Методические рекомендации по изучению дисциплины «Школьный музыкальный театр»



Скачать 86.99 Kb.
Дата26.06.2016
Размер86.99 Kb.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «Школьный музыкальный театр»

по направлению подготовки специалиста заочной формы обучения

071401.65 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель курса «Школьный музыкальный театр» - раскрыть необходимые условия и возможности творческого развития учащихся в процессе занятий в школьном музыкальном театре.

Задачи курса:

- раскрыть психологию актерского мастерства и специфику его формирования у учащихся;

- показать содержание, формы и методы работы школьного театра и театральной студии, принципы организации студийного творческого процесса;

- воспитывать навыки режиссуры и педагогического мастерства.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины (должны знать, должны уметь):

Знать:


  • содержание театральных постановок для детей, подростков и юношества;

  • специфические особенности режиссуры в школьном театре;

  • технологии, применяемые в актёрской деятельности;

  • возрастную и педагогическую психологию;

  • музыкальный репертуар для школьного театра.

Уметь:

создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки;

владеть технологиями, применяемыми в актерской деятельности;

обладать методами режиссерского анализа произведений драматургии, музыки, изобразительного искусства;

обладать развитым чувством темпо- ритма и музыкальным слухом, законами композиции;

обладать педагогическими и организаторскими способностями.


Содержание разделов дисциплины (модуля)/

Введение

Курс «Школьный музыкальный театр» в системе подготовки специалиста в области любительского театрального творчества. Связь курса с другими дисциплинами, предмет и задачи курса.


Тема 1. Школьный театр в системе образования

Школьный театр, его значение на разных вехах становления и развития Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н.Н. Бахтин и др. о значении театрального искусства, творческой деятельности и школьных театров.

Воспитательная роль театрального искусства.

Школьный музыкальный театр как форма культурно-досуговой деятельности школьников, его место в системе дополнительного образования школьников. Организация и деятельность школьных музыкальных театров.




Тема 2. История становления и развития школьного театра

Гимназические театры XIX века. Возникновение любительских театров при гражданских и военных средних учебных заведениях. Драматические кружки в военных гимназиях. Спектакли гражданских гимназий. Любительские театры как школа будущих актеров. Репертуар гимназических театров, спектакли и гастроли.

Детский театр в России начала ХХ века. Опыт свободного воспитания Себастьяна Фора. Ритмопластика и театральные постановки как основа детского театра.

Детские просветительские общества и трудовые колонии. Общество «Сеглемент» и колония «Бодрая жизнь». Роль С.Т. Шацкого в организации общества и колонии, импровизационный театр как одно из направления воспитания детей.

Театры московских гимназий. Исторические спектакли, вертепные драмы, комедии, русские пьесы на сцене гимназий.

Развитие художественной и театральной в первые годы советской власти. Программа широкого использования театрального искусства в системе эстетического воспитания детей.

Школьный театр 20-х годов. Многообразием форм школьного театра (массовые театральные представления, игровые спектакли, «живые газеты» на злободневные политические темы).

Значительный идейно-художественный рост школьного театра 30-40 –х годов. Дальнейшее развитие педагогической теории и практики, расширение сети внешкольных учреждений и методических центров по вопросам художественного воспитания.

40-50-е годы: отражение определенной тенденции в практике ряда внешкольных учреждений. Школьный театр послевоенного времени. Необходимость педагогического руководства театральной самодеятельностью.

Практика школьного театра в 50-60-е годы. Утверждение педагогических принципов школьного театра как необходимость подчинения всех сторон его работы общим задачам и целям эстетического воспитания. Требование доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в освоении драматургического материала. Тенденция к определению места театрального искусства в школе, потребность школы в развитии детского театрального творчества в сочетании с театральным образованием.

Формирование этапов начального театрального образования в школе в 80-90-е годы. Театр как общеобразовательная система, фактор развития «базовых качеств личности». Ориентация на детское театральное творчество.

Перспективы и проблемы современного школьного театра.



Тема 3. Музыкальный театр для детей Н. Сац

Потребность в детском музыкальном театре как насущная проблема начала ХХ века. Создание детского музыкального театра Н.Сац. Первые музыкальные постановки. Проблемы и надежды первого музыкального театра России.

Увлечение музыкальным творчеством для детей в 30-е годы ХХ века. Привлечение к сотрудничеству в музыкальном театре талантливых молодых актеров, музыкантов, композиторов. Создание Центрального детского театра.

Репертуар, постановки музыкального театра в 40-е годы. Театр в годы Великой Отечественной войны.

Открытие музыкальных театров для детей в республиках и регионах.

Музыкальный театр для детей Н. Сац как уникальное явление в театральном искусстве России.



Тема 4. Школьный театр в художественно-эстетическом образовании

Понятие художественное образование, эстетическое воспитание, эстетическая воспитанность. Критерии эстетической воспитанности. Художественно-эстетические проявления как основы художественного воспитания детей.

Концепции и теории эстетического развития и воспитания.

Использование эстетической информации в художественно-воспитательном процессе. Эстетическая деятельность как основа театрального обучения.

Содержание художественно-эстетического образования. Программы по театру для общеобразовательной школы. Обучение театральному искусству.

Сценические, художественные, психолого-педагогические аспекты театрального воспитания и обучения.


Тема 5. Методика организации учебно-воспитательной работы в школьном музыкальном театре.

Организация школьной театральной деятельности. Роль педагога.

Работа руководителя музыкального театра по овладению элементами актерского мастерства.

Творческое освоение и применение принципов современного театрального искусства в школьном музыкальном театре. Постановка музыкальных спектаклей. Виды учебной деятельности в любительском театральном коллективе. Театральные уроки в школе. Игровая педагогика.

Детская театральная самодеятельность. Использование возможностей театрального искусства для развития личности школьника.

Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма

самостоятельной работы



Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы


1.

История становления и развития школьного

театра


20

Работа с литературой

Обсуждение материала на семинарском занятии

2.

Музыкальный театр для детей Н.Сац

20

Прочитать одну из книг - воспоминаний Н. Сац,

написать аннотацию



Обсуждение книг

3.

Школьный театр в художественно-эстетическом образовании

20

Сделать сравнительный анализ программ по театру для школы

Защита программы

4.

Методика организации учебно-воспитательной работы в школьном музыкальном театре

30

Подготовить музыкально-театральную постановку

Просмотр постановок




Итого

90









Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

Основная:


  1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа.- М, 1958.

  2. Барженев М., Михайлова А. Современные дети в мире театра // Искусство и образование, 1998. - №4. - С.74-80.

  3. Берковский Н.Я. Литература и театр. — М.: Искусство, 1969.

  4. Беспалов В.И. Школьный драматический кружок. - М, 1955.

  5. Богемская К. Историческое прошлое и сегодняшний день примитива: Примитив в искусстве. Грани проблемы. - М.; 1992.

  6. Викторов В.И. Наталия Сац и Детский музыкальный театр. - М., 1993.

  7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

  8. Генералова И. А. Мастерская чувств. Методическое пособие. - М., 2000.

  9. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 1952.

  10. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л.-М., 1987.

  11. Зотов Р.М., Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. - М., 1976.

  12. Кудина Т. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Как развить художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

  13. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. – М, 1999.

  14. Сац Н.И. Дети приходят в театр. - М., 1969.

  15. Сац Н.И. Музыка-театр-дети. - М., 1977.

  16. Сац Н.И. На путях к прекрасному.- М., 1986.

  17. Сац Н.И. Жизнь - явление полосатое. - М., 1991.



Дополнительная:

  1. Лурье А. Детский рай. Воспоминания о серебряном веке. - М., 1993.

  2. Любинский И.Л. Театр и дети. - М., 1962.

  3. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. - М., 1984.

  4. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности // Искусство и образование, 2001. - №1. - С23-27.

  5. Розанова. И «Театр в школе». - М, Изд-во АПН РСФСР, 1958.

  6. Рубина Ю.И,, Завадская Т.Ф., Шевелев И.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. - М.,1974.


система, используемая для оценивания знаний студентов по дисциплине

«Зачёт»:


Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном формированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким к максимальному.

Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

Теоретическое содержание дициплины освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки

«Незачёт».

Теоретическое содержание курса освоено частично, некоторые практические навыки работы не сформированы, многие предусмотренные программой обучения учебные задания не выполнены, либо качество выполнения некоторых из них оценено числом баллов, близким к минимальному.



Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения: учебных заданий не выполнено либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница