Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»



Скачать 176.35 Kb.
Дата01.05.2016
Размер176.35 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социология журналистики»

для студентов специальности 030601.65 - Журналистика со специальностью «реклама»


Автор: Шарова Е.Н., ассистент кафедры «Социальных наук».

Ковтун Ю.Е., ассистент кафедры «Социальных наук».



Цель освоения дисциплины Социология журналистики - достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении с базовыми представлениями студентов об обществе, о социальных процессах и личности, полученными из дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Основные задачи курса "Социология журналистики":

  1. Определить место и роль журналистики и журналистов в социальной действительности, их значение во взаимодействии социальных групп, институтов, организаций общества и индивидов.

  2. Обосновать восприятие журналистской продукции как важнейшего источника познания общественной жизни.

  3. Сформировать представление о социологической культуре журналиста.

  4. Обогатить методический инструментарий журналиста адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.

Курс «Социология журналистики» связан, с одной стороны, с дисциплинами социально-гуманитарного профиля, в которых он находит методологическое и теоретическое обоснование, при этом самая тесная связь обнаруживается с курсом социологии, а с другой – с прикладными профессиональными дисциплинами.

В результате изучения курса студенты должны:


  1. знать основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества;

  2. уметь анализировать явления журналистской практики, владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности;

  3. иметь представление о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе;

  4. уметь использовать различные социологические методы в контексте своей профессиональной деятельности.

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с теоретическими положениями, изложенными в лекциях, и занимаются самостоятельным анализом материала и решением практических задач в ходе практических занятий. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов и практических заданий на практических занятиях и по успешности выполнения самостоятельных работ. Итоговая аттестация по курсу завершается экзаменом.

При составлении учебной программы курса были использованы следующие учебно-методические пособия:



  1. Социология журналистики: Учеб. пособие. – Под ред. С.Г.Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Свитич Л.Г. Социология журналистики: Учеб. пособие / Л.Г.Свитич. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.

  3. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  4. Черных А. Социология массовых коммуникаций: Учеб.пособие / А. Черных. – Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

Сам.раб.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии журналистики



Тема 1. Социология журналистики как научная и учебная дисциплина

4

2

2

-

4



Тема 2. Социология журналистики в мировой и отечественной науке

2

2

-

-

4

Раздел 2. Социальное функционирование журналистики



Тема 3. Журналистика в социальной системе общества

2

2

-

-

6



Тема 4. Журналистика и социальный контроль

2

2

-

-

4



Тема 5. Журналистика как профессиональная деятельность


4

2

2

-

6

Раздел 3. Социологическое изучение журналистского процесса



Тема 6. Социологические исследования СМИ


4

4

-

-

4



Тема 7. Аудитория средств массовой информации как объект социологического анализа


4

2

2

-

4



Тема 8. Задачи и методы изучения текстов массовой информации

4

2

2

-

2



Тема 9. Эмпирические исследования общественного мнения

4

2

2

-

4




Всего:

30

20

10

-

38



Содержание практических занятий

Занятие 1.

Тема: Общественное мнение и его значение для журналистской практики



План:

  1. Общественное сознание и общественное мнение: содержание, структура, функции.

  2. Журналистика и общественное мнение.

  3. Общественное мнение и мнение аудитории газеты (телевидения, радио).

  4. Методы изучения общественного мнения в журналистике.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Разграничение понятий «общественное сознание» и «общественное мнение».

  2. Журналистика и общественное мнение: особенности взаимодействия.


Задания для самостоятельной работы:

1. Анализ примера использования социологических методов при изучении общественного мнения в журналистике.



Литература:

  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.

  2. Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.

  3. Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

  4. Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.

  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.


Занятие 2.

Тема: Журналистика как субъект, объект и средство социального контроля

План:

    1. Социальный контроль в системе управления.

    2. СМИ как подсистема социального управления.

    3. Журналистика как институт и средство социального контроля: цели и методы реализации контролирующей функции.

    4. Журналистика в качестве объекта социального контроля.

    5. Социальный контроль со стороны внешней среды и автономность журналистики.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие социального контроля.

  2. Роль СМИ в системе социального управления.

  3. Проблема автономии журналистики.


Задания для самостоятельной работы:

Изучение управленческой функции СМИ с опорой на «живую» реальность (примеры)

Литература:


  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.

  2. Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.

  3. Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

  4. Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.

  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.


Занятие 3.

Тема: Социологическая культура труда журналиста

План:

      1. Социожурналистика как предпосылка и метод высокопрофессиональной деятельности творческого работника СМИ.

      2. Социологический инструментарий и возможности его применения журналистом.

      3. Социологическая информация в журналистском произведении.

      4. Источники социологической информации в труде журналиста и оценка их достоверности и точности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем сущность социологической культуры журналиста?

  2. Возможности и ограничения применения социологического инструментария журналистов в своей профессиональной деятельности


Задания для самостоятельной работы:

Социологические публикации в прессе: анализ

Литература:


  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.

  2. Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.

  3. Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

  4. Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.

  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.


Занятие 4.

Тема: Применение контент-анализа в журналистской практике и исследованиях СМИ

План:

Основная цель занятия – выработка студентом практических навыков изучения больших объемов текстовых документов для получения искомой информации. На занятии составляется программа исследования, проводится формализованный анализ документа, подводятся итоги.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Составление программы исследования

  2. Формализованный анализ текста


Задания для самостоятельной работы:

  1. Формализованный анализ текста

  2. Подведение итогов

Литература:

  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.

  2. Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.

  3. Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

  4. Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.

  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.


Занятие 5.

Тема: Социологический этюд

План:

Студент самостоятельно разрабатывает выбранную им тему, воплощая свой замысел, свои логические и образные представления по проблеме, которая его интересует, в жанре социологического этюда. Подразумевается, что студент может выполнить учебное задание по теме, которой давно занимается и которая его волнует более всего. Выполненные работы зачитываются и обсуждаются на занятиях.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Обсуждение тематики, выбранной студентов для этюда, возможных способов её разработки


Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнение этюда

Литература:


  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.

  2. Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.

  3. Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

  4. Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.

  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.



Рекомендуемая литература.

Основная

  1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.

  2. Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.

  3. Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.

  4. Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.

  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.


Дополнительная

  1. Адорно Т. Может ли публика хотеть?: Пер. с нем. // 40 мнений о телевидении (Зарубежные деятели культуры о телевидении). М., 1978.

  2. Багдикян Б. Монополия средств информации: Пер. с англ. М., 1987.

  3. Болл Т. Власть: Пер. с англ. // Полит. исслед. 1993. № 5.

  4. Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр. М., 2002.

  5. Быстрицкий А.Г., Красильников М.И. Журналисты contra аудитория // Социол. исслед. 1993. № 4.

  6. Воронова О.А. Журналистское произведение – итог и процесс нравственного выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1992. № 6.

  7. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

  8. Горохов В.М. СМИ в системе политических коммуникаций // Концепции современной политологии (Введение). М., 1993.

  9. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.

  10. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.

  11. Гудков Л., Дубин Б. Конец харизматической эпохи: Печать и изменения в системах ценностей общества // Свободная мысль. 1993. № 5.

  12. Демидов А.М. Общественное мнение на пути институализации // Социол. исслед. 1992. № 2.

  13. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

  14. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

  15. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М., 1992.

  16. Засурский И.И. Массмедиа второй республики. М., 1999.

  17. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

  18. Игнатов Н.Г., Мотков С.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 1.

  19. История печати: Антология. Т. 1, 2. М., 2001.

  20. Козлова Н.Н. «Слабое место» социальной реальности // Социол. исслед. 1993. № 2.

  21. Корконосенко С.Г. Журналистика как институт социального контроля // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.

  22. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

  23. Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая половина XX в.). Ростов н/Д, 2000.

  24. Монастырская А.А. Роль социологической службы в работе редакции // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы.

  25. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.

  26. Паренти М. Демократия для немногих: Пер. с англ. М., 1990.

  27. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

  28. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.

  29. Свитич Л.Г. Журналистика 20-х годов (Из истории социологических исследований) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1973. № 6.

  30. Сидоров В.А. Журналист: аналитик, диагност, контролер? // Журналистика и социология’99. Журналистика и социальный контроль/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

  31. Сидоров В.А. Прогноз в журналистике: Учебное пособие. СПб., 2001.

  32. Система средств массовой информации России: Учебное пособие/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.

  33. Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России (XVIII в. – 60-е годы XIX в.): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1986.

  34. Таловое В.П. У истоков социолого-журналистских исследований в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 5.

  35. Токвиль А. де. Демократия в Америке: Пер. с фр. М., 1992.

  36. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

  37. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с фр. М., 1997.

  38. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. М., 1980.


Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Перечень используемых технических средств:

- notebook

Перечень используемых пособий:


  1. Социология журналистики: Учеб. пособие. – Под ред. С.Г.Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Свитич Л.Г. Социология журналистики: Учеб. пособие / Л.Г.Свитич. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.

  3. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  4. Черных А. Социология массовых коммуникаций: Учеб.пособие / А. Черных. – Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008


Примерные зачетные тестовые задания.

Не предусмотрено



Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Журналистика и социология: область взаимодействия.

  2. Предмет, цель, задачи, функции социологии журналистики.

  3. Мыслители XVII–XVIII вв. о свободе печати и роли прессы в обществе.

  4. Пресса в качестве «третьего элемента» во взаимодействии власти и общества (К. Маркс). Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль).

  5. Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В.И. Ленин).

  6. М. Вебер о журналистах и журналистике, социологическом изучении прессы.

  7. Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания и поведения аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, У. Липпманн, Э. Фромм, Г. Малецке).

  8. Роль и значение СМИ в теории социокультурного воздействия массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн).

  9. Анализ телевизионной продукции в социально-философской критике массовой коммуникации и «массовой культуры» Т. Адорно.

  10. Понятие и особенности «массовой культуры»: роль СМИ в ее тиражировании.

  11. Опросы общественного мнения как политическая технология в информационном пространстве телевидения, радио, газет (Я. Бурдье, П. Шампань).

  12. Социальные функции массовой коммуникации и ее исследования в представлениях Г. Лассуэлла.

  13. Теория коммуникативных действий и «восстановление свободной от принуждения массовой коммуникации» в социологии Ю. Хабермаса.

  14. Теория «двухступенчатого потока информации» во взаимодействии прессы и аудитории. «Лидеры мнений» в восприятии журналистской продукции (Я. Лазарсфельд).

  15. Традиции и опыт социологии журналистики в России.

  16. Социальная система и журналист. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как субъекты информационных отношений.

  17. Свобода СМИ и ответственность журналиста.

  18. Журналист в массовой коммуникации: социальная роль и ее творческая реализация.

  19. Социальная система и политическая коммуникация: роль журналистики.

  20. Коммуникативный аспект функционирования власти и природа ее взаимодействия с журналистским корпусом.

  21. Профессиональная деятельность журналистов в органах исполнительной и представительной власти: формы, методы, проблемы.

  22. Информационная политика государства. Понятие информационной безопасности.

  23. Система СМИ России: структура, специфика информационных каналов и их взаимодействие.

  24. Социальный и профессиональный статусы журналиста. Самоидентификация творческого работника СМИ.

  25. Проблема партийности журналиста и ее актуализация в прессе современной России.

  26. Социальные аспекты личности журналиста. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.

  27. Журналистика как институт социального контроля: особенности реализации социального контроля в журналистике.

  28. Культура социологического мышления журналиста как показатель его профессиональной зрелости.

  29. Социологическое и интуитивное познание действительности в труде журналиста. Репрезентативность в журналистике.

  30. Назначение, понятие и структура социожурналистики.

  31. Социальное противоречие и социальная проблема в журналистском анализе. Понятие социального факта в журналистике и социологическом исследовании.

  32. Публикация в прессе результатов социологического исследования: основные требования, принципы и методы подачи.

  33. Аудитория СМИ: цель и методы изучения. Сущность и значение обратной связи.

  34. Общественное мнение и мнение аудитории. Манипуляция общественным мнением в СМИ.

  35. Эффективность журналистской деятельности и ее зависимость от внешних и внутренних факторов функционирования СМИ.

  36. Повышение эффективности журналистской деятельности: методы социологического обеспечения.

  37. Интервью и наблюдение в труде журналиста: методы обеспечения точности и достоверности.

  38. Прессовый (телефонный) опрос в редакционной практике: анкета, обработка результатов, оценка достоверности.

  39. Экспертный опрос в журналистском творчестве: процедура и обработка результатов экспертизы.

  40. Социологический эксперимент в творчестве журналиста.

  41. Публицистический прогноз.

  42. Методика контент-анализа в труде журналиста.


Комплект экзаменационных билетов.

Хранится на кафедре


Примерная тематика рефератов.

  1. Журналистика и социология: область взаимодействия.

  2. Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания и поведения аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, У. Липпманн, Э. Фромм, Г. Малецке).

  3. Роль и значение СМИ в теории социокультурного воздействия массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн).

  4. Понятие и особенности «массовой культуры»: роль СМИ в ее тиражировании.

  5. Опросы общественного мнения как политическая технология в информационном пространстве телевидения, радио, газет (Я. Бурдье, П. Шампань).

  6. Традиции и опыт социологии журналистики в России.

  7. Свобода СМИ и ответственность журналиста.

  8. Социальные аспекты личности журналиста. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.

  9. Культура социологического мышления журналиста как показатель его профессиональной зрелости.

  10. Журналист в массовой коммуникации: социальная роль и ее творческая реализация.

  11. Методика контент-анализа в труде журналиста.

  12. Аудитория СМИ: цель и методы изучения. Сущность и значение обратной связи.

  13. Общественное мнение и мнение аудитории. Манипуляция общественным мнением в СМИ.

  14. Интервью и наблюдение в труде журналиста: методы обеспечения точности и достоверности.

  15. Экспертный опрос в журналистском творчестве: процедура и обработка результатов экспертизы.

  16. Обзор материалов одного из номеров журнала «Социологические исследования». Что здесь важно и полезно для журналистов?

  17. Социальные функции СМИ: предназначение и реальное исполнение (на материалах российской и зарубежной журналистики).

  18. Различия в социологическом интервьюировании и журналистском интервью.

  19. Социальный состав героев (собеседников) в газетно-журнальных публикациях (контент-анализ изданий).

  20. Использование социологических данных при проектировании новых каналов СМИ.


Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрено


Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрено



Методики исследования не предусмотрено

Балльно-рейтинговая система не используется


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница