Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»



Скачать 494.7 Kb.
страница1/2
Дата29.04.2016
Размер494.7 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ»

для студентов специальности 040201.65 «Социология организаций»

Автор: Г.А.Бушуева, канд. филос. наук, доцент кафедры «Социальных наук», О.В.Грашевская, канд.ист.наук. доцент кафедры «Социальных наук».

Цель и задачи курсаознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами ее эмпирического исследования.

Место курса в общей системе подготовки специалиста:

В силу специфики своего предмета социология религии относится к числу базовых дисциплин в социологическом образовании, владение материалом которого необходимо социологу вне зависимости от его специализации.



В результате изучения курса «Социология религии» студенты должны знать:

  • предмет социологии религии;

  • методологические принципы социологии религии;

  • социологические методы изучения религии;

  • социальные закономерности возникновения, развития и функционирования религии;

  • социальные корни и функции религии;

  • соотношение религии и основных социальных институтов общества;

  • типы религиозных организаций, социологические критерии различия церкви и других религиозных деноминаций;

  • систему теоретических и операциональных понятий социологии религии;

  • элементы структуры религии;

  • историко-генетический, аксиологический, гносеологический, морально-нормативный, психоаналитический и культурно-антропологический подходы к отношению религии и культуры;

  • основные проявления свободы совести;

В результате изучения данного курса студенты должны уметь:

  • различать социологические и психологические аспекты религии;

  • владеть методами социологического изучения религиозной сферы жизни общества;

  • различать течения и направления внутри различных религий;

  • определять место религиозных групп, общностей, организаций среди других социальных структур;

  • анализировать отношение религии и светского сознания;

  • исследовать процесс сакрализации культурных ценностей;

  • различать мировоззренческую, интегративную, коммуникативную и латентные функции религии;

  • осуществлять концептуальный анализ различных социологических теорий религии;


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

СМ

Сам.раб.

Семестр 1













РАЗДЕЛ 1. Религия как объект социологического изучения.













Тема 1.Социология религии как научная дисциплина

6

4

2

5

Тема 2. Основные социологические теории религии

8

4

4

14

Тема 3. Проблема религии в отечественной социологии

6

4

2

4

Раздел 2. Религия и общество













Тема 4.Социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии

2

2




4

Тема 5.Религия как элемент социальной системы

10

4

6/2

4

Тема 6. Социальные функции религии

4

2

2

4

Всего за 1 семестр

36

20

16

35

Тема 7. Отношения религии и общества. Религия и основные социальные институты общества.

10

6

4

6

Тема 8. Психология религии

2

2




4

Тема 9. Свобода совести. Формы свободомыслия в историческом процессе

6

4

2

8

Раздел 3. Социологические исследования различных проблем религии













Тема 10. Социологическое изучение религиозности и современной религиозной ситуации в обществе

10

6

4

9

Итого за 2 семестр

28

18

10

27

ВСЕГО:

64/2

38

26/2

62


Содержание практических занятий
Занятие 1. Социология религии как научная дисциплина


  1. Теоретические и социокультурные предпосылки возникновения социологии религии.

  2. Социология религии и религиоведение. Объект и предмет социологии религии.

  3. Уровни социологического анализа, методологические принципы и методы социологического изучения религии.

  4. Значение социологического изучения религиозной сферы жизни общества, требования профессиональной этики.

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ




  1. Веремчук В.И. Социология религии. М. 2004.

  2. Гараджа ВН. Религия.//Филос. энц. Словарь. М. 1986, с. 576

  3. Гараджа В.Н. Социология религии. М. 2010.

  4. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М. 1994.

  5. ЯблоковИ.Н.Социология религии/ http://www.religiovedenie.ru/o_nauke/sociolog/soc_m.htm

  6. Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2005.

  7. Яблоков И.Н. Религиоведение. – М., 2004.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ




  1. Крывелев И.А. История религий. М. 1988.

  2. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М. 1989

  3. Мень А. История религии. М. 1991

  4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 1986

  5. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М. 1985.

  6. Угринович Д.М. Психология религии. М. 1986

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ




  1. Что изучает социология религии как специальная социологическая теория?

  2. Как определяет религию современная социологическая наука?

  3. Какова связь социологии религии с другими религиоведческими дисциплинами? В чем отличительные особенности социологического изучения религии?

  4. Назовите основные методологические принципы социологического изучения религии.

  5. Какое значение имеет социологическое изучение религии?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Чтобы представить социологию религии как социологическую дисциплину, следует рассмотреть ее возникновение в связи с другими социологическими и религиоведческими науками. В первую очередь возникновение социологии религии было связано со становлением интереса к социальной обусловленности религии в эпоху Просвещения и антифеодальных революций. О.Конт исследовал роль религии в социальном порядке и сформулировал ее в «законе трех стадий истории», «трех состояний умов», образующих основу всей социальной организации. Иную форму позитивистской социологии предложил Г.Спенсер, считавший религию «попыткой достижения непознанного». К.Маркс рассматривал религию как социальный феномен по самой своей природе, как надстройку над порождающим ее экономическим базисом, как идеологию, ее самую раннюю, исторически первую форму. Религию как фактор интеграции общества рассматривал Э. Дюркгейм. М.Вебер рассматривал религию как мотив социального действия, как ориентацию, направляющую активность человека на цели, обусловленные хозяйственными, социальными, политическими и психологическими факторами. Б.Малиновский выделил основные функции религии: восстановление единства группы в кризисных ситуациях, смыслополагания, посвящения индивида в полноправные члены общества, создания чувства психологического комфорта. В качестве функциональной универсалии общества религия выступает у Т.Парсонса. Главную роль в религии П.Сорокин отдает не верованиям и комплексам идей, а чувственно-эмоциональным переживаниям.

Предметом исследования социологии религии является генезис, социальные функции, структуру и роль религии в обществе. Социология религии рассматривает религию в качестве подсистемы социума, обоснованной развитием социума и влияющей на него. Социологический анализ религии предполагает исследование ее социальных, гносеологических и психологических корней. В структуре социологии религии выделяются различные уровни знания, включающие систему фундаментальных и менее общих положений, операционально интерпретируемые понятия и обобщения.

Все исследования религии подразделяются на нормативные и дескриптивно-исторические (описательные). Социология религии взаимодействует с другими социологическими дисциплинами: общей социологией, социологией семьи, личности и т.д.

Рассмотрение религии как социальной подсистемы предполагает изучение социальных, психологических и гносеологических корней религии, ее типологию, социальные позиции и роль в обществе (исполнение определенных функций): мировоззренческой, сакрализации, компенсаторной, интегративной, коммуникативной.

К методологическим принципам социологического изучения религии следует отнести прежде всего принцип историзма, позволяющий изучать религиозные системы в процессе их возникновения, становления и развития.

Кроме того, следует отметить также, что социология использует в качестве инструмента познания логику истории социума в целом, истории возникновения в социуме религиозного сознания, религиозного культа и религиозных структур, их изменения под влиянием развития социума , их взаимосвязи с другими элементами социума. Теснейшим образом связан с ним сравнительный метод, развитый в сравнительном религиоведении и примененный в социологии религии М. Вебером.

При этом в социологическом исследовании религии нельзя не использовать принцип каузального анализа, позволяющий вскрыть причины возникновения специфических для религии феноменов. Нельзя не отметить также значения структурно-функционального анализа религии, рассматривающего религию в качестве особой социальной подсистемы, теснейшим образом связанной с другими элементами самой социальной системы. Среди других подходов к исследованию религии можно отметить также типологический метод, представляющий собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов, в результате чего получаются статистически устойчивые группы признаков, позволяющих использовать их в социологическом исследовании.


Занятие 2. Социологические теории религии


  1. Концепции происхождения религии до XIX в.: натуралистическая, психологическая, политико-государственная, конвенциональная, антропологическая.

  2. Проблема религии в классической социологии. (Религия сквозь призму позитивима. Взгяды К.Маркса и Ф.Энгельса на религию. Опыт изучения религии представителями Дюркгеймовской школы)

  3. Проблема религии в зарубежной социологии XX века (Религия сквозь призму структурализма и функционализма, социопсихологические теории, проблема религии в социологии знания).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Анализ концепций происхождения религии в европейской социальной мысли до Х1Х в. следует начинать с натуралистической концепции, связывавшей происхождение религии с разрушительными силами природы. Элементы этой концепции мы встречаем еще античности у Демокрита, Эпикура, Лукреция, в эпоху Возрождения – у Дж.Боккаччо. Со времен античности существовала также психологические концепции, связывавшие происхождение религии с различными проявлениями эмоциональной сферы человека: чувством страха, опасения (Петроний, Т.Гоббс, Б.Спиноза, П.Гольбах). Одной из самых ранних концепций происхождения религии является также политико-государственная концепция (концепция обмана), возводящая истоки религии к волеизъявлению царей, законодателей, жрецов, мыслителей.

Сторонники конвенциональной идеи считали возникновение религии продуктом соглашения или договора. Антропологическая концепция стремилась найти источник религии в бытии человека, в стремлении представить богов по своему образу и подобию.

Чтобы представить социологию религии как специальную социологическую теорию, следует рассмотреть ее в контексте социологического знания. Одной из первых попыток создания социологии религии является теория О.Конта («закон трех стадий истории»). Г.Спенсер полагал, что в основе всех религий лежит культ предков. К.Маркс показал, что религия есть социальный феномен по самой своей природе. Э.Дюркгейм рассматривал религию как фактор интеграции общества. М.Вебер рассматривал религию как мотивацию действий. Б.Малиновский выделил основные функции религии: восстановление единства группы в кризисных ситуациях, смыслополагания, посвящения индивида в полноправные члены общества посредством инициации, создание чувства психологического комфорта и безопасности. Т. Парсонс рассматривал религию как функциональную универсалию. П. Сорокин исследовал религию в русле своей интегральной социологии

При анализе социологических теорий религии необходимо остановиться на социопсихологических теориях, объясняющих феномен религии исходя из особенностей психики индивида (В.Джеймс, З.Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, А. Маслоу). Религию как фактор интеграции общества рассматривают интеграционистские теории (Э.Дюркгейм, А. Радклифф – Браун). М.Вебер стремился понять религию как фактор социального изменения. Неоэволюционистские теории предлагают пятиэтапную классификацию развития религиозных форм, выделяя примитивную, архаическую, историческую, раннесовременную и современную религии.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Каковы взгляды классиков социологической науки на природу религии, ее генезис, социальные функции?

  2. Назовите основные социологические теории религии.

  3. В чем состоят различия в подходах к анализу религии в позитивизме и понимающей социологии?

  4. Какое место занимает религии в жизни людей с точки зрения К.Маркса?

  5. Какое влияние оказали результаты полевых исследований на формирование функционального подхода в социологии религии?

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ




  1. Веремчук В. Социология религии. М. 2004

  2. Гараджа В. Социология религии. М. 1995, 2010.

  3. Гегель Г.В.Ф. Отношение религии к государству. / Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994, т.1, с.36

  4. Конт О. Закон трех стадий истории./ Религия и общество. Хрестоматия. М.1994, т.1, с.41

  5. Маркс К. Религиозное отчуждение./ Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994, т.1, с. 48

  6. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М. 1985

  7. Франк С. Духовные основы общества: церковь и мир./ Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994, т.1, с.54

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


1.Гоббс Т. Богово и кесарево, подчинение религии государственной власти./ Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994.,т.1, с.17

2.Кант И. Моральный принцип религии./ Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994, т.1,с.27

3.Монтескье Ш. Об отношении законов к установленной в стране религии./ Религия и общество. Хрестоматия. М.1994, т.1, с.22

4.Юм Д. О суеверии и исступлении / Религия и общество. Хрестоматия. М. 1994, т.1, с.19



Занятие 3. Проблема религии в истории отечественной социологии


  1. Становление социологии религии в дореволюционной России.

  2. Опыт изучения религии в советской социологии.

  3. Современная отечественная социология религии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ



  1. Что стало предпосылкой становления научного подхода к религии в России?

  2. Почему в нашем обществе долгое время оставался проблематичным перевод рассмотрения религии в русло объективного научного анализа?

  3. Определите главные характерные черты социологических исследований религиозной сферы в советский и постсоветский периоды.

ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ



  1. Веремчук В. Социология религии. М. 2004

  2. Гараджа В. Социология религии. М. 1995, 2010.

  3. Смирнов М.Ю. Очерк истории российской социологии религии. СПб, 2008.

ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Галактионов А. А. Русская социология XI-XX веков. СПб., 2002.

  2. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

  3. Давыдов Ю. Н. Постмарксистская социальная философия С. Н. Булгакова // История теоретической социологии: в 4 т. М., 1997. Т. 2. С. 151-181.

  4. Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996.

  5. Миненков Г. Я. Введение в историю русской социологии. Минск, 2000.

  6. Новикова С. С. История развития социологии в России. М.-Воронеж, 1996.

  7. Сапов В. В. От марксизма к «христианской социологии» // СОЦИС. 1990. № 4.

  8. Серегин А. Владимир Соловьев и «новое религиозное сознание» // Новый мир. 2001. № 2.

  9. Социология в России / Отв. ред. В. А. Ядов. М., 1998. Гл. 15.

  10. Шаповалов В.Ф. Булгаков как социолог // СОЦИС. 1993. № 10.


Занятие 4. Религия как элемент социальной системы


  1. Социальные корни религии.

  2. Основные компоненты религиозного комплекса.

  3. Сущность религиозного сознания и его уровни.

  4. Виды религиозной деятельности.

  5. Религиозные отношения, их виды. Религиозные статусы, роли и нормы.

  6. Религиозные организации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Исследование социальных корней религии следует начинать с соответствия первых форм религиозного сознания уровню социального развития первобытного общества. В первую очередь следует выделить отражение способов производства в религиозном сознании: охоты, собирательства, кочевого и сельского хозяйства, промышленного производства. Интересны социальные корни перехода от политеизма к монотеизму. Важно уделить особое внимание социальным корням мировых религий и социальным корням выделения в них отдельных течений и направлений. Применительно к христианству интерес представляет анализ социальных корней католицизма, православия, протестантизма, в России – старообрядчества. Очень важен анализ социальных корней такого новейшего течения в истории религии, как экуменизм.

Важное место в социологической теории религии занимает структура религии, в качестве основных элементов которой выделяют религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные организации и институты. Структуру религии можно попытаться изобразить наглядно, отметив не только специфику отдельных элементов, но и связь между ними. Желательно, чтобы каждый студент представил эти элементы применительно к отдельным религиям, приведя конкретные примеры религиозной деятельности, отношений, организаций и др. Важно рассматривать и каждый элемент, и структуру в целом в развитии. Желательно представить структуру каждой из мировых религий.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Гараджа В.И. Социология религии. М. 1995, 2010.

  2. Веремчук В.И. Социология религии. М. 2004

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

  2. Вебер М. Религия и социальный статус// Религия и общество. М. 1994, с. 167.

  3. Войтыла К. (Иоанн Павел II). Любовь и ответственность. М., 1993.

  4. Гарнак А. Монашество в восточном и западном обществе. // Там же, с. 148.

  5. Диакон Андрей Кураев. Здоровый клерикализм // Москва. 2000. № 12.

  6. Добрускин М. Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви) // СОЦИС. 2002. № 4.

  7. же, с. 119

  8. Зиммель Г. Религиозный элемент в отношениях между людьми // Там же, с. 129.

  9. Игумен Вениамин (Новик). Анализ 1-5 глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» // СОЦИС. 2002. № 4.

  10. Костюк К. Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2001. N 6.

  11. Костюк К. Н. Социальное учение католической церкви // Социально-политический журнал. 1997. № 5.

  12. Крывелев И.А. История религии. М. 1988

  13. Левада Ю. А. Социальная природа религии. М., 1965.

  14. Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

  15. Огудин В. Л. Экологическая функция религии // Этнографическое обозрение. 2001. № 1.

  16. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.

  17. Пивоваров Д. В. Религия как социальная связь. Екатеринбург, 1993.

  18. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М. 1987.

  19. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М. 1985.

  20. Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001.

  21. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ




  1. Каковы социальные корни первобытных верований и культов?

  2. Назовите элементы структуры религии. Как они взаимосвязаны между собой?


  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница