Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социально-педагогическая работа с семьей»



страница1/2
Дата27.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социально-педагогическая работа с семьей»

для студентов специальности 040101 «Социальная работа»

Автор:

    1. Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры «Социальных наук».


Цель освоения дисциплины «Социально-педагогическая работа с семьей»:

- ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих приемную семью, ее проблемы, государственную социальную политику в отношении детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, практику социальной работы с приемными родителями и семьей.



Основные задачи курса «Социально-педагогическая работа с семьей»:

  • углубить и систематизировать знания студентов о семейных формах устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения;

  • обучить современным социально-педагогическим технологиям сопровождения приемной семьи на каждом этапе ее организации и в целом.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями:

- зарубежного опыта работы в организации и сопровождении различных видов приемных семьей;

- о механизмах реализации государственной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения; об основных направлениях социального и других видов обслуживания приемных семей;

- о методологических основах сопровождения приемной семьи; о принципах подбора и подготовки приемных родителей; о социально-педагогических проблемах приемной семьи и системе ее социальной защиты;

- оптимальных условий благоприятных взаимоотношений биологических родителей и детей в условии проживания последних в приемных семьях;

- принципов успешного воспитания детей в приемных семьях.

В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями:

- работать с нормативно-правовыми документами по оформлению договоров между органами опеки и попечительства и замещающими семьями;

- вести предварительную работу по отбору кандидатов в приемные родители;

- грамотно вести социально-педагогическое сопровождение приемных семей, используя соответствующие формы и способы оказания помощи всем членам семьи на различных этапах ее организации.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


№№

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Всего аудитор.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1.

Раздел 1.Приемная семья как социальный институт защиты сиротства

16

10

6

0

24

2.

Тема 1. Социальный статус приемной семьи, ее типология

4

2

2

0

8

3.

Тема 2. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи

6

4

2

0

8

4.

Тема 3. Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

6

4

2

0

8

5.

Раздел 2. Основные направления и технологии социально-педагогической работы с приемной семьей

24

16

8

0

36

6.

Тема 4. Опыт по созданию приемных

семей в Российской Федерации (Мурманской

области)


4

2

2

0

12

7.

Тема 5. Формы поиска и

подготовки приемных родителей



6

2

4

0

12

8.

Тема 6. Технологии

социально-педагогической работы

с приемной семьей (по программе «PRIDE»)


14

12

2

0

12

9.

Всего: 100 час.

40

26

14

0

60

Содержание практических занятий
Тема 1. Социальный статус приемной семьи, ее типология

План

1. Понятие «приемная семья», виды приемных семей, краткая характеристика.

2. Основные функции приемной семьи как социального института.

3. Становление системы призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России.

4. Типы современного устройства детей в приемные семьи, их характеристика.

5. Место и значение курса по выбору «Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей» в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.



Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение содержанию понятия «приемная семья».

2. Расскажите о становлении и развитии системы детского призрения в России.

3. Охарактеризуйте основные типы современных приемных семей, их функции.

4. В чем заключаются основные функции специалистов по социальной работе по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Из предложенной литературы выпишите основные формы развития общественных и государственных форм защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России, оформите в таблицу «История развития системы призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России»:




Период

Формы общественного призрения

Формы государственного призрения










2. Выпишите в «Социально-педагогический словарь» из основных федеральных законодательных актов определение понятия «приемная семья».

3. Прочитайте и законспектируйте статью Дементьевой И.Ф. «Приемная семья – новая модель защиты детства в России». Изложите свое мнение.

4. Прочитайте и составьте аннотацию на книгу Дементьевой И.Ф., Олиференко Л.Я. «Приемная семья – институт защиты детства».

5. Выпишите формы содержания и воспитания детей в приемной семье (из книги Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. «Методика работы с детьми группы риска», стр. 77).

Основная литература

1. Конституция РФ. - М., 1993.

2. Семейный кодекс РФ. - М., 1995.

3. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей //Вестник образования. – 2001. - № 16. – С. 3-5.

4. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.

5. Государственная семейная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей /Под общ. ред. М.В. Гордеевой, В.В. Терехиной. – М., 1999.

6. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства.- М., 2000.

7. Дементьева И.Ф. «Приемная семья – новая модель защиты детства в России» //Воспитание школьников. – 1996. – № 5. – С. 5-7.

8. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. – М.,1999.

Дополнительная литература

1. Дашковская О. «В поисках семьи» //Первое сентября. – 2003. - № 6.- С. 1.

2. Дементьева И., Шульга Т. «Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке //Социальная педагогика. – 2003. – № 3. – С. 69-72.

3. Дармодехин С.В. «Неотложные меры развития государственной семейной политики» //Социальная педагогика. – 2004. - № 2. – С. 3-9.

4. Ерошова А. «Зачем американцы увозят наших детей» //Комсомольская Правда. – 12 августа. – 2004. – С. 12-13.
Тема 2. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи

План

1. Положение о приемной семье в международном законодательстве.

2. Положение о приемной семье в отечественном законодательстве.

3. Программы подготовки приемных родителей в России и за рубежом, их характеристика.

4. Договор, регулирующий отношения органов опеки и попечительства и приемных родителей.

5. Принципы устройства ребенка в приемную семью.



Вопросы для обсуждения

1. Расскажите о международном опыте устройства детей, лишенных родительского попечения, в приемные семьи (Финляндия, Швеция, Норвегия, США и др.).

2. Дайте характеристику основным документам, регламентирующим жизнедеятельность приемной семьи в Российской Федерации:

а). Гражданский кодекс Российской Федерации;

б). Семейный кодекс Российской Федерации;

в). Федеральный закон № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.

3. Расскажите об основных целях и задачах Федеральной целевой программы «Дети России».

4. Охарактеризуйте «Программу подготовки приемных родителей» (профессиональный минимум).



Задания для самостоятельной работы студентов
1. Изучите международную Конвенцию о правах ребенка (1989), прочитайте раздел «Основное содержание Конвенции» (учебник «Педагогика» /Под ред. П.И. Пидкасистого, стр. 84 – 87).

2. Изучив Международную Конвенцию о правах ребенка ООН (1989), ответьте на вопросы:

1) Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

2) Что значит новая этика отношения к детству, провозглашенная на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей?

3) Какие положения Конвенции обращены к государствам, а какие к педагогам, родителям и другим взрослым?

3. Ознакомьтесь с материалами «Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка и реализация ее положений в законодательстве Российской Федерации» (Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. Стр.5 - 15). Ответьте на вопросы:

1) В каких документах Российской Федерации отражены идеи Конвенции о правах ребенка?

2) В чем, на ваш взгляд, выразилось влияние международно-правовых документов на формирование идеологии и практики современной государственной политики в отношении детей-сирот?

4. Когда был принят Семейный кодекс Российской Федерации? Какие дополнения, соответствующие международному праву, внесены в него?

5) Расскажите о законодательных актах и федеральных целевых программах, направленных на создание условий для семейного устройства детей-сирот.

6. Ознакомьтесь с региональными информационно-аналитическими материалами «О положении детей в Мурманской области в 2006 году»:

1). Расскажите о законодательных актах и региональных целевых программах, направленных на реализацию задачи семейного устройства детей-сирот.

2) Подготовьте сообщение о негосударственных, общественных, благотворительных организациях, действующих в Мурманской области и заботящихся о социальной защите детей-сирот.

7. Изучите региональную целевую программу «Дети Кольского Заполярья» на 2007- 2010 годы. Подготовьте сообщение о программе «Дети-сироты».



Основная литература

1. 1. Конвенция ООН «О правах ребенка» //Ведомости СССР. - 1990. - № 45.

2. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. – М.,2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 1994.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 2004.

5. Федеральный Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996.

6. Постановление Российской Федерации «Об утверждении положения о приемной семье» № 829 от 17.07.1996.

7. Письмо Министерства Образования Российской Федерации и Российского детского фонда от 16.11.1994.- № 127 «Об оказании помощи детским домам семейного типа территориальными органами управления образованием» //Вестник образования. – 1995. - № 1. – С. 74-75.

8. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). – М., 1999.

9. Закон Мурманской области «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» № 126 от 10.01.1999.

10. Постановление Правительства Мурманской области «О материальной помощи приемным родителям в 2004 году» № 114 от 22. 04. 2004.

11. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. – Ростов – на - Дону, 2005.


Дополнительная литература

1. Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать /Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. – М., 1995.

2. Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот /Под ред. Е.А. Стребневой. – М., 1998.

3. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.

4. Государственная семейная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей /Под общ. ред. М.В. Гордеевой, В.В. Терехиной. – М., 1999.

5. Дармодехин С.В. «Неотложные меры развития государственной семейной политики» //Социальная педагогика. – 2004. - № 2. – С. 3-9.

6. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. - М., 2004.

7. Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей /Сборник универсальных и региональных международных документов. – М., 1997.

8. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. Стр. 84 – 90.
Тема 3. Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

План

1. Международный опыт устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи.

2. Фостеровские семьи (США), их характеристика.

3. «Киндердорф» (Австрия, Г. Гмайнер) как форма устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.

4. Опыт работы «Барибюн Ско» (Норвегия) по устройству детей из детских домов в приемные семьи.

5. Патронатные семьи в зарубежной практике, их функции по воспитанию детей.



Вопросы для обсуждения

1. Расскажите о международной модели устройства детей, лишенных родительского попечения «Киндердорф» (Австрия, Г. Гмайнер).

2. Охарактеризуйте модель «Фостеровские семьи» (США).

3. В чем заключаются особенности патронатного семейного воспитания?

4. Каковы отличия приемной и патронатной семей?

5. Расскажите о зарубежном опыте внедрения моделей семейного устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи.

6. Расскажите об отечественном опыте внедрения моделей семейного устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи.
Задания для самостоятельной работы студентов

1. На основе регионального материала (Детская Деревня г. Кандалакша) подготовьте компьютерную презентацию: «Киндердорф – социально-педагогическая система Г. Гмайнера».

2. Подготовьте аннотацию на книгу Вигдис Бункхолдт «Работа приемных семей» (Норвегия).

3. Прочитайте раздел 7.4. «Вопросы для проверки приемных семей» (кн. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. Стр. 80-81. Подготовьте дополнительные вопросы, которые Вы хотели бы задать кандидатам в приемные родители.


Основная литература

1. Брускова Е. Семья без родителей: социально-педагогическая система Германа Гмайнера. – М., 1993.

2. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства. - М., 2000.

3. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. «Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России» //Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С.79-90.

4. Пасцор Е.М., Полоуи М., Лейтон М.И., Конте Р.П. Основная задача. Фостеровское движение в 90-м году. – Вашингтон, 1992.

5. Чечет В. «Альтернатива социальному сиротству» //Народное образование. – 2001. - № 9. – С. 105-108.

6. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. – М.,1999.

Дополнительная литература

1. Гельмут Фигдор. Психоаналитическая педагогика. – М., 2000.

2. Дементьева И.Ф. «Приемная семья – новая модель защиты детства в России» // Воспитание школьников. – 1996. – № 5. – С. 5-7.

3. Ерошова А. «Зачем американцы увозят наших детей» //Комсомольская Правда. – 12 августа. – 2004. – С. 12-13.

4. Осколкова О.Б. «Государственная семейная политика в странах Европейского Союза». Краткий справочник РАН. – М., 1995.

5. Хеннинг Рюе. Когда ты и я вместе. – СПб., 1999.

6. Щербакова А.М. «Всегда ли семья – панацея от сиротских бед» //Детский дом. – 2004. - № 2. – С. 9-12.
Тема 4. Опыт по созданию приемных семей в Российской Федерации

(Мурманской области)



План

1. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) в Российской Федерации: Иванова Н.П., Бобылева И.А., Рыбинский Е.М. (1999).

2. Региональный опыт создания приемных семей в России (Коми, Самарская область, Калужская область, Красноярский край и другие районы Российской Федерации).

3. Комплексная программа «Дети Кольского Заполярья», включающая региональную целевую программу «Дети-сироты»: цели, задачи, основные направления работы.

4. Нормативно-правовые основы финансовой и материальной поддержки приемных семей Мурманской области («О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» (1999); Постановление Правительства Мурманской области от 22 апреля 2004 года № 114-ПП/4 «О материальной помощи приемным родителям в 2004 году»).

5. Реализация Программа «Прайд» (США) - образовательной программы для приемных родителей и усыновителей в Мурманской области.


Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте программу подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) в Российской Федерации.

2. Охарактеризуйте программу для приемных родителей и усыновителей «Прайд» – возможности родителей для получения информации, развития и образования.

3. Какая, из двух представленных программ подготовки приемных родителей, на Ваш взгляд, наиболее отвечает задачам по созданию и организации замещающих семей.

4. Расскажите о региональном опыте организации и создания приемных семей в Российской Федерации.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Проанализируйте «Программу подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) в Российской Федерации».

2. Проанализируйте Программу «Прайд» (США) - образовательной программы для приемных родителей и усыновителей.

3. Подготовьте компьютерную презентацию регионального опыта создания

приемных семей в России (на выбор) и расскажите о нем.
Основная литература

1. Закон Мурманской области «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» № 126 от 10.01.1999.

2. Постановление Правительства Мурманской области «О материальной помощи приемным родителям в 2004 году» № 114 от 22.04.2004.

3. Региональная комплексная программа «Дети Кольского Заполярья».

4. Письмо Министерства Образования Российской Федерации и Российского детского фонда от 16.11.1994.- № 127 «Об оказании помощи детским домам семейного типа территориальными органами управления образованием» //Вестник образования. – 1995. - № 1. – С. 74-75.

5. Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум). – М., 1999.

6. Информационно-аналитические материалы «О положении детей Мурманской области, 2006 год». - Мурманск, 2007.

7. Концепция и методические материалы проекта «Приемные семьи» в Мурманской области. – Мурманск, 2002.

8. «Прайд» – возможности родителей для получения информации, развития и образования (Программа для приемных родителей и усыновителей). – Мурманск, 2005.

9. Быковская Л.И. Опыт реализации пилотной программы по оказанию адресной помощи семьям в Республике Коми //Семья в России. – 1998. № 3-4.


Дополнительная литература

1. Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать / Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. – М., 1995.

2. Государственная семейная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детей / Под общ. ред. М.В. Гордеевой, В.В. Терехиной. – М., 1999.

3. Дармодехин С.В. «Неотложные меры развития государственной семейной политики» //Социальная педагогика. – 2004. - № 2. – С. 3-9.

4. Дашковская О. «В поисках семьи» //Первое сентября. – 2003. - № 6.- С. 1.

5. Дементьева И., Шульга Т. «Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. – 2003. – № 3. – С. 69-72.

6. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства.- М., 2000.

7. Дементьева И.Ф. «Приемная семья – новая модель защиты детства в России» // Воспитание школьников. – 1996. – № 5. – С. 5-7.


Тема 5. Формы поиска и подготовки приемных родителей

План

1. Требования к кандидатам в приемные родители.

2. Формы работы по поиску и подготовки приемных родителей (рекламные объявления, информационные вечера, тематические вечера, специализированные занятия и др.).

3. Подбор приемных семей. Процедура отбора приемных родителей.

4. Показания и противопоказания помещения ребенка в приемную семью (причины помещения ребенка в приемную семью; причины отказа помещения ребенка в приемную семью).
Вопросы для обсуждения

1. Какие требования к кандидатам в приемные родители установлены в российском законодательстве?

2. Чем отличаются требования к кандидатам в приемные родители, установленные в российском законодательстве, от международных требований?

3. Охарактеризуйте формы работы по поиску и подготовки приемных родителей, предлагаемые в отечественной литературе.

4. Каким образом, на Ваш, взгляд, должна осуществляться подготовка приемных родителей?

5. Расскажите о причинах отказа помещения ребенка в приемную семью.


Задания для самостоятельной работы студентов

1. Выпишите из Семейного кодекса Российской Федерации (1995), Постановления Российской Федерации «Об утверждении положения о приемной семье» (1996) причины отказа потенциальным кандидатам в приемные родители в создании приемной семьи.

2. Выпишите требования к кандидатам в приемные родители из книги «Дети социального риска и их воспитание» /Под ред. Л.М. Шипицыной, стр. 91 – 97.

3. Прочитайте разделы 7.1. – 7.4. (Методика работы с детьми группы риска Шульга Т.И. и др.), ответьте на вопросы плана 2, 3, 4.


Основная литература

1. Конвенция о правах ребенка. – 1989.

2. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. – М.,2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 1994.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 2004.

5. Постановление Российской Федерации «Об утверждении положения о приемной семье» № 829 от 17.07.1996.

6. Дети социального риска и их воспитание /Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2003.

7. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска. – М.,1999.



Дополнительная литература

1. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. - М., 1993.

2. Иванова Н.П. «Патронатное воспитание как новая технология устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью» //Детский дом. - 2003. - № 4. - С. 6-8.

3. Иные родители, иная семья: Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2001.


Тема 6. Технологии социально-педагогической работы с приемной семьей

(по программе «PRIDE»)



План

1. История программы «PRIDE» (США). Реализация программы «Возможности родителей для получения информации, развития и образования» в Мурманской области.

2. Подготовка кандидатов в приемные родители к помещению ребенка в семью. Обучение кандидатов в приемные родители по программе «PRIDE»: модель для создания и поддержания приемной семьи и усыновления.

3. Краткая характеристика содержания программы (Семинары: 1). «Введение в программу «PRIDE»; 2). «На пути к эффективной командной работе»; 3). «Удовлетворение потребности в развитии: привязанность»; 4). «Удовлетворение потребности в развитии: потери»; 5). «Укрепление семейных отношений»; 6). «Удовлетворение потребности в развитии: дисциплина»; 7). «Продолжительные семейные отношения»; 8). «Планирование изменений»; 9). «Результат программы «PRIDE»: принятие мотивированного решения»).


Вопросы для обсуждения

1. Расскажите об истории создания программы «PRIDE» (США).

2. Что Вам известно о семейных формах устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в Мурманской области?

3. Как осуществляется реализация программы «PRIDE» (США) в Мурманской области?

4. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 1 «Введение в программу «PRIDE».

5. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 2 «На пути к эффективной командной работе».

6. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 3 «Удовлетворение потребности в развитии: привязанность».

7. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 4 «Удовлетворение потребности в развитии: потери».

8. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 5 «Укрепление семейных отношений».

9. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 6 «Удовлетворение потребности в развитии: дисциплина».

10. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 7 «Продолжительные семейные отношения».

11. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 8 «Планирование изменений».

12. Охарактеризуйте цели и задачи Семинара 9 «Результат программы «PRIDE»: принятие мотивированного решения».

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница