Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2001.

  • Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003.

  • Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

  • Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - М., 1998.


Дополнительная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - С. 238.

  2. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М., 2008.


Практическое занятие №6

Тема: Методы педагогических исследований

План:

  1. Сущность метода педагогического исследования.

  2. Теоретические методы исследования.

  3. Эмпирические методы исследования.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем сущность метода педагогического исследования?

  2. Какова классификация методов педагогических исследований?

  3. Какие методы относятся к теоретическим?

  4. Какие методы мы называем эмпирическими?

  5. В чем сущность педагогического эксперимента?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Перечислите теоретические методы исследования, раскройте сущность каждого из них.

  2. Назовите эмпирические методы исследования, раскройте их сущность.

  3. Выпишите из учебника М.И. Рожкова виды педагогического эксперимента.

  4. Разработайте анкету, которую можно использовать для выявления: 1)отношения молодежи к учебной деятельности; 2)жизненных целей молодежи.


Основная литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2001.

  2. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003.

  3. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

  4. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - М., 1998.

  5. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М., 2008.


Дополнительная литература:

  1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - М., 1995.

  2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. - М., 2004.



Практическое занятие №7

Тема: Теоретические основы социально-педагогической деятельности

План:

  • Социально-педагогическая деятельность: понятие. сущность.

  • Структура социально-педагогической деятельности.

  • Компоненты социально-педагогической деятельности.

  • Функции социально-педагогической деятельности.

  • Принципы социально-педагогической деятельности организатора работы с молодежью, их условия и правила.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что такое социально-педагогическая деятельность?

  2. Кто реализует роль субъекта социально-педагогической деятельности с молодежью?

  3. Каково содержание этой деятельности?

  4. Каковы компоненты социально-педагогической деятельности с молодежью?

  5. На основе чего выделяются принципы социально-педагогической деятельности с молодежью?

  6. Как определяется каждый из принципов и какую смысловую нагрузку он несет в работе с молодежью?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение основным понятиям темы: социально-педагогическая деятельность; социально-педагогическое сопровождение; педагогическая поддержка; социально-педагогическая помощь; принципы социально-педагогической деятельности.

  2. Нарисуйте схему, объединяющую компоненты, целевые и инструментальные функции социально-педагогической деятельности.

  3. Приведите примеры реализации принципов социально-педагогической деятельности организатора работы с молодежью.


Основная литература:

  1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2005.

  2. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. – М.. 2001.

  3. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М., 2008.


Дополнительная литература:

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

  2. Социальная педагогика /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

  3. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.


Практическое занятие №8

Тема: Социально-педагогическое сопровождение молодежи

План:

  • Социально-педагогическое сопровождение событий в жизни молодежи.

  • Организация работы со старшеклассниками.

  • Социально-педагогическое сопровождение учащихся профессиональных учебных заведений.

  • Социально-педагогическое сопровождение молодых участников производственно-экономической деятельности.

  • Социально-педагогическое сопровождение молодых военнослужащих.

  • Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы функции социально-педагогического сопровождения?

  2. В чем смысл социально-педагогического спровождения событий?

  3. В чем особенности организации работы со старшеклассниками?

  4. Каковы направления молодежной работы со старшеклассниками?

  5. Какова специфика работы организатора работы с молодежью с учащимися и студентами профессиональных учебных заведений?

  6. В чем особенности социально-педагогического спровождения участников производства и молодых военнослужащих?

  7. Какую помощь организатор работы с молодежью может оказать молодой семье?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Определите алгоритм действий субъекта социально-педагогического сопровождения.

  2. Дайте характеристику компонентам социально-педагогического сопровождения.

  3. Подготовьте доклад на тему: «Специфика социально-педагогического сопровождения старшеклассников (учащихся ПТУ, студентов, молодых рабочих, военных, молодой семьи — на выбор).

Основная литература:

  1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2005.

  2. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М., 2008.


Дополнительная литература:

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000.

  2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991.

  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

  4. Социальная педагогика /Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.



Практическое занятие №9

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница