Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования»



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.78 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социология образования»

для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки

040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»

Автор: П.Е. Романов, старший преподаватель кафедры «социальных наук»

Цель освоения дисциплины «Социология образования» - формирование социологического подхода к изучению образования, раскрытие путей практического использования теоретических знаний. На основе курса предполагается сформировать у студентов целостное теоретическое представление об образовании как важнейшем институте современной цивилизации, как неотъемлемой составной части социализации современного человека. Ознакомление с современными подходами к изучению образования.

Задачами курса «Социология образования» являются ознакомление с основными понятиями, проблематикой и методами социологии образования. Предмет изучения дисциплины – образование как социальный институт, его подсистемы (элементы образования), как форма и средство общественной жизни. Программа изучения дисциплины обеспечивает приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности «Социология» по дисциплине «Социология образования». Изучение социологии образования предполагает использование приобретенных студентами знаний по общей социологии, истории социальной мысли, педагогике, психологии, философии, экономике; навыков социологического подхода к изучению различных сфер общественной жизни.

Дисциплина «Социология образования» относится к циклу дисциплин специализации. Основное внимание в курсе уделено единству исторического, теоретического и эмпирическому аспектов в социологическом рассмотрении образования. Успешное изучение данного курса обеспечивается целым рядом предшествующих дисциплин: «Общая социологии». «История социологии», «Психология и педагогика», «Культурология», «Социальная психология», «Методология и методика социологического исследования» и др. Данная дисциплина является теоретической основой для ряда социологических и педагогических дисциплин (социология семьи, социология культуры).



Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины каждый студент должен:

знать: – теоретические основы и закономерности функционирования образования как социального института; – основные тенденции и направления развития мировой и отечественной социологии образования; – методологию, методику и технику социологических исследований в области образования;

уметь: – оценивать влияния различных факторов объективного и субъективного характера на образование, воздействия образования на общественную жизнь; – квалифицированно выделять и анализировать социальные проблемы образования, обобщать проанализированный материал и составлять письменный отчет о проделанной работе; – разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики процессов, протекающих в образовании;

иметь навыки: – использования научной, учебной, методической и справочной литературы для подготовки, проведения и анализа результатов социологических исследований по проблемам образования; – использования полученных знаний в профессиональной деятельности; соотнесения знаний по данной дисциплине с другими смежными науками. Иметь представление об образовании как социальном институте, его целях, задачах, нормах, противоречиях, проблемах. Раскрыть роль образования как социального института, социального процесса, как социальной системы. Ознакомить с генезисом образования на этапах цивилизационного устройства общества. Представить характеристику современной системы образования (как в России, так и на Западе и в Европе), ее структурных элементов и функций. Курс предполагает формирование у студентов умений в анализе и диагностике проблемных ситуаций, институциональной, учебно-дисциплинарной и социально-групповой динамики в сфере образования. Формы организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов. Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах курса. Желательно, чтобы его изучению предшествовало освоение программ социального управления, планирования, программирования и проектирования социальных процессов и явлений, социального менеджмента, социологии организаций. Полноценное освоение курса предполагает знание наиболее существенных проблем в различных областях социального проектирования и прогнозирования. Студенты должны ориентироваться в ключевых теоретических конструкциях, выявлять проблемные узлы в ходе ознакомления с новым материалом. Знания и умения студентов, завершивших изучение курса «Социология труда и экономическая социология», должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений Государственного образовательного стандарта.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

ВСЕГО

ЛК

ПР.

СЕМ.

ЛАБ

САМ.

РАБ

Раздел I. Социология образования как отраслевая социальная наука

1

Структура социологии образования: объект, предмет, категории, методы

10

2

2




6

2

Социология образования в системе гуманитарных наук

2

2










3

Становление и развитие западной социологии образования

8

2

2




4

4

Становление и развитие социологии образования в России

8

2

2




4

Раздел II. Образование как социальный институт

5

Образование как социальный институт

2

2










6

Образование как социальная система, организация, процесс. Структурный анализ системы образования

10

2

2




6

7

Образование в культурно-историческом контексте

8

2

2




4

Раздел III. Социальные проблемы школьного, среднего, профессионального и высшего образования в современной России

8

Общеобразовательная школа как объект социологического исследования. Акторы в сфере школьного образования

4

2







2

9

Среднее профессиональное образование в России как объект социологического исследования

6

2

2




2

10

Современные процессы в системе высшего образования

8

2







6

Раздел IV. Модернизация образования на рубеже XX-XXI веков: социальные проблемы

11

Образование как фактор социальной мобильности и интеграции общества

4

2

2







12

Демографические процессы и образование

2

2










13

Гендерная специфика в образовательном процессе

6

2

2




2

14

Девиантное поведение и образование

8

2

2




4

15

Проблемы модернизации российского образования

14

2

2




10

ВСЕГО

100

30

20




50



Содержание практических занятий
Тема № 1:

Социология образования как наука”.
план семинара


  1. Объект социологии образования. Проблема определения предмета

  2. Структура и функции социологии образования

  3. Социология образования в системе социологического знания


Темы рефератов:

  • Методологические основы социологии образования. Основные подходы к изучению образования в социологии образования

  • Социология образования в системе социогуманитарных наук. Философский, педагогический, психологический и экономический подходы к изучению образования. Специфика социологического подхода


Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. В чём специфика изучения социологии образования и её роль в формировании познавательного потенциала будущего социолога?

  2. Что такое педагогический процесс?

  3. Что составляет сущность педагогической культуры образования?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте место социологии образования в структуре социологического знания;

  2. Ответить письменно на вопрос: «Возникновение и развитие системы образования: основные этапы и их характеристика»;

  3. Дайте обзор проблематики образования в древних цивилизациях;

  4. Раскройте основные взаимосвязи особенностей культуры и образования в историческом контексте;

  5. Рассмотрите динамику основных концепций социологии образования в исторической ретроспективе;

  6. Постройте графическую схему, составьте таблицу: «Объект социологии образования. Её структура и функции»;

  7. Напишите произвольное эссе на тему: «Образование и его роль в жизни общества»;


Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.

  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.

  4. Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. № 5.

  5. Бурдье П. Система образования и система мышления //Высшее образование в России. 1997. № 2. С.119-126.

  6. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. С.15-19.

  7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.

  8. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала 20 века. – Барнаул, 2000.

  9. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.

  10. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. 2000. № 6. С.21-28.

  11. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.

  12. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.

  13. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.

  14. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.

  15. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.

  16. Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.

  17. Ричардсон Г. Образование для свободы. – М.: Российский гуманит. Ун-т, 1997.

  18. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999.

  19. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.

  20. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

  21. Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образования // Социс. 2000. №5.

  22. Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социс. 2001. №4.



Тема № 3:

становление западной социологии образования”.
план семинара


  1. Становление и развитие западной социологии образования в 19 – первой половине 20 века, ее основоположники

  2. Изменение приоритетов исследования во второй половине 20 века

  3. Основные направления современной западной социологии образования:

а). Функционалистское направление;

б). Конфликтологическое и неомарксистское направление;

в). Интеракционистское направление;

г). Направления, основанные на политических идеологиях


Темы рефератов:

  • Роль философско-педагогических воззрений Ф.Бэкона, Р.Декарта, В.Ратке в развитии зарубежной педагогики Нового времени

  • Философско-педагогические теории Д. Локка и Ж.Ж. Руссо и их роль в развитии образования

  • Д. Дьюи и проблемы реконструкции человека в XX веке

  • Социологические идеи Э. Дюркгейма в области теории и практики образования


Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. В педагогической литературе встречается мнение, что ключом к пониманию теории «естественного воспитания» Ж.Ж. Руссо являются слова, написанные на флаге Великой французской революции. Так ли это?

  2. Покажите развитие идеи развивающего обучения в зарубежной социологии образования?

  3. Обоснуйте высказывание: «Настоящий учитель – это учитель-экспериментатор».


Задания для самостоятельной работы:

  1. Раскройте содержание теоретической дискуссии о предмете западноевропейской социологии образования

  2. Подготовить доклад на тему: «Развитие социологии образования в США: Л. Уорд, Д. Дьюи»

  3. Провести анализ и охарактеризовать специфику основных тенденций в развитии западноевропейской социологии образования 60 – 90-х г.г. XX века


Литература:

  1. Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. № 5.

  2. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. С.15-19.

  3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.

  4. Дьюи Дж. Школа и общество // Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М., 2000. С.34-36, 105-108, 149-153.

  5. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.

  6. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.

  7. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.

  8. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.

  9. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.

  10. Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образования // Социс. 2000. №5.

  11. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании //Пед. соч. - М., 1981. - Т. 1.

  12. Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социс. 2001. №4.

  13. Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.

  14. Троу М. Социология образования // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. – М., 1972. С.174-188.



Тема № 4:

Становление социологии образования в россии”.
план семинара


  1. Становление и развитие школьного образования на Руси

  2. Просветительские реформы Петра I

  3. История женского образования в России

  4. Профессиональная подготовка и воспроизводство рабочих кадров

  5. Социологические проблемы образования в исследованиях В.Н.Шубкина


Темы рефератов:

  • Роль Великого Новгорода в истории отечественного образования

  • Культурно-историческая концепция образования Э.В. Ильенкова

  • История детских общественных организаций России

  • Социальные проблемы вузовского образования и студенчества

  • Эволюция образования в России

  • Профессиональная подготовка и воспроизводство рабочих кадров


Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. Закон РФ «Об образовании» требует от школы обеспечения свободного развития ребенка при одновременном выполнении государственного образовательного стандарта. Не противоречит ли одно другому? Как можно решить эту дилемму?

  2. Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в России конца 80-90-х г.г.

  3. Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже ХХ-ХХI в.в.

  4. В чём вы усматриваете проблемы и перспективы развития системы высшего образования в России?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать специфику функционирования основных региональные школы социологии образования: Новосибирская, Эстонская, Ленинградская, Московская: особенности и персоналии

  2. Подготовить письменный доклад на тему: «Образование в современной России: прогресс, кризис роста или деструкция»

  3. Подготовить письменный доклад на тему: «Бум высшего образования в современной России: причины и возможные последствия»

  4. Подготовить письменный доклад на тему: «Современное российское образование: структурные характеристики»

  5. Подготовить сообщение в аудитории на тему: «Ф.Р.Филиппов и роль его работ в систематизации изложения социологии образования как отраслевой социологической науки»


Литература:

  1. Анисимов В.В. Университетские учебные округа: история и современность // Педагогика. 2001. - № 2. – С. 70-73

  2. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. – 1998. – № 2.

  3. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. - № 5

  4. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. – М., 1996

  5. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты развития // Педагогика. – 1997. - № 2. – с. 3-8

  6. Виноградов  Б.А. Модернизация – Реформирование – Революция в образовании //Народное образование. - 2002. - № 8

  7. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге ХХI века. – М., 1999.

  8. Высшая школа в России в годы Великой Отечественной войны // Высшее образование в России. – 1995. - № 2. – С. 5-14

  9. Глухов А.В. Образование и просвещение в период контрреформ (1881-1894) // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 11. – С. 56-63

  10. Джуринский А.Н. Экспериментальные школы Западной Европы и США // Педагогика. – 1990. - № 1. – с. 139 - 144

  11. Ждилбадзе г.Н. Ж.-Ж. Руссо и его педагогическое наследие// Ж.-Ж. Руссо Пед.соч. : в 2т.т.- Т.1.-М.,1981

  12. Журавлев В.И. Связь педагогики с другими науками // Сов.педагогика. – 1990. - № 4

  13. Жураковский Г.И. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М.,1978.

  14. Забелина Н.Н. Философия образования и образовательная политика: Учеб.прогр. для слушателей ФПК. МОИПКРО: Кафедра педагогики и психологии. – Мурманск, 1994. – 19 с.

  15. Костряков Н.В., Холмс Л.Е. Теория и практика трудовой школы в России (1917 –1932). – Киров, 1993.

  16. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании // Alma Mater. – 1998. - № 3. – с. 52-54.

  17. Лиферов А.П. Становление мирового образовательного пространства: сущность, тенденции, проблемы // Завуч. – 1998. - № 6. – С. 123-131.

  18. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – М.: Прометей,1993. – 173 с.

  19. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1978.

  20. Миронов В.Б. Век образования. – М., 1990

  21. Мухин М.И. В.А. Сухомлинский: человеческая личность неповторима. – Курск, 1991

  22. Образ человека в зеркале гуманизма: Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (ХIV – ХVII века): Учеб.пособие по пед.антропологии. / Авт. – сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев; Ун-т РАО, каф. педагогики и антропологии. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 396 с.

  23. Образование: Скрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для ХХ1 века. – ЮНЕСКО, 1997.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница