Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология молодежи»



Скачать 338.17 Kb.
Дата30.04.2016
Размер338.17 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ»
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
подготовки бакалавриата


040100.62 - Социология (бакалавриат)


Автор: Е.В. Филиппова, ассистент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Социология молодежи» - усвоение студентами основных категорий и понятий социологии молодежи как отраслевой социологической дисциплины, а также овладение методологией и методами социологического исследования молодежи.

Основные задачи курса «Социология молодежи»:

- Познакомить студентов с теоретическими и методологическими основами социологического изучения молодежи.

- Представить положение молодежи в различных сферах жизнедеятельности современного общества на основании данных статистики и конкретных социологических исследований.

- Познакомить студентов с методами эмпирических социологических исследований молодежи.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций в соответствии с видами деятельности:

- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);



в научно-исследовательской деятельности:

- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований и решать их с помощью современных исследовательских методов (ПК-2);

- способность участвовать в составлении и оформлении научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);



в производственно-прикладной деятельности:

- умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

в проектной деятельности:

- умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);



в организационно-управленческой деятельности:

- способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).


Процесс изучения дисциплины направлен на ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами социологического изучения молодежи и на формирование необходимых социологу практических исследовательских навыков. Данный курс направлен на развитие у студентов социологического мышления, навыков профессиональной исследовательской деятельности в сфере изучения молодежи.

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать: теоретические и методологические основы социологического изучения молодежи, а также конкретные методы и методики эмпирического исследования.

Уметь: выделять социальные проблемы, противоречия, связанные с социальным положением молодежи; применять положения отраслевой социологической теории к практике эмпирического исследования, анализировать эмпирические и статистические данные в области социологии молодежи.

Владеть: современной проблематикой в сфере положения российской молодежи, навыками организации научно-исследовательской работы и методами конкретных социологических исследований в данной области.
Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд./

интер-актив.



ЛК

СМ

ЛБ

СРС




Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологического изучения молодежи


















Социология молодежи как отраслевая дисциплина

2/-

2







3



Молодежь в системе социологического знания: подходы, концепции

2/-

2







2



Процесс социализации личности

3/-




3




3




Раздел II. Молодежь в различных сферах жизнедеятельности общества


















Место молодежи в социальной структуре.

3/-

2

1




3



Проблемы межпоколенных взаимоотношений.

3/-

2

1




3



Молодежные субкультуры.

3/3




3




3



Ценностные ориентации и потребности современной молодежи.

3/2

1

2




2



Ориентации молодежи в сфере брачно-семейных отношений.

3/2

2

1




3



Профессионально-образовательные ориентации молодежи.

3/2

2

1




3



Проблемы труда и занятости молодежи.

3/1

2

1




3



Молодежь и религия.

3/1




3




3



Молодежь в политической жизни общества.

3/1

1

2




2



Молодежь и молодежная политика.

3/2

1

2




3



Конфликты в молодежной среде.

3/2




3




3



Социологические проблемы девиантного поведения молодежи.

3/2

1

2




3



Молодежь в сфере межэтнических отношений.

3/2




3




2




Раздел III. Методы эмпирических исследований молодежи


















Особенности социологического исследования ювенальных групп.

6/4

2

4




3



Стратегии эмпирического исследования различных аспектов жизнедеятельности молодежи.

6/4

2

4




3




Итого:

58/28

22

36




50


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература (учебники и учебные пособия):

  1. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи. - СПб.: Петрополис, 2008.

  2. Социология молодежи: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. "Социология", спец. "Социология", "Организация работы с молодежью" / под ред. В. Н. Кузнецова. - М. : Гардарики, 2007.

  3. Волков Ю. Г. Социология молодежи. / Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: РГУ, 2009.

  4. Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры: учеб. пособие. – Казань, 1997.

  5. Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения. — М.: Экономика, 2003.

  6. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. — М.: Социум, 2004.

  7. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. - М., 2004.

  8. Манько Ю. В., Оганян К. М. Социология молодежи: учебное пособие. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

  9. Омельченко Е. А. Молодежные культуры и субкультуры. — М.: ИС-РАН, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Вавилина Н.Д. Социальный мир молодежи: учеб. пособие. – Новосибирск, 1999.

  2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Екатеринбург, 1997.

  3. Боряз В.Н. Молодежь: Методологические проблемы исследования. - Л., 1973.

  4. Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. - Л., 1974.

  5. Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. - М., 1999.

  6. Левикова С.И. Молодежная культура. - М., 2002.

  7. Лисовский В.Т.Социология молодежи: Словарь прикладной социологии. - Минск, 1984.

  8. Лукс Г.А. Молодежь: структура и социальные проблемы. - Самара, 1998.

  9. Методологические проблемы исследования молодежи / Сост. Б.А.Ручкин.- М., 1998.

  10. Молодежь в системе общественных отношений / Под ред. В.Ф.Долгова. – Липецк, 1999.

  11. Основы ювенологии / Под ред. Слуцкого Е. Г. - СПб.: БИС-принт, 2004.

  12. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи – М., 1997.

  13. Социология молодежи. Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: СП6ГУ, 2004.

  14. Чупров В. И. Социальное развитие молодежи. Теоретические и прикладные проблемы. — М.: Социум, 2004.

  15. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. — М.: Центр соц. прогнозирования, 2000.

  16. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. — М.: Центр соц. прогнозирования, 2003.

  17. Щегорцев А.А. Молодежь и общество: опыт социологического анализа. - М., 1997.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. www.ecsocman.edu.ru. Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент

  2. wciom.ru. Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ)

  3. www.levada.ru. Аналитический Центр Юрия Левады.

  4. fom.ru. Фонд «Общественное мнение».

  5. rugenerations.wordpress.com. Проект «Теория поколений в России».

  6. www.mosgu.ru/nauchnaya/ifpi/csm. Центр социологии молодежи ИФПИ МосГУ.

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Видеофильмы и фрагменты видеофильмов по изучаемым вопросам «Легко ли быть молодым», «Рожденные в СССР» (части 1-4), ресурсы видеохостинга Youtube.

2. Презентации по темам курса.
Оценочные средства:

Тест по дисциплине «социология молодёжи»


  1. Социология молодёжи, как наука, сформировалась:

а) В 50-х гг. XX столетия;

б) В 60-х гг. XX столетия;

в) В 50-х гг. XIX столетия;

г) В 60-х гг. XIX столетия;

д) В 80-х гг. XIX столетия.


  1. Основными теоретическими направлениями социологии молодёжи являются:

а) Рискологическое;

б) Бихевиористское;

в) Психоаналитическое;

г) Культурологическое;

д) Структурно-функциональное.


  1. Объектом изучения социологии молодёжи выступает(ют):

а) Социальные группы;

б) Социальные отношения;

в) Молодёжь, как социальный феномен;

г) Межпоколенческие взаимоотношения;

д) Молодёжь, как социально-демографическая группа.


  1. К социальным характеристикам молодёжи относятся:

а) Пол и возраст;

б) Возраст и благосостояние;

в) Социальный статус и социальные роли;

г) Возраст, социальный статус, психологические особенности;

д) Возраст, социальные отношения, социальное взаимодействие.


  1. В социологии молодёжи изучается (ются):

а) Молодёжная субкультура;

б) Образование и трудоустройство молодёжи;

в) Социальный статус и социальное развитие молодёжи;

г) Социализация и девиантное поведение молодого поколения;

д) Социальная стратификация и идеология молодого поколения.


  1. Укажите базовые составляющие возраста:

а) Биологическая, социальная, психологическая, возрастная;

б) Биологическая, хронометрическая, социальная, культурная;

в) Социальная, психологическая, хронологическая, общественная;

г) Биологическая, психологическая, хронологическая, социальная;

д) Биологическая, социальная, хронологическая, физиологическая.


  1. Противоречия в определении возрастных границ молодёжи обусловлены:

а) Отсутствием молодёжи как социальной группы;

б) Социокультурными особенностями каждого общества;

в) Несовпадением биологического и социального возраста;

г) Отсутствием мнения о месте и роли молодёжи в обществе;

д) Отсутствием единства в различных сферах жизнедеятельности общества.


  1. Возрастные границы российской молодёжи составляют:

а) 15 – 25 лет;

б) 14 – 26 лет;

в) 14 – 30 лет;

г) 13 – 16 лет;

д) 16 – 21 год.


  1. Подростковый период имеет следующие возрастные границы:

а) 12 –13, 25 – 26 лет;

б) 13 – 14, 26 – 28 лет;

в) 13 – 14, 29 – 30 лет;

г) 13 – 14, 16 – 17 лет;

д) 16 – 17, 20 – 21 год.


  1. Юношество имеет следующие возрастные границы:

а) 12 –13, 25 – 26 лет;

б) 13 – 14, 26 – 28 лет;

в) 13 – 14, 29 – 30 лет;

г) 13 – 14, 16 – 17 лет;

д) 16 – 17, 20 – 21 год.



  1. Молодость имеет следующие возрастные границы:

а) 12 – 13, 25 – 26 лет;

б) 13 – 14, 26 – 28 лет;

в) 13 – 14, 29 – 30 лет;

г) 13 – 14, 16 – 17 лет;

д) 16 – 17, 20 – 21 год.


  1. В психологическом аспекте задачами молодого поколения являются:

а) Формирование сознания;

б) Формирование самосознания;

в) Формирование темперамента;

г) Формирование мировоззрения;

д) Формирование критического отношения к миру.


  1. Доминирующая черта характера называется:

а) Абсорбация;

б) Акцентуация;

в) Антецеденция;

г) Агрегирование;

д) Акцентирование.


  1. Оценка молодым индивидом собственного «Я» осуществляется в рамках:

а) Самосознания;

б) Мировоззрения;

в) Самоидентификации;

г) Критического отношения к миру.




  1. Выработка индивидом своего отношения к действительности осуществляется в рамках:

а) Самосознания;

б) Мировоззрения;

в) Самоидентификации;

г) Критического отношения к миру.




  1. К психологическим особенностям молодёжи относятся:

а) Эмансипация и стремление к самореализации;

б) Рациональный способ познания и эмоциональность;

в) Резкая смена настроений и юношеский максимализм;

г) Непредвзятость и прямота взаимоотношений с окружающими;

д) Стремление к общению со сверстниками и отчуждение от родителей.


  1. Социальный статус молодёжи – это:

а) Совокупность индивидов;

б) Совокупность социальных функций;

в) Особое свойство молодого поколения;

г) Способность молодого поколения проявить себя;

д) Социальная позиция молодого поколения в обществе.


  1. Социальный статус молодёжи характеризуется:

а) Равенством;

б) Неравенством;

в) Неопределённостью;

г) Предопределённостью;

д) Изменчивостью, динамичностью.


  1. В современном обществе молодёжь не является:

а) Социальной группой;

б) Социальным объектом;

в) Социальным субъектом;

г) Социальным элементом;

д) Социальным контингентом.


  1. Социальное развитие молодёжи – это:

а) Изменение социального статуса молодёжи;

б) Изменение места проживания молодых индивидов;

в) Изменение сферы деятельности молодых индивидов;

г) Изменение внешности и физических данных молодых индивидов.




  1. Перечислите основные функции молодёжи:

а) Развивающая, передаточная, транслирующая;

б) Передаточная, характеризующая, познающая;

в) Формирующая, реализующая, инновационная;

г) Транслирующая, характеризующая, реализующая;

д) Транслирующая, воспроизводственная, инновационная.


  1. Социальный потенциал молодёжи - это:

а) Совокупность социальных ролей;

б) Совокупность социальных статусов;

в) Совокупность ресурсов и возможностей;

г) Совокупность желаемого и достижимого;

д) Возможность и способность накапливать социальный опыт.


  1. Структурными элементами социального потенциала молодого поколения выступают:

а) Потенциал здоровья;

б) Потенциал активности;

в) Гражданский потенциал;

г) Демократический потенциал;

д) Демографический потенциал.


  1. Социальная значимость молодого поколения учитывается при этом виде отношений между молодёжью и обществом:

а) Смешанный;

б) Нейтральный;

в) Авторитарный;

г) Демократический.




  1. Взаимоотношения молодёжи и общества направлены:

а) На социальные конфликты;

б) На социальную конфронтацию;

в) На интеграцию молодёжи в общество;

г) На отторжение молодёжи от общества;

д) На эксплуатацию молодёжи со стороны общества.


  1. Продолжите определение: Социализация – это_____________

________________________________________________________

_________________________________________________________


  1. Основными предпосылками возникновения социализации являются:

а) Общество стремится к развитию;

б) Общество стремится к сохранению своей целостности;

в) Индивид стремится существовать независимо от общества;

г) Общество стремится существовать независимо от индивида;

д) Индивид должен интегрироваться и адаптироваться к обществу.


  1. Общество и индивид в процессе социализации взаимодействуют по принципу:

а) Общество не оказывает на индивида никакого воздействия;

б) Общество и индивид совместно формируют стереотипы поведения;

в) Общество усваивает стереотипы поведения, индивид формирует их;

г) Общество формирует стереотипы поведения, индивид усваивает их;

д) Общество формирует стереотипы поведения, индивид отказывается от них.


  1. Общество в процессе социализации выполняет следующие функции:

а) Интегрирующая, направляющая, прогнозирующая;

б) Направляющая, контролирующая, содержательная;

в) Фиксирующая, интегрирующая, направляющая;

г) Содержательная, ценностная, воспитательная;

д) Контролирующая, защитная, интегрирующая.


  1. Молодёжь в процессе социализации выполняет следующие функции:

а) Интеграционная, адаптационная;

б) Адаптационная, инновационная;

в) Трансляционная, адаптационная;

г) Инновационная, трансформационная;

д) Интеграционная, идентификационная.


  1. Содержательно процесс социализации предполагает:

а) Развитие сознания индивида;

б) Развитие самосознания индивида;

в) Развитие гармонично развитой личности;

г) Формирование ценностных ориентаций индивида;

д) Усвоение индивидом информации об элементах социальной структуры и их функциях.


  1. Целью социализации является:

а) Формирование личности;

б) Формирование индивидуальности;

в) Последовательная смена поколений;

г) Формирование гуманности и человечности;

д) Трансформация человека биологического в человека социального.


  1. Социализация включает в себя следующие этапы:

а) Первичная и трудовая;

б) Первичная и вторичная;

в) Ресоциализация и вторичная;

г) Первичная и ресоциализация;

д) Образовательная и вторичная.


  1. Ресоциализация, как особый этап социализации, возникает в следующих случаях:

а) Изменение индивида;

б) Изменение индивидом социального статуса;

в) Длительная изоляция индивида от общества;

г) Изменения социальных условий жизнедеятельности индивида;

д) Обретение индивидом свободы и независимости при переходе ко взрослости.


  1. Продолжите определение: агенты социализации это:_______

_________________________________________________________

_________________________________________________________




  1. Агентами первичной социализации следует считать:

а) СМИ, сверстников, семью;

б) СМИ, трудовой коллектив, семью;

в) Семья, сверстников, силовые структуры;

г) Сверстников, образовательные учреждения, суд;

д) Семью, сверстников, образовательные учреждения.


  1. СМИ, как агент социализации, является:

а) Деперсонифицированным;

б) Дифференцированным;

в) Ненормированным;

г) Неруковотворным;

д) Непопулярным;


  1. Молодёжь на первичном этапе социализация является:

а) Социальным объектом;

б) Социальной категорией;

в) Социальным субъектом;

г) Социальным элементом;

д) Социальной альтернативой.


  1. Вторичный этап социализации чаще всего называется:

а) Позиционированным;

б) Сознательным;

в) Активным;

г) Взрослым;

д) Трудовым;


  1. Продолжите определение: условие социализации – это:_____

________________________________________________________

________________________________________________________


  1. Условия социализации, действующие в масштабах общества, определяют следующий уровень:

а) Микроуровень;

б) Макроуровень;

в) Мегауровень.


  1. Продолжите определение: механизм социализации – это:____

_________________________________________________________

_________________________________________________________


  1. Механизм процесса социализации проявляется в следующих формах:

а) Воспитание, труд, взаимодействие;

б) Игра, обучение, взаимодействие;

в) Труд, обучение, образование;

г) Игра, обучение, воспитание;

д) Игра, обучение, труд.


  1. К противоречиям социализации российской молодёжи следует отнести:

а) Неспособность общества развиваться;

б) Неспособность общества удовлетворять интересы молодёжи;

в) Провозглашение в обществе принципов свободы и независимости;

г) Мозаичность доминирующих ценностей, сочетающих принципы социализма и либерализма.

д) Необходимость реформирования социальных институтов и отсутствие должного финансирования.


  1. Нарушение процесса социализации называется:

а) Девиантное поведение;

б) Неприемлимое поведение;

в) Ненормированное поведение;

г) Деклассированное поведение;

д) Поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм.


  1. Основными социальными нормами являются:

а) Мораль;

б) Правовые нормы;

в) Религиозные нормы;

г) Коммуникативные нормы;

д) Социализированные нормы.


  1. Девиантное поведение включает в себя следующие элементы:

а) Индивид;

б) Условия среды;

в) Социальная норма;

г) Ближайшее окружение;

д) Спонтанные действия индивида.



  1. Предпосылками возникновения девиаций в молодёжной среде являются:

а) Влияние сверстников;

б) Акцентуации характера;

в) Участие в различных видах деятельности;

г) Нетрудоустроенность молодого поколения;

д) Невыполнение агентами социализации своих функций.


  1. Понятие «Образование» рассматривается как:

а) Вид деятельности;

б) Социальный институт;

в) Образовательная система;

г) Уровень жизнедеятельности индивида;

д) Процесс профессиональной подготовки индивида.


  1. Структурными элементами системы образования являются:

а) Образовательные учреждения, образовательный процесс;

б) Учреждения дошкольного, общего среднего, профессионального образования;

в) Институты, факультеты дистанционного и вечернего обучения, заочная форма обучения;

г) Обучаемый, обучающий, образовательный процесс, образовательные учреждения;

д) Субъект и объект обучения, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.


  1. Образование реализует следующие основные функции:

а) Обучающая;

б) Оценивающая;

в) Воспитательная;

г) Исправительная;

д) Социализирующая.


  1. Основными принципами развития мировой системы образования являются:

а) Интеграция;

б) Доступность;

в) Окупаемость;

г) Гуманизация;

д) Регионализация.


  1. К недостаткам развития российской системы образования следует отнести:

а) Внесистемность;

б) Плохую материальную базу;

в) Недостаточное финансирование;

г) Отсутствие непрерывности образования;

д) Отсутствие взаимосвязи теории с практикой.


  1. По уровню образования молодые россияне характеризуются:

а) Гендерными различиями;

б) Региональными различиями;

в) Национальными различиями;

г) Качество образования определяется местом проживания молодёжи.




  1. Значимость высшего образования для общества определяется условиями:

а) Высшее образование – это особый уровень знаний;

б) Высшее образование – это источник научных кадров;

в) Высшее образование – это резерв потенциальных безработных;

г) Высшее образование – это средство подготовки резерва управленческих кадров;

д) Высшее образование – это последняя ступень интеграции индивида в общество.


  1. Недостатками системы высшего образования в России являются:

а) Незначительность;

б) Низкое качество обучения;

в) Отсутствие связи между теорией и практикой;

г) Полное отсутствие воспитательных процессов;

д) Отсутствие возможностей послевузовского обучения.


  1. К основным этапам трудовой деятельности относятся:

а) Этапы профессиональной оптации и профессиональной адаптации;

б) Этапы профессионального роста и профессиональной стабильности;

в) Этапы профессиональной подготовки и смены профессиональной деятельности;

г) Этапы профессиональной карьеры и достижения профессионального мастерства;

д) Этапы профессионального обучения и достижения профессионального мастерства.


  1. Профессиональная оптация – это:

а) Выбор специальности;

б) Выбор учебного заведения;

в) Адаптация к взрослой жизни;

г) Удовлетворение потребностей;

д) Профессиональное самоопределение.


  1. Выбор профессии молодым индивидом обусловлен:

а) Влиянием СМИ;

б) Местом проживания;

в) Влиянием родителей;

г) Влиянием сверстников;

д) Природными условиями.


  1. Выбор профессии происходит под влиянием видов мотивации:

а) Смешанная;

б) Ценностная;

в) Игнорирующая;

г) Незначительная;

д) Инструментальная.


  1. Молодые люди основными критериями выбора профессии называют:

а) Престиж профессии;

б) Уровень заработной платы;

в) Возможность карьерного роста;

г) Стремление трудиться в сфере экономики;

д) Возможность трудиться в частном секторе.


  1. Трудоустройство молодых индивидов зависит от следующих факторов:

а) Пол;

б) Возраст;

в) Качество образования;

г) Способность к коммуникации;

д) Психологические особенности индивида.


  1. Основными видами трудовой занятости молодёжи являются:

а) Полная;

б) Неполная;

в) Временная;

г) Независимая;

д) Трудовая незанятость.


  1. Продолжите определение: молодой безработный – это человек, который________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


  1. Молодёжная безработица может быть:

а) Структурной;

б) Вынужденной;

в) Маргинальной;

г) Добровольной;

д) Несознательной.


  1. Социальными предпосылками возникновения молодёжной безработицы в России считаются:

а) Нежелание молодёжи работать;

б) Структурные изменения рынка труда;

в) Кризис развития российского общества;

г) Появление новых форм общественных отношений;

д) Отказ государства от централизованного трудоустройства молодёжи.



  1. Для молодого человека безработица имеет следующие позитивные моменты ___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________




  1. Для молодого человека безработица имеет следующие негативные последствия__________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________




  1. Для снижения уровня молодёжной безработицы могут быть приняты следующие меры:

а) Создание новых рабочих мест;

б) Изменение общественного строя;

в) Создание молодёжных бирж труда;

г) Создание единой информационной системы трудовых вакансий;

д) Развитие системы образования, готовящей конкурентоспособных специалистов.


  1. Основными достоинствами работающих студентов являются:

а) Студент источник новых идей;

б) Студент – живая реклама своей организации;

в) Студент соглашается на криминальные действия;

г) Студент может согласиться на ненормированный график работы;

д) Студент может функционально заместить руководителя организации.


  1. Основными недостатками работающих студентов являются:

а) Стремление к высокой заработной плате;

б) Студент – частый источник конфликта в коллективе;

в) Студент – источник повышенного внимания со стороны руководства;

г) Студент предпочитает чаще реализовать новые начинания в организации;

д) Студент может покинуть определённую организацию, переметнувшись к конкурентам.



  1. Продолжите определение: Молодёжная субкультура – это ____

_________________________________________________________

_________________________________________________________


  1. Впервые молодёжная субкультура возникла:

а) в 40-х – 50-х гг. XX столетия в США;

б) в 50-х – 60-х гг. XX столетия в СССР;

в) в 50-х – 60-х гг.XX столетия в Европе;

г) в 60-х – 70-х гг. XX столетия в Японии.




  1. Распространение молодёжной субкультуры происходило следующим образом:

а) США – Европа – Россия – Япония;

б) Европа – США – Япония – Россия;

в) Япония – Россия – Европа – США;

г) Европа – Россия – США – Япония;

д) Япония – США – Россия – Европа.


  1. Основными социальными предпосылками возникновения молодёжной субкультуры как явления выступили:

а) Увеличение периода «социального детства»;

б) Протест молодёжи против традиционного образа жизни;

в) Стремление молодого поколения обрести независимость от взрослых;

г) Стремление молодого поколения обрести собственный социальный статус;

д) Переход обществ с индустриальной на постиндустриальную стадию развития.


  1. Молодёжная субкультура включает в себя следующие специфические элементы:

а) Образ жизни и стиль поведения;

б) Нормы, ценности, мировосприятие;

в) Субъект, контролирующий поведение;

г) Субъект и объект молодёжной субкультуры;

д) Инициатор идей, "мозговой центр" субкультуры.



  1. Молодёжная субкультура выполняет следующие функции:

а) Опеки;

б) Защиты;

в) Обучения;

г) Регуляции;

д) Социализации.


  1. Для молодёжной субкультуры характерны следующие основные черты:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


  1. Молодёжные субкультуры, в зависимости от способа взаимодействия с обществом подразделяются на:

а) Социальные;

б) Асоциальные;

в) Внесоциальные;

г) Надсоциальные;

д) Просоциальные;

е) Антисоциальные;




  1. Молодёжные субкультуры, в зависимости от принадлежности подразделяются на:

а) Субкультуры ингрупп;

б) Субкультуры аутогрупп;

в) Субкультуры малых групп;

г) Субкультуры больших групп;

д) Субкультуры вторичных групп;

е) Субкультуры первичных групп;

ж) Субкультуры референтных групп.


  1. Молодёжные субкультуры, в зависимости от интенсивности взаимодействия, подразделяются на:

а) Субкультуры ингрупп;

б) Субкультуры аутогрупп;

в) Субкультуры малых групп;

г) Субкультуры больших групп;

д) Субкультуры вторичных групп;

е) Субкультуры первичных групп;

ж) Субкультуры референтных групп.


  1. В зависимости от целей, молодёжные субкультуры подразделяются на:

а) Досуговые;

б) Радикальные;

в) Образа жизни;

г) Общественно-политические;

д) Нетрадиционно-религиозные;

е) Нетрадиционно- национальные.




  1. По способу организации молодёжные субкультуры подразделяются на:

а) Формальные;

б) Радикальные;

в) Независимые;

г) Неформальные;

д) Структурированные;

е) Неструктурированные.




  1. Контркультурный характер молодёжных субкультур проявляется в аспектах:

а) Митинга;

б) Творчества;

в) Борьбы за выживание;

г) Открытом противостоянии, борьбе;

д) Изменении общественного устройства.


  1. Контркультурный характер молодёжной субкультуры проявляется в действиях:

а) Протеста;

б) Сочувствия;

в) Бездействия;

г) Конфронтации;

д) Инкультурации.
Вопросы к коллоквиуму по дисциплине


  1. Место социологии молодежи в структуре социологического знания.

  2. Молодежь как объект социологии: хронологические границы молодости; социальное положение; специфика группового сознания молодежи.

  3. Социологические теории молодежи (аспекты изучения молодежи).

  4. Процесс социализации личности. Социализация: понятие и виды.

  5. Теории социализации.

  6. Особенности современного молодого поколения по данным социологических исследований.

  7. Социологическое изучение семьи: семья как малая группа и социальный институт.

  8. Социологические теории семьи.

  9. Подходы к типологии семей.

  10. Жизненный цикл семьи.

  11. Демографическая ситуация в современной России.

  12. Брачно-семейные установки российской молодежи.

  13. Социологические исследования молодежи Мурманской области.


Вопросы к зачету по дисциплине

1. Социология молодежи: предмет, объект, основные направления исследований.

2. Социальные проблемы молодежи в современном мире.

3. Психологические теории юношеского возраста.

4. Психологические особенности юношеского возраста.

5. Поколение: определение понятия, признаки, типология, проблемы преемственности.

6. Проблемы генерационного отчуждения между поколениями.

7. Теории социализации молодежи.

8. Основные тенденции и факторы социализации молодежи в обществе риска.

9. Модели успешной и неуспешной социализации

10. Семейно-брачные и сексуальные отношения молодежи.

11. Молодая семья в демографическом потенциале общества.

12. Демографические характеристики молодежи.

13. Политическая социализация молодежи: сущность, агенты, основные этапы.

14. Политическая пассивность российской молодежи: причины, проблемы, пути активизации.

15. Политический экстремизм в молодежной среде.

16. Межнациональные конфликты в молодежной среде.

17. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи.

18. Молодежная контркультура.

19. Молодежная субкультура.

20. Религиозность молодежи: тоталитарные и внеконфессиональные секты.

21. Профессиональное образование молодежи.

22. Молодежь на рынке труда: особенности и тенденции профессионального самоопределения.

23. Молодежь и социальное неравенство.

24. Молодежная миграция в России: понятие, виды, типология мигрантов.

25. Девиантное поведение молодежи: причины, основные формы, направления профилактики.



26. Основные направления государственной молодежной политики.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница