Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология социальных проблем»



страница1/15
Дата27.04.2016
Размер3.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социология социальных проблем»

направления подготовки 040100.62 «Социология»

Автор программы: к.ф.н., доцент Шачин С.В.
Цели освоения дисциплины:

- Главной целью курса «Социология социальных проблем» является знакомство с его основными положениями и овладение формальным аппаратом этой науки.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные закономерности современных социально-экономических и политических процессов, осознавать связи проблем российской действительности с глобальными проблемами Земли; видеть специфику современных международных отношений; понимать роль СМИ в поисках адекватных ответов земной цивилизации на вызовы современности.

Уметь применить полученные знания на практике при анализе конкретных выступлений прессы и работе над собственным материалом.

Владеть навыками создания аналитического материала, применяя знания, полученные в результате освоения курса.
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п


Темы дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)

Формы промежуточной аттестации (по итогам освоения дисциплины)



Лекции

Лабораторзанятия

Практическ занятия

Самостоят работа




1.

Сущность НТР и ее значение для человечества

2




2

9

Устный опрос

2.

Экологические проблемы современности и пути их преодоления

2




2

9

Устный опрос

3.

Демографическая ситуация в мире и в России

2




2

9

Устный опрос

4.

Либеральные реформы в России в начале 90- годов ХХ века и их последствия

2




2

9

Устный опрос

5.

Проблема деградации нравственных основ современной цивилизации

2




4

9

Устный опрос

6.

Система современных международных отношений и место в них России

2




2

9

Устный опрос

7.

Проблема развивающихся стран в современном мире

2




4

9

Устный отчёт

8.

Глобализация социально-экономических процессов: основные проблемы

2




2

9

Устный отчет




Всего

16




20

72



Самостоятельная работа студентов в ходе семестра является важной составной частью учебного процесса и необходима для закрепления и углубления знаний, полученных в период сессии на лекциях, практических и интерактивных занятиях, а также для индивидуального изучения дисциплины в соответствии с программой и рекомендованной литературой. Самостоятельная работа выполняется в виде подготовки домашнего задания или сообщения по отдельным вопросам, реферативного обзора, эссе.

Контроль качества самостоятельной работы может осуществляться с помощью устного опроса на лекциях или практических занятиях, проведения коллоквиума, проверки реферативных обзоров, эссе, проведения «экспресс-опросов».

Устные формы контроля помогут оценить владение студентами жанрами научной речи (дискуссия, диспут, сообщение, доклад и др.), в которых раскрывается умение студентов передать нужную информацию, грамотно использовать языковые средства, а также ораторские приемы для контакта с аудиторией. Письменные работы помогут преподавателю оценить владение источниками, научным стилем изложения, для которого характерны: логичность, точность терминологии, обобщенность и отвлеченность, насыщенность фактической информацией.



Реферативный обзор: Слово «реферат» в переводе с латинского языка (refero) означает «докладываю», «сообщаю». Реферат – это краткое изложение содержания первичного документа. Реферат-обзор, или реферативный обзор, охватывает несколько первичных документов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Общие требования к реферативному обзору: информативность, полнота изложения; объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста; корректность в оценке материала.

В реферативном обзоре студенты демонстрируют умение работать с периодическими изданиями и электронными ресурсами, которые являются источниками актуальной информации по проблемам изучаемой дисциплины.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Задачи реферативного обзора как формы работы студентов состоят в развитии и закреплении следующих навыков:


  1. осуществление самостоятельного поиска статистического и аналитического материала по проблемам изучаемой дисциплины;

  2. обобщение материалов специализированных периодических изданий;

  3. формулирование аргументированных выводов по реферируемым материалам;

  4. четкое и простое изложение мыслей по поводу прочитанного.

Выполнение реферативных справок (обзоров) расширит кругозор студента в выбранной теме, позволит более полно подобрать материал к будущей выпускной квалификационной работе.

Тематика реферативных обзоров периодически пересматривается с учетом актуальности и практической значимости исследуемых проблем для экономики страны.

При выборе темы реферативного обзора следует проконсультироваться с ведущим дисциплину преподавателем. Студент может предложить для реферативного обзора свою тему, предварительно обосновав свой выбор.

При определении темы реферативного обзора необходимо исходить из возможности собрать необходимый для ее написания конкретный материал в периодической печати.

Реферативный обзор на выбранную тему выполняется, как правило, по периодическим изданиям за последние 1-2 года, а также с использованием аналитической информации, публикуемой на специализированных интернет-сайтах.

В структуре реферативного обзора выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат. В связи с этим требованием можно предложить следующий план описания каждого источника:



  1. все сведения об авторе (Ф.И.О., место работы, должность, ученая степень);

  2. полное название статьи или материала;

  3. структура статьи или материала (из каких частей состоит, краткий конспект по каждому разделу);

  4. проблема (и ее актуальность), рассмотренная в статье;

  5. какое решение проблемы предлагает автор;

  6. прогнозируемые автором результаты;

  7. выходные данные источника (периодическое или непериодическое издание, год, месяц, место издания, количество страниц; электронный адрес).

  8. отношение студента к предложению автора.

Объем описания одного источника составляет 1–2 страницы.

В заключительной части обзора студент дает резюме (0,5–1 страница), в котором приводит основные положения по каждому источнику и сопоставляет разные точки зрения по определяемой проблеме.



Проведение коллоквиума: Коллоквиум (от латинского colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися на определенную тему из учебной программы.

Цель проведения коллоквиума состоит в выяснении уровня знаний, полученных учащимися в результате прослушивания лекций, посещения семинаров, а также в результате самостоятельного изучения материала.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:



  1. выяснение качества и степени понимания учащимися лекционного материала;

  2. развитие и закрепление навыков выражения учащимися своих мыслей;

  3. расширение вариантов самостоятельной целенаправленной подготовки учащихся;

  4. развитие навыков обобщения различных литературных источников;

  5. предоставление возможности учащимся сопоставлять разные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

В результате проведения коллоквиума преподаватель должен иметь представление:

  1. о качестве лекционного материала;

  2. о сильных и слабых сторонах своей методики чтения лекций;

  3. о сильных и слабых сторонах своей методики проведения семинарских занятий;

  4. об уровне самостоятельной работы учащихся;

  5. об умении студентов вести дискуссию и доказывать свою точку зрения;

  6. о степени эрудированности учащихся;

  7. о степени индивидуального освоения материала конкретными студентами.

В результате проведения коллоквиума студент должен иметь представление:

  1. об уровне своих знаний по рассматриваемым вопросам в соответствии с требованиями преподавателя и относительно других студентов группы;

  2. о недостатках самостоятельной проработки материала;

  3. о своем умении излагать материал;

  4. о своем умении вести дискуссию и доказывать свою точку зрения.

В зависимости от степени подготовки группы можно использовать разные подходы к проведению коллоквиума.

В случае, если большинство группы с трудом воспринимает содержание лекций и на практических занятиях демонстрирует недостаточную способность активно оперировать со смысловыми единицами и терминологией курса, то коллоквиум можно разделить на две части. Сначала преподаватель излагает базовые понятия, содержащиеся в программе. Это должно занять не более четверти занятия. Остальные три четверти необходимо посвятить дискуссии, в ходе которой студенты должны убедиться и, главное, убедить друг друга в обоснованности и доказательности полученного видения вопроса и его соответствия реальной практике.

Если же преподаватель имеет дело с более подготовленной, самостоятельно думающей и активно усваивающей смысловые единицы и терминологию курса аудиторией, то коллоквиум необходимо провести так, чтобы сами студенты сформулировали изложенные в программе понятия, высказали несовпадающие точки зрения и привели практические примеры. За преподавателем остается роль модератора (ведущего дискуссии), который в конце «лишь» суммирует совместно полученные результаты.

Тестирование: Контроль в виде тестов может использоваться после изучения каждой темы курса.

Итоговое тестирование можно проводить в форме:



  1. компьютерного тестирования, т.е. компьютер произвольно выбирает вопросы из базы данных по степени сложности;

  2. письменных ответов, т.е. преподаватель задает вопрос и дает несколько вариантов ответа, а студент на отдельном листе записывает номера вопросов и номера соответствующих ответов.

Для достижения большей достоверности результатов тестирования следует строить текст так, чтобы у студентов было не более 40 – 50 секунд для ответа на один вопрос. Итоговый тест должен включать не менее 60 вопросов по всему курсу. Значит, итоговое тестирование займет целое занятие.

Оценка результатов тестирования может проводиться двумя способами:

1) по 5-балльной системе, когда ответы студентов оцениваются следующим образом:

- «отлично» – более 90% ответов правильные;

- «хорошо» – более 80% ответов правильные;

- «удовлетворительно» – более 70% ответов правильные.

Студенты, которые правильно ответили менее чем на 70% вопросов, должны в последующем пересдать тест. При этом необходимо проконтролировать, чтобы вариант теста был другой;

2) по системе зачет-незачет, когда для зачета по данной дисциплине достаточно правильно ответить более чем на 70% вопросов.


17. Содержательный компонент теоретического материала

1. Сущность НТР и ее значение для человечества.

1. Определение НТР, ее цели и последствия для человечества.

2. Понятие «прогресса» и «пределов роста».

3. Основные проблемы, вставшие перед человечеством в конце XX века в связи с ростом производительных сил и бесконтрольной деятельностью человека.


Научно-техническая революция как явление современной исторической эпохи. Сущность, содержание, условия возникновения.

Начиная с середины ХХ века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые в совокупности получили название научно-технической революции (НТР). С самого начала ее особенностью было то, что возникнув в области науки, она не замкнулась сферой самой науки и техники, но активно воздействовала на все стороны жизни и деятельности людей. Научно-техническая революция играет всевозрастающую роль в сложной цепи экономических, социальных и политических изменений современного общества. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории.

Революции в отдельных науках перерастали иногда в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. В эти периоды происходила коренная ломка общего подхода к изучению и толкованию явлений природы и общества, ломка всего строя мышления, переход от одной картины мира к другой.

Человечество пережило несколько таких глубоких научных революций. Первая такая революция, охватившая период с XVI до XVIII в., началась с создания гелиоцентрической картины мира. В середине XIX в. произошла новая научная революция, охватившая на этот раз всю область научного познания – от естественных наук (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание эволюционной теории Дарвина) до общественных наук (диалектический материалистический взгляд на окружающий мир). На рубеже XIX и ХХ вв. в результате великих открытий в физике (электрон, радий, превращение элементов,кванты и др.) сложилась новая картина мира, и этот коренной переворот во взглядах на материю, ее строение, этот прорыв науки в область микромира стал очередной научной революцией. Так обстоит дело с революциями в науке.

Но революции происходят и в отдельных областях современной техники. В процессе общего развития люди постепенно совершенствуют имеющиеся в их распоряжении технические средства для решения возникающих перед ними практических задач. Но на известном уровне развития того или иного технического средства наступает такое положение, когда дальнейшее уравновешивание уже не дает необходимого эффекта. Иными словами, дальнейшее использование принципа, заложенного в действие данного технического средства уже не может обеспечить решения технической задачи. Только создание нового технического средства, действие которого основано на ином принципе, позволяет решать возникшую задачу. Замена старых технических средств новыми, работающими на совершенно иных принципах, и означает революцию в развитии технических средств.



Революции происходят не только в отдельных технических средствах, но также во всей совокупной технике,используемой в производстве. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии,технологии производства, в предметах труда и общих материальных условий производственного процесса.

Вся история техники свидетельствует о непрерывно совершающихся переворотах в отдельных технических средствах. Вместе с тем, в своем развитии человечество пережило несколько технических революций, которые каждый раз приводили к образованию нового, более высокого уровня производительных сил. Наиболее значимой была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в конце XVIII – начале XIX вв., т. е. переход от ремесла и мануфактуры к машинному промышленному производству.

Без ясного представления о революциях в развитии науки и революциях в развитии техники (в отдельности) трудно понять современные процессы, именуемые в своей совокупностинаучно-технической революцией (НТР).

В прошлом перевороты в естествознании и технике лишь иногда совпадали между собой по времени, стимулируя один другой, но никогда не сливались в единый процесс.Своеобразие развития естествознания и техники наших дней, его особенности состоят в том, что революционные перевороты в науке и технике представляют собой теперь лишь различные стороны одного и того же единичного процесса – НТР.Научно-техническая революция есть явление современной исторической эпохи, не встречавшееся ранее.

В условиях НТР возникает новое соотношение между наукой и техникой. В прошлом уже вполне определившиеся потребности техники влекли за собой выдвижение теоретических задач, решение которых было связано с открытием новых законов природы,созданием новых естественнонаучных теорий. В настоящее время открытие новых законов природы или создание теорий становится необходимой предпосылкой самой возможности появления новых отраслей техники. Складывается и новый тип науки,отличающийся своим теоретическим и методологическим фундаментом и своей общественной миссией от классической науки прошлого. Этот прогресс науки сопровождается переворотом в средствах научного труда, в технике и организации исследований, в системе информации. Все это превращает современную науку водин из самых сложных и непрерывно растущих социальных организмов, в наиболее динамическую, подвижную производительную силу общества.

Итак, существенным признаком понятия НТР в узком его смысле, ограниченном рамками процессов,происходящих в области собственно естествознания и техники, является слияние революционного переворота в науке и революционного переворота в технике в единый процесс, причем наука выступает в отношении техники и производства в роли ведущего фактора, прокладывающего пути их дальнейшего развития.

Успех науки позволил создать такие технические средства, которые могут заменить и руки (физический труд), и голову(умственный труд человека, занятого в сферах управления, конторской деятельности, и даже – в области самой науки).

Проделанный выше анализ логично подводит к определению самого понятия «НТР». В официальных и научных источниках [ ] понятие НТР трактуется по-разному, но смысловое единство определений не нарушается.



Научно-техническая революция есть коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства,непосредственную производительную силу.

2. Перспектива НТР в России.Проблемы и пути их решения.

Для того чтобы оценить перспективы научно-технической революции в нашей стране, необходимо прежде определить диапазон тех условий, которые являются необходимыми и достаточными для ее возникновения и успешного развития в любом государстве,затем соотнести эти условия с нынешней ситуацией в России и синтезировать соответствующие выводы.



Первое. Чтобы реализовать сложный научно-технический проект нужна современная материально-техническая база.Без нее самые смелые идеи и изобретения останутся на бумаге. Наша страна первой в мире создала атомную электростанцию, запустила первый искусственный спутник Земли, первой послала в космос человека. Но все это, к сожалению,осталось в прошлом. Сегодняшняя материально-техническая база России представлена теми производительными силами, что достались ей в наследство от СССР. Отставание в экономике, наметившееся в годы «застоя», было закреплено в период «перестройки» и в геометрической прогрессии стало нарастать в эпоху постсоветского «переходного периода».

Кризис в экономике явление обычное для любой страны, ориентированной на рыночные отношения. Но его средняя продолжительность в Европе, США, странах Азии не превышала 1-2 (в крайнем проявлении – 4) лет. Затем страна быстрыми темпами (с приростом ВВП 8-20 % в год) восстанавливала свои экономические позиции. А в некоторых странах случалось «экономическое чудо» - небывалый научно-технический прогресс с выходом на лидирующие позиции в мире.

В России пока рассчитывать на чудо не приходится. Кризис, перешагнувший во времени на второе десятилетие обусловил отставание нашей экономики на 15-20 лет. И это еще оптимистическая оценка. В середине 90-х годов у нас отмечалось «замедление скорости спада» производства, а в 2000-2002 гг. (по официальным данным)наблюдается прирост производства 1.5-2.5 % в год. При этом оборудование предприятий не обновляется, амортизация основных фондов материально-технической базы осуществляется всего на 5-10 % от потребности.

Следовательно, по первому рассматриваемому условию ожидать качественного переворота в динамике общественного производства (т. е. – НРТ) не приходится.



Второе. Чтобы осуществить прогрессивный технический замысел – от переоборудования рабочего места до освоения космоса, нужно располагать финансовыми средствами. Если,фантазируя, допустить, что такие средства у России вдруг появятся, то при их рациональном использовании можно в значительной степени избавиться и от проблем в 1-й (рассмотренной выше) области необходимых условий. То есть – обновить и нарастить материально-техническую базу производства.

К сожалению, сегодня государство имеет огромные финансовые долги по взятым ранее кредитам и займам. Выплачивать эти долги предстоит и нам, и нашим детям. Вряд ли в этих условиях удастся изыскать деньги для финансирования науки, в расчете тем самым инициировать новую научно-техническую революцию.



Третье. Страна должна обладать высокоподготовленными кадрами специалистов в сфере производства.Даже если допустить, что у России и появились финансы, и закуплены соответствующие средства производства, без профессионала-рабочего никакого экономического подъема не будет.

В настоящее время в России разрушена даже та несовершенная база подготовки молодежи в сети профессионально-технических училищ, которая сложилась в Советском Союзе. Более того, растет число просто неграмотных, деградированных, опустившихся,пораженных алкоголем и наркотиками, умственно отсталых детей. Это тот слой граждан, который завтра будет препятствием на пути не только НТР, но и какого-либо развития вообще.



Четвертое. Успешное развитие науки,техники, производства, культуры и быта во многом зависит от того, имеются ли в стране в достатке талантливые ученые. Без них нельзя быстрыми темпами двигаться вперед. Зарубежными специалистами подсчитано, что для удвоения научных открытий (с ними связано напрямую развитие самых перспективных направлений производства) объем научной информации должен возрасти в 8 раз, а число ученых – в 16 раз. При этом расходы на науку должны быть увеличены в 32раза.

У нас в России есть и другая статистика. А именно: подготовка одного кандидата наук занимает в среднем 18 лет (10- школа,5- институт, 3- аспирантура), подготовка одного доктора наук – 24 года. Отсюда следует, что наука – самое сложное (в смысле революционного прорыва) звено в системе условий для научно-технической революции. Здесь ничего быстро не воссоздашь. Тем более катастрофичным представляется тот факт, что за последние 10 лет из России выехало за рубеж более 25 % наиболее известных и грамотных ученых, конструкторов. И процесс этот продолжается поныне.



Пятоеэто технологии. Сегодня они настолько сложны, что их освоение (не говоря уже о разработке новых и более совершенных) под силу только передовым государствам. В век информации и компьютеризации общества до 90 % всей вычислительной техники, имеющейся в России, приобретено за границей. Радиоаппаратура выпускается на базе японских,корейских, тайваньских и китайских комплектующих деталей. На военных самолетах установлены японские средства связи и локации, американские приборы навигации и т. д. На российских авиалиниях летают лайнеры, имеющих отечественный фюзеляж,но английские авиадвигатели.

С каждым годом остается все меньше тех технологических сфер, где Россия имеет приоритет или,хотя бы, не уступает мировому уровню.

Подитоживая сказанное, можно заключить, что перспектива научно-технической революции у России является неблизкой. Вместе с тем, иного пути, кроме научно-технического прогресса у нее нет. Решать имеющиеся проблемы предстоит комплексно, и задача эта – не ученых, не промышленников, не конструкторов и не экономистов. Эта задача должна быть государственной.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница