Методические рекомендации по изучению дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах»



Скачать 171.69 Kb.
Дата01.05.2016
Размер171.69 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины
        1. «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах»


для студентов 1 и 3 курсов специальности 040104 – «Организация работы с молодежью»

Автор: Сидорова М.И., к.п.н., доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах» - формирование у студентов профессиональных знаний в области технологии работы с молодежью в условиях городских и сельских поселений.

Основные задачи курса «Специфика работы с молодежью в городском и сельском социумах»:

  • раскрыть базовые теоретические подходы к работе с молодежью в сельском и городском социумах;

  • сформировать научные представления о технологиях работы с молодежью в условиях разных типов поселений;

  • представить содержание социальных технологий работы с городской и сельской молодежью;

  • определить специфику деятельности организатора работы с молодежью в современных социально-экономических условиях города и деревни.

Данный курс является одним из важных к пониманию специфики организации работы с молодежью. Полученные в рамках дисциплины знания во многом способствуют формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в области реализации социальных технологий работы с молодежью.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:



  • особенности и тенденции развития городского и сельского социумов;

  • сущность и специфику городского и сельского образа жизни;

  • содержание социальных проблем городской и сельской молодежи;

  • технологии работы с молодежью в условиях разных типов поселений;

владеть умениями и навыками:

  • поиска необходимой информации в рамках изучаемого курса;

  • реализации технологий работы с молодежью в городском и сельском социумах;

  • рефлексии и самооценки.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

ауд.

Лк

Пр/

СМ

ЛБ

СР

1.

Формы расселения людей как условие их жизнедеятельности


6

4

2

-

10

2.

Городской социум и его влияние на социализацию молодежи


12

6

6

-

12

3.

Специфика сельского образа жизни


12

6

6

-

12

4.

Технологии работы с молодежью в городском и сельском социуме

14

8

6

-

16

Итого:

44

24

20

-

50


Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа)

Тема: Формы расселения людей как условие их жизнедеятельности

План:

        1. Понятия «поселение» и «расселение».

  1. Город как вид поселения.

  2. Сельские поселения.

  3. Пути сближения города и деревни как технологии решения социальных проблем.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите основные формы расселения людей в современных условиях с учетом их эволюции.

  2. Каковы особенности городского поселения?

  3. По каким критериям могут быть типологизированы города?

  4. Определите особенности сельского поселения.

  5. Назовите основные виды сельских поселений.

  6. Проанализируйте пути решения социальных проблем города и деревни.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Используя свои наблюдения по месту проживания и учебы, определите основные черты сходства и различия между городом и деревней.

  2. Покажите это на примерах различных типов (и видов) городов и деревень.

  3. Назовите различия и сходства между городом и деревней в различных регионах страны, в разных странах.

  4. Каково положение городов и деревень (сел) в современной России? Как сложились отношения между ними?

  5. Охарактеризуйте процесс преодоления различий между разными формами расселения людей как магистральный путь сближения условия их жизнедеятельности.

  6. В чем состоит роль социальной работы в этом процессе?


Основная литература:

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

  2. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2006.


Дополнительная литература:

  1. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы. - М.: КноРус, 2011.

  2. Павленок П.Д. Социология. - М.: Дашков и К, 2007. - 580 с.

  3. Холостова Е.И. Социальная работа.- М.: Дашков и К, 2006. - 668 с.



Практическое занятие №2 (6 часов)

Тема: Городской социум и его влияние на социализацию молодежи

План:

  1. Город как феномен социокультурного развития.

  2. Городской образ жизни и его особенности.

  3. Социальные проблемы города.

  4. Специфика социализации молодежи в городском социуме.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите основные  особенности дефиниции «город».

  2. В чем заключается территориально-демографические, политико-административные, экономические и социокультурные основание дефиниции «город»?

  3. Охарактеризуйте социальные проблемы города.

  4. Назовите особенности городского образа жизни.

  5. Каким образом городской социум влияет на социализацию молодого поколения?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определения основным понятиям темы: город, городской образ жизни, городской социум.

  2. Выпишите из учебника А.В. Мудрика «Социализация человека» особенности влияния города на социализацию человека (С. 110-115).

  3. Охарактеризуйте влияние городского образа жизни на молодежь.


Основная литература:

  1. Жигунова Г.В. Социальные проблемы города. - Мурманск: МГТУ, 2009. - 108 с.

  2. Мудрик А.В. Социализация человека.- М.: Академия, 2004. - 304 с.

  3. Пирогов С.В. Социология города. - М.: Новый учебник, 2004. - 208 с.


Дополнительная литература:

  1. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы. - М.: КноРус, 2011.

  2. Обедков А. П. Эволюция сети городских поселений и особенности урбанизации северного региона // Экология урбанизированных территорий. - 2009. - № 1. - С. 19-26.

  3. Павленок П.Д. Социология. - М.: Дашков и К, 2007. - 580 с.

  4. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. - М.: Дашков и К, 2006. - 596 с.



Практическое занятие №3 (6 часов)

Тема: Специфика сельского образа жизни

План:

  1. Село как предмет изучения социологии.

  2. Черты сельского образа жизни.

  3. Социальные проблемы молодежи на селе.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите предмет социологии деревни (села).

  2. Назовите специфические черты сельского образа жизни.

  3. В чем отличие городского и сельского образа жизни?

  4. Охарактеризуйте социальные проблемы молодежи на селе.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу, характеризующую особенности городского и сельского образа жизни по критериям: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни и др.

  2. Выпишите основные особенности сельской культуры из учебника «Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» под ред. П. Д. Павленка. - М., 2006. – С. 281. Проследите их влияние на социализацию молодежи на селе.


Основная литература:

  1. Мудрик А.В. Социализация человека.- М.: Академия, 2004. - 304 с.

  2. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / под ред. П. Д. Павленка. - М.: Дашков и К, 2006. - 596 с.

  3. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Чупина Г.Н. Сельская семья и социальная работа. – М., 2005. – 242с.


Дополнительная литература:

  1. Григорьев С. И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале XXI века // СОЦИС. - 2010. - № 9. - С. 39-44.

  2. Гурьянова М. П. Формирование у детей ценностного отношения к сельскому образу жизни // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 17-25.

  3. Нечипоренко О. В. Сельское население и реформы аграрной сферы: адаптация или деградация? // СОЦИС. - 2009. - № 6. - С. 57-66.



Практическое занятие №4 (6 часов)

Тема: Технологии работы с молодежью в городском и сельском социуме

План:

  1. Особенности технологий социальной работы с городской молодежью.

  2. Технологии работы с молодежью в сельском социуме.

  3. Основные пути совершенствования технологий социальной работы в городе и сельской местности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите факторы, определяющие специфику технологий работы с молодежью в городе.

  2. Охарактеризуйте основные направления социальной работы с молодежью в сельской местности.

  3. Каковы методы социально-коммуникативной деятельности в городе и деревне?

  1. Определите пути совершенствования технологий социальной работы с молодежью в городе и сельской местности.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Охарактеризуйте особенности применяемых технологий социальной работы в городе и сельской местности (с учетом вашего места жительства, ваших родителей, знакомых).

  2. Составьте сравнительную таблицу:

Технология

Специфика применения в городе

Специфика применения на селе











Основная литература:

  1. Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью. - М. : Гардарики, 2008. - 204 с.

  2. Методики и технологии социальной работы.- М.: СОЦИОНОМИЯ, 2004. - 95 с.

  3. Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.

  4. Технологии социальной работы: учебник / общ. ред. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 398 с.

  5. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2007. - 432 с.

Дополнительная литература:

  1. Камышникова Л.Л. Деятельность участковой социальной службы // Работник социальной службы. - 2006. - №3. - С. 35 - 51.

  2. Мухаметзянова Г. Глобальные и региональные аспекты в социальной работе // Социальная работа. - 2006. - №4. - С. 8 - 12.

  3. Пыхтин С.И. Социальная работа на селе - важнейший аспект социального развития регионов России // Социальная работа. - 2007. - №3. - С. 5 - 7.

  4. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002.

  5. Технология социальной работы: учебник / под ред. Чернецкой А. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 400 с.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

  2. Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы. - М.: КноРус, 2011.

  3. Методики и технологии социальной работы.- М.: СОЦИОНОМИЯ, 2004. - 95 с.

  4. Мудрик А.В. Социализация человека.- М.: Академия, 2004. - 304 с.

  5. Павленок П.Д. Социология. - М.: Дашков и К, 2007. - 580 с.

  6. Пирогов С.В. Социология города. - М.: Новый учебник, 2004. - 208 с.

  7. Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.

  8. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2006.

  9. Технологии социальной работы: учебник / общ. ред. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 398 с.

  10. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Чупина Г.Н. Сельская семья и социальная работа. – М., 2005. – 242с.


Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Григорьев С. И. Социология жизненных сил российского села и сельского жителя в начале XXI века // СОЦИС. - 2010. - № 9. - С. 39-44.

  2. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. – Минск, 2000. – 448 с.

  3. Гурьянова М.П. Формирование у детей ценностного отношения к сельскому образу жизни // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 17-25.

  4. Жигунова Г.В. Социальные проблемы города. - Мурманск: МГТУ, 2009. - 108 с.

  5. Камышникова Л.Л. Деятельность участковой социальной службы // Работник социальной службы. - 2006. - №3. - С. 35 - 51.

  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

  7. Мухаметзянова Г. Глобальные и региональные аспекты в социальной работе // Социальная работа. - 2006. - №4. - С. 8 - 12.

  8. Нечипоренко О. В. Сельское население и реформы аграрной сферы: адаптация или деградация? // СОЦИС. - 2009. - № 6. - С. 57-66.

  9. Обедков А. П. Эволюция сети городских поселений и особенности урбанизации северного региона // Экология урбанизированных территорий. - 2009. - № 1. - С. 19-26.

  10. Пыхтин С.И. Социальная работа на селе - важнейший аспект социального развития регионов России // Социальная работа. - 2007. - №3. - С. 5 - 7.

  11. Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. - М., 2005.

  12. Технология социальной работы : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002.

  13. Технология социальной работы : учебник / под ред. Чернецкой А. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 400 с.

  14. Фирсов М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2007. - 432 с.

  15. Холостова Е.И. Социальная работа.- М.: Дашков и К, 2006. - 668 с.



Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- оборудованные аудитории;

- стенды;

- схемы;


- сравнительные таблицы.
Примерные зачетные тестовые задания:

  1. Молодежь – это часть населения в возрасте:

а) от 14 до 30 лет;

б) от 18 до 30 лет;

в) от 15 до 25 лет.


  1. Процесс исторически складывающегося размещения людей на территории региона, страны, мира называется:

а)расселение;

б)поселение.



  1. К технологиям, применяемым в работе с молодежью в сельской общине относятся:

а) социальная диагностика;

б)социальная профилактика;

в)социальная терапия;

г)социальная помощь и защита;

д)информационные технологии;

е)коммуникативные технологии;

ж)все вышеперечисленное.


  1. Город – вид поселения, для которого не характерны:

а)концентрация большого количества жителей;

б)высокая плотность населения;

в)моноэтнический состав населения;

г)дифференцированная социально-профессиональная структура населения.



  1. Неустойчивость социального статуса, небольшая значимость территориальных общностей жителей, слабый социальный контроль поведения человека характерны для:

а)городского образа жизни;

б)сельского образа жизни.



  1. Влияние типа поселения определяют специфику:

а)стихийной социализации человека;

б)относительно направляемой социализации;

в)относительно социально контролируемой социализации.


  1. К числу социальных проблем городов не относятся:

а)миграционно-демографические проблемы;

б)проблемы мобильности населения;

в)проблемы социальной структуры занятости.


  1. Отток городского населения в пригороды называется:

а)субурбанизация;

б)сегрегация;

в)ассимиляция.


  1. Понятие «образ жизни» - общесоциологическая категория, применяемая для характеристики:

а)совокупности конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни, складывающейся в качественно определенный, упорядоченный способ жизни;

б)совокупности социальных условий и способов реализации потребности людей;

в)всего вышеназванного.


  1. Совокупность количественно измеряемых параметров образа жизни носит название:

а)уровень жизни;

б)качество жизни;

в)стиль жизни.


  1. Социокультурная гетерогенность – одна из черт:

а)городского образа жизни;

б)сельского образа жизни.



  1. Компактная пространственная группировка поселений, главным образом городских, объединенных в сложную систему многообразными интенсивными связями –

а)агломерация;

б)конгломерация;

в)ингломерация


  1. Деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, носит название:

а)социальная защита;

б)социальное обслуживание;

в)социальная помощь.


  1. Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования, проявляющаяся в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях:

а)социальная защита;

б)социальное обслуживание;

в)социальная помощь.


  1. Процесс экстенсивного роста численности населения и размеров городов -

а)урбанизация

б)пауперизация



в)антиномизация.

Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Понятия «поселение» и «расселение». Основные формы расселения людей в современных условиях.

  2. Город как вид поселения. Типология городов.

  3. Типологизация сельских поселений.

  4. Город как феномен социокультурного развития.

  5. Понятие  и виды социального пространства города.

  6. Социальные проблемы города.

  7. Специфика городского образа жизни.

  8. Особенности социализации молодежи в городе.

  9. Село как предмет изучения социологии.

  10. Черты сельского образа жизни.

  11. Социальные проблемы молодежи на селе.

  12. Особенности технологий социальной работы с городской молодежью.

  13. Характеристика технологий социальной работы с сельской молодежью.

  14. Специфика реализации социальной работы на селе.

  15. Методы социально-коммуникативной деятельности в сельской среде.

  16. Система социальных служб помощи населению в городе и на селе.

  17. Социальная работа с молодой семьей в городском и сельском поселении.

  18. Работа с безработной молодежью в городе и деревне.

  19. Требования к организатору работы с молодежью при реализации социальных технологий с молодежью в городском и сельском социумах.

  20. Основные пути совершенствования технологий социальной работы в городе и сельской местности.


Примерная тематика рефератов

  1. Социальные проблемы городов.

  2. Город и здоровье: медицинские аспекты городской жизни.

  3. Экология городской среды.

  4. Религиозная терпимость как черта городской жизни.

  5. Уникальность и специфичность города как объекта изучения.

  6. Город как коммуникативная среда: особенности и проблемы.

  7. Маргинальность как характеристика городской среды обитания.

  8. Социокультурная динамика городской жизни.

  9. Городской образ жизни: понятие, сущностные характеристики, концепции.

  10. Вид поселения как мезофактор социализации.

  11. Социализация молодежи в городе.

  12. Особенности социализации молодежи на селе.

  13. Сельский социум как объект системного исследования.

  14. Сельская социальная среда как педагогический фактор.

  15. Сельская школа как открытый социальный институт.

  16. Сельская школа в системе социальных служб помощи населению.

  17. Социальная работа на селе как специализированный вид практики.

  18. Система допрофессиональной и профессиональной подготовки молодежи на селе.

  19. Социальное обслуживание в малых и отдаленных сельских поселениях.

  20. Аграрная структура общества и семья.

  21. Адаптационный потенциал сельской семьи.

  22. Ролевое взаимодействие в сельской семье.

  23. Воспитание детей в сельской семье.

  24. Социальные технологии работы с сельской молодежью.

  25. Решение проблемы безработицы в городе и деревни.

  26. Работа с семьями «группы риска» в городском и сельском социумах.

  27. Пути оптимизации социальной работы сельской молодежью.

  28. Особенности социальной работы с молодежью в городе и деревне.

  29. Истоки социальной работы на селе.

  30. Социальные проблемы молодежи в городе и в сельских поселениях: сравнительный анализ.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница