Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа»



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социальная работа»

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению подготовки бакалавриата

040400.62 — Социальная работа

Автор: Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры «социальных наук»

Цели освоения дисциплины «Социальная работа» - формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики, как области познания и практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и обеспечение социальных изменений в обществе.

Основные задачи курса «Социальная работа»:

  • получение представлений о главных теоретических и аксиологических парадигмах социальной работы, о существующих подходах к теории и практике современной социальной работы в отечественном и зарубежном опыте;

  • формирование представлений об актуальных направлениях и формах социальной работы с различными категориями населения;

  • овладение студентами знаниями и умениями в области основ социальной работы как необходимой базы для получения полноценного образования в ВУЗе;

  • формирование понятийного аппарата и расширение социокультурного тезауруса студентов;

  • формирование аксиологического мышления и гуманистических взглядов на вопросы социальной помощи, обеспечения и защиты;

  • формирование устойчивой мотивации к избранной профессии, развитие потребности в профессиональном самообразовании;

Курс «Социальная работа» является одним из ведущих в профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе, поскольку приобщает студента к знаниям, необходимым для его дальнейшего обучения. Этим определяется место и роль курса в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения материалов курса студенты должны знать:



  • систему понятий теории социальной работы;

  • различные теоретические концепции в области социальной работы;

  • основные этапы и закономерности развития социальной работы в России и за рубежом;

  • взаимосвязь общественного развития и эволюции парадигм социальной помощи;

  • основные направления и уровни социальной работы;

  • формы и методы социальной работы с различными категориями граждан;

  • основы государственной политики в области социальной защиты различных категорий граждан;

  • теоретические и практические затруднения, возникающие в деятельности социального работника;

  • проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке.

В результате изучения материалов курса студенты должны уметь:

  • применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия социального развития общественных отношений.

  • понимать и объяснять особенности социальной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения, варианты ее развития в будущем;

  • анализировать и влиять на взаимодействие различных социальных институтов с другими общественными институтами и человеком.

Владеть:

  • различными формами и методами социальной работы в практической деятельности с различными категориями граждан;

  • навыками работы с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка докладов, рефератов и пр.).


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего ауд./в

интеракт. форме

ЛК

ПР/ СМ

Часов на сам. работу




Раздел 1. Методологические основы социальной работы

17

7

10

34

1.

Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность

2

1

1

3

2.

Сущность, цели, структура социальной работы

2

1

1

3

3.

Социальная политика и социальная работа

1/1




1

3

4.

Общественные объединения и благотворительные организации в системе социальной защиты населения

1




1

5

5.

Социальная работа в системе социального обслуживания населения

2/1

1

1

5

6.

Социальный работник как субъект помощи

2

1

1

3

7.

Профессиональное взаимодействие социального работника и индивида, имеющего проблему

1

1




3

8.

Клиент как объект познания социального работника

1




1

3

9.

Методы социальной работы

2

1

1

3

10.

Технология социальной работы

3

1

2

3




Раздел 2. Основные направления социальной работы

17

5

12

29

11.

Социальная работа с женщинами.

2




2

4

12.

Семья как объект социальной работы

3/1

1

2

4

13.

Социальная работа с молодёжью

2/1

1

1

3

14.

Особенности социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми

2/2




2

3

15.

Социальная работа с инвалидами

1/2




1

3

16.

Социальное измерение проблемы занятости населения

1




1

3

17.

Миграция и проблемы социальной работы

2

1

1

3

18.

Социальная работа в пенитенциарной системе

2

1

1

3

19.

Социальная работа с лицами БОМЖ

2

1

1

3




Раздел 3. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы

4

2

2

7

20.

Проблемы эффективности социальной работы

2

1

1

3

21.

Проблемы и ориентиры развития социальной работы

2

1

1

4




Итого:

38

14

24

70



Содержание практических занятий
Практическая работа № 1.

Тема: Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность

План

  1. Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества.

  2. Социальная работа как профессиональный вид деятельности, как наука, как учебная дисциплина.

  3. Оформление отечественной теории социальной работы.

  4. Основные подходы к оказанию социальной помощи в Европе и Америке.

Вопросы для обсуждения

  1. В чем специфика социального развития России и как она повлияла на становление социальной науки и практики?

  2. Как шел процесс становления социальной работы?

  3. Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в России?

  4. Каковы основные идеи организации государственной системы общественного призрения и в чем ее историческое значение?

  5. Охарактеризуйте основные модели социальной поддержки в мире. В чем преимущества и недостатки каждой из них?

Задания для студентов

  1. Прочитать заданную тему в источниках № 1,3.

  2. Законспектировать статью Филонова Г.Н., Яркиной Т.Ф. (2).

Основная литература

  1. Павленок П. Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // СОЦИС. – 2000. - № 9. – С. 119 – 122.

  2. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов н /Д, 2000.

  3. Теория социальной работы /Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.

  4. Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России // Педагогика. – 1993. - № 6.

  5. Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы. - М., 1997.- С. 29 – 84.

Дополнительная литература

  1. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2001.

  2. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е. И. Холостовой, М., 2001.

  3. Фирсов М. В. История социальной работы в России. - М., 2001.


Практическая работа № 2.

Тема: Сущность, цели, структура социальной работы

План

  1. Сущность и содержание социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи.

  2. Цели и задачи социальной работы.

  3. Объекты социальной работы.

  4. Субъекты социальной работы.

  5. Функции социальной работы.

  6. Уровни социальной работы.

Вопросы для обсуждения

  1. Чем на ваш взгляд отличаются понятия социальное обслуживание, социальная защита, социальное обеспечение, социальная работа?

  2. Почему в практике социальной работы рекомендуется использовать термин «клиент» для обозначения объекта социальной работы, а не пациент?

  3. Каков предмет социальной работы?

  4. Какова взаимосвязь объектов и субъектов социальной работы?

Задание для студентов

  1. Выписать в словарь специалиста по социальной работе следующие понятия: социальное обслуживание, социальная защита, социальное обеспечение, социальная помощь. Проанализировать и сравнить их (4).

  2. Выписать основные экономические, социальные, культурные права человека, пользуясь источником №1.

  3. Сопоставьте функции: а) социального работника и психолога; б) социального работника и педагога; в) социального работника и врача; г) социального работника и юриста; д) социального работника и социального педагога.

  4. Подготовить краткие выписки из статьи Шанина Т.


Основная литература

  1. Декларация прав человека.

  2. Мицкевич Н.И. Образовательная функция социальной работы // Социально-педагогическая работа. – 2001. - № 5. – С. 13 – 20.

  3. Основы социальной работы. / Отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2001.

  4. Словарь – справочник по социальной работе. /Под ред. Е. И. Холостовой., М., 2001.

  5. Социальная работа./ Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов н /Д, 2000.

  6. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 55-72.


Дополнительная литература

  1. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2003.

  2. Теория социальной работы. /Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.

  3. Социальная работа: теория и практика./ Под ред. Е. И. Холостовой, М., 2001.

Практическая работа № 3.

Тема: Социальная политика и социальная работа

План

  1. Сущность социальной политики.

  2. Принципы социальной политики.

  3. Специфика современного российского государства как основного социального института общества.

  4. Основные направления социальной политики государства.

  5. Взаимодействие социальной работы и социальной политики.

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое социальная политика?

  2. Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики.

  3. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?

  4. Назовите основные направления социальной политики государства.

  5. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики.

  6. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества.

  7. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой?

Задание для студентов

  1. Прочитать тему в указанных источниках.

  2. Прочитать «Закон Москвы (проект) об уполномоченном по правам ребенка», проанализируйте, выскажите свое мнение.

  3. Составить, пользуясь «Конвенцией о правах ребенка», «Семейным кодексом», документ «Права и обязанности ребенка в общеобразовательном учреждении (школе, ДОУ)».

Основная литература

  1. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики./ Под ред. Ш. Рамон. М., 1997.

  2. Зайнышев И. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.

  3. Закон Москвы (проект) об уполномоченном по правам ребенка. //Социальная педагогика. – 2003. - № 2.- С. 121 – 127.

  4. Основы социальной работы./ Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2001.

  5. Холостова Е. И. Социальная политика. М., 2001.

Дополнительная литература

  1. Карелова Г. Уполномоченный по правам ребенка: первые итоги деятельности.// Социальная педагогика. – 2003. - № 2. – С. 3 – 6.

  2. Никитин В. А. Некоторые проблемы взаимосвязи социального образования и социальной политики на пороге XXI века./ Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2003. - С. 48 – 53.

  3. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.,2001. – С.136 – 172.

Практическая работа № 4

Тема: Социальная работа в системе социального обслуживания населения

План

  1. Понятие о системе социального обслуживания населения. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.

  2. Система социального обслуживания: принципы, функции, виды и формы деятельности.

  3. Типология социальных служб.

  4. Классификация социальных услуг.

  5. Социальное обеспечение.

Вопросы для обсуждения

  1. Что понимается под системой социального обслуживания?

  2. Охарактеризуйте социальные институты по работе с детьми и семьями.

  3. Назовите учреждения социального обслуживания клиентов с особыми нуждами. В чем специфика работы с ними?

  4. Какие учреждения по обслуживанию пожилых людей вы знаете?

Задание для студентов

  1. Подготовить ответы на вопросы, используя указанную литературу.

  2. Сделать краткие выписки из статьи Кареловой Г.

  3. Законспектировать статью Келасьева В. Н.

  4. Подготовить доклад по статье Лумана Н.

Основная литература

  1. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.

  2. Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий.// Социологический журнал. – 2000. - № ½.

  3. Карелова Г. Новые формы социального обслуживания прочно входят в жизнь.// Социальная работа. – 2002. - № 3.

  4. Келасьев В. Н. Социальная защита населения и власть.// Журнал социологии и социальной антропологии.// 1999. – Т.2. – выпуск 2.

  5. Основы социальной работы./ Под ред. П. Д. Павленок. М., 2001.

  6. Теория социальной работы./ Под ред. Е. И. ХолостовойМ., 2001.

  7. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.,2001.

Дополнительная литература

  1. Социальная работа с инвалидами. – М., 1996.

  2. Социальная работа с пожилыми людьми. – М., 1995.

  3. Топчий Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.

Практическая работа № 5.

Тема: Клиент как объект познания социального работника

План

  1. Феноменология понятия «клиент».

  2. Психологические подходы к клиенту.

  3. Социолого-ориентированные подходы к клиенту.

  4. Системный подход к личности клиента.

  5. Комплексно-ориентированные модели социальной работы.


Вопросы для обсуждения

  1. Как изменялось понятие «клиент» в процессе развития социальной работы?

  2. В каких случаях эффективно использование психодинамических, экзистенциальных и гуманистических моделей социальной работы?

  3. В чем сущность структурной, функционалистской, марксистской моделей социальной работы?

  4. В чем специфика системного подхода к личности клиента?

  5. Охарактеризуйте ролевой подход в социальной работе.

  6. В чем проявляется различие между психологическими и социальными подходами к личности клиента?


Задания для студентов


  1. Подготовить ответы на вопросы плана.

  2. Подготовить конспект статьи Линде Н. Д.

  3. Подготовить выступления (реферат) на одну из предложенных ниже тем:

  4. Изменение понятие «клиент» в процессе развития социальной работы.

  5. Когнитивная модель и ее использование в практике социальной работы.

  6. Комплексно-ориентированные модели социальной работы.

  7. Психодинамическая модель социальной работы.

  8. Психологические и социальные подходы к личности клиента: сущность и различие.

  9. Ролевой подход к личности социального работника.

  10. Системный подход к личности клиента.

  11. Социально-педагогическая модель социальной работы и ее использование в практике.

  12. Социолого-ориентированные модели социальной работы.

  13. Специфика психологических подходов к личности клиента.

  14. Сущность и значение ролевой теории в практике социальной работы.

  15. Экзистенциальная и гуманистическая модели и их использование в практике социальной работы.

Основная литература

  1. Линде Н. Д. Современные психотерапевтические школы и подготовка психосоциальных работников и практических психологов. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. - № 1. – С. 3 – 9.

  2. Теория социальной работы./ Под ред. Е. И. Холостовой. – М., 2001.

  3. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М, 1997.

  4. Хатчинсон Г.С., Олтедал С. Модели в социальной работе: из разных истоков – к одному полю деятельности. – Архангельск, 1999.

  5. Энциклопедия социальной работы (пер. с англ.). В 3-х тт. – М., 1993.


Дополнительная литература

  1. Основы социально-психологической теории. / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М., 1995.

  2. Сулимова Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.

  3. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница